Научная статья на тему 'Мобильность студентов в условиях реализации ФГОС'

Мобильность студентов в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / МОБИЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FSES (FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD) / MOBILITY / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / EDUCATIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумкина Валентина Владимировна

Новые требования к образованию предусматривают развитие мобильности студентов. В статье анализируются проблемы реализации этого критерия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student's mobility in the conditions of realization of the federal state educatianal standard

The new standards to the higher education provide for the development of the student's mobility. The problems of realization of this criterion in practice are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Мобильность студентов в условиях реализации ФГОС»

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

В.В. НА УМКИНА, доктор МобиЛЬНОСТЬ

юридических наук студентов в условиях

Хакасский государственный ^

университет им. Н.Ф. Катанова реализации Ф1 ОС

Новые требования к образованию предусматривают развитие мобильности студентов. В статье анализируются проблемы реализации этого критерия.

Ключевые слова: ФГОС, мобильность, высшее образование.

По мнению ряда авторов, главным принципом Болонского процесса является академическая мобильность, обеспечивающая интеграционные процессы в образовании. Все остальные следует рассматривать как вспомогательные инструменты для активизации и расширения возможностей мобильности [1, с. 156]. На наш взгляд, российское высшее образование не готово к реализации данной рекомендации Болонской декларации. Сегодня нет единого понимания процессов мобильности, кроме того, отсутствуют федеральные нормы, регулирующие вопросы освоения кредитов в различных вузах. Феномен мобильности ставит перед вузом ряд проблем - организационных, финансовых, коммуникативных, правовых, содержания образования и т.д.

Ю.П. Дусь предлагает в организационном плане свести мобильность к следующему:

• краткосрочные визиты иностранных ученых (лекции или циклы);

• постоянная работа на факультете иностранных специалистов;

• комбинированные международные образовательные программы без длительных выездов за рубеж;

• договорные международные программы [2, с. 221].

Такой подход не оправдан, если вариативную дисциплину выбирает один студент. Приглашать иностранного специалиста нецелесообразно, а переориентация студен-

тов и «навязывание » им тех или иных курсов противоречит концепции ФГОС. В таком случае надо говорить о мобильности не только преподавателей, но и студентов. Она потребует:

■ помимо оптимизации учебного расписания, выработки принципиально новых подходов к составлению расписания, которые позволяли бы без ущерба для всего учебного процесса «набирать кредиты» в разных вузах;

■ создания единых графиков учебного процесса для разных вузов - для обеспечения реальных условий передвижения;

■ оптимизации нагрузки преподавателя, которая может стать неравномерной либо фрагментарной.

Не менее сложным вопросом является финансирование мобильности. Студенты, обучающиеся по договору полного возмещения затрат, могут оплачивать стоимость каждого модуля тому вузу, где они получают образовательную услугу. Обучение студентов-бюджетников по такой схеме невозможно. В условиях новой системы финансирования государственных вузов мобильность становится нереальной. При существующей сегодня системе субсидирования вуз даже при наличии спроса на образовательную услугу не может принять студентов из иных вузов и потратить деньги на «чужих» студентов. Равноценный обмен студентов между вузами практически невозможен. Введение образовательного

Редакционная почта

153

сертификата студента позволило бы решить эту проблему. Если каждый студент будет иметь такой финансовый документ, финансирование можно будет делить между вузами пропорционально предоставленной услуге.

Сама идея индивидуальной траектории обучения студента (через вариативные курсы и право освоения образовательных кредитов в иных вузах) ведет к удорожанию образования. В настоящее время расчет штатного расписания в вузе зависит от контингента студентов (соотношение 1 ставка преподавателя на 10 студентов). Индивидуализация обучения приведет к появлению немногочисленных по составу подгрупп студентов. Для создания оптимальных по численности подгрупп надо будет либо увеличивать аудиторную нагрузку преподавателя, либо ограничивать право выбора вариативных дисциплин.

При получении образовательной услуги в зарубежном вузе могут возникнуть коммуникативные проблемы. Мобильность невозможна без знания иностранного языка на должном профессиональном уровне и высокого уровня мотивации у студента. Переход на новую систему образования предполагает повышение требований к знанию студентами иностранного языка с учетом профессиональной специфики. Владение профессиональной терминологией означает не просто дословный перевод текста, а знание проблематики, методологических подходов и дефиниций с учетом зарубежных источников. Владение языком на бытовом уровне не позволит должным образом усвоить образовательную программу и сделает пребывание студента в вузе иностранного государства, по существу, бесполезным.

