филологические: науки
DOI 10.23859/1994-0637-2019-1-УДК 81.38
© Горбунова В. В., Перфильева З. Е., 2019
Горбунова Виктория Валерьевна
Старший преподаватель, Оренбургский государственный педагогический университет (Оренбург, Россия) E-mail: [email protected]
Gorbunova Viktoriya Valeryevna
Senior Lecturer, Orenburg Pedagogical State University (Оrenburg, Russia) E-mail: [email protected]
Перфильева Зинаида Евгеньевна
Кандидат филологических наук, доцент Оренбургский государственный педагогический университет (Оренбург, Россия) E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ: ПОЗИЦИОННЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. Статья посвящена изучению функционирования окказионализмов в детской речи и построению инварианта локализации окказионализмов при позиционном анализе как методе системного изучения текста. Предметом исследования являются окказионализмы, выявленные в текстах спонтанных детских высказываний. Тексты извлечены методом сплошной выборки с учетом трех факторов: смысловой законченности высказывания, наличия в высказывании окказионализмов и критерия возраста. Описывается алгоритм действий, исследуются относительные и абсолютные величины, выявленные в результате использования количественных методов, метода статистического подсчета и метода позиционного анализа, направленного на изучение пространственно-временной организации текста и его формы. В ходе исследования выявлено, что позиционное распределение окказионализмов на интервалах внутритекстового отрезка пространства-времени в детских высказываниях формирует стойкий асимметричный фон и свидетельствует о фрактальной организации структуры текста.
Perfilyeva Zinaida Evgenyevna
PhD in Philology Sciences, Associate Professor, Orenburg Pedagogical State University (Оrenburg, Russia) E-mail: [email protected]
DISTRIBUTION MODEL OF OCCASIONALISMS IN CHILDREN'S SPEECH: THE POSITIONAL ASPECT
Abstract. The article is devoted to the construction of the invariant of the localization of the occasionalisms in children's speech during the positional analysis as a method of a system text research. The subject of the research is the occasionalisms from texts of spontaneous children's utterances. The texts have been taken with help of total sampling method with account of utterance sense completeness, occasionalism presence in the utterance and age criterion. The algorithm of actions is described. Relative and absolute dimensions, pointed out as a result of using quantitative methods, statistic counting method and positional analysis method to learn the spacetemporal structure of the text and its forms are described. During the research it has been found out that the positional distribution of occasionalisms at some space-temporal intervals within the children's utterances forms a steady asymmetric background and points out the fractal organization of the text structure.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 59
Ключевые слова: окказионализмы, детская Key words: occasionalism, children's speech, речь, позиционный анализ, текст, симметрия, positional analysis, text, symmetry, asymmetry асимметрия
Введение
В настоящее время исследованию специфики детской речи и ее онтогенезу посвящено много научной литературы. С. Н. Цейтлин пишет, что «детская речь представляет своего рода плацдарм для испытания объяснительной силы разработанных применительно к „взрослой" лингвистике теоретических концепций» [7, с. 235]. В. П. Григорьев замечает, что в детской речи еще «остается много не изученного лингвистикой материала», и считает приоритетным исследование ее творческого аспекта [1, с. 27, 46]. Постигая язык, ребенок неосознанно создает и сочиняет свои собственные слова - так называемые окказионализмы. Под детским окказионализмом подразумевается «нарушение и отклонение от известных закономерностей функционирования языка» [6, с. 6]. Т. Б. Радбиль характеризует окказионализмы как «словообразовательные аномалии». По его мнению, исследование нарушений и отклонений различных форм в языке дает возможность для его более полного понимания [6, с. 6]. Мы считаем, что именно при изучении функционирования «неавторских» детских окказионализмов появляется доступ к новому осмыслению языка как самоорганизующейся системы и создается наиболее полная картина становления детской речи как текста.
Результаты анализа теоретических работ, посвященных проблеме исследования детских окказионализмов, показывают, что при довольно широкой освещенности феномена порождения окказиональных слов многие вопросы остаются открытыми, и прежде всего вопросы, связанные с проблемами функционирования окказионализмов в пространстве целого текста.
