ИСТОРИЯ
М. А. Бируля (Москва)
«Модель Бекета»: канонизация прелатов в Х11-Х111 вв. в Восточной и Северо-Западной Европе
В статье рассматриваются особенности признания в Северной и Восточной Европе прелатов святыми после канонизации Томаса Бекета, поскольку появился новый тип святого - прелат, в заслугу которому ставилось противостояние светским правителям. На примере современников Бекета предпринята попытка проследить преемственность данной процедуры в Скандинавии; также рассмотрена проблема достоверности источников, которые легли в основу подтверждения святости Станислава Щепановского.
Ключевые слова: культ святых вХ11—ХШ вв. в Восточной и Северо-Западной Европе, св. Станислав, св. Томас Бекет, св. Тор-лак.
Термин канонизация по «модели Бекета» по имени Томаса Бекета (1118-1170 гг.; архиепископ Кентерберийский в 1162-1170 гг., канонизирован в 1173 г.) был предложен французским медиевистом Андре Воше1 для описания типа святого - прелата, оппонента светской власти. В то время как на европейском континенте была распространена больше практика почитания так называемых adelheilige (святых благородного происхождения, таких как князья и короли), в Англии к концу XII в. появился новый тип святого: прелат, противопоставляющий себя светской власти и ведущий политику в духе Григорианской реформы2.
Данный тип получил наибольшее распространение в XII-XIV вв. в Северо-Западной3 и Восточной Европе. Вероятно, к этому времени, когда в ряде стран конфликт между церковью и светской властью достиг своего апогея, духовенство предложило новую модель святости, построенную на страданиях духовных лидеров. Прелаты, чьи культы пыталась развить церковь, подвергались гонениям и притеснениям со стороны светских правителей, а иногда и погибали в ходе таких конфликтов. Важно отметить, что в процессе канонизации кандидат воспринимался и как защитник закона и справедливости, и как жертва гонений светских тиранов4.
Защищенное иммунитетами, духовенство в эпоху Генриха II (1133-1189; король Англии с 1154 г.). демонстрировало распутство и
падение нравов. Бекет в должности канцлера вел придворный образ жизни и был очень близок с королем - вероятно, поэтому он был рекомендован на должность архиепископа, не будучи рукоположенным прежде даже в священники5. После принятия сана он резко изменил курс, отказался от поста канцлера и начал пресекать все устремления короля ограничить права церкви. После попытки светских властей привлечь архиепископа к ответственности за растраты на посту канцлера Бекет удалился во Францию, но в 1170 г. вернулся в Англию, чтобы повторно короновать сына Генриха. Тот уже был коронован несколькими месяцами ранее прелатом из Йорка, хотя традиционно английских королей венчали на царство только архиепископы Кентербери. Отлучение Бекетом прелатов, которые провели первую коронацию, возмутило Генриха. Его рыцари ворвались в собор во время мессы и поразили архиепископа мечами в голову6.
Канонизированный уже спустя три года после своей смерти, То -мас Бекет стал образцом святого прелата. Столь скорое причисление к лику святых произошло, вероятно, потому, что архиепископ был близок с папой Александром III (1105-1181 гг.; Папа Римский с 1159 г.), который и провел церемонию. Поскольку сам Александр III в то время вел борьбу с Фридрихом Барбароссой (1122-1190 гг.; император Священной Римской империи с 1155 г.), его поддержка канонизации Бекета неудивительна. Культ св. Томаса очень быстро распространился во всем христианском мире, о чем свидетельствует скорое включение упоминаний о нем в календари и богослужебные книги7. Генриху II после канонизации архиепископа пришлось публично покаяться перед могилой святого.
История польского епископа Станислава Щепановского (10301079 гг., епископ Кракова с 1072 г.) поразительно напоминает историю Томаса Бекета - он также был поражен мечом в голову перед вечерней мессой у алтаря в результате конфликта с королем. Весьма примечательно то, что история Томаса в посвященных ему житиях была рассказана почти сразу же после смерти (кон. XII в.), а первое подобное произведение о Станиславе появилось лишь спустя почти полтора века после его смерти (тоже кон. XII в.). Вероятно, «модель Бекета» оказала определенное влияние на решение о канонизации польского епископа, поскольку в 1253 г. Станислав8 всё же был причислен к лику святых Иннокентием IV (ок. 1195-1254 гг.; Папа Римский с 1243 г.).
