16. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 411. Ед. хр. 35. Кушелев-Безбо-родко Г.А. Средство осуществить выкуп крестьянам причитающейся им пахотной и усадебной земли (автограф).
17. Д.И. Писарев в воспоминаниях и свидетельствах современников. М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2005. 448 с.
18. РГАЛИ. Ф. 2197. Оп. 1. Ед. хр. 922.
19. Белявская И.М. Польское национально-освободительное движение и Герцен // Лит. наследство. Т. 64. Герцен в заграничных коллекциях. М.: изд-во АН СССР., 1959. С. 751-778.
20. Лемке М.К. Политические процессы в России 1860-х гг. - М.-П.: Гос. изд-во, 1923. 684 с.
21. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 120. Д. 101.
22. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 109. Оп. 3а. Д. 2746.
23. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1377. Оп. 1. Ед. хр. 884.
24. Горбунов И.Ф. Соч.: в 4 тт. Т. III. Ч. 1-4. / И.Ф. Горбунов -СПб.: т-во Р. Голике и А. Вильорга, 1907. 593 с.
25.Цявловский М. А. Записи в дневнике Пушкина об истории Безобразовых // Статьи о Пушкине. М.: изд-во АН СССР, 1962. С. 240-251.
26.Home D.D. Incidents in my life. NY: A.A. Butts and Co, 1874. 320 p.
27. Дюма А. Путевые впечатления в России: в 3 тт. Т. 1. - М.: Ладомир, 1993. 448 с.
28.Панаев И.И. Петербургская жизнь // Современник. 1858. т. 70. №7. отд. II. С. 78-89.
29. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания, дневник. 1853-1882. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1990. 398 с.
30. Григорович Д.В. Литературные воспоминания. - М.: Худож. лит., 1987. 335 с.
31.Письма Ф.И. Тютчева к его второй жене, урожд. бар. Пфеффель: в 3 тт. Т. 3. (1854-1858). П.; тип. Гл. управления уделов, 1915. 154 с.
32. Боборыкин П.Д. За полвека. Мои воспоминания: в 2 тт. Т. 1. - М.: Худож лит., 1965. 568 с.
33.Николай Александрович Лейкин в его воспоминаниях и переписке. СПб.: т-во Р. Голике и А. Вильорга, 1907. 388 с.
34. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 тт. Т. 3. Л.: Наука, 1972. 544 с.
35. ГАРФ. Ф. 109. Оп. 94. 2-я экспедиция. 1864 г. Д. 757.
36. ОР РНБ. Ф. 568. Оп. 1. Ед. хр. 274.
37. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 тт. Т. 23. Л.: Наука, 1981. 424 с.
38.Чернопятов В.И. Русский некрополь за границей. Вып. 1. - М.: тип. Моск. ун-та, 1908. 66 с.
Об авторе
Корнацкий Николай Николаевич - аспирант кафедры истории России XIX - начала XX веков, исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, [email protected]
УДК 355.6:94(476)
МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ЗАПАСЫ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НУЖД КРАСНОЙ АРМИИ НА ТЕРРИТОРИИ БССР В СЕРЕДИНЕ 1930-х гг.
Кривчиков В.М.
Рассмотрена проблематика состояния мобилизационных запасов горючего и смазочных материалов для нужд воинских частей и соединений, дислоцировавшихся на территории Беларуси в середине 1930-х годов. Показан порядок накопления положенных запасов горюче-смазочных материалов на складах Союзнефтесбыта в виде специальной брони неснижаемых оборотных запасов топлива, а также порядок организации взаимодействия между представителями Белорусского военного округа и представителями Союзнефтесбыта. На широком статистическом материале проанализированы количественные показатели подлежащих к содержанию материальных средств службы горючего, раскрыта сеть коммерческих нефтехранилищ Союзнефтесбыта, которые подлежали передаче на военное время автобронетанковым и воздушным силам округа. Ключевые слова: Белорусский военный округ, мобилизационные запасы, горюче-смазочные материалы.
Механизация частей и соединений Красной Армии в 1930-е годы постепенно набирала обороты. Продукция, созданная в начале тридцатых годов автомобильной, авиационной, тракторной, танковой промышленности и поставленная в войска, нуждалась в значительном количестве горючего и смазочных материалов различных номенклатур. Уже к началу 1933 года в Красной Армии насчитывалось 4905 танков, 244 бронемашины и около 2350 тракторов. Уровень энерговооруженности армии по сравнению с 1929 годом увеличился почти в 3 раза и составлял 7,5 механических лошадиных силы на одного человека. С ростом технической оснащенности Красной Армии, в том числе и сухопутных войск, быстро увеличивалась потребность в горючем. При этом удельный вес горючего в общем объеме материального обеспечения войск неуклонно возрастал [1, с.281].
