Научная статья на тему 'Модель формирования и оптимизации уровня использования и наращения финансово-экономического потенциала государства в туристической отрасли'

Модель формирования и оптимизации уровня использования и наращения финансово-экономического потенциала государства в туристической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖИНИРИНГ ТУРИСТИЧЕСКИЙ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борщ Людмила Михайловна

В статье рассматриваются модели формирования и оптимизации уровня использования и наращивания финансово-экономического потенциала в туристической отрасли, используя традиционные инструменты нового вида управленческой деятельности инжиниринга. Разработана структурная модель при помощи графа по выявлению новых альтернативных составляющих для создания новых управленческих решений. Предложена концепция влияния инструментов туристического инжиниринга на формирование и наращивание стратегического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования и оптимизации уровня использования и наращения финансово-экономического потенциала государства в туристической отрасли»

УДК 338.48

Борщ Людмила Михайловна,

д.э.н., профессор, Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ УРОВНЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И НАРАЩЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

В статье рассматриваются модели формирования и оптимизации уровня использования и наращивания финансово-экономического потенциала в туристической отрасли, используя традиционные инструменты нового вида управленческой деятельности инжиниринга. Разработана структурная модель при помощи графа по выявлению новых альтернативных составляющих для создания новых управленческих решений. Предложена концепция влияния инструментов туристического инжиниринга на формирование и наращивание стратегического потенциала.

Ключевые слова: инжиниринг туристический, финансово-экономический потенциал, управление, инструменты, преобразование.

ВВЕДЕНИЕ

При ценовой нестабильности, повышаются риски на мировых рынках туристической индустрии, глобализационные процессы требуют существенной корректировки развития туристической отрасли России. Ведь сложившиеся известные маркетинговые, логистические и финансовые технологии перестали срабатывать и объективно оценивать свои возможности, поэтому данное исследование — это возможный прорыв или новые неизведанные возможности. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Основной целью статьи является поиск нетрадиционных инструментов, характеризующих высокую степень развития туристической отрасли по формированию и оптимизации уровня использования финансово-экономического потенциала посредством нового вида управленческой деятельности туристического инжиниринга.

Задача исследования сводиться к обоснованию экономической категории такого феномена как туристический инжиниринг, определяя его как совокупность интеллектуальных видов деятельности, имеющих своей целью оптимизировать риски и укрепить финансово-экономический потенциал туристической отрасли.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Глобализационные процессы, ценовая нестабильность, повышение рисков на мировых рынках вносят существенные коррективы в процессы государственного формирования и оптимизации использования и наращивания финансово-экономического потенциала в туристической отрасли. Известные маркетинговые, логистические и финансовые технологии перестали срабатывать в неопределенной среде, поэтому туристическая отрасль не может объективно оценивать свои возможности, формировать и наращивать финансово-экономический потенциал для развития, учитывая то, что рынок туризма в России формируется и трансформируется.

Современная экономика России и мировое хозяйство в целом не могут полноценно развиваться без наличия хорошо развитого рынка туристической отрасли. Однако этот рынок не является структурой, которая раз и навсегда сформировалась, он постоянно приобретает новые черты и изменяется, совершенствуя институциональную структуру и инструментарий для гибкого реагирования на изменения, происходящие в экономике и мире.

Глобализационные процессы и рыночные вызовы требуют применения нетрадиционных подходов к решению вопросов успешного стратегического развития мировых туристических рынков, характеризующихся высокой степенью развития. Сегодня, именно в направлении использования нетрадиционных инструментов в туристической отрасли для оценки процессов формирования и наращивания стратегического финансово-экономического потенциала необходимо развивать новые корпоративные теории. Благодаря развитию этого направления обогатится арсенал стратегического менеджмента и возникнет новый вид управленческой деятельности — туристический инжиниринг, способный предложить не только перспективный менеджмент, но и новый вид услуг в туристической отрасли, формируя финансово-экономический потенциал.

Процесс развития и внедрения туристического инжиниринга направлен на разработку и внедрение новых туристических инструментов, технологий, выдвижение новых концептуальных идей [3]. Этот вид управленческой деятельности включает проектирование, разработку и реализацию инновационных туристических инструментов и процессов, а также творческий поиск новых подходов к решению вопросов в области эффективного управления и развития туристической отрасли.