Причиной конфликта между королем и епископом магистр Вин-центий (1160-1223 гг.; епископ Кракова с 1207 г., польский хронист)
назвал бесконечные войны и частое отсутствие короля в стране. Он писал, что в отсутствие Болеслава II Смелого (ок. 1042-1081 гг.; князь в 1058-1076 гг., король в 1076-1079 гг.) Польша погрязла в разбоях и грабежах, и епископ Станислав заявлял о падении нравов. После безуспешных попыток настоять на возвращении короля в страну рыцари начали покидать Болеслава и возвращаться в Польшу. Когда разгневанный монарх начал преследовать отступников, епископ Станислав выступил в их защиту, призывая явить христианское милосердие, но Болеслав не внял его увещеваниям. Тогда епископ отлучил короля от церкви, тем самым лишив монаршей власти. Такой поступок не мог не повлечь за собой последствий, и Станислав, вероятно спасаясь от гнева Болеслава, оставил кафедральный храм св. Вацлава в Вавельском замке, удалившись в близлежащий костел св. Архангела Михаила на Скалке. Король, узнав об отлучении, в порыве гнева ворвался с дружиной в костел во время мессы, обвинил епископа в измене, поразил его мечом в голову, а затем приказал своим воинам разорвать тело Станислава на куски9.
Нет никаких достоверных источников о подробностях конфликта между королем Болеславом и епископом Станиславом10. В Хронике Галла Анонима (первая половина XII в.) мы не находим какой-либо подробной информации об этом, констатируется лишь факт конфликта11. Судя по всему, хронист явно намеренно уходит от подробного описания события. Термин «йга^ог», которым Галл назвал епископа, последующие авторы понимали как «предатель», хотя в эпоху Галла он мог обозначать человека, который просто выразил неповиновение королю и вовсе не являлся зачинщиком заговора. Данный термин сформировал у поздних хронистов и историков совершенно противоположное впечатление - они воспринимали Станислава как епископа, который восстал против жестокого и несправедливого короля, и одобряли его поступок. Опираясь на довольно лаконичные материалы хроник, они явно додумывали общий контекст, описывая события, произошедшие как минимум столетием раньше. Чем больше времени проходило с момента события, тем большими подробностями обрастала история. В сочинении магистра Винцен-тия предыстория и описание конфликта построены на основе хроники Галла, но изобилуют не встречающимися в предшествующих источниках подробностями. Причиной этому могло быть использование источников, не дошедших до последующих авторов, которые копировали и дополняли уже текст магистра, как более подробный и развернутый, нежели Галла. Также вероятно, что Винцентий просто
приукрасил историю Галла. Данное предположение можно сделать, например, исходя из стиля повествования - эпизод с орлами12 больше характерен для житийной литературы13. Поскольку в конце XII в. начинаются приготовления к процессу канонизации Станислава14, исследователи полагают, что хроника магистра Винцентия тенденциозна и была написана с ориентацией на последующее причисление епископа к лику святых15. Таким образом все авторы, касавшиеся сюжетов, связанных со св. Станиславом, основывались на хронике Галла Анонима, а он, в свою очередь, на материале анналов и устной традиции. Анналы же ничего нам не говорят о способе убийства епископа - есть только свидетельство, что он принял смерть от руки короля.
Схожую ситуацию можно наблюдать и в Скандинавии на примере наиболее известных святых региона и современников Беке-та - Торлака, сына Торхалля (1133-1193 гг.; епископ южного диоцеза на Палатном Холме с 1173 г., канонизирован в 1198 г. на Альтинге, официально - только в 1984 г.), и Гудмунда, сына Ари (1161-1237 гг.; епископ северного диоцеза на Пригорках с 1203 г., канонизирован в 1315 г. на Альтинге), в Исландии и архиепископа Эйстейна, сына Эрленда (ок. 1120-1188 гг.; епископ Нидароса с 1157 г., канонизирован в 1229 г. на синоде в Нидаросе), в Норвегии. Источники, касающиеся жизни скандинавских епископов, можно считать более достоверными, чем известия о Станиславе. Сохранились не только саги и истории, но и документы по земельным сделкам между епископами и бондами, послания и переписка16.
