Научная статья на тему 'Мобильный Интернет как инструмент политической мобилизации'

Мобильный Интернет как инструмент политической мобилизации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
865
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОТЕСТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МИКРОСЕТИ / СТАЦИОНАРНЫЙ ИНТЕРНЕТ / МОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ / ФАНДРАЙЗИНГ / POLITICAL MOBILIZATION / MOBILIZATION TECHNOLOGIES / PROTEST / SOCIAL NETWORKS / MICRONETWORKS / STATIONARY INTERNET / MOBILE INTERNET / FUNDRAISING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шарапов Роберт Ильдарович

Появление и дальнейшее развитие Интернета революционным образом повлияли на возможности политической мобилизации, обогатив ее особым инструментарием мобилизационными интернет-технологиями. Основным трендом интернет-сферы в последние годы является бурное развитие мобильного Интернета. В данной статье мы выделяем отличительные особенности мобильного Интернета и возможности их применения для политической мобилизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILE INTERNET AS A TOOL OF POLITICAL MOBILIZATION

Emergence and further development of the Internet by a revolutionary image affected opportunities of political mobilization, having enriched it with special tools mobilization Internet technologies. The main trend of the Internet sphere is rapid development of the mobile Internet in recent years. In this article we mark out distinctive features of the mobile Internet and possibility of their application for political mobilization

Текст научной работы на тему «Мобильный Интернет как инструмент политической мобилизации»

УДК 323.2

МОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

МОБИЛИЗАЦИИ

Р.И. Шарапов

Появление и дальнейшее развитие Интернета революционным образом повлияли на возможности политической мобилизации, обогатив ее особым инструментарием - мобилизационными интернет-технологиями. Основным трендом интернет-сферы в последние годы является бурное развитие мобильного Интернета. В данной статье мы выделяем отличительные особенности мобильного Интернета и возможности их применения для политической мобилизации.

Ключевые слова: политическая мобилизация, мобилизационные технологии, протест, социальные сети, микросети, стационарный Интернет, мобильный Интернет, фанд-райзинг.

Политическая мобилизация является неотъемлемой компонентой актов массового политического участия как легитимного, так и протестного характера. Под политической мобилизацией в данной статье мы будем понимать форму коллективного политического участия конвенционального или неконвенционального характера, в рамках которого под воздействием политического лидера (группы лидеров) или правительства происходит аккумуляция человеческих и материальных ресурсов для форсированного достижения поставленных целей. Успех политической мобилизации, прежде всего, зависит от следующих трех факторов: степени политической активности индивидов, мобилизационного состояния индивидов, эффективности организации индивидов в мобилизованные группы.

Организация индивидов в мобилизованные группы происходит с помощью мобилизационных технологий. Появление Интернета и стремительное развитие социальных сетей дали мощный толчок к развитию сетевых мобилизационных интернет-технологий. Возможность использования сети Интернет в качестве инструмента по мобилизации населения для проведения уличных акций и формирования общественного мнения объясняется такими его основными отличительными особенностями по сравнению с традиционными СМИ, как:

- работа в режиме реального времени;

- отсутствие географических границ;

- отсутствие цензуры со стороны власти;

- нулевая стоимость коммуникации.

Как показала зарубежная практика, такие социальные сети, как «Facebооk» и «Твиттер», оказались очень удобны в плане мобилизационных и организационных средств массового протеста благодаря тому, что они базируются на цифровых технологиях и обладают такими характеристиками, как оперативность, вседоступность и интерактивность.

20

В России глобальная сеть Интернет впервые выступила в роли инструмента организации и проведения акций в период массовых протестов россиян против возможной фальсификации результатов выборов 2011-2012 гг. Наиболее заметным следствием этого стал значительный рост массовости протестных акций, а также расширение их географии.

