УДК 373.5 Чудинский Руслан Михайлович
доктор педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией качества образования Воронежского института инновационных систем [email protected]
Лукьянчикова Наталья Вячеславовна
педагог-психолог средней общеобразовательной
школы № 51, г. Воронеж
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Chudinsky Ruslan Mikhaylovich
D.Phil. in Education Science, Associate Professor, Head of the of Education Quality Laboratory, Voronezh Institute of Innovation Systems [email protected]
Lukyanchikova Natalya Vyacheslavovna
Educational Psychologist at comprehensive school №51, Voronezh [email protected]
MODEL OF PUPILS’ VALUATION COMPETENCE FORMATION ON THE STAGE OF BASIC GENERAL EDUCATION
Аннотация:
Статья посвящена разработке и описанию теоретической модели формирования оценочной компетентности обучающихся на ступени основного общего образования. Модель формирования оценочной компетентности обучающихся включает следующие компоненты (блоки): целевой, теоретико-методологический, содержательный и результативно-оценочный. Представлены этапы и педагогические условия формирования оценочной компетентности обучающихся, показатели и уровни развития оценочной компетентности обучающихся на ступени основного общего образования, исследована динамика формирования и развития оценочной компетентности обучающихся 1-5 классов.
Ключевые слова:
оценочная компетентность, компетенция, модель, обучающиеся, основное общее образование.
Summary:
The article develops and describes a theoretic model of the pupils’ valuation competence formation on the stage of basic general education. The valuation competence model includes following components (blocks): target, theory and methodology, contents, and results and evaluations. The authors consider stages and educational conditions of the pupils’ valuation competence formation, indicators and levels of the valuation competence development during basic general education. The research deals with dynamics of formation and development of the valuation competence formation of the 1st - 5th grade pupils.
Keywords:
valuation competence, competence, model, pupils, basic general education.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, опирающийся на системно-деятельностный подход, позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания и определить направление проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть обучающиеся на ступени основного общего образования. По мнению А.Г. Асмолова, овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [1]. На ступени основного общего образования программа развития универсальных учебных действий предусматривает формирование 4 блоков универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий, причем последние 3 блока объединены в единый блок метапредметных результатов.
Одним из составляющих элементов метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования является оценка как выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. В структуре образовательных компетентностей обучающихся на ступени основного общего образования особое место занимает оценочная компетентность. Оценочная компетентность - это интегративное качество личности, системное образование способностей субъекта в сфере осуществления оценочной, контролирующей, рефлексивной деятельности, а также способность совершенствовать свои умения в меняющихся условиях. Данная компетентность включает в себя знания и опыт деятельности по оценке себя, своих возможностей, своей деятельности, восприятие и анализ оценки совместной деятельности с другими субъектами образовательного процесса, осуществление оценки и контроля других обучающихся в процессе коллективной, совместной и индивидуальной учебной деятельности.
Анализ различных подходов к понятию «компетентность» и выделение ключевых образовательных компетенций показывает, что у практически всех авторов есть ряд компетенций близких по смысловой нагрузке и содержанию оценочной компетентности. В соответствии с положениями системного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов мы относим оценочную компетентность к ключевым компетентностям и будем рассматривать ее как интегративную характеристику оценочной деятельности обучающегося, что согласуется с требованиями ФГОС основного общего образования.
Структура оценочной компетентности включает в себя компетенцию целеполагания, критериальную, оценочную и самооценочную, а также компетенции контроля и самоконтроля и рефлексивную компетенцию. Модель формирования оценочной компетентности обучающихся, представленная на рисунке 1 как целостный комплекс, основана на согласовании следующих компонентов (блоков): целевого, теоретико-методологического, содержательного и результативно-оценочного.
В основе целевого компонента модели формирования оценочной компетентности обучающихся лежит потребность образовательных учреждений в применении современных методов оценки и контроля, а также требования ФГОС к метапредметным, предметным и личностным планируемым результатам основного общего образования.
