УДК 004.416.2
Д.Б. Отел
МОБИЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ В КАЗАХСТАНЕ: ПУТЬ СОЗДАНИЯ МОБИЛЬНОГО
ПРИЛОЖЕНИЯ ОТ А ДО Я
На сегодняшний день количество доступных мобильных приложений для загрузки, согласно данным компании App Annie в магазинах App Store и Google Play Store составило более 2 млн. и 3,5 млн. приложений соответственно, также эта цифра растёт с каждым днем. Рост рынка мобильных приложений связывается с увеличением расходов потребителей на игры, утилит и финансовых приложений, которые являются наиболее прибыльным источником доходов для разработчиков. Основываясь на этих фактах, в ходе исследования сделан вывод, что разработка мобильных приложений является прибыльным делом для разработчиков. Следовательно, внедрение разработки мобильных приложений в нашей стране, внесет свое пользу в экономику страны. В этой статье рассмотрены необходимые аспекты для разработки мобильного приложения, а именно выбор инструментов и технологий для разработки, выбор категории, определение целевой аудитории и сопровождение. А также в статье рассматриваются все загружаемые пользователями Казахстана мобильные приложения, разработанные отечественными компаниями, на основании этого определяются основные тенденции развития рынка.
Ключевые слова: ios, android, xcode, android studio, swift, java, kotlin, ООП, blockchain, firebase analytics, google maps, краудфандинг
На сегодняшний день в мире возросло количество мобильный приложений, основной причиной является то, что благодаря мобильному приложению можно заработать, увеличить клиентскую базу, а также, сделать неплохую рекламу компании. При разработке, нужно знать какие сферы нужно охватить для разработки, в какую идею стоит вложиться. Сама разработка является несложной, вся сложность состоит в продвижении продукта, в первую очередь, нужно определить целевую аудиторию. Если мы жили в США, то у вас был бы весь спектр сфер и идей для разработки, в случае с Казахстаном это правило не работает.
Основная цель статьи исследовать и определить потенциальную целевую аудиторию в Казахстане, для которых стоит разрабатывать приложение, затем пошагово разъяснить путь разработки мобильного приложения. В связи с заявленной целью, задачами являются:
- определить рейтинг популярных загружаемых приложений из AppStore, Google Play Store на рынке Казахстана;
- по выявленному рейтингу приложений, исследовать сферу их применения, определить наиболее распространенные категорий;
- определить методы разработки приложения под платформы IOS и Android;
- подвести итоги.
Начало мобильной индустрии. Эволюция.
Сегодня сложно представить себе крупного бренда, который не имеет собственного мобильного приложения. И это не случайно, ведь по приблизительным данным пользователь 86% своего времени в Интернет проводит именно с мобильными устройствами, и эта цифра продолжает расти. Причем мы наблюдаем положительную динамику ежегодно. Несмотря на то, что разработка мобильных приложений все еще, относительно, молодая индустрия, у нее уже есть своя история.
С чего началась история мобильных приложений? После эпохи коммуникаторов и ранних смартфонов, компания Apple представила первый iPhone. Это был прорыв не только в технологиях, но и в
© 9тел Д.Б., 2019.
Научный руководитель: Дуйсебекова КуландаСейтбековна - кандидат физико-математических наук, ассоциированный профессор кафедры «Информационные системы», Международный университет информационных технологий, Казахстан.
способах создания приложений. Представив App Store, разработчики из Купертино, как будто сказали нам: «Это то место, в котором вы можете создавать свои приложения без издержек. Придумывайте и зарабатывайте с помощью нашей экосистемы». Так начались золотые времена для приложений, когда можно было все, ведь не было еще ничего. С расширением функционала мобильных устройств разработчики смогли делать то, что раньше было невозможно.
Важно отметить, что на данном этапе инициатива создания новых продуктов шла не от бизнеса, а от программистов. Клиент еще не знал, чем можно удивить пользователя, и эту роль на себя взяли разработчики. Шел активный поиск новых интерфейсов, способов взаимодействия, а SDK, предоставляемый вендорами, еще не содержал тех решений, которые мы сегодня принимаем как само собой разумеющееся. Разработчики сами создавали средства разработки, которые позже стали стандартными.
