Научная статья на тему 'Модель адаптации хозяйствующего субъекта на высококонкурентном продовольственном рынке'

Модель адаптации хозяйствующего субъекта на высококонкурентном продовольственном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ / АДАПТАЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атаева Л. Б., Хашиг И. Х.

В статье рассмотрены подходы построения динамической модели предприятия. Предложена модель адаптации хозяйствующего субъекта на высококонкурентном продовольственном рынке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель адаптации хозяйствующего субъекта на высококонкурентном продовольственном рынке»

МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА НА ВЫСОКОКОНКУРЕНТНОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ

Л.Б. АТАЕВА,

старший преподаватель кафедры экономического анализа, Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, 369000, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36;

И.Х. ХАШИГ,

Абхазский государственный университет, преподаватель,

384904, Республика Абхазия, г. Сухум, ул. Университетская, 1

В статье рассмотрены подходы построения динамической модели предприятия. Предложена модель адаптации хозяйствующего субъекта на высококонкурентном продовольственном рынке.

Ключевые слова: управление, модель, адаптация, продовольственный рынок, конкуренция.

Коды классификатора JEL: L66, Q18.

Процесс управления предприятием можно рассматривать как процесс принятия решений, направленных на создание, поддержание и развитие конкурентных преимуществ предприятия с целью его адаптации к внешним и внутренним требованиям среды [1].

Для построения динамической модели предприятия, позволяющей проводить сравнительный анализ различных вариантов управленческих решений, требуется однозначное представление происходящих на предприятии экономических процессов с учетом взаимной обусловленности текущих решений и последующих событий в комплексной взаимосвязи между ними, роли каждого решения в функционировании предприятия. Поэтому представим систему «Предприятие» в виде управляемой и управляющей подсистемами, связанными между собой информационным контуром, по которому циркулирует информация о состоянии управляемой подсистемы, информация о состоянии внешней среды и управляющая информация.

Управляющая подсистема представляющая собой совокупность методологии управления, процесса управления, структуры управления и техники управления, предназначена реализовывать управленческие функции. Она призвана всесторонне оценивать деятельность предприятия, увязывая в единое целое различные, но в то же время взаимосвязанные аспекты его деятельности, которые, будучи вместе взятыми, определяют достижение намеченных целей и устойчивость функционирования в рыночных условиях.

Управляющую подсистему опишем структурированным множеством решений, которые принимаются по определенным правилам путем соответствующей обработки информации и направлены на создание конкурентных преимуществ.

Среди воздействий управляющей подсистемы (и, V) по организации функционирования управляющей подсистемы выделим решения, присущие трем уровням управления двух типов: управляющие воздействия ^ которые определяют желаемую программную траекторию развития, и управления V, удерживающие на ней предприятие.

Соотнесем уровни управления с тремя основными, учитываемыми при построении модели факторами, влияющими на конкурентное преимущество, которые отражены следующими постулатами:

1. Предприятие получает наибольшее конкурентное преимущество, когда представляет интерес для вовлеченных в деловое сотрудничество представителей непосредственного окружения. Взаимовыгодное сотрудничество с непосредственным окружением позволяет достигать синергетического эффекта.

Выбор для делового сотрудничества конкретных представителей из непосредственного окружения, осуществляется принятием управленческих решений стратегического уровня. Таким образом, именно эти решения определяют характеристики непосредственного окружения (например, для покупателей: цена, количество, сроки поставок, срок оплаты и ожидания) и вход ресурсов в систему. Обозначим и1 и VI решения уровня стратегического управления.

2. Управление предприятием положительно влияет на конкурентное преимущество, если при распределении ограниченных ресурсов гармонизируются, согласовываются и координируются различные аспекты его деятельности.

Формирование снабженческой, сбытовой, инвестиционной, производственной и финансовой программ осуществляется принятием тактических решений, которые распределяют ресурсы между различными направлениями деятельности предприятия. Решения и2 и V2 уровня тактического

© Л.Б. Атаева, И.Х. Хашиг, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

управления зависят от принятых стратегических решений, которые задают релевантную зону функционирования предприятия.

3. Предприятие достигает более хороших целевых результатов, чем менее неэффективных бизнес-процессов включает его деятельность (благодаря снижению потерь).

Обозначим решения оперативного уровня по организации процессов снабжения, производства и сбыта — из и ¥3, касающиеся осуществления запланированной программы и определяющие совокупность бизнес-процессов.

При построении модели предполагаем, что фактическая деятельность предприятия осуществляется на заданном уровне эффективности, а возникающая необходимость корректировок обуслов-

внешней и внутренней среде.

Рр = {Рр.-Рр >Рр}г ГРЫ/ характеризующие функционирование предприятия, выделив соответственно параметры, анализируемых трех уровней управления. На основе параметров Р1, являющимися параметрами уровня стратегического управления, принимаются стратегические решения. Они отражают, например, стратегический потенциал, сильные и слабые стороны предприятия в сравнении с внешней средой, инвестиционную привлекательность. Показатель конкурентоспособности стратегического уровня управления — рост стоимости предприятия.