Так, в течение декабря 2011 года в Москве прошли первые после 20-летнего перерыва по-настоящему массовые митинги на Чистых прудах, на Болотной площади и на проспекте Сахарова. По данным МВД количество участников каждого митинга превышало 25 тысяч человек [1]. 4 февраля 2012 года на Болотной площади в Москве прошёл очередной массовый митинг против фальсификации выборов «За честные выборы». По разным оценкам он собрал от 36 до 120 тысяч участников [2]. По-прежнему, основную мобилизационную роль в организации митинга сыграли социальные сети. Так, в группе «За честные выборы» в социальной сети Фейсбук можно было встретить сообщения подобного рода: «Простая просьба. Не все из нас — мастера риторики. Не каждый может складно передать то, что на сердце, и объяснить, например, почему идет 6 мая. Однако каждый может сообщить об этом миру. Заявить об этом. Достаточно написать несколько слов «я иду 6 мая на митинг» — у себя в ЖЖ, в твиттере, ВКонтакте, тут в фейсбуке, неважно где. Важно артикулировать. Пусть все видят. Скрывать нечего. Наоборот, это повод для гордости. Хочется, чтобы френдленты запестрели этими короткими, но очень важными строчками, это, мы уверены, убедит еще большее количество людей присоединиться к нам. Давайте попробуем?»

Кроме Москвы митинги и шествия прошли в более чем 100 городах России и СНГ [3]. Мобилизационные технологии развиваются вместе с Интернетом. Наиболее выраженный тренд последних лет в 1Т-технологиях массового пользования - стремительное развитие мобильных технологий и мобильного Интернета. Попытки выхода в Интернет с мобильного телефона предпринимались достаточно давно, однако поначалу связь была дорогой и отличалась низкой скоростью передачи данных и неустойчивостью.

С появлением технологий 3G и WiFi ситуация изменилась в корне - стоимость доступа в Интернет с мобильного устройства стала доступной всем слоям населения, а существующая скорость мобильного Интернета позволяет мгновенно открывать страницы интернет-сайтов, просматривать видеоконтент, слушать потоковое радио и пользоваться другими веб-сервисами. Следствием максимального приближения качества интернет-связи со стационарного компьютера с качеством Интернета в мобильном устройстве стал взрывной рост пользователей мобильного Интернета.

В 2014 году число пользователей мобильной связи достигло 3,65 миллиарда человек, или 51 % от населения планеты [4]. Наиболее востребованными услугами среди пользователей мобильного Интернета являются поиск информации (71 %), общение в социальных сетях (64 %), использование электронной почты (63 %), а также общение на форумах и блогах (40 %) (рисунок) [5].

Общение на форумах и блогах

Использование электронной почты

Общение в соцсетях Поиск информации

Л 40% 63%

Л

64%

/1% 1 1 1

-4-4-4-,

0% 20% 40% 60% 80%

Рейтинг предпочтений пользователей мобильного Интернета

По мнению главы исследовательского подразделения ZenithOptimedia Джонатана Бернарда, сегодня для все большего и большего числа людей смартфон или планшет являются основными источниками информации и развлечения. Именно поэтому мобайл является самым динамично растущим медиа в глобальном масштабе [6].

Понимая данную тенденцию, руководство большинства крупнейших сайтов сети Интернет обеспечило наличие мобильной версии. Так, мобильные версии в конце 2007 года открыли сразу две лидирующие по количеству пользователей социальные сети Рунета: Одноклассники.ру (wap.odnoklassniki.ru) и МойМир (wap.my.mail.ru). Так же мобильная версия есть и у социальной сети ВКонтакте (wap.vkontakte.ru). Как правило, мобильные версии сохраняют функционал основной версии сайта, в большей степени изменениям (упрощению) подвергается дизайн страницы.

Сегодня любой абонент мобильной связи может со своего телефона бесплатно заходить и использовать наиболее популярные социальные сети (Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Twitter, Livejournal). Бесплатное использование данных ресурсов является несколько ограниченным и включает отправку и прием сообщений, а также чтение текстов и просмотр фотографий на страницах самих ресурсов. При этом загрузка фотографий, просмотр видео, а также переход на другие сайты оплачивается в соответствии со стандартными расценками операторов сотовой связи на мобильный Интернет. Однако, как мы видим, бесплатного функционала вполне достаточно для обеспечения механизма политической мобилизации (чтение новостной ленты, текстовое комментирование и расшаривание постов возможны и в бесплатном мобильном доступе). Дополнительным преимуществом работы с социальными сетями в мобильном Интернете становится повышение оперативности распространения сообщений среди пользователей социальной сети и работы с обратной связью, так как абонент гораздо чаще выходит в мобильную сеть, чем в стационарную, проводит в ней больше времени и получает информацию практически в режиме онлайн.

