УДК 069 ББК 79.18
«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири
№2 (14). Июнь 2014 (http://md.islu.ru/)
Э.В. Смирнова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ МУЗЕЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье автор рассматривает трансформацию функций музея как социального и культурного института. Включение музея в пространство культуры позволяет объяснить особенности его духовного содержания, а так же те формы, в которых он функционирует. Ключевые слова: музей; музееведение; культура; теория музейной коммуникации
E. V. Smirnova
TRANSFORMATION OF FUNCTIONS OF MUSEUM IN MODERN
SOCIOCULTURAL SPACE
The author considers transformation of functions of museum as social and cultural institute. Conceptual inclusion of a museum in cultural space gi'ves a possibility to explain specificity of its spiritual maintenance, and also ways and forms of its functioning.
Key words: museum; museology; culture; theory of museum communication
Музей как социокультурный и исторический феномен всегда являлся отражением современной ему эпохи в наиболее значимых смысловыражающих формах, что определяло специфику его моделей и типов, а также попытки раскрыть сущность музея, его отличительные признаки. Изначальное понимание музея как собрания древностей и редкостей сменилось чередой определений, пытающихся охватить всю сложность и многомерность феномена современного музея.
В принятом в 2006 г. Международным советом музеев (англ. International Council of Museums, сокр. англ. ICOM) «Кодексе музейной этики ИКОМ» дано следующее определение музею: «Музей - некоммерческое учреждение на постоянной основе, действующее на благо общества и его прогресса, открытое для публики, которое приобретает, сохраняет, исследует, пропагандирует и
© Смирнова Э.В., 2014
экспонирует - в целях обучения, образования и удовольствия - материальные и нематериальныесвидетельствачеловекаиокружающейсреды»[Кодекс,2006]. В «Словаре актуальных музейных терминов», составленном отечественными специалистами, утверждается, что музей - это «культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. В процессе генезиса и исторической эволюции музей реализовался как открытое для публики некоммерческое учреждение, осуществляющее свои социальные функции на благо общества. Являясь институтом социальной памяти, музей отбирает, хранит, исследует, экспонирует и интерпретирует первоисточники знаний о развитии общества и природы - музейные предметы, их коллекции и другие виды движимого и недвижимого, материального и нематериального культурного наследия» [Словарь, 2009, с. 55-56]. Данное определение перекликается с мыслью русского философа Н.Ф. Федорова о том, что «музей есть выражение памяти общей для всех людей как собора всех живущих, памяти, неотделимой от разума, воли и действия...» [Федоров,1995, с. 39]. Именно аккумуляция и трансляция опыта встреч прошлого и настоящего, отдельного человека и всего человечества, человека и природы делает современный музей уникальным культурным институтом, раскрывающим своим содержанием специфику современной социокультурной ситуации, многомерность ее параметров, поливариативность форм культурных практик. Кроме того, в представленных выше определениях музея четко сформулированы основные функции музеев -это научно-документационная, охранная, исследовательская, образовательная.
В.М. Грусман, рассматривая социально-культурные функции современных отечественных музеев к традиционным информационно-интегративным и хранительным функциям добавляет образовательно-развивающую, преобразователь-но-созидающую и развлекательно-познавательную функции музея. Их интеграция позволяет рассматривать музей не только как средоточие ценностей истории и культуры, но и как центр духовной жизни, обеспечивающий комплексное использование культуросозидающего потенциала отечественных музеев.
«Функции развивающего образования и развлекательного познания способствуют преобразованию объекта музейного воздействия (имеется в виду, посетителя) в субъект социально-культурного творчества» [Грусман, 2001, с. 26].
Таким образом, изменение роли и статуса музея в современном мире влечет за собой трансформацию функций музея, что, в свою очередь, определяет развитие науки музееведения. Новации в музейной практике, начавшиеся во второй половине XX в., создали условия для формирования принципиально новой парадигмы музейной науки. Как считает одна из ведущих отечественных музееведов С.Н. Сотникова, эти новации способствовали формированию концепции музея как вполне самостоятельного способа моделирования различных феноменов социальной истории и культуры, обладающий большими информационными, познавательными и коммуникативными возможностями. [Сотникова, 2007]. Специфическим способом моделирования феноменов истории, культуры, природы в различных типах и видах музеев выступает музейная экспозиция, что не мешает ей оставаться носителем конкретной информации и специфическим каналом коммуникации.
Связанное с новыми требованиями к музеям изменение форм функционирования музеев привело к тому, что современное музееведение носит междисциплинарный характер и в его инструментарии используются методы общественных и точных наук: психологии, педагогики, социологии, информатики. Этот инструментарий все более активно использовался по мере возрастания коммуникативной функции музейной модели и развития музея как культурной формы.
