Научная статья на тему 'Модель информационной системы поддержки управления в процессе расследования пожаров'

Модель информационной системы поддержки управления в процессе расследования пожаров Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
203
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПОЖАРОВ / МНОГОАГЕНТНЫЕ СИСТЕМЫ / ФАНТОМНЫЙ АГЕНТ / БАЗА ПРАВИЛ / БАЗА АССОЦИАЦИЙ / СВОДНЫЙ ФАСЕТ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Салионов Д.С.

Проведен анализ работы системы МЧС России в области расследования пожаров. Рассмотрены материалы по пожарам: процесс расследования и заключение по итогу. Проведен анализ программного обеспечения с целью обоснования недостаточной поддержки лицу, принимающему решение. Анализ статистических данных на территории Российской Федерации позволяет сделать вывод о значимости и роли расследования пожаров в профилактической деятельности. По результату анализа работы и взаимодействия заинтересованных лиц в решении задач, возникающих вследствие пожара, выявлены проблемные моменты процесса расследования и проведения экспертизы по пожару. Проанализированы способы и методы существующих алгоритмов работ по расследованию пожаров. Обозначены проблемные моменты. Выбран способ решения обозначенных проблем. Разработана и охарактеризована схема межведомственного взаимодействия с учетом алгоритма расследования пожаров. Представлено математическое описание перспективного применения разработанной структуры процесса расследования. Рассмотрена на примере реальных пожаров разработанная модель. Продемонстрированы поэтапные подключения и внедрения в существующую систему процесса расследования. Представлен поэтапно способ решения проблем расследования пожаров с учетом управленческой составляющей. Отражены достигаемые результаты в процессе расследования пожаров. Выводы демонстрируют достигнутые результаты в процессе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INFORMATION SYSTEM TO SUPPORT MANAGEMENT IN THE INVESTIGATION OF FIRES

The analysis of the EMERCOM of Russia in the field of fire investigation. The materials reviewed by fire: the investigation process and conclusion at the end. The analysis of the software to justify the lack of support to the decision-maker. Analysis of statistical data on the territory of the Russian Federation leads to the conclusion about the importance and role of fire investigation in preventive activities. As a result of the analysis of the work and interaction of stakeholders in solving problems arising from the fire, identified problematic aspects of the investigation and examination of the fire. Examines the ways and methods of the existing algorithms works on the investigation of fires. The problem points are indicated. The method of solving the indicated problems is chosen. The scheme of interdepartmental interaction taking into account algorithm of investigation of fires is developed and characterized. The mathematical description of perspective application of the developed structure of the investigation process is presented. The developed model is considered on the example of real fires. Step-by-step connections and implementation of the investigation process into the existing system are demonstrated. The article presents a step-by-step way to solve the problems of fire investigation, taking into account the management component. The achieved results in the process of fire investigation are reflected. The findings demonstrate the results achieved in the research process.

Текст научной работы на тему «Модель информационной системы поддержки управления в процессе расследования пожаров»

УДК 004.02

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРОВ

Д. С. САЛИОНОВ

Академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, 129366, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, 4 E-mail: salionov.dmitrij@mail.ru

Проведен анализ работы системы МЧС России в области расследования пожаров. Рассмотрены материалы по пожарам: процесс расследования и заключение по итогу. Проведен анализ программного обеспечения с целью обоснования недостаточной поддержки лицу, принимающему решение. Анализ статистических данных на территории Российской Федерации позволяет сделать вывод о значимости и роли расследования пожаров в профилактической деятельности. По результату анализа работы и взаимодействия заинтересованных лиц в решении задач, возникающих вследствие пожара, выявлены проблемные моменты процесса расследования и проведения экспертизы по пожару.

Проанализированы способы и методы существующих алгоритмов работ по расследованию пожаров. Обозначены проблемные моменты. Выбран способ решения обозначенных проблем. Разработана и охарактеризована схема межведомственного взаимодействия с учетом алгоритма расследования пожаров. Представлено математическое описание перспективного применения разработанной структуры процесса расследования. Рассмотрена на примере реальных пожаров разработанная модель. Продемонстрированы поэтапные подключения и внедрения в существующую систему процесса расследования. Представлен поэтапно способ решения проблем расследования пожаров с учетом управленческой составляющей. Отражены достигаемые результаты в процессе расследования пожаров. Выводы демонстрируют достигнутые результаты в процессе исследования.