22

В рамках изучаемой темы примечательным оказался тот факт, что мобильный Интернет не является некой «параллельной виртуальной реальностью» по сравнению с Интернетом в стационарных компьютерах, но при этом и не является его 100 %-ной калькой. Отличительной особенностью мобильного Интернета является возможность пользования огромным множеством специальных приложений, разработанных на его базе для мобильных устройств.

Знаковым явлением последних двух лет, невозможным без мобильного Интернета, стали так называемые мессенджеры. Первоначально они воспринимались исключительно как альтернативная форма передачи сообщений и контента, реализованная по аналогии с ICQ и Skype. Сегодня же ряд экспертов говорят о мессенджерах как о новом формате цифровых социальных сетей, в котором пользователи взаимодействуют в более узком обществе (только с друзьями, чьи телефоны включены в адресную книгу владельца мобил ь-ного устройства) в формате чата [7].

По нашему мнению, сообщества, организуемые внутри мессенджеров, безусловно, можно относить к социальным сетям, так как им присущи основные характеристики социальной сети [8]:

- сообщество состоит из взаимодействия нескольких десятков участников-индивидов;

- сообщество складывается для выработки соглашений в процессе обмена имеющимися у ее акторов ресурсами;

- сообщество характеризуется горизонтальными неиерархическими отношениями между ее участниками; члены сети не обладают властью друг над другом;

- механизм решения проблем внутри сообщества строится на достижении взаимопонимания в ходе взаимодействия участников сообщества;

- отношения между участниками сообщества строятся на доверии.

Пожалуй, единственным существенным отличием от сообществ, возникающих внутри социальных сетей в стационарном Интернете, является численность сообществ в мессенджерах, которая на порядок и даже на два ниже. Чаще всего сообщество, объединенное в беседу в мессенджере, состоит из 10-50 участников. В связи с этим мы предлагаем именовать данные сообщества микросетями.

Для их объединения вокруг идеи или призыва с целью мобилизации необходима двухуровневая система, вершинами верхнего уровня которой будут агенты политической мобилизации, являющиеся участниками сообщества или группы в одной из «больших» социальных сетей стационарного Интернета (Фейсбук, Вконтакте и т.д.). После появления в ленте такой группы или сообщества очередного призыва или информационного сообщения другого мобилизационного характера, информация тут же одновременно дублируется агентами в свои микросети, причем даже без дополнительной мотивации агентов. Возникает информационная волна второго уровня, привлекающая к обсуждаемой теме все большее и большее количество участников. На

выходе мы получаем более мощный результат, обеспеченный гораздо более широким охватом членов гражданского общества. Таким образом, задействование микросетей мобильного Интернета в мобилизационной технологии повышает охват и в конечном итоге эффективность политической мобилизации.

Наиболее используемым на территории России является мессенджер с русскоязычным интерфейсом WhatsApp. Приложение является бесплатным. При первой загрузке приложения пользователю становится доступна переписка со всеми абонентами из телефонной книги мобильного гаджета, т.е. социальная сеть из знакомых между собой индивидов формируется мгновенно.

Помимо передачи текстовых сообщений приложение позволяет передавать голосовые сообщения, изображения и видеофайлы, совершать звонки, не выходя из приложения. Также приложение обладает широкими возможностями настроек бесед, уведомлений, избранных контактов и т.д.

Пожалуй, главной и совершенно новой отличительной особенностью мессенджера от социальных сетей является возможность передавать местоположение пользователя приложения. В условиях политической мобилизации в случаях организации митингов, маршей и других массовых офлайн-собраний, данная функция существенно упрощает и в разы ускоряет процесс координации отдельных индивидов, объединенных беседой в мессенджере.

