Запорожко В.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К РАБОТЕ В КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена рассмотрению педагогической модели формирования готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения. Модель представляет собой состав, иерархию компонентов системы, а также отражает внутреннюю логику формирования исследуемого качества.
Ключевые слова: профессиональная готовность, учитель информатики, компьютерная среда обучения
Анализ и обобщение научной литературы позволяют утверждать об отсутствии модели формирования готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения. Сложившаяся ситуация определила необходимость разработки и апробации педагогической модели, отражающей достижения нового качества подготовки педагогических кадров в вузе в соответствии с социальным заказом, требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и информатизацией системы отечественного образования. В соответствии с этим разработана и педагогически обоснована структурно-содержательная модель (рисунок 1), включающая компоненты системы и отражающая внутреннюю логику формирования исследуемого качества. Под формированием понимается процесс и результат становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности [15]. Следовательно, формирование готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения будем рассматривать как процесс становления педагога в результате объективного влияния наследственности, которая определяет его профпригодность, информационно-образовательной среды вуза, целенаправленного воспитания профессорско-преподавательским составом высшей школы, собственной активности личности. В своем исследовании считаем необходимым обозначить один из основополагающих факторов, влияющих на формирование готовности -
фактор профпригодности. Однако в связи с тем, что при поступлении в вуз не проводятся психологические диагностики профпригодности абитуриентов, мы не будем его учитывать при построении педагогической модели формирования исследуемого качества.
Разработанная модель включает в себя девять блоков:
- целевой (цель и задачи); методологический (принципы и подходы); содержательный (компоненты); организационный (организационно-педагогические условия); процессуальный (этапы); технологический (методы, средства обучения, организационные формы, педагогические и информационные технологии);
- критериально-оценочный (критерии, показатели, уровни, методика оценки); корректировочный (адаптация, модернизация, усовершенствования); результативный (результат). Рассмотрим каждый из них.
Первый блок, целевой, представлен целью и задачами процесса формирования готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения. Цель в нашей модели - формирование исследуемого качества - выполняет системообразующую функцию. От цели зависит выбор содержания образования, организационных форм, методов, средств обучения, педагогических и информационных технологий. Выделим задачи, комплексное решение которых обеспечивает достижение цели: формирование личностной, теоретической и практической готовности к работе в компьютерной среде обучения.
Методологический блок. В основу разработанной педагогической модели положе-
Факторы, влияющие на формирование готовности:
Информационно-образовательная среда вуза (требования ГОС ВПО, информатизации образования)
Целенаправленное воспитание профессорско-преподавательским составом вуза
Собственная активность личности будущего учителя информатики
Цель: формирование готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения.
Задачи: формирование личностной, теоретической и практической готовности к работе в компьютерной среде обучения.
лк
Походы: компетентностный, личностно-деятельностный, информационный
Принципы: аксиологизации, индивидуализации, интеграции педагогических и информационных технологий, сотрудничества, деятельности, профессиональной мобильности, вариативности, творчества, «образование через всю жизнь»
Г носеологический компонент (знания)
Общекультурные знания Общепрофессиональные знания
Профессиональные знания (по информатике)
Специальные знания (для работы в компьютерной среде обучения)
Праксиологический компонент (умения)
Аналитические
Прогностические
Проектные
Рефлексивные
Т ехнологические
Коммуникативные
Организаторские
Аксиологический компонент (ценности)
Ценности-цели (пед. целеполагание) Ценности-ориентиры (проф.-пед. направленность)
Ценности-отношения (проф. позиция) Ценности-качества (профессионально значимые качества, пед. способности) Ценности-средства (пед. мышление, пед. такт, пед. рефлексия, акмеологические инварианты, пед. творчество)
Комплекс организационно-педагогических условий:
- формирование профессионально-педагогической направленности будущего учителя информатики, которая выражается в стремлении к самоактуализации, интересе, потребности к работе в компьютерной среде обучения посредством использования различных организационных форм;
- активизация творческого потенциала будущего учителя информатики в процессе профессиональной подготовки в вузе разработкой и применением компьютерных средств обучения;
- создание и использование «Электронного портфеля учителя информатики», обеспечивающего формирование структурных компонентов готовности, позволяющего проектировать и реализовывать индивидуальную траекторию личностного, профессионального и, в будущем, карьерного роста.