Ключевые слова: пожарная безопасность; расследование пожаров; многоагентные системы; фантомный агент; база правил; база ассоциаций; сводный фасет данных.

MODEL OF INFORMATION SYSTEM TO SUPPORT MANAGEMENT IN THE INVESTIGATION OF FIRES

D. S. SALIONOV

Academy of state fire service of EMERCOM of Russia, Russian Federation, Moscow E-mail: salionov.dmitrij@mail.ru

The analysis of the EMERCOM of Russia in the field of fire investigation. The materials reviewed by fire: the investigation process and conclusion at the end. The analysis of the software to justify the lack of support to the decision-maker. Analysis of statistical data on the territory of the Russian Federation leads to the conclusion about the importance and role of fire investigation in preventive activities. As a result of the analysis of the work and interaction of stakeholders in solving problems arising from the fire, identified problematic aspects of the investigation and examination of the fire.

Examines the ways and methods of the existing algorithms works on the investigation of fires. The problem points are indicated. The method of solving the indicated problems is chosen. The scheme of interdepartmental interaction taking into account algorithm of investigation of fires is developed and characterized. The mathematical description of perspective application of the developed structure of the investigation process is presented. The developed model is considered on the example of real fires. Step-by-step connections and implementation of the investigation process into the existing system are demonstrated. The article presents a step-by-step way to solve the problems of fire investigation, taking into account the management component. The achieved results in the process of fire investigation are reflected. The findings demonstrate the results achieved in the research process.

Key words: fire safety; fire investigation; multi-agent systems; phantom agent; rule base; Association database; summary data facet.

©Салионов Д. С., 2019

Введение

Эффективность расследования пожаров и проведения работ, а также сроки подготовки и предоставления документов в контролирующие органы в значительной степени определяются своевременностью, качеством и достоверностью. Проведенный в работе анализ литературных источников, а вместе с этим пожаров и материалов по проведению проверок по ним, позволил сделать вывод, что для расследования пожара самыми важными являются такие показатели, как: время, трудозатраты, владение большим количеством теори-тических знаний и практических навыков. Зачастую рабочий процесс затягивается на неопределенный срок, качество исполнения проверочных действий - на низком уровне вследствие допущения ошибок при обследовании объекта, возникновения все новых и новых обстоятельств. Информация не имеет «прозрачности», то есть лицо, принимающее решение, не имеет контроля над происходящим процессом: о статусе исполнения требований, не знает о причинах и проблемах, оказывающих отрицательное воздействие на результат. Вследствие ошибок лица, принимающего решения, или в силу «человеческого фактора» из-за колоссального количества рутиной работы и других неблагоприятных обстоятельств оказывается отрицательное влияние на эффективность проведения мероприятий по расследованию пожаров. Частыми являются случаи, когда выводы, сделанные специалистом по расследованию пожаров, опровергаются при дальнейшем тщательном исследовании процесса или из-за допущенных ошибок при организации и проведении этих действий теряют юридическую силу. Результаты расследования пожаров служат основой для формирования профилактических мероприятий, а вследствие выбора решающего направления в распределении сил и средств Министерства по чрезвычайным ситуациям, особо нуждающимся направлениям деятельности, с целью увеличения безопасности людей и сохранения материальных ценностей [1,2,3].

В связи с этим возникает необходимость усовершенствовать существующую систему проведения мероприятий в области расследования пожаров. Осуществить это можно с помощью внедрения модели управления на основе теории многоагентных систем с использованием компонентов как основных регулирующих элементов, в частности, фантомного агента, и создания адаптивных алгоритмов действий для лица, принимающего решения [4]. Модель позволит повысить эффективность действий по расследованию, а именно: увеличить производительность труда за счет сокращения временных показателей и снижения трудозатрат.

Подобные мероприятия позволят соблюдать установленные законодательством РФ сроки, отведенные для сбора максимального количества необходимой информации. Данные обстоятельства наиболее актуальны для удаленных населенных пунктов, где процесс экспертизы может затягиваться естественным образом.