Особенно полезными возможности мобильных приложений оказались для социальных сетей. И сервисы для общения начали новую жизнь. Теперь можно было не только постоянно быть на связи - сами способы общения стали разнообразнее. Обмен фотографиями, видео, голосовыми сообщениями - год за годом появлялись новые способы для взаимодействия. Однако крупный бизнес все еще опасался использовать приложения для решения серьезных задач. До определенного момента приложения не могли обеспечить безопасность данных, бесшовно интегрировать сервисы по пользовательским учетным данным, сделать коммуникацию внутри компании удобной.
И только когда вендоры привнесли свои решения по безопасности и интеграции, мобильные приложения в полной мере открыли для себя новый рынок. Начался новый этап их развития, когда платформы перешли от того, что просто поражало воображение, к тому, с чем можно было реально работать.
Мобильная индустрия в Казахстане
Согласно данным по сообществу мобильных разработчиков в Казахстане, насчитывается около 305 разработчиков, в эту число входят и android и ios разработчики. Когда как в России, самих ios разработчиков около 2 тысячи, а android 4 тысячи. Во всех технических вузах страны постепенно начинают внедрять этот предмет, как базовым. Следовательно, в будущем число мобильных разработчиков увеличится в несколько раз. Компании Казахстана, которые занимаются разработкой приложений по заказу и для своих продуктов это: Zero to One Labs, Beeline, Kolesa.kz, Dar EcoSystem, Mars Studio, Chocofamily, Tinkertech, Kcell, Home Credit, Kaspi, BCC и множество других банков.
В 2018 году, 9 октября журнал Forbes опубликовал вторую статью "Топ 30 мобильных приложений Казахстана", где утверждается, что, как и в предыдущие годы, топ 30 сформировался в результате анализа более чем 100 заявленных приложений. Казахстанцы всё более активно пользуются мобильными приложениями, о чём свидетельствует рост количества сессий. В ходе анализа, были взяты во внимание такие показатели, как:
1. Среднее ежемесячное количество сессий;
2. Среднее ежемесячное количество уникальных сессий;
3. Количество поддерживаемых платформ;
4. Рейтинги приложений в Google Play и App Store;
5. Язык интерфейса;
6. Техническая поддержка;
7. Реагирование на вопросы и комментарии пользователей в Stores;
8. Оценки жюри за дизайн и юзабилити [1].
Таблица 1
Рейтинг Топ 30 мобильных приложений Казахстана_
1) Kolesa.kz 11) Fortebank 21) Скидки и акции KZ
2) Мой Beeline 12) АТФ банк 22) Mobi music
3) OLX.kz 13) OkAuto 23) Казахша эндер
4) Krisha.kz 14) Onay 24) Naimi.kz
5) Маркет 15) Chocolife.me 25) Sozdik.kz
6) Lamoda 16) Chocotravel 26) Рахмет
7) Homebank 17) Post.kz 27) Chocofood.kz
8) Сбербанк Онлайн Казахстан 18) Altel 28) Santufei
9) Infobus mobile 19) AlmaTVBox 29) Kazakh Keyboard DMS.kz
10) Smartbank 20) MyActiv 30) Froot
Для более подробного раскрытия картины, в ходе исследования был также выявлен рейтинг наиболее скачиваемых пользователями приложения в Казахстане с помощью одного из популярных сервисов App Annie, который предоставляет официальные данные по аналитики всех мобильных приложений по всему миру. На основе аналитических данных, предоставляемых App Store и Google Play Store, сервис формирует рейтинг. Весь этот рейтинг можно фильтровать по платформам, устройству, стране, категории, дате выпуска и по выставленным оценкам пользователей. Рейтинг App Annie значительно отличается от данных Forbes.kz. Лидером по всем категориям является Kaspi.kz, за ним следует, Olimp.kz, InDriver, Olx.kz, Kolesa.kz, Homebank.kz, Naimi.kz, Aviata.kz, Kazakh Keyboard DMS.kz, Fortebank, Tele2, myHalyk, ЕНПФ, Damumed, Market.kz, Сбербанк Онлайн Казахстан, также среди них есть и зарубежные приложения такие как Vkontakte, Telegram, Whatsapp, Facebook, Messenger и т.д.
Подводя итоги, можно сказать, что наиболее используемые мобильные приложения в Казахстане, оказались по категориям финансы, утилиты и покупки. Вдобавок, стоит не забывать о социальных сетях, которые также востребованы среди владельцев мобильных устройств Казахстана.
