Научная статья на тему 'Модель коммуникационного пространства музея'

Модель коммуникационного пространства музея Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3169
681
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОЛЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ / КУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС / MUSEUM COMMUNICATION / COMMUNICATIVE SPACE / SOCIOCULTURAL FIELD / CULTURAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кряжевских Марина Юрьевна

В статье рассматривается коммуникационное пространство музея как одна из основных категорий теории музейной коммуникации, исследуются его уровни и основные элементы, а также их роль в моделировании культурного дискура, презентуемого музеем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of museum communicative space

The article examines museum communicative space as one of basic denominations in museum communicative theory, surveys its layers and main parts and their share in simulating of cultural discourse presented by museum.

Текст научной работы на тему «Модель коммуникационного пространства музея»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 23. С. 64-67.

М. Ю. Кряжевских МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА МУЗЕЯ

В статье рассматривается коммуникационное пространство музея как одна из основных категорий теории музейной коммуникации, исследуются его уровни и основные элементы, а также их роль в моделировании культурного дискура, презентуемого музеем.

Ключевые слова: музейная коммуникация, коммуникационное пространство, социокультурное пространство, информационное пространство, коммуникативное поле музейной экспозиции, культурный дискурс.

Во многих современных работах музей позиционируется как коммуникационная система, однако это утверждение часто не предполагает за ним особого коммуникационного пространства и не изучает его составляющие в целом. Несмотря на то, что теория коммуникации признана отечественным музееведением как доминантная, еще не достаточно разработан понятийный аппарат, не изучены все коммуникативные составляющие экспозиции музея. Нам кажется, что сегодня более актуально рассматривать музей не столько как систему, но как пространство коммуникации или особое коммуникационное пространство, и эта статья является попыткой рассмотреть этот важный аспект музейной коммуникации. В работах по социологии, философии, культурологии, психологии, педагогике, риторике и даже архитектуре встречаются и ‘коммуникационное пространство’, и ‘коммуникативное пространство’, часто эти определения синонимируются. В настоящей статье мы дифференцируем эти понятия, выделяя в определении ‘коммуникационный’ процессуальное значение, характеризующее коммуникацию как процесс, а ‘коммуникативный’ рассматриваем как «обладающий свойством, способностью к коммуникации». Используя в нашей статье дефиницию ‘коммуникационное пространство’, мы подчеркиваем его неразрывную связь с коммуникационными процессами. И, напротив, рассматривая коммуникативные возможности экспозиции музея, говорим об особом ‘коммуникативном поле’.

Категория ‘пространство’ возникла и формировалась для выражения расположения объектов и их протяженности. Наиболее абстрактно его формулировка звучит в математике, где оно понимается как множество объектов, которые называются его точками

с заданными отношениями между ними, что определяет геометрию пространства.

Философское определение «пространства» - «1) форма созерцания, восприятия представления вещей, основной фактор высшего, эмпирического опыта; 2) способ существования объективного мира, неразрывно связанный со временем»1, актуализирует важнейшую его характеристику - временную.

Коммуникационное пространство музея -обширнейший пространственно-временной контекст, его объекты находятся между собой не только на физическом расстоянии, но во временной дистанции. Оно имеет синхроническую и диахроническую характеристики, в отличие от коммуникационной системы, которая существует только здесь и сейчас. «Включение в число участников музейной коммуникации людей, которые жили в прошлом или живут сегодня, но отделены от посетителя географическим или культурным барьером, позволяет рассматривать музейную коммуникацию как ритуал, происходящий в особом, отграниченном от повседневности пространстве, обладающий собственным кодом пространственно-временных соответствий (музейный хронотоп) и дающий возможность “конвертировать” разнообразное культурно-историческое содержание»2. Именно в коммуникационном пространстве музея разворачивается «диалог культур», по М. М. Бахтину, и моделируется культурный дискурс, который презентуется музеем.

Природа коммуникационного пространства музея актуализируется и в сравнении его с культурным (социокультурным) пространством, и информационным пространством. Термин ‘культурное пространство’ еще находится в активной разработке и пока не имеет единственного значения. Многие исследователи придерживаются мнения, что некор-

ректно употреблять термин ‘культурное пространство’, не акцентируя его социальную составляющую. Эти ученые предлагают термин ‘социокультурное пространство’, придерживаясь принципа взаимообусловленности «социального» и «культурного» в системах, порожденных человеческой творческой активностью, когда ценности и нормы человека или группы не только реализуются в социальных явлениях, но и эти явления определяют и формируют ценности и нормы.

Исследователи сходятся во мнении, что культурное пространство шире, чем территориальное определение; что оно подразумевает существование культурных ценностей и институтов и взаимодействие с ними индивидуума в рамках конкретных пространственных границ. А. В. Бабаева считает, что важными его признаками являются диалогичность и преемственность и только в нем возможно сосуществование прошедших и современных пластов культуры, а человек, формируя культурное пространство, осуществляет свое видение мира. Она дает такое определение культурного пространства: «Культурное пространство воспринимается как система регулятивных оснований человеческой деятельности и ее знаково-символического содержания, воплощенного в многообразных продуктах культурной практики. Каждое культурное пространство предстает как органическое целое, где все составные части объединены общими ценностями»3.