Следовательно, система дистанционной поддержки позволит своевременно и точно принимать управленческие решения в процессе расследования, сократит сроки проведения проверки по пожару, позволит не упустить детали, которые могут способствовать вынесению заключения, а также позволит эксперту лаборатории удаленно, но своевременно участвовать в расследовании пожара на начальной стадии совместно с должностными лицами, принимающими решения.

Анализ статистических данных по пожарам и ущербу позволяет сделать вывод о значимости органов, принимающих участие в процессе расследования пожаров [5]. Значимость должностных лиц и необходимость повышения уровня профессионализма для исключения ошибочных действий в процессе трудовой деятельности на основании проведенного анализа подтверждается следующими умозаключениями: основные показатели статистики, имеющие наибольшее значение, формируются за счет результатов действий в области расследования пожаров; результаты и выводы по итогам расследования пожаров ложатся в основу профилактических мероприятий, направленных на предотвращение аналогичных случаев и на профилактику пожаров в целом; систематизация и классификация первопричин и последствий пожаров являются основой для разработки требований нормативно-технических регламентов, определяющих деятельность и правила эксплуатации объектов; с учетом того, что большинство пожаров происходит в частной собственности, определение даже такого щепетильного момента, как место начала горения и путей распространения с обоснованием причин и логического объяснения, является основополагающим для формирования строительных норм и правил, которые базируются на данных пожарной статистики и, в частности, профессионализме дознавателя. Поэтому роль расследования пожара для формирования статистики, как точного ана-литико-прогностического инструмента, в пожарном деле неоценима, а отсюда и для остальных вытекающих по цепочке последствий [6, 7].

Проведенный анализ существующей системы расследования пожаров позволил сформулировать проблемные моменты, требующие решения с помощью внедрения новой системы поддержки принятия управленческих решений при расследовании пожаров с целью снижения трудозатрат [8]. На основе анализа

нормативных документов, регламентирующих расследование пожаров, сделаны выводы о значимости и важности временного критерия для процесса расследования и проверки по пожару. Изучение материалов по пожарам в реальной практической деятельности специалистов позволило сделать вывод о необходимости своевременной поддержки специалистами других областей знаний, оперативного сбора необходимых сведений, снижения трудозатрат, повышения качества проведения расследования пожара [9].

Далее используется понятие фантомного агента. Внедряемый «умный агент» может обладать заранее заданными свойствами, функциями и возможностями для решения определенного круга задач в области расследования пожаров.

Необходимо учесть и тот факт, что важным остается создание оперативного взаимодействия внутри ведомства (рис. 1). Существующая система работы по взаимодействию при расследовании пожаров недостаточно эффективна.

Рис. 1. Схема взаимодействия в процессе расследования пожаров внутри ведомства

Изученный теоретический подход к расследованию пожаров и проведению работ в этой области позволил сформировать модель процесса расследования. Проверены действия должностных лиц, вовлеченных в процесс расследования. Процесс представлен в виде мно-гоагентной коалиции. Каждый участник процесса выступает как самостоятельный агент-игрок, обладающий определенным набором свойств, функций и умений, в зависимости от принадлежности и рода выполняемой задачи. Каждый агент-игрок может образовывать временную коалицию с другими агентами-игроками с целью создания взаимодействия по интересам. Процесс взаимодействия как между двумя агентами, так и более, выступает как самостоятельный фантомный агент. Роль создаваемого агента заключается в синтезе информации и координации действий агентов-игроков. Фантомный агент существует исклю-

чительно на уровне проектируемой модели. К созданию на уровне взаимодействия фантомного агента побуждает ряд свойств и функций, которые оказывают положительное влияние на объект управления.

Агент сможет самостоятельно производить генерацию информации с целью дальнейшего целевого использования. Итоговый моделируемый фантомный агент преобразовывается в самостоятельную ячейку в цепи процесса межведомственного взаимодействия. При необходимости оказывает поддержку в принятии управленческих решений оперативному специалисту по произвольному вопросу, хранимому в единой базе правил. То есть под контролем группы специалистов высокого уровня, задачу по поддержке и взаимодействию каждого лица, принимающего решения, на любом уровне организации будет решать фантомный агент [10].