Началом формирования системы управления службы горючего считается Приказ РВС СССР № 03 от 11 января 1933 г., согласно которому было образовано Управление по топливу Красной Армии. Приказом РВСР от
9 марта 1933 г. оно переименовано в Управление снабжения горючим и смазочными материалами РККА. Создавались соответствующие отделы в округах. Этим же приказом вводилась должность начальника снабжения горючим в стрелковых и механизированных корпусах. В стрелковых и кавалерийских дивизиях до марта 1933 г. за снабжение горючим отвечали начальники автобронетанковых частей и автотракторной службы, в стрелковых и кавалерийских полках - помощники командира по технической части и начальники боевого питания. Обеспечением горючим ВВС занимался 6-й отдел штаба ВВС. На местах эти вопросы решали авиационные базы, которые представляли собой тылы авиационных частей и соединений [2, с.77].
В период мобилизации объем действующих головных складов горючего был недостаточным. Поэтому, с середины 1920-х гг. и до середины 1930-х гг., в мирное время бронировалось и получалось с началом мобилизации топливо на складах Союзнефтесбыта (приказ РВС СССР и ВСНХ СССР № 424/87 сс от 1928 г. «О порядке забронирования на складах Союзнефтесбыта нефтепродуктов для нужд НКО») [3, л.91].
В целях удовлетворения мобилизационной потребности в нефтепродуктах на складах Союзнефтесбыта устанавливалась специальная броня в виде неснижаемых оборотных запасов топлива. Кроме того, в отдельных случаях Наркомату обороны (далее - НКО) по согласованию с Союзнефтесбытом предоставлялось право хранить на тех же складах запасы горючего из своих фондов.
Решение всех вопросов, связанных с бронированием осуществлялось: со стороны НКО - соответствующими начальниками родов войск и служб Белорусского военного округа (автобронетанковых войск, Воздушных Сил), а со стороны промышленности - районными управлениями Союзнефтесбыта. В случае разногласий между начальниками родов войск в отношении размеров бронирования, таковые разрешались штабом округа.
Бронирование производилось в следующем порядке: окружные органы НКО на основании директив соответствующих центральных довольствующих управлений, численности войск, норм расхода и данных о емкости бензохранилищ Союзнефтесбыта определяли потребность в нефтепродуктах и предъявляли ее в виде заявки районным управлениям Союзнефтесбыта.
Как правило, броня создавалась в пунктах дислокации воинских частей, либо если в данном пункте не было бензохранилищ, то в ближайшем пункте. Во избежание ограничения нормальной деятельности складов Союзнефтесбыта броня устанавливалась не свыше 20 % от общей емкости склада на каждый отдельный нефтепродукт.
Районные управления Союзнефтесбыта должны были в 10-ти дневный срок сообщать окружным органам БВО о принятии брони и о своих замечаниях и предложениях. Все разногласия, возникавшие по вопросам бронирования, разрешались окружными органами НКО и районными управлениями Союзнефтесбыта непосредственно на месте и только по принципиальным вопросам разногласия разрешались в Москве.
Ежегодно в установленные сроки окружные органы НКО производили уточнение брони в отношении пунктов хранения, количества, видов и сортов нефтепродуктов. Уточненные сведения о броне нефтепродуктов по установленным формам предоставлялись округом и районными управлениями Союзнефтесбыта в подлежащие довольствующие управления и Союзнефтесбыт соответственно.
В целях наибольшего обеспечения потребностей Красной Армии в нефтепродуктах районные управления Союзнефтесбыта ежегодно при разработке планов расширения существующих и строительства новых бензохранилищ увязывали эти планы с руководством БВО.
Забронированные и сданные на хранение нефтепродукты содержались безвозмездно, т.е. НКО не нёс в отношении них никаких расходов.
Союзнефтесбыт и его местные органы обязаны были следить за качеством забронированных и хранящихся нефтепродуктов путем их своевременного освежения в порядке текущего расходования и содержать нефтепродукты надлежащих стандартов.
Снижение брони нефтепродуктов и расходование их на текущие нужды народного хозяйства допускалось в виде исключения с ведома Командующего БВО с последующим донесением об этом соответствующим Центральным довольствующим управлениям и в Союзнефтесбыт с последующим немедленным восстановлением брони из очередной прибывающей партии нефтепродуктов. Использование для нужд народного хозяйства нефтепродуктов, хранящихся на складах Союзнефтесбыта, принадлежащих БВО, без согласования с военными не разрешалось.