рн
С л
Этапы формирования готовности (структурная цепочка):
осведомленность
грамотность
подготовленность
компетентность
Элементарная
готовность
Общая
готовность
Функциональная
готовность
Системная
готовность
Методы (методы обучения, контроля, сбора и накопления данных).
Средства (компьютерные средства обучения и взаимодействия, рабочая программа спецкурса и информационно-методическое обеспечение его сопровождения, программно-методический комплекс «Электронный портфель учителя информатики» и др.).
Организационные формы (самостоятельная работа, спецкурс, студенческие научно-практические конференции, педагогические практики, курсовые и выпускная квалификационная работы и др.). Педагогические и информационные технологии (компьютерные и интерактивные технологии обучения, технологии «портфолио», обучения в сотрудничестве, контекстного обучения).____________
н
ро
и
Критерии:
- когнитивный;
- деятельностно-практический;
- коммуникативный;
- организационный;
- мотивационно-ценностный;
- рефлексивно-волевой.
Показатели:
- обученность;
- креативность; -профессиональная мобильность;
- рефлексивность и др.
Уровни:
- низкий;
- средний;
- высокий.
Методика оценки:
- диагностическое обеспечение (тесты, опросники, задания и др.)
- методы диагностики (тестирование, самооценка и др.) и методы обработки экспериментальных данных (хи-квадрат).
о
о 9
-о
ор
И а
Коррекция учебного процесса с учетом выявленного достигнутого уровня: адаптация содержания учебного материала к индивидуальным образовательным потребностям и возможностям будущего учителя информатики, модернизация комплекса средств обучения, усовершенствование организационных форм и методов.________________________________________________________________
Результат: сформированная готовность будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения
Рисунок 1. Модель формирования готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения
ны идеи компетентностного подхода, который мы определяем ведущим. Реализация компе-тентностного подхода в профессиональном образовании позволяет под новым углом зрения рассматривать проблему качества подготовки будущего учителя информатики [2, 5, 7, 11]. Основная идея этого подхода в нашем исследовании заключается в том, что главный результат образования педагога - это не отдельные знания, умения и ценности, а способность и готовность выпускника (и степень этой готовности) к эффективной работе в компьютерной среде обучения. В качестве сопряженных подходов мы выделяем личностно-деятельностный и информационный подходы. Реализация личностно-деятельностного подхода осуществляется на основе наиболее полного учета индивидуальных особенностей будущего учителя информатики и его возможностей в процессе активной собственной учебной деятельности. Информационный подход направлен на создание компьютерной среды обучения, определяемой нами как совокупность условий, опирающихся на возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и способствующих организации активного целенаправленного взаимодействия между учителем, учащимся, компьютерными средствами обучения (КСО), в результате которого у учащегося формируются определенные знания, умения, собственный опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. Данное учебное информационное взаимодействие осуществляется посредством информационных процессов, связанных с созданием, передачей, получением информации при реализации различных видов деятельности учителя (учебновоспитательной, научно-методической, организационно-управленческой и т.п.) и учащегося (учебной, познавательной, поисковой, проектной, творческой, интеллектуальной и т.п.) [8, 16].