Представлено математическое описание взаимодействия при решении общих задач по расследованию пожаров. Рассматривается группа независимых, самостоятельно действующих агентов-игроков, которые используют наборы технологий (которые затем послужат для каждой структуры). Кроме собственных ресурсов имеется набор общих, информация о которых заранее неизвестна отдельным членам группы, но пригодна для использования агентами-игроками других ведомств, при этом информация представляет интерес для всей группы. Члены группы принимают решение объединиться и создать коалицию, деятельность которой будет выгодна для всех, рассматривают различные механизмы организации функционирования коалиции. Создается координирующий Центр (фантомный агент), который на основе принятого алгоритма осуществляет автоматически регулирующие функции.

Описание технологических ограничений. Пусть имеется п агентов-игроков (I = 1/п). Каждый агент-игрок может предоставить т видов информации (/ = 1, т), затрачивая при этом некоторые ресурсы (к). На предоставление единицы информации агенты-игроки затрачивают ресурсы (Г) в количестве е1. Каждый агент-игрок имеет собственный запас ресурса в количестве Ь\ (I = 1Д). Кроме того, имеются общие запасы ресурсов в количестве ц (I = 1 ,к). Информация может быть полезна и принята к сведению как с,-. Таким образом, если агент-игрок предоставит информацию в количестве х- (I = 1,т), то потратит ресурс в количестве 2^=1 р1цх-, а польза от информации будет иметь вид Ц^с/х,- Необходимо учесть, что польза с,- строго положительна, а коэффициенты затрат Рщ, запасы Ъ\ и гг неотрицательны. Введем матричные обозначения. Обозначим через х1 вектор столбец (х\, I = 1 ,т)Т (индекс Т - транспонирование). Пусть с = (с1,1 = 1/т), а Р' = |р|г|, тогда Ь' = (Ь\, I = 1Д)Г, г = (гь1 = 1/к)Т. Следовательно, построим условие перехода: если I - предоставляемая агентами-игроками информация, в количестве х', то полезность будет схпри этом будут затрачены ресурсы в количестве V1 = Р'х', где у' - вектор столбец (у1,1 = 1/к)Т.

Предположим, что управление системой осуществляется централизованно, то есть существует некоторый дополнительный координирующий орган (формальный Центр, фантомный агент - координатор потоков), который выбирает объемы общих ресурсов, выделяемых каждому агенту-игроку, а также роль в процессе. При этом стремится по общему решению коалиции к максимизации суммарной

пользы или эффективности системы, оставляя вопросы дележа на получение общего результата на следующий этап принятия решений коалиции. Предполагается, что возможности агентов-игроков известны Центру. При этом не известны коэффициенты матрицы Р' и вектора Ъ1 в заданных ограничениях P™in < Р/,- < Р™ах и

¿min < ¿i < ¿max.

pmin _ |pmin| pmax _ |pinax| ¿min = (¿mmj = JJy_ ¿max = (¿maxj = JJy (1)

Центр должен выбирать управления так, чтобы ресурсов у каждого агента-игрока хватило на отведенную роль в процессе при любой матрице Р1 и любой вектор Ъ' из указанных диапазонов. Таким образом, перед фантомным агентом стоит нестандартная задача рационализации следующего вида:

^ сх' -» шах,

i

' (2)

i

pixi < ¿i +yi(i =

> 0,y' > 0,i = 1/п.

где имеется бесконечное число ограничений, поскольку неравенства Р'х1 < bl + у1, i = 1/п, должны выполняться для всех Pmin < Р' < Ртах и bmin < Ь' < bmax. Если выполняются условия

pmaxxi < ¿min + yi^ = Т0 сООТВвТСТВуЮЩИе

условия сформулированной задачи будут выполнены для любых допустимых матриц Р' и векторов Ь'. Управление Центра (фантомного агента) в задаче являются вектор информации х' и вектор выделенных агентам-игроками ресурсов у' (i = 1/п):

^ сх' -» шах,

i

, ^V<r, (3)

i

pmaxxi < ¿min + yi> j _

> 0,y' > 0,i = Т/П.

