преподаванию учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры» // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. 2015. № 11 (129). С. 121-126.
6. Карпов В.Ю., Гладких А.М., Волобуев А.Л. Спортивный менеджмент как вид профессиональной деятельности // Вестник Екатерининского института. 2015. № 4 (32). С. 53-55.
7. Карпов В.Ю. Управление воспитанием студентов с использованием средств физической культуры и спорта: дис.... д-ра пед. наук. Самара, 2005. 427 с.
8. Карпов В.Ю. Педагогическое воздействие средств физической культуры и спорта на вос-
питание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов// Те-ор. и практ. физ. культ. 2004. № 12. С. 49-53.
9. Круглова Т.Э. Подготовка студентов вузов физической культуры к работе менеджера: монография. СПб.:ГАФКим. П.Ф. Лесгаф-та, 2000. 160 с.
10. Махов А.С., Карпов В.Ю, Августимо-ва О.С. Формирование личностных качеств спортивного менеджера в образовательном процессе вуза//Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сб. статей III Междунар. науч.-практ. конф. М, 2015. С. 244-248.
УДК 378.1
Т.П. МАКАРОВА
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Анализируется проблема управленческой культуры в теории и практике, выделяются особенности формирования исследуемого феномена в образовательном процессе вуза. Раскрыта сущность и функции управленческой культуры, предложено авторское определение исследуемого феномена. Разработана модель формирования управленческой культуры будущих государственных служащих.
Ключевые слова: управленческая культура, управление, образовательный процесс вуза.
The author of the article analyzed the problem ofthe management culture in theory and practice, highlighted the peculiarities of formation of the investigated phenomenon in the educational process of the University. The essence and functions of management culture, proposed a definition of the investigated phenomenon. The developed model of formation of managerial culture of the future civil servants.
Keywords: administrative culture, management, educational process of the University.
Современный мир - это мир информационно-технологический. Каждая из технологий осуществляется по определенному алгоритму. В рамках нашего
© Макарова Т.П., 2016
исследования обратимся к технологии управления. Под управлением понимается процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние или для поддержания ее в каком-то установленном режиме [1, с. 143].
В управленческой культуре важна четкая организация массива информации. Информационный массив - это упорядоченная по определенным признакам совокупность всех видов информации, используемой органами управления для выработки управляющего воздействия. Цель создания массива информации - повысить эффективность управления за счет рациональной систематизации информации, правильного ее распределения по уровням управления в соответствии с характером решаемых задач [2].
Культура управления невозможна без умелой организации потоков информации. Под потоком информации понимается целенаправленное движение информации от источников до потребителей. Рационализация потоков информации имеет целью исключить дублирование информации, минимизировать маршруты ее прохождения и обеспечить рациональный обмен информацией между органами управления. Культура принятия управленческих решений включает организацию переработки информации. Важнейшим этапом формирования информационного обеспечения является организация технологического процесса переработки информации с помощью новых информационных технологий (НИТ). Новые информационные технологии в управленческой деятельности служат не только цели автоматизации рутинных методов обработки информации, но и организации информационно-коммуникативного процесса на качественно новом уровне.
Важнейшей особенностью управленческой культуры в современном информационно-технологическом мире является оптимизация решения. Оптимизация решения - это процесс
перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение - это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение. Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, ее целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач любой подсистемы системы управления. Методы оптимизации: анализ, прогнозирование, моделирование, которое, в свою очередь, делится на логическое, физическое и экономико-математическое. Процесс оптимизации обусловлен мотивацией и стимулированием сотрудников.
В информационном обществе специалисту государственного и муниципального управления (ГМУ) необходимо на высоком уровне обладать информационно-технологической культурой, т.е. уметь работать с информацией с помощью современных технических средств. Информационная культура - важнейшая составляющая управленческой культуры, информатизация - главнейший признак труда современного специалиста. Осознание специалистами практической значимости информационно-технологической культуры как составляющей культуры управления связано с осмыслением концепций социального развития, а также метаконцепций общественного прогресса и прогнозирования социальных процессов в третьем тысячелетии, тысячелетии инноваций, одна из которых - электронное правительство на федеральном и региональном уровнях.
