Финансовые инструменты
УДК 336.77
МОДЕЛЬ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ ОТВЕТСТВЕННОГО КРЕДИТОВАНИЯ: МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Л.В. СТАХОВИЧ,
кандидат экономических наук, руководитель Центра научных исследований
E-mail: [email protected] Консалтинговая группа «Гений жизни», Москва, Российская Федерация
Е.В. СЕМЕНКОВА,
руководитель направления Центра научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина) E-mail: [email protected] Москва, Российская Федерация
Л.Ю. РЫЖАНОВСКАЯ,
кандидат экономических наук, главный методист Центра научных исследований
E-mail: [email protected] Консалтинговая группа «Гений жизни», Москва, Российская Федерация
Цель. Формирование модели регулирования и надзора в процессе внедрения практики ответственного кредитования в Российской Федерации.
Актуальность. Высокая степень интеграции Российской Федерации в мировое сообщество уже сейчас требует скорейшего перенесения социальных приоритетов ответственного кредитования в национальную финансовую систему. Принятие соответствующей философии российским кредитным сектором — это вопрос ближайшего времени. Поэтому и проблемы готовности государства к руководству этим процессом, поиска наиболее приемлемых для российских условий инструментов внедрения, мониторинга и контроля практики ответственного
кредитования кредитных организаций приобретают в настоящее время особую актуальность. Статья посвящена вопросам финансового регулирования и надзора в процессе внедрения практики ответственного кредитования.
Методология. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы как анализ, синтез, дедукция, комплексный подход, сравнение, системность и иные методы познания.
Результаты. Материалы исследования могут быть использованы органами государственной власти, банковским сообществом, а также микрофинансовыми организациями для совершенствования кредитной политики, включающей практику
ответственного кредитования, построенной в соответствии с передовым опытом, используемым в зарубежных странах.
Вывод. В работе констатированы необходимость и целесообразность введения практики ответственного кредитования в Российской Федерации в качестве инструмента борьбы с «хищническим кредитованием». Главным препятствием на этом пути является отсутствие методик выявления проблемных кредитов в будущем, сбора данных о них, а тем более — получения объективных агрегированных данных об уровне и тенденциях «хищнического кредитования».
Ключевые слова: раскрытие информации, финансовый продукт, ответственное кредитование, кредитный продукт, кредитор, заемщик
Нерациональное, социально неэффективное и безответственное использование аккумулируемых банками капиталов создает колоссальный риск для домохозяйств, государств, регионов и мировой экономики в целом. Ведущая роль в создании условий, обеспечивающих реализацию целей и решение задач устойчивого развития, принадлежит государству как гаранту обеспечения экономического развития и социальной справедливости.
Для достижения поставленных целей государство должно ограничить или даже устранить модели, негативно влияющие на устойчивое развитие. Одной из них является модель регулирования и надзора, не противодействующая практике хищнического (грабительского) кредитования.
Единого определения этого вида кредитования не существует, он может охватывать целый диапазон обманной, манипулирующей или злоупотребляющей доверием заемщиков кредитной практики.
Суть злоупотреблений на кредитном рынке заключается в том, что кредитор навязывает крайне невыгодные условия кредитования тем лицам, которые либо недостаточно разбираются в финансовых вопросах, либо имеют низкий кредитный рейтинг, не позволяющий им получить кредит на стандартных условиях. Жертвами недобросовестной кредитной практики чаще других становятся социально уязвимые слои населения.
Важно наиболее точно и полно выделить признаки хищнического кредитования, т.е. проявления, с которыми необходимо бороться, создавая соответствующие механизмы и инструменты воздействия на поведение кредиторов и заемщиков.
К наиболее часто называемым экспертами признакам (по аналогии с ростовщичеством) относится взимание с клиента неоправданно высокой кредитной процентной ставки, превосходящей фактический риск, среднерыночную стоимость кредита и ведущей к снижению уровня жизни заемщика1.
В качестве других типичных признаков грабительского кредитования приводятся следующие:
— кредитор не разъясняет должным образом условий кредита, особенно туманными выглядят конечная цена, сроки и условия погашения кредита;
— при принятии решения о выдаче кредита кредитор больше заботится об увеличении объемов кредитования и не принимает во внимание, что дает клиенту больше, чем стоит его образ жизни (т.е. вовлекает клиента в чрезмерное для него заимствование);
— обеспечение кредита базируется на стоимости имущества заемщика, а не на учете реальных доходов, причем кредиты с отношением суммы займа к оцененной стоимости заложенного под этот заем имущества превышают 100%;
— кредитор не указывает точного размера комиссионных и штрафов, возникающих при просрочке платежа;
— кредитор склоняет заемщика к постоянному рефинансированию долга, каждый раз увеличивая сумму своих комиссионных (в результате заемщик попадает в долговую кабалу или вовлекается в чрезмерное для него заимствование);
— кредитор навязывает дополнительные услуги, которые выставляются как условие получения кредита (например, обязательное страхование жизни, здоровья);
— кредитор предлагает облегченный режим (без периода предварительного обсуждения) подписания кредитного договора или даже подписания в режиме онлайн;
— кредитный договор содержит право кредитора односторонне, без согласования с заемщиком изменять установленную процентную ставку за пользование кредитом или другие тарифы;
— кредитор ежедневно, а не единовременно начисляет проценты в случае просрочки платежа;
1 См., например: Global survey on consumer protection and financial literacy: results brief regulatory practices in 114 economies / The World Bank, 2013; Jennifer Chien. Public Sector-Operated Price-Comparison. Case Studies and Good Practices, World Bank, June 2013.
