расходов. В этой ситуации положительные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в перспективе.
Использованные источники:
1. Бабич, Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
2. Герасимов, Б.И. Организация планирования на предприятии: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - М.: Форум, 2013. -240 с.
3. Жирнов А.В. Проблемы обеспеченности материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий России / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения» - Ульяновск, 2011. С. 58-60
4. Жирнов А.В. Проблемы развития сельского хозяйства России / А.В. Жирнов //Материалы VII Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения». - Ульяновск, 2016. - С. 4751.
5. Жирнов А.В. Эффективность концентрации и специализации производства в районных агропромышленных объединениях / А.В. Жирнов // Вестн. ФГОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина. - № 5. - 2007. - С. 85-88
6. Жирнов, А.В. Риск-предикторный анализ финансовой составляющей предпринимательской деятельности / А.В. Жирнов // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-1 (66-1). - С. 926-931.
7. Лапшина, Г.В. Инновационная деятельность как фактор развития АПК региона (на материалах Ульяновской области) /Г.В. Лапшина, С.В. Грицков //Международный научный журнал. - 2010. - №2. - С. 17-22.
8. Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2013. - 284 с.
Жураев Т.М., к.т.н.
доцент
кафедра ПО(Информатика и ИТ) Исманова К.Д., к.т.н. заведующий кафедрой Информационные технологии Наманганский инженерно-педагогический институт
Узбекистан, г. Наманган МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ТРЕХМЕРНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЧИСЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Аннотация: В данной статье приведены результаты разработки алгоритмов и модуль программного продукта трехмерной визуализации данных для поддержки принятия технологических решений при разработки
месторождений полезных ископаемых методом подземного выщелачивания.
Abstrakt: In this article, we have developed an algorithm and a software module of three-dimensional visualization of data to support decision-making process of minerals with the method of underground leaching.
Ключевые слова: подземное выщелачивание, полезный компонент, скважина, концентрация, критерия оптимизации, управления.
Key words: Underground leaching, the useful component, the concentration, well, criterion of optimization
В настоящее время при управлении технологическими процессами разработки месторождений полезных ископаемых методом подземного выщелачивания и принятия технологических решений геологическими службами широко используются вычерченные карты изобар по фактически измеренным данным на скважинах [1]. С помощью этих данных интерполированием и экстраполированием определяются данные и на других точках пространства.
Для облегчения анализа полученных численных результатов для поддержки принятия технологических решения, разработан алгоритм вычерчивание трехмерного графика для визуализации двумерных численных результатов. Основным трехмерном графическим примитивом в компьютерной графике на сегодняшний день является треугольник, задаваемый координатами его вершин. Как правило, для каждой вершины задаются ее положение в пространстве X,Y,Z, цвет (R,G,B) или координаты в текстуре (S,T).
Для задания неплоских гладких поверхностей используются различные методы описания поверхностей параметрическими функциями от двух параметров. Сложные поверхности собираются из отдельных кусков (patch),
каждый из которых является полиномом. Такой полином можно растрировать двумя способами. Во первых, его можно представить интерполирующим многогранником, каждая элементарная грань которого будет являться треугольником или прямоугольником. Другой подход состоит в растрировании семейства близко лежащих линий, для генерации которых можно использовать аппаратно реализованный генератор кривых. Второй подход, как правило, не применяется, поскольку простые видеокарты способны аппаратными средствами генерировать кривые Безье [2].
03
Рис.1. Задание бикубического петча Безье полигональной сеткой
Наиболее употребительными кусочными функциями являются петчи Безье и петчи Кунса. Метод Безье для проектирования кривых можно обобщить для проектирования поверхностей. Если к двумерному набору
Р
опорных точек поверхности тп применить метод декартова произведения, то получим следующее выражение:
т п
Ртп (*, *) = Е Е РСт (1 - *)т- *1С1 (1 - г)г*, г Е [0,1]
I=0 }=0
Именно это выражение мы в дальнейшем будем иметь в виду, когда будем упоминать петч Безье. Следует, однако, отметить, что имеется еще один метод получения двухпараметрической функции на основе кривых Безье. Этот метод основан на использовании булевой суммы вместо декартова произведения. Но мы не будем использовать этот способ построения петча из-за его недостаточной наглядности и излишней сложности.
