Научная статья на тему 'Модель анализа денежно-кредитной политики в условиях управляемого плавания валютного курса'

Модель анализа денежно-кредитной политики в условиях управляемого плавания валютного курса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IS-LM/MF-МОДЕЛЬ / ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ / КРИВАЯ ФИЛЛИПСА / ИНДЕКС МОНЕТАРНЫХ УСЛОВИЙ / ФУНКЦИЯ ПОТЕРЬ / НЕПОКРЫТЫЙ ПАРИТЕТ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК / IS-LM/MF-MODEL / INFLATION TARGETING / PHILLIPS CURVE / MONETARY CONDITIONS INDEX / LOSS FUNCTION / UNCOVERED INTEREST PARITY CONDITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поляков Антон Евгеньевич

В статье рассматриваются вопросы определения характера управляющих воздействий денежно-кредитной политики, которые являются реакцией Центрального банка РФ на возникающие в экономике шоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model Analysis of Monetary Policy Under a Strategy of Managed Floating

This article examines the questions finding the characteristics of control actions of monetary policy, which is a reaction of the Central Bank of Russian Federation in the shocks.

Текст научной работы на тему «Модель анализа денежно-кредитной политики в условиях управляемого плавания валютного курса»

а. е. Поляков

МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ УПРАВЛЯЕМОГО ПЛАВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КУРСА

В статье рассматриваются вопросы определения характера управляющих воздействий денежно-кредитной политики, которые являются реакцией Центрального банка РФ на возникающие в экономике шоки.

Ключевые слова: IS-LM/MF-модель; инфляционное таргетирование; кривая Филлипса; индекс монетарных условий; функция потерь; непокрытый паритет процентных ставок.

Присоединение России к ВТО в декабре 2011 г. должно способствовать значительной либерализации торговли, в равной степени как и вступление в торговый блок Китайской Народной Республики, преимущества от которой получат не только российские производители, но и иностранный бизнес. Основные выгоды национальная экономика извлечет скорее не в результате снятия экспортных ограничений (так как правилами ВТО торговля углеводородами и биржевыми металлами не регулируется), а от внутренних реформ, которые позволят повысить эффективность отечественного производства под воздействием усилившейся конкуренции на внутреннем рынке. Кроме того, вступление в блок закладывает основу «для существенного качественного и количественного роста двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества» [1] между Россией и США. При этом источником наращивания двустороннего потенциала взаимодействия является отмена действующей с 1974 г. поправки Джексона -Вэника, которая предусматривает применение в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискриминационных тарифов и сборов.

Отсюда следует, что в ближайшее время ситуация в российской экономике будет характеризоваться нарастающими темпами интернационализации хозяйственной жизни. Вместе с тем внешнеэкономическая деятельность может оказать существенное воздействие на протекающие в национальной экономике процессы, в том числе посредством экзогенных событий (шоков), которые способны дестабилизировать объемы совокупного выпуска и привести к колебаниям уровня инфляции.

В этой связи возрастает роль государственного регулирования, основным финансово-экономическим методом которого выступает денежно-кредитная политика. В рамках денежно-кредитной политики Центральным банком РФ используются следующие экономические инструменты: установление ставки рефинансирования и нормы обязательного резервирования, проведение операций на открытом рынке и определение границ валютного коридора. В интересах формирования рационального соотношения между этими инструментами денежно-кредитного регулирования необходимо иметь модель, позволяющую оценивать влияние управляющих воздействий Центрального банка РФ на совокупный выпуск и инфляцию в условиях экономических шоков.

Одной из основных моделей, сложившихся в теории и практике управления и ориентированных на краткосрочную экономическую динамику, является модель

Манделла - Флеминга (МБ-модель), представляющая собой расширенную версию модели Хикса - Хансена (^-ЬМ-модель).

Однако как сама модель Хикса - Хансена, так и модель Манделла - Флеминга обладают рядом существенных недостатков, к которым следует отнести следующие:

1. МБ-модель выводится из предпосылки использования Центральным банком РФ в качестве операционной цели показателей денежной базы, что не соотносится с существующей в настоящее время практикой проведения монетарной политики, ориентированной на краткосрочные процентные ставки.

2. В модели отсутствуют показатели уровня инфляции, так как ^-ЬМ-модель соотносит номинальные и реальные процентные ставки при условии постоянства цен, т. е. при уровне инфляции, равном нулю. Вместе с тем для российской экономики оценка влияния на инфляцию параметров денежно-кредитного регулирования является приоритетной, что обусловлено социальной направленностью экономической политики государства.