Самой сложной задачей является оптимизация содержания учебного процесса. При подготовке учебного плана вуз стремится к формированию целостной системы знаний у студента, четко определяя преемственность в изучении дисциплин, логич-

ность включения тех или иных курсов. Механический набор дисциплин в условиях мобильности не будет способствовать формированию высококвалифицированного специалиста.

Зачетная система дает возможность получать образование в различных вузах и с разрывом во времени. Кроме того, накопительная система знаний должна учитывать отраслевую специфику. Так, например, качественное юридическое образование возможно при наличии совместных образовательных программ, которые будут реализовываться несколькими вузами и учитываться при перезачете набранных единиц. Во-первых, знания по отдельным юридическим дисциплинам могут быстро устаревать, поэтому автоматический перезачет приведет к разрыву межпредметных и логических связей между дисциплинами, утрате преемственности образовательных программ разных уровней. Во-вторых, необходимо четко определить цель обучения студента в разных вузах. Также есть необходимость устанавливать «рамки» свободного выбора студентом индивидуального набора учебных дисциплин и вузов для обучения. Создание прозрачной системы контроля качества знаний сделает накопительную систему эффективной, в противном случае она превратится в произвольное суммирование кредитов по различным дисциплинам.

Содержание образовательного процесса не всегда носит унифицированный характер, так как адаптировано к потребностям конкретного государства. Например, юридическое образование, как правило, ориентировано на законодательство конкретного государства (в отличие от, например, технического образования). Поэтому, с одной стороны, возникает вопрос: насколько востребованы специалисты в сфере российского законодательства в европейских странах (и наоборот)? Исходя из этого нужно определить соотношение кредитов, которые студент должен получить в российском вузе и

154 Высшее образование в России • № 7, 2012

может получить в зарубежном. Какие-то знания, полученные за пределами Российской Федерации, только обогатят студента (например, по криминалистике, оперативнорозыскной деятельности и т.д.), другие же могут оказаться бесполезными с точки зрения формирования компетенций студента. С другой стороны, для привлечения иностранных студентов вуз должен предлагать образовательные услуги (дисциплины или отдельные курсы), которые будут востребованы не только в России. Поскольку академическая мобильность не должна быть односторонней. Привлечение студентов

должно рассматриваться не только как критерий популярности и признания вуза, но и как необходимый элемент образовательной и научной интеграции.

Литература

1. Астахова Е.В. Академическая мобильность

- важный фактор образовательной евроинтеграции // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 156-158.

2. Дусь Ю.П. Инновационное развитие акаде-

мической мобильности в условиях реформирования высшей школы // Вестник Омского университета. 2010. № 2. С. 215-223.

NAUMKINA V. STUDENT’S MOBILITY IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIANAL STANDARD

The new standards to the higher education provide for the development of the student’s mobility. The problems of realization of this criterion in practice are analyzed in the article.

Key words: FSES (Federal State Educational Standard), mobility, individual educational trajectory, educational integration.

п.и. гребенников, профессор Инверсия

Санкт-Петербургский филиал илплоаоыллты

ниу-вшэ успеваемости

Проводится анализ данных текущей и итоговой успеваемости студентов трех лекционных потоков с целью выявления факторов, способствующих углубленному изучению экономической теории при современной системе оценки знаний учащихся.

Ключевые слова: оценка знаний учащихся по кредитам и баллам, инверсия успеваемости, резервы успеваемости.

Перестройка высшего образования в России в связи с присоединением к Болонской декларации включает в себя, в частности, переход от экзамена (зачета) в виде собеседования преподавателя со студентом после завершения учебной дисциплины к оценке знаний учащихся по кредитам и баллам. Предлагаю для ознакомления и обсуждения обработанные результаты текущей и итоговой успеваемости по курсу «Микроэкономика» студентов трех моих лекци-онныхпотоков на экономическом факультете Санкт-Петербургского филиала НИУ - Высшая школа экономики. Во всех пото-

ках курс изучался в течение трех семестров (со 2-го по 4-й включительно) по программе 226 аудиторных часов при еженедельных двухчасовых лекциях и семинарских занятиях.

Общая оценка знаний предмета студентами осуществлялась по 100-балльной системе. Во 2-м и 3-м семестрах максимально можно было набрать по 30 баллов, в т.ч. по 5 баллов - на двух контрольных работах и на семинарских занятиях (промежуточная успеваемость) и 15 баллов - на экзамене/зачете в конце семестра. В 3-м семестре максимальная сумма баллов равнялась 40: по 7 и 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.