Этапы формирования оценочной компетентности включают в себя:
1. Постановку цели в учебной деятельности.
2. Выделение критериев достижения цели.
3. Оценку результата своей деятельности по критериям оценивания (самооценка).
4. Осуществление самоконтроля - умение соотносить полученные результаты с эталоном.
5. Рефлексию результатов учебной деятельности.
Педагогические условия формирования оценочной компетентности заключаются в следующем:
- контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности обучающихся, включаться в ее контекст без внешнего административного влияния;
- контроль и оценка должны стать для обучающегося осмысленным универсальным учебным действием по своему самопознанию, самоизменению и самосовершенствованию;
- контроль и оценка должны быть максимально индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики личностного роста обучающегося относительно его личных достижений;
- контроль и оценка должны быть критериально-ориентированными;
- контроль и оценка со стороны педагога должны проводиться исключительно в целях диагностики и определения динамики образовательных достижений обучающегося: уровня развития знаний, способностей, опыта деятельности, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.
Основными элементами содержательного блока модели формирования оценочной компетентности являются обучающийся, информация и педагог, которые взаимосвязаны между собой и взаимооднозначно влияют друг на друга. Этот блок модели включает в себя описание структурных компонентов деятельности обучающихся и педагогов по формированию оценочной компетентности, а также динамику изменения информации в процессе развития данной компетентности. Преобразование информации включает в себя следующие этапы: восприятие объекта, явления, закона или системы; отбор информации; обобщение информации; приобретение новых знаний, умений, опыта деятельности; развитие компетенций.
В результативно-оценочном блоке модели формирования оценочной компетентности обучающихся выделены показатели ее сформированности. К ним относят критерии развития основных структурных компонентов оценочной компетентности, которые включают в себя:
1. Умение обучающегося самостоятельно ставить цель, умение принимать и выполнять практические или теоретические задачи.
2. Характер сотрудничества с педагогом при определении критериев достижения цели.
3. Умение самостоятельно осуществлять оценочную деятельность или осуществление этой деятельности с опорой на оценку педагога. Знание алгоритма самооценки.
4. Контроль на уровне произвольного или непроизвольного внимания, констатирующий -предвосхищающий или свернутый - развернутый контроль.
5. Характер рефлексивных процессов - самоанализ своей учебной деятельности и анализ деятельности других обучающихся, самопонимание и понимание другого, самоинтерприта-ция и интерпретация другого.
Оценочная компетентность обучающихся формируется на трех последовательных уровнях: необходимом (базовом), высоком и максимальном.
Необходимый (базовый) уровень развития оценочной компетентности предполагает умение взаимодействовать с педагогом и другими обучающимися для постановки цели учебной деятельности и определения критериев ее достижения. У обучающегося сформирована потребность в осуществлении оценочной деятельности, понимание педагогической задачи контроля, и в процессе взаимодействия с педагогом он способен осуществлять деятельность рефлексии.
X О с ю >х Потребность образовательных учреждений в применении современных методов оценки и контроля Требования ФГОС к метапредметным результатам основного общего образования
со 1 1
5 Формирование оценочной компетентности младших подростков
_п в учебной деятельности
-X ~Е
Теоретико- методологический Подходы: системно-деятельностный, личностно-ориентированный
блок Принципы: системности, деятельности и саморазвития
и и
Обучающийся
1 Г
Постановка цели
в учебной деятельности
1 Г
Выделение
X о критериев
ц ю достижения цели
>х л 1 г
X л Самооценка
ф п *
1
о Ф ч Осуществление
о о самоконтроля
1Г
■* ►
Информация
т
■4------------►
Педагог
Восприятие объекта, явление, закона или системы
■* ►
і
Определение совместно с обучающимися вектора обучения
Отбор
информации
■*—►
■* ►
Обобщение
информации
I
Диалог с обучающимся по составлению плана в учебной деятельности
I ~~
Получение новых знаний, умений, опыта деятельности
Рефлексия результатов учебной деятельности
•« ►
Оценка и контроль учебной деятельности
I ~
Использование и реализация оценочных решений
Развитие компетенций
Оценка собственной оценочной деятельности
Сформированная оценочная компетентность обучающихся
*
3
X
7
О
X
0)
3
?
