Научная статья на тему 'Качество трудовой жизни молодых специалистов в научно-образовательной сфере'

Качество трудовой жизни молодых специалистов в научно-образовательной сфере Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
107
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ / QUALITY OF WORKING LIFE / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ / ASSESSMENT OF WORKING LIFE QUALITY / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ / YOUNG PROFESSIONALS / SCIENTIFIC AND EDUCATION SECTORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щегулина О. В.

В статье рассмотрены подходы к пониманию сущности и структуры качества трудовой жизни. Проведен анализ основных показателей качества трудовой жизни. Выявлены основные проблемы системы привлечения и закрепления молодежи в научно-образовательной сфере. Предложена методика измерения и оценки качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of working life of young professionals in the scientific and education sectors

The article considers the approaches to understanding the nature and structure of the working life quality. The analysis of the main indicators of quality of working life provided. The basic problems of attracting and retaining young professionals in scientific and educational sectors observed. The technique of measuring and assessing the quality of labor life of young professionals in the scientific and education sectors proposed.

Текст научной работы на тему «Качество трудовой жизни молодых специалистов в научно-образовательной сфере»

УДК 331.1GS DOI 1G.12737/1123

Щегулина О.В.

канд. экон. наук, доцент кафедры управления персоналом, Государственный университет управления

e-mail: oktem.67@mail.ru

Schegulina O.V.

Ph.D. (Econ.), Associate Professor, Chair of personnel management, State University of Management, Moscow

e-mail: oktem.67@mail.ru

Качество трудовой жизни молодых специалистов в научно-образовательной сфере

Аннотация

В статье рассмотрены подходы к пониманию сущности и структуры качества трудовой жизни. Проведен анализ основных показателей качества трудовой жизни. Выявлены основные проблемы системы привлечения и закрепления молодежи в научно-образовательной сфере. Предложена методика измерения и оценки качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы.

Ключевые слова:

качество трудовой жизни; оценка качества трудовой жизни; молодые специалисты научно-образовательной сферы.

The quality of working life of young professionals in the scientific and education sectors

Abstract

The article considers the approaches to understanding the nature and structure of the working life quality. The analysis of the main indicators of quality of working life provided. The basic problems of attracting and retaining young professionals in scientific and educational sectors observed. The technique of measuring and assessing the quality of labor life of young professionals in the scientific and education sectors proposed.

Keywords:

quality of working life; assessment of working life quality; young professionals, scientific and education sectors.

На протяжении последних десятилетий предметом постоянного научного интереса ученых остается качество жизни. Качество во всех его аспектах рассматривается как необходимое условие, обеспечивающее развитие современного общества, улучшение среды обитания и совершенствование самого человека.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предстоит достигнуть показателей уровня доходов и качества жизни россиян, характерных для развитых экономик. Достижение поставленной цели во многом определяется тем, какие изменения произойдут в социально-трудовой сфере и как изменится качество трудовой жизни российских граждан. Измерить и оценить современное состояние качества трудовой жизни для выявления тенденций развития и повышения его уровня можно только на основе использования соответствующей системы показателей.

При разработке комплексной методики измерения качества жизни следует учитывать специфику процессов, которые фиксируют понятие «качество

жизни». Качество жизни в целом и качество трудовой жизни в частности — это сложная социально-экономическая категория, требующая комплексного изучения и системного подхода.

В настоящее время в России и за рубежом существуют разные подходы к раскрытию сущности понятия «качество жизни». Рассмотрим три основных направления, которые формируют понятие качества жизни и его структуру.

Первое направление — это объективизация качества жизни. В структуру качества жизни включаются такие характеристики, как качество здравоохранения, образования, питания, жилищных условий, сферы обслуживания и окружающей среды.

Второе направление включает в структуру качества жизни характеристики, представляющие оценочное отношение человека к своей жизни.

В настоящее время внимание исследователей сосредоточено на комплексном подходе к трактовке качества жизни и его структуры, охватывающей все множество объективных и субъективных характеристик.

Характерными особенностями качества жизни как социально-экономической категории являются:

• качество жизни как многоаспектное понятие, включающее и экономические аспекты — уровень жизни, и социологические, охватывающие все сферы общества;

• качество жизни имеет объективную и субъективную стороны: объективная оценка удовлетворения научно обоснованных нормативов потребностей людей и субъективная оценка удовлетворенности качеством жизни самих людей;

• качество жизни является категорией, объединяющей другие социально-экономические категории в качественном аспекте — образ жизни, уровень жизни, состояние окружающей среды. Приведем определение, которое наиболее точно

отражает суть рассматриваемого явления: «Качество жизни — это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении» [2].

Очевидно, что для оценки качества трудовой жизни следует использовать соответствующую систему показателей.

Необходимо выделить наиболее значимые компоненты структуры качества трудовой жизни:

• надлежащее и справедливое вознаграждение за труд;

• безопасные и здоровые условия труда;

• создание условий для самовыражения и самореализации;

• создание условий для профессионального роста;

• обеспечение трудовой демократии и правовой защищенности;

• нормальный социально-психологический климат в коллективе;

• придание социальной значимости работе [5]. На рис. 1 представлены основные группы показателей, характеризующих качество трудовой жизни (КТЖ).

