Научная статья на тему 'Мобильный центр инженерно-технического творчества как реализация модели организации дополнительного образования детей и молодежи в области технического творчества'

Мобильный центр инженерно-технического творчества как реализация модели организации дополнительного образования детей и молодежи в области технического творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЙ ЦЕНТР / MOBILE CENTER / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ENGINEERING AND TECHNICAL CREATIVITY / ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / TECHNICAL THINKING / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH / ENGINEERING AND TECHNICAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданов Эдуард Рифович, Яфизова Регина Ахнафовна, Измаилов Рамиль Наильевич, Галиев Азат Фаатович

В статье рассматривается вопрос формирования инженерно-технического творчества детей и молодежи на базе высшего учебного заведения в условиях внедрения инновационного, высокотехнологического оборудования. Мобильный центр инженерно-технического творчества представляет собой мобильное шасси, оснащенное высокотехнологичным оборудованием. Такой подход позволит реализовать обеспечение доступности заинтересованной аудитории творческой молодежи, учителей и преподавателей к современным технологическим и образовательным ресурсам, реализованным в виде экспериментальных лабораторных комплексов, обеспеченных современным, уникальным, адаптированным высокотехнологическим оборудованием, позволяющим осуществлять формирование условий для развития и поддержки детского и молодежного научно-технического и инновационного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданов Эдуард Рифович, Яфизова Регина Ахнафовна, Измаилов Рамиль Наильевич, Галиев Азат Фаатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOBILE CENTER OF ENGINEERING AND TECHNICAL CREATIVITY AS AN IMPLEMENTATION OF MODEL OF THE ORGANISATION OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH IN THE FIELD OF TECHNICAL CREATIVITY

In article the question of forming of technical creativity of children and youth based on a higher educational institution in the conditions of implementation of the innovative, high-tech equipment is considered. Mobile Center of engineering and technical creativity is a mobile chassis, fitted with high-tech equipment. This approach will allow to realize accessibility of creative young people interested audience, teachers and lecturers to modern technological and educational resources, implemented in the form of experimental laboratory facilities, the provision of modern, unique, tailored high-tech equipment, allowing to carry out the formation of conditions for the development and support of children and youth scientific technical and innovative creativity.

Текст научной работы на тему «Мобильный центр инженерно-технического творчества как реализация модели организации дополнительного образования детей и молодежи в области технического творчества»

Жданов ЭдуардРифович, Яфизова Регина Ахнафовна, Измаилов Рамиль Наильевич и др. МОБИЛЬНЫИ ЦЕНТР ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ...

педагогические науки

УДК 372

МОБИЛЬНЫЙ центр инженерно-технического творчества как реализация МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

© 2016

Жданов Эдуард Рифович, кандидат физико-математических наук, доцент, декан физико-математического факультета Яфизова Регина Ахнафовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры программирования и вычислительной математики Измаилов Рамиль Наильевич, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры

прикладной физики и нанотехнологий Галиев Азат Фаатович, старший преподаватель кафедры прикладной физики и нанотехнологий Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (450000, Россия, Уфа, ул. Октябрьской революции, 3-а, e-mail: azat-red@ya.ru)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования инженерно-технического творчества детей и молодежи на базе высшего учебного заведения в условиях внедрения инновационного, высокотехнологического оборудования. Мобильный центр инженерно-технического творчества представляет собой мобильное шасси, оснащенное высокотехнологичным оборудованием. Такой подход позволит реализовать обеспечение доступности заинтересованной аудитории творческой молодежи, учителей и преподавателей к современным технологическим и образовательным ресурсам, реализованным в виде экспериментальных лабораторных комплексов, обеспеченных современным, уникальным, адаптированным высокотехнологическим оборудованием, позволяющим осуществлять формирование условий для развития и поддержки детского и молодежного научно-технического и инновационного творчества.

Ключевые слова: мобильный центр, инженерно-технические способности, инженерно-техническое творчество, техническое мышление, дополнительное образование детей и молодежи.