Инновационные процессы, происходящие в различных социальных институтах, обусловливают необходимость формирования управленческой культуры государственных служащих.
В третьем тысячелетии нужен качественно новый субъект управления, способный к целеполаганию профессиональной деятельности, постановке и решению задач управления, овладевший современными информационными технологиями, умеющий выстраивать субъект-субъектные отношения на основе со-трудничества, со-бытия, со-творчества, диалога. Современный руководитель призван создавать образовательно-культурную среду, способствующую воспитанию субъекта культуры в организации. От владения искусством управления и от управленческой культуры зависит эффективность деятельности как отдельного человека, так и коллектива организации в целом.
Управленческая культура - важнейшая составляющая качественной характеристики личности государственного служащего. Она как показатель его профессиональной и личностной зрелости проявляется во взаимоотношениях с коллегами, в выборе наиболее продуктивных методов воздействия на личность, в умении оперативно решать профессиональные задачи и принимать управленческие решения. В ее основе лежит следующий алгоритм деятельности, включающий взаимосвязанные и взаимообусловленные действия:
• выдвижение целей и задач управленческих действий;
• выбор методов, средств достижения цели и решения задач;
• проектирование модели деятельности межсубъектного взаимодействия и реализация модели на практике;
• анализ, коррекция, адаптация результатов реализации модели;
• прогнозирование дальнейшего индивидуального стиля деятельности.
Управленческая культура государственных служащих проявляется на
различных уровнях: когнитивном -знание сущности управленческой деятельности и технологий ее осуществления; аксиологическом - ценностной направленности управленческой деятельности; технологическом - способности применять современные технологии, методы, средства в решении управленческих задач, в отношениях и в общении. Следовательно, критериями оценки проявления управленческой культуры государственных служащих выступают когнитивный, мо-тивационно-ценностный, деятельност-ный, коммуникативный.
В ходе исследовательской работы, проводимой нами на базе Социально-экономического института Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, изучены особенности проявления управленческой культуры студентов - будущих государственных служащих (в ходе производственной практики), что позволило оценить проявление качественных характеристик в соответствии с выделенными критериями.
Полученные материалы исследования (на констатирующем этапе) были проанализированы и дифференцированы, что позволило выделить уровни проявления управленческой культуры будущих государственных служащих: низкий (формальный), средний (функциональный), высокий (творческий).
Низкий уровень управленческой культуры (формальный) проявляется у студентов - будущих государственных служащих, формально относящихся к управленческой деятельности. Они выстраивают индивидуальный стиль профессиональной деятельности, основанный на интуитивно-эмпирическом подходе. Средний (функциональный) уровень свойственен тем, кто реали-
зует профессиональную деятельность по усвоенным предписаниям, в соответствии с должностными функциями, иногда творчески осуществляя некоторые функциональные управленческие действия.
Высокий уровень проявляется у государственных служащих, способных креативно решать управленческие задачи, сочетая традиционные и инновационные методы управления.
Анализ производственной практики студентов, а также научной литературы позволил нам спроектировать модель формирования управленческой культуры будущих государственных служащих с учетом влияния макро-, мезо- и микрофакторов. Так, макросоциальные факторы связаны с влиянием глобальных процессов (государственная политика, уровень научно-технического прогресса, социокультурных особенностей и др.).
Мезосоциальные факторы определены институциональной средой, организационной культурой, особенностями организации, нормами, принципами профессиональной деятельности. Микросоциальные факторы связаны с мо-тивационно-личностными, статусно-ролевыми характеристиками личности государственного служащего, моральными ценностями, принятыми в коллективе.
Нами предпринята попытка дать определение исследуемого феномена. Управленческую культуру государственных служащих можно определить как культуру регулирования субъект-субъектного взаимодействия в профессиональной деятельности, в которой синтезируются интересы участников совместной деятельности, проявляются социальные, профессиональные, личностные связи на основе моральных принципов. Управлен-
ческая культура способствует целенаправленности, рациональности, планомерности, генерированию профессиональных действий с целью получения качественного результата в профессиональной деятельности.