А. Г. Букин предлагает разделять «культурное пространство» и «пространство культуры», понимая последнее как хранилище и источник культурной жизни для локального сообщества, которое объединяет в себе не только физическое - ландшафт, климат, территорию поселения и т. д., но и символическое начало: язык, нормы, обычаи, ритуалы и т. д. В этом случае культурное пространство объединяет в себе весь комплекс взаимодействующих пространств культуры, выступая регулятором их взаимодействия. Исследователь отмечает, что «культурное пространство имеет структуру, включающую в себя функции оценки, связи и прогнозирования, реализующие динамику образной модели мира. Культурное пространство воплощает в себе образную модель окружающей действительности. Человек обитает в нём так же, как он обитает в пространстве физическом»4. Автор также говорит, что культурное пространство

и пространство культуры являются коммуникационными пространствами.

Культурный дискурс, который раскрывается в коммуникационном пространстве музея, является частью культурного (или социокультурного) пространства. Он разворачивается возле определенной образной модели прошлого (реже - настоящего), представляющего собой некую абстракцию, позволяющую видеть все элементы культуры в единстве.

В музейном коммуникационном пространстве циркулируют различные информационные потоки, что позволяет музею являться частью информационного пространства, понимаемого в широком значении, как совокупность результатов семантической деятельности человечества.

Информационное пространство в узком значении - это «термин, появившийся в начале девяностых годов двадцатого столетия в связи с необходимостью создания единого информационного пространства в России <...> Информационное пространство предполагает наличие: территории, где действует необходимое и достаточное для исчерпывающего информирования населения количество периодики и эфирных каналов; аудитории, представители которой имеют равные возможности общения со СМИ; норм и правил конструктивного (для развития района, региона, страны) взаимодействия печати, телевидения, радиовещания и населения; правового обеспечения информирования граждан и функционирования СМИ; интегрирующей системы ценностей, позволяющих продвижение государства, общества, граждан к общественному согласию. По мнению других исследователей, ИП определяется следующими основными компонентами: информацион-

ными ресурсами; информационно-телекоммуникационной инфраструктурой; системой массовой информации; рынком информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; сопряженностью с мировыми открытыми сетями; системой информационного законодательства»5. Коммуникационное пространство музея как часть информационного пространства обладает базой данных, технологиями их использования и сопровождения, которые, как и средства массовой информации, обеспечивают информационное взаимодействие граждан и орга-

66

М. Ю. Кряжевских

низаций, служат удовлетворению информационных потребностей общества. В число его компонентов входят информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура. Таким образом, как составляющая культурного (социокультурного) пространства коммуникационное пространство музея детерминируется как пространство, в котором в процессе музейной коммуникации моделируется некий культурный дискурс, и как составляющая информационного пространства оно презентует этот дискурс обществу с помощью различных информационных технологий.

Исследователь О. С. Сапанжа в работах, связанных с рассмотрением стратегии коммуникационных процессов музея, считает, что специфически-музейная коммуникация реализуется на «внутреннем» и «внешнем» уровне музейной коммуникации, отражающих особенности каждого из направлений музейной деятельности. По ее мнению, уровень «внутренней» коммуникации связан с реализацией коммуникационного процесса подготовки музейного пространства (изучение предмета музейного значения, его вовлечение в музейное собрание, извлечение его информационного потенциала, включение в экспозиционное пространство, предварительная разработка образовательных программ); уровень «внешней» коммуникации - с коммуникационным процессом его восприятия посетителем»6. Это утверждение кажется нам неточным, поскольку автор в данной классификации не учитывает внемузейное пространство, а шире - социум, с которым музей активно взаимодействует. Более продуктивным будет, на наш взгляд, такое содержание классификации уровней музейной коммуникации: «внутренний» уровень коммуникации

- уровень, который характеризует все коммуникативные акты, происходящие в пределах экспозиционного пространства, ограниченного зданием музея или границами музейного комплекса, и включает как подготовку музейного пространства, так и коммуникацию с посетителем; «внешний» уровень детерминирует коммуникационные процессы вне «стен» музея, за пределами музейного комплекса и характеризуется интеграцией информационного потенциала музея в социокультурную среду региона.

В зависимости от уровней, на которых осуществляется музейная коммуникация,

коммуникационное пространство тоже имеет две составляющие: внешнюю и внутреннюю. Поэтому мы будем говорить о внутреннем и внешнем коммуникационном пространстве.

Внешнее коммуникационное пространство музея довольно сложно описать, так как оно не ограничено территориально и обладает возможностью потенциально бесконечного расширения. В этом условно «открытом» пространстве происходит интеграция информативных ресурсов музея в конкретное общество и мировое сообщество. Именно в этом пространстве происходит трансформация транслируемого музеем культурного дискурса в некий бренд, который музей демонстрирует на культурном рынке как ценный товар и совокупность услуг.

