модель инновационного вуза в рамках реализации национального приоритетного проекта «образование»
и. м. растворцев,
кандидат экономических наук, доцент, первый проректор якутского института в москве Тел: 8 (495) 625-6223
е. м. КОРОБОВА,
аспирант кафедры общего и стратегического менеджмента E-mail: [email protected]
московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Дано определение инновационного вуза,рассмотрена его инфраструктура, определены стратегические задачи. Эффективная современная модель инновационного вуза должна иметь успешно функционирующую инфраструктуру для решения комплекса управленческих задач, таких как создание инновационной модели и механизма взаимодействия науки, образования и производства, и создание системы подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами, образовательными программами и приоритетами социально-экономического развития страны.
Ключевые слова: национальный приоритет, инновационный вуз, модель, управление.
Степень образованности и уровень интеллектуального потенциала населения страны являются одними из наиболее сильных ее конкурентных преимуществ на мировой экономической арене. Динамичное развитие образовательного сектора способствует эффективному развитию социальной и экономической сфер нашего государства, создает необходимые условия для перехода от сырьевой экономической модели к модели с современными развитыми отраслями, основанной на новых знаниях и технологиях.
Образование является основополагающим направлением в развитии государства, своеобразным мостом в перспективу, обеспечивающим достойное будущее для своих граждан. Это подтверждают проводимые в России реформы науки и образования, направленные на обеспечение конкурентоспособности российской экономики и общества в целом.
Образование в Российской Федерации на сегодняшний день является одним из приоритетных национальных проектов в политической стратегии государства. Главный ориентир стратегии России — инновационный путь развития. Согласно Стратегии развития России до 2020 г. переход на инновационный путь развития связан прежде всего с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека — это основная цель и необходимое условие прогресса современного общества, это абсолютный национальный приоритет как на сегодняшний день, так и в долгосрочной перспективе. Развитие национальных систем образования является одной из наиболее важных жизненных ценностей и становится ключевым элементом в глобальной конкуренции.
Реализация инновационных проектов в системе образования создает все условия для прогресса социально-экономических процессов страны, способствуя укреплению достойных позиций России в мировом пространстве. «Государство несет ответственность за создание стимулирующей среды, подталкивающей высшие учебные заведения к более широкому применению инноваций и к более чуткой реакции на потребности глобальной конкурентной экономики, основанной на знаниях, и на изменения требований рынков труда, которым необходим высокоразвитый человеческий капитал»1.
1 Четвертый главный фактор построения общества, основанного на знаниях. Из доклада Всемирного банка «Constructing Knowledge Societies: New Challnges for Tertiary Education».
- 23
Как показывает мировой опыт, образование и наука, являясь важными факторами, оказывающими прямое воздействие на создание эффективной экономики знаний, основанной на интеллектуальном труде, в условиях глобализации обеспечивают государству ведущую роль в мировом обществе.
Инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни стали ключевой идеей развития России. Исходя из этих принципов, в нашем государстве на современном этапе происходит формирование новой социальной политики на базе национальных проектов — политики развития человеческого потенциала, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации граждан.
Первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование» заключается в создании в России эффективной системы стимулирования развития образовательной сферы в условиях инновационной экономики и обеспечении доступности современного, качественного образования в перспективе построения гражданского общества и безопасного государства.
Приоритетный национальный проект «Образование» включает следующие направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии» и новое направление «Государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования»2.
В рамках реализации данной программы государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших преподавателей и учителей, выплачивает премии талантливой молодежи — учащимся школ и студентам вузов, то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики — образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.
В период с 2006—2009 гг. государство направило из федерального бюджета на реализацию данной программы 154,4 млрд руб.3 В 2010 г. на продолжение работы по проекту предусмотрено 14,5 млрд руб.
2 Утверждены Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики (протокол от 21.12.2005 № 2, протокол от 21.02.2007 № 16).
3 Здесь и далее — данные с официального сайта приоритетных национальных проектов РФ. URL: http://www.rost.ru.
Предполагая внедрение новых механизмов как в управлении, так и в финансировании образовательных учреждений, проект предусматривает создание в учебных заведениях новых организационных структур (например, в школах — попечительских и управляющих советов) и, направляя бюджетные средства на реализацию программ развития непосредственно в образовательные учреждения, способствует финансовой самостоятельности образовательного учреждения.