— кредитор применяет агрессивную тактику продаж или использует вводящую в заблуждение рекламу, практикует массовые рассылки, уличную раздачу листовок, обход квартир, психологическое давление с помощью предложений с ограниченным сроком действия (некоторые практики продаж приравниваются к мошенническим действиям);
— кредитор резко увеличивает тарифы или берет штрафы при досрочном погашении кредита, что значительно изменяет истинную цену кредита по сравнению с условиями договора;
— кредитор руководствуется мотивом «привязки» клиента с целью постоянного отъема части дохода или даже перехода в собственность банка залога (например, недвижимости), пренебрегая тщательным анализом платежеспособности клиента при принятии решения о выдаче кредита;
— кредитор применяет серию обманных платежей, за которыми не стоят реальные трудовые затраты персонала кредитного учреждения, такие как комиссионные за обслуживание кредита, за ведение ссудного счета, расходы за оформление кредитного договора, и др.
Приведенные признаки «никоим образом не следует истолковывать как рабочее определение хищнического кредитования, а наоборот, воспринимать как попытку показать, насколько трудно прийти к общему определению этого термина. Эта нелегкая задача усложняется разногласиями по поводу того, какие методы кредитования следует считать хищническими, и тем фактом, что данный термин используется для обозначения методов, применяемых при продаже широкой линейки кредитных продуктов на целом ряде рынков. Таким образом, мы должны быть обеспокоены тем, что любое общее определение может быть слишком обширным или ограниченным, а возможно, и тем, и другим»2.
Для развития социально ответственного банкинга, тяготеющего к клиентскому (ориентированному на потребности клиента) менеджменту, заботящегося в первую очередь о качестве кредитного портфеля, необходима соответствующая инфраструктура, сокращающая издержки диверсификации портфеля в отношении устойчивости к финансовым и социальным рискам. Ответственное кредитование,
2 Джон Хоук, выступление на заседании Комитета по банковским и финансовым услугам палаты представителей конгресса США, 24 мая 2000 г URL: http://archives.fmancialservices.house. gov/banking/52400haw. shtml.
-13 (247)
основанное на клиентоориентированном подходе, выступает полным антиподом хищнического кредитования. Государству, заботящемуся об интересах населения и устойчивом поступательном развитии страны, необходимо ставить барьеры проявлениям грабительского кредитования, развивать соответствующую институциональную среду, предупреждая тем самым появление чрезмерной задолженности, перекредитования населения.
Формирование чрезвычайной задолженности и закредитованности населения признано мировым сообществом опаснейшим фактором, создающим системный риск как для национальных экономик, так и для всей мировой финансовой системы. Любой просроченный долг — это зона экономического конфликта между кредитором и заемщиком, который требует эффективного механизма разрешения, учитывающего интересы сторон. Как показала практика многих стран (США, Индия, Казахстан), уменьшение долга или сокращение использования заемных средств требует значительно больше усилий от компаний и даже подключения правительства, чем подъем на «долговую гору».
Таким образом, в силу закономерностей развития банковской системы и осознания серьезности (системности) риска, исходящего от распространения долгового стресса на рынке потребительского кредитования, поведение кредитных учреждений по отношению к клиенту в посткризисный период становится предметом пристального внимания государства. Розничный кредитный рынок в большинстве стран теперь выступает объектом жесткого финансового регулирования и надзора не только со стороны центральных банков, но и органов, специально создаваемых для мониторинга взаимодействия кредиторов и заемщиков на принципах ответственности.
Следует понимать всю сложность построения модели регулирования и надзора за сектором потребительского кредитования в силу ее нацеленности на поощрение ответственного кредитования, усиления защиты прав потребителей финансовых услуг, которые должны быть совместимы с расширением пользования такими услугами, финансовой стабильностью самих кредитных организаций и всей отрасли в целом.
Ответственное кредитование как одна из практических форм внедрения концепции устойчивого развития подразумевает надзор за честностью и прозрачностью, служащих залогом построения
устойчивых и взаимовыгодных отношений с клиентами.
Внедрение в практику стандартов ответственного кредитования изначально рассматривалось международными организациями как добровольный процесс, выражающий вклад банков и других кредитных организаций в ценности устойчивого развития. Поэтому необходимо участие государства в продвижении этих принципов и выделении наиболее опасных рисков практики грабительского кредитования, приводящих к чрезмерной задолженности и в силу этого требующих законодательного закрепления и постоянного мониторинга.
Принимать во внимание надо и то, что потребительское кредитование объективно сопряжено с повышенным риском в силу психологических особенностей заемщиков, которые нельзя переложить исключительно на кредитора. Регулирование рисков чрезмерной задолженности не должно нанести значительного ущерба реализации идеи расширения доступа к финансированию вообще, особенно для наиболее уязвимых слоев населения.
Государству приходится учитывать, что ограничение доступного кредита и негибкое вмешательство в деятельность кредитных организаций окажет сдерживающее воздействие на экономический рост. Таким образом, между целями расширения доступа к финансовым услугам, сокращением чрезмерного потребительского долга с помощью мер ответственного (честного) кредитования и достижением устойчивого развития существуют потенциальные противоречия.
Необходим подход, учитывающий баланс интересов представителей кредитного бизнеса, простых граждан (потребителей финансовых услуг) и государства, преследующего как цели достижения устойчивого развития (расширения доступа), так и защиты неискушенных клиентов.