Соответствующим органам БВО предоставлялось право проверки наличия и качества забронированных нефтепродуктов.
Отпуск забронированных нефтепродуктов со складов Союзнефтесбыта в воинские части производился при мобилизации по требованиям этих частей. Руководство БВО еще в мирное время сообщало войсковым частям о количестве бронируемых за ними нефтепродуктов и ориентировочные сроки их получения по дням мобилизации. Отпуск забронированных нефтепродуктов производился в таре склада в количестве не свыше 1 т по каждому продукту. Отпуск свыше 1 т производился в тару приемщика. Смазочные продукты во всех случаях отпускались в таре склада.
Руководство округом сообщало в мирное время районным управлениям Союзнефтесбыта о количестве нефтепродуктов, подлежащем отпуску войскам по дням (без указания воинских частей и учреждений) с каждого склада, на которых содержалась броня, в соответствие с чем районные управления заблаговременно разрабатывали мероприятия по обеспечению отпуска нефтепродуктов.
В случае необходимости, перевозка забронированных нефтепродуктов от склада к пунктам дислокации
воинских частей могла осуществляться по железной дороге.
Расчет за поставляемые нефтепродукты происходил согласно существовавших положений [3, лл.84-86].
С началом боевых действий округу планировались к передаче и некоторые склады Союзнефтесбыта. Передаваемые склады должны были использоваться в качестве баз горючего, для усиления головных складов и для маневрирования питания горючим во фронтовых и армейских районах. В большинстве случаев, передаваемые БВО коммерческие склады представляли группу разных по емкости резервуаров, в которых содержались в мирное время всевозможные виды и сорта горючих и смазок. Планировалось немедленное освобождение, промывка и зачистка отдельных резервуаров (таблицы 1 и 2).
Таблица 1
Ведомость коммерческих нефтехранилищ Союзнефтесбыта, подлежащих передаче на военное время Воздушным
силам БВО по состоянию на 30.03.1935 г. [3, л. 109].
Наименование склада Количество резервуаров Емкость на продукт (т) Примечание
Рославльский 3 253 1 рез. - 43 т бензина, 1 рез. - 135 т керосина, 1 рез. - 75 т масел
Гомельский 1 430 Керосиновая емкость
Витебский 1 65 Бензиновая емкость
Смоленский 3 190 Бензиновая емкость
Итого: 8 938
Таблица 2
Ведомость коммерческих нефтехранилищ Союзнефтесбыта, подлежащих передаче на военное время Автобронетанковым войскам БВО по состоянию на 30.03.1935 г. [3, л. 135].
Наименование склада Количество резервуаров, их ёмкость и виды нефтепродуктов
Бензин 1 с Бензин 2 с Керосин Темные нес ггепродукты Автол Масла
рез. ёмк. рез. ёмк. рез. ёмк. рез. ёмк. рез. ёмк. рез. ёмк.
А) подлежащие передаче полностью (емкость в тоннах на продукт)
В.Лукский - - 1 22 2 118 1 16 - - - -
Лепельский - - 2 75 1 207 1 16 - - 1 19
Могилевский - - 2 76 3 180 1 90 1 35 1 20
Невельский - - - - 2 130 2 62 - - - -
Оршанский - - 2 123 1 556 2 104 1 40 1 39
Мозырьский - - 3 111 1 98 1 46 - - 1 38
Минский - - 2 213 1 47 1 52 1 47 1 26
Полоцкий - - 3 108 1 280 1 26 - - - -
Бобруйский - - 1 14 1 53 1 28 1 68 1 42
Жлобинский - - - - 1 62 1 52 1 26 - -
Слуцкий - - 1 40 1 55 1 11 1 16 1 16
Медведевский - - - - 1 150 - - - - - -
Итого: - - 17 782 16 1936 13 503 6 232 7 200
Б) подлежащие передаче частично
Брянский - - 1 92 - - 1 48 - - 2 62
Вяземский - - 2 26 1 200 - - - - 1 27
Витебский 1 19 - - 1 410 - - 1 24 - -
Гомельский 1 40 1 98 - - 1 360 1 58 - -
Смоленский - - - - 1 901 - - 1 52 1 94
Новозыбсковский - - - - 1 44 1 30 1 25 - -
Ржевский - - 1 50 - - - - - - 1 200
Итого: 2 59 5 266 4 1555 3 438 4 159 5 383
Всего по БВО: 2 59 22 1048 20 3491 16 941 10 391 12 583
Горюче-смазочные материалы войскам Белорусского военного округа с началом боевых действий планировалось произвести на заводах в РСФСР и поставить на определенные крупные железнодорожные узлы с последующей доставкой на склады округа (таблица 3).
