УДК 004: 378.1: 802/809 ББК 74.58: 81.2-5: 32.81
Тамбиева Софья Исмаиловна
соискатель г. Карачаевск Tambieva Sophya Ismailovna
Applicant for a Degree Karachaevsk
Модель интеграции Интернет-ресурсов в процесс профессионального обучения иностранному языку Integration Model of Internet Resources in the Process of Professional Foreign Language Teaching
В данной статье рассматривается вопрос интеграции Интернет-ресурсов в процесс профессионального обучения и изучения иностранного языка; раскрываются направления и пути реализации интеграционных аспектов обучения; рассматривается многоуровневая модель реализации Интернет-технологий в процессе профессионального обучения ИЯ и на ее основе строится собственная модель с детальным описанием каждого компонента
The article considers the question of Internet resources integration in the process of professional foreign language teaching and learning. The area and the ways of integration aspects realization in education are discovered. We consider the level-based model of the Internet technologies realizing in the process of professional foreign language teaching and we construct the new model with detailed description of each component on its basis.
Ключевые слова: модель интеграции, интернет-ресурс, иностранный язык, интегративный подход
Key words: integration model, Internet resource, foreign language, integrative approach.
Одним из основных условий реализации стратегических целей модернизации российского образования на практике является решение фундаментальной задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих современными инфокоммуникационными средствами, в частности, Интернет. Расширение информационного пространства за формальные пределы в параллельные структуры системы непрерывного образования и формирование навыков деятельности в конкретных ситуациях определяют ключевую роль компе-тентностного подхода в профессиональном развитии педагогов любых специальностей в области применения ИКТ в своей деятельности, которое получает всё большее распространение. Огромное количество информации, которую современному человеку необходимо уметь анализировать, интерпретировать и адекватно воспринимать актуализировало необходимость компетентностного
образования, которое проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность. Специалисты утверждают, что за последние два года количество информации умножилось во столько же раз, во сколько оно увеличилось за последние две тысячи лет. Информация устаревает теперь за 4-5 лет. Это требует внутренней готовности к постоянному обновлению, создает потребность во владении интеллектуальными, социальными и другими компетенциями. Кроме того, постоянное изменение жизненных ситуаций требует от педагога непрерывного совершенствования своих профессиональных возможностей.
В последние годы проблема организации курсов по интеграции инфокоммуникационных технологий в учебный процесс приобрела большую актуальность. Однако в процессе изучения этого цикла в профессиональном гуманитарном образовании возникают определённые трудности как объективного, так и субъективного характера.
Проблеме интеграции посвящены исследования О.А. Иванова, В.Р. Ильченко, И.Н. Полуниной, В.Н. Федоровой и других. Существуют различные определения интеграции. В нашем исследовании, руководствуясь определением интеграции Засядько О.В., мы понимаем под ней объединение знаний, навыков и практических действий на всех уровнях подготовки специалиста, синтез всех форм знаний при выполнении конкретной цели. Это и определяет возможность интеграции различных компонентов учебных курсов [2].
Интеграция создает условия сближения различных наук и результатов их исследований, формирования новых отраслей знаний на стыках старых, способствует соединению искусственно расчлененных знаний в единую систему. Основные психолого-педагогические, методические, дидактические, технологические аспекты интегративного обучения студентов-гуманитариев представлены в таблице 1.
Таблица 1
Направления и пути реализации интеграционных аспектов обучения
Направления интеграции Механизмы реализации направлений
Психолого- педагогические Решение проблемы мотивации обучения студентов через освещение роли информационных технологий, Интернет-технологий в человеческой культуре, повышение интереса студентов посредством рассмотрения прикладных задач по специальности.
Учет особенностей гуманитарной аудитории (подготовка, мышление, память, способности студентов) и использование индивидуальных домашних заданий; системы проектов.
Методические Использование модульных технологий; технологий укрупнения единиц учебной информации; формирование лингводидактических понятий с использованием возможностей Интернет-технолоий.
Выбор эффективных форм проведения занятий (семинар, дискуссия, лабораторная работа, конференции); организация самостоятельной работы (аудиторной и внеаудиторной) с помощью информационных технологий.
Дидактические Тщательный отбор содержания обучения в соответствии с гуманитарным направлением и государственным образовательным стандартом по конкретной специальности.
Анализ содержания программы курса с точки зрения технологического подхода.
Отбор требований к знаниям студентов в соответствии с конкретной специальностью и временными рамками курса.
Организация контроля знаний с использованием регулярных тестовых заданий, итогового компьютерного тестирования.
Технологичес- кие Единство составляющих курса: информационных технологий и лингвистических дисциплин; использование программных приложений на занятиях по практике устной речи, практикуму по культуре речевого общения, второму иностранному языку; организация на этой базе интегрированных занятий.
Применение информационных технологий в обучении иностранному языку.
Применение интеграционных свойств информационных технологий при решении задач, что выступает побудительной причиной освоения знаний информационных и Интернет-технологий.
Конструирование web-ресурсов как средства межпредметной интеграции; экстраполяция интегративной линии на другие модули образовательного процесса.