Первым по времени востребования музеем инструментарием был инструментарий педагогики. Обращение к нему относится к концу XIX - началу XX столетия и связано с государственным реформированием школьного образования в сторону его политехнизации. Первые практические шаги были предприняты в Г ермании и России и заключались во введении в рамках школьных программ экскурсионного метода как лучшего способа практического освоения материала.
Школьная реформа способствовала формированию в начале XX в. в музейном сообществе устойчивого представления об образовательной миссии как одной из главных в деятельности музея. Можно сказать, что это был определенный шаг в будущем отказе музея от приоритетного обслуживания науки. Эти проблемы широко обсуждались на музейном съезде в России в 1912 г., а также в 1913 г. в Мангейме (Германия) на конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение». Конференцию вел А. Лихтварк, директор картинной галереи в Гамбурге - будущий основатель музейной педагогики. Первоначально музейная педагогика как смежная дисциплина в структуре музейной науки разрабатывала методы работы с подрастающим поколением посетителей. В настоящее время областью ее компетенции являются различные категории посетителей. «Музей в ХХ в. приобретает все более явные черты специального образовательного пространства. Новыми смыслами наполняется экспозиция, создаваемая в соответствии с задачами образовательного и социокультурного процессов, происходившими в музее. Она все чаще выступала в качестве содержательной среды и инструмента образовательной деятельности» [Тимофеева, 2010, с. 87]. «Музейный бум» 1960-х гг. вызван в первую очередь возрастанием значения образовательной функции музея. Появилась необходимость в музейных специалистах, помогающих посетителям вступать в диалог с музейными предметами и обладающих для этого необходимыми знаниями в сфере истории искусства, материальной и художественной культуры, психологии, а также владеющими педагогическим мастерством - музейных педагогах [Троянская, 2007, с. 21].
Второе самостоятельное направление музейной деятельности, также связанное с изучением посетителя, возникло в первой четверти - середине XX столетия. За рубежом оно известно как «изучение посетителя», в России его принято называть музейной социологией. Первоначально она зародилась как направление в практической деятельности музея в конкурентной борьбе за посетителя. В США, в первой четверти XX столетия, в музейном деле на волне экономического спада и уменьшения государственного финансирования раз-
вернулась борьба за мобилизацию всевозможных программ работы с посетителем как потенциальным и актуальным потребителем музейной информации. Регулярные исследования различных категорий посетителей с составлением банков данных о них начались в США в 1930-1940 гг. Социологический инструментарий, используемый в изучении музейного посетителя, пополнился идеями и методами теории коммуникации в 1950-е - начале 1960-х гг. В музейной науке он получил известность как коммуникационный подход. Наиболее существенный вклад в его разработку внесли канадские ученые М. Маклюэн и Д. Камерон.
В области музейных исследований теория коммуникации оказалась системообразующим звеном, которое позволило как систематизировать основные составляющие процесса общения между создателем музейного пространства (музеологом) и посетителем, так и выявить специфику актуализации культурных смыслов, порождения новых контекстов как необходимого фактора «прочтения» экспозиционного пространства [Сапанжа, 2007, с. 29]. Традиционный монолог музейного сотрудника с посетителем уступает место диалогу. Если инструментарий социологии помог музею определиться в приоритетных проблемах и темах, предлагаемых конкретным категориям посетителей, спланировав их на ближайшую и отдаленную перспективу, то коммуникационный подход позволил разрабатывать варианты базовых моделей общения с разными категориями посетителей.
Дальнейшее использование музейной наукой методов точных дисциплин шло по линии внедрения новых информационных и, прежде всего, электронных (компьютерных) технологий, во все направления музейной деятельности. Музейная информатика является в настоящее время вполне самостоятельным разделом музейной науки. Использование информационных технологий открыло дополнительные возможности индивидуального доступа к музейным собраниям, а также устройства виртуальных выставок. Кроме того, возникла реальная возможность создания принципиально нового - виртуального - музея. Существует ряд моделей, по которым разрабатываются виртуальные музеи: виртуаль-
ные каталоги (виртуальный музей спичечных этикеток: www.match.ru; виртуальный каталог икон: www.wco.ru/incons/; виртуальный музей авиации: www.russian.ru; виртуальная галерея современного искусства: www.art4.ru); виртуальный музей как образовательное пространство (интерактивные элементы сайта Метрополитен-музея в Нью-Йорке: www.metmuseum.org); виртуальный музей как демонстрация пространства реального музея (сайт Государственного Эрмитажа: www.hermitagemuseum.org); маркетинговая модель (виртуальный музей автопроизводителя Mazda: www.mazdausa.com) [Смирнова, 2010, с. 18].
