Научная статья на тему 'Развитие и стимулирование инновационной деятельности высших учебных заведений'

Развитие и стимулирование инновационной деятельности высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1306
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INNOVATION ACTIVITY / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SMALL-SCALE INNOVATION-BASED ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляков Геннадий Павлович, Кауп Вероника Элмаровна

В статье показана роль высшей школы в инновационном развитии экономики. Определены задачи, направления инновационной деятельности вуза и формирование вузовской инновационной инфраструктуры, раскрыты особенности создания малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях. Названы основные проблемы мешающие развитию инновационной деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and stimulating of innovation activity in higher educational institutions

The article discusses the role of higher educational institutions in the innovative economic development, distinguishes the tasks of the innovation activity and formation of the innovation infrastructure of higher educational institutions, and name the major obstacles in this process. The authors also describe small-scale innovation-based enterprises affiliated to higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Развитие и стимулирование инновационной деятельности высших учебных заведений»

мнение ру- 7 ководства

авторитет в коллективе

способность принять и' поддерживать политику руководства

организаторские

способности

8

опыт

работы

морально-этические качества

Рис. 11. Факторы, учитывающиеся при подборе и выдвижении кандидата на должность

Таблица 5

Мероприятия для устранения недостатков в системе управления

Мероприятия Ранг

оптимизация штата 4

составление перспективных планов 2

проведение семинаров, тренингов 3

детальное планирование работы 1

проведение конференций 5

Таким образом, исследование деятельности руководителей общеобразовательных учреждений по обучению, повышению квалификации и профессиональному росту показало:

— большинство респондентов (49%) отметили, что в их образовательном учреждении существует система профессионального образования руководителей;

— 60% руководителей школ повышают квалификацию раз в 3-5 лет, что является обязательным условием в деятельности руководителей образовательных учреждений,

— 93% руководителей повышают квалификацию путем прохождения курсов, 7% участвуют в научной работе;

— среди факторов, побуждающих заниматься повышением квалификации руководителей общеобразовательных учреждений, на первое место выходит повышение в должности;

— по мнению респондентов, большее внимание в системе повышения квалификации необходимо уделять проблемам психологии обучения и воспитания — этот показатель получил 1 ранг, а наименьший ранг присвоен новым педагогическим технологиям (4 ранг) и проблемам истории и теории педагогики (5 ранг);

— негативным является тот факт, что большинство руководителей (56%) не имеют плана развития собственной профессиональной карьеры и не оценивают значимости его составления;

— отрицательным является и тот факт, что 32% руководителей не ставят реальных целей в области личного профессионального продвижения.

Деятельность руководителей образовательных учреждений на современном этапе развития образования претерпевает большие изменения, что ставит новые задачи перед системой развития управленческого потенциала. Формирование знаний, умений руководителей необходимо доводить до устойчивых управленческих навыков, при этом нельзя забывать о способностях и профессиональных качествах человека, которые в совокупности способствуют развитию управленческого потенциала и эффективности руководящей деятельности в целом. Повышение квалификации является одним из главных направлений развития управленческого потенциала руководителей образовательных учреждений. Поэтому этому направлению нужно уделять большое внимание и повышение квалификации должно быть системным и

непрерывным.

Литература

1. Фурсенко А. Директор школы: старший учитель или профессиональный менеджер? // Вестник образования. — 2007. — № 10. — С. 4-7.

РАЗВИТИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Г.П. Беляков,

профессор кафедры организации и управления наукоемкими производствами Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева, (г. Красноярск),

доктор экономических наук

В.Э. Кауп,

магистрант кафедры организации и управления наукоемкими производствами Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева, (г. Красноярск)

nikakaup@mail.ru

В статье показана роль высшей школы в инновационном развитии экономики. Определены задачи, направления инновационной деятельности вуза и формирование вузовской инновационной инфраструктуры, раскрыты особенности создания малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях. Названы основные проблемы мешающие развитию инновационной деятельности вуза.

