Научная статья на тему 'Мода как социальный феномен и объект социологического анализа'

Мода как социальный феномен и объект социологического анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11098
1586
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОДА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ / СВОЙСТВА МОДЫ / ФУНКЦИИ МОДЫ / FASHION / SOCIAL PRESTIGE / SOCIAL CHARACTERISTICS / FASHION FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хаустова Алина Александровна

Автор рассматривает моду как социальный феномен. В статье характеризуются социальные свойства и функции моды, проводится их анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examined fashion as social phenomenon. Main social characteristics of fashion and its functions are emphasized. Their analysis is carried out.

Текст научной работы на тему «Мода как социальный феномен и объект социологического анализа»

Алина ХАУСТОВА

МОДА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Автор рассматривает моду как социальный феномен. В статье характеризуются социальные свойства и функции моды,

проводится их анализ.

The author examined fashion as a social phenomenon. Main social characteristics of fashion and its functions are emphasized.

Their analysis is carried out.

Ключевые слова:

мода, социальный престиж, свойства моды, функции моды; fashion, social prestige, social characteristics, fashion functions.

Мода имеет огромное социокультурное значение и оказы -вает влияние на различные слои населения. Особенно актуальна мода в молодежной среде, в частности среди студентов. В самом широком смысле мода определяется как суще -ствующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение к внешним формам культуры. При этом автор не ставит знак равенства между модой и культурой личности или куль -турным уровнем индивидуума, хотя такие тенденции всегда при -сутствуют и наглядно проявляются. В принципе социум предопре деляет культуру индивидуума, а уже тот, в зависимости от уровня развития, слепо или обдуманно выбирает модную форму одежды, предметов или стиль поведения.

Современная мода представляет собой динамическую форму стандартизированного массового поведения, возникающую пре -имущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обще стве настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений и т.д1. На практике стандарты реализуются через популярную журналь -ную литературу, масс медиа, художественное творчество, показы на подиумах и другие мероприятия.

Большинство социологов считают, что феномен моды возник в период зарождения капиталистических отношений, когда в резуль тате мануфактурного производства выпуск одежды (как и предметов роскоши) упростился, а значит появилось больше возможностей для низших слоев общества подражать высшим. В литературе име ются различные точки зрения относительно социальных свойств моды. Не вдаваясь в подробное их рассмотрение, отметим такие ее характерные черты:

— цикличность (периодическая обращенность к прошлому, тра -дициям);

— иррациональность (мода обращена к эмоциям, а не к логике человека);

— подражательность (мода как процесс подражания элите);

— демонстративность (демонстрация принадлежности к более высоким слоям общества);

— динамизм (быстрая смена элементов моды или моды как явле -ния);

— взаимопроникновение тенденции к социальному выравнива -нию и тенденции к индивидуальному различию;

— универсальность (сфера деятельности моды фактически не ограничена);

ХАУСТОВА

Алина

Александровна — ассистент Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва аНпа_Ыаш^уа@ mail.ru

1 Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М. : Мысль, 1971, с. 48.

— нормативность (мода тесно связана с социальной нормой);

— знаковость (мода интерпретируется как совокупность знаков, которые демон -стрируют положение человека в обще -стве);

— массовость (мода распространяется среди различных классов, социальных слоев, профессиональных групп, демогра -фических категорий и т.д.).

Считается, что мода — это обычно непро -должительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит отно сительно быстрое и масштабное измене -ние внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей. Однако это положение справедливо лишь отчасти, поскольку для разных слоев населения имеется своя пространственно временная структура, обусловленная специфичностью значи мых для нее факторов. Так, например, для молодежи явление моды носит фраг ментарный характер и исчисляется меся цами, особенно в городских центрах, где существуют клубы, театры и другие места скопления молодежи. Для более пожилой части населения, да еще и проживающей в сельской местности, пространственно временные рамки смены атрибутики моды могут растягиваться на годы и даже десятилетия. Иными словами, понятие моды необходимо привязывать не только к отдельным групповым предпочтениям, но и учитывать социальный статус различ ных групп населения, место проживания, а также этнический, возрастной и терри ториальный компоненты.

Эволюция моды как отношение к внутренним формам культуры (идеям, воззре ниям) обязательно связана с определен ными периодами развития человечества. Однако, несмотря на высокую подвиж ность моды, парадокс состоит не только в ее непрерывной изменчивости, но и в определенной стабильности и устойчи вости. Именно свойство устойчивости, в отличие от фрагментарности, позволяет судить о четко выраженных трендах в моде и определять границы, пусть даже диффуз -ные, проникновения стилей тех или иных направлений. Последнее обстоятельство, с одной стороны, дуалистично и разно направленно, с другой — методологиче -ски оправданно. Именно изменчивость и адаптивность отдельных элементов любой системы придает ей устойчивость. Иначе

чем больше разнообразие составляющих моды, тем она более устойчива, т.е. может существовать более длительное время.