В данном случае сбалансированный подход государства к регулированию означает поиск механизмов и инструментов внедрения в жизнь практики ответственного кредитования с точки зрения учета всех возможных рисков: финансовых (кредитных), социальных, психологических и, главное, системных (формирования чрезмерной задолженности).
Всемирный банк характеризует сущность сбалансированного подхода как систему (модель) из четырех составляющих:3
3 Доклад «Расширение доступа к финансовым услугам — путь к финансовой стабильности?» (Financial Inclusion — A Pathway
— доступ (широкий доступ к потребительскому кредиту);
— стабильность (стабильное предложение потребительского кредита при эффективной политике управления рисками);
— честность (предложение кредита только лицензированными и контролируемыми учреждениями);
— защита (предоставление потребителям исчерпывающей информации, защита от недобросовестной, финансово неустойчивой и социально рискованной деловой практики).
Необходимость обеспечения одновременно всех названных условий подразумевает формирование модели государственного регулирования и надзора в сфере потребительского кредитования с тремя опорами.
Первая опора — добровольное принятие кредитными организациями новых принципов своей деятельности и следование на практике стандартам ответственного кредитования, разработанным самостоятельно. Активное участие государства в продвижении принципов ответственного кредитования, внедрение систем оценки и отчетности, позволяющих повысить прозрачность социальных результатов (последствий) работы кредитных организаций, их вклада в предотвращение угрозы долгового стресса и достижение устойчивого развития.
Вторая опора — нормативно-правовое регулирование ключевых элементов взаимодействия кредиторов и заемщиков, защищающих права потребителей финансовых услуг, рационализирующих выбор кредитных услуг путем ограничения практики грабительского кредитования, мониторинг и контроль исполнения (по существу, интеграция принципов ответственного кредитования в национальное законодательство). Повышение финансовой грамотности как меры, позволяющей защитить потребителей кредитных продуктов, а при росте финансового самосознания — снизить регулятивную нагрузку на бизнес и ослабить меры,
to Financial Stability? Issues Paper) на ежегодной конференции Глобального партнерства по расширению доступа к финансовым услугам (GPFI) по вопросам, связанным с деятельностью органов, устанавливающих стандарты, и расширением доступа к финансовым услугам, проведенной Институтом финансовой стабильности Банка международных расчетов в Базеле 29 октября 2012 г. URL: http://www.gpfi.org/knowledge-bank/publications/issues-paper-3-financial-indusion-pathway-financialstability-understanding-linkages.
мешающие расширению доступа малоимущих к финансовым услугам.
Третья опора — государственный пруденциальный надзор за финансовой устойчивостью кредитных организаций и формирование институциональной (инфраструктурной) среды, обеспечивающей:
1) здоровую конкуренцию кредитных учреждений;
2) возможность беспрепятственного обмена информацией о кредитной деятельности;
3) судебную и досудебную защиту прав потребителей финансовых услуг;
4) цивилизованный выход из ситуации, связанной с объективными трудностями или невозможностью погашения кредита.
Предложенный системный подход к регулированию перехода на режим ответственного кредитования с акцентом на три названные опоры является универсальным, т.е. подходящим практически для любой страны. Однако качественные эффекты от регулирования сферы потребительского кредитования даже при системном подходе могут различаться в силу специфики развития финансовой системы, национальных финансовых рынков, их структуры, традиций, информационной прозрачности, уровня доходов и сберегательно-инвестиционной менталь-ности населения. Поэтому стандартного набора мер для решения проблемы ответственного кредитования, как и ограничения чрезмерной задолженности, не существует.
Стратегическая цель создаваемых систем финансового регулирования и надзора за потребительским кредитованием — повысить положительную роль кредитных организаций в социально-экономическом развитии национальной экономики. Тактика действий выражается через выработку конкретных мер регулирования и надзора, направленных на предотвращение рисков чрезмерной задолженности и снижение финансовой устойчивости организаций без ущерба для расширения доступа к финансированию.
Хотя социально ответственное кредитование отличается от просто ответственного кредитования по степени участия доноров и дотационной помощи государства, принципы ответственных практик взаимодействия кредитора и заемщика должны всегда совпадать. Клиенты банков не должны быть менее защищены, чем клиенты микрофинансовых организаций.
Представляется, что при продвижении государством принципов ответственного кредитования (особенно для развивающихся стран) за основу должны быть взяты именно принципы социально ответственного кредитования, закрепленные в стандартах международной организации Certified Government Auditing Professional (CGAP) и одобренные Центром по финансовому охвату.
К достоинствам принципов и стандартов CGAP относится их системная взаимосвязь с показателями ответственной деятельности или индикаторами, по которым внутренний менеджмент может оценивать степень их выполнения.
С полным правом отнести к механизму саморегулирования кредитных организаций можно кодексы ответственного кредитования. Однако только механизма, основанного на добровольном волеизъявлении, всегда оказывается недостаточно. Необходимы еще и помощь государства или способ продвижения (стимулирования) передовых принципов ведения кредитного бизнеса. Инструментами механизма продвижения стандартов ответственного кредитования, часто применяемыми в международной практике, являются:
1) информирование общественности о роли ответственного кредитования и лучших примерах реализации конкретными кредитными организациями его принципов с помощью средств массовой информации, интернет-сайтов, публичных брошюр, круглых столов, семинаров и т.д.;
2) присуждение специальных премий за вклад бизнеса в развитие и внедрение принципов ответственного кредитования;
3) обучение, исследование и методологическая поддержка перевода бизнеса на клиен-тоориентированный менеджмент, требующий принципиально новой стратегии развития кредитной организации в таких областях, как оценка платежеспособности клиента (идентификация признаков неплатежеспособности), высокотехнологичное управление рисками кредитного портфеля, стандартизация процесса кредитования, сегментация клиентов и соответствующих им продуктов, внедрение внутреннего мониторинга клиентской удовлетворенности продукцией и обслуживанием;
4) внедрение принципов ответственного кредитования в практику банков с государственным участием как важного личного примера для частного бизнеса;
5) продвижение международных стандартов как основы для выработки индивидуальных подходов кредитных организаций;
6) принятие специальных рамочных законов об ответственном кредитовании.