Формирование иерархии. Иерархия возникает там и тогда, где и когда для эффективного управления системой необходимо обрабатывать слишком большой объем информации о внешней среде. В этом случае фантомный агент может делегировать часть полномочий по выбору управлений подчиненным. Разумеется, при этом подчиненные, выбирая управления, могут преследовать свои цели. Но при некоторых условиях от такой децентрали-

зации можно выиграть. Рассмотрим задачу управления некоторой системой с целью выигрыша g(w,à) -» max, где w е W - управление, a е А - неконтролируемый фактор. Система технологически структурирована - множество W представимо в виде декартова произведения W = U х ПV1, а множество А = ПА1- Принимая решение о выборе управления w = (u,Uvl), фантомный агент может иметь информацию о реализовавшемся значении неопределенного фактора a = {a\i = ï/n}.

Централизованное управление.

Управление u,vl,i = 1/п выбирает фантомный агент, ориентирующийся на имеющуюся неопределенность. Обозначим через Ф(Х, Y) семейство функций из множества X в множество Y. В силу сделанного предположения информацию о реализовавшихся значениях a можно кодировать словами s е S. Семантику сообщений можно задавать функциями Р е Ф(Л,5). А выбор управления w е W в зависимости от полученного сообщения ses моделируется функцией w е Ф(5, W). Таким образом, стратегиями являются пары (w,P) из множества Ф(5, W) х Ф(Д S). Если фантомный агент зафиксирует стратегию и реализуется значение неопределенного фактора, то выигрыш составит g(w(P(à)),à), а максимальный результат будет равен:

Д0 = supinfg(w(P(a)),a). (4)

Децентрализованное управление. Предложим, что фантомный агент имеет возможность передоверить выбор управления vl некоторому агенту-игроку i (i = ï/n). Будем считать, что:

1) интересы агента / описываются стремлением функции к1{и,у\ ....а1) -» шах;

2) выбирая управление vl е V1 агент i знает реализовавшееся значение неопределенного фактора а1.

Центр оставляет право выбора управления и eu. Таким образом, стратегией будет пара (и,Р) е Ф(S,U) х Ф(Л,5).

Фантомный агент обладает приоритетом при принятии решений, т.е. первым выбирает и сообщает агентам-игрокам стратегию (и,Р). Установлено ограничение, при котором агент / выберет управление из множества:

BRl(u,P,a0 = {V £

u(P (aOW) = max h1 (и(Р(а1),ш1,а1)). (5)

U7l I

В таком случае можно рассчитывать на получение максимального результата:

R1 = min g(u, vl, a) -» max. (6)

a,vl

Сравнение централизации и децентрализации. Децентрализация управления рассматриваемой системой целесообразна, если > R0. Примеры систем, для которых выполняются неравенства > Д0 и < R0 строятся без дополнительных условий. С ростом объема информации I величина растет быстрее, чем R0. Для любой системы и любого е > 0 при достаточно больших значениях I выполняется неравенство R1>R0-e. Таким образом, целесообразность децентрализации связана с ограничением на объем информации. Вероятно, в данном случае вычисление величины можно выполнить способом, подобно тому, как вычислена R0. Оценить целесообразность децентрализации можно, не вычисляя величины [11].

На основании изученных данных и результатах исследований теории многоагентных систем сформирована модель формирования временных групп не предопределенного состава в условиях нестабильного управления. Структура, составляющая основу полученной модели, представлена в виде схемы построения возможности взаимодействий между агентами-игроками, фантомным агентом и регулирующим центром с помощью подключаемых модулей баз ассоциаций и единой базы правил (рис. 2).

На данной схеме отображается возможность создания временной коалиции между участниками (агентами), в зависимости от процессуальной направленности события, необходимой информации, требований нормативно-правовых актов. Каждый агент владеет базой ассоциаций, в которой зафиксированы решения на вопросы, работа по которым уже проводилась. Роль фантомного агента с функцией генерации информации могут выполнять, например, органы прокуратуры, являясь основным связующим звеном между участниками процесса в случае необходимости. Во главе процесса, касающегося непосредственно вопросов расследования и экспертизы пожаров, находится экспертный центр. Роль - это надзор за процессом накопления баз ассоциаций, правильности и корректности фиксации правил в единую базу, контроль за процессом расследования, экспертизой пожаров и заключений. Функции смогут осуществлять наиболее опытные сотрудники министерства, за плечами которых огромный накопленный опыт и их трудами руководствуются штатные сотрудники в процессе проверок по пожарам.