С социологических позиций в фено -мене моды ведущим аспектом является внешнее проявление социальнго статуса и престижа, которые отличаются для раз личных слоев населения. Так, например, для высокообеспеченных групп населения пожилого возраста престижным являются костюмы Versace, часы Cartier, автомобили Bentley. Все эти бренды и марки показы -вают социальную устойчивость и обеспе ченность. В то же время для студенческой молодежи, находящейся только в начале своего жизненного и профессионального пути, престижными будут бренды моло -дежной одежды Fred Perry, Stussy, Native, Pointer и др., которые характеризуются легкостью, удобством и функциональ ностью. Кроме того, не последнюю роль играет ношение тех или иных значимых для той или иной социальной группы предметов как средств отражения индиви дуальности.

Зарубежными исследователями выде -ляются 4 основных подхода к определе -нию феномена моды: концепция под ражания (Г. Тард, Г. Зиммель); теория демонстративного поведения (Т. Веблен, В. Зомбарт, Р. Куниг); концепция объясне -ния моды на основе коллективного пове дения (Г. Блумер); семиотический под -ход к изучению моды (Р. Барт, Р. Сеннет, Ж. Бодрийяр).

Разнообразие научных подходов имеет в своей основе различные теоретические конструкты, задающие соответствующие векторы исследований. Наиболее при емлемым, по мнению автора, является семиотический подход к объяснению моды. В его основе лежат такие социоло гические явления, как «знак» и «статус». Другими словами, мода рассматривается как совокупность знаков, которые характеризуют положение человека в обществе, что является социологическим предметом анализа.

В современных условиях обычно рас -сматривают моду как динамичную смену культурных образцов массового поведе -ния, что раскрывает два основных при знака моды — динамичность и массовость. Тем не менее игнорировать стохастиче ский компонент моды, по мнению автора, нельзя. И здесь тоже очень важно знать, насколько случайности могут влиять на

становление стандартов моды. В этих усло -виях с точки зрения управления модными трендами в одежде и выпуске других пред метов важно минимизировать возникаю щие отклонения в как можно более корот кие промежутки времени. Собственно говоря, по такому принципу сегодня рабо тают практически все известные бренды. При этом фирма под маркой известного дома выявляет тренды и с помощью гиб ких производств сокращает или увеличи -вает объем выпускаемого товара.

Мода изменяется и отражает измене -ния в труде, социальной жизни, вкусах и потребностях. В соответствии с изме нением социальных ролей мужчин и женщин изменяются и модные тренды. Например, женщины берут мужские эле -менты одежды. Женщины осваивают мужские профессии, и, следовательно, в женской моде вырабатывается мужской стиль (например, брючные костюмы). По сути, мода фактически отражает про цессы, происходящие в обществе, — и материальные, и духовные. Например, в периоды военных конфликтов население начинает обращаться к военной форме или камуфляжной одежде. С другой стороны, мода сама является субъектом изменений внешних обстоятельств. С помощью моды вырабатываются и модифицируются стан дарты поведения и социальные образы вещей. При этом важно помнить о свой стве выборочности моды, поскольку она обращена не к каждому человеку и не ко всему обществу в целом, а лишь к опреде -ленным социальным группам. Отсюда важно сформировать запросы тех целевых групп, на которые рассчитаны будущие тренды моды.

Таким образом, специфика модного процесса состоит в «навязывании» массо -вых потребительских моделей, выступаю щих символами престижной современно сти. Сегодня процессу моды свойственна утрата былой жесткости и сегментации, ему свойственно постоянное ускорение циклов процесса, а также усиливающаяся связь с медиа индустрией, шоу и кино бизнесом, «визуальной культурой».

Важным аспектом характеристики моды является ее функциональное предназна -чение. В отечественной социологии наи -более распространено определение функций моды, предложенное А.Б. Гофманом:

1) регулятор сознания и поведения;

2) показатель социального положения

и престижа; 3) показатель эстетической ценности1.

Данные функции могут быть интерпре тированы как отражение в моде отноше ния индивида к себе, к другим людям, к миру в целом.

Касаясь первой функции и рассматри -вая моду в качестве регулятора сознания и поведения, следует иметь в виду возмож ности моды по удовлетворению потреб -ности человека в социальной адаптации в изменяющихся условиях среды. В этих случаях социальное поведение человека характеризируется тем, принимает ли он модный стандарт образец или нет.

Вторая функция моды — показатель соци -ального положения и престижа — акценти -рует внимание на том, что мода отражает социальную дифференциацию, выделяя самые разнообразные социальные группы и слои. Модная одежда и другие предметы способствуют интеграции внутри одних слоев и групп и в то же время их отделению от других. Таким образом, мода является не только отражением, но и фактором соци альной стратификации. Как правило, этот фактор становится значимым для соци альных слоев с низким уровнем доходов. В то же время эффект дифференциации по принадлежности к тем или иным кругам приобретает особую значимость в группах, причисляющих себя к среднему классу или особенно к так называемой элите общества. Здесь нормы поведения, образовательный и культурный уровни отступают на второй план, а модная атрибутика доминирует. Стремление выделиться любой ценой, осо бенно через способ одеваться, в этой среде является превалирующим.

