Научная статья на тему 'Модель и педагогические условия формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза в процессе физкультурно- спортивной деятельности'

Модель и педагогические условия формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза в процессе физкультурно- спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / модель / компетен- ция / управление физкультурно-спортивной дея- тельностью. / student / model / competence / sports activities management.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабанова Оксана Николаевна, Бибина Евдокия Николаевна, Хабарова Елена Николаевна

В статье отмечается, что суще-ствующая система профессионального педа-гогического образования нацелена на подго-товку специалистов, способных не только осу-ществлять педагогический процесс, но и эф-фективно им управлять.Важным поэтому является подход к их подготов-ке как к единому процессу воспитания и обу-чения, в ходе которого происходит разносто-роннее развитие и самоутверждение личности,формирование профессиональной готовности,личностных качеств. Связь социальных, про-фессиональных и познавательных мотивов уси-ливает сознательное отношение к учению,ускоряет формирование личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карабанова Оксана Николаевна, Бибина Евдокия Николаевна, Хабарова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL AND PEDAGOGIC CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF SPORTS ACTIVITIES

The existing system of professional pedagogical education is aimed at training specialists able not only to carry out the pedagogical process, but also effectively manage it. So the approach to their preparation as to the unified process of education and training, during which diverse development and self-esteem, formation of professional readiness, personal qualities occur, is important. The connection of social, professional and cognitive motives enhances conscious attitude to learning, accelerates the formation of personality.

Текст научной работы на тему «Модель и педагогические условия формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза в процессе физкультурно- спортивной деятельности»

УДК 378:796 (045)

Карабанова Оксана Николаевна

старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин и безопасности жизнедеятельности Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. oksanakarabanova@yandex.ru

Бибина Евдокия Николаевна

старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин и безопасности жизнедеятельности Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. oksanakarabanova@yandex.ru

Хабарова Елена Николаевна

старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин и безопасности жизнедеятельности Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. oksanakarabanova@yandex.ru

Модель и педагогические условия ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Oksana N. Karabanova

senior lecturer.

Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev oksanakarabanova@yandex.ru

Evdokiya N. Bibina

senior lecturer.

Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev oksanakarabanova@yandex.ru

Elena N. Khabarova

senior lecturer.

Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev oksanakarabanova@yandex.ru

A MODEL AND PEDAGOGIC CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF SPORTS ACTIVITIES

Аннотация. В статье отмечается, что существующая система профессионального педагогического образования нацелена на подготовку специалистов, способных не только осуществлять педагогический процесс, но и эффективно им управлять.

Важным поэтому является подход к их подготовке как к единому процессу воспитания и обучения, в ходе которого происходит разностороннее развитие и самоутверждение личности, формирование профессиональной готовности, личностных качеств. Связь социальных, профессиональных и познавательных мотивов усиливает сознательное отношение к учению, ускоряет формирование личности.

Ключевые слова: студент, модель, компетенция, управление физкультурно-спортивной деятельностью.

Annotation. The existing system of professional pedagogical education is aimed at training specialists able not only to carry out the pedagogical process, but also effectively manage it.

So the approach to their preparation as to the unified process of education and training, during which diverse development and self-esteem, formation of professional readiness, personal qualities occur, is important. The connection of social, professional and cognitive motives enhances conscious attitude to learning, accelerates the formation of personality.

Keywords: student, model, competence, sports activities management.

Современные условия общественного развития требуют того, чтобы студенты педагогических вузов обладали высоким уровнем про-

фессиональной готовности, познавательными потребностями, интересами.

146

Одной из задач нашего исследования является разработка структурной модели формирования профессиональной готовности у студентов педвуза.

В своем исследовании мы будем опираться на метод моделирования как всеобщий метод опосредованного изучения объектов, процессов и явлений.

Суть метода моделирования применительно к педагогическому исследованию в том, что на основе предварительного изучения предмета исследования полученных о нем сведений выделяются присущие предмету важные признаки, особенности, компоненты структуры, устанавливаются их существенные связи и взаимозависимости [3, с. 11].

Учитывая, что разработка теоретической модели профессиональной готовности - сложный, многоступенчатый процесс, предусматривающий использование научной теории, ее закономерностей, определенных правил, а также опытных данных, мы применили следующую логику ее построения [3, с. 13]:

1 этап - накопление первичных сведений о предмете исследования;

2 этап - изучение источников нормативной информации;

3 этап - использование источников поисковой информации;

4 этап - создание модели формирования профессиональной готовности у студентов педагогического вуза.

Оценивая различные подходы к описанию конечных целей подготовки в виде модели педагогического процесса, отметим, что в одних случаях под моделью понимается характеристика типовых задач в обучении будущего специалиста (В.П. Беспалько, Н.Г. Печенюк, Н.Ф. Талызина, Л.Б. Хихловский).

По мнению А.И. Щербакова, модель должна включать социально-психологическую характеристику личностных качеств учителя и профессионально-педагогические знания, умения и навыки.

