Научная статья на тему 'Модель эффективного взаимодействия системы образования (как общественной системы воспроизводства рабочей силы) и предприятий промышленности'

Модель эффективного взаимодействия системы образования (как общественной системы воспроизводства рабочей силы) и предприятий промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / MODEL OF INTERACTION / COMPETENCIES / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров А. В.

В статье рассмотрен вариант решения проблемы взаимодействия субъектов системы образования и окружающей их экономической среды в области целевой профессиональной подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захаров А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective interaction model of education (as a social system of labor force reproduction) and industrial enterprises

In this paper examines the solution of the problem of the interaction between subjects of the educational system and the surrounding economic environment in specific training of personnel.

Текст научной работы на тему «Модель эффективного взаимодействия системы образования (как общественной системы воспроизводства рабочей силы) и предприятий промышленности»

где: CYt - общий показатель развития сферы услуг;

П1\_к - показатель производительности труда с учётом интервала запаздывания к; СП

dt=-к, где ПУ\ - общий показатель развития платных услуг.

СУ1

Развитие сферы услуг в целом и группы бесплатных услуг в частности зависит от возможностей общества выделять средства на развитие этой сферы, которые определяют эффективность функционирования материального производства. Необходимость моделирования соотношения темпов роста платных и бесплатных услуг определяется долгосрочными целями развития общества, однако при решении среднесрочных задач приходится учитывать конкретную экономическую ситуацию в стране или в отдельном регионе, при этом не учитывая принципов социальной справедливости, так как бесплатные услуги общество обеспечивает независимо от дохода [3].

Таким образом, в рассмотренных макромоделях учитываются взаимосвязи подсистем экономики. Структурные параметры, определяемые в результате расчётов по моделям всех трёх уровней, отражают сложившиеся соотношения материального производства и сферы услуг, а также воздействия сферы услуг на развитие национальной экономики. Использование методов декомпозиции при этом позволяет разрабатывать показатели развития сферы услуг. Анализ темпов роста сферы услуг, темпов роста доходов населения и производительности труда позволяет оценивать тенденции развития и проанализировать складывающуюся ситуацию воздействия на макропоказатели развития экономики.

Литература

1. Ахинов ГА., Жильцов ЕЛ. Экономика социальной сферы. -М.: Инфа-М, 2009

2. Бестужев-Лада И В. Социальное прогнозирование -М: Педагогическое общество, 2002

3. Восколович НА. Экономика платных услуг - М: Юнита-Дана, 2007

Модель эффективного взаимодействия системы образования как общественной системы воспроизводства рабочей силы и предприятий

промышленности

к.э.н. доц. Захаров А.В. Университет машиностроения (495) 644-16-73 inko@pochta.ru

Аннотация. В статье рассмотрен вариант решения проблемы взаимодействия субъектов системы образования и окружающей их экономической среды в области целевой профессиональной подготовки кадров.

Ключевые слова: модель взаимодействия, компетенции, кадровый потенциал.

Исследования выполнены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (соглшпение № 110200283а).

Одной из основных задач обеспечения устойчивого и в то же время конкурентоспособного развития отраслей промышленности является обеспечение кадрами. Обоснование необходимости решения этой задачи и подходы к ее решению представлены в работах ГЛ. Сорокиной [1, 2].

Решить задачу прогнозирования потребностей промышленности в кадрах на длительный срок с достаточной точностью практически не возможно, так как точность любого прогноза уменьшается с увеличением горизонта прогнозирования. В таблице 1 показаны горизонты кадрового планирования [3], основываясь на которых возможно сделать вывод, что наиболее реально увязывание системы подготовки кадров с требованиями рынка труда на перспективу до двух лет.

Однако возможно получение приблизительной макроэкономической оценки, которую можно положить в основу отраслевой/региональной/надиональной стратегии формирования кадрового потенциала, а функцию взаимоувязывания кадрового потенциала и кадровых по-

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. требностей переложить на локальных образовательных и бизнес агентов.

Таблица 1

Горизонт кадрового планирования в зависимости от экономического положения

предприятий

Экономическое положение предприятия Горизонт планирования fe процентах)

до 1 года 1-3 года 3-5 лет свыше 5 лет

Хорошее 28,5 53,8 10,0 7,7

Скорее хорошее 33,3 54,7 10,3 1,7

Удовлетворительное 37,1 52,1 6,6 4,2

Скорее плохое 72,7 27,3 0,0 0,0

Плохое 50,0 33,3 10,7 0,0

Источник: Опрос 500 руководителей предприятий различных отраслей в 8 регионах России в 2007 г. М. ГУ-

ВШЭ, Левада-Центр, 2007.

Таким образом, задача построения механизма межрыночного взаимодействия рынков труда и образовательных услуг разбивается на две отдельные подзадачи.