Основная часть
Цель данного исследования - анализ позиционного распределения окказионализмов на внутритекстовом отрезке пространства-времени и построение инварианта их локализации в детской речи при позиционном анализе как методе системного исследования текста. За основу взяты работы А. Ю. Корбут, Г. Г. Москальчук, в которых текст рассматривается как самостоятельный объект исследования, как природный объект, обладающий характеристиками материального предмета. Метод позиционного анализа разработан для изучения пространственно-временной организации текста. Анализ направлен на выявление универсальных способов текстообразо-вания [3] - [5].
Материалом исследования послужили тексты детских высказываний, зафиксированные графически и представленные на различных интернет-сайтах, форумах и в работе К. И. Чуковского «От двух до пяти» (М.: Терра: Книжный клуб, 2001. 77 с.). Тексты извлечены методом сплошной выборки. При отборе материала были учтены следующие факторы: смысловая законченность высказывания, наличие в нем окказионализмов и критерий возраста. В результате отбора речевого материала объектом нашего исследования стали 350 текстов высказываний детей в возрасте от трех до шести лет. Приведем несколько примеров из нашей выборки.
Дима К. (4 года): «У нас зимой холодно. Значит, зимовать будем в теплых странах, а летовать тогда где?» (т. е. проводить лето).
60
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1
Маша Р. (3,5 года): «Ну ты петух и хохлач! Нет то что эти курицы» (т. е. у него есть хохолок) (Солнышко: Виртуальный детский журнал. URL: http://www/ solnet.ee/sol/013/h_172.html)http://forsociologists.narod.ru/csth/lecture7.html - Источник Тема 7.
Кирилл Щ. (4 года): «У кота - котик, у зайца - зайчик, у лошади - лошадик, да мам? Я знаю животных и их детей» (т. е. жеребенка) (Говорят дети. URL: http://det.org.ru/http://det.org.ru/, http://deti.mail.ru/ childstories/).
Все тексты были подвергнуты единообразной процедуре анализа.
Основной метод исследования - позиционный анализ. Для проведения позиционного анализа используется метроритмическая матрица, предложенная Г. Г. Мос-кальчук, делящая текст на определенные позиционные интервалы и отражающая распределение элементов симметрии и асимметрии, а также внутритекстовую организацию [3].
Анализ распределения окказионализмов в процессе поступательного развертывания в линейном ряду пространства-времени осуществлялся в соответствии с разработанным порядком действий:
1) тексты исследуемой выборки подверглись позиционному анализу, разделяющему весь текст на интервалы. Для выделения интервалов Зачина, ПредГЦн, ПостГЦн, ПредГЦ, ПостГЦ, ПостГЦ, Конца применялась программа "Lingvo 7" («Панарин»);
2) в текстах выделялись окказионализмы;
3) в программе Excel строилась таблица, в которой фиксировалось количество окказионализмов, локализованных в каждом позиционном интервале;
4) осуществлялся анализ количественного распределения окказионализмов, делались выводы;
5) проводился позиционный анализ распределения детских окказионализмов по интервалам и в инварианте;
6) обрабатывались и интерпретировались полученные данные.
В качестве примера рассмотрим два образца текстов детских высказываний, проанализированных с помощью компьютерной программы "Lingvo 7" («Панарин»).
Образец 1. «Мама, я / сегодня ночью упала. После л упада я СНОВА легла
на диван и л уснула».
Интервал Зачина: «Мама, я».
Интервал ГЦн: «сегодня».
Интервал ПостГЦн: «ночью упала. После».
Интервал ПредГЦ: «упада я».
Интервал ГЦ: «СНОВА».
Интервал ПостГЦ: «легла на диван».
Интервал Конца: «уснула».
Образец 2. «Мама, у нас в семье столько / ласки, и все ее друг л другу передают: ты - мне, я ПЕРЕДАЮ папе, папа - коту, а кот передает л тебе, когда муркает».
Интервал Зачина: «Мама, у нас в семье столько».
Интервал ГЦн: «и».
Интервал ПостГЦн: «все ее друг».
Интервал ПредГЦ: «другу передают: ты - мне, я».
Интервал ГЦ: «ПЕРЕДАЮ».
Интервал ПостГЦ: «папе, папа - коту, а кот передает».
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 61
Интервал Конца: «тебе, когда муркает» (Мой ребенок. URL: http://forsociologists. narod.ru/csth/lecture7.html - Источник Тема 7 http://www.moy-rebenok.ru/twinkle/glokhlyy-ded).