Формирование управленческой культуры государственных служащих - процесс поэтапный. Условно нами выделены три основных этапа: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятель-ностный. На когнитивном этапе личность будущего государственного служащего обеспечивается знаниями, умениями управленческой деятельности, культурологической компетентностью, способами решения управленческих задач, аналитическими умениями. На этом этапе формируется управлен-ческо-технологическое мышление.
На мотивационно-ценностном этапе формируется потребность осуществлять управленческую деятельность, проявлять ценностно-смысловое отношение к субъектам деятельности, взаимодействию с ними; проявляющаяся эмоционально-волевая регуляция в управленческих действиях свидетельствует об управленческой культуре.
Деятельностный этап означает приобретение опыта управленческой деятельности, культурологической компетентности. На этом этапе проявляются приобретенные умения и навыки решения профессиональных задач, осознанная рефлексия, способность адекватно профессиональным действиям проявлять управленческую культуру. Указанные этапы составляют суть перспектив стимулирования развития управленческой культуры будущих государственных служащих.
В ходе анализа научной литературы и эмпирических материалов нами была разработана модель формирования
управленческой культуры у будущих государственных служащих, в которой
отражены педагогические условия ее формирования (рис.).
Цель: формирование управленческой культуры будущих государственных служащих в образовательном процессе вуза
Задачи: обеспечение знаниями управленческой культуры будущих государственных служащих; формирование общекультурной, профессиональной, когнитивной, коммуникативной и других компетентностей
Методологические подходы: культурологический, антропологический, системный, де-ятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный и др.
Принципы: культуросообразности, научности; гуманизма; единства сознания и поведения; учета возрастных и индивидуальных особенностей студентов и др.
Компоненты управленческой культуры
Когнитивный
Мотивационно-ценностный
Деятельностный
Коммуникативный
Функции: гностическая, мотивирующая, организационно-деятельностная, коммуникативная и др.
ФАКТОРЫ:
Макросоциальные:
Мезосоциальные:
Микросоциальные:
государство, политика и др.
организация, принципы профессиональной деятельности
мотивационно-ценностные, статусно-ролевые
Формы образовательной деятельности в вузе, способствующие формированию управленческой культуры: учебные занятия, организационно-деятельностные игры (ОДИ), участие в студенческом самоуправлении, решение задач, производственная практика, НИРС, конкурсы, круглые столы и др.
Критерии и показатели сформированности управленческой культуры у будущих государственных служащих
Когнитивный
Мотивационно-ценностный
Деятельностный
Коммуникативный
• Знания об управленческой культуре;
• умения реализовы-вать управленческие решения;
• овладение индивидуальным стилем деятельности на культурологической основе
• Мотивированность профессиональной деятельности;
• ценностное отношение к профессиональной деятельности;
• адекватная оценка и самооценка профессиональной деятельности
• Наличие практических профессиональных умений и навыков;
• способность реализо-вывать профессиональные решения в деятельности;
• проявление инициативы, самостоятельности, творчества
• Готовность к межсубъектному взаимодействию на основе про-фессиональ-ной культуры
Уровни сформированности
Низкий (формальный) Средний (функциональный) Высокий (творческий)
Модель формирования управленческой культуры будущих государственных служащих
в образовательном процессе вуза
Данная модель позволила нам адекватно спроектировать образовательный процесс в вузе в его целостности, системе, взаимосвязи учебной и вне-учебной деятельности и явилась ориентиром в ходе решения исследовательских задач, достижения цели ис-
следования. С педагогических позиций она выступает своеобразным инструментом диагностирования и прогнозирования в формировании управленческой культуры студентов - будущих государственных служащих в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Брянск: Изд-во БГПУ, 2001. 214 с.
2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. 2-е изд. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. 624 с.
3. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т.И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2001.320 с.