Группы показателей, характеризующих КТЖ

показатели гуманизации труда

показатели справедливого и адекватного вознаграждения за труд

показатели безопасности условий труда

показатели демократизации трудовой жизни

показатели гибкости трудовой жизни

Рис. 1. Основные группы показателей, характеризующих КТЖ

Естественно, что в различных сферах деятельности эта структура может иметь свои особенности, а критерии качества трудовой жизни для разных социальных групп могут быть несовпадающими.

В настоящее время проблема анализа качества трудовой жизни в целом приобретает достаточно четко выраженный прикладной акцент. Это в определенной мере характеризует степень теоретической обеспеченности решения рассматриваемой проблемы. Например, среди направлений анализа качества трудовой жизни населения выделяются исследования измерения и оценки качества трудовой жизни работников на предприятии, качества трудовой жизни молодежи в современных условиях [1], качества трудовой жизни работников высших учебных заведений [4]. Однако до настоящего времени остаются неисследованными особенности качества трудовой жизни работников различных возрастных групп в разных сферах деятельности.

Особый интерес в контексте качества трудовой жизни представляют молодые специалисты научно-образовательной сферы. Кадровая проблема в настоящее время является одной из острейших для российской научно-образовательной сферы. Наряду со значительным сокращением всего научно-образовательного сообщества в России особенно быстро уменьшается доля молодых ученых, т.е. ученых наиболее продуктивного возраста. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 26 апреля 2007 г. отмечается, что богатство образовательного, научного, творческого достояния России дает видимые преимущества для создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях экономики, такой экономики, где основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а именно идеи, изобретения и умение быстрее других внедрить их в повседневную жизнь [6].

Развитие инновационной экономики требует существенного изменения системы подготовки научных и научно-педагогических кадров, а также создания эффективной системы привлечения и закрепления молодежи в научно-образовательной сфере.

Большим достижением в решении выявленных проблем привлечения и закрепления молодежи в научно-образовательной сфере было создание в 2007 г. Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах (далее — Координационный совет) при Совете по науке, технологиям и образованию при Президенте Российской Федерации. Координационный совет является консультативным органом и обеспечивает взаимодей-

ствие с молодыми учеными, преподавателями, а также вырабатывает предложения по актуальным вопросам, касающимся проблем научно-педагогической молодежи и вопросов воспроизводства научно-педагогических кадров.

В рамках деятельности Координационного совета было инициировано и проведено исследование совокупности причин, препятствующих притоку и закреплению квалифицированных молодых специалистов в научно-образовательной сфере. На основе проведенного анализа ситуации в научно-образовательной сфере был предложен набор конкретных мер по адресной поддержке наиболее результативно работающих научно-образовательных коллективов, ученых и преподавателей.

Результаты опросов, проведенных Координационным советом и советами молодых ученых и специалистов, позволяют констатировать следующие данные. В настоящее время в России насчитывается более 135 тыс. молодых исследователей (не имеющие ученой степени и кандидаты наук — до 35 лет, доктора наук — до 40 лет), около 130 тыс. молодых преподавателей высшей школы (до 40 лет), около 160 тыс. аспирантов и докторантов, а также сотни тысяч студентов, проявляющих интерес к научной и изобретательской деятельности.

Сравнительный анализ возрастных распределений исследователей и преподавателей в российской науке и высшей школе в разные годы дает основание утверждать, что доля ученых старшего поколения (старше 60 лет) неуклонно растет, при этом доля молодых ученых снижалась до середины 90-х гг. прошлого века, а затем незначительно увеличилась (рис. 2).

моложе 30 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет старше 60 лет

Рис. 2. Сравнительный анализ возрастных распределений исследователей и преподавателей в российской науке и высшей школы в разные годы [6]

По статистическим данным, проблем с привлечением в науку молодых кадров у нас нет: количество аспирантов в России неуклонно растет, но значительная часть (60—70%) закончивших аспиран-

туру уходит из науки и научно-педагогической деятельности. Заработная плата и жилье — по-прежнему самые острые проблемы в данной сфере (см. табл. 1).

Таблица 1

Среднемесячная заработная плата персонала, занятого исследованиями и разработками (руб.)* [6]

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Среднемесячная заработная плата 10840,9 14683,4 19263,3 22104,3 25043,5

* Без совместителей и лиц, работавших по договорам гражданско-

правового характера.

Всероссийский опрос научной молодежи 2002— 2004 гг. (1192 человека из 70 городов всех федеральных округов России) показал, что в выборе приоритетов для будущего в начале тысячелетия молодые ученые ориентировались на ее инновационное развитие (71%), придавали большое значение повышению уровня культуры и образования (59%), в то же время отмечали необходимость повышения заработной платы в науке и вообще в бюджетной сфере (50%) [6].

За прошедший период ситуация с заработной платой научных работников несколько улучшилась.