1. Подзадача отраслевого/регионального/м^фоэкономического индикативного планирования кадрового потенциала. Эта подзадача включает:

• построение прогноза развития потребностей экономики/региона/о^асли в кадрах по 28 укрупненным группам направлений высшего профессионального образования;

• формирование примерного плана приема в вузы;

• формирование заданий на проведение профессионально ориентационной деятельности со школьниками для минимизации диспропорции между потоками на выходе из системы среднего и на входе в систему высшего профессионального образования.

2. Подзадача обеспечения кадрами конкретных субъектов экономики/ региона/ отрасли. Эта подзадача решается прямыми организационно экономическими взаимоотношениями между участниками двух рынков: образовательных услуг и труда.

Для решения первой подзадачи разработано достаточно много методов [4-8], поэтому обратимся ко второй подзадаче, менее проработанной концептуально и методологически.

Решение второй подзадачи крайне сложно в рамках централизованного управления, так как любая попытка запланировать развитие кадрового потенциала или привязать стандарты обучения к потребностям рынка труда разбиваются о высокую степень динамизма и диверсификации в требованиях конкретных субъектов экономики к трудовым ресурсам. Единственный выход из создавшегося положения видится в создании удобной формализованной системы формирования спроса и предложения на рынке труда.

Механизм достижения баланса основывается на модели профессиональных компетенций [9].

Для удобства моделирования все возможные профессиональные компетенции разделены на два класса:

1. Личностные особенности человека, характерные черты (в модели обозначаются "t", trait) -врожденные (или развитые в процессе социализации, иного длительного процесса) характеристики в рассматриваемых временных рамках действия механизма (до двух лет для каждого вовлеченного индивида) константны либо малоизменяемы.

2. Собственно профессиональные компетенции (в дальнейшем будут обозначаться "с", competence) - профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для выполнения конкретных профессиональных задач. Могут быть как универсальными, подходящими для любой организации, предприятия, отрасли (на^имер, "н^ыки ведения бухгалтерского учета"), так и специфическими для отрасли (ншример, "ниыки ведения бухгалтерского учета в бюджетной сфере"), региона, предприятия, корпоративного стандарта (надример, "нмыки ведения бухгалтерского учета с использованием ПО 1С - Бухгалтерия"). Причем каждая компетенция описывается показателем степени выраженности от нуля до четырех:

o негативный уровень, o уровень понимания,

o базовый уровень, o уровень опыта, o уровень мастерства.

Выделяются в отдельную группу из-за возможности оперативного обуче-ния/спедошшзации/профилирования в рамках предлагаемого механизма.

Предложение рынка труда описывается двумя матрицами, показанными на рисунке 1, где каждая строка (Vk) - это отдельная вакансия на рынке труда отрасли/региона, столбцы (tn, cm) - постоянно расширяемая база компетенций и особенностей, элементы tkn и ckm - необходимый уровень выраженности.

Компетенции и особенности Особенности (traits) Компетенции (competences)

Вакансии tl t2 tn c1 c2 • cm

Vi til t12 • t1n = {tv1} c11 c12 • c1m = {cv1}

V2 t21 t22 t2n = {tv2} c21 c22 • c2m = { cv2 }

Vk tk1 tk2 tkn = {tvk} ck1 ck2 • ckm = {cvk}

Рисунок - 1 Общий вид матриц вакансий

Практика применения модели профессиональных компетенций находит все большее распространение в бизнес - сообществе, соответственно, не должно возникнуть существенных трудностей в унификации и формализации планируемой краткосрочной кадровой потребности отрасли/региона.

Возможности образовательной системы задаются набором матриц, представленным на рисунке 2. Он включает матрицу особенностей, матрицу наличествующих компетенций и матрицу потенциальных компетенций. Причем компетенции cm - это те навыки, которыми студент уже обладает, а потенциальные компетенции pcm - это те навыки, которые может дать система профилирован™ в конкретном вузе, соответствующие им образовательные модули и программы. Потенциальные компетенции выделены для определения индивидуальной программы обучения.

Особенности

Особенности (traits)

Персоналии t1 t2 • tn

P1 t11 t12 • t1n = {tc1}

P2 t21 t22 • t2n = {tc2}

Pq tq1 tq2 • tqn = {tcq}

Компетенции

Компетенции (competences) Потенциальные компетенции

(potential competences)

Персоналии c1 c2 • cm pc1 pc2 • pcm

P1 c11 c12 • c1m = {cp1} pc11 pc12 • pc1m = {pcp1}

P2 c21 c22 • c2m = {cp2} pc21 pc22 • pc2m = {pcp2}

Pq cq1 cq2 • cqm ={ cpq } pck1 pck2 • • pcqm ={pcpq}

Рисунок 2 - Общий вид матриц кадрового потенциала

Указанные матрицы характеризуют кадровый потенциал вуза/ассоциации вузов/региона в формализованном виде. Соответственно, задача баланса потребностей и потенциала сводится к решению задачи линейного программирования по выбору оптимального сочетания Р и V

Зададим целевую систему функций:

ш тах т1п

{Ск} = {СРЧ} + {РСРЧ}

Решением будет такое соответствие Vk и Pq, при котором каждая персоналия наибольшим образом отвечает требованиям конкретной вакансии рынка труда

Также, легко можно найти формализованное отображение необходимой программы обучения, выполнив следующую операцию:

{сук} - {С^} = {ЛpCpq}, (2)

где: {Дрси} - конкретное множество профессиональных компетенций, недостающих студенту для полного соответствия вакансии. Организационно предлагаемый механизм реализуется на нескольких уровнях:

1. Уровень профессиональной ориентации. Это вход в систему высшего профессионального образования.

