Научная статья на тему 'Мода как социальный фактор демонстративного потребления в процессе общественного развития'

Мода как социальный фактор демонстративного потребления в процессе общественного развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2581
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / ОБЫЧАЙ / ЦЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ДЕМОНСТРАТИВНАЯ ПРАЗДНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР / FASHION / CUSTOM / VALUE / SOCIAL GROUP / DEMONSTRATIVE CONSUMPTION / DEMONSTRATIVE IDLENESS / SOCIAL FACTOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попсуева Александра Анатольевна

Потребление в настоящее время является тем социальным процессом, который пронизывает практически все сферы общественноэкономической жизни. Поэтому понимание тех факторов, которые влияют на поведение потребителя при осуществлении выбора, анализ его ценностей позволяет оптимизировать управление спросом, более гармонично воздействовать на поведение потребителей, а также адекватнее осознавать происходящие общественные явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FASHION AS A SOCIAL FACTOR OF DEMONSTRATIVE CONSUMPTION IN THE PROCESS OF SOCIETY DEVELOPMENT

Today consumption is a social process which runs through all the socioeconomic spheres. Therefore, comprehension of the factors influencing the consumer’s choice, analysis of his values allows optimization of demand management, balanced impact on the consumers’ behaviour, and gives a better insight into the current social phenomena.

Текст научной работы на тему «Мода как социальный фактор демонстративного потребления в процессе общественного развития»

УДК 316.334.2 Попсуева Александра Анатольевна

аспирант кафедры управления персоналом Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [email protected]

МОДА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Popsueva Alexandra Anatolyevna

PhD student of the HR Management Department, Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen [email protected]

FASHION AS A SOCIAL FACTOR OF DEMONSTRATIVE CONSUMPTION IN THE PROCESS OF SOCIETY DEVELOPMENT

Аннотация:

Потребление в настоящее время является тем социальным процессом, который пронизывает практически все сферы общественноэкономической жизни. Поэтому понимание тех факторов, которые влияют на поведение потребителя при осуществлении выбора, анализ его ценностей позволяет оптимизировать управление спросом, более гармонично воздействовать на поведение потребителей, а также адекватнее осознавать происходящие общественные явления.

Ключевые слова:

мода, обычай, ценность, социальная группа, демонстративное потребление, демонстративная праздность, социальный фактор.

Summary:

Today consumption is a social process which runs through all the socioeconomic spheres. Therefore, comprehension of the factors influencing the consumer’s choice, analysis of his values allows optimization of demand management, balanced impact on the consumers’ behaviour, and gives a better insight into the current social phenomena.

Keywords:

fashion, custom, value, social group, demonstrative consumption, demonstrative idleness, social factor.

Потребляя определенные товары, как необходимые для существования, так и своего рода «излишества», человек тем самым конструирует свой уникальный образ, складывающийся из множества деталей. Так как потребляемые объекты заключают в себе не только практические, но и символические свойства, это позволяет индивиду удовлетворить основную потребность и продемонстрировать что-либо себе и окружающим. Актуальным для изучения в этом смысле является вопрос о том, какие именно факторы влияют на выбор индивида в процессе индивидуального потребления и какие из них являются доминантными. На протяжении всей эволюции демонстративного расходования, как отмечает Т. Веблен, очевидным образом подразумевается, что для того чтобы сохранить добрую славу потребителя, его демонстративное расходование должно быть направлено, кроме необходимого, также и на излишества [1, с. 71]. Анализ материалов теоретиков экономической социологии, изучавших данную область социальноэкономической жизни, необходимо приводит к выводу о том, что демонстративное потребление подвержено влиянию ряда факторов, которые нами и рассматриваются в данной статье. Так, такой фактор, как обычай испокон веков являлся ключевым для человека при выборе нарядов и зародился одновременно с желанием украсить себя и показать свое богатство. Однако в современном обществе обычай выступает основным фактором в процессе потребления лишь для небольшого количества социальных групп. Как правило, этот мотив связан с их религиозными убеждениями, национальной принадлежностью, на основании которых они следуют определенному жизненному укладу.

Рассмотрение тематики исследования в ракурсе хронологической последовательности деления истории человеческого развития на традиционное общество (премодерн), общество Нового времени (модерн) и постиндустриальное общество (постмодерн) позволит наиболее подробно исследовать названный нами предмет. «В классических моделях социологии, культурологии, истории глобальных парадигм, -говорит А.Г. Дугин, - выделяют две: парадигма Традиции и парадигма Современности». Парадигма Традиции, «традиционного общества» - это парадигма премодерна. Парадигма современности есть парадигма модерна. В фундаменте парадигмы Традиции, эпохи премодерна, как подчеркивает А.Г. Дугин, лежит в начале миф, а потом религиозная догматика [2]. Постмодерн ставит во главе угла человека в условиях динамично развивающегося общества, смещая с прежних мест все, существующие ранее ценности.

