Научная статья на тему 'Модель формирования стратегии экономического роста приграничного региона'

Модель формирования стратегии экономического роста приграничного региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
273
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия экономического развития / приграничное сотрудничество / модернизация структуры экономики региона / economic development strategy / cross boarder cooperation / moderni-zation of regional economic structure

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Черняк Евгений Геннадьевич

Представлена модель разработки стратегии экономического роста приграничного региона на основе активизации приграничного сотрудничества. Модель ориентирована на основные стратегические направления развития межгосударственных и межрегиональных отношений, модернизацию структуры регионального хозяйства, оптимизацию организационно-институциональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Черняк Евгений Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author presents the scheme of working out an economic growth strategy of cross-boarder region on the basis of activation of cross boarder cooperation. The model is focused on the basic strategic directions of interstate and interregional relations development, modernization of regional economic structure, optimization of organizational and institutional relations.

Текст научной работы на тему «Модель формирования стратегии экономического роста приграничного региона»

УДК 338 Е.Г. ЧЕРНЯК

ББК У049(2) старший преподаватель Забайкальского государственного

гуманитарно-педагогического университета, г. Чита

e-mail: cherneg@bk.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА

Представлена модель разработки стратегии экономического роста приграничного региона на основе активизации приграничного сотрудничества. Модель ориентирована на основные стратегические направления развития межгосударственных и межрегиональных отношений, модернизацию структуры регионального хозяйства, оптимизацию организационно-институциональных отношений.

Ключевые слова: стратегия экономического развития, приграничное сотрудничество, модернизация структуры экономики региона.

YE.G. CHERNYAK

senior lecturer of Zabaikalie State Humanitarian-Pedagogical University,

Chita

e-mail: cherneg@bk.ru

MODEL OF ECONOMIC GROWTH STRATEGY CREATION OF CROSS-BORDER REGION

The author presents the scheme of working out an economic growth strategy of cross-boarder region on the basis of activation of cross boarder cooperation. The model is focused on the basic strategic directions of interstate and interregional relations development, modernization of regional economic structure, optimization of organizational and institutional relations.

Keywords: economic development strategy, cross boarder cooperation, modernization of regional economic structure.

Для достижения положительной динамики экономического развития регионов необходимо формирование эффективной региональной политики, направленной на удовлетворение экономических и социальных требований всех слоев общества. Это обстоятельство придает особую актуальность комплексному исследованию проблем, связанных с построением и реализацией эффективных стратегий экономического развития.

Общепризнанно, что цель разработки стратегии развития региона заключается в поиске источников его экономического роста. С этой точки зрения исходным моментом можно считать тот факт, что стратегия экономического роста региона может базироваться на концепции активизации приграничного сотрудничества. Она может рассматриваться как комплекс долгосрочных целей, задач и направлений согласованных действий ре-

гиональных и федеральных органов власти, властных структур сопредельных территорий для достижения главной цели — повышение благосостояния населения региона посредством использования его экономико-географических преимуществ на основе создания устойчивой и сбалансированной системы межрегиональных и межгосударственных экономических взаимосвязей.

Рассмотрев как общие, так и специфические методологические аспекты, считаем возможным выстроить модельный алгоритм формирования и реализации стратегии экономического роста приграничного региона. Алгоритм представлен на рисунке. Первые два этапа сводятся к оценке позиций приграничного региона на внутреннем и внешнем рынках. При этом используется в удобном для расчетов виде информация, представленная в региональной статистике:

© Е.Г. Черняк, 2010

1. Оценка факторов, влияющих на региональное хозяйство, которые вызваны развитием межгосударственных и межрегиональных экономических отношений.

1.1. Исследование влияния мирового рынка на экономическое состояние региона: колебаний спроса, мировых цен на экспортируемую и импортируемую продукцию; спроса на сырьевую или производственную составляющие в экспорте (импорте) (по динамике основных показателей экспорта и импорта; по доле экспортируемой продукции и затрат на импорт в объеме ВРП и т.д.).