3. В классическом виде модель не совместима с основными теориями денежно-кредитной политики в открытой экономике, такими как теория паритета покупательской способности (РРР) и теория паритета непокрытых процентных ставок (ШР).

В целом обозначенные выше несовершенства моделей К-ЬМ, МБ не позволяют использовать их для формирования рациональных параметров денежно-кредитной политики РФ. Следовательно, можно говорить о необходимости формирования модели экономики, учитывающей влияние мер денежно-кредитной политики на совокупный выпуск и инфляцию.

Разработка такой модели является целью настоящей статьи.

Исходя из назначения модели, в ней для анализа денежно-кредитной политики целесообразно выделить следующие структурные блоки:

1) блок совокупного выпуска, который позволяет соотнести объемы совокупного выпуска с изменениями параметров денежно-кредитной политики в условиях шока совокупного спроса;

2) блок инфляционных ожиданий, отражающий возможные действия экономических агентов, обусловленные шоком совокупного предложения и текущими параметрами денежно-кредитной политики;

3) блок правил монетарной политики, который объединяет выходные параметры блоков совокупного выпуска и инфляционных ожиданий и соотносит их на условии перетока капитала при воздействии экономических шоков;

4) блок графического анализа денежно-кредитной политики, предназначенный для наглядного отображения влияния денежно-кредитной политики на совокупный выпуск и инфляцию в условиях экономических шоков.

Рассмотрим формальную структуру указанных блоков.

Блок совокупного выпуска. Для описания основных особенностей денежно-кредитного регулирования в открытой экономике предлагается использовать функцию совокупного выпуска (у), характеризуемого с позиции процентных ставок и обменного курса [2, 3]:

у = -аг - рДд + е1, (1)

где у - логарифм отклонения совокупного выпуска;

г - реальная процентная ставка;

Дц - логарифм изменения реального обменного курса;

а, в - структурные параметры открытой экономики (а - чувствительность совокупного выпуска к изменениям процентной ставки, в - чувствительность совокупного выпуска к изменениям обменного курса);

е1 - агрегированный шок спроса.

Выбор логарифмического масштаба предопределен тем, что данное применение обеспечивает линеаризацию функции совокупного выпуска и для получения структурных параметров может быть использована линейная регрессия.

Представление совокупного выпуска в форме (1) обусловлено тем, что монетарная политика в рамках таргетирования инфляции основывается на предположении о действии денежно-кредитного регулирования на экономическую систему и уровень инфляции, в частности, с помощью двух элементов трансмиссионного механизма:

1) процентной ставки, которая влияет на уровень расходов и инвестиций;

2) обменного курса, который воздействует на цены импорта и в конечном итоге на уровень инфляции.

Блок инфляционных ожиданий. Так как Центральным банком РФ в настоящее время осуществляется переход к таргетированию инфляции, то представляется целесообразным использовать для анализа уравнение кривой Филлипса, в котором уровень инфляции (п) определяется инфляционными ожиданиями (пе), изменениями совокупного выпуска у и шоками предложения (е2):

п = пе + dy + е2, (2)

где d > 0 ^ - параметр, отражающий чувствительность уровня инфляции к изменениям совокупного выпуска).

Параметры соотношения (2) аналогично параметрам соотношения (1) выражены в логарифмическом масштабе.

Рассматривая денежно-кредитное регулирование в краткосрочном периоде, предлагается исходить из того, что фирмы используют стратегию ценообразования, при которой цены остаются постоянными вне зависимости от колебаний обменного курса, т. е. в экономике наблюдается жесткость цен. Следовательно, инфляционные ожидания формируются рационально, а уровень инфляции колеблется относительно таргетируемого Центральным банком РФ показателя п0. В этом случае кривая Филлипса, являясь результатом решения межвременной проблемы максимизации прибыли фирм, которые конкурентоспособны и монопольно устанавливают цены, принимает вид:

п = п0 + dy + е2. (3)

Блок правил монетарной политики. Органы денежно-кредитного регулирования РФ в области валютной политики придерживаются стратегии управляемого плавания, которая в отличие от традиционных режимов обменного курса характеризуется следующими основными особенностями:

1) для обменного курса не установлен целевой показатель, что противопоставляется режимам с ползущей привязкой и фиксированным обменным курсом;

2) обменный курс в основном определяется Центральным банком РФ, что противопоставляется режиму свободного плавания, при котором обменный курс устанавливается рынком.

