Научная статья на тему 'Модель интеллектуального образования в философии томизма'

Модель интеллектуального образования в философии томизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
252
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ерохин А. К.

Цель статьи представить влияние томизма на содержательную сторону философии образования. Для томизма важно утвердить Божественную сущность человека, поэтому в томистской модели образования самое пристальное внимание уделяется подбору таких предметов, как теология, этика и эстетика, воздействующих не столько на разум ученика, сколько на чувственную составляющую разума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Model of Intellectual Education in Philosophy of Thomism

The aim of the article is to present the influence of Thomism philosophy on the contansive aspect of philosophy of education. It is important for Thomism to confirm a divine nature of a person. Therefore the most persistent attention during the process of education is given to the selection of such subjects as Theology, Ethics and Aesthetics that influence not only on pupil's mind but also on emotional constituent of mind.

Текст научной работы на тему «Модель интеллектуального образования в философии томизма»

Я Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Вопр. философии. 1986. № 3. С, 107. '

7’ Розни В. М. Путешествие в страну непривычного знания / В. М. Розин // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, ал-

химия, магия в интеллектуальных традициях I — XIV вв. / сост. и общ. ред. И. Т. Касавина. М., 1996. С. 12.

8 Реалистическая философия / под ред.

B. Л. Обухова, В. П. Сальникова. СПб., 1999.

C. 455.

Поступила 15.03.06.

МОДЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ТОМИЗМА

А. К. Ерохин, докторант кафедры философии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Цель статьи — представить влияние томизма на содержательную сторону философии образования. Для томизма важно утвердить Божественную сущность человека, поэтому в томистской модели образования самое пристальное внимание уделяется подбору таких предметов, как теология, этика и эстетика, воздействующих не столько на разум ученика, сколько на чувственную составляющую разума.

Томизм, сочетающий в себе принципы ортодоксального христианства и философии Аристотеля, строит собственную концепцию философии образования. Концепция основателя томизма Фомы Аквинского преследует одну цель: показать, что мир и все существующее в нем движутся навстречу судьбе. Божественность созданной природы вещей тяготеет к полноте, т. е. к актуализации их уникальной потенциальности. Человечество является особым бытием в этом всеобщем плане. Характерные черты физической стороны человеческого бытия повторяют характерные черты бытия высших животных, но рациональные и духовные аспекты существования человека ведут его к судьбе, более высокой, чем у других созданных Богом вещей. Ее суть заключается в обогащении личностного бытия через сопричастность Богу.

Главная цель человечества состоит в познании природы и структуры вещей в этой сложной системе. Соответственно данной цели и строится система образования. Экклезиастское крыло томизма, представленное Жаком Маритеном и Джоном Г. Ньюманом, рекомендует к изучению дисциплины, имеющие дело с теистическими проблемами и христианскими доктринами. Исторически это составило основы католического образова-

ния в целом. Роберт Хатчинс и Мортимер Адлер как представители другого крыла томизма считают целесообразным отдавать предпочтение не религиозным дисциплинам, а светским, дающим знание о природе космоса и человека. Они предлагают, как и рационалисты, сделать акцент в образовании на логике, математике, языках и философии.

Томистская теория знания создает ряд плодотворных подходов к преподаванию и обучению. В частности, Мари-тен провозглашает основной целью образования развитие сущностной природы индивида, составляющей суть человеческого бытия1. Если исходить из того, что только наличие интеллекта позволяет человеку быть человеком, то образование является по преимуществу почвой, поддерживающей и питающей его интеллектуальные силы. Как говорит М. Адлер, «человеческий разум от природы тяготеет к учебе, пополнению знаний, подобно тому как земная природа стремится поддержать вегетацию»2. В томистской традиции истина — это соотношение мысли и реального хода вещей. Данная идея базируется на понимании того, что вся организованная устойчивая реальность, в которой мы живем, соотносится с требованиями разума. Обучение абстрактным идеям и принуж-

© А. К. Ерохин, 2006

дение разума к духовным поискам истины есть единственно верный метод, ведущий нас к цели.