If...then

Рис. 2. Схема взаимодействия в процессе расследования пожаров Примечание: КО - коммерческие организации, СК - следственный комитет, БА- база ассоциаций, ЭЦ- экспертный центр, П - органы прокуратуры (фантомный агент), МЮ - эксперты министерства юстиции, МВД - министерство внутренних дел, БП - база правил, «Другие» - организации и специалисты, принимающие участие в расследовании в роли специалистов или информаторов, подключаемых дополнительно при необходимости

На следующем этапе приводится обоснование возможности применения теоретических знаний и демонстрируется практическая реализация на конкретном примере.

Применение представленной схемы дает возможность участникам процесса расследования принимать точные и оперативные управленческие решения. Рассмотрим конкретный пример. Составим правила ассоциаций по имеющимся материалам дела пожара в жилом двухквартирном доме. Правила составлены следующего типа: If (условие) ... then (решение).

Составление необходимо для дальнейшего занесения в базу ассоциаций и единую базу правил, с целью поддержки процесса расследования, а также для установления хронологии событий. Составленные правила условно можно разделить на три этапа. Разбиение на этапы зависит от действий дознавателя и количества привлекаемых лиц в процессе расследования, а также отражает основные временные задержки. Хронологию событий целесообразно схематично представить в виде поэтапного алгоритма с отображением возможности подключения баз ассоциаций и единой базы правил (рис. 3).

Рис. 3. Поэтапный алгоритм хронологии событий пожара

По результатам анализа хронологии строится иерархия привлекаемых агентов-игроков (действующих лиц и принадлежности к организациям) для создания временной коалиции, например: creafe(K) = {ад[1..3] = «до-

знаватель», «участковый», «следователь»}. В единое информационное пространство подключаются соответствующие модули баз ассоциаций (рис. 4).

Временная коалиция

С-ХЦ

Фантомный агент

Прокурор

-

Агенты-игроки

МЧС

CK

мю

БА

БА

БА

КО

, БА

ЭЦ

Реш аемые задачи

Факторы

Причины

ЧС

Последствия

Рис. 4. Схема подключения модулей

Представленные процессы сопровождаются вопросно-ответной формой участникам или аналитикам по результатам анализа и исследования для заполнения правил ассоциаций. По результатам формирования двух

иерархий строятся логические ассоциации с одной связью, со связью с привязкой к элементу коалиции и со связью с подготовкой решения (рис. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 этап: Бинарныеассоциации (пример)

IF «Контаьхир^тощне поверкногти (КЦ& = break THEN «Больший переходные сопротивления (БПС> = Итм

IF «БПС>; THEN <ЕП,Щ££1..1]. background:'. (бинарное ассоциативное правши - подготовка контактирующей поверхности дляиследования набольшие переходные сопротивления) IF 1лБПС » AND background THEN «КШ = нл? EL SE «Короткое замыкание = use,{use -исследование)

IF «КЗ» THE \ ргш!cj v OR secondary, [виды исследования)

IF secondary IHFN r^H^/iu**) (в данноислучае одлительном тепловом воздействии открытых элементов сачоделънозо обо^евателя на деревянную стеж do.ua)

2 этап: Тернарные ассоциации (пример) Общее постаноЕочноепраЕтшо ассоциации:

<ШтLsut. a&esLM 1 -1 ] &Щртве&1 -и]>

IF ftre AND dead-false TBI'S g|gafig(K)={ag[1..3] = «нозваватель», «участковый», «следователь»}

<vie», ДгйзЩ-1 ] AM) К[1 ..3].щ>[1]>г <vie», mam _I] .AND K[l.JUa[lJ>,

^.¿aaJl.n.AND Kil.JUgf2T>.__

3 этап: Л-арные ассоциации (пример)

В случае отсутствия решения строится общая Л-арная ассоциация вида: <object_out object_ui(j)[\.J] HU®] [AND/XOR], roleQ\ ;=[! где

objecti- ряд вопросов БП для получения решения role(f), в данном случае:

- установление очага пожара (2 критерия):

- установление особенностей развития пожара (4 критерия);

- установление продолжительности горения (4 критерия);

- установление технической причины (мех анигша) возникновения пожара (& критериев):

- техническая оценка средств поджога (3 критерия).