Параметры уровня тактического управления Р2, анализируемые при принятии тактических решений, являются основой цикла тактического управления. Показатель конкурентоспособности на тактическом уровне управления — интегральный показатель финансово-хозяйственной деятельности. Параметры уровня оперативного управления Р3, отражают характеристики всех процессов производственно-хозяйственной деятельности в результате выработанной стратегии. В числе параметров уровня оперативного управления следует особо выделить те, которые позволяют выявить «узкие места» деятельности, поскольку максимальная производительность системы определяется ограничивающим фактором. Показателем конкурентоспособности на уровне оперативного управления является показатель конкурентоспособности продукции.

Подчеркнем, что параметры выделенных уровней важны для принятия решений, адаптирующих деятельность предприятия к новым условиям хозяйствования или планомерно улучшающих ее.

Информация о состоянии управляемой подсистемы характеризует результаты функционирования предприятия, которые имеют важное значение не только при принятии управленческих решений управляющей подсистемой. Они оказывают влияние на осознанные решений, принимаемые окружением в отношении сотрудничества с предприятием. В частности, чтобы предугадать поведение покупателей, эта информация должна характеризовать уровень дифференциации и затраты предприятия, так как выделяются только два типа стратегий при их классификации по признаку ориентации на покупателей. Следовательно, в модели важно отразить влияние всех управленческих решений и обусловленных ими действий на увеличение (углубление) дифференциации продукции и на снижение себестоимости.

Информация о состоянии внешней среды характеризует представителей внешнего окружения с позиции их влияния (положительного или негативного) на деятельность предприятия. Среди этой информации особо важной является информация о представителях непосредственного окружения, поскольку предприятие имеет возможность управлять взаимоотношениями с ними, тем самым создавая себе уникальные условия функционирования, которые в случае благоприятности будут положительно влиять на конкурентнее преимущества предприятия. 22 2

Параметры внешней среды Ру — макроокружение, и Ру = {Ру , Ру , Ру ...} — непосредственное окружение, объединенные в несколько групп.

Множество этих параметров анализируется руководством предприятия параллельно с параметрами предприятия при принятии управленческих решений.

Внешняя ср 2да предъявляет к деятельности предприятия соответствующие требования, которые об®значиву 2ля мйкросреды и

5у = {5у 5у 5у ...} для непосредственного окружения. Поведение непосредственного окружения опишем через сравнение параметров предприятия стратегического уровня и требований окружения.

Отметим, что выбор управляющей подсистемой конкретных деловых партнеров и условий взаимодействия с ними однозначно формирует вход X управляемой подсистемы, так как известны все основные характеристики для определения входа (входящие потоки работников, денег, материалов, оборудования, заказов на продукцию).

Выход Y представим как выходящие потоки готовой продукции, денег, заказов поставщикам, оборудования и т.п. На него влияют процессы производственно-хозяйственной деятельности, инициированные управленческими решениями.

Таким образом, необходимо построить модель системы, описываемой зависимостями (1):

МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА///

191

Решения VI, V2, V3, направленные на регулирование производственно-хозяйственной деятельности при ее фактическом осуществлении при построении модели не учитываем.

Представленные рекуррентные соотношения и концепция адаптации предприятия к внешним условиям функционирования отражают циклы трех уровней управления. Они отражают динамическую зависимость между принимаемыми решениями и целевыми показателями и затем обратную связь.

Построение подобной модели может использоваться как теоретическая основа непрерывного совершенствования деятельности предприятия по выявлению, поддержанию и развитию конкурентных преимуществ предприятия с целью формирования его конкурентоспособности [4].

Для исследования сложной системы «Предприятие» и формирование стратегии его развития используются аналитические или численные методы исследования, так как экспериментировать с реальными объектами часто бывает невозможно, непрактично и неэкономично. Мы применили методы имитационного моделирования, что позволило лучше понять реальную систему «Предприятие» и разработать механизм формирования стратегии развития последнего, так как имитация позволяет изучать поведение динамических систем в режиме приведенного времени и предсказывать результаты их функционирования. При этом проведение имитации является дешевым способом изучения с точки зрения затрат на исследование, времени его проведения и машинного времени. Нами была выбрана одна из моделей Форрестера типа «заказчик — производитель — реализация», наиболее характерная формализация современного промышленного предприятия. Модель Форрестера отражает детерминированную структуру обработки информации и принятия решений. Для нас интерес представляет непрерывная «настройка» и улучшение системы «Предприятие» с целью его адаптации к рыночным условиям.

Схематично динамика моделируемой системы описывается ниже.

Структура модели характеризуется совокупностью резервуаров (накопления в системе, физические или информационные), которые связаны между собой потоками (бизнес-процессами), возникающими как результат принятия решений на основе имеющейся информации управленческих решений. Содержимое резервуара определяется входящими и исходящими потоками, темпы которых отличаются друг от друга. Поэтому значение уровня в данный момент характеризует разность между ними. Значение уровней обусловливают управленческие решения относительно предстоящих действий, которые влияют на темпы потоков (скорость выполнения операции). Темп потока устанавливается в соответствии с функциями решений, которые содержат формализованную логическую последовательность обобщения информации и отражают установленные правила принятия решений. Темпы потоков, в свою очередь, являются причиной изменений уровней.