С точки зрения томизма задача всех педагогических методов заключается в повышении рационального потенциала обучающихся. Решение данной задачи возможно лишь тогда, когда преподаватель тщательно составляет набор предметов, через изучение которых учащийся подготавливается к пониманию основных принципов или логических связей, а впоследствии и к пониманию структуры реальности. Ф. Аквинский признавал за человеком множество возможностей приращения знания, в том числе использование чувственного опыта для пересмотра научного знания. Истинные знания свидетельствуют о включенности чувственного опыта в процесс познания. Помимо него есть интуиция, ведущая к неизменному, абсолютному знанию (например, знанию первопричины). Истинные знания, получаемые с помощью интуиции или чистой внутренней рациональности, являются, по убеждению Ф. Аквинского, наиболее важным типом знания, который мы можем рассматривать как самоочевидность и «самосвидетель-ство».

В данном пункте томистская теория образования явно наследует концепцию образования Аристотеля и его идею о единой реальности, познаваемой прежде всего чувствами. В понимании Аристотеля актуальное развитие и приращение нового знания в основном происходят благодаря индукции. Поэтому процесс обучения является созданием в разуме картины реальности, корреспондирующей с реальным миром за пределами разума. Наш разум при рождении подобен чистой грифельной доске, на которой со временем остаются впечатления от внешнего мира. Роль учителя состоит в оказании помощи ребенку при организации обширного эмпирического опыта и структурировании всех его разрозненных элементов.

Удивительно, что ролевая модель учителя, созданная Аристотелем, акту-

альна и поныне. Маритен, следующий в философии установкам томизма, подчеркивает равную значимость для образования как скрупулезной работы преподавателя по формированию учебных планов и содержательной наполненности предметов, так и формальной дисциплины, которую школьный ментор обязан поддерживать. Только в таком случае хорошо дисциплинированный разум будет готов к управлению жизненными ситуациями, включая и те, что побуждают или вынуждают человека к продолжению обучения. Но дисциплина не может превращаться в самоцель, подчеркивает Маритен. Обучение должно проходить в атмосфере любви, творчества и достаточной свободы, приучающей разум к постоянной духовной работе.

Теория образования Маритена сфокусирована на роли интеллекта и волеизъявления в образовании. Аналогичное требование предъявляется к этическому и эстетическому образованию. Маритен уверен в способности и готовности разума формулировать точные моральные оценки. Эта готовность включает не просто возможность познания универсальных моральных законов, без которых Маритен и томизм в целом не мыслят гармонии общественной жизни и культуры, но и приложение их к конкретным ситуациям, рационально упорядоченным по принципу иерархической структуры реальности, созданной Ф. Аквинским. По убеждению последнего, размещение ценностей в иерархической последовательности детерминируется соотношением их актуальности и потенциальности. Актуальные ценности являются частью бытия, мерой реальности, согласованной с чем-либо, имеющим единичную природу;потенциальность же означает готовность ценностей к изменению в определенных тенденциях. Природа ценностей позволяет им одновременно быть тем, что они есть, и тем, чем они могут быть. В соответствии с данным принципом на одном уровне мы говорим об изучении интеллектуальных процедур, на другом —

о развитии способности воли следовать суждениям разума.

Следуя логике Ф. Аквинского, Мари-тен отводит разуму рациональную креативную роль. Разум задает индивиду цели и порядок моральных действий, а воля, подчиняющаяся интеллекту, ориентируется на директивы ценностной сферы (в данном случае этической), помогающие рациональному субъекту видеть эти цели. В любом акте жизненной ориентации личности интеллект призван руководить волей, находиться с ней в единстве. Таким образом, постижение морали является интеллектуальным актом, в котором воля играет не последнюю роль. Моральная ошибка происходит по причине либо игнорирования интеллекта, либо слабости воли. Две главные цели морального образования состоят в следующем: во-первых, подготовить человека к тому чтобы его интеллект признал, что правильно и что неправильно, во-вторых, принудить волю делать то, что признал разум.

