Научная статья на тему 'Модель компетенций управленческого персонала'

Модель компетенций управленческого персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2829
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ / МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова С. В., Ямалиева Л. А.

В статье рассматриваются различные модели компетенций управленческого персонала, а также определяются основные требования, предъявляемые к компетенциям руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель компетенций управленческого персонала»

Титова, С.В.,

кандидат педагогических наук, доцент,

декан факультета менеджмента, Набережночелнинский филиал института экономики, управления и права (г. Казань) e-mail: fabik_dog@mail.ru Titova, S.V.,

Ямалиева, A.A.,

ассистент кафедры экономики и менеджмента,

Набережночелнинский филиал КНИТУ им. А.Н. Туполева - КАИ Yamalieva, L.A.,

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА

Аннотация. В статье рассматриваются различные модели компетенций управленческого персонала, а также определяются основные требования, предъявляемые к компетенциям руководителей.

COMPETENCY MODEL MANAGEMENT PERSONNEL

Summary. The article discusses the various competency models of management personnel, as well as the requirements are identified, e predyavlyaemy to competence management.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, управленческий персонал, модель компетенций.

Key words: competence, competence, management personnel, competency model.

Фундаментом конкурентоспособности любой организации является ее персонал, а прочность этого фундамента определяется компетентностью, мотивированностью работников и их способностью к развитию.

Понятие компетенция является предметом исследования многих областей. Первое упоминание о компетенции датируется 1596 г., и до сих пор нет точного определения данного термина, а попытки установить его характеризуют как рабочие. В большинстве теоретических источников господствует убеждение, что основа любой фирмы - высококлассные менеджеры, от знаний и умений которых зависят конечные результаты деятельности организации. По мере развития общественных отношений изменяются и требования к руководителям. Так, в 80-х годах, в своих работах В. Макелвил отмечал, что «сердцем» любой организации являются компетенции.

В настоящее время существует множество подходов к определению термина «компетенция». В таблице 1 отражены некоторые из них. Таблица 1.

Подходы к определению понятия «компетенция»

Ф.И.О. ученого Суть определения

С.И. Ожегов Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен

Р. Боятцис Основная характеристика человека, которая причинно связана с эффективной работой

А.И. Турчинов Степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках конкретной должности

Г. Каннак Рациональное сочетание знаний, способностей, рассматриваемых на небольшом промежутке времени, которыми обладают работники данной организации

А.Я. Кибанов Рациональное сочетание знаний, способностей, рассматриваемых на небольшом промежутке времени, которыми обладают работники данной организации

Таким образом, компетенция представляет собой совокупность знаний, навыков, способностей управленческого персонала и персонала в целом, выполняющего определенные производственные функции, которые направлены на формирование конкурентных преимуществ организации. Иными словами, компетенция - это знания, а компетентность - умения (действия).

Российские ученые в своих подходах к компетенциям управленческого пероснала используют две основные группы (рис. 1).

Компетенции управленческого пероснала

специальные компетенции, которые непосредственно связаны со сферой профессиональной деятельности

базовые компетенции, которые основываются на эмоционально-волевых, коммуникативных, интеллектуальных и этических качествах

Рис. 1. Подходы к компетенциям управленческого персонала

Так, коммерческий директор доложен обладать знаниями в области коммерческой деятельности организации, иметь навыки анализа финансово-экономических показателей деятельности копании.

А к базовым компетенциям будут относиться: работоспособность, целеустремленность, активность, оптимизм, обучаемость, четкие нравственные принципы и т. п.

На основании данных подходов можно представить классическую модель компетенций управленческого персонала (рис. 2).

Рис. 2. Классическая модель компетенций управленческого персонала

Л. Спенсер придерживается несколько иной точки зрения на группы компетенций, выделяя следующие кластеры:

1. Достижение и действие: преданность делу; стремление совершить значимое; постановка сложных целей; инициирование действия; производительность труда; умение доводить дело до результата.

2. Личная эффективность: вера в себя; амбициозность и честолюбие; самомотивация; гибкость; решительность; настойчивость; осмысленность в работе; дисциплинированность.

3. Когнитивные компетенции: жажда знаний; способность учиться; эрудиция; профессиональная экспертиза; концептуальное мышления; аналитическое мышление; практические навыки; поиск информации.

4. Креативные компетенции: генерирование новых идей; оригинальность мышления; смекалка.

5. Менеджерские компетенции: дальновидность; ответственность; автономность; построение команды; командное лидерство; планирование.

6. Коммуникативные: коммуникабельность; построение отношений; умение объяснять.

Р. Бояцис определ компетенции на основе описаний эффективного и неэффективного поведения, руководствуясь инцидентами, различающими

более или менее эффективных менеджеров. Компетенции включили мотивы, черты личности, когнитивные и межличностные способности (рис. 3.).

Рис. 3. Компетенции управленческого персонала

Таким образом, несмотря на разность подходов и разное число составляющих компетенций, можно определить требования к компетенциям, которые должны быть:

- исчерпывающими, т. е. перечень компетенций должен включать все сферы профессиональной деятельности руководителя;

- сфокусированными, т. е. каждая из компетенций должна быть четко определена;

- доступными, т. е. ее формулировка должна быть понятна;

- конгруэнтными, т. е. компетенции должны поддерживать, развивать существующую корпоративную культуру;

- современными, т. е. компетенции должны отражать тенденции развития организации, сферы деятельности, общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефремова, Н.Е. Компетенции в организации. Формирование и оценивание [Текст] / Н.Е. Ефремова. -- М.: Национальное образование, 2012. -- 416 с.

2. Иванова, С., Болдагоев, Д. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации [Текст] / С Иванова, Д. Болдагоев. -- М.: Альпина Паблишер, 2012. -- 280 с.

3. Малыгина, О. Ключевая компетенция компании как конкурентное преимущество [Текст] / О. Малыгина // Проблемы теории и практики управления. -2010. -- № 10. -- С. 116-126.

4. Робертс, Г. Подход, основанный на компетенциях [Текст] / Г. Робертс. -- М.: Гиппо, 2010. -- 288 с.

5. Спенсер, Л., Спенсер, С. Компетенции на работе [Текст] / Л. Спенсер, С. Спенсер. -- М.: Гиппо, 2010. -- 384 с.

6. Субботина, В.Е. Компетенции специалистов [Текст] : словарь-справочник / В.Е. Субботина. -- М.: Инфра-М, 2007. -- 520 с.

7. Суховершина, Ю., Тихомирова, Е. Тренинг коммуникативной компетенции [Текст] / Ю. Суховершина, Е. Тихомирова. -- М.: Академический проект, 2010. -- 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.