По приведенным образцам проанализирован весь экспериментальный материал, результаты по локализации окказионализмов занесены в таблицу размером 336 х 6 ячеек. Согласно данным таблицы, локализация окказионализмов на внутритекстовом отрезке пространства-времени носит неравномерный характер. В одних случаях отмечается их плотная локализация, в других - наблюдаются лакуны в заполнении таблицы (отсутствие моделей в позиционном интервале).
Количественный анализ локализации окказионализмов показал следующее:
- их наибольшее количество (176 из 350, т.е. 50,2 %) распределено в интервале Конца, который является абсолютно сильной экспрессивно-эмоциональной позицией текста;
- 68 (19,4 %) - в интервале ПостГЦ;
- 21 (6 %) - в интервале ПостГЦн;
- 20 (5,7%) - в интервале ПредГЦн;
- 19 (5,4%) - в интервале ПредГЦн;
- 5 (1,4%) - в интервале Зачин - ГЦН;
- 41 (11,7%) - в интервале Гц.
На основе полученных данных были построены графики, воспроизводящие количественное и процентное распределение окказионализмов по интервалам. Оба графика показали наличие трех четко выраженных структур: Зачин - ПредГЦн (плавный подъем), ПредГЦн - ПредГЦ (равномерность распределения) и ПредГЦ -Конец (резкий подъем).
Для построения инварианта локализации окказионализмов по интервалам определены абсолютная (количество всех изучаемых элементов на каждом позиционном интервале) и относительная частоты (соотношение количества элементов в каждом интервале к общему числу окказионализмов в тексте детского высказывания). Значения относительной частоты характеризуют изменения структуры в целом, показывая «структурный сдвиг» [2, с. 459]. Абсолютная и относительная частоты определялись по соответствующим формулам. Результаты расчетов представлены в табл. 1.
Таблица 1
Значения относительной и абсолютной частот окказионализмов на внутритекстовом отрезке пространства-времени и в сильных позициях текстов детских высказываний
Позиционный Абсолютная частота Относительная частота
интервал моделей моделей
Зачин 5 0,01
ГЦн 20 0,06
ПостГЦн 21 0,06
ПредГЦ 19 0,05
ГЦ 41 0,12
ПостГЦ 68 0,21
Конец 176 0,55
Дополнительно по результатам расчетов строились диаграммы, отображающие абсолютную и относительную частоты окказионализмов на внутритекстовом отрезке
62
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1
пространства-времени и в сильных позициях текста детских высказываний. На диаграмме, отражающей изменение относительной частоты, снова прослеживаются три структурные организации: первая (интервалы Зачин - ПредГЦн) характеризуется плавным повышением данного показателя; вторая (интервалы ПредГЦн - ПредГЦ) отражает стабильность значений относительной частоты; третья показывает увеличение относительной частоты от 0,05 (в 3 раза) в интервале ПредГЦн до 0,55 (самое большое значение) в интервале Конца.
Выявленные неравные отношения количества окказионализмов способствуют динамическому развитию структурной организации текста спонтанных детских высказываний. При сопоставлении различных количественных отношений окказионализмов у них наблюдается различная степень активности воздействия. Соотношения неравных относительных частот окказионализмов, т.е. такие соотношения, которые соподчиняют окказионализмы меньшей относительной частоты окказионализмам большей относительной частоты, способствуют образованию элементарного единства.
На следующем этапе анализа по формуле вычисляется коэффициент распределения окказионализмов на каждом из шести интервалов для инварианта текста детского высказывания. Данный коэффициент отражает плотность распределения окказионализмов на отдельно взятом интервале с учетом доли его протяженности от общего размера текста. Результаты расчета представлены в табл. 2.
Таблица 2
Значения коэффициента распределения окказионализмов на внутритекстовом отрезке пространства-времени
Позиционный интервал Отношение е / рр Коэффициент распределения окказионализмов
Зачин 5 / 0,146 34,2
ПредГЦн 20 / 0,09 222,2
ПостГЦн 21 / 0,146 143,8
ПредГЦ 19 / 0,236 80,5
ПостГЦ 68 / 0,236 288,1
Конец 176/ 0,146 1205,4
Примечание. В табл. 2 введены следующие обозначения: е - абсолютное количество окказионализмов; р - удельный вес интервала; р - интервал, для которого ведется подсчет.