2. Уровень профессиональной подготовки. Это система ВПО с прибавлением некоторых, ранее редко используемых функций.

3. Уровень трудоустройства. Это система конкретных бизнес - единиц, формирующих собственный спрос на высококвалифицированный труд.

В общем виде информационно-логический аспект предлагаемого механизма показан на рисунке 3.

Школы Ы \

№}

Вузы {сряЬ {РСРЯ} \

X {ДрсрЧ}

Рынок труда -\ {и}, {Сук}

о о -в

Рисунок 3 - Основные потоки информации в механизме взаимодействия системы

образования и рынка труда

Выводы

Проблему конкурентоспособности национальной экономики невозможно решить без соответствующих кадровых решений, это признано уже на государственном уровне. Реализация разработанного механизма позволит снизить существующий разрыв между потребностями конкретных промышленных предприятий и знаниями, умениями, навыками выпускников вузов.

Литература

Сорокина ГЛ. Развитие кадрового потенциала промышленности, как фактор её конкурентоспособности // Известия Московского государственного технического университета МАМИ - 2010 - №1 - С 234-238

Сорокина Г.П., Чулкова 0.0. Развитие человеческого капитала как фактор конкурентоспособности предприятия // Известия Московского государственного технического университета МАМИ - 2011 - №1 - С 280-286

Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. Главный редактор Гайдар Е.Т. выпуск 30) - М.: ИЭПП, 2009 с. 655

1.

2.

3.

4. Сорокина Г.П., Редин ДБ. Оценка потенциала рынка образовательных услуг в регионах развития автомобилестроительных кластеров // Транспортное дело России - 2009 - №77 -С 8-10

5. Дубовский СБ. Вычислительные эксперименты с макромоделью нестационарной российской экономики. Моделирование социально-политаческой и экономической динамики. М.: РГСУ, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Орлов АЛ. Сценарии социально-экономического развития России до 2007 г. / Обозрева-тель-Observer. 1999. No.10 (117). С.47-50.

7. Питухин Е.А. Математическая модель расчета требуемого числа занятых в отраслях экономики в зависимости от эффективности новых технологий // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2005. Т. 12. Вып. 3.

8. Питухин Е.А., Гуртов В А. Математическое моделирование динамических процессов в системе «экономика - рынок труда - профессиональное образование». СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

9. Бурякова ЕС. MBS Journal: Модель профессиональных компетенций сотрудников как инструмент работы с персоналом

10. Аленина Е.Э., Зюлина ВВ. Проблемы и перспективы развития экономических специальностей в технических вузах // Известия МГТУ «^АМИ», № 1, 2010. - с. 239-241

11. Аленина Е.Э., Пасхина А.В. Формирование элементов опережающей подготовки студентов высших учебных заведений на основе инновационного подхода // Известия МГТУ «тМИ», № 2 (12) - 2011

Оценка конкурентоспособности инновационных проектов с учетом рыночной целесообразности

к.э.н. доц. Бойко Ю. А., к.э.н. доц. Тайво М.И., Тайво Д О.

Университет машиностроения. boiko1212@yandex.ru, 1656@mail.ru, 89035121901

Аннотация. При отборе инновационных проектов, связанных с разработкой новой техники, необходимо определить ее рыночную целесообразность. В связи с этим предлагается механизм моделирования конкурентных преимуществ разрабатываемой продукции при оценке долей товарного рынка. Моделирование распределения рынка продукции одного функционального назначения по частным показателям конкурентоспособности продукции позволит определить показатели рыночной доли (объем продаж) разрабатываемой продукции на выделенном сегменте рынка, прогнозные показатели выручки от реализации продукции, тенденции потребительских предпочтений, экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Ключевые слова: инновационный проект, конкурентные преимущества, рыночная целесообразность, механизм моделирования конкурентных преимуществ, частные показатели конкурентоспособности

Экономика автомобильной промышленности России испытывает сегодня трудности, связанные с общим падением производства и реализацией отечественной автомобильной техники и ее компонентов в связи с неконкурентоспособностью с продукцией зарубежных производителей. Бизнес-с^уктуры отрасли не готовы к реалиям современной экономической ситуации, где условия внешней среды имеют решающее значение. При вхождении данных структур в такую динамичную среду, где условия хозяйствования определяются рынком, возникает необходимость реагировать на внешнюю среду, прогнозировать будущие перемены и вырабатывать адекватные способы реагирования, используя механизмы управления инновационной деятельностью.

Несмотря на то что на данный момент существует система оценки инновационных проектов (ИП), связанных с разработкой новой техники, она практически не затрагивает рыноч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.