Торлак обучался в Одди у священника Эйольва, сына Сэмунда Мудрого (1056-1133 гг.; исландский писатель, священник). В XII-XIII вв. в Исландии обострились споры о контроле над церковной собственностью, процесс этот получил название «спор о стади-ре» (stadamal)17. Суть его сводилась к борьбе за право осуществления духовенством фактического контроля над землей, прежде лишь номинально принадлежавшей церкви, поскольку владельцы храмов имели значительную свободу в управлении их имуществом и доходами18. Церковь же стремилась ограничить возможности накопления богатств мирянами, а также перераспределять их в свою пользу. После своего рукоположения Торлак выдвинул требования, согласно которым церковь могла бы законно претендовать на владения бондов19, но ему пришлось отступить из-за отсутствия широкой поддержки среди исландцев, которые отвернулись от него после протеста Йо-уна, сына Ловта (ум. в 1197 г., один из самых влиятельных хёвдин-
гов20 в Исландии, глава клана из Одди). Торлак также рассчитывал на помощь архиепископа Эйстейна, но тот в 1180 г. был вынужден покинуть Норвегию по причине конфликта с норвежским конунгом Сверриром, сыном Сигурда (1151-1202 гг.; король с 1184 г.). Вероятно, поэтому Торлак и отказался от своих требований, так как после
бегства Нидаросского архиепископа он потерял союзника в борьбе с
21
исландскими хевдингами .
В сагах Торлак представляется как ярый поборник интересов католической церкви, что сделало его одной из наиболее ярких фигур своего времени. Откликаясь на веяния эпохи и будучи членом одного из наиболее влиятельных родов в Исландии, он рассчитывал реформировать исландскую церковь. Тем не менее его политика не увенчалась успехом, поскольку исключала компромиссы, приведя к столкновению интересов светской и духовной власти.
В связи с обострением указанной борьбы к концу XII в. неудивительно, что фигура Томаса Бекета стала популярна в Исландии22, а ок. 1200 г. даже была написана сага о нем23. Такая осведомленность о событиях в Англии могла быть обусловлена существованием тесных контактов между странами. Многие жители Исландии были выходцами с Британских островов, они поддерживали контакты с родичами24; торговали с британцами25; а во время своего обучения в Англии Торлак (как и Эйстейн) не могли не слышать о Томасе и его политике26. Судьба архиепископа Кентерберийского, а затем и политика, проводимая Торлаком, оказали сильное впечатление на епископа Гудмунда (1161-1237 гг.; епископ северного диоцеза на Пригорках с 1203 г., канонизирован в 1315 г. на Альтинге). Вдохновленный примером борьбы и смертью мученика, он упрямо отстаивал те же самые принципы в Исландии27. Исследователи отмечают параллели между Томасом и Гудмундом28: до своего рукоположения они оба были верными сторонниками своих светских покровителей, а после резко изменили политический курс29.
С конца Х в. духовенство периферии европейского христианского мира для легитимации своих святых и признания их общехристианскими, а также ради дополнительного престижа и признания обращалось к папе или к его легату. Данная практика превратилась в обычай и уже к середине XII в. папское одобрение де-факто стало обязатель-ным30. В юридическом плане процесс местной канонизации стал яснее после IV Латеранского собора (1215 г.), канон № 62 которого повторял декрет № 813 синода Майнца, уже внесенного в декрет Грациана. Он запретил почитание реликвий de novo inventas без разрешения папы31,
что было окончательно утверждено в 1234 г. когда декларация о канонизации стала де-юре полностью актом Святого престола. Таким образом, почти все ранние скандинавские святые, в том числе Тор-лак и Эйстейн, были объявлены канонизированными неофициально и без одобрения папы. Их разрешалось почитать лишь на локальном уровне, а если местное духовенство всё же претендовало на всеобщее признание своих святых, им предстояло пройти длительную процедуру, где решающее слово всё равно оставалось за папой. Некоторые исследователи предполагали32, что жития, возможно, были написаны как раз для получения папского одобрения. Несмотря на попытки духовенства официально канонизировать скандинавских епископов, католической церковью был признан только Торлак, и это произошло спустя почти восемь веков.
Подводя итог, нужно отметить следующее: борьба за влияние между светскими и духовными властями в ХП-ХШ вв. имела свои региональные особенности и не всегда приводила к смерти оппонентов в ходе подобных конфликтов. Канонизация епископов по примеру Томаса Бекета получила наибольшее распространение в Польше, Исландии и Норвегии, чему могло быть несколько причин. Польша в начале XII в. находилась в состоянии упадка и крайней раздробленности - ей необходим был символ, который смог бы сплотить поляков - и Станислав стал первым собственно польским святым. Источники, касающиеся его жизни, крайне ненадежны, тем не менее сведения о его мученической кончине напоминают историю Бекета, а эпизод об орлах и чудесном воссоединении отсеченных членов и вовсе выглядит сказочным.