Для определения симметричных и асимметричных областей инвариантного текста детского высказывания рассчитан средний коэффициент распределения окказионализмов в 6 интервалах (Зачин, ПредГЦн, ПостГЦн, ПредГЦ, ПостГЦ, Конец). Данный показатель характеризует однородность, точность совокупности при наименьшем отличии коэффициента распределения от среднего коэффициента, определяет границы вариации распределения окказионализмов на внутритекстовом отрезке пространства-времени. Интервал считается симметричным, если коэффициент рас-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 63
пределения окказионализмов больше или равен 329,03, интервал считается асимметричным, если коэффициент распределения окказионализмов меньше 329,03 (см. рисунок).
Ксвффи ци екг распределени я сккаэи онали эн ов Средний коэффициент распределения окказионализмов
Плотность распределения окказионализмов на внутритекстовом отрезке пространства-времени
На следующем этапе работы был проведен анализ плотности распределения окказионализмов инвариантов на внутритекстовом отрезке пространства-времени. Коэффициент распределения окказионализмов в интервале Абсолютное начало - Зачин равен 34,2. Данный показатель очень далек от среднего коэффициента распределения окказионализмов. Этим обусловливаются особенности формирования сценария развертывания структуры текста, проявляющиеся в неустойчивости системы на этом интервале. Сценарий начинается с самого резкого проявления асимметрии. В интервале Зачин - ПредГЦн регистрируется увеличение коэффициента распределения окказионализмов в 6,5 раза (с 34,2 до 222,2). Однако сохраняются проявления асси-метричных тенденций. Но на их общем фоне регистрируется определенное выравнивание системы, так как на данном участке коэффициент распределения окказионализмов приближается к среднему показателю. Данная тенденция обусловливается тем, что предоставленный интервал предГЦн располагается вблизи первой абсолютно сильной позиции ГЦн. Интервал вблизи абсолютно сильной позиции характеризуется выравниванием структуры текста. В интервале ПредГЦн - ПостГЦн асимметричные тенденции проявляются резче, чем на предыдущем интервале. Наблюдается уменьшение коэффициента распределения окказионализмов в 1,5 раза (с 222,2 до 143,8). Данная тенденция структурной организации текста обусловливается удалением от первой абсолютно сильной позиции и проявляется в нарушении системы. В интервале ПостГЦн - ПредГЦ фиксируется усиление влияния асимметричных тенденций, что подтверждается уменьшением коэффициента распределения окка-
64
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1
зионализмов в 1,8 раза (с 143,8 до 80,1) и объясняется большей удаленностью от абсолютно сильной позиции. В интервале ПредГЦ - ПостГЦ поддерживается асимметричная направленность организации структуры текста, отмеченная в предшествующем интервале системы. Однако асимметрия в начале интервала нивелируется тенденциями структурной упорядоченности (увеличение частоты окказионализмов). Под влиянием симметричных тенденций происходит выравнивание структуры, и к завершению пространственно-временной протяженности интервала коэффициент распределения (288,1) максимально приближается к среднему коэффициенту распределения окказионализмов (329,03). Выявленные данные подтверждают значение сильных позиций текста, т. е. элементы симметрии, расположенные в ГЦ, отличаются более высокой степенью запоминаемости. Завершение становления системы на интервале ПостГЦ - Конец характеризуется резким и абсолютным доминированием симметричной направленности: наблюдается пик концентрации (ке = 1205,4 / 329,03), т. е. увеличение коэффициента распределения окказионализмов в 3,6 раза. Обнаруженная тенденция обусловлена близостью ко второй абсолютно сильной позиции текста ГЦ.
Выводы
Результаты проведенного анализа показывают, что структурная организация инвариантного текста детского высказывания представляется в виде следующего сценария переходов симметричных (С) и асимметричных (А) интервалов, содержащих окказионализмы на внутритекстовом отрезке пространства-времени: А ^ А, А ^ А, А ^ А, А ^ А, А ^ С (стрелкой обозначено направление перехода). Доминирующая роль в процессе становления текста детского высказывания как системы принадлежит переходам, где инициатором выступают интервалы асимметричной организации (100% от всех выделенных переходов), что свидетельствует о неустойчивом функционировании системы.