THE MOBILE CENTER OF ENGINEERING AND TECHNICAL CREATIVITY AS AN IMPLEMENTATION OF MODEL OF THE ORGANISATION OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH IN THE FIELD OF TECHNICAL CREATIVITY

© 2016

Zhdanov Eduard Rifovich, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor,

Dean of physical and mathematical faculty Yafizova Regina Akhnafovna, candidate of pedagogical sciences, Senior Lecturer of department of programming and calculus mathematics Izmailov Ramil Nailyevich, candidate of physical and mathematical sciences, Associate professor of application-oriented physics and nanotechnologies Galiyev Azat Faatovich, Senior Lecturer of department of application-oriented physics and nanotechnologies

Bashkir state pedagogical university of M. Akmullah (450000, Russia, Ufa, Bashkortostan, 3a Oktyabrskoy Revolutsii st., e-mail: azat-red@ya.ru)

Abstract. In article the question of forming of technical creativity of children and youth based on a higher educational institution in the conditions of implementation of the innovative, high-tech equipment is considered. Mobile Center of engineering and technical creativity is a mobile chassis, fitted with high-tech equipment. This approach will allow to realize accessibility of creative young people interested audience, teachers and lecturers to modern technological and educational resources, implemented in the form of experimental laboratory facilities, the provision of modern, unique, tailored high-tech equipment, allowing to carry out the formation of conditions for the development and support of children and youth scientific technical and innovative creativity.

Keywords: mobile center, engineering and technical abilities, engineering and technical creativity, technical thinking, additional education of children and youth.

Системный кризис ведущих экономик мира, протекающий в последние годы, настоятельно требует новых подходов к разработке стратегий его преодоления. Одной из эффективных стратегий преодоления кризиса, безусловно, является диверсификация экономики, предполагающая не только инвестирование в сферу реального сектора экономики, но и одновременное комплексное многоотраслевое развитие производства и сферы инновационных наукоёмких технологий.

Активное приобретение современной техники и технологий за рубежом не сыграло решающей роли в дальнейшем продуктивном развитии. Это обусловлено тем, что приобретённый потенциальным потребителем инновационный продукт является «вчерашним днём» для производителя данного продукта, который уже ставит и решает новые задачи дальнейшего научно-технического прогресса, заведомо обрекая потребителей на отставание в развитии. Поэтому «путь перенимания технологий» изначально нового игрока ставит в невыгодные экономические условия - ограниченные рынки сбыта, невозможность дальнейшего расширения производства, потенциально заниженная конкурентоспособность производимого и др. Такая спиралеобразная зависимость от мировых трендов по определению не может способствовать инновационному прорыву в развитии конкретной

сферы производства и экономики страны в целом.

Преодоление данной негативной, по сути своей, тенденции становится возможным за счёт капитализации человеческого потенциала, в первую очередь, - детей и молодёжи. Мы считаем, что только целенаправленное выявление инженерно-технических способностей и склонностей современных детей и молодёжи, технологическое сопровождение развития их инновационного потенциала в совместной проектно-конструкторской и изобретательской деятельности обеспечит не только высокий уровень капитализации человеческих ресурсов страны, но и станет главным фактором преодоления недостатка в конкурентоспособных и высококвалифицированных специалистах, готовых самостоятельно решать задачи, связанные с разработкой прорывных технологий, наукоёмких инновационных продуктов в различных сферах производства и диверсификацией экономики страны в целом [1].

Реализуемый нами проект нацелен на научно-техническое просвещение и воспитание поколения детей и молодежи, способного генерировать креативные идеи, продукты, создавать на их основе инновационные проекты, применять на практике полученные навыки и компетенции, используя ведущие мировые наукоемкие технологии прямого цифрового производства и прото-

педагогические науки

Жданов Эдуард Рифович, Яфизова Регина Ахнафовна, Измаилов Рамиль Наильевич и др.

МОБИЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ...

типирования.

Процесс развития инженерно-технического творчества сложен и включает целый ряд компонентов, в который входят пространственно-образцовое, логическое, теоретическое и практическое мышления. Формирование инженерно-технического творчества начинается с раннего возраста посредством моделирования, конструирования, в школе - при изучении математики, физики, на уроках технологии и информатики, в вузе при изучении дисциплин технической направленности.

Нами были проанализированы работы в области инженерно-технических способностей (П.М. Якобсон, Т.В. Кудрявцев, М.Г. Давлетшин, В.Ю. Ельцова, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский и др.). Наиболее близким понятие к понятию инженерно-технические способности в литературе является термин «технические способности».

Технические способности - индивидуально-психологические особенности личности, обусловливающие успешное решение задач технического характера. К техническим способностям относят развитое техническое и пространственное мышление, развитый глазомер и ручные умения. Как видно из определения, непосредственной частью «технических способностей» является «техническое мышление» [3].

Техническое мышление - это один из видов мышления, представляющий собой комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение задач, возникающих перед людьми в профессионально-технической деятельности (конструкторских, технологических, возникающих при обслуживании и ремонте оборудования и т.д.).