Еще один мессенджер Telegram, созданный командой основателя социальной сети ВКонтакте Павла Дурова, не характеризуется высокой степенью проникновения на территории РФ, однако уже был зафиксирован в качестве средства передачи информации террористами при организации теракта в Париже 13 ноября 2015 года. Депутаты Госдумы РФ даже обратились к ФСБ с просьбой запретить использование Telegram на территории России, однако не нашли поддержки [9].

Эффективность коммуникаций с помощью данного мессенджера оценили и в Кремле. В декабре 2015 года пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в интервью телеканалу «Россия-24» сообщил о том, что в Кремле пользуются мобильным мессенджером Telegram. По словам Д. Пескова: «Это очень удобно для общения с журналистами, с участниками президентского пула, для быстрого оповещения, для переадресации вопросов, для ответов и так далее» [10]. Таким образом, на сегодняшний день мы уже имеем два примера использования мессенджера участниками политического процесса в качестве инструмента оповещения, координации и в конечном итоге мобилизации человеческих ресурсов.

Объяснить популярность мессенджера Telegram в названных кругах, по нашему мнению, можно следующими обстоятельствами:

- высокой степенью защиты от взломов извне благодаря использованию для передачи данных протокола MTProto [11];

- возможностью мгновенной передачи отснятого камерой мобильного телефона фото или видео;

- возможностью неограниченного добавления фото - и видеоматериалов при

отправке сообщения;

- англоязычным интерфейсом (приложение разрабатывалось специально под зарубежный рынок);

- возможностью передачи местоположения пользователя.

Также важным преимуществом мессенджеров по сравнению с социальными сетями стационарного Интернета с точки зрения политической мобилизации является факт отсутствия так называемых киберсимулякров [ 12] и анонимных пользователей. Это становится возможным благодаря регистрации аккаунта в мессенджере на номер мобильного телефона, зарегистрированного на реального человека. Таким образом, повышается «чистота» и точность охвата в рамках сообщества, снижается вероятность появления информационных вбросов, становится более прогнозируемой обратная связь.

Участникам политического процесса в России и в мире только еще предстоит на практике оценить эффективность мессенджеров для политической мобилизации. Учитывая скорость развития технологий и политическую напряженность в мире, по нашему мнению, это может произойти совсем скоро.

Еще одна возможность использования мобильного Интернета с целью политической мобилизации заключается в наличии готовой технологии реализации фандрайзинга.

Первые прецеденты использования технологии фандрайзинга в качестве инструмента мобилизации финансовых ресурсов для политических целей были реализованы с помощью социальных сетей в стационарном Интернете. Однако далеко не каждый пользователь социальной сети в силу разных причин имеет средства на виртуальном счете своего аккаунта, что, несомненно, заметно сужало аудиторию участников фандрайзинговой кампании. В случае мобильного Интернета задача организации фандрайзинга максимально упрощается - на балансе мобильного телефона всегда есть определенная сумма денежных средств, т.к. без этого невозможно пользоваться услугами связи. Помимо этого, большая часть мобильных пользователей привыкла с помощью счета мобильного телефона оплачивать ряд покупок в офлайн (парковка автомобиля, проезд в общественном транспорте, платные доступы на различные сайты, покупка игровых и других приложений и т.д.). Кроме оплаты непосредственно со счета мобильного телефона мобильный Интернет позволяет производить оплаты и более крупных сумм с банковских карт (благодаря технологии интернет-банкинга).

Таким образом, даже при привлечении микроплатежей организатор политического фандрайзинга в мобильном Интернете может рассчитывать на успешную реализацию данного мероприятия. Мы не исключаем появления реальных примеров мобилизации финансовых ресурсов исключительно в мобильной сети в ближайшее время.

Подводя итоги анализа возможностей мобильного Интернета для политической мобилизации, сделаем следующие выводы:

- функционал социальных сетей фиксированного Интернета полностью

сохранен в мобильных версиях социальных сетей, что позволяет проводить политическую мобилизацию и в мобильном Интернете;

- задействование в мобилизационной технологии микросетей, организованных в мессенджерах мобильного Интернета, повышает охват и в конечном итоге эффективность политической мобилизации;

- новые технологии, привнесенные в мобильный Интернет мессендже-рами, а именно возможность передачи местоположения и передачи только что отснятого фото или видеоряда, существенно сокращают временные издержки политической мобилизации в части координации и объединения участников политических акций;

- однозначная привязка аккаунта сообщества в мобильном Интернете к номеру телефона исключает появление киберсимулякров и анонимных пользователей, а значит, повышает «чистоту» и точность охвата в рамках социальной сети, снижает вероятность появления информационных вбросов, делает более прогнозируемой обратную связь.