Пять причин, почему необходимо инвестировать в разработку мобильных приложений
Благодаря мобильным приложениям, предназначенным для мобильных ОС, таких как Android, Apple и других, вы можете сформировать осведомленность о торговой марке и ее надежности у большого количества существующих и потенциальных покупателей. Многие покупатели сегодня ожидают от компании или торговой марки собственного надежного мобильного приложения. Это значит, что становится необходимым не только наличие объективных преимуществ перед другими компаниями. Специализированное мобильное приложение способствует повышению надежности торговой марки.
Учитывая значимость мобильных приложений для общества, единственным грамотным шагом является их разработка и для вашего бизнеса. Ниже приведен ряд причин, почему вы должны инвестировать в разработку мобильных приложений.
1) Мобильные приложения обеспечивают динамичную рекламу
Благодаря мобильным приложениям существующие покупатели могут связываться с вашей компанией в любом месте и в любое время, используя для этого удобную среду. Регулярное использование вашего приложения позволяет выделить вашу торговую марку или компанию. Это означает, что при покупке они с большей вероятностью обратятся именно к вам. Вы формируете отношения с аудиторией с помощью приложения, и это равносильно тому, что вы помещаете свой бизнес в карманы пользователей.
2) Мир стал мобильным
Не вызывает сомнений тот факт, что земной шар стал мобильным и не существует пути назад. Покупатели используют телефоны для поиска компаний в своем регионе. Ваши мероприятия в сети Интернет по продвижению торговой марки просматриваются в мобильных сетях. Поэтому иметь лишь один веб-сайт больше не достаточно. Покупатели отказываются от браузеров для настольных ПК и полагаются на мобильные приложения. Устаревшие веб-сайты невыгодно смотрятся на 6-дюймовых экранах мобильных устройств, и приложения успешно заменяют их при совершении спонтанных покупок и просмотре товаров.
3) Приложения повышают заинтересованность
При создании приложения вы обеспечиваете простой способ для демонстрации своей продукции или услуг существующим и будущим покупателям. Каждый раз при покупке они могут легко использовать его в качестве единого источника для получения всей необходимой информации.
4) Более широкая и молодая аудитория
Большинство молодых людей уже давно стали мобильными. Около 75% возрастной группы миллениалов к концу года будут иметь смартфоны. Очень трудно привлекать представителей молодого поколения, используя несовременные методы. Молодые люди предпочитают полагаться на свои мобильные устройства даже в том случае, если у них есть доступ к устаревшему ПК. Смартфоны становятся новым инструментом для общения с друзьями и близкими, просмотра веб-страниц, покупки товаров и заказа услуг в сети Интернет. Чтобы получить эту аудиторию, вам необходимо иметь мобильное приложение.
5) Это может быть социальная платформа
Не подлежит обсуждению, что люди влюблены в социальные сети. Поэтому вам следует также стать их частью. Добавление социальных функций, таких как «лайки», комментарии и сообщения внутри приложения, направленные на его популяризацию, может помочь компании укрепить свою позицию в социальных сетях. Люди тратят все больше времени на социальные сети, в особенности Facebook и Twitter. Таким образом, наличие мобильного приложения со всеми функциями социальных сетей означает, что они станут проводить в нем все больше и больше времени.
Этапы разработки мобильного приложения
Итак, если вы сами решили начать разрабатывать мобильное приложение, вам потребуется знать фундаментальные вещи, такие как:
1. ООП - объектно-ориентированное программирование;
2. Один языков для разработки клиент-серверных приложений - Objective C, Swift, #C, Java, Kotlin, React Native, Cordova;
3. UI/UX, HCI (Human Computer Interaction).
Если Вы хорошо освоили ООП, вам будет легко даваться изучения любого другого языка. Ведь во всех языках используются, такие понятия как: полиморфизм, инкапсуляция и абстракция. В зависимости от того, для какой платформы будете разрабатывать, зависит и выбор языка. Сама разработка мобильного приложения делится на два типа: нативная и кроссплатформенная. Для нативной разработке по IOS, используются языки Swift и Objective C. Для Android платформ Java и Android. А для кроссплатформенной React Native, Cordova и гибридные языки. Понятие кроссплатформенная разработка означает, что разработка идёт сразу для двух платформ IOS и Android. Для разработки нативных приложений под IOS, потребуется наличие операционной системы MacOS с установленным IDE Xcode, для Android не требуется определенной операционной системой, подойдут MacOs, Windows, также Linux. По IDE Android потребуется установка Android Studio. Для кроссплатформенной разработки, подойдут любые редакторы исходного кода, такие как Visual Studio Code, Sublime и Atom. Также наличие обеих IDE Android Studio и Xcode - является обязательным пунктом [2]. Как только вы освоите всё выше написанное, можно приступать к разбору этапов разработки.