Процесс формирования готовности будущего учителя информатики носит поэтапный характер и организуется с учетом следующих принципов:
- аксиологизации, обеспечивающий в процессе профессиональной подготовки будущего учителя информатики систематический учет возможных ценностных ориентаций,
которые определяют его интеллектуальную, эмоционально-волевую и мотивационно-по-требностную сферы, профессиональную позицию, профессионально-педагогические намерения и склонности;
- индивидуализации, предусматривающий такую организацию учебного процесса, при которой выбор организационных форм, методов и средств обучения, педагогических и информационных технологий обусловлен индивидуальными способностями, возрастным особенностям, интересами и потребностями будущего учителя информатики;
- интеграции педагогических и информационных технологий, обеспечивающей повышение качества подготовки будущего учителя информатики в соответствии с требованиями современного информационного общества;
- сотрудничества, предполагающий в качестве основы субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса, признание равноценности друг друга, проявление уважения, доверия, индивидуальной ответственности за полученные результаты, оказание взаимопомощи, реализации потребности в самореализации, саморазвитии, самоактуализации личности будущего учителя информатики;
- деятельности, подразумевающий, что формирование готовности к работе в компьютерной среде обучения происходит успешно за счет активной собственной деятельности (учения) будущего учителя информатики, направленной на получение новых знаний, приобретение умений, осмысление и принятие педагогических ценностей;
- профессиональной мобильности, подразумевающий готовность и способность будущего учителя информатики быстро осваивать достижения в педагогических и информационных технологиях, переносить знания в реальную педагогическую практику, гибко реагировать на нововведения, воспитание потребности постоянно заниматься непрерывным самообразованием и регулярным повышением квалификации;
- вариативности, предполагающий разнообразие видов педагогического взаимодействия в компьютерной среде обучения, объема содержания и форм представления учеб-
ного материала, времени усвоения, самостоятельный выбор индивидуальной траектории обучения, способов решения поставленных задач;
- творчества, предусматривающий способность будущего учителя информатики к творческой деятельности, потребность в проявлении инициативности, оригинальности, изобретательности при решении нестандартных задач и генерировании новых идей, руководство интуицией и опытом при реализации творческих замыслов и проектов;
- «образование через всю жизнь», предполагающий постоянное самосовершенствование будущего учителя информатики и позволяющий ему осуществить индивидуальную траекторию личностного, профессионального и, в будущем, карьерного роста.
Содержательный блок модели состоит из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: гносеологический (знания), праксиологический (умения), аксиологический (ценности), структура и содержание которых представлена на рисунке 1. Отличительной особенностью содержательного блока является его динамичность вследствие непрерывных изменений в профессионально-педагогической деятельности учителя информатики как результата стремительного развития информационно-коммуникационных технологий.
Организационный блок модели представлен комплексом организационно-педагогических условий. В нашем исследовании формирование готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обеспечивается сознательным и целенаправленным созданием следующего комплекса организационно-педагогических условий: формирование профессионально-педагогической направленности будущего учителя информатики, которая выражается в стремлении к самоактуализации, интересе, потребности к работе в компьютерной среде обучения посредством использования различных организационных форм; активизация творческого потенциала будущего учителя информатики в процессе профессиональной подготовки в вузе разработкой и применением компьютерных средств обучения; создание и использование «Электронного портфеля учителя
информатики», обеспечивающего формирование гносеологического, праксиологического и аксиологического компонентов готовности, позволяющего проектировать и реализовывать индивидуальную траекторию личностного, профессионального и, в будущем, карьерного роста. Предполагается, что представленный комплекс организационно-педагогических условий способствует более успешному формированию исследуемого качества при его реализации в педагогическом процессе.
Процессуальный блок модели представлен этапами формирования готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения: осведомленность, грамотность, подготовленность, компетентность, причем последний мы определяем как высшую степень готовности. Отличительные характеристики каждого этапа (таблица 1) заключаются в достижении различных задач; каждый из последующих этапов включает результаты предыдущего и может существовать только на их основе. Отметим, что первые три этапа (элементарная, общая и функциональная готовность) характеризуют преимущественно состояние гносеологического и праксиологического компонентов, а последний (системная готовность) помимо этого отражает наиболее высокий уровень реализации содержания аксиологического компонента.
Технологический блок модели включает методы и средства обучения, организационные формы, педагогические и информационные технологии формирования готовности будущего учителя информатики.
Методы формирования исследуемого качества представляют собой следующие группы: методы обучения (лекция, беседа, учебная дискуссия, метод проектов, выполнение заданий, работа с электронными образовательными ресурсами, подготовка сообщений); методы контроля (контрольная работа, тестирование, самоконтроль, взаимооценивание); методы сбора и накопления данных (анкетирование, голосование).