Проиллюстрируем геометрическое задание петча Безье на примере бикубического петча (т = п = 3). Для задания петча Безье достаточно задать набор т х п точек в пространстве. Такой набор задает полигональную сетку (рис.1).
Чтобы обеспечить гладкое сопряжение двух смежных петчей, необходимо, чтобы смежные ребра были коллинеарные. На рис.2 показано гладкое сопряжение двух бикубических петчей Безье. Для гладкого сопряжения двух петчей, как это показано на рис.2, необходимо чтобы были коллинеарные следующие тройки точек: (02,03,04), (12,13,14), (32,33,34). В этом случае при интерполяции возникнет визуальная иллюзия гладкой поверхности многогранника.
30
------ пе
Рис.2. Гладкая сопряжения двух петчей Безье
Рассмотрено кривых и поверхностей, используемых в компьютерной графике, и во всех случаях основным параметром, определяющим форму
кривой или поверхностей, был набор опорных точек - вершин управляющего многоугольника или многогранника. Для выполнения геометрических преобразований - масштабирования, смешения, поворота заданного объекта необходимо подвергнуть этим преобразованиям каждую
Матричная запись геометрических преобразований очень удобна, поскольку позволяет задать геометрическое преобразование в виде композитной матрицы, полученной перемножением матриц элементарных преобразований (масштабирования и поворота). Однако преобразование смещении Яне является матричной операцией, что не позволяет в самом общем случае получить матричное преобразование на основе матриц размерности 3х3. этот недостаток можно обойти, если задавать координаты точки однородными координатами.
Координаты точки х,у,7 можно задать четверкой чисел Х,У,7Д где связь между однородными и неоднородными координатами точки определяется следующими соотношениями:
_Y _Z_ к ' к ' к
Очевидно, что четверку Х,У,7Д однозначно задающую положение точки, также можно считать ее координатами. Однородные координаты замечательны тем, что с их помощью можно задать все геометрические преобразование в виде матричных операций и получить, таким образом, композитное преобразование в виде одной матрицы.
Ф пил 11еч .и 11ймошь Г' ОткрытьйГфаЙ ла ' Открыть из БД Сохранить рисуниг ЕМхвД
Рис.3. Окно интерфейса трехмерной визуализации
Для реализации описанного выше алгоритма построения трехмерного визуализации двумерных данных разработано программное обеспечение на языке Delphi (рис.3).
Использованные источники:
1. Жураев Т.М. Модель и вычислительный алгоритм решения задач геотехнологического процесса в кусочно-неоднородных пластах //
Узбекский журнал Проблемы информатики и энергетики. - Т., 2010. - № 5. -С. 18-23.
2. Жарков В.А. Компьютерная графика, мультимедиа и игры на Visual C# 2005. - М.: «Жарков Пресс», 2005. - 812 с.
Зайдуллина А.А. аспирант
ФГБОУВО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация: Статья посвящена подготовке кадров высшей квалификации через аспирантуру. В настоящее время преподаватель высшей школы должен в совершенстве знать целый комплекс педагогических и ораторских приемов и уметь выступать перед аудиторией.
Ключевые слова: публичное выступление, преподаватель, ораторское мастерство, психологическое искусство.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ним, подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру претерпела особенно серьезные изменения. Согласно новому закону, аспирантура - это третий уровень высшего профессионального образования (а не послевузовское образование, как было раньше): первый уровень - бакалавриат, второй - специалитет и магистратура, третий - аспирантура (глава 2, статья 10 нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»).
При этом в дипломе выпускника аспирантуры указывается квалификация «Преподаватель-исследователь». А это значит, что аспирант в период обучения теперь будет получать значительную подготовку по педагогическим специальностям, предусмотренным учебным планом.
Сегодня Башкирский государственный аграрный университет по праву считается своеобразной «кузницей» подготовки руководящих кадров и специалистов для агросектора Башкортостана. Поэтому перед нами преподавателями стоит главная задача - давать такие знания, формировать такие общекультурные и профессиональные компетенции, такие ценностные ориентации и установки, обладая которыми наши выпускники - будущие специалисты, смогут успешно трудиться во всех сферах многофункциональной экономики республики [1; 2].
Таким образом, в настоящее время, преподаватель высшей школы должен быть специалистом не только в определенной предметной области, но и обладать навыками педагогической деятельности, знанием психологических особенностей студентов и технологии преподавания, в том числе, выступления перед публикой. В то же время, для успешного