Ценности определенной эпохи также могут выступать как фактор демонстративной траты. В обществе премодерна наиболее ценным объектом являлась земля. В качестве господствующего класса в этом аграрном, прединдустриальном обществе выступала аристократия, пропагандирующая праздность и расточительность. Далее распространение получает оказание особого корпуса услуг, выказывающих демонстративную праздность господ. Вследствие возрастания денежного капитала общества в эпоху модерна он и становится основной ценностью. На первый план выходит демонстративное потребление объектов быстроразвивающегося массового производства. Тогда же появляется брендовая продукция, выпускаемая под определенной маркой. Регулятором поведения потребителей здесь становится уже мода, внедряемая в социум при помощи рекламы. Субъектами демонстративного потребления в эту эпоху являются

уже капиталисты как высший класс этого периода социально-экономического развития. Позднее, в российском обществе в период дефицитного доступа ко многим товарам именно они выступали ключевыми объектами демонстративного потребления.

Ценности и вкусовые предпочтения определенной социальной группы (престижность для них тех или иных благ) можно рассматривать как фактор демонстративного потребления. Безусловно, для различных социальных групп престижными являются и различные товары потребления. Для одних в качестве ценности выступает демонстрация материального положения посредством потребления дорогостоящих товаров, для других отнесение себя к определенной социальной группе, приверженной к какой-либо музыкальной или арт-субкультуре, интернет-сообществу, фанатскому клубу, определенным эстетическим идеалам, роду занятий и пр. Вся эта информация обычно закодирована во внешнем облике и образе индивида.

Среди множества потребительских мотивов одним из главенствующих в современном обществе является мотив престижа. Создание такого мотива у потребителя является основной задачей рекламы. Однако в современном обществе уже не так как прежде видны и часто попросту размыты границы социальных страт и групп, наблюдается полистилизм во вкусах, взглядах, эстетических предпочтениях. Отсутствие прямой классовой зависимости влияет на поведение потребителя и направляет его взор и образ мысли в сторону течений моды, демонстративное потребление подвергается быстроменяющимся трендам. Человек приобретает товар не только ради его практического использования, его свойства и стоимость несут в себе определенный код, который и становится основой социальной коммуникации и идентификации. Индивид потребляет продукт, являющийся значимым в той социальной группе, к которой он относится, в то же время человек может демонстративно потреблять определенные блага, тем самым пытаясь отнести себя к той или иной группе, к которой он не принадлежит, создавая для окружающих своеобразный виртуальный образ. Эти виртуальные образы формируются в сознании потребителя через СМИ, иллюстрации в печатной продукции, телевизионную и интернет-рекламу. Посредниками в данной коммуникации выступают «пионеры» модного потребления, то есть потребители, которые первыми перенимают предлагаемый модный образец. Как подчеркивает Ж. Бодрийяр, «в обществе всегда имелось привилегированное меньшинство, служившее экспериментальным полигоном для сменявших друг друга стилей, а уже в дальнейшем эти стилевые решения, методы и ухищрения повсеместно тиражировались ремесленниками» [3 , с. 69].

Наиболее ярко выраженным социальным фактором демонстративного потребления с определенного времени стала мода. И всю проблематику современного демонстративного потребления следует рассматривать неразрывно с понятием «мода», так как именно модные образцы потребления, поведения, праздности являются объектами статусного потребления.

По вопросу специфики механизмов распространения моды большинство исследователей высказывается за ведущую роль психологических факторов: подражание (Лебон), стремление к собственному величию (Фрейд), «желание быть значительным» (Дьюи), обретение социальной опоры (Зиммель) [4]. В процессе развития общества человек путем следования моде реализовывал свои потребности в обретении социальной опоры (Г. Зиммель), причислении себя к определенной статусной группе (М. Вебер), престижному потреблению (Т. Веблен), подражании высшему социальному классу (Г. Тард).

Мода всегда современна, даже если на данный момент в моде предметы прошлой эпохи, поэтому ее анализ и изучение всегда актуальны. «Мода, подобно прожектору, высвечивает в прошлом те или иные культурные образцы, делая их современными и доступными всеобщему вниманию», - подчеркивает А.Б. Гофман [5, с. 63]. В современном обществе потребления наблюдается множество стилей, нет определенной иерархии, бедные люди уже не подражают богатым, линейность моды рассеялась. Мода стала сложной, в ней преобладает полистилизм, различные тренды, стиль жизни как потребление, расточение социально значимых ресурсов. Общество не является простым продолжением предшествующего индустриального общества, что предполагает иную социокультурную динамику.