127

По нашему мнению, туристический инжиниринг рассматривается как применение туристических инструментов для преобразования существующей туристической ситуации в другую, обладающую необходимыми свойствами и вносит ясность, что утверждает цель применения инжиниринга в туристической отрасли. Туристический инжиниринг — это не только применение туристических инструментов; это также и сознательный поиск рыночных возможностей для создания новых туристических продуктов, услуг [1].

Такой подход по созданию новых туристических продуктов является еще недостаточно изученной категорией экономической науки. Общепризнанных теоретических концепций туристического инжиниринга пока нет. Зарубежные исследования в этой области имеют или прикладной смысл, или сводят теоретическое содержание туристического инжиниринга в отдельные экономические, организационные или правовые аспекты этой деятельности. Отечественные исследования туристического инжиниринга еще только начинают развиваться. Туристический инжиниринг как явление экономической жизни, уже существует, но при этом отсутствует единая система научных взглядов, обусловливает значительный теоретический и практический интерес со стороны ученых.

Главной целью туристического инжиниринга является создание оптимального уровня рисков по эффективному развитию и укреплению на рынке туристических услуг. Туристический инжиниринг включает в себя способы управления, а именно: 1) создание соответствующей структуры туристической отрасли, создание новых видов услуг в туристической отрасли позволяет перераспределить риски на клиентов или принять на себя дополнительные риски; 2) управление риском с помощью производных инструментов.

Перспектива стабильного развития туристической отрасли связана именно с развитием через механизмы рынка туристических продуктов, услуг, применяя инструменты туристического инжиниринга, моделируя ситуации во временном измерении вместе с инновационными инструментами.

Одной из целей туристического инжиниринга является разработка таких туристических продуктов, которые направлены на безрисковое извлечения прибыли.

Извлечение прибыли на основе использования рыночного несовершенства и незанятых сегментов рынка присуще в основном туристическим институтам. Определение финансового инжиниринга и применение туристических инструментов, превращается в сознательный поиск рыночных возможностей для создания новых туристических продуктов и получения прибыли [4]. Динамичность экономических процессов требует оптимизации траектории развития под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Создание стабильного развития рынка туризма в долгосрочном периоде соответствует стратегическим целям государства, проявляя диспропорции и противоречия. Таким образом, в сфере туризма можно применить структурную информационную модель, которая представлена при помощи графа, в точках которого есть источники и потребители информации, блоки переработки информации и выявлены точки альтернатив. Топологическая модель-граф позволяет структурировать задачи для принятия решений, основанных на приоритетах. С другой стороны, граф — это множество точек, которые являются вершинами, большое количество линий, которые называются ребрами, для которых задано правило инцидентности, связывая каждое ребро с вершинами — вершины инцидентности ребрам.

Вершины графа соответствуют множествам, а дуги, направленные из вершин xi и y означают, что это соотношение выполняется. Схематично дуги заменяются прямыми или ребрами.

Не обращая внимания на направление дуг в ориентированном графе, рассмотрим их как ребра, получим соответствующий неориентированный граф. Неориентированный граф отражен на рис. 1 вместе с ориентированным.

В соответствии с развитием туристической отрасли такой граф мы применим через рис. 1 (б), где через А определено влияние различных инструментов, которые возникают через В число объектов задействованных на рынке туристической отрасли. С — количество ресурсных ограничений, Д — большое количество альтернативных сценариев развития и Е — достижение соответствующих результатов. Необходимо рассматривать рынок туристической отрасли, как процесс формирования и оптимизации уровня использования и наращивания финансово-экономического потенциала государства в туристической отрасли с разных точек зрения (туристических, финансовых и ресурсных ограничений), а многоаспектность технологических и коммуникационных решений для формализации каждой альтернативы требует использования набора их целевых функций

fj,f2...fm, m > 2, которые опираются на множество возможных решений Х. Такие целевые функ-

128

f = , как

правило, характеризуется некоторой целью. Такие цели в математических терминах проявляются в максимизации или минимизации функ-

рии f . Каждая составляющая векторного критерия

ции определяют векторные крите-

а)

б)

Рис. 1. Неориентированный (а) и ориентированный (б) граф (Разработано автором)

ций ^ на множествах Х. В зависимости от цели мы можем получить и среднее значение критерия или можем удерживать его в соответствующих заданных параметрах. С помощью векторного критерия мы имеем возможность определить локальные цели, которые мы не можем достичь без дополнительной информации по достижению компромисса. А для этого необходимо поставить многокритериальную задачу управления на рынке туристической отрасли и получить желаемые управленческие решения.