В данной статье под управляемым плаванием предлагается понимать режим, при котором Центральный банк РФ непосредственно устанавливает процентную ставку на внутреннем денежном рынке и реальный обменный курс на валютном рынке. Вследствие этого в качестве основного элемента моделирования представляется целесообразным использовать индекс монетарных условий MCI [4], который является линейной комбинацией операционных целей - реальной процентной ставки и изменений реального обменного курса, и весовых коэффициентов, отражающих их относительное воздействие на совокупный выпуск. На практике значения коэффициентов индекса монетарных условий соответствуют коэффициентам функции совокупного выпуска (1), поэтому MCI может быть определен следующим образом:

MCI = r + eAq. (4)

а

Представив формулу (1) в виде

У = -а

а

(5)

функцию совокупного выпуска с учетом равенства (4) можно записать как:

у = -аМС1 + е4. (6)

Основываясь на предпосылке о том, что конечной целью денежно-кредитной политики является содействие повышению уровня благосостояния граждан, можно утверждать, что в системах с гибким обменным курсом данная цель, как правило, интерпретируется с точки зрения сохранения уровня инфляции, близкого к целевому показателю. Следовательно, денежно-кредитная политика может быть направлена либо на снижение собственных потерь, либо на повышение благосостояния населения государства за счет поддержания таргетируемого уровня инфляции. В квадратичной форме потери Центрального банка РФ [5, 6] можно представить соотношением:

L = (п - по)2 + Ау2, (7)

где L - логарифм квадратичных потерь;

А - параметр, определяющий уровень приоритетности совокупного выпуска по отношению к инфляции.

Особенностью квадратичной функции потерь является то, что как положительные, так и отрицательные отклонения от целевых значений генерируют пропорциональные потери/выигрыши экономических агентов. Данная функция (7) позволяет оценивать в процессе моделирования потери при различных видах инфляционного таргетирования:

1) А = 0 - политика полного таргетирования инфляции;

2) А £ (0; 1) - политика «легкого» таргетирования инфляции;

3) А = 1 - политика, направленная на регулирование совокупного выпуска.

С учетом уравнения кривой Филлипса (3) функцию потерь Центрального банка РФ (7) можно представить в виде:

L = ((п0 + dy + е2) - п0)2 + Ау2 = d2y2 + е2 + 2dyг2 + Ау2. (8)

Рациональные параметры денежно-кредитной политики должны обеспечивать минимум функции (7) при выбранном уровне таргетирования инфляции. Необходимое условие минимума функции (8) имеет вид:

П (у) = 2d2y + 2de2 + 2Ху = 0, (9)

откуда величина совокупного выпуска при рациональной денежно-кредитной политике равна:

Подставив полученное значение у из формулы (10) в левую часть (6) и поделив обе части на а, получим:

—е2--Дц+-е1, (11)

a(d + X) а а

при этом с учетом формулы (5) равенство (11) можно записать:

г + eAq = MCIopt =1 El + (dd e2. (12)

а а a(d + X)

Соотношение (12) связывает оптимальные значения искомых параметров г и Дц денежно-кредитной политики Центрального банка РФ. Однако ему соответствует бесконечное множество величин г и Дц. Поэтому для однозначного определения наилучшего соотношения между компонентами г и Дц необходимо (12) дополнить условием непокрытого процентного паритета ШР [7], в соответствии с которым доходности идентичных финансовых активов, деноминированных в разных валютах, равны при условии отсутствия какой-либо защиты от валютного риска:

Д5 = i - г*, (13)

где Д - ожидаемое относительное приращение валютного курса;

i - доходность в национальной валюте, номинальная ставка; г - доходность в иностранной валюте, номинальная ставка. В современной науке ШР используется как составная часть модели общего равновесия, учитывающей динамику макроэкономических переменных, ожидания экономических агентов, финансовый блок действий Центрального банка РФ и Правительства РФ.

Уравнение (13), соответствующее теории непокрытого процентного паритета, является системообразующим в стратегии управляемого плавания, так как позволяет определить необходимость и объем государственного вмешательства в экономику. С этой целью следует рассмотреть различные варианты, которые принимает условие непокрытого процентного паритета.

1. Если Центральным банком РФ целевое значение обменного курса устанавливается без учета премии за риск, то условие ШР принимает вид:

^ = г - г*, (14)

где Д^ - таргетируемый обменный курс.