Кроме того, в формировании исследуемого качества важную роль играют разнообразие и богатство организационных форм, предусматривающих следующие виды деятельности [3]: учебную деятельность академического типа (лекции, практические занятия, са-
мостоятельная работа, консультации, семинары); квази-профессиональную деятельность (спецкурс); учебно-профессиональную деятельность (студенческие научно-практические конференции, педагогические практики, курсовые и выпускная квалификационная работы).
Выбор педагогических и информационных технологий формирования готовности будущего учителя информатики определяется, в первую очередь, образовательными целями, особенностями и дидактическими возможностями компьютерной среды обучения и представляется следующими видами: компьютерные и интерактивные технологии обучения, технологии «портфолио», обучения в сотрудничестве, контекстного обучения [3, 6, 9, 14, 18, 21, 22].
Критериально-оценочный блок модели включает в себя критерии, показатели, уровни сформированности содержательных компонентов готовности, а также методику оценки ее уровня. В соответствии со структурными компонентами готовности были выделены критерии и показатели ее сформирован-ности. Каждому критерию (когнитивному; деятельностно-практическому; коммуникативному; организационному; мотивационно-ценностному; рефлексивно-волевому) соответствуют определенный перечень показателей (обученность, наличие необходимых знаний; профессиональная мобильность, активность распространения опыта; коммуникабельность; организованность; направленность на работу в компьютерной среде обучения, потребность в аффилиации, креативность как творческий потенциал, самостоятельность, ответственность; способность к самоактуализации и др.) и методика их оценки.
Совокупность показателей позволяет определить действительный уровень готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения и, при необходимости, наметить пути его коррекции и совершенствования. На основании выделенных критериев мы определили шкалу оценки готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения, которая включает в себя три уровня сформирован-ности готовности для каждого из компонентов: низкий, средний, высокий (табл. 2).
Готовность будущего учителя информатики с позиции единства всех компонентов характеризуется следующими уровнями.
Низкий уровень представлен несформиро-ванностью компонентов готовности, которые не объединены единой структурой и не проявляются как интегративное (целостное) качество личности будущего учителя информатики.
Среднийуровень характеризуется частичной сформированностью целостной структуры готовности, что проявляется в неравномерном развитии отдельных ее компонентов. Однако присутствует положительная мотивация к работе в компьютерной среде обучения.
Высокий уровень характеризуется устойчивым развитием всех компонентов готовности в их единстве, подразумевает целостность личности учителя информатики как субъекта профессиональной деятельности, обладающего ярко выраженной профессиональнопедагогической направленностью (устойчивыми профессиональными мотивами, интересом и потребностью работы в компьютерной среде обучения), ценностным отношением, сформированностью профессионально значимых качеств, проявлением педагогических способностей, наличием необходимых знаний и высоким уровнем развития педагогических умений для работы в компьютерной среде обучения.
Процесс формирования готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения предполагает качественный переход от низкого уровня к более высокому уровню. Методика оценки сформированности исследуемого качества включает в себя разработанное диагностическое обеспечение (тесты, опросники, задания, диагностические методики и др.), методы диагностики (тестирование, анкетирование, самооценка и др.) и методы обработки экспериментальных данных (хи-квадрат).