Рассмотрим два возможных решения х' и х". Допустим, что после того, как будут предложены варианты, соответствующая контролирующая структура отдаст предпочтение первому варианту. Схематично обозначим его как х'^х х''. Таким образом, видно, что предпочтение отдано

первому из них. Здесь Х означает много решений, а знак ^х служит отметкой приоритетности.

Вместе с тем отметим, что не все приоритеты решений х' и х" связанные соответствием х Vх х', или соотношение х'^х х'', то есть не из каждой пары решений можно получить окончательный выбор. Используем бинарное отношение, как задание на парах возможных решений. Рассмотрим большее количество преимуществ, например, свыше трех х',х'',х''', из выполнения соотношений х'^х х" и х''^х х''', таким образом, обязательно следует справедливость соотношений

х х '. Большое количество возможных решений Х, где векторный критерий f, означает преимущества ^х , заданных на больших возможностях решений.

Альтернативный выбор решений возможен с учетом возможных решений Х и векторного критерия f, может быть отнесено к разряду многокритериальности. Такие решения являются сложными и законодательно должны быть закреплены за учреждением, которое будет исследовать эти процессы и профессионально принимать соответствующие решения.

Кроме того, построенная модель не должна быть слишком сложной, чтобы для ее воплощения можно было применить математические модели.

Выбранная модель имела основные составляющие, которые больше всего влияют на принятие соответствующих решений относительно преимуществ сравнения туристических услуг и продуктов на рынке туристической отрасли:

• доступ к рынку мировой туристической индустрии;

• широкая база данных в туристической отрасли;

• прозрачность туристической отрасли;

• расширение объемов торговли на туристических рынках;

• профессиональный и постоянный сервис на туристических рынках;

• эффективная и прозрачная система регулирования на рынках туристической отрасли.

Формирование математической модели принятия решений при основных направлениях на рынке

туристических услуг, продуктов должно строиться на моделировании альтернативности технологического развития рынка туристической отрасли с учетом ресурсных и финансовых ограничений и признание векторного критерия оптимальности целевых функций.

129

Открытое ребро инцидентно различным вершинам, замкнутое ребро (петли) инцидентно соответствует одной вершине, так как его конечные точки совпадают. В информационной модели в качестве ребер используют много параметрических связей, ребра которых синхронизуются с использованием многих временных характеристик перемещения информации.

Взаимодействие внешних и внутренних факторов отмечается в виде событий и является процессом развития и становления рынка туристической отрасли, формированием и наращиванием финансово-экономического потенциала. Такое развитие можно отразить ориентированным муль-тографом (С,Р), в котором много вершин С, соответствующих стабильному неизменному состоянию компонентов, обеспечивая процесс развития рынка туристической отрасли, а много впадин или дуг — реальности состояния Р, происходит при изменении этого состояния. Каждый компонент соответствующим образом влияет на рынок туристической отрасли. Такой компонент может показать ряд альтернативных событий, то есть, математически это может быть представлено в виде тирады С = {V, X, 2}.

V = У V, — много источников негативного воздействия, X = | Ха — много инструментов

У а

управления, 2 = 12р — большой ресурс управленческого воздействия.

р

Изменяя состояние компонентов в системе государственного регулирования туристической отрасли и воплощая Р, под действием внешних и внутренних факторов. Математически это можно представить как Р = {и,я}, где и — набор не пересекающих негативного влияния W и управленческих М действий, Я — получает много управленческих факторов.

При построении графической модели (С,Р) структурируются факторы, определяющие развитие рынка туристической отрасли в периоды максимальной готовности для их эффективности и в этот период проявляются скрытые «источники», которые мешают развитию V, для каждого из которых разрабатываются соответствующие сценарии их проявления Ха и привлеченные ресурсы 2р.