Приведенный перечень превентивных и законодательных мер должен базироваться на внедрении систем открытости оценки и мониторинга выполнения принципов ответственного кредитования. Необходимо сделать раскрытие информации предусловием оказания любой финансовой поддержки. Помощь должна выделяться адресно только тем организациям, результат мониторинга которых подтверждает приверженность принципам ответственного кредитования, представляющим сведения в кредитные бюро, и т.д.
В связи с необходимостью организации мониторинга на уровне не только отдельных организаций, но и отрасли в целом необходимо отметить, что однозначных критериев оценки ответственности кредитования в настоящее время не существует. При выработке конкретного набора мер и показателей для мониторинга чрезмерной задолженности на макроуровне необходимо принимать во внимание природу потребительского долга.
Долги могут быть реальными, т.е. потенциально погашаемыми (пусть и с рассрочкой платежа) или проблемными, т.е. безнадежными к взысканию (просроченными более чем на 60-90 дней). По стандартам Международного валютного фонда к плохим, безнадежным долгам относится вся сумма основного долга по кредиту, если очередной платеж просрочен более чем на 90 дней4. Проблемными чаще всего оказываются необеспеченные кредиты (или так называемые краткосрочные нецелевые экспресс-кредиты).
Именно высокий процент последних в общем объеме выданных потребительских кредитов требует особого внимания и контроля со стороны государства. Высокие уровни соотношения проблемного долга и общей суммы выданных населению кредитов даже при невысоком общем макроуровне задолженности (долг к ВВП) могут свидетельствовать о чрезмерном уровне задолженности, приводящем к долговому стрессу. Не случайно этот показатель был назван аналитической группой FICO «индексом кредитного здоровья».
Многими странами признается, что достижение соотношением долг/доходы в целом по стране
4 World Bank's Moldova Retail Electronic Payments: Diagnostic Review & Action Plan by Tomas Prouza, 2012.
уровня, превышающего 50-60%, является критичным для благополучия системы потребительского кредитования. Об исчерпании потенциала роста задолженности можно судить и по показателю долга на душу населения от средней заработной платы. Об агрессивной политике кредитования и принятии на себя кредитными организациями излишних рисков можно судить по высокому (выше 30%) объему просрочки совокупного розничного портфеля.
Часто более точную картину чрезмерности кредитования дают социологические опросы, направленные на «замер» испытываемых заемщиком психологических трудностей и лишений текущего потребления, связанных с выплатой долга. Верным показателем неосмотрительной кредитной практики является уровень закредитованности домашних хозяйств. О его значении можно судить по количеству заемщиков, имеющих на руках одновременно более одного кредита, т.е. использующих схему погашения старого долга за счет новых заимствований.
Перечисленные показатели относятся к группе традиционных индикаторов долгового стресса. К сожалению, как показала практика, они плохо справляются с ролью предупредительных сигналов угрозы долгового кризиса (т.е. приближения к порогу, после которого задолженность может стать чрезмерной). Более информативным с этой точки зрения является показатель чистой задолженности — суммы в счет обслуживания долга по отношению к чистому доходу.
Ответственное кредитование главным образом обеспечивается с помощью мер, которые включают в себя регулирование защиты прав потребителей. Такие меры направлены на то, чтобы оказание розничных финансовых услуг проводилось на принципах прозрачности и справедливости. Ответственное кредитование стабилизирует рынок и способствует устойчивости экономического развития благодаря восстановлению доверия потребителей к финансовой системе, нарушаемого грабительским кредитованием5.
Организация Объединенных Наций призывает государства обеспечивать потребителям возможность сделать информированный выбор, обеспечивая права на образование и ликвидируя некачественные (нечестные) модели потребления услуг.
Эффективные способы регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг были
5 Responsible lending. Overview of regulatory tools. The World Bank, 2013, p. 24.
найдены далеко не сразу, мировая практика в этой области имеет почти сорокалетнюю историю. Предполагалось, что для внедрения в национальные законодательства рекомендаций международных стандартов в отношении потребителей финансовых услуг достаточно разработки общегражданских положений о защите прав потребителей.
Постепенно приходило понимание того, что общеправовая конструкция оказывается неэффективной при попытке ее применения к потребительскому кредитованию. Требования о проявлении клиентом предусмотрительности, которого вполне достаточно для конечной покупки или приобретения обычной услуги, не защищает потребителя, когда предметом договора выступают деньги.
Поэтому практически во всех странах с продолжительной историей развития банковской розницы нормы, защищающие потребителей, были вынесены в специальное законодательство о потребительском кредите. Причем за основу правовой защиты в этих законах была принята конструкция договорных условий, т.е. по существу стремились ограничить проявления перечисленных выше признаков грабительского (хищнического) кредитования.
Несмотря на специфику национальных моделей защиты прав заемщиков, в общецелевых подходах они схожи. Нормативно-правовое регулирование во всех странах определяет рыночное поведение поставщиков в отношении пользователей финансовых услуг. Законодатель прежде всего стремится устранить существующий информационный дисбаланс между профессиональностью поставщика услуги и неосведомленностью заемщика. Основными инструментами при этом выступают требования о раскрытии полной стоимости кредита, точности и ясности понимания условий его обслуживания, погашения и разрешения споров.