Интерес к культу святых епископов в Скандинавии возник только после смерти Бекета в 1173 г. Сначала на Альтинге в Исландии в 1198 г. был канонизирован епископ диоцеза на Палатном холме Тор -лак, затем в противовес ему в 1200 г. - епископ диоцеза на Пригорках Йоун33. В 1229 г. на местном соборе в Нидаросе причислили к лику святых и Эйстейна. Торлак и Эйстейн могли познакомиться с Томасом во время своего обучения в Англии и Франции, а по возвращении домой начали проводить схожую церковную политику, стремясь освободить церковь от светского давления и влияния, пусть и безуспешно. Некоторые эпизоды из жизни Гудмунда напоминают жизнь Бекета; их сравнивали еще при жизни епископа диоцеза на Пригорках. Вместе с тем, согласно материалам саг, Гудмунд стал по-настоящему народным святым, и официальная канонизация, возможно, была призвана лишь подтвердить данный статус.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Vauchez A. La sainteté en Occident aux derniers siècles du Moyen Age d'après les procès de canonisation et les documents hagiographiques. Rome, 1981.
2 McCreesh B. Saint-Making in Early Iceland // Scandinavian-Canadian Studies. Vol. 17 (2006-2007). P. 14.
3 На Британских островах и в Скандинавии, где епископат обладал внушительной властью и где его авторитет пыталась подорвать аристократия, данный тип святого мученика-епископа получил наибольшее распространение. Большинство английских местночтимых святых были епископами. См.: Ibid. P. 198-199.
4 Vauchez A. La sainteté en Occident... P. 197-198.
5 Его предшественник, архиепископ Теобальд (1090-1161 гг., архиепископ с 1139 г.), умер 18 апреля 1161 г.; через несколько месяцев канцлер Бекет был назначен его преемником. 23 мая 1162 г. королевским советом епископов и вельмож его избрание было подтверждено. Лишь 2 июня 1162 г. Бекет был рукоположен в священники, а 3 июня 1162 г. - в архиепископы.
6 The Golden Legend or Lives of the Saints / compiled by J. de Voragine, Archbishop of Genoa, 1275; first edition published 1470; englished by W. Caxton. First Edition 1483; ed. by F.S. Ellis. Temple Classics, 1900. (Reprinted 1922, 1931). Vol. 2. P. 82-87.
7 См.: Foreville R. Le jubilé de saint Thomas Becket, du XIIIe au XVe siècle (1220-1470). Études et documents. Paris, 1958. P. 242.
8 Vauchez A. La sainteté en Occident. P. 198.
9 Chronica seu originale regum et principum Poloniae. Lwow, 1872. T. 2. (Monumenta Poloniae historica.) S. 193-453.
10 Вопрос о виновнике ссоры между Болеславом и краковским епископом Станиславом остается спорным (Drzymala К. Sw. Stanislaw biskup Krakowski i Boleslaw Smialy Krol Polski // Studia Historyczne. Krakow, 1981. R. 24. Z. 4. S. 657-667). Относительно места убийства епископа Станислава см.: Kurbis В. Jak czytac najstasze teksty o sw. Stanislawie // Znak. Krakow, 1979. R. 31. S. 322; Witkowska A. Wawel i Skalka // Znak. Krakow, 1979. R. 31. S. 358-365.
11 Chronica seu originale regum et principum Poloniae.; см. также: Хроника Галла Анонима. М., 1961. С. 57-58.
12 После смерти мученика к церкви св. Михаила Архангела прилетели четыре орла (со всех концов света) и охраняли останки епископа Станислава.
13 Chronica seu originale regum et principum Poloniae... S. 296-297.
14 Легенда об орлах и воссоединении частей тела епископа впоследствии более развернуто дана в одном из житий св. Станислава: автор сравнивает чудесное исцеление тела епископа и раздробленные польские княжества, которые должны воссоединиться, чтобы Польша вновь стала великой. См.: Vita major. Lwow, 1884. T. 4. (Monumenta Poloniae historica.) S. 391-392.