Воплощение таких инноваций, кроме экономической целеустремленности должны соответствовать научно-техническому прогрессу и тем возможностям, которые сложились на рынке туристической отрасли, не нарушая основные стратегические цели государства по формированию и оптимизации уровня использования и наращивания финансово-экономического потенциала, совершенствуя процесс управления. Для каждого из циклов существует некоторый допустимый

порог негативного воздействия Vyp, выше которого оказываются диспропорции на рынке туристической отрасли и начинается зона риска для развития туризма, как перспективной отрасли (рис. 2). Формализация процесса деятельности завершения зоны риска характеризуется негативными действиями Vyh, повышение которого приводит к диспропорциям, которые негативно влияют на развитие рынка туристической отрасли. Таким образом, диапазон колебания величин V, создает ^'..Уур стимулирующего развития рынка туристической отрасли, существенно влияет на развитие обеспечивающих отраслей народного хозяйства. Таким образом, V,1' является категорией современного рынка туристической отрасли к воплощению инструментов воздействия Уур...Ууь при рисках.

Возможно возникновение негативных явлений определено Ха, что можно классифицировать как управление финансово-экономическим потенциалом на рынке туристической отрасли. В современных условиях развития туристического рынка эти отметки равны X, где индекс Р, определяет зону риска, пороговые значения равны Xа и критическая, выше которой идет спад развития, равна XРа

а

130

Рис. 2. Формализация процессов по выявлению вершин на рынке туристической отрасли для выбора нового инструмента управления (инжиниринг) (Построено автором)

i оi 11 1 Ур

кой отрасли можно отразить уравнением:

Взаимодействие управленческих действий Уур с объектами управления на рынке туристичес-

: Ур х Ха ^ и ХРк , (1)

к=1

где Wp — сфера руководящего влияния.

Источники ресурсов Ър также имеют свои границы использования в финансово-экономическом развитии туристической отрасли, значение Ъ'р соответствует отправной точке состояния экономического развития этой отрасли до введения резервов ресурса, Ър соответствует пороговому значению этой величины, выше которой начинается сбой и снижение показателей и снижается эффективность. Индекс у соответствует началу критической ситуации, а Ъ^ — ее завершению.

Таким образом, выявляются новые альтернативные состояния основных составляющих, таких как: инструменты, количество ресурса, правильность выбора альтернативного сценария объектов управления, реальное состояние рынка туристической отрасли. Использование пороговых значений, выявления критического состояния позволяет концентрировать значение и разрабатывать инструменты управления, создавая новые области управленческих действий через инструменты влияния.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что такой инновационный инструмент, как «туристический инжиниринг», который внедряется на рынке туристической отрасли, предусматривает перераспределение рисков на клиента с помощью производных инструментов, оптимизирует или наращивает эти величины на данном этапе развития во временном измерении, создавая соответствующую структуру, уменьшая рисковую структуру активов на рынке туристической отрасли.

131

а

Анализируя и исследуя теоретически и методически обоснованные концепции формирования и наращивания стратегического финансово-экономического потенциала инструментами туристической архитектуры, попробуем выработать собственную концепцию.

Для обоснованного определения будущих процессов формирования и оптимизации уровня использования и наращивания финансово-экономического потенциала туристической отрасли, построим модель формирования оптимизации уровня использования и наращивания стратегического потенциала государства в туризме (рис. 3).

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

К н о о

со О 03

о

1-4

о «

о

Рч

о

к

X

1-4

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ ГОСУДАРСТВА

РЕСУРСЫ

л

н <С н

I

со М

Рч

О

о

к ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

рц

Н О

с

Т

ИНСТРУМЕНТЫ

ТУРИСТИЧЕСКОГО

ИНЖИНИРИНГА ч_

Рис. 3. Модель формирования стратегического потенциала через инструменты туристического инжиниринга (Разработано автором)

Стратегический потенциал определяется процессами использования ресурсов для формирования определенных компетенций, использование имеющихся возможностей региона, отрасли, формирование конкурентных преимуществ, анализом статистических внутренних параметров и характеристик бизнес среды (системы). Это дает возможность сформировать стратегический потенциал, который является совокупностью производственно-технологических, финансово-экономических, социально-культурных, организационно-технических, административных условий через инструменты туристического инжиниринга.

