Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО КАК ЛИДЕРА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА'

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО КАК ЛИДЕРА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / цифровые компетенции / государственный служащий / ИКТ-компетенции / интегративное мышление / коммуникации / сетевой этикет / цифровое сотрудничество / digital economy / digital competencies / civil servant / ICT-competencies / integrative thinking / communications / network etiquette / digital cooperation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Т.А. Васько, Е.В. Сумина

В статье анализируется компетентностная модель государственного гражданского служащего, разработаны рекомендации по совершенствованию положений должностного регламента в части квалификационных требований к компетенциям в сфере информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Т.А. Васько, Е.В. Сумина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF COMPETENCIES OF A CIVIL SERVANT AS A LEADER IN THE DIGITAL ENVIRONMENT: BASED ON FOREIGN EXPERIENCE

The article analyzes the competence model of the state civil servant, develops recommendations for improving the provisions of the official regulations in terms of qualification requirements for competencies in the field of information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО КАК ЛИДЕРА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА»

(Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

УДК 330.322.01

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО КАК ЛИДЕРА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Т. А. Васько Научный руководитель - Е. В. Сумина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: t.vasko12@yandex.ru

В статье анализируется компетентностная модель государственного гражданского служащего, разработаны рекомендации по совершенствованию положений должностного регламента в части квалификационных требований к компетенциям в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые компетенции, государственный служащий, ИКТ-компетенции, интегративное мышление, коммуникации, сетевой этикет, цифровое сотрудничество.

THE MODEL OF COMPETENCIES OF A CIVIL SERVANT AS A LEADER IN THE DIGITAL ENVIRONMENT: BASED ON FOREIGN EXPERIENCE

T. A. Vasko Scientific supervisor - E. V. Sumina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: t.vasko12@yandex.ru

The article analyzes the competence model of the state civil servant, develops recommendations for improving the provisions of the official regulations in terms of qualification requirements for competencies in the field of information and communication technologies.

Keywords: digital economy, digital competencies, civil servant, ICT-competencies, integrative thinking, communications, network etiquette, digital cooperation.

Цифровизация экономики и государственного управления одна из амбициозных задач плана развития Российской Федерации. Она требует большого количества профессиональных кадров в государственном секторе экономики. В эту эпоху цифровизации возникает конкурентная борьба за высококвалифицированные кадры. Появляются такие задачи как: привлечь, развить и удержать персонал. Особенно это заметно в областях связанных с созданием цифровых сервисов, платформ и управлении на основе накопленных (собранных) данных [1].

Один из сдерживающих факторов развития цифровой экономики на данном этапе - это низкий уровень цифровых компетенций государственных гражданских служащих. На территории страны необходимы специалисты «нового» качества, но «зарегламентированная» кадровая политика в России не способна быстро реагировать на динамику изменений на мировом уровне, что влечет за собой не достаточное количество востребованных специалистов.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

Для применения нужного компетентностного подхода и создания определенной модели поведения необходимо уделить большое внимание вопросу подготовке управленческих кадров, а точнее, формированию востребованных компетенций и их развития в «новой», цифровой среде. Необходимо увеличить скорость реагирования госуструктур на цифровые и технологические тренды, привести в соответствие или создать новую нормативно-правовую базу, которая будет отвечать «цифровым» критериям.

В следствии, во время подготовки востребованного кадрового резерва, поднимается вопрос о необходимости формирования модели компетенций госслужащих, которая могла бы отвечать современным требованиям цифровизации.

Цифровые компетенции входят в состав ИКТ-компетенций, являются дополнительным компонентом умений и навыков работы с возможностью обрабатывать цифровую информацию, работы с ПК и программными обеспечениями. Также включают в себя знания технологий информационной аналитики и информационной безопасности.

Для формирования универсальной компетентностной модели необходимо дополнить цифровые компетенции навыком создания цифрового контента, формирования цифрового сотрудничества, «сетевого» этикета, цифрового обмена и полной цифровой безопасности. Цифровые компоненты можно разделить на уровни:

- базовые компетенции;

- продвинутые компетенции;

- специальные компетенции.

Так же, как ранее упоминалось, необходимо внести изменения в нормативно правовые акты государственных органов власти, которыми утверждены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. [2]

При внесении изменений в нормативно-правовую базу следует рассмотреть следующие варианты:

1. Составить целостный список профессиональных знаний и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, которыми обязан владеть каждый государственный гражданский служащий, разделяющихся на специальные уровни требований в области информационно-коммуникационных технологий. В данный перечень могут вноситься изменения представителем нанимателя с учетом обязанностей, специфики и квалификации гражданского служащего, в конкретном государственном органе власти.

2. К базовым цифровым компетенциям стоит отнести те знания и навыки, приобретенные в высших учебных заведениях. Они обязательны к рассмотрению при принятии на государственную гражданскую службу на младшие группы должностей. Этих навыков будет достаточно так как, на низшие должностные позиции, как правило, принимают претендентов без опыта работы, знаниями, но без навыка работы со специальными информационными системами.

3. Продвинутые компетенции включают в себя следующие требования:

- навыки работы с системами межведомственного взаимодействия электронного документооборота;

- умения работать с системами управления государственными информационными ресурсами;

- навыки работы с информационно-аналитическими системами, обеспечивающими сбор, обработку, хранение, анализ информации;

- навыки работы с нормативно-правовыми информационными системами.

Знания основ информационной безопасности на данном уровне - необходимы.

4. Специальный уровень цифровых компетенций по отношению к базовому, дополняется навыком работы в узкой спецификации органа государственной власти. Так же необходимо обладать способностями работы с автоматизированными информационными

Секция «Проблемы и перспеативы международной интеграции в современном Уизнасе»

системами. Большое разнообразие информационных систем значительно расширяет перечень требований к знаниям и навыкам в сфере ИКТ.

Профессии, считавшиеся ранее чисто техническими, будут иметь спрос на творческие и межличностные навыки. К 2022 году особо важными для всех отраслей станут навыки коммерциализации и коммуникации, аналитика данных, опыт управления командой мультидисциплинарных специалистов. На всемирном экономическом форуме в 2020 году были названы базовые профессиональные навыки, среди которых были такие как, когнитивная гибкость, креативность, логическое и математическое рассуждение, чувствительность к проблемам, визуализация, активное восприятие и критическое мышление, самоконтроль и эмоциональный интеллект. Такие навыки особо необходимы для формирования общей компетентностной модели государственных гражданских служащих.

Способность рассмотреть проблемы с различных точек зрения, навык системного мышления, способность думать в нескольких проекциях, уметь раскрывать метафору вещей, опираясь на воображение - это и есть так база, которая важна для госслужащего, а точнее настоящего лидера в цифровой экономике.

Библиографические ссылки

1. Сумина Е.В. Международная кооперация в экономике как основа технологических приоритетов инновационного развития региона. Решетневские чтения [Электронный ресурс] : материалы XXIV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Решетнева (10-13 нояб. 2020, г. Красноярск); СибГУ им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск, 2020. - Ч. 2. С. 757- 759. - Режим доступа: https://reshetnev.sibsau.ru/page/materialy-konferentsii (дата обращения: 10.04.2021)

2. Сумина Е.В. Технологические приоритеты стратегического развития региона в условиях цифровой индустриализации/ Сумина Е.В., Зябликов Д.В. // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 3. - С. 1535-1554. Режим доступа: https://1economic.ru/lib/110663 (дата обращения: 08.04.2021)

© Васько Т. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.