Ключевые слова: инновационная деятельность, высшие учебные заведения, инновационная инфраструктура, малые инновационные предприятия

УДК 658.1 (075)

Главной составляющей модернизации отечественной ляется создание условий для реализации интеллектуального экономики и устойчивого динамичного развития России яв- потенциала нации. Решение этой задачи, в первую очередь,

определяется развитием научно-исследовательской и инновационной деятельности в сфере высшего профессионального образования. Поскольку знания в основном генерируются в системе образования, то состояние научной и инновационной деятельности в вузах оказывает большое влияние на развитие экономики государства. Переход на инновационную модель развития невозможен без модернизации системы высшего профессионального образования.

Роль высшей школы состоит, прежде всего, в содействии формированию инновационного пути развития отечественной экономики, то есть в активном участии вузов в становлении и развитии национальной инновационной системы.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия-2020» выделяет ряд основных задач, которые связаны с развитием образовательной сферы:

— изменить людей, повысить их восприимчивость к инновациям, расширить класс инновационных предпринимателей, создать в обществе атмосферу терпимости к риску;

— повысить инновационную активность бизнеса и динамику появления новых инновационных компаний;

— сформировать сбалансированный сектор исследований [6].

В настоящее время современному вузу недостаточно заниматься только вопросами подготовки кадров и организацией научных исследований. Возникает острая необходимость в развитии инновационной деятельности. Для конкурентоспособности в основе развития вуза должны лежать новые схемы формирования инноваций, направленные на повышение адаптивных возможностей вуза к быстро меняющимся условиям внешней среды. Уделяя особое значение развитию исследовательской и инновационной деятельности, именно исследовательские университеты добились наибольших успехов и показали высокую эффективность в решении таких актуальных задач, как:

— совершенствование механизмов управления вузом на базе современных экономических инструментов;

— проведение фундаментальных и прикладных исследований, генерация новых знаний;

— создание наукоемких технологий на основе результатов исследований и внедрение их в производство;

— подготовка квалифицированных кадров для инновационной экономики, в том числе подготовка кадров высшей квалификации (кандидаты, доктора наук).

Каждый вуз в современных условиях рынка должен стремиться к созданию инновационной, конкурентоспособной, финансово эффективной структуры, активно взаимодействующей с внешними и внутренними партнерами и строго следующей своей стратегии развития. Это позволит достичь нового качества подготовки специалистов, определить практическую направленность обучения, обеспечить конкурентоспособные позиции в системе образования.

По мнению специалистов, возникла острая необходимость создания интегрированной социально-экономической системы взаимного партнерства между представителями высших учебных заведений, науки, бизнеса, государственной власти и общества.

В связи с этим деятельность российских высших учебных заведений должна быть основана на следующих фундаментальных принципах:

— единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое и социальное развитие общества;

— выявление приоритетных направлений исследований, сосредоточение на них основных ресурсов, реализация полного инновационного цикла от научного исследования до создания готовой продукции;

— занятость студентов в научно-исследовательской и инновационной деятельности в ходе их работы в научно-образовательных комплексах и на малых инновационных предприятиях;

— привлечение студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей к научно-исследовательской и инновационной деятельности;

— формирование и развитие на базе вуза инновационной инфраструктуры для продвижения и внедрения научно-практических разработок;

— интеграция науки и образования в международное сообщество, осуществление международных проектов, создание международных проектных групп.

Одним из основных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры вузов.

Инновационная инфраструктура вуза состоит из: инновационных структур (бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно

— технологические центры, учебно-деловые центры и др.); структурных подразделений вуза (управлений, отделов), управляющих разработкой, внедрением и коммерциализацией инновационных проектов на уровне вуза и на уровне отдельных образовательных программ, центров коллективного пользования [7].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219 утверждено Положение о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. В данном документе содержатся положения по поводу состава инновационной инфраструктуры, а так же появляющиеся возможности при ее создании.

Инновационная инфраструктура, обычно, состоит из четырех частей:

а) образование (специализированные кафедры, программы);

б) научно-производственные мощности (генерация разработок, создание прототипов, опытных образцов);

в) поддержка инновационной деятельности (сопровождение инновационных проектов, создание малых инновационных компаний, защита прав интеллектуальной собственности и т.д.);

г) управление инновационной деятельностью и собственно инновационной инфраструктурой.

