Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫМИ ПРОЕКТАМИ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРЕСОВ СТЕЙКХОЛДЕРОВ'

МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫМИ ПРОЕКТАМИ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРЕСОВ СТЕЙКХОЛДЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА / СТЕЙКХОЛДЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудряшов В.С., Овсов А.С.

В статье представлены результаты исследования основных направлений формирования модели эффективного управления проектной деятельности в ГЧП (государственно-частное партнёрство) учреждений Российской Федерации с учетом влияния интересов стейкхолдеров и заинтересованных лиц. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена влиянием сразу нескольких факторов: во-первых, увеличением практической роли проектного управления при формировании повышения эффективности функционирования образований общественного сектора экономики; во-вторых, высокой ролью влияния интересов стейкхолдеров на деятельность и развитие проектной деятельности организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENT PUBLIC-PRIVATE PROJECT MANAGEMENT MODEL TAKING INTO ACCOUNT INTERESTS OF STAKEHOLDERS

The academic article presents the results of the study the main effective formation models for the project management in the PPP (public-private partnership) of Russian Federation institutions considering the influence of the stakeholder’s interests. Actuality of theme is based on the increase of the practical role of project management in the formation the efficient functioning of the public sector of the economy and on the high role of the stakeholder’s interests influence on the development organization’s project.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫМИ ПРОЕКТАМИ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРЕСОВ СТЕЙКХОЛДЕРОВ»

8. Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Города и сельская местность: состояние и соотношение в пространстве России / Т.Г. Нефедова, А.И. Трейвиш // Региональные исследования. - 2010. - № 2(28). - С. 42-56.

9. Нефедова Т.Г. Поляризация социально-экономического пространства и перспективы сельской местности в староосвоенных регионах центра России / Т.Г. Нефедова // Крестьяноведение. - 2021. - Т. 6. - № 1. - С. 126-153.

10. Терехин В.И. Эффективность управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований: монография. / В.И. Терехин. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 316 с.

11. Ховрин А.Ю. Решение демографической проблемы: социальное партнерство молодежи, власти, общества / А.Ю. Ховрин // Социально-гуманитарные знания. - № 2. - 2008. - С. 141-162.

12. Шторм А. Пустота и нищета: российские деревни вымрут к 2036 году. [Электронный ресурс] / А. Шторм // Правда.Ру. - Режим доступа: URL: https://www.pravda.ru/economics/ (дата обращения: 12.12.2021).

Кудряшов В.С.

к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Северо-Западный институт управления -филиал ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Санкт-Петербург, Россия Овсов А.С. магистрант,

Северо-западный институт управления -филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Санкт-Петербург, Россия

МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫМИ ПРОЕКТАМИ

С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРЕСОВ СТЕЙКХОЛДЕРОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования основных направлений формирования модели эффективного управления проектной деятельности в ГЧП (государственно-частное партнёрство) учреждений Российской Федерации с учетом влияния интересов стейкхолдеров и заинтересованных лиц. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена влиянием сразу нескольких факторов: во-первых, увеличением практической роли проектного управления при формировании повышения эф-

фективности функционирования образований общественного сектора экономики; во-вторых, высокой ролью влияния интересов стейкхолдеров на деятельность и развитие проектной деятельности организаций.

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, управление проектами, проекты государственно-частного партнёрства, стейкхолдеры.

Kudryashov V.S.

PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Management North-Western Institute of Management branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration, Saint-Petersburg, Russia Ovsov A.S. master's student North-Western Institute of Management branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration, Saint Petersburg, Russia

EFFICIENT PUBLIC-PRIVATE PROJECT MANAGEMENT MODEL TAKING INTO ACCOUNT INTERESTS OF STAKEHOLDERS

Abstract. The academic article presents the results of the study the main effective formation models for the project management in the PPP (public-private partnership) of Russian Federation institutions considering the influence of the stakeholder's interests. Actuality of theme is based on the increase of the practical role of project management in the formation the efficient functioning of the public sector of the economy and on the high role of the stakeholder's interests influence on the development organization's project.

Keywords: public-private partnership; project management; public-private partnership projects; stakeholders.

Проектное управление - это процесс управления масштабными задачами организации в условиях временных и ресурсных ограничений для достижения заявленных результатов и поставленных целей при реализации проектов. Одним из таких направлений может выступать реализация проектов в рамках государственно-частного партнерства.

Основными задачами управления на основе проектного подхода для современных организаций Российской Федерации выступают:

- обеспечение реализации запланированных показателей и результатов при помощи инициатив, которые выгодны организации и ее заинтересованным лицам;

- получение результата, который удовлетворяет потребности, ради чего был проект;

- соблюдение сроков реализации проекта;

- эффективное управление финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами.

Модель управления при реализации проектов государственно-частного партнерства Российской Федерации зачастую сталкивается с такой актуальной проблемой, как игнорирование или отсутствие учета интересов и прав отдельных стейкхолдеров, занимающих хоть не главенствующую роль, но не менее по степени влияющих на экономическую и социальную эффективность проектной деятельности.