Во внешнем коммуникационном пространстве музея осуществляются его горизонтальные и вертикальные коммуникационные связи с обществом. Именно в этом пространстве музей позиционирует себя как культурный, социальный и образовательный институт.

Коммуникационные связи, которые разворачиваются во внешнем коммуникационном пространстве, можно условно дифференцировать как «функциональные», включающие:

- «иерархические» отношения, которые расширяют коммуникационное пространство музея включением в него части административного пространства, где происходит вертикальная коммуникация;

- «партнерские» отношения, которые характеризуются горизонтальной коммуникацией, включающей коммуникационные связи с научным сообществом, социальными и образовательными институтами, творческими союзами, музеями и музейными объединениями того же или иного профиля, общественными организациями и частными лицами;

- «рыночные» отношения, в которых музей выступает и субъектом, и объектом рынка, будучи производителем товаров и услуг, и покупателем;

- и «информативные», которые осуществляются через особые каналы коммуникации, где происходит самопрезентация музея, такие как периодические музейные издания и музейный сайт.

Внутреннее коммуникационное пространство ограничено территориально - это территория музея или музейного объединения (исключение составляет выездная выставка или

экспозиция, когда внутреннее коммуникационное пространство механически интегрируется во внешнее). В отличие от внешнего, которое существует только здесь и сейчас, так как связано с текущими коммуникационными процессами, внутреннее коммуникационное пространство обладает и синхронической, и диахронической характеристикой: именно в нем развертывается «диалог культур» в Большом времени (по М. М. Бахтину).

К коммуникационным связям во внутреннем коммуникационном пространстве будут относиться все виды межличностной коммуникации между сотрудниками или же сотрудниками и посетителями вне музейной экспозиции и все виды коммуникации посетителя и сотрудников с культурным дискурсом.

Моделирование культурного дискурса происходит в рамках внутреннего коммуникационного пространства музея, в той его области, которую мы определяем как ‘коммуникативное поле музейной экспозиции’.

Коммуникативное поле музейной экспозиции - это такое информационное поле, которое создается за счет наличия у музейных артефактов, существующих в особом музейном хронотопе, коммуникативных свойств, то есть оно включает в себя все объекты экспозиции, обладающие коммуникативными свойствами.

К структуре коммуникативного поля экспозиции мы относим не только непосредственно способы организации информации во внутреннем музейном пространстве, но и внешний информационный контекст, в который заключена экспозиция. В коммуникативное поля музейной экспозиции, с нашей точки зрения, входят следующие составляющие:

- само здание музея, которое может быть историческим памятником или специально спроектированным современным сооружением;

- природный или городской ландшафт, так как музей всегда находится в неком пространственно-информационном контексте и в то же время выступает его информационным центром, потому что объединяет все источники информации, находящиеся в его радиусе;

- интерьер музея, который вместе с архитектурой здания создает законченный образ экспозиции;

- музейные предметы или «мемории», представляющие собой информационно наполненные объекты.

Все структурные компоненты коммуникативного поля музейной экспозиции (здание музея, природный или городской ландшафт, интерьер, музейные предметы) детерминируются нами как элементы особого «музейного» языка, с помощью которого осуществляются невербальные процессы музейной коммуникации.

Итак, коммуникационное пространство музея - в нашем понимании, категория, сочетающая характеристики культурного и информационного пространства в контексте деятельности музея или музейного объединения, включающая внутреннее пространство музейной коммуникации, в котором на уровне осмысления, создания и демонстрации экспозиции бесконечно моделируется культурный дискурс, и внешнее, в котором музей трансформирует его и представляет в виде бренда, участвуя тем самым в социальных, культурных и рыночных отношениях.

Таким образом, коммуникационное пространство охватывает все коммуникационные процессы музея, способы их осуществления и каналы передачи информации.

Примечания

1 Новая философская энциклопедия / под ред.

B. С. Стёпина : в 4 т. М. : Мысль, 2001.

2 Концепция музейной коммуникации Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина. иЯЪ : http://www. future.museum.ru/lmp/projects/samara/ site/con-ceptZ1.htm.

3 Бабаева, А. В. Современная западная философия о культурном пространстве // Современная философия как феномен культуры : исследовательские традиции и новации. СПб., 2001. С. 27, 31.

4 Букин, А. Г. Культурное пространство и пространства культур : дис. ... канд. филос. наук. Чита, 2006. С. 11.

5 Лозовский, Б. Н. Журналистика : крат. слов. Екатеринбург, 2004. иЯЬ : http://www.eunnet. net/metod_materials/jdictionary/?xsln=article. х8Ь&М=а72.

6 Сапанжа, О. С. Стратегии коммуникационных процессов современного музея : авто-реф. дис. ... канд. культурологии. СПб., 2005.

C. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.