Научная статья на тему 'Модель формирования и развития качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы'

Модель формирования и развития качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соболь Оксана Владимировна

В статье дано определение «качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы», выделены специфические черты и особенности, свойственные молодым специалистам научно-образовательной сферы, представлены основные элементы качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы, также предложена авторская модель формирования и развития качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE QUALITY OF WORKING LIFE OF YOUNG SPECIALISTS IN THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPHEREs

The article gives the definition of «the quality of working life of young specialists in the scientific and educational spheres», allocated specific features and peculiarities, inherent qualities of young specialists of scientific and educational spheres, presents the main elements which include in the quality of working life of young specialists in the scientific and educational spheres. The article includes the original model of formation and development of the quality of working life young specialists who work in the scientific and educational spheres.

Текст научной работы на тему «Модель формирования и развития качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы»

УДК 331.101

о.в. Соболь МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА

ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация. В статье дано определение «качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы», выделены специфические черты и особенности, свойственные молодым специалистам научно-образовательной сферы, представлены основные элементы качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы, также предложена авторская модель формирования и развития качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы.

Ключевые слова: качество трудовой жизни, молодые специалисты, научно-образовательная сфера, модель формирования и развития качества трудовой жизни молодых специалистов.

Oksana Sobol THE MODEL OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE

QUALITY OF WORKING LIFE OF YOUNG SPECIALISTS IN THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPHEREs

Abstract. The article gives the definition of «the quality of working life of young specialists in the scientific and educational spheres», allocated specific features and peculiarities, inherent qualities of young specialists of scientific and educational spheres, presents the main elements which include in the quality of working life of young specialists in the scientific and educational spheres. The article includes the original model of formation and development of the quality of working life young specialists who work in the scientific and educational spheres.

Keywords: quality of working life, young specialists, scientific and educational spheres, the model of formation and development of the quality of working life of young specialists.

В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ставится задача развития человеческого потенциала, всесторонней модернизации образования, обеспечения научного и технологического лидерства России в мире. В достижении поставленных целей и задач важная роль отводится молодым специалистам как особой социально-демографической группе населения, которую отличает способность к более быстрой и менее болезненной адаптации к меняющимся внешним условиям. В связи с этим приобретает особое значение качество и уровень трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы как один из важнейших факторов реализации инновационной миссии современной научной молодежи.

В данной работе под качеством трудовой жизни (КТЖ) молодых специалистов научно-образовательной сферы понимается совокупность условий и организации труда, обеспечивающая удовлетворение социально-трудовых потребностей сотрудников учреждений научно-образовательной сферы в возрасте до 40 лет, находящихся на стадии профессионального развития и осуществляющих научную, педагогическую деятельность, а также реализация их трудового и творческого потенциала как личности и профессионала. Для более детального изучения выбранного объекта исследования был использован метод моделирования. При использовании данного исследовательского метода применительно к молодым специалистам научно-образовательной сферы особое значение приобретают сущностные характеристики и специфические особенности данной группы, поскольку свойственные ей черты играют системообразующую роль при определении основных элементов модели и взаимосвязей между ними. Зная специфику выбранного для изучения объекта исследования -молодых специалистов научно-образовательной сферы - можно понять процесс формирования и развития качества трудовой жизни данной социальной группы.

На основе проведенного исследования выделим сущностные особенности, свойственные молодым специалистам научно-образовательной сферы.

© Соболь О.В., 2014

1. Возрастные границы - до 40 лет включительно.

2. Наличие высшего профессионального образования, в том числе нахождение в процессе обучения в вузе или аспирантуре.

3. Проведение научных практических или теоретических исследований, а также написание и защита диссертаций на получение ученой степени.

4. Активное прохождение стадии профессионального развития и становления, а также адаптации.

5. Осуществление научной, педагогической или исследовательской деятельности.

6. Сложности в трудоустройстве в связи с отсутствием открытой и доступной информации об имеющихся вакансиях и конкурсах на замещение должностей [3, с. 17].

7. Отсутствие правовой защищенности и, как следствие, риск в любой момент потерять работу из-за проблем с финансированием, реорганизацией научно-образовательного центра, закрытием научно-исследовательской или образовательной программы и т.д. Стоит отметить, что также существуют проблемы, связанные с юридическим оформлением результатов исследований, авторских прав. Все это негативным образом сказывается на положении молодых специалистов в научно-образовательных организациях.

8. Трудности с предоставлением индивидуального режима работы, гибкого графика, возможностями удаленной научно-педагогической деятельности.

9. Сочетание в системе оплаты труда низкого базового размера должностного оклада, не соответствующего прожиточному минимуму, и надбавок, выплачиваемых штатным сотрудникам за счет получаемых по конкурсам грантов, контрактов, а также хозяйственных договоров. В результате непрозрачного и неоптимального распределения финансирования грантов, конкурсов и крупных научно-образовательных проектов сложилась парадоксальная ситуация, когда стандартные формы конкурсного финансирования не могут обеспечить существенной прибавки к заработной плате, а распределяемое финансирование обеспечивает совершенно неоправданные с точки зрения результативности работы доходы. Подобная система оплаты труда не только малоэффективна, но и не способствует ориентации научно-образовательной молодежи на плодотворный и результативный труд [5, с. 46].

10. Крайне низкий статус и престиж в обществе таких профессий, как ученый, педагог, научный работник. Отсутствие публичного общественного признания роли и важности научно-исследовательских работ, просветительской деятельности, а также результатов трудов молодых ученых. Как следствие, молодой специалист не видит востребованности и значимости своей работы со стороны общества.