В последние десятилетия в условиях рыночной экономики в сферу музейного управления внедряется инструментарий таких наук, как экономика и управление, формируя еще одну смежную дисциплину - музейный менеджмент. Рубеж ХХ-ХХ1 в. оказался для многих отечественных музеев временем тяжелых испытаний. Наступившая социально-экономическая и политико-правовая реальность поставила перед музеями задачу формирования новых принципов управленческой деятельности в музейной сфере. «В современных условиях арсенал управленческих отношений, складывающихся в процессе совместного труда, обогащается зарождением новых, в которых участники управленческого процесса вступают в отношения партнерства. Партнерские отношения, построенные на принципе создания некоего целого посредством последовательного добавления отдельных частей, предусматривают использование партнерских методов управления. Особенность этих методов заключается в том, что партнеры не командуют друг другом, не обмениваются услугами или денежными эквивалентами. В определенных ситуациях они действуют вместе для взаимной и собственной пользы» [Востряков, 2004, с. 7]. По прогнозам специалистов Российского института культурологии, в перспективе в музейном менеджменте сохранятся административные методы (прежде всего, связанные с деятельностью в области учета и хранения музейного собрания), большее распространение получат методы экономические, но наиболее эффективным средством привлечения ресурсов, формирования долгосрочных стратегий и оперативного регули-
рования музейной деятельности станут партнерские методы управления [Лебедев, 2001, с. 22].
Методологическим основанием для трансформации музейной науки в самостоятельное междисциплинарное направление явилось развитие музейного моделирования как самостоятельного способа фиксации и интерпретации феноменов истории, науки и культуры, обладающим большими гносеологическими, коммуникативными и информационными возможностями. Междисциплинарная сущность современного музееведения нашла яркое подтверждение в присутствии в его структуре смежных наук и постоянном их пополнении новыми дисциплинами.
Движение музея в сторону более широкой социализации, изменения представления о наследии, включившем в его состав широкий спектр культурных феноменов в различных формах бытования, наконец, природы - все это, вместе взятое, повлияло на музейную науку. Существенно изменилась ее методология, теория, категориальный аппарат; принципиально иным стал и ее статус. Начиная со второй половины XX в., четко обозначилось движение музееведения, возникшего и развивавшегося до этого как прикладное знание в сторону развития свойств музея как культурной формы, а также тенденция отхода музея от обслуживания предметной области знания в сторону развития коммуникативных функций. В выборе проблематики культурно-образовательной деятельности, все более ориентированной на широкого посетителя, приоритетное внимание стало отводиться актуальным социально-экономическим, экологическим, а также конфессиональным вопросам. Существенно изменились и формы презентации наследия и методы работы с посетителями, включившие живые формы общения вплоть до приемов театрализации событий истории и культуры.
Таким образом, процесс трансформации функций современного музея обогащает предметное поле музейной науки, что, в свою очередь, открывает новые горизонты развития самого музея. Перед современным музеем встают задачи, решение которых уже невозможно без теоретического осмысления и реализации в виде актуальных форм музейного функционирования.
Библиографический список:
1. Вост:^.яков, Л.Е. Современный музейный менеджмент [Текст] / Л.Е. Востряков // Экология культуры. - 2004. - № 3. - С. 3-22.
2. Грусман, В.М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев [Текст]: дис.…канд. пед. наук: 13.00.05 / В.М. Грусман. - СПб., 2001. - 186 с.
3. Кодекс музейной этики ИКОМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/culture-workers/proff-jetika/detail.php?ID=286800 (дата обращения: 12.05.2014).
4. Лебедев, А.В. Информационный менеджмент как технология организации музейной деятельности [Текст] / А.В. Лебедев, Н.А. Никишин // Музей будущего: информационный менеджмент : сб. статей. - М.: Прогресс-традиция, 2001. - С. 7-16.
5. Сапанжа, О.С. Основы музейной коммуникации [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050600 «Художественное образование» / О.С. Сапанжа. - СПб., 2007. - 116 с.
6. Словарь актуальных музейных терминов [Текст] // Музей. - 2009. - № 5. - С. 47-68.
7. Смирнова, Т.А. Цифровые технологии в пространстве музейной экспозиции: технические, концептуальные и коммуникационные возможности [Текст] / Т.А. Смирнова // Культура: управление, экономика, право. - 2010. - № 1. - С. 16-18.
8. Сотникова, С.Н. Музей в меняющемся мире (наука и практика) [Текст] / С.Н. Сотникова // Обсерватория культуры. - М.: 2007. - Вып. 2.
9. Тимофеева, Л.С. Трансформация образовательной функции музея: историческая ретроспектива (XVIII - начало ХХ века) [Текст] / Л.С. Тимофеева // Вопросы музеологии.-2010. - Вып. 1. - С. 82-88.
10. Троянская, С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетенции [Текст]: учеб. пособие / С.Л. Троянская. - Ижевск: Научная книга, 2007. - 139 с.
11. Федоров, Н.Ф. Музей, его смысл и назначение [Текст] / Н.Ф. Федоров // Из философского наследия (Музей и культура): сб. статей. - М.: Музей революции, 1995. - С. 34-72.