В области социологического знания ряд исследователей выделяют тенденции массовых процессов зарождения, утверждения и смены стереотипов восприятия, возникновение сходств, причиной которых послужили подражательные мотивы, характерные для мира моды. А.Б. Гофман, характеризуя моду как одну из форм социальной регуляции, утверждает, что «вопреки повседневному словоупотреблению мода принадлежит, прежде всего, не миру вещей, а миру людей». «Вещи, - говорит он, - сами по себе не меняются под влиянием моды; их изменяют люди, приписывающие им значения, взаимодействующие между собой и с культурой» [6, с. 12].

Различные объекты потребления служат причиной возникновения привычки, привязывая к себе потребителя при помощи доставляемого ему удовольствия. Воздействие на сознание, которое они оказывают по мере того, как становятся доступными для новых социальных классов, превращается в образ жизни. На данном основании у потребителя выстраивается модель поведения и мышления, привносящая качественные изменения в его жизнь.

Для обозначения существующих тенденций в области потребления Ж. Бодрийяр вводит термин «китч» как один из главных разрядов современных вещей, распространение которого порождает индустриализация общества. «Китч противопоставляет свою эстетику симуляции», - говорит Ж. Бодрийяр. Китч, по Бодрийяру, имитирует качественные материалы, подражает формам, «повторяет моду, не проживая ее» [7, с. 74]. Наряду с термином «китч» Ж. Бодрийяр выдвигает понятие «гаджет» как эмблему постиндустриального общества. Практическая польза гаджета минимизируется, подчеркивает Бодрийяр, выводя на первый план его игровую ценность и знаковую функцию.

Таким образом, здесь можно и необходимо сделать вывод о том, что в условиях постмодерна потребителем движет желание уникальности. Главным ресурсом общества постмодерна, является человеческий капитал и информация. Опять же и здесь существует определенная «верхушка» общества, задающая тон потреблению большинства. Объектами демонстративного потребления в данных обстоятельствах выступает уже не просто набор товаров как в предшествующие эпохи, а конструируемый образ, символи-

ческий код. Статусными также являются нематериальные предметы, такие как власть и особый стиль жизни. Наступает полнейшая эклектика как в моде, так и в целом в жизни. В обществе превалирует своеобразное смешение аристократической праздности и морали труда. Постмодернизму характерны глобализация, неопределенность, виртуальность, винтажность. Демонстративное потребление становится похожим на игру со знаковостью и символизмом образов.

Безусловно, совокупность множества факторов, воздействующих на потребителя, влияют на его поведение и образ жизни, создавая определенное социальное поле. В результате причины данного выбора, как отмечает В.И. Ильин, индивида могут лежать не в действии факторов А, Б, В и т.д., а в той атмосфере, которая возникла в результате взаимодействия всех этих факторов и индивидов, находящихся в данном поле [8].

Таким образом, проведя анализ выбранного объекта исследования, можно сделать вывод, что демонстративное потребление зародилось одновременно с потреблением в традиционном понимании данного термина и заняло весомое место в сфере общественной жизни, влияя на поведение потребителей. Безусловно, все разнообразие социальных факторов демонстративного потребления в совокупности отражаются на мотивах потребителя в процессе социальной демонстрации, однако следование или не следование модным тенденциям служит в итоге значимым социальным мотивом демонстративной потребительской практики в нашем сегодняшнем обществе, в том числе и российском.

Ссылки:

1. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 19S4.

2. Дугин А.Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. Курс лекций на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2009. URL: www.platonizm.ru (дата обращения: 17.06.2012).

3. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2006.

4. Коллекция словарей и энциклопедий на Academic.ru. URL: www.dic.academic.ru (дата обращения: 20.06.2012).

5. Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. СПб., 2004.

6. Там же.

7. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.

8. Ильин В.И. Социология потребления. Дистанционный курс лекций. URL: www.consumers.narod.ru (дата обращения:

09.05.2012).

References (transliterated):

1. Veblen T. Teoriya prazdnogo klassa. M., 1984.

2. Dugin A.G. Postfilosofiya. Tri paradigmy v istorii mysli. Kurs lektsiy na filosofskom fakul'tete MGU im. M.V. Lomonosova.

M., 2009. URL: www.platonizm.ru (date of access: 17.06.2012).

3. Bodriiyar Zh. Sistema veshchey. M., 2006.

4. Kollektsiya slovarey i entsiklopediy na Academic.ru. URL: www.dic.academic.ru (date of access: 20.06.2012).

5. Gofman A. B. Moda i lyudi: novaya teoriya mody i modnogo povedeniya. SPb., 2004.

6. Ibid.

7. Bodriiyar Zh. Obshchestvo potrebleniya. M., 2006.

8. Il'in V.I. Sotsiologiya potrebleniya. Distantsionniy kurs lektsiy. URL: www.consumers.narod.ru (date of access: 09.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.