Для методики оценки и уровня использования стратегического потенциала в туристической отрасли через инструменты туристического инжиниринга используется методический подход, позволяющий идентифицировать каждый из компонентов и оценить их взаимосвязь с другими составляющими на каждом уровне управления. При этом каждый из локальных потенциалов, входящих в состав стратегического потенциала, на соответствующем уровне выполняет свои специфические цели и задачи, пути их дальнейшего развития, которые могут существенно корректироваться под действием среды, меняющейся в процессе глобализации.

Базисный уровень стратегического потенциала государства в туристической отрасли и его компонентов комплексных показателей можно рассчитать по формуле:

псп = рвп х к(вп) + руп х к(уп) + Ррп х к(рп) (2)

где ПСП — комплексный показатель уровня использования стратегического потенциала;

РВП — уровень использования производственного потенциала;

К(ВП) — коэффициент стоимости производственного потенциала;

РУП — уровень использования управленческого потенциала;

К(УП) — коэффициент стоимости управленческого потенциала;

РРП — уровень использования рыночного потенциала туристической отрасли;

132

К(РП) — коэффициент стоимости рыночного потенциала туристической отрасли.

При расчетах следует учитывать то, что К(ВП) + К(УП) + К(РП) = 1.

Поскольку данный коэффициент стоимости (КВП. УП. РП) зависит от многих факторов, которые тяжело выразить количеством, для его расчета предлагается применять метод экспертных оценок стратегического потенциала. Учитывая то, что это величина, которая изменяется и зависит от внутренних и внешних факторов туристической отрасли, то реальные оценки предоставляют возможность учитывать такую динамику. Такая модель дает весьма положительные результаты в процессе оценки эффективности при слиянии и поглощении корпораций, усиливает уровень контроля со стороны государства и является инструментом по наращиванию финансово-экономического потенциала.

Туристический инжиниринг включает проектирование, разработку и реализацию инновационных туристических инструментов и процессов, а также творческий поиск новых подходов к решению вопросов в области туризма [2].

Таким образом, туристический инжиниринг подразумевает не просто использование уже существующих туристических инструментов, а создание если не новых инструментов, то хотя бы комбинаций, стратегий, направленных на достижение интересов государства.

Рассматривая туристический инжиниринг, можно выделить три его составляющие:

• создание инновационных туристических инструментов, включающих инструменты потребительского типа (корпоративные);

• создание инновационных туристических процессов, появление которых вызвано, как правило, изменениями в законодательстве или технологическим развитием;

• создание инновационных решений корпоративных туристических вопросов, стратегий таких, как стратегии реорганизации.

Эти элементы не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Новые корпоративные решения приводят к созданию новых туристических инструментов, которые в свою очередь требуют разработки нового туристического процесса; с другой стороны, появление на рынке новых туристических инструментов позволяет разработать инновационные туристические стратегии; появление новых туристических процессов (в частности, развитие технологий) обусловливает создание сложных стратегий и инструментов [3].

Рассматривая процессы формирования и наращивания финансово-экономического стратегического потенциала по развитию туристической отрасли, необходимо отметить, что они осуществляются при помощи последовательно выполненных трех этапов:

• прогнозирования на основе экстраполяции исторических значений для построения линейных, логарифмических, степенных, экспоненциальных трендов будущих показателей;

• определение фактических значений уровня использования стратегического потенциала;

• сравнение полученных результатов с прогнозируемыми.

Оценочно-прогнозные методы и подходы должны указывать на наращивание стратегического потенциала туристической отрасли. При анализе процессов формирования и использования стратегического финансово-экономического потенциала в туристической отрасли целесообразно использовать системно-аналитический подход и метод экспертных оценок, при диагностике состояния отрасли туризма — интегрированный подход с использованием экономического и математического моделирования; при разработке алгоритма оптимизации уровня использования и наращивания финансово-экономического потенциала туристической отрасли — поэтапно-структурированный подход и теорию нечетких множеств; для оптимизации уровня использования стратегического потенциала — имитационно-стратегическое моделирование [5].