Рис.5. Логические ассоциации

Экспертное заключение готовится от завершающей стадии. То есть то, что необходимо получить в результате. На практике для каждого случая для фантомного агента готовится свод вопросов, на которые необходимо получить решение в виде единого сценария.

В результате строится сводный фасет данных (по подобию матрицы распределения ответственности) - элемент единого фасета БП (рис. 6).

А А.1

А.2

Б.1

Б Б.2

Б.З

Б.4

В.2

В В.2

В.З

В.4

Г.2

Г.2

Г.З

Г Г.4

Г. 5

Г. 6

Г. 7

Г.8

Д-1

Д Д-2

Д-3

Агенты-игроки

Агенты-иг роки (исполнители)

V О О О О

<J L>

о Q

о у о

о О О

о О О

о о<

Q О О

Л /

Фасет правил БП

Рис. 6. Сводный фасет данных

Представленный фасет предполагает создание на определенном этапе временной коалиции, которая при решении поставленной задачи должна найти ответ на некоторый вопрос. Ответ же на этот вопрос будет находиться в фасете данных и при необходимости даст возможность специалисту оперативно принять решение.

Заключение

Проведенный анализ существующих методов и подходов к расследованию пожаров позволил определить проблемные моменты:

- проведен анализ статических данных по пожарам, который показал результаты работы органов по расследованию пожаров и подчеркнул необходимость совершенствования рабочего процесса с помощью внедрения новой системы управления;

- результатом исследования существующей системы расследования пожаров явился вывод о целесообразности внедрения новой системы с целью снижения трудозатрат;

- проведенный анализ нормативных документов, регламентирующих процедуру

расследования пожаров, позволил сделать вывод о значимости временного критерия для процесса расследования;

- проведенный обзор программного обеспечения, оказывающий поддержку должностным лицам в процессе расследования, показал, что такое программное обеспечение отсутствует. Имеющееся программное обеспечение позволяет решать какие-то частные задачи или носит информативный характер, но не оказывает поддержку специалисту в процессе проведения действий по расследованию пожаров.

Разработанная модель межведомственного взаимодействия в оперативной обстановке при анализе и экспертизе пожаров позволяет задействовать максимально необходимое количество специалистов на любом этапе процесса расследования для максимально быстрого и точного результата. Имеется возможность дистанционной поддержки лица, принимающего решения.

Разработанный адаптивный алгоритм информационно-управляющей системы ди-

станционной поддержки дознавателя в ходе расследования пожаров позволяет оперативно принимать верные управленческие решения, минимизируя вероятность допущения ошибочных действий. Особенностью алгоритма является этапность процессов принятия управленческих решений на разных стадиях расследования и экспертизы пожара с использованием n-арных ассоциаций к единой базе правил. Следует заметить, что представленная модель и алгоритм не нацелены на исключение «человеческого фактора» и его роли в процессе расследования. Человек был и остается основным «элементом» системы. Основная задача, которая решается, - это поддержка лица, принимающего решение.

Практическая реализация разработанной модели заключается в исключении временных задержек на различных этапах проце-

Список литературы

1. Мегорский Б.В. Методика установления причин пожаров. М.: Стройиздат, 1966. 166 с.

2. Чешко И.Д. Экспертиза пожаров (объекты, методы, методики исследования). СПб: ИПБ МВД РФ, 1997. 563 с.

3. Чешко И.Д., Галишев М.А., Зернов С.И. Обнаружение и идентификация инициаторов горения различной природы при отработке версии о поджоге: методические рекомендации. М.: ЭКЦ МВД РФ, 1998. 48 с.

4. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы. М.: Син-тег, 1999. 128 с.

5. Салионов Д.С. Результаты анализа статистики расследований пожаров на территории Российской Федерации // Технологии техносфер-ной безопасности: интернет-журнал. 2017. Выпуск № 1 (70). 8 с. Режим доступа: http://ipb.mos.ru/ttb.