Мода в масштабах всего общества воз -никает там и тогда, где и когда существует возможность изменения социального статуса и подражание одних социаль ных классов и групп другим посредством заимствования определенных культурных образцов. Такое заимствование служит иногда одним из средств самоутверждения «восходящих» классов.

Как отмечает З.Б. Элькина, следование моде удовлетворяет потребность индивида принадлежать к определенной общно -сти, которая нередко выступает в крайне аморфной, иллюзорной форме, однако индивид испытывает удовлетворение от

1 Гофман А.Б. Мода и люди, или новая теория моды и модного поведения. — М. : Агентство «Издательский сервис», 2000, с. 138.

принадлежности к ней1. Анализируя моду как показатель социального положения и престижа, З.Б. Элькина утверждает, что мода всегда сопряжена с оценкой и может быть повсюду, где имеются, по крайней мере, три компонента: субъект оценки, нуждающийся в упрочении, создании или изменении своего социального положе ния; объект оценки, выступающий как социально значимый объект; возмож ность приобщения субъекта оценки к объекту оценки, т.е. доступность потре -бления предмета культуры. Предмет куль -туры — это физические свойства объекта, включенные в функционирование моды. Отсутствие одного из названных эле -ментов ведет к тому, что мода в обществе (группе) не функционирует.

Думается, это заявление весьма катего рично, а взаимоотношения между субъектом и объектом могут носить самые разно образные формы при неизменном соци альном поведении. Все зависит от того, что считать социально значимым объек том. Часто для модельеров предлагаемая линия моды представляется значимой, в то же время для широких слоев населе ния в большинстве случаев она проходит незамеченной или бывает невостребо -ванной в силу различных обстоятельств. Приобщение субъекта оценки к объекту оценки также в принципе может не проис -ходить, например за счет высоких цен на тот или иной модный объект, а сам объект не всегда является предметом культуры. При всем при этом мода всегда присут -ствует в той или иной группе населения.

Мода выражается в определенном пове дении субъекта оценки, часто не осознаваемом, когда происходит приобщение к объекту оценки для создания или закрепле -ния собственного престижа. Социальные оценки (например, разновидности «соот носительной оценки», личный и соци альный престиж) оказывают важнейшее влияние на самоуважение личности, ее выбор, поскольку формирование личности происходит в процессе постоянного срав нения себя с окружающими. Сравнение оказывает влияние на восприятие и оценку потребляемых благ и тем самым — на пре -стиж самого их потребителя. Если соци -альная роль потребителя для индивида является главной, то и потребительский

1 Элькина З.Б. Мода и ее социальная роль : автореф. дис. ... к.филос.н. — Л. : ЛГУ, 1974, с. 45.

престиж становится для него определяю -щим, вытесняя или оттесняя на перифе -рию его сознания престиж остальных видов деятельности и человеческих качеств. В последнем случае происходит переориен -тация личности в ущерб другим ценност ным категориям, в т.ч. и по отношению к окружающим. Определение престижа по отношению к окружению тогда преломля ется в сознании личности по схеме: «модно одетый человек требует к себе уважения, а немодный — теряет свой статус в обществе». Это достаточно серьезная социологическая проблема у молодежи теряет свою остроту по мере старения индивидуума.

Итак, потребность в престиже, т.е. уважении и самоуважении, относится к числу важнейших потребностей чело века. Потребление, в частности потре -бление модной одежды, — одна из сфер, в которых эта потребность реализуется и удовлетворяется. Престиж служит одним из инструментов, посредством которых действуют социальные нормы: в обычных условиях то, что и как выбирается (напри мер, одежда), должно вызывать уважение как самого потребителя (внутренний пре стиж), так и его социальной среды (внеш -ний престиж). И наконец, мода выступает как показатель эстетической ценности объектов внешней и внутренней (духов -ной) культуры. Выделение этой функции обусловлено тем, что моду часто воспри нимают как эстетическую норму, на кото рую должна ориентироваться личность.

Таким образом, обобщая все вышеска занное, подчеркнем, что анализ специ фики, структуры и функций моды как процесса позволил определить ее как динамичную смену культурных образцов массового поведения и потребительских моделей, играющих роль символов, обо значаемых как социальный статус и пре стиж. Моде присуща тенденция к посто янному движению и инновациям, что инициируется ее главными атрибутив ными свойствами — новизной и подра -жательностью. Наиболее благоприятные условия для этого создаются в условиях общества массового потребления. При этом заметим, что, играя роль регуля -тора социального поведения индивидов и групп, мода сама может выступать как форма социального действия и поведе ния, что является предметом анализа для дальнейших исследований моды как осо бого социального явления и процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.