Следует особо остановиться на требовании полной стоимости кредита. Это требование иногда включает в себя не только правдивость раскрытия информации, но и справедливость стоимости кредита для потребителя и даже форму подачи информации о реальной стоимости кредита в договоре.
Мировая практика предусматривает обязательность помещения сведений о стоимости кредита на первом листе договора, в рамочке и самым большим из используемых в договоре шрифтов. Некоторые государства не останавливаются только на информировании, а идут дальше, директивно ограничивая верхний предел полной стоимости кредита. Именно
такие действия регулятора вызывают особые споры в банковском сообществе и критику со стороны CGAP как меры, приводящей к ограничению доступа к кредиту малоимущих граждан.
Хотя право действительно не может и не должно спасать финансово информированного, но излишне рискованного человека от ошибки неправильного выбора, многие государства идут на директивные решения и законодательно ограничивают верхний предел процентной ставки по кредиту. Другие считают, что при полной и ясной информации потребитель способен принимать адекватные решения. Третий вариант — переложение всей меры ответственности на кредитора, обязывая его обеспечить приемлемость величины кредита для каждого потребителя.
Эксперты Всемирного банка справедливо считают, что наиболее эффективен подход, когда механизм защиты прав потребителей охватывает не отдельные вопросы, а все стадии процесса потребительского кредитования6. Такая технология состоит из следующих основных этапов: подача и рассмотрение заявки на кредит, изучение кредитоспособности заемщика, создание кредитного договора, выдача и обслуживание кредита, погашение кредита. Поэтому составными частями механизма защиты как минимум должны выступать:
— законодательное введение стандартизированного по форме и содержанию преддоговорного информирования, позволяющего сделать потребителю осознанный выбор путем сравнения вариантов (инструмент избавляет потребителя от таких проявлений грабительского кредитования, как неясность конечной цены, сроков и условий погашения кредита, размеров комиссионных и штрафов, непонимание общей стоимости кредита, невозможность сопоставить предложения разных кредиторов);
— закрепление нормативных правил составления договора (инструмент гарантирует включение в договор всех ключевых для потребителя сведений, способных повлиять на его удовлетворенность услугой: суммы займа, эффективной процентной ставки, возможных издержек, точного графика и сумм погашения, условий досрочного погашения или отказа от услуг);
— законодательное оформление правил и требований к содержанию рекламы (инструмент позволяет сделать рекламу более честной, информа-
6 Good Practices for Financial Consumer Protection // Washington, DC: World Bank, 2012, p. 32.
тивной, т.е. ставит барьеры для ее использования как способа введения в заблуждение и (или) навязывания услуги);
— законодательно установленная обязательность рассмотрения жалоб, удобство схем подачи и контроля жалоб (инструмент обеспечивает обратную связь, позволяя государству не только контролировать соблюдение кредитными организациями законодательства, но и выявлять новые формы и методы недобросовестного кредитования);
— законодательное закрепление единства связных сделок (инструмент предусматривает солидарную ответственность кредитора и продавца товара в магазине перед заемщиком, признавая кредитный договор и договор купли-продажи взаимосвязанными, что позволяет потребителю при отказе от товара автоматически аннулировать и кредитный договор);
— законодательное введение периода для размышлений или «охладительного периода» (инструмент предоставляет потребителю возможность в течение определенного срока отказаться от кредита без грабительских санкций, спасает от необдуманного подписания кредитного договора, особенно при применении режима онлайн)7.
Перечисленные инструменты нормативно-правового регулирования способствуют справедливому отношению к потребителям. Они относятся к непруденциальному регулированию, ориентированному на удовлетворенность потребителя как качеством приобретенных финансовых продуктов, так и характером обслуживания.
В настоящее время право регулятора на установление непруденциальных требований и мониторинг их выполнения закреплены в банковском праве многих стран, причем как развивающихся, так и развитых. Даже в традиционно либеральном англо-американской лагере огромное значение после кризиса 2008 г. имеет регулирование поведенческого аспекта деятельности потребителей и финансовых институтов.
О кардинальности разворота можно судить, например, по тому, что в Англии создано специальное Управление финансового поведения (заменившее Управление финансовых услуг). Недвусмысленность его названия указывает на то, что поведенческая составляющая регулирования признается столь
7 Последние два инструмента выделены отдельно в связи с их относительной новизной и прогрессивностью в отношении реализации философии ответственного кредитования.
же важной для снижения рисков кредитования, как и меры пруденциального регулирования.
Важно отметить и то, что названные инструменты имеют реальную силу, так как предусматривают санкции за их невыполнение. Так, во Франции отсутствие в договоре хотя бы одного из предусмотренных законом обязательных пунктов делает его недействительным, а банк лишается получения процентов по такому договору.
Важность эффективной организации пруденциального регулирования для защиты прав потребителей необходимо учитывать и включать в модель внедрения ответственного кредитования. На защиту прав потребителей направлены такие пруденциальные меры, как страхование вкладов, оценка надежности заемщиков, контроль качества управления активами (кредитным портфелем), предотвращение мошенничества, в частности финансовых пирамид. Качественная защита возможна только при координации усилий и финансовых, и нефинансовых, и правоохранительных органов.