15 См.: Balzer O. Studium о Kadlubku. Lwow, 1935. T. 1-2; Ossolin-ski J. M. Wiadomosci historyczno-krytyczne do dziejow literatury polskiej, о pisarzach polskich. Krakow, 1820. Т. 2. S. 374-625.
16 См.: Diplomatarium Islandicum: Islenzkt Fornbrefasafn, sem hefir inni a halda bref og gjorninga, doma og maldaga, og arar skrar, er snerta Island ea islenzka Menn. Kaupmannahofn, 1857-1876. Bnd. 1.
17 Juliusdottir Sigridur. The major churches in Iceland and Norway. Host, 2006. P. 14.
18 Как правило, здание церкви строилось на частной территории и собственники рассчитывали извлечь выгоду из данной ситуации путем получения доходов с прихода.
19 В скандинавских странах в Средние века свободные люди, имевшие свое хозяйство и не принадлежавшие к знати; свободные крестьяне.
20 Хёвдинг - вождь, политический лидер в Исландии.
21 Torfi K. Stefansson Hjaltalin. Islensk Kirkjusaga. Reykjavik, 2012. Bls. 81.
22 Подробнее об отношении исландцев к Бекету см.: The life of Gudmund the Good, Bishop of Holar / ed. by G. Turville-Petre, E. Olszewska. Coventry, 1942. P. XIV-XXV.
23 Magnusson Erikr. The Last of the Icelandic Cummonwelth // Saga-Book of the Viking Club: or Orkney, Shetland and Nothern Society. London, 1906-1907. Vol. 5. P. 324.
24 Archbishop Thomas Becket / ed. by E. Magrnsson, M. A. Kt. Dbrg. London, 1883. Vol. 2. P. VI.
25 Ibid. P. VII.
26 Thomas saga erkibyskups / ed. by E. Magrnsson. London, 1875. P. X.
27 Erikr Magnusson. The Last of the Icelandic Cummonwelth.
28 Примечательно, что составитель «Саги о Гудмунде» брал пассажи из «Саге о Томасе», причем не самые достоверные. См.: Archbishop Thomas Becket. P. LXI.
29 The life of Gudmund the Good, Bishop of Holar. P. XXV.
30 The Saga of Bishop Thorlak (torlaks saga byskups) / transl. by A. Jakobsson and D. Clark. London, 2013. P. VIII.
31 «Idcirco in concilio generali provide novimus esse prohibitum, ne quis reliquias de novo inventas publice venerari praesumat nisi a Romano Pontifice prius fuerint approbatae» (The Statutes of the Fourth General Council of Lateran. London, 1843. P. 43).
32 См.: Jon Helgason. Porlaks saga. Copenhagen, 1976. B. XX. (Kulturhistorisk leksikon for nordisk middelalder.) S. 388-91; Heinzelmann M. Translationsberichte und andere Quellen des Reliquienkultes. Turn-hout, 1979; Schlafke J. Das Recht der Bischöfe in causis sanctorum bis zum Jahre 1234. Cologne, 1960. S. 417-433; Kemp E. W. Canonization and Authority in the Western Church. London, 1948; Weinstein D., Bell R. M. Saints and Society. The Two Worldsand Western Christendom, 1000-1700. Chicago. 1982; противоположную точку зрения см.: AsdisEgilsdottir. Formali II Biskupa sögur II. Reykjavik, 2002. Bls. CX.
33 Первый епископ северной четверти, Йоун сын Эгмунда (10521121 гг., епископ с 1106 г.). Известно, что он имел двух жен и был влиятельным хёвдингом. Поэтому, хотя он и вел активную просветительскую деятельность, его святость не воспринималась столь бесспорно, как Торлака, который соблюдал целибат на протяжении всей жизни и вел активную политику против обмирщения церкви.
M. A. Birulya
"Becket's Model": canonization of prelates in the 12th -13th centuries in Eastern and North-Western Europe
The article was based on the problem of the peculiarities of recognition prelates as saints in Northern and Eastern Europe after the canonization of Thomas Becket - because then arose the new type of saint - the prelate, who put up himself against secular authorities. On the example of Becket's contemporaries, an attempt to trace the continuity of this problem in Scandinavia was made; also was considered the problem of reliability of sources, which formed the basis for the confirmation of the sanctity of Stanislaw Szczepanowski. Keywords: cult of saints in XII-XIII centuries in Eastern and North-Western Europe, st. Stanislav, st. Thomas Becket, st. Thorlak.