Корректировочный блок. При сравнении исходного и актуального состояний готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения с учетом выявленного достигнутого уровня намечается путь коррекции процесса формирования исследуемого качества. В ходе коррекции обеспечивается деятельность преподавателя
Таблица 1. Характеристика этапов формирования готовности будущего учителя информатики
Название этапа Отличительные характеристики этапа
I этап - осведомленность (элементарная готовность) - Знакомство с общими целями и задачами работы в компьютерной среде обучения - Становление потребности в получении информации о применении ИКТ и КСО для решения педагогических задач с использованием компьютерной среды обучения - Ознакомление с возможностями ИКТ и КСО для работы в компьютерной среде обучения
II этап - грамотность (общая готовность) - Осознание и принятие целей и задач работы в компьютерной среде обучения - Знание стратегии сбора и обработки информации с помощью ИКТ в компьютерной среде обучения - Знание методик организации и проведения занятий на базе ИКТ в компьютерной среде обучения - Обладание навыками критического мышления с целью получения, оценивания и использования информации на базе ИКТ и представления ее в новой форме для решения поставленных задач в компьютерной среде обучения - Умение рационально и эффективно интерпретировать и использовать полученную информацию в компьютерной среде обучения
III этап -подготовленность (функциональная готовность) - Осознание стратегических и тактических целей работы в компьютерной среде обучения - Знание технологий обучения и контроля в компьютерной среде - Знание принципов, требований и технологий создания КСО с помощью инструментальных программных средств - Умение выбирать качественные КСО для организации и проведения занятия с учетом целей, методики и требований, предъявляемых к современному уроку информатики - Умение эффективно и грамотно применять КСО в образовательном процессе, предупреждая возможные негативные влияния средств ИКТ на учащихся
IV этап -компетентность (системная готовность) - Работа в компьютерной среде обучения приобретает личностный смысл - Умение создавать собственные КСО или наличие опыта участия в коллективной разработке (в соавторстве) - Умение организации педагогической коммуникации в компьютерной среде обучения на базе ИКТ - Умение создавать новые авторские методические системы обучения информатике с помощью КСО, программных и технических средств информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса - Желание и стремление к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию и регулярному повышению квалификации в области ИКТ - Развитие творческого потенциала в области разработки и применения КСО - Применение ИКТ и создание КСО способствует развитию личности будущего учителя (в интелектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферах)
Таблица 2. Характеристика уровней сформированности готовности будущего учителя информатики
Компонент Название уровней Характеристика уровней
Г носеологический Низкий Знания по работе в компьютерной среде обучения поверхностные, характеризуются уровнем осознанного восприятия и зафиксирования в памяти
Средний Знания по работе в компьютерной среде обучения глубокие, но несистематизированные, недостаточно обобщенные и ценностно не осознанные
Высокий Знания по работе в компьютерной среде обучения глубокие, систематизированные, ценностно осознанные
Праксиологический Низкий Умения не характеризуются самостоятельностью при решении типовых педагогических задач в компьютерной среде обучения
Средний Умения характеризуются самостоятельностью при решении типовых педагогических задач в компьютерной среде обучение
Высокий Умения характеризуются творческим решением педагогических задач в компьютерной среде обучения
Аксиологический Низкий Отрицательная или нейтральная мотивация к работе в компьютерной среде обучения. Ценностно-смысловое отношение к работе в компьютерной среде обучения выражено слабо или не выражено
Средний Появление ситуативных положительных мотивов работы в компьютерной среде обучения. Ценностно-смысловое отношение к работе в компьютерной среде обучения выражено не ярко
Высокий Положительная мотивация к работе в компьютерной среде обучения. Ценностносмысловое отношение к работе в компьютерной среде ярко выражено. Высокая степень ответственности за результаты своей работы
по адаптации содержания учебного материала к индивидуальным образовательным потребностям и возможностям будущего учителя информатики; по модернизации комплекса средств обучения; усовершенствованию организационных форм и методов, представленных в педагогической модели.
Результативный блок модели отражает динамику и эффективность протекания процесса формирования готовности будущего учителя информатики, характеризует достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью.
Таким образом, формирование готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения реализуется разработанной моделью данного процесса, основанной на компетентностном подходе в профессиональном образовании. Созданные организационно-педагогические условия, на наш взгляд, позволяют более успешно сформировать личностную, теоретическую и практическую готовности выпускника. Формирование профессионально-педагогической направленности осуществляется как непосредственной работой будущего учителя информатики в компьютерной среде в различных
организационных формах обучения (во время аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, практических занятий, консультаций и др.), так и предоставлением полученного опыта на студенческих научнопрактических конференциях, в ходе прохождения педагогических практик, участия в семинарах. Активизация творческого потенциала будущего учителя происходит разработкой и применением компьютерных средств обучения во время прослушивания спецкурсов, подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, связанных с созданием электронных образовательных ресурсов и их использованием в педагогическом процессе. Создание и использование «Электронного портфеля учителя информатики», являющегося воссозданием контекста будущей педагогической деятельности в его предметном и социальных аспектах, позволяют сформировать гносеологический, праксиологический и аксиологический компоненты исследуемого качества. Разработанная педагогическая модель ориентирована на предполагаемый результат, предусматривает возможность перспективной коррекции осуществляемого процесса.