В основе построения модели реализации Интернет-технологий в процессе профессионального обучения иностранному языку лежит непосредственно интегративный подход, более подробно рассмотренный в исследовании Засядько О.В., суть которого заключается в разработке его структурных составляющих:
дидактико-технологического модуля и системы информационного обеспечения на основе многоуровневой дидактической модели интеграции (рис.1). Это позволяет реализовать интеграционные связи на внутрипредметном и межпредметном уровнях через синтез информационных и дидактических технологических компонентов, учебных и профессионально-ориентированных видов деятельности.
В литературе выделяются четыре уровня структурных интеграционных связей [3]: уровень внутридисциплинарных связей, интеграций внутри одного цикла, интеграций между циклами и межотраслевая интеграция. На внутридис-циплинарном уровне осуществляется подбор содержания, интеграция которого происходит на основе внутренних связей дисциплины, носящих фрагментарный характер. Уровень интеграций внутри одного цикла - это обобщение и систематизация знаний внутри дисциплин одного цикла; уровень интеграций между циклами - проникающая интеграция: создание модульных блоков; обобщение и систематизация знаний учебных дисциплин различных циклов. На уровне межотраслевой интеграции, осуществляется прикладная профессиональная направленность изучаемого материала: выработка межпредметных связей и умений, перенос их в новые отрасли знаний, решение комплексных задач.
Важным является качественный уровень интеграционных связей, демонстрирующий взаимодействие математической культуры с общекультурными ценностями и общефилософскими концепциями, с историческими событиями и фактами, с языками, литературой, искусством, музыкой.
Анализируя классификации интеграционных связей по формам взаимодействия, по области применения и реализации (Н.С. Антонов, И.Г. Батурина, М.Н.Скаткин, В.Н. Федорова, В.Т. Фоменко), в исследовании выделены следующие типы интеграционных связей:1) по составу научных знаний: фактические, понятийные, теоретические, 2) по способу реализации: методологические, онтологические, 3) по направлению воздействия: структурно-функциональные, методические, технологические, операционно-деятельностные и связи профессиональной ориентации.
Рис. 1. Многоуровневая модель реализации Интернет-технологий в процессе профессионального обучения ИЯ
К технологическим компонентам интеграции (Н.К. Чапаев) относятся [5]:
- принципы структурирования содержания учебных предметов, курсов, процессуальных действий, методов и приемов обучения, воспитания, профессиональной подготовки, способов построения структурно - логических связей, установления межпредметных связей и т.д.;
- способы комплексирования разнохарактерных явлений;
- критерии и механизмы оценивания интегральных конструкций -системных, содержательных, процессуальных, организационных, действий студентов, действий преподавателей и т. д.
Интегративная технология объединяет способы и приемы воздействия, образует алгоритм воздействия. К способам воздействия относят унификацию понятий, экстраполяцию, обобщение, к приемам - простую и сложную формы методов приращения знаний, универсализацию методов.
Одной из приоритетных тенденций развития современного образования является внедрение новых информационных технологий. Применение информационных технологий позволяет вести интеграцию на уровне «врастания» в содержание практически всех дисциплин, на более высоком уровне интеграции методов исследования [3]. Поэтому важным интеграционным этапом является интегрирование информационных технологий. Информационные технологии можно рассматривать как объект интеграции в рамках одной дисциплины - информатики и как средство интеграции различных курсов. Интегрированное использование информационных технологий предполагает построение средств и методов обучения, в которых ИТ являются объектом творческой деятельности студента. В то же время разработка информационных технологий позволяет создавать автоматизированные средства обработки содержания образовательных курсов. Обоснование такого интегративного подхода дается в исследовании В.В Гриншкуна [1].
Используя структуру построения моделей В.Э. Штейнберга, О.В. Засядько разработал опорно-узловую логико-смысловую модель интеграции курса «Математика и информатика». Модель является многомерной, оставаясь при этом плоской, так как позволяет изображать координаты на плоскости [2]. На основе разработанной модели интеграции курса выделяются следующие этапы построения интегрированного курса:
- оценка и анализ состояния обученности студентов;
- проектирование интеграции, то есть планирование учебной работы, проектирование контроля знаний, создание методик конструирования и применения профессионально ориентированных сред обучения;
- реализация проекта: подготовка и тестирование необходимых учебных материалов и документации, подготовка преподавателей;
-конструирование учебно-информационного комплекса;
-мониторинг и адаптация;
- оценка реализации.
Позитивных результатов обучения можно достичь только при положительной мотивации студентов. На всех этапах процесса интеграции необходимо осуществлять управление и проверку качества результатов.
Идея построения модели интеграции Интернет-ресурсов на основе вебстраниц базируется на перекрёстном установлении интегративных связей всех компонентов методических систем обучения информационным технологиям и иностранному языку (цели, задачи, методы, средства, содержание).
Она состоит из целевого, содержательно-структурного, технологического, результативного компонентов. Содержание компонентов и их взаимодействие обоснованы общими педагогическими принципами и специфическими функциями образования учащихся, требованиями к содержанию высшего профессионального образования.