1.2. Оценка воздействия на экономику региона межрегиональных связей внутри страны, определяющихся его специализацией, — спроса на производимую на российском рынке и на ввозимую из других регионов страны продукцию.

1.3. Исследование влияния связей между хозяйствующими субъектами соседствующих территорий на экономику региона: спроса на производимую ими продукцию, ориентированную на внутреннее потребление; спроса на производимую в соседних странах продукцию.

2. Оценка влияния приграничного сотрудничества на уровень социально-экономического развития приграничного региона.

2.1. Анализ влияния приграничного сотрудничества на структуру регионального хозяйства (по динамике показателей): доли экспортируемой продукции, производимой в регионе, в структуре ВРП; доли расходов на импорт для потребления в регионе; объемов транзитных железнодорожных и автомобильных перевозок; объемов рекреационнотуристических услуг, соотношения объемов

Модель формирования стратегии экономического роста региона на основе активизации приграничного сотрудничества

Активизация

приграничного

сотрудничества

Е.Г. ЧЕРНЯК

въездных и выездных туристических услуг; доли продукции совместных предприятий; уровня развития транспортной инфраструктуры; удельного веса иностранной рабочей силы в общем объеме занятых по отраслям в регионе; доли товарооборота челночной торговли в структуре ВРП; уровня развития отраслей социальной сферы в контексте межгосударственного сотрудничества.

2.2. Анализ конкурентоспособности региона: ресурсного обеспечения сопредельных территорий (соотношения показателей обеспеченности материально-техническими, трудовыми, бюджетными, природно-сырьевыми, научно-инновационными ресурсами); соотношения объемов регионального экспорта и импорта; соотношения показателей уровня развития инфраструктуры региона и сопредельных с приграничным регионом территорий (транспортная сеть, энергосистема, связь, складское хозяйство, уровень логистического обслуживания пограничных переходов и т.д.) [5].

3. Анализ правовых и институциональных основ развития приграничного сотрудничества (уровневый подход).

3.1. Оценка организационно-институциональной системы регулирования — степени влияния взаимодействия правительств сопредельных стран (итоги официальных встреч — договоренности, подписанные соглашения), совместной деятельности администраций граничащих регионов, уровня взаимодействия руководства хозяйствующих субъектов на развитие региона.

3.2. Оценка уровня согласования целевых стратегических проектов региона, федерального округа и стратегии социально-экономического развития страны в достижении первоочередных задач: улучшение инвестиционного климата [1]; участие региона в реализации общегосударственных программ; развитие инфраструктуры приграничного региона; реализация совместных инновационных проектов и кластерной политики, инвестиционной деятельности; активизация деятельности хозяйствующих субъектов в приграничном сотрудничестве; реализация эффективных механизмов стимулирования приграничного сотрудничества со стороны государства — таможенные тарифы, визовый режим, формирования единой инфраструктуры, освоения мирового опыта интеграции.

3.3. Оценка управленческой деятельности органов власти региона — способностей и возможностей администрации определять конкурентные преимущества и недостатки региона, предвидеть изменения внутренней и внешней среды, строить и эффективно реализовывать долгосрочные планы, учитывать при постановке цели объемы и структуру региональных ресурсов, использовать инновации в принятии управленческих решений в аспекте достижения стратегических целей региона на основе объединения усилий общественного и частного секторов [3].

3.4. Анализ нормативных актов, регламентирующих приграничное сотрудничество: законодательной базы сотрудничества сопредельных стран на уровне их правительств; нормативных актов, регламентирующих сотрудничество административно-территориальных органов власти граничащих регионов; внутриорганизационных нормативных актов, определяющих степень взаимодействия между хозяйствующими субъектами приграничных территорий.