Перечисленные преимущества мобильного Интернета являются следствием развития технологий, направленных на максимальное сближение и взаимопроникновение реальной и виртуальной жизни индивида. Благодаря описанным новшествам мобильный Интернет выигрывает по сравнению с фиксированным Интернетом в скорости распространения информации (в обоих направлениях), а также в численности и чистоте охвата. Именно эти условия (высокая скорость распространения информации и большой охват) являются обязательными для реализации эффективного мобилизационного процесса в сети. Таким образом, мы можем говорить о существенном повышении эффективности политической мобилизации в случае ее проведения в мобильной сети.

Конечно, сами по себе технологии не являются двигателем политического прогресса и не ведут к росту политического участия (конвенционального и неконвенционального характера). Однако благодаря мессенджерам массовые политические активности могут приобрести большую скорость мобилизации населения, более точную координацию их действий, а также обретут более высокую численность за счет упрощения возможности любому индивиду примкнуть к массовому политическому участию.

Список литературы

1. Митинг на Болотной прошел без происшествий // [Электронный ресурс]. URL: http://www.izvestia.ru/news/509239 (дата обращения: 27.09.2016).

2. Митинг 24 декабря: готовность №1 / [Электронный ресурс]. URL: http://www.svoboda.org/content/article/24431325.html (дата обращения: 27.09.2016).

3. 10 декабря. Москва. Митинг на Болотной площади // [Электронный ресурс]. URL: http://www.novayagazeta.ru/photos/49997.html (дата обращения: 27.09.2016).

4. Сычев И. We Are Social: интернет, мобильная связь и социальные сети в 2015. [Электронный ресурс]. URL http://megamozg.ru/post/8266/22.01.2015 (дата обращения: 27.09.2016).

5. Там же.

6. Почти две трети жителей планеты будут пользоваться смартфонами к 2018 году. [Электронный ресурс]. URL: http://www.advertology.ru/article134409. htm (дата обращения: 27.09.2016).

7. Сычев И. Указ. соч.

8. Ильичева Ю. А. СМИ в мобилизационных технологиях: цели, функции, политические последствия: дис. ... канд. полит. наук. Санкт-Петербург, 2014. 196 с.

9. Депутаты попросили ФСБ запретить в России Telegram/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnews.ru/news/top/2015-11-

16 deputat poprosil fsb zapretit telegram durova (дата обращения: 27.09.2016).

10. В Кремле признали использование мессенджера Telegram / [Электронный ресурс]. URL: https://tvrain.ru/news/telegram peskov-400299/ (дата обращения: 27.09.2016).

11. Обзор приложения Telegram от Павла Дурова / [Электронный ресурс]. URL: http://knopkastarta.ru/archives/904 (дата обращения: 27.09.2016).

12. Володенков С.В. Особенности интернет-коммуникации в современном политическом процессе // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2014. №2. С.12-20.

Шарапов Роберт Ильдарович, аспирант, robertsharapov@,mail.ru, Россия, Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет.

MOBILE INTERNET AS A TOOL OF POLITICAL MOBILIZATION

R.I. Sharapov

Emergence and further development of the Internet by a revolutionary image affected opportunities of political mobilization, having enriched it with special tools - mobilization Internet technologies. The main trend of the Internet sphere is rapid development of the mobile Internet in recent years. In this article we mark out distinctive features of the mobile Internet and possibility of their application for political mobilization.

Key words: political mobilization, mobilization technologies, protest, social networks, micronetworks, stationary Internet, mobile Internet, fundraising.

Sharapov Robert Ildarovich, postgraduate, robertsharapov@,mail.ru, Russia, Kazan, Kazan (Volga region) Federal University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.