Целевой компонент содержит требования образовательных стандартов по информатике (наиболее близкая дисциплина к раскрытию аспектов внедрения ИКТ и Интернет) и иностранному языку. Его цель - повышение качества усвоения учебного материала и формирование профессиональной компетенции Существенным фактором интеграции дисциплин, на наш взгляд, является предъявление к ним единого комплекса требований качества и условий реализации образовательного процесса, от выполнения которых зависит результат интеграции. Выделим две группы требований: традиционные (методические, психологические, технологические, эргономические, эстетические) и специфические (преемственность, адаптивность, интерактивность, реализация возможностей компьютерной визуализации учебной информации, развитие интеллектуального потенциала обучаемого).
Содержательно-структурный компонент интегрированной модели основан на принципах интеграции и полноты содержания учебных предметов. Он разбит на два блока и основан на материалах (комплекс учебных пособий) двух
дисциплин: информатики и английского языка - с учётом требований к уровню подготовки выпускников школ, разработанного в соответствии с принятыми учебными программами. Его цель - структурирование содержания повышения качества усвоения учебного материала на основе интегративности, целостности и преемственности дисциплин.
Технологический компонент реализует принципы параллельности и целенаправленности обучения, а также полноты освоения видов деятельности. Он позволяет за счёт разработанных организационных форм обучения (урок-визуализация, компьютерный практикум, e-mail консультация, аудио-, видеоконференция) в условиях информационной образовательной системы оптимизировать и интенсифицировать процесс реализации содержательного блока модели. Цель данного компонента - помочь обучающемуся интегрироваться в поликультурное общество, за счет освоения современных телекоммуникационных технологий, включая Интернет как приоритет в обучении, самоорганизации и общении.
Результативный компонент представляет собой совокупность средств и методов определения результативности повышения качества усвоения учебного материала (компьютерное тестирование) и ставит своей целью способность обучающегося участвовать в информационной деятельности на иностранном языке, используя Интернет-технологии.
Предложенная органически целостная модель интеграции Интернет-ресурсов создает теоретические предпосылки для создания качественно нового подхода к использованию Интернет-ресурсов в процессе обучения и самообучения, она способствует созданию целостной картины педагогического Разработанная модель способна выполнять роль инструмента по исследованию интеграционных процессов в теории и методике преподавания иностранных языков и культур и преобразования образовательно-воспитательного процесса в сторону повышения его целостности и ограниченности.
Концептуальная модель педагогической интеграции структурно и содержательно представляет собой целостную совокупность эвристико-
методологических, сущностно-категориальных, общетеоретических (в том числе структурно-морфологических), инструментально-методологических и тех-нолого-методологических составляющих, между которыми существуют отношения взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимодополняемости. Исходными предпосылками и причинами, обусловливающими процесс реализации данной модели интеграции Интернет-ресурсов выступают основания и факторы, образующие в свою очередь достаточно сложную структуру внутренних и внешних отношений и связей, а также формирующих их компонентов, играющих определенную роль в инициировании педагогического процесса.
Библиографический список
1. Гриншкун В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования: Дисс. ... док. пед. наук [Текст] / В.В. Гриншкун. - Москва, 2004. 2-. 5З4сядько О.В. Конструирование интегративного учебно-информационного комплекса как средства обучения математике и информатике студентов гуманитарных специальностей: Автореф. дис. ...кан. пед. наук [Текст] / О.В. Засядько. - Краснодар, 2006. -24с. 3. Кречетников К.Г. Методология проектирования, оценки качества и применения средств информационных технологий обучения [Текст] / К.Г. Кречетников. - М.: Госкоорцентр, 2002. - 244с.
4. Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе [Текст] / В.Н. Максимова, Н.Д. Зверев. - М.: Просвещение, 1987. - 180с.
5. Чапаев Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: Дисс. ... док. пед. наук. [Текст] / Н.К. Чапаев. - Екатеринбург, 1998. - 200с.
Bibliography
1. Chapaev, N.K. Structure and Content of Theoretical-and-Methodological Support of Pedagogical Integration: Dis. ... Doctor of Pedagogics [Тех^/ N.K. Chapaev. - Yekaterinburg, 1998. - 200 p.
2. Grinshkun, V.V. Evolution of Integrative Approaches for the Creation of Informatization Educational Means: Dis. .Doctor of Pedagogics [Тех^ / V.V. Grinshkun. - Moscow, 2004. -554 p.
3. Krechetnikov, K.G. Methodology of Designing, Quality Evaluation and Applying Information Educational Means [Тех^ / K.G. Krechetnikov. - M.: Goskoortsenter, 2002. - 244 p.
4. Maksimova, V.N., Zverev, I.D. Intersubject Relations in the Process of Education and Upbringing at Modern School [Тех^ / V.N. Maksimova, I.D. Zverev. - М.: Prosveshchenie, 1987. - 180 p.
5. Zasyadko, O.V. Integrative Educational-and-Information Complex Constructing as a Means of Teaching Art Students Mathematics and Computer Science: Synopsis of Thesis, Candidate of Pedagogics [Тех^ / O.V. Zasyadko. - Krasnodar, 2006. - 24 p.