Однако в опросе Координационного совета, проведенном в 2011 г. (1032 человека из всех федеральных округов России), успешным молодым ученым и инноваторам был задан вопрос: «Что мешает молодым людям заниматься наукой и инновациями?» На этот вопрос надо было дать не более пяти ответов. На первом месте оказался следующий ответ: «недостаточно оплачивается труд ученого, изобретателя» (74%), на втором месте: «трудно сочетать работу с семьей, поэтому необходимо, в частности, отдельное жилье» (67%) [6].

Таким образом, дальнейшее повышение зарплаты работников научно-образовательной сферы — это, несомненно, долгожданная и необходимая мера. Следует также продолжать увеличение объемов решения жилищного вопроса научной молодежи. Проблемы воспроизводства научных и научно-педагогических кадров тесно связаны с низкой заработной платой, жилищной неустроенностью, невостребованностью результатов работы и неопределенностью карьерных перспектив.

Результаты предварительного исследования по выявлению основных показателей кадрового потенциала в научно-образовательной сфере и вклада в него молодежной составляющей дают возмож-

ность для расширения направлений дальнейших исследований как на макроуровне, так и на уровне предприятий и организаций.

В настоящее время внимание исследователей актуализировано на комплексном подходе к измерению качества трудовой жизни. В рамках этого подхода существует ряд методик оценки качества трудовой жизни. Однако в связи с недостаточной исследованностью жизненных и трудовых потребностей и интересов молодых специалистов научно-образовательной сферы, отличных от старшего поколения, не создается условий, способствующих реализации их творческого и трудового потенциала, в том числе на микроуровне (в вузе). С целью разработки адресных рекомендаций по повышению уровня трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы предложена авторская методика, направленная на измерение и оценку качества трудовой жизни молодых специалистов на уровне организации (вуза).

Процедура измерения и оценки качества трудовой жизни молодых специалистов вуза включает несколько этапов. На первом этапе осуществляются экспертиза состояния социальной среды вуза на основе объективных показателей, с учетом параметров качества трудовой жизни, и сопоставление результатов с социальными стандартами качества трудовой жизни. На втором этапе выявляется субъективная оценка (молодыми специалистами) качества трудовой жизни в вузе. На третьем этапе производится сопоставление объективных и субъективных показателей, позволяющее выявить уровень качества трудовой жизни и определить зоны развития.

Данные, полученные в результате описанной процедуры, могут способствовать решению ряда научно-практических задач: выявлению степени соответствия объективных показателей социальным стандартам качества трудовой жизни; определению наиболее проблемных зон жизнедеятельности вуза; сравнению качества трудовой жизни молодых специалистов вузов различных регионов. Обследование качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы с помощью предложенной методики поможет получить наиболее достоверную информацию, которая может быть использована при разработке управленческих решений и стратегии развития вуза и научно-образовательной сферы в целом.

Литература

1. Иванова С.Л. Качество трудовой жизни молодежи в современных условиях развития общества: автореф. ... дис. канд. соц. наук. — Казань, 2005.

2. Кисуркин А.А. Качество жизни населения: региональные социально-экономические аспекты. — Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «ХакГУ им. Н.Ф. Катанова», 2010.

3. Павленко Ю. Показатели качества трудовой жизни: принципы построения системы // Человек и труд. — 2010. — № 9. — С. 20—22.

4. Потуданская В.Ф. Качество трудовой жизни работников высших учебных заведений // Социально-экономические проблемы формирования трудовых отношений: материалы межд. научно-практ. конф. ОмГТУ. — Омск, 2007. — С. 30—34.

5. Экономика и социология труда: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Доклад Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах «Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы». — М., 2012. URL: http:// www.ras.ru

0 ПЕЧАТЬ

ПО ТРЕБОВАНИЮ (Book-on-demand) ДЛЯ АВТОРОВ

Хотите издать и продавать научную монографию, роман, детскую книгу или книгу любого другого жанра?

РИОР предоставляет возможность издания книги с учетом Ваших потребностей любым тиражом, начиная с одного экземпляра!

Назовем лишь некоторые преимущества издания книги по технологии «печать по требованию»:

■ больше не нужно печатать огромные тиражи, — печатайте столько, сколько нужно;

■ возможность самостоятельно установить цену книги;

■ Вашей книге присваивается международный книжный номер ISBN, что дает возможность свободно продавать книгу;

■ мы обеспечиваем розничную и оптовую продажу;

■ продажа Вашей книги через Интернет (это огромная аудитория!). С чего начать?

Мы предлагаем весь спектр издательских услуг - от простого размещения электронной версии Вашей книги на сайте нашего интернет-магазина (с возможностью ее напечатать при поступлении заказа в любом количестве) вплоть до редактирования Вашего текстового оригинала, полной подготовки оригинал-макета и маркетинговых услуг.

Ознакомьтесь с более подробным обзором всех наших услуг, www.rior.ru

и, быть может, уже сегодня Вы захотите напечатать Вашу книгу! Телефон: (495) 363*92* 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.