11. Острая необходимость в улучшении социально-бытовых условий жизни молодых специалистов, в том числе решение жилищных вопросов. Существующая программа предоставления молодым специалистам субсидий на приобретение жилья направлена на поддержку узкого круга работников научно-образовательной сферы, а именно молодых ученых, работающих в системе некоторых государственных академий наук. Также существуют проблемы с формированием критериев выявления и поощрения наиболее талантливых и успешных, с выделением денежных средств на реализацию данной программы, а также общая оторванность от реалий современного рынка жилья [7].

12. Не сформирована четкая и ясная система развития карьеры молодых специалистов и их профессионального продвижения.

В качестве основных элементов качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы можно выделить следующие:

— справедливое вознаграждение за труд в соответствии с уровнем квалификации, отработанным временем, а также достигнутыми результатами;

— безопасные и здоровые условия труда, которые соответствуют установленным нормам охраны труда и обеспечивают возможности трудиться в комфортных условиях [6, с. 397];

— создание условий для самовыражения и самореализации;

— обеспечение правовой защищенности;

— участие в разработке и принятии решений;

— создание условий для карьерного роста и профессионального развития;

— социально-психологический климат в коллективе;

— общественная полезность труда и признание результатов работы молодых специалистов научным и образовательным сообществом;

— доступные программы повышения квалификации и обучения, в том числе международные стажировки [1];

— социальные гарантии и блага;

— социально-бытовые условия, включая обеспеченность жильем;

— организация труда и применение индивидуальных режимов работы;

— технико-технологическое оснащение трудового процесса;

— личностные и профессиональные характеристики руководителя, особенности построения системы управления персоналом;

— содержание и характер труда;

— использование интеллектуальных, творческих и профессиональных способностей в процессе трудовой деятельности [2, с. 43].

Процесс формирования качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы зависит от объективных и субъективных факторов, которые можно понимать как внешние и внутренние [4, с. 138]. При этом содержание данных факторов может меняться под влиянием изменений в обществе, науке и образовании, положения дел в конкретной научно-образовательной организации, а также личностных свойств конкретного работника. Взаимосвязь описанных выше элементов и факторов, влияющих на формирование и развитие КТЖ молодых специалистов научно-образовательной сферы, можно представить в виде модели, представленной на рисунке. Данная концептуальная модель построена с учетом системного подхода и отражает авторский взгляд на формирование и развитие качества трудовой жизни. В рамках предложенной модели все элементы имеют равнозначное влияние на формирование и развитие КТЖ молодых специалистов, занятых в сфере науки и образования. Стоит отметить, что качество трудовой жизни также находится под воздействием объективных и субъективных факторов, внешних и внутренних. При этом КТЖ рассматривается как часть общего качества жизни населения Российской Федерации.

В предложенной модели процесс развития качества трудовой жизни состоит из шести равнозначных этапов. На первом этапе происходит оценка качества и уровня трудовой жизни молодых специалистов, занятых в сфере науки и образования. Далее, на основе полученных результатов определяются приоритетные направления развития КТЖ в рамках общей стратегии государства, отрасли и конкретной организации. На третьем этапе происходит оценка существующих возможностей и внутреннего потенциала отдельной организации, а также научно-образовательной сферы в целом для улучшения трудовой жизни молодых специалистов, выбираются методы и способы изменения КТЖ. Четвертый этап включает разработку программы и мероприятий, направленных на развитие и повышение качества трудовой жизни. Далее анализируются и планируются затраты (материальные, финансовые, временные и т.д.), необходимые для реализации разработанной ранее программы, формируется бюджет или вносятся новые статьи расходов в текущий финансовый план. Заключительный этап включает в себя практическую реализацию программы развития КТЖ применительно к молодым специалистам научно-образовательной сферы с учетом имеющихся возможностей и выделенных средств, мониторинг полученных результатов, а также оценку эффективности внедрения данной программы.

Качество жизни

Внутренние

А

V

Внешние

. 111111111111111111111111111.

ки программы развития КТЖ, оценка эффективности

Рис. Модель формирования и развития КТЖ молодых специалистов научно-образовательной сферы

Таким образом, качество трудовой жизни молодых специалистов, занятых в научно-образовательной сфере, отличают такие особенности, как сложности социально-экономической среды, низкий уровень правовой защищенности, оплаты труда, обеспеченности жильем, престижа занимаемой должности и профессии, отсутствие общественного и публичного признания значимости труда, сложности при реализации профессиональных и творческих способностей, а также построении карьеры. Отметим, что КТЖ молодых специалистов, работающих в сфере науки и образования, находится под влиянием субъективных и объективных факторов, внешних и внутренних.

Библиографический список

1. Жулина Е.Г. Управление развитием качества трудовой жизни в организации / Е.Г. Жулина. - Саратов: Издательство Наука, 2010 - 188 с.

2. Зонова О.В. Управление качеством трудовой жизни наемных работников: теоретико-прикладные аспекты (на примере угольной промышленности Кемеровской области): монография / О.В. Зонова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - 159 с.

3. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Лукьянова Т.В. Кадры высшей школы: пути выживания // Служба кадров. - 2003. - № 5. - С. 16-19.

4. Цыганкова И.В. Качество трудовой жизни молодежи в современной России / И.В. Цыганкова. - М.: Издательство «Экономика», 2009. - 388 с.

5. Щегулина О.В. Качество трудовой жизни молодых специалистов в научно-образовательной сфере // Управление. - 2013. - № 1 (1). - С. 44-47.

6. Экономика и социология труда: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 584 с.

7. Доклад Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах «Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы» [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://www.ras.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.