Первый этап "Переговоры". В основном работа начинается с интервью, чтобы понять идею проекта, определить потребности пользователей и бизнес-цели, достигнуть которых вы хотите при помощи будущего приложения.
Заказчик описывает основную цель и функциональность, какие-то дополнительные особенности. Также указываются предпочтительные платформы, технологии, языки программирования, параметры устройств и т.д. На этом этапе разработчик выявляет потребности пользователей. Расставляются функции приложения по приоритетности, определяя ключевые, реализуемые в первую очередь. Подготавливается формализованное описание требований пользователей.
Второй этап "Feature Map". Создается Feature Map (карта функций). Этот документ составляется с учетом функциональной спецификации, особенностей и ограничений системы, и помогает задать границы проекта. Выстраивается порядок разработки функций так, чтобы достигнуть лучшего результата с минимальными затратами. Затем обозначаются дополнительные опции и возможности приложения, которые будут реализованы по мере развития продукта. Feature Map используется на протяжении всего цикла разработки для оценки, составления графика и постановки целей проекта.
Заказчик в свою очередь должен иметь обратную связь о соответствии Feature Map пользовательским ожиданиям. Также на этом этапе можно расширить список функций, добавив то, что не было оговорено на первоначальном интервью. Разработчику нужно узнать больше об особенностях продукта и требованиях пользователей для составления Feature Map.
Третий этап "Аналитика". В данном этапе изучается рынок и приложения-аналоги, анализируются существующие IT-решения. В результате, создается детальная функциональная спецификация приложения, задаются временные рамки проекта, оценивается стоимость разработки и заключается договор. Заказчику важно ознакомиться со спецификацией, а также дать по ней обратную связь и подписать договор.
На данном этапе у разработчика завершается создание спецификации требований к программному обеспечению (SRS). Согласовываются сроки и оценивается стоимость разработки. В конце оформляется договор.
Четвертый этап "Архитектура". Описываются потенциальные пользователи, прорабатываются сценарии использования и логика работы приложения. Затем оценивается размер целевой аудитории, определяются ключевые и второстепенные функции для внедрения. Разработчики выкладывают время и силы в проведение контроля качества и оценку масштабируемости продукта. Результат этого этапа -создание интерактивного мокапа. Заказчик тестирует мокап и сообщает разработчикам: совпадает ли его функциональность с ожиданиями? Также нужно утвердить один из дизайнерских концептов. Разработчик должен предоставить черно-белый интерактивный мокап приложения, а также 2 цветных дизайнерских концепта: по 2 или 3 основных экрана в каждом.
Пятый этап "UI/UX". Следующий этап - создание графического интерфейса и моделирование пользовательского опыта. Используя полный список функций из спецификации, разработчики продумывают, как пользователи будут взаимодействовать с приложением (в контексте всех персонажей из списка возможных сценариев использования). На этом этапе определяются, какие кнопки и
функциональность поместить на каждый из экранов. От заказчика требуется утвердить распределение функциональности на карте экранов и дать обратную связь по сценариям использования. А разработчики изучают целевую аудиторию, определяют возможные сценарии взаимодействия пользователей с приложением. На основе этих исследований разрабатывают дизайн шаблона и функциональность каждого экрана. Создают карту взаимодействия экранов.
Шестой этап "Дизайн". Макет графического интерфейса конкретизируется и расширяется с помощью визуального дизайна. Прорабатывается дизайн каждого экрана приложения в деталях: основной и дополнительные экраны, кнопки, иконки, советы, всплывающие окна и т.д. Тщательно тестируется каждый интерфейс, созданный на этом этапе, на удобство использования. Ориентируясь на результаты тестов, улучшается дизайн интерфейса. На этом этапе заказчик описывает свои предложения и замечания. Когда будете доволен результатом - утверждается дизайн. Разработчик предоставляет интерактивный прототип со всеми экранами и дизайном, выполненными в цвете, с кликабельными кнопками и полностью интегрированными экранами.