Оценочную деятельность следует строить с учетом критериев диагностики состояния туристической отрасли, анализа стратегического потенциала на основе мониторинга величины и уровня его использования, а также с учетом показателей оценки перспектив наращивания потенциала с помощью инструментов инжиниринга, в частности управление в туристической отрасли, инвестиционное проектирование, инновации, управления процессами слияния и поглощения, управление рисками. Концепцию влияния инструментов туристического инжиниринга на формирование и наращивание стратегического потенциала представлено на рис. 4.

Разработка новых инструментов или схем туристического инжиниринга начинается, как правило, по поиску новых концептуальных идей. Возможны два пути. При первом, идею новых инструментов и схем туристического инжиниринга могут выдвигать работники предприятий, или областей, регионов. При втором, анализируется и обобщается ситуация в экономике, на рынках

133

Органы управления, формирующие стратегический потенциал туризма

Стратегический потенциал туризма

Производственный потенциал туризма Управленческий потенциал туризма Рыночный потенциал туризма

Ресурсы и технологии

Информация, опыт, знания

Политика, стратегии

Внешние ограничения

ФОРМИРОВАНИЕ И НАРАЩИВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ТУРИЗМЕ

Модель формирования

Модель наращивания

Факторы формирования стратегического потенциала туризма

Цели

Возможности

Ресурсы

Компетенция

Конкурентные преимущества

ЭТАПЫ

Оценочная деятельность Определение фактических значений уровня стратегического потенциала и уровня сравнения с прогнозами Прогнозирование

Инструменты туристического

инжиниринга

и яе 8 5

Управление ценами Инвестиционное проектирование ИННОВАЦИИ Реальные направления Управление процессами слиян поглощения, структурирова! Управление рисками

Оценочно-прогнозные методы и подходы, указывающие необходимость формирования и наращивания стратегического потенциала

Системно-аналитический подход Метод экспертных оценок Интегрированный подход с использованием экономико-математического моделирования Поэтапно-структурированный подход и теория не четких множеств Имитационно-динамическое моделирование

При анализе процессов формирования и использования стратегического потенциала При диагностике финансового состояния туристической отрасли При разработке алгоритма оптимизации стратегического потенциала туризма Для оптимизации уровня использования стратегического потенциала с познанием инновационных инструментов

Рис. 4. Концепция влияния инструментов туристического инжиниринга на формирование и наращивание стратегического потенциала (Разработано автором)

134

туристической отрасли с учетом действий конкурентов, исследуются потребности клиентов и вносятся изменения в законодательстве и т.д.

Полученные в результате поиска данные, идеи, проекты схемы и инструменты необходимо оценить, в частности, с точки зрения:

• соответствия стратегии и тактике;

• влияния идеи потенциальной конкурентоспособности туристического предприятия;

• соответствия идеи потребностям, которые существуют у клиентов услуг и возможностям их реализации;

• влияния, которое может оказать реализация схемы туристического архитектуры на развитие и получение, извлечение прибыли;

• экономической эффективности схемы туристического инжиниринга как для туристической отрасли, так и для предприятий, корпораций и других участников этой схемы;

• перспективности использования схемы туристического инжиниринга в будущем для других потребителей туристических услуг, продуктов, комплексных пакетов обслуживания;

• влияния реализации схемы туристического инжиниринга на работу отдельных подразделений туристической отрасли.

Следует определить, что важнейшими причинами зарождения и развития туристического инжиниринга являются: международная интеграция, глобализация мирового туристического рынка, волатильность международных туристических рынков и усиление неравномерности экономического развития различных стран.

Следовательно, туристический инжиниринг заключается в создании инновационных туристических продуктов и услуг: туристических инструментов, процессов и стратегий, обеспечивая финансово-экономический потенциал туристической отрасли. Этот вид управленческой деятельности предназначен для управления рисками предприятий туристической отрасли, в частности в рамках мероприятий по управлению пассивами, а, кроме того, для спекулятивных операций, по извлечению прибыли из незанятых рыночных ниш. К факторам стремительного развития туристических инноваций относятся: риски, налоги, регулятивные ограничения, сегментация туристического рынка, расходы мониторинга, глобализация рынков, накопление национального богатства, свободные плавающие цены, научно-техническая революция, научные разработки. Основными «двигателями» туристических инноваций являются финансовые институты и инвесторы.