18.01.2011
Список литературы:
1 Абдуразаков, М.М. Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования: Автореф. дис....докт. пед. наук / М.М. Абдуразаков. - Москва, 2007. - 44 с.
2 Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 54 с.
3 Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
4 Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: Совершенство. - 1998. - 608 с.
5 Гудкова, Т.А. Формирование информационной компетентности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе: Автореф. дис.... канд. пед. наук / Т.А. Гудкова. - Чита, 2007. - 22 с.
6 Джонсон, Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек; Пер. с англ. 3.С. Замчук. - СПб.: Экономическая школа, 2001. - 256 с.
7 Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
8 Коротков, А.М. Теоретико-методическая система подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде: Автореф. дис.... докт. пед. наук / А.М. Коротков. - Волгоград, 2004. - 43 с.
9 Красильникова, В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. Монография / В.А. Красильникова. - Москва: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 339 с.
10 Кручинина, Г.А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий: Автореф. дис.... д-ра пед. наук / Г.А. Кручинина. - М., 1996. - 40 с.
11 Лапчик, М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография / М.П. Лапчик. - Омск: ОмГПУ, 2007. - 143 с.
12 Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу; перев. с англ. А.М. Татлыдаевой; науч. ред., вступ. статья и коммент. Н.Н. Акулиной. - СПб.: Издат. группа «Евразия», 1999. - 432 с.
13 Новый этап информатизации общества и актуальные проблемы образования / И.А. Соколов, К.К. Колин // Информатика и ее применения, 2008. - Том 2. - Выпуск 1. - С. 67-76.
14 Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П.И. Образцов. - Орел: Орл. гос. тех. ун-т, 2000. - 145 с.
15 Полонский, В.М. Понятийно-терминологический словарь по народному образованию и педагогике / В.М. Полонский / Рос. акад. образования. Ин-т теории образования и педагогики. Центр общ. и нормат. методологии. - М., 2001. - 127 с.
16 Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования. Монография / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО. - 2007. -234 с.
17 Рындак, В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). Монография / В.Г. Рындак. - М.: Педагогический вестник, 1997. - 244 с.
18 Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К. Селевко. -М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.
19 Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
20 Ярочкина, Г.В. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования / Г.В. Ярочкина, С.А. Ефимова. - М.: Московский психолого-соци-альный институт, федеральный институт развития образования, 2006. - 177 с.
21 Hartnell-Young, E. Digital Portfolios: Powerful Tools for Promoting Professional Growth and Reflection / by E. Hartnell-Young, M. Morriss. - 2nd edition. - Corwin Press, 2007. - 128 p.
22 The Johns Hopkins University: Digital Portfolio and Guide: Documenting Your Professional Growth / The Johns Hopkins University. - Prentice Hall, 2005. - 144 p.
Сведения об авторе:
Запорожко Вероника Вячеславовна, начальник научно-методического отдела информатизации образовательного процесса управления современных информационных технологий в образовании
Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13, тел. (3532) 375391, e-mail: [email protected]
UDC378 Zaporozhko V.V.
MODEL OF READINESS FORMING OF A FUTURE TEACHER OF INFORMATIONAL SCIENCE TO WORK IN A COMPUTER SPHERE OF TEACHING
This article is devoted to the model of formation of readiness of the future teacher of computer science for the work in a computer training environment. The model represents structure, hierarchy of components of system, and illustrate inner logic of development under consideration process.
Key words: professional readiness, teacher of computer science, computer training environment