2. Если премия за риск отличается от нуля и/или рынок ожидает изменения обменного курса Ase, который отличается от таргетируемого AsÈ, то стратегия управляемого плавания подразумевает нарушение UIP:

i - i* ф Ase + y, (15)

где y - рисковая премия.

2.1. Условие притока капитала:

i - i* > Ase + y. (16)

В результате притока капитала и роста внутренних валютных резервов государственное вмешательство может осуществляться без установления бюджетных ограничений.

2.2. Условие оттока капитала:

i - i* < Ase + y. (17)

Центральный банк РФ компенсирует отток капитала, что приводит к сокращению валютных резервов, при достижении критического уровня которых государственное вмешательство должно быть приостановлено.

Приток/отток капитала компенсируется за счет стерилизационного вмешательства Центрального банка РФ, объем которого определяется в зависимости от степени нарушения uIP. При этом денежно-кредитная политика должна быть описана в реальном выражении, с этой целью уравнение номинального uIP следует модифицировать с помощью уравнения И.Фишера:

i = r + п; (18)

i* = r* + п*. (19)

В таком случае uIP в реальном выражении принимает вид:

Aq = r - r*. (20)

Полученное уравнение позволяет определить фактическую позицию денежно-кредитной политики, преобразовав MCI следующим образом:

MCI =

1 + в

r-вг * . (21)

Следовательно, индекс монетарных условий в реальном выражении определяется динамикой внутренних и внешних реальных процентных ставок. Это позволяет утверждать, что в рамках управляемого плавания автономное регулирование MCI возможно в условиях удержания обменного курса в границах таргетируемо-го уровня, т. е. при неравномерном влиянии каналов обменного курса и процент-

в i

ной ставки на динамику производства — ^ 1.

а

Полученные результаты позволяют сформулировать правила денежно-кредитной политики:

1) устанавление процентной ставки таким образом, что фактическая позиция монетарной политики равна оптимальной позиции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) стерилизация иностранного вмешательства на валютном рынке при выполнении обменным курсом условия ШР.

Блок графического анализа денежно-кредитной политики. Для графического анализа денежно-кредитной политики в открытой экономике в условиях управляемого плавания валютного курса и таргетирования инфляции используем полученные ранее уравнения (6), (3), (4), (20).

Данные уравнения позволяют описать корректирующее вмешательство органов денежно-кредитного регулирования в процесс формирования процентных ставок и валютного курса под воздействием различного рода шоков.

Шок спроса. В результате отрицательных шоков спроса кривая у0, имеющая отрицательный наклон, смещается к у1 (рис. 1). В соответствии с уравнением (12) реакцией Центрального банка РФ на данный вид шока является снижение индекса монетарных условий от МС10 к МС11, что позволяет полностью компенсировать шок, изменив Дq; г.

МС1 МС1

Рис. 1. Монетарная политика в условиях шока спроса

Шок предложения. В случае отрицательного шока предложения (е2 < 0) кривая Филлипса смещается из положения Р0-кривая к Р^кривая, реакция денежно-кредитной политики, исходя из уравнения (12), определяется целевым уровнем параметра X. Таким образом МС10 снижается до МС11 вследствие понижения реальной процентной ставки г1 и реального обменного курса Ад1 (рис. 2).

Подводя итог вышесказанному, отметим, что полученная модель денежно-кредитной политики позволяет определить направление регулирующего воздействия Центрального банка РФ, являющегося реакцией на действие различных шоков. При этом моделирование реакции Центрального банка РФ осуществляется с учетом правил денежно-кредитной политики и концепции инфляционного таргетирования, что позволяет использовать полученную модель применительно к современным реалиям российской экономики.

Использованные источники

1. http://kremlin.ru.

2. McCallum B. T., Nelson E. Nominal income targeting in an open-economy optimizing model // Journal of Monetary Economics. 1999. № 43 (3).

3. McCallum B. T, Nelson E. Monetary policy for an open economy: An alternative framework with optimizing agents and sticky prices // Oxford Review of Economic Policy. 2000. № 16 (4).

4. http://www.bankofcanada.ca.

5. Карев М. Г. Выявление целевой функции Банка России / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010.

6. Svensson L. E. O. Inflation targeting as a monetary policy rule // Journal of Monetary Economics. 1999. № 43.

7. Шульгин А. Г. Валютный курс и международные финансы: конспект лекций. М.: Вектор, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.