Развитая инновационная инфраструктура при вузе открывает широкий спектр возможностей, таких как:

— получение дополнительных средств за счет коммерциализации научных разработок;

— сотрудничество с крупными компаниями и предприятиями;

— развитие научно-исследовательского потенциала;

— сохранять, растить и привлекать высококвалифицированные кадры.

— дополнительные возможности для студентов, аспирантов, молодых ученых поучаствовать в инновационном процессе на различных ролях — от разработчика до руководителя малым инновационным предприятием.

Выделяют некоторые особенности вузовских подходов к определению состава и задач инновационной инфраструктуры [8]. Это зависит от того, каким вуз видит свое будущее, какое направление и путь развития для себя избирает.

Для небольших и молодых вузов состав и функции инновационной инфраструктуры, как правило, определяются необходимостью решения вузом текущих вопросов, относящихся к области коммерциализации имеющихся результатов научно-технической деятельности. Объекты инновационной инфраструктуры создаются по формальным критериям, определенным 219-м постановлением и иными подобными актами. Управление сведено к реализации функций контроля и координации текущей деятельности. Назначение инновационной инфраструктуры при данном подходе заключается преимущественно в информационно-коммуникационном обеспечении текущей инновационной деятельности.

Для крупных университетов, имеющих историю и традиции, мощную научно-производственную базу, опыт взаимодействия с промышленностью и академической наукой инфраструктура является фундаментом для его стратегического развития. При данном подходе назначение инновационной инфраструктуры видится в поддержании и развитии научного и материальнотехнического потенциала вуза, инновационная инфраструктура понимается как одна из основ будущего развития самого вуза и строится в соответствии с планами такого развития.

Высшей стадией развития вуза является построение системы управления инновационными процессами, тонкая настройка внутренней инновационной среды и формирование внешней инновационной экосистемы вуза. В этом случае инновационная инфраструктура понимается уже не как набор элементов и объектов, в известном смысле внешних по отношению к основной

структуре вуза, а как ее неотъемлемый и в значительной степени каркасный элемент. Главным результатом, в данном случае, является появление в вузе инновационной культуры.

Развитая инфраструктура высшего учебного заведения является не только важнейшим направлением развития и стимулирования инновационной деятельности вуза, но и главным фактором, поддерживающим предпринимательскую деятельность вуза, которая стала возможна, при принятии федерального закона №217-ФЗ от 02.08.2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», открывающего возможности создания малых инновационных предприятий (МИП) при вузах для реализации в дальнейшем инновационных разработок.

Малые инновационные предприятия — это предприятия, разрабатывающие и внедряющие в производство наукоемкие технологии и изделия. МИП являются важным компонентом научно исследовательской среды, поскольку выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. Именно малые предприятия часто принимают на себя риск при разработке новых продуктов и технологий, превращении знаний в товар [9].

Формирование на базе вуза малого инновационного предприятия дает обеим сторонам ряд преимуществ. Так для высшего учебного заведения открываются следующие возможности:

— коммерциализации научных разработок, привлечения внебюджетных инвестиций;

— использования деятельности малого инновационного предприятия в образовательном процессе. На базе предприятия студенты могут проходить практику, выполнять курсовые и дипломные проекты;

— трудоустройства студентов и выпускников,

— дополнительного заработка сотрудников вуза;

— использования налоговых льгот при выполнении малыми инновационными предприятиями заказных НИОКР

В свою очередь малые инновационные предприятия, созданные на базе вуза, имеют возможность:

— постоянного развития и совершенствования своей деятельности во взаимосвязи с проводимыми в вузе исследованиями и разработками;

— аренды помещений на льготных условиях, использования оборудования;

— привлечения высококвалифицированных сотрудников, ученых, а также аспирантов и студентов;

— получения юридических, бухгалтерских, маркетинговых и других консультационных услуг в подразделениях вуза.