Распределение окказионализмов, выявленных в изученных текстах детских высказываний, формирует стойкий асимметричный фон структурной организации текста. Это связано с неравномерным распределением окказионализмов в интервалах. Однако отмечена одна зона нарушения стабилизации, связанная с усилением симметричных тенденций на интервале ПостГЦ - Конец (от 288,1 до 1205,4). Усиление процесса асимметризации на участках репрезентирует большую информационную значимость этих зон.
Таким образом, нами выявлен однонаправленный характер стабилизации и дестабилизации областей симметричной и асимметричной реализации переходов окказионализмов, что свидетельствует о фрактальной, нелинейной организации структуры текста. Текст детского высказывания составляют части, рисунок структуры которых будет повторяться, если модифицировать протяженность текста. Отличительной особенностью структуры текста детского высказывания являются неравнозначные различные условия на входе в системную организацию и на выходе из нее: минимальное количество фиксируемых элементов в интервале Зачина и максимальное количество окказионализмов в интервале Конца (аабс - 5 / 176).
Полученная структурная организация инвариантного текста связана с особенностями освоения ребенком речи и языка. Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет уже усваивает некоторое количество элементов языковой системы, при этом не знает всех правил ее функционирования, а также исключений. Данный дуализм объясняется тем, что индивидуальный речевой опыт у детей либо отсутствует, либо незначителен
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 65
в силу возраста и физиологического уровня развития мышления. Поэтому ребенок свободно формирует (придумывает, строит) новые слова и конструкции без учета частных случаев словообразования, исключений и ограничений.
Таким образом, асимметричный фон структуры текста детского высказывания объясняется стратегией освоения ребенком речи и языка. Она заключается в том, что сначала усваиваются общие элементы структуры, а затем частные с помощью освоения правил, исключений и ограничений языка как системы.
В перспективе дальнейшего исследования данной тематики планируется провести сопоставительный анализ реализации и функционирования окказионализмов на внутритекстовом отрезке пространства-времени на материале русского и французского языков.
Литература
1. Григорьев В. П. Поэтика слова. М.: Наука, 1979. 344 с.
2. Елисеева И. И. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 2004. 656 с.
3. Корбут А. Ю. Текстосимметрика. Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет, 2004. 200 с.
4. Москальчук Г. Г. Позиционный аспект общей теории текста // Текст: варианты интерпретации. Бийск: Бийский государственный педагогический институт, 2000. Вып. 5. С. 181-184.
5. Москальчук Г. Г. Структура текста как синергетический процесс. М.: УРСС Эдиториал, 2003. 296 с.
6. Радбиль Т. Б. Языковые аномалии в художественном тексте. М.: Московский педагогический государственный университет, 2006. 320 с.
7. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. 240 с.
References
1. Grigoryev V. P. Poetika slova [The poetics of word]. Moscow: Nauka, 1979. 344 p.
2. Eliseeva I. I. Obshchaja teorija statistiki [General theory of statistics]. Moscow: Finance and statistics, 2004. 656 p.
3. Korbut A. JU. Tekstosimmetrika [Text symmetry]. Irkutsk: Irkutsk State Pedagogical University, 2004. 200 p.
4. Moskal'chuk G. G. Pozicionnyj aspekt obshchej teorii teksta [The positional aspect of general text theory]. Tekst: varianty interpritacii [Text: interpretation options]. Bijsk: Bijsk State Pedagogical Institute, 2000, vol. 5, pp. 181-184.
5. Moskal'chuk G. G. Struktura teksta kak sinergeticheskij process [Text structure as a synergistic process]. Moscow: URSS Jeditorial, 2003. 296 p.
6. RadbiP T. B. Yazykovye anomalii v hudogestvennom tekste [Language abnormalities in the literary text]. Moscow: Moscow State Pedagogical University, 2006. 320 p.
7. Cejtlin S. N. Yazyk I rebjonok. Lingvistika detskoj rechi [Language and child. Linguistics of children's speech]. Moscow: Vlados, 2000. 240 p.
Для цитирования: Горбунова В. В., Перфильева З. Е. Модель функционирования окказионализмов в детской речи: позиционный аспект // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 1 (88). С. 59-66. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-1-88-6
For citation: Gorbunova V. V., Perfil'eva Z. E. Distribution model of occasionalisms in children's speech: the positional aspect. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 1 (88), pp. 59-66. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-1-88-6
66
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1