В целях реализации проекта по внедрению новой модели государственной высшей школы с современными инновационными образовательными программами были созданы два новых крупных университета: Сибирский и Южный федеральные университеты. Основными задачами этих университетов являются создание инновационной модели перспективного российского университета, его инновационно-технологическое развитие и подготовка специалистов мирового уровня в условиях интеграции новых систем управления. На развитие данных вузов государство в 2007—2009 гг. выделило из федерального бюджета порядка 13,4 млрд руб. Предполагается, что в течение 5—6 лет они войдут в число десяти ведущих вузов России, а к 2020г. — в число ста лучших университетов мира.
Возникновение в образовательной сфере в рамках национального приоритетного проекта «Образование» вузов с инновационной моделью определило новое понятие инновационного вуза.
Традиционно термин «инновация» ассоциируется с понятием «нововведение», что означает внедрение новых идей и технологий в любой процесс деятельности. Трактовка этого понятия отечественными и зарубежными авторами (О. С. Ви-ханский, С. Д. Ильенкова, Э. А. Уткин, Н. Мончев, В. Д. Хартман, Р. Фостер и др.) различная, в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Инновация представляет собой идею, товар или технологию, запущенную в производство и представленную на рынке, которую потребитель воспринимает как совершенно новую или обладающую некоторыми уникальными свойствами. Исходя из этого, понятие «инновационный вуз» определяется как высшее учебное заведение, предлагающее новые качества и технологии предоставления образовательных услуг, которые в свою очередь, обладают некоторыми уникальными свойствами.
Инновационность вуза определяется наличием системы управления инновациями — инфраструктурой, рождающей инновации, взращивающей их, внедряющей и анализирующей полученные результаты.
Инфраструктура инновационного вуза представляет собой совокупность материально-технической базы, научных кадров по «прорывным» направлениям и уникальных научных школ, бизнес-инкубаторов,
офисов коммерциализации, компьютерных парков и телекоммуникационных систем, технопарков, центров трансфера технологий и лабораторий, образующую систему инновационных учебно-научно-производственно-финансовых комплексов, интегрированных в экономическое пространство (рис. 1).
Объектом инновационной инфраструктуры высшего профессионального образования является вуз, в стратегии которого сформирована инновационная программа его развития, предусматривающая создание, внедрение и предоставление новых инновационных образовательных услуг.
Инновационная модель вуза представляет собой совокупность субъектов его инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационного образовательного продукта Элементы инновационной структуры вуза могут создаваться как его специальные подразделения, так и в форме самостоятельного юридического лица.
Инновационная модель вуза предполагает создание механизма взаимодействия науки, образования и производства, при котором системообразующим элементом выступает вуз, а способом связи с другими элементами служат договоры различной юридической силы. Другими словами создается связка «вуз — предприятие — отрасль — территория».
Данная инновационная модель вуза должна содержать элементы, ориентированные на рыночные условия, ровно как элементы, в рамках которых ведется фундаментальная научная работа (рис. 2). Должны иметь место процессы инновационного типа (интеграция как с ведущими предприятиями региона на многих уровнях, начиная от учебного и заканчивая научно-исследовательским; так и интеграция в ведущие государственные и общественные процессы и пр.).
В этой связи встает задача выработки такой модели управления вуза, которая бы включала все указанные процессы как внутривузовской структуры, так и его внешней системы.
Стратегия развития инновационного вуза основана на организации «опережающей» подготовки специалистов по актуальным направлениям знаний. При определении актуальных направлений и специальностей руководство вуза обязательно учитывает
стратегический федеральный или региональный прогнозы потребности в высококвалифицированных специалистах.
Одним из главных направлений стратегического развития инновационных вузов является интеграция инновационных программ в образование. Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. Эффективная модель инновационного вуза должна быть построена на основе разработок новых образовательных продуктов, таких как открытие новых специальностей, создание новых учебных программ, учебно-методических комплексов, использование в учебном процессе совершенных технических средств обучения, успевающих, а порой и опережающих уровень экономического развития страны и мирового образовательного пространства. В учебных планах вуза должны присутствовать такие формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях.
Наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся вузы, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ по реализации приоритетных национальных проектов (Совет при Президенте РФ, Министерство образования и науки РФ)
РЕКТОР ВУЗА
Ученый совет
Г
ИННОВАЦИОННАЯ
Юридический отдел
Проректор по инновациям
ИНФРАСТРУКТУРА ВУЗА
_I_
° я'
е |
I!
- ^
& & И 5
НИИ
I
Проректор по административно-хозяйственной деятельности
Проректор по учебной работе
ЦЕНТР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
НАУКА
ОБРАЗОВАНИЕ
УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
Департамент образовательных программ
Отдел планирования и мониторинга
Учебно-методический отдел
Довузовское
Подготовительное отделение. Колледж
Проректор по международной деятельности
Центр международного сотрудничества
Уровни образования
Вузовское
Бакалавриат. Магистратура
Послевузовское
Аспирантура. Докторантура
Рис. 1. Инновационная модель вуза
Территория
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ВУЗА
Материально-техническая база
Отдел коммерци-
Научные кадры
Научные школы
Компьютерные парки, телекоммуникационные системы
Технопарки
Центры трансфера технологий и лабораторий
Отрасль
Предприятие
И Н Т Е Г Р
А Ц
И Я
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОИЗВОДСТВО
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
Рис. 2. Механизм взаимодействия вуза инновационной модели с производством
• разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;
• проведение исследований фундаментального и прикладного характера;
• использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.
Использование результатов проектно-иннова-ционной деятельности вуза в его образовательных программах позволяет усовершенствовать весь процесс обучения. Наличие многоуровневой системы подготовки, модульных образовательных программ, разработка и внедрение новых образовательных технологий, активных методов обучения, а также наличие системы непрерывного образования способствуют эффективной деятельности механизмов образовательного процесса на всех уровнях (высшее, послевузовское и дополнительное образование).
Значимым критерием эффективной деятельности вуза является соответствие учебных программ международному уровню и общественная аккредитация известными зарубежными учебными заведениями и профессиональными ассоциациями. Интеграция инновационного вуза в мировое образовательное и научное пространство основана на оказании образовательных услуг в соответствии с международными стандартами, экспорте образовательных технологий (в том числе в страны—доноры миграции) и обеспечении академической мобильности преподавателей и обучающихся.
С целью обеспечения высокого качества образования и конкурентоспособного будущего специалиста, обладающего всеми профессиональными компетенци-
26 -
ями и отвечающего потребностям рынка труда важнейшим направлением в стратегическом плане развития инновационного вуза является принцип интеграции образования и науки и сотрудничества с бизнес-сообществом. Инновационный вуз проводит мониторинг рынка труда и образовательных услуг, на основании данных которого создаются механизмы взаимодействия вуза с работодателями, а также проектируются новые программы освоения сегментов рынка.
Рассмотрев общую концептуальную схему деятельности инновационного вуза отечественного рынка образовательных услуг, можно сделать вывод о том, что в современных условиях эффективная модель инновационного вуза обязательно должна иметь успешно функционирующую инфраструктуру для поэтапного решения всего комплекса управленческих задач, таких как создание инновационной модели и механизма взаимодействия науки, образования и производства; разработка нормативной базы функционирования и развития инновационной модели; создание системы элитной подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами, образовательными программами и приоритетами социально-экономического развития страны.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Список литературы
Баркер А. Алхимия инноваций: пер. с англ. М.: Вершина, 2003.
Бекетов Н.В., Денисова А. С. Современная модель инновационного развития национально-образовательной системы // Университет в системе непрерывного образования: материалы Междунар. науч.-метод. Конференции. Пермь: Перм. гос. ун-т, 14—15 октября 2008 г. С. 65. Глущенко И. И. Система стратегического управления инновационной деятельностью / г. Железнодорожный, Московская обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2006. Ендовицкий Д. А., Коменденко С. Н. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта / под ред. Л. Т Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2004. Лазарев В. А. и Мохначев С. А. Конкурентоспособность вуза как объект управления: монография. Удмуртия, с. Завьялово: Изд. дом «Пригородные вести», 2003. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 2000. Шеховцева Л. С. О некоторых понятиях стратегического управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 6.