В ответ такие заинтересованные лица остаются без нужного внимания со стороны института управления организации, не получают удовлетворение своих потребностей и, в конечном итоге, формируют причины для конфликта интересов стейкхолдеров [1].

Под стейкхолдерами (заинтересованными лицами) подразумеваются те субъекты внутренней и внешней среды организации, которые имеют интерес к результатам экономической и социальной эффективности проектной деятельности [2].

Исходя из этого, задачей системы управления проектной деятельностью является формирование механизмов удовлетворения потребностей и интересов заинтересованных лиц таким образом, чтобы оставлять ресурсы и возможности для аналогичной процедуры с другими стейкхолде-рами. В ином случае, проекты государственно-частного партнерства будут экономически неэффективными и подвержены лишним рискам.

Управленческие действия управления проектной деятельности подвержены влиянию факторов внутренней и внешней среды. Если внутренняя среда организации, контролируемая, и на нее могут повлиять решения менеджмента, то внешняя среда на данный момент, слабо прогнозируемая. Это приводит к различным отклонениям фактических результатов от запланированных, из-за чего проекты государственно-частного партнерства вынуждены ограничивать способы удовлетворения интересов отдельных стейкхолдеров. Баланс между данными интересами и выступает фактором эффективности управления проектной деятельностью.

Рассмотрим структурно-функциональную характеристику стейк-холдеров государственно-частных проектов [3; 4].

1. Рабочий персонал. Сотрудники выступают одним из главных субъектов системы управления, от которого зависит реализация государственно-частного проекта.

Основными ожиданиями сотрудников от компании при управлении ГЧП выступают:

- получение удовольствия от работы;

- достойные условия оплаты труда и материального вознаграждения за проделанную работу;

- оснащенное рабочее место и обеспечение трудовой безопасности.

2. Управленческий персонал и менеджеры. Менеджмент проектной деятельности компании, которая принимает участие в ГЧП, зависит, в первую очередь, от самих управляющих. Поэтому иногда интересы данной группы стейкхолдеров могут быть важнее, чем интересы и потребности инвесторов.

Основными ожиданиями менеджмента от компании при управлении государственно-частными проектом выступают:

- получение достойного материального вознаграждения за свою управленческую и трудовую деятельность;

- достижение престижных условий своей управленческой деятельности (для менеджеров важно осознание того, что их работодатель - достойная компания, имеющая высокий уровень репутации на рынке);

- достижение власти (для менеджеров важно осознание того, что у них есть подчиненные, которым они могут делегировать полномочия и необходимость выполнения задач).

3. Кредиторы. Каждая компания российской экономики имеет ту или иную степень кредиторской задолженности. Краткосрочные и долгосрочные займы формируют условия обеспечения организации и производственной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами, без которых достижение стратегических целей и устойчивого развития невозможно. Поэтому и интересы данной группы стейкхолдеров крайне важны, ведь от их удовлетворения зависит будущее финансовое состояние организации, выступающей частной стороной в проектах ГЧП.

Основными ожиданиями кредиторов от компании при управлении государственно-частным проектом выступают:

- получение процентов прибыли от своего заемного финансирования и предоставления кредитов;

- уверенность в том, что кредитные средства, выделенные предприятию, используются грамотно, а сама организация обеспечивает экономическую безопасность своей бизнес-деятельности.

4. Инвесторы. Наверное, главная группа корпоративных стейкхолде-ров, которая рискует своим финансовым капиталом в целях достижения

коммерческих интересов компании при ее участии в проектах государственно-частного партнерства. Зачастую именно интересы инвесторов наиболее важные, но не всегда они обеспечены в достаточном размере.

Основными ожиданиями инвесторов от компании при управлении государственно-частным проектом выступают:

- получение дивидендов при распределении финансовой прибыли компании от ведения ее бизнес-деятельности;

- приумножение финансового капитала за счет роста стоимости бизнеса организации;

- обеспечение безопасности финансовых инвестиций, что означает поддержание компанией достаточного уровня финансовой устойчивости и экономической безопасности.

5. Потребители и клиенты. Потребительская группа стейкхолдеров выступает главным источником формирования выручки компании. Для коммерческой организации важно соблюдать их интересы, поскольку именно учет и принятие данной информации позволяет создавать тот производственный процесс, который становится успешным и выступает фактором создания конкурентоспособности бизнеса.

Основными ожиданиями потребителей от компании при управлении государственно-частным проектом выступают:

- получение продукции, которая способна удовлетворить их потребности;

- наличие у продукции потребительской ценности, которая качественно удовлетворяет потребности;

- соблюдение системы качества в производстве продукции;

- наличие от компании достойного уровня клиентского сервиса и обслуживания.