Кроме того, присутствие государственных и системообразующих банков оказывает негативное влияние на развитие конкурентной среды, провоцирует системные риски. Контроль за финансовой устойчивостью кредитных организаций сам по себе важен еще и потому, что теряющее прибыль учреждение весьма склонно к агрессивной форме кредитования, его мало волнуют социальные проблемы клиентов.
Защита потребителей финансовых услуг многократно усиливается и благодаря присутствию на розничном кредитном рынке механизмов, позволяющих наилучшим образом снижать риски кредитных организаций с помощью:
— укрепления института оценки платежеспособности клиента;
— формирования института судебного и досудебного разрешения споров между кредитором и заемщиком;
— создания института, разрешающего конфликт полной невозможности возврата долга или его части.
Речь идет о присутствии на рынке розничного кредитования трех определяющих его качественный рост механизмов — кредитного бюро, омбудсмена и банкротства физического лица. Они насущно необходимы для создания институциональных условий, гармонизирующих частные интересы потребителей и поставщиков услуг с заинтересованностью госу-
дарства в достижении устойчивого экономического развития.
Эффективность потребительских кредитов определяется в первую очередь надежностью заемщиков. Соразмерность кредита и доходов, изначально не ведущая к ухудшению благосостояния домохо-зяйств, должна тщательно проверяться кредитором на этапе решения вопроса о предоставлении кредита физическому лицу.
Ответственными банками (кредитными учреждениями) востребованы механизмы, которые способны помочь выявить реальную способность заемщика выплатить долг. Такими возможностями обладают эффективно организованные кредитные бюро.
Например, по данным системы кредитного бюро можно измерить индекс уровня «финансового стресса» потребителей финансовых услуг в Западной Европе. Кредитное бюро собирает как позитивную, так и негативную информацию по физическим лицам из всех функционирующих на территории государства кредитных организаций. В идеальном варианте оно может включать еще и данные налоговых инспекций, пенсионного фонда и других источников.
В целом эффективное кредитное бюро — это хорошо организованный центр обработки данных, позволяющий объединить все данные о надежности заемщика в единый отчет. Кредитное бюро позволяет банкам и микрофинансовым организациям сегментировать клиентские портфели по уровню риска, максимально точно оценивать кредитоспособность заемщиков, ответственно подходить к принятию решений о выдаче кредита.
Излишне говорить, какой большой вклад эффективно работающие кредитные бюро вносят в поддержку принятия решений о выдаче кредита. Они находятся на переднем крае борьбы с чрезмерным (необоснованным) предложением финансовых ресурсов, уравновешивают предложение займов с платежеспособным спросом и предупреждают тем самым образование чрезмерной задолженности.
Самым эффективным институтом досудебного разрешения споров между кредитором и заемщиком в мировой практике признан институт финансового омбудсмена. Это наделенный государством или банковским сообществом особыми полномочиями независимый представитель, призванной оперативно и, главное, без особых затрат для клиента урегулировать конфликты путем выработки объективного
и непредвзятого решения или разъяснения сторонам спорных моментов.
Привлекательными особенностями омбудсмена по сравнению с медиаторами или судом выступают обязательность банка подчиниться решению омбуд-смена, высокие требования к справедливости решения, бесплатный для клиента разбор конфликта.
При распространенности института добровольного финансового примирителя увеличивается доверие населения к финансовым структурам, повышается уровень финансовой грамотности, уменьшается количество дел у судебных органов, экономятся государственные средства. Однако все эти преимущества имеют место либо в случае развитого рынка, либо при разработанной законодательной базе и всемерной поддержке идеи досудебного разбирательства государством.
Еще одним механизмом институциональной среды потребительского кредитования, без существования которого нельзя говорить о создании условий для ответственного кредитования, является институт банкротства физических лиц. Невозможно строить среду для ответственного кредитования, если четко не прописаны отношения банка с физическим лицом, которое не может погасить кредит. При некоторых нюансах законодательного оформления этого института в разных странах основной механизм его неизменен:
— во-первых, он защищает добросовестного заемщика, попавшего в тяжелое финансовое положение, но имеющего постоянный источник дохода (свою добропорядочность он должен доказать в суде, подтвердив, что у него нет сделок с целью сокрытия имущества и приведя другие веские доказательства);
— во-вторых, он предоставляет возможность реструктуризировать долг через утверждение плана реорганизации, согласованного с кредиторами, который должен быть точно выполнен заемщиком;
— в-третьих, он позволяет при соблюдении названных условий получить рассрочку платежа, освобождение от штрафных неустоек и процентов и даже части долга.
Такой способ собственной реабилитации и возможность начать свою финансовую жизнь с чистого листа должны получать исключительно добросовестные заемщики, вынужденные прибегнуть для собственной реабилитации к весьма неприятной процедуре банкротства. В этом состоит суть механизма банкротства.
Успешное применение этого механизма требует определенной финансовой культуры, в которую входят долгосрочное финансовое планирование, стремление к положительной кредитной истории и ценное имущество, которое заемщик не хотел бы потерять ради освобождения от долгов.
Институт банкротства — отнюдь не удобный способ для мошенников списать долги, это сложный с точки зрения законодательного оформления и учитывающий ментальность населения механизм. Ценность института банкротства с точки зрения ответственного кредитования заключается в том, что он позволяет в трудной жизненной ситуации не попасть в пожизненную кабалу (не стать объектом хищнической практики, когда и так неподъемный долг еще и нарастает процентами).
Механизм дополняется наказанием за несостоятельность, в качестве которого обычно выступает ограничение: лишение на определенный срок права брать новые кредиты. Правда, в некоторых странах с прочными сберегательными традициями (например, в Японии) банкрот пожизненно лишается права руководить компанией, работать адвокатом, нотариусом, бухгалтером и даже стать опекуном несовершеннолетнего.