Туристический инжиниринг — это целенаправленная разработка и реализация новых туристических инструментов или новых технологий, а также творческий поиск новых подходов к решению вопросов развития туристической отрасли с помощью уже известных туристических инструментов и технологий. Можно сказать, что финансовый инжиниринг помогает индустрии туризма, посредникам оперативно и эффективно реагировать на изменения, происходящие в мире, в законодательстве и экономике конкретной страны.

С точки зрения практики, туристический инжиниринг охватывает различные сферы экономики и направления деятельности, различные отрасли и способствует наращиванию финансово-экономического потенциала в социально-экономической системе. В частности, ощутимая роль туристического инжиниринга в торговле предложенными туристическими продуктами, услугами, комплексным пакетом услуг, особенно при осуществлении мероприятий во времени. Как правило, основой для существования таких услуг является неопределенность в будущем. Поэтому механизм выпуска и обращения таких предложений связан с правом на приобретение или продажу в течение срока, определенного договором (контрактом) этих комплексных услуг.

ВЫВОДЫ

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что такой инновационный инструмент, как «туристический инжиниринг», который внедряется на рынке туристической отрасли, предусматривает перераспределение рисков на клиента с помощью производных инструментов, оптимизирует или наращивает эти величины на данном этапе развития во временном измерении, создавая соответствующую структуру, уменьшая рисковую структуру активов на рынке туристической отрасли.

Применяя метод экспертных оценок стратегического потенциала и учитывая, что эта величина изменяется и зависит от внутренних и внешних факторов в туристической отрасли, реальные оценки предоставляют возможность учитывать эту динамику. Такая модель дает весьма положительные результаты в процессе оценки эффективности при слиянии и поглощении корпораций,

135

усиливает уровень контроля со стороны государства и является инструментом по наращиванию финансово-экономического потенциала.

Следовательно, туристический инжиниринг заключается в создании инновационных туристических продуктов, услуг: туристических инструментов, процессов и стратегий, обеспечивая финансово-экономический потенциал туристической отрасли, предназначен для управления рисками предприятий туристической отрасли, в частности в рамках мероприятий по управлению пассивами, а, кроме того, для спекулятивных операций, по извлечению прибыли из незанятых рыночных ниш.

Туристический инжиниринг — это целенаправленная разработка и реализация новых туристических инструментов или новых технологий, а также творческий поиск новых подходов к решению вопросов развития туристической отрасли с помощью уже известных туристических инструментов и технологий, финансовый инжиниринг помогает индустрии туризма, посредникам оперативно и эффективно реагировать на изменения, происходящие в мире, законодательстве и экономике конкретной страны.

Туристический инжиниринг охватывает различные сферы экономики и направления деятельности, различные отрасли и способствует наращиванию финансово-экономического потенциала в социально-экономической системе, ощутимая роль туристического инжиниринга в торговле предложенными туристическими продуктами, услугами, комплексным пакетом услуг, особенно при осуществлении мероприятий во времени. Механизм выпуска и обращения таких предложений связан с правом на приобретение или продажу в течение срока, определенного договором (контрактом) этих комплексных услуг.

Туристический инжиниринг включает проектирование, разработку и реализацию инновационных туристических инструментов и процессов, а также творческий поиск новых подходов к решению вопросов в области туризма и подразумевает не просто использование уже существующих туристических инструментов, а создание если не новых инструментов, то хотя бы комбинаций, стратегий, направленных на достижение интересов государства в туристической отрасли.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бизнес коммерция рынок: Словарь справочник. — М.: Информа-печать, 1993. — 320 с.

2. Завъялов П.С., Демидов Е.Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов — сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). — М.: Международные отношения. 1991. — 416 с.

3. Маршал Джон Ф., Бансал Випул К. Финансовая инженерия: Полное руководство по финансовым нововведениям / перевод с англ. — М.: ИНФРА-М, 1998. — С. 784.

4. Охайман Е.Г., Попов Э.В. Реинжениринг бизнеса: Реинжениринг организаций и информационные технологии. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 336 с.

5. Прахов Б.Г., Зенкен Н.М. Изобретательство. — К.: Техника, 1981. — 208 с.

Статья поступила в редакцию 29 октября 2014 года

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.