Маритен защищает идею детерминированности поступков и настаивает на привлечении наилучших методов для воспитания воли в юных душах через показ одобряемого и неодобряемого, награждаемого и наказываемого и т. д. Цель методов заключается в подготовке молодого человека к ответственной взрослой жизни, к поступкам, мотивируемым доброй волей и моралью. Человечество, замечает Маритен, ищет истинные знания для того, чтобы определить не только природу мира, но и природу добра и красоты. Сказанное не означает, что каждый индивид всегда поступает согласно тому что он знает как образец добра или красоты. Это лишь означает, что человеческое бытие тяготеет к ценностям, потенциально стремящимся, в свою очередь, к актуализации.

В иерархическом порядке вещей, согласно концепции томизма, существует превосходство одних видов красоты и добра над другими. Роль рационального субъекта состоит в том, чтобы понять иерархические образцы добра и прекрас-

ного и соотнести с ними свою деятельность. Интеллект распознает добро и зло через понимание ценностей, существующих в реальности, а роль учителя заключается в тактичной подсказке при выборе таковых, разъяснении их значимости и постоянной тренировке следования им. В этом смысле Ф. Аквинский замечает, что воля может быть привычкой подчиняться добру. Постоянно следуя хорошим примерам и действуя в согласии с тем, что называется добром, ученик усваивает знания и превращает их в привычки. Сами привычки определяются как склонность или предрасположенность человека поступать и реагировать подходящим образом в определенных обстоятельствах. Культивирование моральных склонностей поддерживается «добродетелью».

Хотя Ф. Аквинский признает важность изучения, обсуждения и преподавания моральных правил и принципов, он все же видит моральную жизнь на более глубоком уровне, т. е. как бытие человека, формирующего и развивающего в себе и других людях такие добродетели, как справедливость и умеренность. Внутренний мир личности с точки зрения томизма обретает гармонию лишь в совокупности интеллектуальных и нравственных качеств. Поэтому образование должно в своих целях, программах обучения связать субъекта образования с «градом Божьим» и способствовать воплощению абсолютных ценностей в «граде земном».

Развивая идеи Ф. Аквинского, Маритен рассматривает доктрину грехопадения, в рамках которой допускается мысль о том, что интеллект и воля первых людей были весьма слабы. Однако он пытается доказать, что, несмотря на ошибки, вызванные недостатком воли, наше разумное и моральное бытие является достаточным вкладом в целостное бытие мира. Этот вклад усиливается с помощью Божественной благодати.

Вопрос о благодати в философии Маритена восходит к учению Ф. Аквинского об откровении как источнике зна-

ний. Это означает, что любое знание (в том числе и моральное) может быть добыто не только в результате активного напряжения наших собственных интеллектуальных сил, но и по инициативе Бога. Мы можем получить его как всеобщее знание путем откровения. Причем одни истины, обнаруженные нами таким путем, могут быть знанием разума (к числу таких истин относится знание о существовании Бога). Другие же истины, полученные через откровение (такие как структура Божественной Троицы), не могут быть познаны человеческим разумом. Согласно Ф. Аквинскому, истинное знание, достигаемое разумом, совместимо с истинным знанием, данным откровением.

Комментируя концепцию томистской этической системы, американский неотомист Вильям Мак-Гаккен определяет три области моральных обязательств, следующих в восходящем порядке: 1) по отношению к самому себе, 2) по отношению к человечеству и 3) по отношению к Богу3. Далее он конкретизирует эти обязательства внутри указанных областей. Важно понять, замечает он, что моральные ценности в системе не зависят от предпочтений человека, но коренятся в природе реальности.