о
X
ш
5
I-
га
5
5
м
ф
О.
Наличие и характер цели учебной деятельности
Умение определять критерии достижения цели >х і с
Л ° I °
ьс о С Способность к оценочной и самооценочной деятельности > 1* О ф
і й
Наличие контроля, степень произвольности и характер контроля Ф і а £ о о о. “ >
Способность к рефлексивной деятельности
Необхо-
димый
уровень
Высокий
уровень
Макси-
мальный
уровень
Рисунок 1 - Модель формирования оценочной компетентности обучающихся
Высокий уровень включает в себя такие компетенции, как умение обучающегося принимать поставленную извне цель учебной деятельности, а также способность в процессе побуждающего диалога с педагогом и во взаимодействии с другими обучающимися к выделению критериев достижения цели. Обучающийся осуществляет оценочную и контролирующую деятельность в сотрудничестве с педагогом и другими обучающимися. У обучающегося развита формальная рефлексия.
Содержанием максимального уровня развития оценочной компетенции являются следующие компетенции. Обучающийся самостоятельно ставит цели учебной деятельности, определяет критерии ее достижения, способен осуществлять самооценку и самоконтроль учебной деятельности, владеет алгоритмом самооценки. У обучающегося сформирована содержательная рефлексия.
Таким образом, оценочная компетентность может формироваться в репродуктивной и продуктивной учебной деятельности. В первом случае основные структурные компоненты данной компетентности реализуются в результате деятельности по образцу, шаблону. В продуктивной учебной деятельности оценочная компетентность формируется в процессе осуществления умения реализовывать контрольно-оценочную деятельность, рефлексию в новых, нестандартных условиях.
Структурные компоненты оценочной компетентности (компетенция целеполагания, критериальная, оценочная и самооценочная, компетенция контроля и самоконтроля, рефлексивная компетенция) на репродуктивном уровне развиваются следующим образом. Целеполагание осуществляется с помощью педагога, обучающийся получает от него готовые критерии достижения цели учебной деятельности, используется преимущественно внешний контроль и оценка.
Особенность развития оценочной компетентности на продуктивном уровне характеризуется доминирующим значением в учебной деятельности самооценки, взаимооценки, самоконтроля обучающихся. Педагог создает условия для самостоятельного выделения каждым обучающимся цели учебной деятельности и критериев ее достижения, применяет тестовый контроль, критериальное, формирующее оценивание, рефлексивный контроль.
Необходимо отметить, что процесс формирования и развития оценочной компетентности начинается практически с самых первых дней пребывания обучающихся в школе и продолжается на протяжении всего периода обучения. Динамика формирования и развития оценочной компетентности обучающихся 1-5 классов, представленная на рисунок 2, связана с последовательной реализацией содержания этапов, которые входят в структуру модели развития оценочной компетентности.
В первом и втором классах происходит установление сотрудничества педагога и обучающихся при определении цели учебной деятельности. В этом случае организуется совместная деятельность педагога и обучающихся, а также обучающихся друг с другом для выработки критериев достижения цели. В этот период формируется мотивационный компонент действия оценки в обучении. Приобщение обучающихся младшего школьного возраста к решению контрольно-оценочных задач, накопление опыта оценочных суждений способствует формированию мотивации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности. Наблюдение за контрольно-оценочной деятельностью педагога помогает развитию понимания педагогической задачи контроля. В этот период происходит становление рефлексивного анализа собственной деятельности обучающихся.
