А.В.Ким,С.А.Лядова
Модель формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Стандартизация образования ориентирует содержание образования на общечеловеческие ценности, реализует задачи гуманизации и гуманитаризации образования. Для решения поставленных задач уже в начальной школе предполагаются кардинальные изменения приоритета целей образования: на первый план выдвигаются цели становления личности младшего школьника и индивидуализации процесса обучения. Ранее существовавшие учебные программы были недостаточно ориентированы на возрастные особенности и возможности младших школьников. В современном образовательном стандарте [1] указывается, что «начальное образование может быть эффективным (т.е. направленным на развитие личности ребенка, раскрытие его способностей) только в том случае, если оно исходит из максимально точного учета психофизиологических особенностей детей».
Человек в детском возрасте - это развивающийся человек, находящийся на пути к становлению, осуществляющий более сложную, чем у взрослых, работу по самопостроению, саморазвитию, саморегуляции, самоконтролю, самосохранению. Если ребенок не принимает осознанного участия в этой деятельности, процесс формирования здорового стиля жизни не может состояться.
Необходимость формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) школьников отражена в работах педагогов-валеологов и физиологов Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, Г.Н. Сердюковс-кой, Э.М. Казина, В.П. Казначеева, Л.Г. Татар-никовой, А.Г. Щедриной [2-8].
Формирование ЗОЖ учащихся начальной школы осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, а также конкретных условий жизни, экономической, природно-климатической, социокультурной среды, организационно-педагогических и дидактических условий, уровня готовности всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей) к ведению ЗОЖ. При этом аналитический обзор исследований в области валеологического образования, практика его реализации и состояние здоровья школьников приводят к выводу об отсутствии обоснован-
ных моделей формирования ЗОЖ как целостного педагогического процесса. Отсутствие соответствующих учебных дисциплин в федеральных и региональных образовательных программах вступает в противоречие с реальным состоянием здоровья и валеологической культуры младших школьников. Разработанные модели валеологического образования отражают процесс формирования и усложнения вале-ологических понятий, а формирование ЗОЖ учащихся является «побочным продуктом» ва-леологического образования [1-2; 6; 8]. Кроме того, названные программы не обладают свойством непрерывной адаптируемости к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям региона. Региональные программы организации психолого-валеологической службы представлены в работах В.Н. Ирхина, Э.М. Казина [4; 9].
Целью данной работы является исследование функциональных связей в формировании основ здорового образа жизни младших школьников. Работа выполнена на базе гимназий №79 и 40 Барнаула, где проводится мониторинг показателей здоровья и развития младших школьников на протяжении ряда лет и выявлены факторы, влияющие на формирование ЗОЖ.
Формирование ЗОЖ рассматривается как процесс и результат усвоения школьниками систематизированных знаний, умений и опыта при ориентации на соответствующую модель и обретает новые системные цели и функции. Оно должно стать не просто фактором, способствующим укреплению и сохранению здоровья подрастающего поколения, но и приоритетным механизмом их достижения. «Расчет и обеспечение индивидуального маршрута здоровья, гарантирующего сохранение и развитие здоровья каждого человека, представляет собой сложную научно-практическую задачу» [5].
При формировании ЗОЖ на личностном уровне необходимо построить систему взаимосвязанных элементов образа жизни каждого ученика. В нашем представлении она может выглядеть следующим образом:
Модель формирования здорового образа жизни.
Рис. 1. Взаимосвязь элементов здорового образа жизни младшего школьника
Модель взаимосвязи элементов образа жизни младших школьников, представленная на рисунке 1, отражает взаимодействие различных компонентов среды обитания: трудовой, учебной, бытовой, а также личностные компоненты: сверстники, учителя и родители. Раскрывая содержание компонентов ЗОЖ, следует отметить, что все сферы жизнедеятельности детей данного возраста - трудовая, общественная, семейная, досуговая - взаимосвязаны через общение со сверстниками, учителями, родителями, теми, кого мы назвали субъектами образования. Данная схема, на наш взгляд, отражает социально-психологическую сторону процесса формирования ЗОЖ младших школьников. Мы полагаем, что если содержание компонентов и их взаимодействие носит здоровьесберегающий характер, то формируется ЗОЖ, если же только часть из них отражает ЗОЖ, то о формировании ЗОЖ говорить затруднительно.
Если исходить из теоретического положения, что все «жизненные функции организма выступают как его потребности, а нормальная жизнедеятельность его осуществляется как удовлетворение их, необходимо построение моделей поведения, проектирование обратных связей» [10]. Проектирование обратных связей возможно через построение модели «акцептор-
но-программных взаимодействий», которая отражает существенные черты человеческой жизни [11]. Ее преимуществом является базисное положение о витальном (жизненном) значении всех актов жизнедеятельности, предпосылки, что все они имеют определенную целевую направленность. Это дает возможность проектирования изменений системы ценностей личности в процессе ее развития. Поскольку жизненные акты индивида, по мнению В.В. Пет-ленко, В.Ф. Сержантова, всегда обращены в будущее в связи с целью, определяющей всякий акт и представляющей собой предвосхищение ожидаемого будущего результата, объяснить его поступки и действия на уровне личностной интеграции его жизнедеятельности невозможно [10]. В данном случае функциональный акт выходит за пределы его собственного организма, поэтому для такого объяснения необходимо определенное соотнесение с ценностями общества и конкретными взаимодействиями в социальных группах.
Функциональная схема формирования основ ЗОЖ у младших школьников на личностном уровне построена нами на основе концепции функциональных систем П.К. Анохина [12] и представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Функциональная схема формирования основ ЗОЖ младших школьников
В настоящее время представленные модели формирования ЗОЖ младших школьников апробируются в условиях образовательных учреждений - гимназий №79 и 40 Барнаула. Мониторинговую деятельность по реализации разработанных моделей формирования ЗОЖ младших школьников в гимназии №79 Барнаула осуществляет лаборатория «Здоровье».
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Компоненты формирования ЗОЖ есть процесс и результат усвоения младшими школьниками систематизированных знаний, умений и опыта ведения здорового стиля жизни.
2. В период развития детей младшего школьного возраста должна сформироваться функциональная система здорового образа жизни как жизнеразвивающая цель.
Литература
1. Учебные стандарты начального общего, среднего (полного) общего образования: Кн. 1: Начальная школа / Под ред. B.C. Леднева и др.. М., 1998.
2. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. 3-е изд. перераб. и доп., СПб., 2001.
3. Колбанов B.B. Методологические и организационные основы педагогической валеологии // Ва-леологическое образование (проблемы, поиски, решения): Сб. науч. тр. Липецк, 1996.
4. Сердюковская Г.Н. и др. Гигиенические предпосылки к оптимизации школьного урока в младших классах средней школы // Гигиена и санитария. 1985. №6.
5. Казин Э.М. в сб. Валеологические аспекты образования: Из опыта работы центров научных основ здоровья и развития в Кузбассе / Под ред. Э.М.
Казина, Т.С. Паниной, Н.П. Неворотовой. Кемерово, 1995.
6. Казначеев В.П. Стенография лекции по валеологии // Валеология. 1996. №3-4.
7. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. СПб., 1997.
8. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск, 1989.
9. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: Монография. Новосибирск, 2001.
10. Ирхин В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья: Монография. Барнаул, 2002.
11. Петленко В.П., Сержантов В.Ф. Проблема человека в теории медицины. Киев, 1984.
12. Анохин П.К Избранные труды. М., 1979.