Нормативно-правовое регулирование малых инновационных предприятий, основанных при бюджетных НИИ и вузах, продолжает совершенствоваться, и для них создаются более благоприятные, чем для других малых фирм, условия финансирования.

Предприятиям, созданным согласно Федеральному закону № 217-ФЗ, разрешается использовать упрощенную систему налогообложения (согласно Федеральному закону от 27.11.2010 г. № 310-Ф3), в частности, платить 6% прибыли, получаемой предприятиями. Кроме того, согласно Федеральному закону от 16.10.2010 г. № 272-ФЗ они могут пользоваться льготами при выплате страховых взносов (в 2011-2017 гг. тариф страховых взносов для данных организаций составит 14%, в 2018 г. — 21%, в 2019 г. — 28%);

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ бюджетным учреждениям предоставляется возможность внесения денежных средств, оборудования и иного имущества стоимостью до 500 тыс. руб. в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества.

Так же, изменения в законодательстве позволяют бюджетным учреждениям предоставлять в аренду хозяйственным обществам временно не используемые имущество и помещения без проведения конкурса и аукционов. При этом, согласно правилам заключения договоров аренды, при заключении таких договоров в отношении федерального имущества (за исключением имущества государственных академий наук) размер и порядок внесения арендной платы устанавливаются с соблюдением следующих условий: в первый год аренды — 40% размера арендной

платы; во второй год аренды — 60% размера арендной платы; в) в третий год аренды — 80% размера арендной платы; г) в четвертый год аренды и далее — 100% размера арендной платы.

Благодаря законодательным нововведениям возможность создания МИП, в числе учредителей которых вузы или НИИ, стала более привлекательной и для крупных компаний. Они фактически получили в свое распоряжение новый способ оптимизации налогов для своих НИОКР путем выведения части из них в малое предприятие, создаваемое совместно с вузом или научной организацией. С одной стороны, это можно рассматривать как способ уклонения от налогов, однако, с другой стороны, если предприятие создано для разработки нужных компании продуктов и технологий, то такое содружество не только оптимизирует организацию проведения НИОКР, но и содействует формированию более тесных связей между наукой и бизнесом. Причем данные связи формируются добровольно, без специальных принудительных мер и действий со стороны правительства [10].

По данным статистики, с момента принятия закона о создании на базе вуза малых инновационных предприятий, в стране создано уже около полутора тысяч таких предприятий. Тем не менее, по результатам мониторинга, проводимого Министерством образования и науки РФ, лишь треть таких предприятий являются действительно работающими, а не созданными для отчетности перед министерством. Растущее число предприятий, образованных исключительно «для отчетности», остается проблемой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам анкетирования высших учебных заведений Российской Федерации к основным препятствиям эффективного развития инновационной деятельности на базе высших учебных заведений, относятся недостаточное финансирование (48%), отсутствие опыта маркетинга инноваций (46%) и непрофессиональное управление инновационными проектами и процессами (33%), а также низкая коммерческая эффективность научных разработок (33%). Так же отмечены: проблемы кадрового обеспечения и оплаты труда в вузах; проблемы нормативно-правовой базы и несовершенство законодательной базы, проблемы налогообложения; отсутствие спроса на отечественные инновации со стороны частного бизнеса [11].

Среди причин снижающих уровень инновационной деятельности вузов выделяют внешние и внутренние факторы.

К внутренним факторам в первую очередь относятся:

— низкий уровень инновационной активности преподавателей и научных работников, а также слабо развитый инновационный менеджмент;

— устаревшая материально-техническая база вузов, отсутствие опытных и экспериментальных производств;

— низкие темпы развития инновационной инфраструктуры вузов из-за недостатка площадей (с этой проблемой нередко сталкиваются инкубаторы при вузах и технопарки);

— слабость связей университетов с промышленностью, экономикой и социальной сферой региона.

К внешним факторам, могут быть отнесены:

• недостаточное развитие механизмов государственной поддержки малых инновационных предприятий при вузах;

• отсутствие системной и долгосрочной государственной поддержки объектов инновационной инфраструктуры (в первую очередь, центров трансфера технологий и технопарков).