В конце второго и в третьем классе формируется способность к целеобразованию, то есть к мысленному моделированию цели и структуры учебной деятельности. Обучающийся в сотрудничестве с педагогом и другими обучающимися выделяет критерии достижения цели. Происходит становление операционного компонента действия оценки. Особое значение приобретает деятельность обучающихся по овладению алгоритмом самооценки. Оценке уделяется значительное место в образовательном процессе школы, тогда как способность к самооценке, самооценочная компетенция, практически не развивается. Отметим, что самооценка имеет большое значение для формирования личности школьника как активного субъекта учебновоспитательного процесса. В сотрудничестве с педагогом и в совместной деятельности обучающихся развивается способность к осуществлению контроля.
В 4-5 классе происходит переход от младшего школьного возраста к подростковому возрасту. Учебная деятельность, которая являлась ведущей в младшем школьном возрасте, в подростковом возрасте приобретает новый, более высокий уровень - как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. В этот возрастной период развивается компетенция целеполагания - умение обучающегося самостоятельно ставить цели в учебной деятельности. Формированию готовности младших подростков к целеполаганию будет способствовать проблемати-зация обучения, использование проблемных ситуаций различной степени трудности, диалогиза-ция, осуществляемая через организацию смыслоактуализирующего диалога. Использование пе-
дагогом критериального оценивания, когда оценка учителя складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения обучающихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной и других компетентностей, является основой формирования критериальной компетенции, то есть способности самостоятельно выделять критерии достижения цели. В этот возрастной период формируются и развиваются компетенции самооценки, самоконтроля и рефлексии результатов учебной деятельности. Опыт самоконтроля подростка является интегративным системным качеством, которое складывается из накопленных знаний, сформированных умений, развитых навыков самоанализа и самооценки своей учебной деятельности. Умение осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности является одной из задач, решаемых подростками в учебной деятельности.
Рисунок 2 - Динамика формирования и развития оценочной компетентности
обучающихся 1-5 классов
Для формирования и развития оценочной компетентности младших подростков в процессе обучения необходимо:
- осуществлять переход от репродуктивного уровня учебной деятельности на продуктивный уровень, ориентированный на решение обучающимися системы учебных (проблемных) задач, направленных на поиск и конструирование разных способов учебной деятельности, в том числе в новых и неизвестных условиях;
- осуществлять организацию педагогом и самоорганизацию обучающимися самостоятельной (индивидуальной, групповой и коллективной) учебной деятельности;
- осуществлять организацию педагогом и самоорганизацию обучающимися рефлексивной деятельности обучающихся;
- создавать особую организацию учебных занятий для развития оценочной и контролирующей компетенций в процессе учебной деятельности обучающихся.
Следовательно, в начальной школе происходит установление сотрудничества и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что создает условия для формирования структурных компонентов оценочной компетентности в основной школе. В этот период развивается мотивационная составляющая, то есть готовность обучающихся к проявлению этой компетентности в различных ситуациях. Обучающиеся овладевают умением осуществлять целепола-гание, а также оценочную, контролирующую деятельность и рефлексию в обучении, то есть осваивают когнитивный аспект оценочной компетентности. В свою очередь, в основной школе обучающиеся приобретают опыт проявления компетентности в разнообразных ситуациях (поведенческий аспект) и формируют определенное отношение к процессу и результату проявления рассматриваемой компетентности (ценностно-смысловой аспект).
Таким образом, формирование оценочной компетентности обучающихся на ступени основного общего образования, являясь важным аспектом формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся, позволит обучающимся приобрести знания и опыт деятельности по оценке себя, своих возможностей, своей деятельности, осуществить восприятие и анализ оценки совместной деятельности с другими субъектами образовательного процесса, реализовать оценку и контроль других обучающихся в процессе коллективной, совместной и индивидуальной учебной деятельности. При этом формирование оценочной компетентности младших подростков создает условия для ее применения за пределами учебной деятельности в сфере самосознания, как центральной линии развития личности в подростковом возрасте.
Ссылки:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., 2011.
References (transliterated):
1. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A., Karabanova O.A., Salmina N.G., Molchanov S.V. Formiro-vanie universal'nykh uchebnykh deystviy v osnovnoy shkole: ot deystviya k mysli. Sistema zadaniy. M., 2011.