При анализе законодательной базы международного экономического сотрудничества в рамках исследований уровня развития приграничного сотрудничества необходимо оценить степень ее проработанности по всем направлениям, обозначенным в пп. 3.1 —3.3. Кроме того, необходима оценка нормативного регулирования межрегиональных бюджетных отношений внутри страны в аспекте формирования доходной части бюджета приграничного региона [5].

4. Формирование модели управления приграничным регионом.

4.1. Разработка прогнозных сценариев развития региона на основе результатов оценочных мероприятий: сопоставление и ранжирование выявленных в ходе анализа факторов, определяющих экономические особенности региона (его преимуществ, потенциала, проблем); разработка расчетных моделей обоснования прогнозных вариантов развития; формирование концепции экономического роста; расчет экономической эффективности прогнозных вариантов для выбора рычагов управленческого воздействия; выбор оптимальной модели активизации приграничного сотрудничества, включающей основные стратегические направления развития межгосударственных

и межрегиональных отношений, модернизации структуры регионального хозяйства, оптимизации организационно-институциональных отношений [4].

4.2. Выбор механизмов управляющего воздействия на участников приграничного сотрудничества: экономических, правовых, организационно-институциональных.

4.3. Согласование механизма активизации приграничного сотрудничества с заинтересованными акторами — институтом полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе (согласование общегосударственной, межрегиональной и региональной стратегий), правительствами граничащих стран, органами власти приграничных регионов, экономических альянсов, руководством взаимодействующих организаций [2].

5. Оценка результатов реализации стратегии. Она может включать: исследование динамики объемов ВРП, его структурных элементов, вызванных активизацией приграничного сотрудничества; динамики показателей уровня качества жизни населения региона; уровня повышения конкурентоспособности приграничного региона по основным ее показателям.

Существенным нюансом данного алгоритма является выбор оптимальной модели активизации приграничного сотрудничества, включающей стратегические направления межгосударственного и межрегионального взаимодействия, оптимизации организационно-институциональных отношений, модернизации структуры регионального хозяйства: производственной и социальной инфраструктур, финансовой и управленческой сфер.

Список использованной литературы

1. Басаргин В.Ф., Власова В.В. Инвестиционная стратегия развития федерального округа: подходы к формированию и реализации // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 42.

2. Данилин В.С., Смирнов С.Н., Яковлев А.А. Региональный аспект формирования и реализации целевых программ. URL: http://ie:boom.ru.

3. Ирхин Л.А. Стратегические направления развития приграничного сотрудничества регионов России в условиях глобализации. Ростов н/Д, 2008.

4. Орлова Е.А. Научно-методические методы обоснования и выбора сценариев структурного преобразования территорий // Программа № 22 «Прогноз технического развития экономики России с учетом новых интеграционных процессов» / Ин-т экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2003.

5. Тишутина О.И. Методология и стратегия обеспечения устойчивости доходной базы бюджетов приграничных субъектов РФ. Саратов, 2008.

Bibliography (transliterated)

1. Basargin V.F., Vlasova V.V. Investitsionnaya strategiya razvitiya federal'nogo okruga: podkhody k formirovaniyu i realizatsii // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. № 42.

2. Danilin V.S., Smirnov S.N., Yakovlev A.A. Regional'nyi aspekt formirovaniya i realizatsii tselevykh programm. URL: http://ie:boom.ru.

3. Irkhin L.A. Strategicheskie napravleniya razvitiya prigranichnogo sotrudnichestva regionov Rossii v usloviyakh globalizatsii. Rostov n/D, 2008.

4. Orlova E.A. Nauchno-metodicheskie metody obosnovaniya i vybora stsenariev strukturnogo preobrazovaniya territorii // Programma № 22 «Prognoz tekhnicheskogo razvitiya ekonomiki Rossii s uchetom novykh integratsionnykh protsessov» / In-t ekonomiki UrO RAN. Ekaterinburg, 2003.

5. Tishutina O.I. Metodologiya i strategiya obespecheniya ustoichivosti dokhodnoi bazy byudzhetov prigranichnykh sub'ektov RF. Saratov, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.