На наш взгляд, к основным проблемам развития инновационной деятельности вуза также относятся:

— разработка механизмов взаимодействия высших учебных заведений и малых инновационных предприятий, позволяющих максимально эффективно использовать преимущества образовательного учреждения и МИПа;

— формирование стратегии развития и функционирования малых инновационных предприятий созданных на базе высших учебных заведений.

Поскольку, малые инновационные предприятия способны очень динамично и гибко реагировать на изменения, как потребительского спроса, так и на новые предложения и перспективы, открывающиеся на базе использования результатов исследований и разработок, они являются эффективным инструментом постоянного обновления всех элементов производственного процесса, обеспечения высокой конкурентоспособности продукции и услуг. Поэтому развитие и стимулирование данных предприятий должно являться приоритетным направлением

государственной и региональной научно-технической, иннова- формирования инновационной системы, что приведет к конку-

ционной и экономической политики. Именно развитие деятель- рентоспособности, экономическому росту и улучшению уровня

ности малых инновационных предприятий создает условия для жизни страны.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации № 219 от 9 апреля 2010 г. «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

2. Федеральный закон №217-ФЗ от 02.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

3. Федеральный закон №310-ФЗ от 27.11.2010 г. «О внесении изменения в статью 346.12 части второй налогового кодекса Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.ru/12179503/ (24.05.2012 г.)

5. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/8869. Мт1. (24.05.2012г.)

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия-2020» http://www. economy.gov.ru (25.05.2012)

7. http://edu.inovat.ru (26.05.2012 г.)

8. Савеленок Е.А. Инновационная инфраструктура вуза: «Чтобы были студенты и школы» http://www.hse.ru/data/2012/01/20/12 63715237Zvst.pdf (30.06.2012 г.)

9. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования) http://bffsa.com/science/innovations/nauka_mip.aspx (30.06.2012 г.)

10. Из доклада Институт экономики переходного периода (ИЭПП) «Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы» (25.06.2012г.) http://www.finansy.ru/publ/zmt/markets/031innov.htm

11. Рыкова И.Н., Юрга В.А., Привалов А.И., Зимина Е.С. Оценка научно-исследовательской и инновационной деятельности высших учебных заведений Российской Федерации: Научный доклад. — М.: Финансовый ун-т, 2011. — 116 с.

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М.К. АММОСОВА

Р.Р. Ноговицын,

директор Арктического инновационного центра Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск), доктор экономических наук, профессор mggo04@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы организационно-управленческого механизма инновационной структуры СВФУ. Дается анализ достижений и перспектив развития инновационной инфраструктуры федерального вуза.

Ключевые слова: инновации, инфраструктура, федеральный университет, структура вуза, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

УДК 338.266.4 ББК 65.05

Качественные позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) возможны только при переходе ее экономики на инновационную модель развития. Положительный опыт наиболее развитых стран показывает, что залогом успехов и достижений в социальной и экономической жизни общества является построение эффективной национальной инновационной системы. История также доказывает, что значительную роль в формировании инновационной системы государства играют университеты, которые являются основными точками роста. Особенности социально-экономического и геополитического устройства Российской Федерации обусловливают необходимость создания инновационных систем на уровне региона или группы регионов. Следствием должно стать формирование инновационного каркаса страны. В этом контексте задача Северо-Восточного федерального университета

(СВФУ) состоит в содействии формированию инновационной модели развития Республики Саха (Якутия). Развитие СВФУ и его инновационных программ имеет ключевое значение для нашей республики.

В рамках Программы развития федерального университета инновационный потенциал сконцентрирован в форме созданного в 2010 г. Арктического инновационного центра (АИЦ), который должен стать многоотраслевым научно-образовательным внедренческим комплексом.

Структура центра находится на стадии формирования и включает следующие подразделения (прил. 1 и 2):

• Инновационный технопарк (создание малых инновационных предприятий технико-внедренческого типа, совместных предприятий, развитие студенческого бизнес-инкубатора);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.