В.А. Сластенин предлагает учитывать личностные и профессионально-педагогические качества; психолого-педагогическую подготовку; методическую подготовку по специальности, объем и содержание специальной подготовки.

Н.Ф. Талызина полагает, что содержание модели может быть представлено тремя составными: задачами (или видами деятельности), обусловленными особенностями нашего века; характером общественно-политического строя страны; требованиями профессии, специальности [3, с. 13], а В.П. Беспалько - четырьмя типами задач [2, с. 18].

Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в следу-

ющих формах: учебные занятия; самостоятельные занятия студентов в физкультурноспортивной деятельности; тренировочные занятия по видам спорта, самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом, физические упражнения в режиме дня, саморазвитие в физкультурно-спортивной деятельности и в профессиональной готовности; массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия предусматривают широкое привлечение студентов к регулярным занятиям в физкультурно-спортивной деятельности, а также развитие положительного отношения к физкультурноспортивной деятельности, укрепление здоровья, саморазвитие студентов, физической и спортивной подготовленности студентов [1, с. 8].

Наша деятельность представляла определенную систему учебных, тренировочных, организационно-методических, воспитательных и практических мероприятий, направленных на решение поставленных в диссертационном исследовании задач и доказательство выдвинутой гипотезы.

Организация физического воспитания в высших учебных заведениях, согласно рекомендациям, происходит с учетом состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Экспериментальная работа показала, что технология профессионального воспитания требует акцента в развитии способностей к общению, коммуникативному взаимодействию преподавателей и студентов, широкому использованию в образовательном процессе, развитию педагогических способностей, формирующих умения и навыки самовоспитания, индивидуально-творческую активность студентов.

В ходе педагогического эксперимента была проанализирована традиционная учебная программа физического воспитания студентов в вузе, занятий физической культурой, выявлена недостаточная степень ее эффективности, изучены мотивы и интересы студентов педагогического ВУЗа к различным формам двигательной активности, отмечена популярность спортивных игр, в частности волейбола.

Использование средств волейбола для развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов педагогического ВУЗа целесообразно по следующим причинам: - волейбол является наиболее популярным видом спорта среди студентов различных факультетов педагогического института.

На основании первичного обследования были сформированы две группы студентов, которые почти не отличались между собой по уровню морфофункционального состояния и двигательной, физической подготовленности. Для чистоты организации и проведения опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование студентов

147

с целью изучения интереса к физкультурноспортивной деятельности и их профессиональной готовности.

Было определено, что большая часть студентов, принимающих участие в опытно-экспериментальной работе, достаточно высоко мотивирована к успешной спортивной деятельности, что, по-видимому, определит эффективность развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности как фактора формирования профессиональной готовности студентов. С другой стороны, когда наибольшее количество студентов заинтересовано в предстоящей деятельности, то и они оказывают влияние на тех, у кого интерес менее.

Особенностью нашего исследования является то, что нами сделана попытка обратиться к проблеме интереса к физкультурно-спортивной деятельности, который бы способствовал формированию профессионально готовности студентов вузов, а также сохранению, укреплению их здоровья с помощью физических упражнений и оптимизации процесса физического воспитания.

Актуальность настоящего исследования определило проблему, которая заключается в поиске

Литература:

1. Безрукова В. С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизм реализации // Интегративные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск : СиПи, 2008. С. 8.

2. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалистов // Вест. высш. шк. 2008. № 1. С. 3-8.

3. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 2009. № 3. С. 10-14.

модели и педагогических условий развития ин -тереса у студентов педагогического вуза к физкультурно-спортивной деятельности, которые бы способствовали формированию профессиональной готовности студентов.

С помощью анкетного опроса на исходном этапе и в конце экспериментальной работы сравнивались выборочные результаты ответов студентов. На вопрос, «Посещаете ли вы занятия по физическому воспитанию?», в начале эксперимента ответили да - 50 %, в конце - 76 %. На вопрос, «Какие виды физкультурно-спортивной деятельности в вашем Вузе Вам нравятся?», в начале эксперимента студенты ответили: «лыжи - 10 %, спортивные игры - 47,4 %, легкая атлетика -21 %», не ответили - 30 %; в конце эксперимента: лыжи - 10 %, спортивные игры - 56 %, легкая атлетика - 30 %, не ответили - 4 %.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что на начальном этапе интерес к физкультурноспортивной деятельности был выражен слабо, а вот в конце эксперимента результаты были намного лучше. Это говорит о том, что повысился уровень интереса к физкультурно-спортивной деятельности.

Literature:

1. Bezrukova V.S. Pedagogical integration: essence, structure, realization mechanism // Integrative processes in pedagogical theory and practice. Sverdlovsk : SIPI, 2008. P. 8.

2. Bespal’ko V.P. About criteria of quality of training of specialists // Bulletin of the Higher School, 2008. № 1. P. 3-8.

3. Talyzina N.F. Activity approach to creation the model of specialist // Bulletin of the Higher School. 2009. № 3. P. 10-14.

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.