Чтобы воспользоваться методом Форрестера для построения модели функционирования и адаптации предприятия, важно:

1. Очертить функциональные контуры управления на уровнях стратегического, тактического и оперативного управления, которые выделяются для упорядочения совокупности резервуаров и потоков системы.

2. Идентифицировать по каждому функциональному контуру управляемые переменные, на которые воздействует менеджер.

3. Представить управляемую подсистему совокупностью бизнес-процессов и физических накоплений в системе, объединенных в сети

Формирование упорядоченных элементов управляемой подсистемы отражает видение управляющей подсистемы взаимосвязанных снабженческих, производственных и финансовоинвестиционных процессов управляемой подсистемы как следствие принятых управленческих решений, вызывает определенные действия людей, направленных на его реализацию. С этих позиций управляющая подсистема логично представлена через совокупность бизнес-процессов (операции), выполняемых при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности. Информация о состоянии управляемой подсистемы характеризует результаты работы предприятия [2].

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

Для описания управляемой подсистемы требуется выделить материализованные (физические) и информационные резервуары и потоки. Предложенные Форрестером шесть сетей, описывающих движение оборудования, денежных средств, материалов, заказов покупателей, рабочей силы и информации, которая связывает остальные сети, важно расширить сетями, изображающими циркулирующие заказы поставщикам на приобретение материалов (сырья, полуфабрикатов и услуг), заявки к кредитным организациям или другим инвесторам для привлечения заемных средств и другими сетями взаимодействия с непосредственным окружением.

4. Представить управляющую подсистему совокупностью управляющих воздействий и сформировать правила принятия решений с учетом трехуровневой системы управления, направленной на непрерывное улучшение деятельности предприятия.

5. Систематизировать информацию, анализируемую при принятии управленческих решений и сформировать информационную сеть.

6. Сформировать правила принятия управленческих решений в системе, поскольку динамика выделенных взаимосвязанных потоков определяется определенными правилами их принятия.

7. Задать правила поведения экономических агентов. При этом могут использоваться экспертные оценки относительно их степени удовлетворения, требований и стабильности.

Для математической реализации данной схемы составляется система уравнений, описывающая взаимодействие множества переменных, объединенных в два класса: характеризующих величину уровня и характеризующие темп потока.

Структура модели и взаимосвязанные уравнения изображаются в виде диаграмм, которые помогают избежать ошибок и объяснить сущность модели наглядно. Структурная схема резервуаров и потоков дополняет систему уравнений, позволяющих измерить и представить в количественном выражении динамические изменения, происходящие в них. Она учитывает наличие взаимосвязей в системе, отличает уровни от темпов потоков, отделяет друг от друга сети, показывает, какие факторы учитываются в каждой функции решения при определении темпа потока. Однако она не рассматривает, какие функциональные связи существуют внутри функции решений.

Данный метод моделирования направлен на лучшее понимание процесса управления, на исследование совместного влияния на деятельность предприятия различных факторов, тем самым моделирование нацелено на принятие успешных решений с целью поддержания конкурентных преимуществ предприятия.

Структурирование управляющей подсистемы требуется осуществить для исследования существующей на конкретном предприятии практики выработки управленческих решений (модель «как есть») и формирование представления о том, как должно осуществляться эффективное управление (модель «как должно быть»). Поскольку для структурирования управляющей подсистемы важно очертить вырабатываемую в рамках кибернетической схемы управляющую информацию, то перед нами стоит задача представления стратегии, как совокупности управляющих воздействий, выбирая которые менеджеры могут определять процесс функционирования предприятия для реализации стратегической концепции развития и адаптации к рынку. Отсутствие стратегии и нестабильность социально-экономической среды определяют импульсивное, непредсказуемое и, часто, нацеленное на краткосрочные интересы экономического поведения предприятия. Тогда как разработка долгосрочной стратегии, выбор конкурентоспособных стратегических и эффективных тактических действий, а также их соответствующее выполнение в значительной степени влияют на благополучие предприятия. Поэтому предприятия нуждаются в формализованной процедуре стратегического управления. Существуют ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления и выработки пакета согласованных управленческих решений в рамках трехуровневой системы управления [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева Ю.В. Теория управления/ Ю.В.Васильева и др.. М.: Финансы и статистика, 2007.

2. Лагоша Б.А. Оптимальное управление в экономике. М.: Финансы и статистика, 2007.

3. Мисаков В.С. Управление становлением рыночных инструментов в развитии инфраструктуры региона.

Нальчик: ЗАО «Насып», 2009.

4. Попов С.А. Стратегическое управление. Модульная программа подготовки менеджеров. М.: ИНФРА-М,

2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.