МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
НОВИКОВА М.В.
Термин «готовность» в современной отечественной психолого-педагогической науке имеет очень широкое применение, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Так, общеметодологические психолого-педагогические подходы к формированию «готовности» исследовались И.В. Биочинским [1], М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовичем [4], А.К. Марковой [5] и др. Отдельные стороны процесса формирования - педагогические условия, формы, методы, средства, факторы - Г.А. Давыдовым [3], В.А. Михайловским [6], Е.Н. Переверзевой [7] и др. Вместе с тем, исследование процесса формирования готовности будущих выпускников к профессиональной деятельности в целом, как и конкретных ее форм, нельзя считать исчерпанной.
Предметом исследования в большинстве из них являются либо общепрофессиональные, либо специальные дисциплины. Тогда как роль и место в формировании готовности выпускника к профессиональной деятельности учебных дисциплин, не являющихся «профилирующими» для данного вуза не исследуются. Примером тому могут быть дисциплины естественнонаучного цикла в военном вузе командного профиля. Как показывает практика, большинство курсантов таких вузов рассматривает их как «обязательные», которые нужно «сдать», и не рассматривает их как «необходимые» для эффективного обучения по общепрофессиональным, военным и специальным дисциплинам, профессионального становления будущего специалиста. Таким образом, налицо противоречия между потенциальными возможностями учебного материала естественнонаучных дисциплин в формировании готовности к профессиональной деятельности будущих офицеров и несформированностью у них умений их использовать при изучении общепрофессиональных, военных и специальных дисциплин, между потребностью профессиональной подготовки в наличии у курсантов знаний, умений и навыков применять естественнонаучные знания в учебной работе и отсутствием дидактического обеспечения данного процесса в условиях военного вуза.
Для разрешения данной проблемы автором была разработана дидактическая модель формирования готовности будущих офицеров к применению естественнонаучных знаний в процессе профессиональной подготовки в военном вузе. Эта модель является элементом системы профессиональной подготовки курсантов и способна обеспечить решение задачи формирования готовности к применению естественнонаучных знаний, подготовлена к использованию в реальном образовательном процессе и имеет достаточное информационно-документальное сопровождение.
Проведённая работа позволила нам предложить следующую модель формирования готовности к применению естественнонаучных знаний, представленную на рис. 1.
Разработанная нами модель включает в себя два блока. Блок «факторов», обеспечивающих эффективное формирование готовности к применению естественнонаучных знаний в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров. Блок «механизма функционирования модели», включающего в себя: управляющий объект - преподаватель; объект управления - курсант; механизм взаимодействия между ними в ходе процесса «преподавание - учение» через формы, методы, средства профессиональной подготовки; системы управления и обратной (внутренней и внешней) связи для оценки формирования готовности.
Мотивация
изучения
естественно-
научных
дисциплин
Принципы
формирования
готовности
Содержание и направленность естественнонаучной подготовки
Факторы, обеспечивающие эффективное формирование готовности
П
х
Деятельность
исследователя
(преподавание)
+
Деятельность
курсанта
(учение)
Внутренняя обратная связь
У
и
Формы Методы Средства
Внешняя обратная связь
Контроль
к А У±ДУ Уровни
готовности
і і
1 1
Механизм функционирования модели
Условные обозначения: П - преподаватель; К - курсант; С - самоконтроль;
А - «адресат»; X - информация прямой связи;
2 - «помехи»; У - информация в процессе обучения;
У±ДУ - информация после усвоения.
Рис. 1. Модель формирования готовности будущих офицеров к применению естественнонаучных знаний
Мотивация формирования готовности определяется отношением преподавателя и курсанта к предмету обучения. От этого зависит степень активности курсанта, а, следовательно, и уровень сформированно-сти у него готовности к применению естественнонаучных знаний. При формировании мотивации решаются две взаимосвязанные задачи: 1) формирование у будущего офицера понимания необходимости военной службы, овладения воинской специальностью; 2) достижение понимания и принятии целей процесса обучения.
Основными принципами формирования готовности курсантов к применению естественнонаучных знаний являются принципы профессиональной подготовки в военных вузах, в содержании которых актуализированы наиболее значимые для данного процесса компоненты: социальная обусловленность и научность обучения; практическая направленность подготовки будущих военных специалистов; целенаправленность, систематичность и последовательность в обучении; доступность и высокий уровень трудности обучения; сознательность, активность и мотивированность обучающихся; прочность овладения компонентами профессиональной компетентности; комплексность и единство обучения и воспитания [2].
Содержание естественнонаучной подготовки будущих офицеров определяется ГОС подготовки военных кадров, вытекает из объёма информации, который необходимо дать будущим офицерам и имеет прикладной характер дисциплин естественнонаучного цикла.
В военных вузах основными формами учебных занятий по дисциплинам естественнонаучного цикла являются: лекции, семинарские, практические занятия, лабораторные работы. При этом активно используются такие методы, как устное изложение материала, упражнения, практические работы и самостоятельное освоение учебного материала. Интенсифицировать процесс формирования готовности в военном вузе можно за счет нестандартных, активных форм организации обучения и методов их проведения: дискуссия, интеллектуальная разминка, «мозговая» атака, задач, деловые игры, методы проблемного обучения, частично-поисковые, эвристические.