Развитие интеллекта является, по мнению томистов, основной целью и в эстетическом образовании. Хотя для многих людей искусство ассоциируется с выражением чувств, Маритен считает, что в создание красоты и эстетических оценок вовлечен разум. Он пишет: «Творчество... не принадлежит только материальным организмам, это есть также знак и привилегия жизни в духовных вещах. Наш интеллект стремится к порождению. Это не что иное, как беспокойное стремление к творчеству, не только остающееся внутри нас, во внутреннем мире, но и переливающееся из нашей души во внешний мир. Поэтому интеллект работает и как материальное, и как духовное. Через природное сверхизобилие интеллект стремится выразить

наружу все, что может творить, он стремится провозгласить себя в работе»4. Таким образом, разум в искусстве лишь отражает природные тенденции, его роль в человеческом бытии состоит в том, чтобы творить красоту.

Интеллект учащихся должен быть подготовлен к полноценной эстетической деятельности, к ясному пониманию процесса создания совершенства и красоты. Маритен поясняет различие между видами эстетического творчества на примере двух сфер: высокого и прикладного искусства. Художники, творящие реальность высокого искусства (в музыке, живописи, скульптуре и т. д.), создают красоту ради нее самой. Те, кто работает в сфере прикладных искусств (ткачестве, гончарстве и др.), имеют своей целью создание полезных предметов, которые также могут считаться с точки зрения интеллекта прекрасными или, по крайней мере, приятными. Но поскольку прикладные искусства лишь дополняют чистое выражение красоты, они второстепенны по сравнению с высоким искусством.

В обоих видах искусства творческий интеллект создает эстетические суждения, являющиеся основой для создания концепции совершенства. «Красота высвечивает интеллект... потому что она, в сущности, означает определенное превосходство в отношении вещей к интеллекту»5. Среди особых критериев для суждений превосходства находятся целостность, гармония и ясность.

Преподаватель должен взращивать интуитивное восприятие и творческую направленность своих учеников. Их интуитивные способности позволяют исследовать технику искусства, а творческие возможности — обнаруживать его внутреннюю природу.

Маритен настаивает на необходимости введения в программы образования эстетических занятий как соответствующих природе человека: люди имеют врожденное стремление к творчеству, к знанию красоты, производству предме-

тов искусства. Именно поэтому они получают наслаждение от созерцания природы и умеют ценить прекрасное.

В качестве оценки обозначенных выше томистских идей следует отметить следующее.

Во-первых, некоторые исследователи считают, что в целеполагающем теологическом мире томизма нет места для свободы. Свободный выбор человека невозможен, если все делается автоматически навстречу тому, что уже предопределено. Подобный тезис, по-видимо-му, недостаточно обоснован. Из суждений Ф. Аквинского вытекает иной вывод, а именно: свобода человека выражается в его волеизъявлении применить на практике директивы интеллекта. Это значит, что человеческое бытие может быть изменено в определенных обстоятельствах и человек волен поступать случайным образом, т. е. делать то, что было бы невозможно при других обстоятельствах. Свободная воля также предполагает готовность идти против созданного людьми морального порядка.

Американский исследователь Дж. Герберт считает, что томистская эпистемология более адекватно выражает процессы и связи реальности, чем рационализм или натурализм, так как опирается на значимость эмпирического опыта и когнитивность абстрактных знаний6. По убеждению Ф. Аквинского, большинство истинных знаний, которыми мы обладаем, рождается в чувственном опыте, а затем концептуализируется в виде теории. Например, идея вещи рождается в нашем сознании лишь после того, как мы соприкасаемся с материальными вещами. Это и есть природный порядок человеческого знания.

Во-вторых, проблема томистской философии состоит в утверждении реального наличия универсальных ценностей, существование которых уходит корнями в устойчивую природу вещей. Признание взаимоотношений между концептуальным и эмпирическим, между абсолютным и реальным позволяет нам по-

нять, как абстрактные и универсальные принципы могут быть применены к многовариантным конкретным жизненным ситуациям, с которыми человеку придется столкнуться в повседневной жизни.