Без развития этого института нельзя говорить о подготовленности институциональной среды к переходу кредитных организаций на практику ответственного кредитования, так как у добросовестного заемщика нет цивилизованного способа решить проблему непомерного долга.
Очень близко к институту банкротства по предназначению (взыскание задолженности) стоит и институт коллекторов, призванный освободить кредитные организации от не профильной для них функции взыскания долгов. Практика показывает, что эти агентства выполняют возложенные на них функции успешно, только если их взаимоотношения с заемщиками максимально стандартизированы, порядок проведения переговоров в силу однотипности проблем точно регламентирован с точки зрения защиты прав потребителей.
Не случайно название законодательных актов, регламентирующих эту деятельность, так созвучно идее ответственного кредитования — «О добросовестной практике взимания долгов» (документ принят в США в 1978 г.). Коллекторская деятельность несовместима с угрозами, нанесением физического вреда, употреблением непристойных выражений, выведением из терпения и т.д.
Подводя итог исследованию международных подходов к проблеме ответственного кредитования, следует отметить, что главным препятствием внедрения в жизнь одноименной практики является отсутствие готовых методик выявления безответственных кредитов, сбора данных о них, а тем более — получения объективных агрегированных данных об уровне и тенденциях хищнического кредитования.
Изучение практического опыта организации потребительского кредитования с акцентом на ограничение хищнического кредитования позволяет правильно расставить приоритеты, выявить наиболее удачные примеры участия государства при внедрении в жизнь ответственного кредитования.
Список литературы
1. Регулирование защиты прав потребителей в регионах с ограниченным доступом к финансовым услугам: возможности содействия ответственному финансированию. URL: http://www.cgap. org/sites/default/files/CGAP-Focus-Note-Consumer-Protection-Regulation-in-Low-Access-Environments-Opportunities-to-Promote-Responsible-Finance-Feb-2010-Russian.pdf.
2. Banking Industry Customer Satisfaction Survey. URL: https://www.kpmg.com/NG/en/Issues AndInsights/ArticlesPublications/Documents/2013 %20KPMG%20Nigeria%20Banking%20Industry% 20Customer%20Satisfaction%20Survey%20Final.pdf.
3. Chien Jennifer. Public Sector-Operated Price-Comparison. Case Studies and Good Practices. World Bank, June 2013.
4. Consumer Protection Regulation in Low Access Environments Opportunities to Promote Responsible Finance. URL: http://www.cgap.org/sites/default/files/ CGAP-Focus-Note-Consumer-Protection-Regulation-in-Low-Access-Environments-Opportunities-to-Pro-mote-Responsible-Finance-Feb-2010.pdf.
5. Directive 2002/92/EC of the European Parliament and of the Council of 9 December 2002 on insurance mediation. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32002L0092.
6. Directive 2008/48/EC of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008, Article 3(f). URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ ?uri=CELEX:32008L0048.
7. Financial Inclusion — A Pathway to Financial Stability? Understanding the Linkages. URL: http://
www.gpfi.org/publications/issues-paper-3-financial-inclusion-pathway-financial-stability-understanding-linkages.
8. FinCoNet report on responsible lending. Review of supervisory tools for suitable consumer lending practices. URL: http://www.finconet.org/FinCoNet-Responsible-Lending-2014.pdf.
9. Giovanni D'Alessio and Stefano Iezzi. Household Over-Indebtedness: Definition and Measurement with Italian Data // Bank of Italy Occasional Paper. 2013. № 149.
10. Global survey on consumer protection and financial literacy: results brief regulatory practices in 114 economies. The World Bank, 2013.
11. Good Practices for Financial Consumer Protection. Washington, DC: World Bank, 2012.
12. Johnson R.W and Johnson D.P. Pawnbroking in the U.S: a profile of customers.West Lafayette: Credit Research Center, 1998.
13. Johnson R.W. and Sullivan A.C. Restrictive effects of rate ceilings on consumer choice. West Lafayette: Credit Research Center, 1980.
14. Lee Jinkook and Hogarth Jeanne M. The Price of Money: Consumers' Understanding of APRs and
Contract Interest Rates // Journal of Public Policy and Marketing. 1999. Vol. 18 (Spring).
15. Pilot project for the development of a common methodology on reference budgets in Europe (Contract № VC/2013/0554). Review of current state of play on reference budget practices at national, regional, and local level European Commission, 2014.
16. Public consultation on responsible lending and borrowing in the EU. Brussels: European Commission Internal Market and Services DG, 2009.
17. Responsible lending. Overview of regulatory tools. The World Bank, 2013.
18. Stigler George J. The Economics of Information // Journal of Political Economy. 1961. Vol. 69.
19. Study on Credit intermediaries in the Internal Market // Europe Economics. 2009.
20. Towards a Common Operational European Definition of Over-Indebtedness European Commission. Directorate-General for Employment, Social Affairs and Equal Opportunities Unit E2 Manuscript completed in February, 2007.