Для текущего и итогового контролей формирования готовности к применению естественнонаучных знаний предлагается методика разноуровневого автоматизированного контроля знаний и интеллектуальных умений курсантов по естественным наукам с использованием ПК. Это позволяет преподавателю за небольшой промежуток времени объективно проверить и оценить знания, умения, навыки достаточно большого числа обучающихся, дает возможность документирования и организации автоматического анализа полученных индивидуальных и групповых оценок.
Самоконтроль курсантов в ходе изучения естественнонаучных дисциплин является важнейшим элементом разработанной нами модели. Для оперативного управления процессом формирования готовности предусмотрены следующие формы оперативного самоконтроля: самопроверка по образцу, взаимопроверка с помощью образца, проверка задания на самоподготовку консультантами, письменная проверочная работа, проверка-консультация, опрос по парам, теоретическая разминка.
Организация деятельности преподавателя и деятельности обучающегося на занятиях является центральным компонентом данной модели, она позволяет обеспечивать постоянную возможность вовлечения всех участников учебного процесса и каждого в отдельности в совместную деятельность с учетом личностного интереса, способностей, возможностей формирования целей и мотивов деятельности. Основ-
ными формами организации такого взаимодействия являются: индивидуальная работа с курсантами, парная работа - «боевое товарищество»; решение профессионально-ориентированной задачи малой группой (3-4 курсанта); решение поставленной задачи всей группой, то есть работа ориентирована на формирование единого мнения по какому-нибудь вопросу при участии каждого участника процесса обучения, в том числе и педагога; соревнование отделений учебного взвода, где участники конкурса аргументировано должны отстоять свою точку зрения.
Прямая и обратная связь в процессе реализации модели формирования готовности к применению естественнонаучных знаний. На схеме модели (рис. 1) преподаватель (П) - управляющий объект, познавательная деятельность обучающегося - объект управления (К). Поток информации (Х) от управляющей системы (П) к объекту управления (К) через формы, методы и средства обучения передается по каналам прямой связи, а обратный поток - от управляемого объекта к управляющей системе - по каналам обратной связи. Для пояснения работы канала обратной связи в модели введен элемент «адресат» (А). Под «адресатом» понимается осмысленное освоение обучающимся принятого потока информации, т.е. потоки информации, полученный «К» и усвоенный «А», отличаются друг от друга на величину У ± ДУ. Это происходит в результате действия различных «помех», на модели они обозначены как <^». Следует различать внешние (шум в аудитории, недостаточное освещение, весенняя погода за окном и т.п.) и внутренние (совокупность знаний, накопленных курсантом (группой) на данный момент времени, фактический исходный уровень интеллекта, психофизиологическое состояние курсанта и т.п.) помехи, которые обязательно нужно учитывать при реализации модели. И помнить, что «информация в приемнике «А» будет ± ДУ, в зависимости от того, насколько мы минимизируем действие «помех».
В модели рассматриваются два канала обратной связи: внутренняя обратная связь и внешняя обратная связь. Внутренняя обратная связь позволяет контролировать и оценивать результат усвоения информации курсантом через средства самоконтроля (С), получать оперативную информацию о ходе формирования готовности к применению естественнонаучных знаний. Внешняя обратная связь позволяет оценить результаты формирования готовности через средства текущего и итогового контролей.
Эффективность разработанной модели была проверена в ходе опытно-экспериментального исследования. Результаты эксперимента, проведенного в течение одного учебного года, показывают, что у курсантов экспериментальных групп изменилось отношение к естественнонаучным дисциплинам от отрицательного или нейтрального до положительного, повысился уровень мотивации при их изучении, познавательной самостоятельности и успешности учебной деятельности, а, следовательно, и уровень готовности к использованию естественнонаучных знаний в будущей профессиональной деятельности. Курсанты этих групп имеют более прочные знания, обладают достаточными умениями по естественнонаучным дисциплинам, свободно интерпретируют их при изучении военных и специальных дисциплин, отличаются более высокой степенью понимания учебного материала этих дисциплин по сравнению с курсантами, обучающимися в контрольных группах. Данные обстоятельства дают нам основания признать целесообразность и эффективность применения в образовательном процессе военного вуза предлагаемой модели.
Список литературы
1. Биочинский, И.В. Социально-психологический портрет выпускника / И.В. Биочинский. - Казань: КВТККУ, 1991. - 118с.
2. Военная дидактика: Учебник. / Отв. ред. Л.Г. Лаптев. - М.: Совершенство, 1998. - 884с.
3. Давыдов, Г.А. Психологические основы повышения эффективности обучения в военном вузе / Г.А.
Давыдов. - М.: ВПА, 1977. - 196с.
4. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Канды-бович. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 175с.
5. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Наука, 1996. - 308с.
6. Михайловский, В.А. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров:
Монография / В.А. Михайловский. - М.: РАГС, ВА им. Дзержинского, 1995. - 260с.
7. Переверзева, Е.Н. Подготовка будущих офицеров войск радиационной, химической и биологической защиты к использованию знаний по физике в профессиональной деятельности: Дисс... канд. пед. наук / Е.Н. Переверзева. - Кострома: Костромской гос. ин-т, 2002. - 191с.