Научная статья на тему 'Модель byod как средство формирования информационной этики'

Модель byod как средство формирования информационной этики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / BYOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беленов Николай Валерьевич, Самсонова Оксана Сергеевна

В данной статье речь идет о смысле BYOD в образовании при решении двух основных проблем проблемы обеспечения каждого школьника собственным мобильным устройством и проблемы «что делать с мобильными телефонами учащихся в школе?»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель byod как средство формирования информационной этики»

Модель BYOD как средство формирования информационной этики

1 2

Беленов Н. В. , Самсонова О. С.

1 Беленое Николай Валерьевич /Belenov Nikolay Valeryevich - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра ИКТ в образовании;

2Самсонова Оксана Сергеевна /Samsonova Oksana Sergeevna - студент, факультет математики, физики и информатики,

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

Аннотация: в данной статье речь идет о смысле BYOD в образовании при решении двух основных проблем

- проблемы обеспечения каждого школьника собственным мобильным устройством и проблемы «что делать с мобильными телефонами учащихся в школе?».

Ключевые слова: образовательная модель, BYOD, информационная этика, образовательные результаты.

Одним из важных компонентов в современном процессе обучения является образовательная модель. Образовательная модель — образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения [1]. Существует несколько видов образовательных моделей: «1 ученик: 1 компьютер», «Перевернутый урок», «Повсеместное обучение», «BYOD» и т. д.

Сегодня мы все чаще слышим от родителей и учителей: «Как отвлечь своих детей от девайсов, ведь они совсем перестали учиться...». А что если не бороться с привязанностью детей к своим устройствам, а использовать её для образовательного процесса. Одной из самых популярных для решения таких задач можно назвать модель Bring Your Own Device.

BYOD - это аббревиатура английского выражения Bring Your Own Device (приноси свое собственное устройство). Смысл BYOD в образовании состоит в том, что учителя и администрация школ не запрещают, а разрешают и всячески мотивируют учащихся на то, чтобы они приносили в школу свои ноутбуки, планшетники и смартфоны. BYOD является ответвлением образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер»

- с несколькими, правда, существенными уточнениями.

BYOD - это способ одним движением решить две очень важные проблемы, стоящие перед современным образованием. Во-первых, проблему обеспечения каждого школьника собственным мобильным устройством. При BYOD подходе мобильное устройство - это собственность и забота семьи, а не школы. Естественно, школа может рекомендовать наиболее подходящие модели, помогать родителям договариваться с поставщиками оборудования, создавать программу финансовой поддержки малообеспеченных семей, но принцип остается принципом - устройство является собственностью семьи.

Во-вторых - это все более остро ощущаемая проблема: «Что делать с мобильными телефонами учащихся в школе?» Массовая практика сегодня - не только у нас, но и за рубежом - запрещать их использовать. Но понятно, что на запретах далеко не уедешь. По данным последних социологических опросов 60 % подростков признают, что они пользуются во время уроков своими мобильными телефонами для отправки sms сообщений, несмотря на запреты своих учителей. Понятно, что чем дальше, тем меньше по размерам и мощнее по возможностям будут мобильные устройства. BYOD - это путь к их «легализации» и превращению из врагов в союзников [2]. Эта модель подразумевает использование сети Интернет в образовательном процессе школы. Благодаря развитию коммуникационных технологий, появляются исследования, направленные на создание базы понятия и основных аспектов информационной этики, которая учитывала бы специфические черты осуществления работы в интернете [3]. Когда общение и работа в сети утрачивают этические ориентиры и избегают социального контроля, в результате возникает угроза негативного влияния медиаконтента на мировоззрение человека [4]. Поэтому очень важным аспектом является понятие об информационной этике.

Информационная этика — дисциплина, исследующая моральные проблемы, возникающие в связи с развитием и применением информационных технологий. Развитие информационной этики очень важно для современного общества [5]. Одна из задач учителя состоит в том, чтобы сформировать и развить компетентность обучающихся в области правового и этически нормативного использования информационно-коммуникационных технологий. Информационная этика связана с компьютерной этикой и философией информации.

Компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов [6].

Важность развития информационной этики у обучающихся описана в требованиях к образовательным результатам во ФГОС (Федеральный Государственный Стандарт).

При анализе перечня образовательных результатов к личностным, связанным с информационной этикой, относят: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,

религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности [7].

К метапредметным результатам, связанным с информационной этикой, относят: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий [8]. Использование модели BYOD на уроках информатики дает огромные возможности для формирования информационной этики на уроках информатики.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование модели BYOD дает большие возможности; формирование информационной этики тесно связано с личностными и метапредметными результатами; на уроках по теме «Основы функционирования сети Интернет» с помощью модели BYOD можно достичь хороших образовательных результатов.

Литература

1. Глоссарий (словарь основных педагогических терминов) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/153-4897 (дата обращения 05.07.2015).

2. Панкова Т. В., Тимохина Е. «BYOD в школе». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //letopisi.org/index.php/BYOD в школе (дата обращения 05.07.2015).

3. Модальный опыт обучающихся - основа создания комфортного информационного режима средствами информационно-коммуникативных технологий. Гафарова Е. А. Вестник науки и образования. 2015. № 2 (4). С. 73-75.

4. Применение информационных средств обучения на уроках технологии. Зырянов А. В., Воронов В. А. Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 118-119.

5. Онлайн словарь Академик. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/641500 (дата обращения 06.07.2015).

6. Онлайн словарь Академик. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/647726 (дата обращения 06.07.2015).

7. О понятии информационного общества. Помазной Ю. А. Проблемы современной науки и образования. 2014. № 2 (20). С. 65-68.

8. ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/768/72768/50521 (дата обращения 08.07.2015).

9. Галкина И. В. «Информационная этика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/shkola/informatika-i-ikt/all/2011/10/19/informatsionnaya-etika (дата обращения

08.07.2015) .

10. Бояркин В. В., Бояркина Л. А. «Этика в сети интернет». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17921235 (дата обращения 08.07.2015).

11. КовалеваЕ. И. «Нужна ли модель BYOD (Bring you own device) в школе?» [Электронный ресурс]. Режим

доступа: https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=10038&showentry=4249 (дата обращения

10.07.2015) .

12. Зильберман М. А. «Использование мобильных технологий (технологии BYOD) в образовательном процессе» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://didaktika.org/2014/p/ispolzovanie-mobilnyh-tehnologij-v-obrazovatelnom-processe/ (дата обращения 10.07.2015).

13. Манжуева О. М. «Информационная этика современного общества». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-etika-sovremennogo-obschestva (дата обращения

10.07.2015) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.