21. World Bank's Moldova Retail Electronic Payments: Diagnostic Review & Action Plan by Tomas Prouza, 2012.
Financial Analytics: Science and Experience Financial Instruments
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
A FINANCIAL REGULATION AND SUPERVISION MODEL IN THE IMPLEMENTATION OF RESPONSIBLE LENDING PRACTICES:
MECHANISMS AND TOOLS
Lyudmila V. STAKHOVICH, Ekaterina V. SEMENKOVA, Lyudmila Yu. RYZHANOVSKAYA
Abstract
Importance Whereas the Russian Federation is very involved into the global community, the social priorities of responsible lending should be adopted in the national financial system as soon as possible. It is a matter of the nearest future for the Russian lending sector to adopt the relevant philosophy. In this respect, it becomes more relevant and important to evaluate whether the State is prepared to handle and steer the process. It is also
crucial to select tools, which would be most appropriate for implementing, monitoring and controlling the responsible lending practices in the Russian economic environment. The article focuses on issues of financial regulation and oversight during the implementation of the responsible lending practices. Objectives The research aims at forming a model for regulating and overseeing the implementation of responsible lending practices in the Russian Federation.
Methods The research relies upon such scientific methods as analysis, synthesis, deduction, comprehensive approach, comparison, consistency and other cognitive approaches.
Results The results of the research may be helpful for governmental authorities, banking sector, as well as microfinance institutions in order to improve their lending policies, including the responsible lending principles in line with the advanced experience of foreign countries.
Conclusions and Relevance The article states that it is necessary and reasonable to implement the responsible lending practices in the Russian Federation as a tool to combat predatory lending practices. The process decelerates since there are no methods to identify non-performing loans in the future, collect information about such loans, and especially generate unbiased and aggregate data on the extent of and trends for predatory lending.
Keywords: disclosure, financial product, responsible lending, lending product, creditor, borrower
References
1. Regulirovanie zashchity prav potrebitelei v regionakh s ogranichennym dostupom k fmansovym uslugam: vozmozhnosti sodeistviya otvetstvennomu finansirovaniyu [Regulation of protection of consumer rights in regions with limited access to financial services: opportunities to promote responsible finance]. Available at: http://www.cgap.org/sites/default/files/ CGAP-Focus-Note-Consumer-Protection-Regulation -in-Low-Access-Environments-Opportunities-to-Pro-mote-Responsible-Finance-Feb-2010-Russian.pdf (In Russ.)
2. Banking Industry Customer Satisfaction Survey. Available at: https://www.kpmg.com/NG/en/Is-suesAndlnsights/ArticlesPublications/Documents/ 2013%20KPMG%20Nigeria%20Banking%20Indu stry%20Customer%20Satisfaction%20Survey%20 Final.pdf.
3. Chien J. Public Sector-Operated Price-Comparison. Available at: Case Studies and Good Practices. World Bank, June, 2013.
4. Consumer Protection Regulation in Low Access Environments: Opportunities to Promote Responsible Finance. Available at: http://www.cgap.org/sites/de-fault/files/CGAP-Focus-Note-Consumer-Protection-Regulation-in-Low-Access-Environments-Opportuni-ties-to-Promote-Responsible-Finance-Feb-2010.pdf.
5. Directive 2002/92/EC of the European Parliament and of the Council of 9 December 2002 on insurance mediation. Available at: http://eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32002L0092.
6. Directive 2008/48/EC of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008, Article 3(f). Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX:32008L0048.
7. Financial Inclusion — A Pathway to Financial Stability? Available at: http://www.gpfi.org/publica-tions/issues-paper-3-financial-inclusion-pathway-fi-nancial-stability-understanding-linkages.
8. FinCoNet report on responsible lending. Review of supervisory tools for suitable consumer lending practices Available at: http://www.finconet.org/FinCoNet-Responsible-Lending-2014.pdf.
9. D'Alessio G., Iezzi S. Household Over-Indebtedness: Definition and Measurement with Italian Data. Bank of Italy Occasional Paper, 2013, no. 149.
10. Global survey on consumer protection and financial literacy: results brief regulatory practices in 114 economies. The World Bank, 2013.
11. Good Practices for Financial Consumer Protection. Washington, DC, World Bank, 2012.
12. Johnson R.W., Johnson D.P. Pawnbroking in the U.S: a profile of customers. West Lafayette, Credit Research Center, 1998.
13. Johnson R.W., Sullivan A.C. Restrictive effects of rate ceilings on consumer choice. West Lafayette, Credit Research Center, 1980.
14. Lee J., Hogarth J.M. The Price of Money: Consumers' Understanding of APRs and Contract Interest Rates. Journal of Public Policy and Marketing, 1999, vol. 18, Spring.
15. Pilot project for the development of a common methodology on reference budgets in Europe. Contract no. VC/2013/0554. Review of current state of play on reference budget practices at national, regional, and local level European Commission, 2014.
16. Public consultation on responsible lending and borrowing in the EU. Brussels, European Commission Internal Market and Services DG, 2009.
17. Responsible lending. Overview of regulatory tools. The World Bank, 2013.
18. Stigler G.J. The Economics of Information. Journal of Political Economy, 1961, vol. 69.
19. Study on Credit Intermediaries in the Internal Market. Europe Economics, 2009.
20. Towards a Common Operational European Definition of Over-Indebtedness European Commis-
sion. Directorate-General for Employment, Social Affairs and Equal Opportunities. Unit E2. Manuscript completed in February, 2007.
21. World Bank's Moldova Retail Electronic Payments: Diagnostic Review & Action Plan by Tomas Prouza, 2012.
Lyudmila V. STAKHOVICH
Center for Scientific Research, Genius of Life Consulting Group, Moscow, Russian Federation [email protected]
Ekaterina V. SEMENKOVA
Center for Scientific and Political Thought and Ideology, Sulakshin's Center, Moscow, Russian Federation [email protected]
Lyudmila Yu. RYZHANOVSKAYA
Center for Scientific Research, Genius of Life Consulting Group, Moscow, Russian Federation [email protected]