Седьмой этап "Первая версия приложения или MVP". Разработчики пишут код, создавая первую рабочую версию продукта (чаще всего, это MVP - минимально жизнеспособный продукт). После проведения ряда ручных и автоматизированных тестов вносятся корректировки, а затем предоставляется функционирующее приложение клиенту. Разработчик загружает веб-приложения и системы на облачный хостинг/сервер. Мобильные приложения для iOS - на Apple Developer Account или Test Flight Apple, а программы для Android - на Google Developer Account или Test Flight. Разработчик предоставляет первую версию приложения, готовую к публикации (или MVP). От заказчика требуется протестировать приложение и дать обратную связь по его работе и функциональности.
Восьмой этап "Запуск: публикация в App Store / Google Play или размещение на сервере клиента". Перед релизом мобильного приложения специалисты Apple или Google проводят финальное тестирование. Получив их вердикт, разработчик вносит корректировки (если требуются). Приложение появится в App Store / Google Play и будет доступно для загрузки обычными пользователями. От заказчика требуется протестировать приложение и дать обратную связь по его работе и функциональности. Разрабатывается работающее полноценное приложение и передается клиенту. Мобильные приложения доступны для скачивания из App Store и/или Google Play. Финальное тестирование веб и десктопных приложений проводится клиентом.
Девятый этап "Пост релизное обслуживание". Основываясь на предложениях клиента и Feature Map, разработчик добавляет новые функции и выпускает обновления, чтобы максимизировать ценность продукта для пользователей. На этом и заканчивается весь долгий путь от разработки до поддержки мобильного приложения [3].
Одним из важнейших аспектов, который стоит учитывать, это - подбор команды. Хорошая команда разработки состоит из двух разработчиков (IOS, Android), одного QA тестировщика, PM (project manager или Scrum Master), PO (product owner), UI/UX дизайнер и заказчика, с четко поставленными задачами и требованиям к приложению [4].
Как и было написано в целях, было не только описаны пути и методы разработки мобильных приложений, но и выявлены топ используемых приложений в мобильной индустрии Казахстана по категориям финансы, утилиты и покупки. А также были рассмотрены причины, по которым необходимо инвестировать в мобильную разработку. Главная из которых, что приложения повышают заинтересованность в продукте. Яркими примерами являются такие приложения, как Kaspi.kz, Мой Beeline, Chocolife.me, Homebank, Tele2. Основываясь на этих результатах, раскрывается полная картина всей важности мобильной индустрии в Казахстане. Будущий разработчик может выбрать любой путь, стать IOS или Android разработчиком, или даже выбрать кроссплатформенную разработку, что дает возможность сэкономить ресурсы на разработку одного приложения. Вдобавок, имея хорошо сформированную команду по разработке, несложно будет пройти все этапы разработки от А до Я. Важно помнить, вся суть состоит в правильном выборе целевой аудитории, категории продукта, а также в правильной постановке задачи по разработке.
Библиографический список
1.Шатерникова А.Ю. Топ-30 мобильных приложений Казахстана [Электронный ресурс] 2018. 9 октября. URL: https://forbes.kz/leader/top-30_mobilnyih_prilojeniy_kazahstana_-_2018_1539048058/
2. Аксенов К.В. Обзор современных средств для разработки мобильных приложений [Электронный ресур^ 2017. 11 сентября. URL: https://cvberleninka.ru/article/v/obzor-sovremennvh-sredstv-dlva-razrabotki-mobilnvh-prilozheniv
3.H.K. Flora, X. Wang, and S. V. Chande, An investigation into Mobile Application Development Processes: Challenges and Best Practices, Int. J. Mod. Educ. Comput. Sci., vol 6, no. 6, pp. 1 -9, 2014
4.A. I. Wasserman, Software engineering issues for mobile application development, Pros. FSE/SDP Work. Futur. Softw. Eng. Res. ACM, 2010., pp. 397-200, 2010.
ОТЕЛ ДАНАГУЛ БАТЫРХАНЦЫЗЫ - магистрант, кафедры «Информационные системы», Международный университет информационных технологий, Казахстан.