6. О пожарной безопасности: федер. закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.

7. Об утверждении порядка учета пожаров и их последствий: приказ МЧС РФ от 21 ноября 2008 г. № 714.

8. Чешко И.Д. Технические основы расследования пожаров расследования пожаров: метод. пособие. М.: ВНИИПО, 2002. 330 с.

9. Салионов Д.С., Рыженко A.A., Взаимодействие ведомственных органов на стадиях расследования и экспертизы пожаров/Д.С. Салионов, A.A. Рыженко // Материалы международной научно-практической конференции «Современные пожаробезопасные материалы и технологии». Иваново, 2017.

Ю.Студенческая библиотека онлайн. Режим доступа: http://studbooks.net/ Горелов М.А., Ерешко Ф.И. Модели управления в цифровом обществе.

дуры расследования с помощью подготовки готового решения.

Временные задержки могут быть выявлены как на стадии разработки модели и алгоритмов, так и в процессе практической деятельности лица, принимающего решение. Вместе с этим решается и вопрос с трудозатратами и нерационального использования служебного времени. Вместе с этим разработанная модель осуществляет прозрачность информации, позволяет лицу, принимающему решения, отслеживать процесс расследования, статус исполнения, контролировать процесс, вовремя привлекать необходимые силы. Ряд преимуществ позволяет в результате сократить время проведения необходимых мероприятий по расследованию, уменьшить количество трудозатрат и позволяет снизить риск допущения ошибочных действий.

References

1.Megorskij B.V. Metodika ustanovleniya prichin pozharov [Methods of determining the causes of fires], M.: Strojizdat, 1966, 166 p.

2. CHeshko I.D. EHkspertiza pozharov (ob"ekty, metody, metodiki issledovaniya) [Fire expertise (objects, methods, research methods)]. SPb: IPB MVD RF, 1997, 563 p.

3. CHeshko I.D., Galishev M.A., ZernovS.I. Obnaruzhenie i identifikaciya iniciatorov goreniya razlichnoj prirody pri otrabotke versii о podzhoge\ Metodicheskie rekomendacii [Detection and identification of the initiators of combustion of different nature in the development of the version about an arson], M.: EHKC MVD RF, 1998, 48 p.

4. Burkov V.N., Novikov D.A. Teoriya aktivnyh sistem: sostoyanie i perspektivy [Theory of active systems: state and prospects], M.: Sinteg, 1999, 128 p.

5. Salionov D.S. Rezul'taty analiza statistiki rassledovanij pozharov na territorii Rossijskoj Federacii. Tekhnologii tekhnosfernoj bezopasnosti: internet-zhurnal, 2017, issue. 1 (70), 8 p. http://ipb.mos.ru/ttb.

6.0 pozharnoj bezopasnosti'. feder. zakon Rossijskoj Federacii ot 21 dekabrya 1994 g. № 69-FZ.

7. Ob utverzhdenii poryadka ucheta pozharov i ih posiedstvif. prikaz MCHS RF ot 21 noyabrya 2008 g. № 714.

8. CHeshko I.D. Tekhnicheskie osnovy rassle-dovaniya pozharov rassledovaniya pozharov: metod. posobie [Technical basis for the investigation of fires investigation of fires], M.: VNIIPO, 2002, 330 p.

9. Salionov D.S., Ryzhenko A.A., Vzaimodejst-vie vedomstvennyh organov na stadiyah rassledovaniya i ehkspertizy pozharov [The cooperation of the departmental authorities on the stages of the investigation and examination of fir es], Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennye pozharobezopasnye materialy i tekhnologii», Ivanovo, 2017.

10. Studencheskaya biblioteka onlajn. -rezhim dostupa: http://studbooks.net/

11. Gorelov M.A., Ereshko F.I. Modeii uprav-ieniya v cifrovom obshchestve [Models of governance in a digital society], https://docplayer.ru.

Салионов Д. С.

ФГБОУ ВО Академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Москва E-mail: salionov.dmitrij@mail.ru Salionov D.S.

Academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russian Federation, Moscow E-mail: salionov.dmitrij@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.