6. Правительство и органы государственной власти. Данная группа стейкхолдеров имеет интересы к государственно-частным проектам с различных позиций. С одной стороны, это инвесторы и заказчик. С другой стороны, именно государство - наименее приемлемый стейк-холдер для любой коммерческой организации, из-за чего между ними отсутствует эффективный диалог в рамках «бизнес - власть».

Основными ожиданиями правительства и органов государственной власти от компании при управлении государственно-частным проектом выступают:

- проведение своевременных расчетов и начислений налогов в бюджет;

- обеспечение рынка труда занятостью населения и создание новых рабочих мест;

- получение финансового результата от реализации проекта ГЧП;

- достижение социально-экономического результата для общества;

- решение задач при удовлетворении общественных потребностей населения.

Е.В. Бойкова при анализе сбалансированности интересов участников корпоративных отношений предлагает разработать на базе каждой организации такую систему учета интересов стейкхолдеров в виде комитета по работе с заинтересованными лицами (КРС) [5].

Эффективностью такого мероприятия может выступать достижение следующих целей, как:

- предотвращение конфликтов интересов стейкхолдеров внутри организации;

- повышение эффективности функционирования системы риск-менеджмента;

- своевременное определение и прогнозирование рисков системы управления;

- повышение эффективности системы управления.

Заимствование данного инструмента позволит увеличить эффективность и управление проектной деятельностью в ГЧП, обеспечив учет влияния интересов всех стейкхолдеров организации.

И.Н. Ткаченко в своей работе определяет, что главной трудностью эффективного управления посредством преодоления конфликта интересов стейкхолдеров выступает недостаток необходимых данных, проблематичность применения прикладных методов и субъективизм при оценке рациональности тех или иных управленческих решений [6].

По мнению исследователя, необходимо дальнейшее изучение вопросов соблюдения баланса интересов заинтересованных лиц организации, что позволяет снизить практически все основные экономические риски. Для организаций, принимающих участие в проектах ГЧП, социальная деятельность и реализация проектов является одним из наиболее приоритетных направлений повышения эффективности управления проектной деятельности с учетом влияния интересов всех стейкхолдеров.

Основными мероприятиями при формировании модели эффективного управления проектной деятельностью ГЧП с учетом влияния стейкхолдеров будут выступать [8]:

1. Привлечение заинтересованных лиц к обсуждению и решению широкого спектра вопросов, которые возникают в рамках проектной деятельности и управления реализацией проектов.

2. Осуществление эффективного распределения ресурсов, в особенности финансовых, для возможности управления любыми рисками, которые возникают при решении задач функционирования проектов.

3. Согласование действий между стейкхолдерами с использованием минимальных ресурсов и издержек на проектную деятельность.

Таким образом, подводя итоги научного исследования, можно заключить следующее, что модель эффективного управления проектной деятельностью в рамках государственно-частного партнерства с учетом влияния стейкхолдеров организаций, принимающих в этом участие, должна включать в себя следующие инструменты:

- привлечение заинтересованных лиц к обсуждению и решению широкого спектра вопросов, которые возникают в рамках проектной деятельности и управления реализацией проектов;

- эффективное распределение ресурсов, в особенности финансовых, для возможности управления любыми рисками, которые возникают при решении задач функционирования проектов;

- согласовывать действия между стейкхолдерами с использованием минимальных ресурсов и издержек на проектную деятельность.

Список литературы

1. Boume L., Walker D. Visualizing Stakeholder Influence - Two Australian Examples. In Project Management Journal. - 2006. - P. 5-21.

2. Cenek М., Ibstek O.A. Survey of Stakeholder Visualization / М. Cenek, O.A. Ibstek // Approaches Central European Journal of Management. 2015. Volume 2. Number 1-2. - Pp. 5-25.

3. Бочаров Н.А. Стейкхолдеры как инструмент социального взаимодействия компаний / Н.А. Бочаров // Вестник ГУУ. - 2015. - № 10.

4. Бойкова Е.В. Сбалансированность интересов участников корпоративных отношений как фактор повышения эффективности корпоративного управления / Е.В. Бойкова // Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук). - 2017. - С. 218.

5. Зильберштейн О.Б., Шкляр Т.Л., Ершова Н.А., Руцкий Е.И. Методические основы управления корпоративной социальной ответственностью / О.Б. Зильберштейн, Т.Л. Шкляр, Н.А. Ершова, Е.И. Руцкий // Вестник евразийской науки. - 2017. - № 1 (38). - С. 1-12.

6. Красильникова Е.О. Механизмы регулирования и согласования интересов стейкхолдеров в компании / Е.О. Красильникова // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2019. - № 2 (13).

7. Ткаченко И.Н. Об учете интересов стейкхолдеров в современной парадигме корпоративного управления / И.Н. Ткаченко // Управленческие науки в современном мире. - 2018. - № 1. - С. 205-209.

8. Ткаченко И.Н. Актуализация стейкхолдерского подхода корпоративного управления в условиях коронакризиса: от декларирования приверженности к прикладным моделям / И.Н. Ткаченко // Управленец. 2021. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.