В философии образования томизм имел множество последователей. В XII столетии томисты подвергли критике ортодоксальный католицизм, апеллируя к иным системам философии (например, аристотелизму). В настоящее время Маритен обрушивается с резкой критикой на рационалистическую и натуралистическую системы образования. Философ пытается доказать, что образование развивает природную силу разума, который единственно отличает людей от всех других видов живого. Следовательно, он отдает предпочтение воспитанию интеллекта и интеллигентности как основам человеческого достоинства.

Некоторые критики считают, что преподаватели, придерживающиеся томистских взглядов, являются сторонниками «калистенической» и «шпинатной» концепций обучения". «Калистеническое» образование предполагает систему обучения, построенную на упорной зубрежке, тренировке интеллектуальных способностей обучающегося. Роль преподавателя при данном обучении сводится к выполнению функции надзирателя. «Шпинатный» имидж системы обучения возникает благодаря поддержанию жесткой самодисциплины учащегося, за счет чего формируются его интеллект и характер. Что бы ни изучал ученик в школе, все изучаемые предметы полезны для его развития (как шпинат для здоровья). Уинстон Черчилль однажды заметил, что до тех пор, пока мальчику не нравится учиться, можно учить его всему, чему угодно. Парадоксальность его высказывания содержит здравую идею о расстановке приоритетов в образовании и прежде всего о приоритетности наиболее трудных предметов. Их упорное изучение приносит наибольшую пользу как в плане формирования навы-

ков самодисциплины, так и в плане повышения уровня образованности.

В основном томисты отказываются от так называемого «дисциплинарного образования». Они полагают, что в классах и аудиториях преподаватель должен нацеливать слушателей не на дисциплину, а на тяжелую интеллектуальную работу. Образование должно побуждать учеников и студентов к творческому и свободному самовыражению, поскольку Бог как абсолютный свет мотивирует их в образовании к актуализации данного им гуманитарного потенциала.

Мы имеем только одного учителя — Христа, говорит Библия, и только он, находящийся внутри нас, может нас учить. Учитель имеет право лишь указать ученику на некоторые вещи, сформулировать понятия, о которых он должен составить представление, прежде чем будет судить о чем-либо. Но судить обо всем человек должен сам. Роль учителя заключается в том, чтобы научить учеников следовать тому Божественному, что есть в них как в людях.

Томистская концепция образования теологична. Она построена как система, призванная в первую очередь подтвердить Божественную сущность мира и человека. В связи с поставленной целью в томистской модели образования самое пристальное внимание уделяется подбору таких предметов, как теология, этика и эстетика, воздействующих не столько на разум ученика, сколько на его чув-

ственную составляющую. Поэтому для томистской системы обучения так важны дисциплина, повторение нравственных правил, контроль над разумом и волей ученика. С помощью данных методов вырабатываются привычки поступать нравственным способом и следовать только тем ценностным образцам, которые наставниками были объявлены наилучшими. В результате главная цель томистской модели образования заключается в подготовке человека к творческой моральной жизни, представляющей собой нечто большее, чем простое абстрактное знание того, что есть добро или зло. От человека требуется действо-вание в соответствии с моральным знанием. Моральная жизнь в конечном счете становится той сутью, которая определяет человека как личность.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Maritain ./. Education at the Crossroads / J. Maritain. New Haven, 1943. P. 1—2.

2 Adler M. In Defense of Philosophy of Education // Philosophies of Education / ed. by N. B. Henry. Chicago, 1942. P. 1.

3 Cm.: McGucken W. Philosophy of Catholic Education / W. McGucken ft Philosophies of Education. P. 221.

4 Maritain J. Creative Intuition in Art and Poetry / J. Maritain// Bollingen Series 35. N. Y., 1953. № 1. P. 161.

* Там же.

*С-м.: Johnston H. A Philosophy of Education/ H. Johnston. N. Y„ 1963. P. 47.

7 Cm.: Peterson M. L. With All Your Mind. A Christian Philosophy of Education / M. L. Peterson. Notre Dame, Indiana, 1993. P. 48.

Поступила 22.08.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.