Под инженерно-техническим мышлением мы понимаем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.

Инженерно-техническое творчество - это деятельность, порождающая качественно новые результаты в области науки и техники, отличающиеся оригинальностью и уникальностью. К нему относятся: 1) рационализация, 2) изобретение, 3) открытие.

Одним из важнейших факторов развития инженерно-технических способностей является создание благоприятных условий, способствующих формированию и реализации интеллектуально-творческих, проектно-кон-структорских и научно-технических интересов и способностей обучающихся.

К таким условиям мы относим беспрепятственный доступ всех желающих к инновационному высокотехнологическому оборудованию и подготовленность педагога к инновационной творческой деятельности.

Новая модель системы дополнительного образования детей подразумевает объединение усилий школ, вузов и государства по созданию современных образовательных комплексов для детей.

В качестве опорного плацдарма по решению задач формирования инженерно-технического творчества детей и молодежи в Республике Башкортостан при поддержке министерства образования Российской Федерации и Правительства Республики Башкортостан при Башкирском государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы создан Мобильный центр инженерно-технического творчества. Данный центр выполняет роль лаборатории, располагающей высокотехнологическим оборудованием для образовательной, инновационной, проектной деятельности, с основным акцентом на детей и молодежь. Основными средствами обучения на мобильном шасси являются 3D-принтеры, станки с ЧПУ, оборудование для быстрого прототипиро-вания и работы с электроникой, робототехника, астрономия, биофизика и экомониторинг.

Первостепенной задачей представленного проекта

является обеспечение доступа детей и молодежи к современному оборудованию прямого технического, в том числе цифрового, производства для разработки, производства, испытания и реализации, в том числе для детей, живущих в отдаленных районах Республики Башкортостан и для детей с особыми потребностями [2].

Другой задачей является поддержка инновационного творчества детей и молодежи, в том числе в целях профессиональной реализации и обеспечения самозанятости детей и молодежи, которая в дальнейшем будет находить свое отражение в участии обучающихся данного центра в олимпиадах и конкурсах различного уровня. За недолгий период функционирования Мобильного центра, проект «Разработка инклюзивных средств для людей с нарушениями зрения», выполненный на его базе, был представлен на конкурсе «Умник».

Реализация данного проекта позволяет оказывать помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности путем создания для учащихся ситуации успеха и уверенности, развития чувства гордости за полученный результат, обеспечения эмоционального положительного фона обучения, чувства сопричастности к социально-экономическому развитию своей «Малой родины», Республики Башкортостан и Российской Федерации в целом, а также возможность студентам БГПУ им. М.Акмуллы отрабатывать формируемые профессиональные компетенции при занятиях с учащимися на базе Мобильного центра.

Однако представленный проект также предполагает проведение регулярных обучающих мероприятий и реализацию обучающих программ, в том числе для преподавателей школ и учреждений дополнительного образования детей и взрослых. Задача педагогов заключается в создании условий для развития личности, способной к самореализации.

Опираясь на вышесказанное и понимание инженерно-технического творчества, мы выявили совокупность частных способностей, которыми должен обладать человек для того, чтобы у него успешно формировался инженерно-технический тип мышления. К числу таких частных способностей относятся: комбинаторные способности, креативность, аналитический склад ума, способность к счёту, внутренний локус контроля, потребность в достижении, интерес к профессионально-технической деятельности и техническая понятливость.

Статья публикуется при поддержке гранта Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (соглашение 09.z43.25.0118 от 20 октября 2016 г.) мероприятие 3.1. «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей» задачи 3 «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие Эффективной системы дополнительного образования детей».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Professional Pedagogical Education Quality Management Rashida G. Gabdrakhmanova, Guzel I. Kalimullina & Viya G. Ignatovich Research Article - pp. 103-112 - DOI: 10.12973/iser.2016.21010a

http://iserjournals.com/journals/med/vol/11/issue/1

2. Жданов Э.Р., Баринова Н.А., Магсумов И.Р., Яфизова Р.А. Построение индивидуальных образовательных траекторий обучения студентов на основе смарт-технологий в условиях модернизации образования // Казанский педагогический журнал / 2015. - № 3 (110). - С.35-38.

3. Жданов Э.Р., Яфизова Р.А., Салимова Е.С., Хурматуллина Р.И., Галиев А.Ф. Инновационная активность студентов // Глобальный научный потенциал. - № 12(75). - С.11-13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.