Таблица 3
Подача ГСМ из пунктов производства на первый месяц войны для нужд БВО по состоянию на февраль 1936 г.
(в тоннах) [4, л. 44].
Станция назначения Автобензин грозненский и краснодарский Бензин 1 сорта Бензин 2 сорта Топливо для тракторов
Ржев 800 800 7000 500
Смоленск 1000 1200 12000 1000
Брянск 500 500 8000 1000
Гомель 900 850 9000 1000
Всего для БВО 3200 3350 36000 3500
Всего по НКО СССР 10000 11885 104850 8900
Доля топлива для нужд БВО 32% 28% 34% 39%
Удельный вес планировавшегося к поставке топлива для Белорусского военного округа в целом по Наркомату обороны СССР составлял: по автобензину грозненскому и краснодарскому - 32%, по бензину 1 сорта - 28%, по бензину 2 сорта - 34%, по топливу для тракторов - 39%. В среднем удельный вес составлял 33%. Это довольно большой показатель, характеризующий высокий уровень механизации войск округа.
Смазочные масла и обтирочные материалы планировалось подавать в те же пункты, в установленном процентном соотношении к горючему.
Подачу горючего планировали производить не отдельными цистернами ежедневно в каждый пункт (все сорта горючего в одном поезде), а целыми поездами, допуская в отдельных случаях соединение двух видов бензина в одном поезде.
Вес поезда по графику 1936 г. был установлен 900 т, что составляло 45 нормальных цистерн с горючим и 5 цистерн или вагонов головного и хвостового прикрытия поезда. В этих 5 единицах прикрытия допускалась перевозка масел.
Заявку на перевозку горючего и смазочных материалов на первый месяц войны округ представлял в 3 отдел Генерального штаба Красной Армии [4, л.45].
Отдельно планировались поставки ГСМ для нужд Воздушных сил БВО на первый месяц войны (таблица 4). Причем округ должен был получать ГСМ для Воздушных сил во вторую очередь вместе с Московским и Киевским военными округами после Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (ОКДВА), Тихоокеанского флота (ТОФ), Ленинградского военного округа (ЛВО) и Краснознаменного Балтийского флота (КБФ).
Таблица 4
Подача ГСМ для Воздушных сил БВО на первый месяц войны для нужд БВО по состоянию на февраль 1936 г. _(в тоннах) [4, л.47]._
Станция назначения Получатель Планировалось подать в первый месяц войны
Бензин бакинский Бензин грозненский Пиробензин В-10 Масло
Ржев Начальник ВВС БВО 1000 - - - 100
Смоленск Начальник ВВС БВО 2500 - 300 - 200
Брянск Начальник ВВС БВО 2000 - 200 10 100
Гомель Начальник ВВС БВО 2000 - 500 - 200
Всего для БВО 7500 - 1000 10 600
Всего по НКО СССР 19000 - 2000 19 1300
Доля ГСМ для нужд БВО 40 % - 50 % 52,6 % 46 %
Воздушные силы БВО планировали к потреблению порядка 47 % горюче-смазочных материалов от общего объема поставок для нужд Наркомата обороны СССР на первый месяц войны, что говорит о высокой оснащенности округа самолетами различных типов.
Существовала также мобилизационная потребность в нефтепродуктах для нужд БВО по квартирно-экс-плуатационному обеспечению (таблица 5).
Таблица 5
Заявка на потребность в жидком топливе на мобпериод для квартирных нужд по состоянию на март 1935 г. [3, л.20].
Наименование населенных пунктов Потребность на мобпериод
Нефть Керосин
Минск 14 21,5
Гомель 32,8 24,3
Закопытье 8 3,1
Новобелица - 4,5
Витебск - 28
Полоцк 45,5 11,9
Полота 7 0,2
Бобруйск - 21
Слуцк 14,4 6,7
Конюхи 2 0,6
Старые Дороги 8 2,1
Орша - 12
Горки - 1
Борисов 5 6,1
Мозырь 6 2,1
Лиозно - 1
Калинковичи 6 3,1
Лепель 1,5 1,6
Чашники - 1,5
Жлобин 8 5
Рогачев 3 3,3
Речица 4,7 4,3
Городок - 1,5
Старый Быхов 5 2,6
Шклов - 0,2
Уречье - 2
Пуховичи - 2
Осиповичи - 1
Кричев - 0,5
Могилев - 19,5
Климовичи - 3,5
Чаусы - 2
Толочин - 2
Речица 35,1 -
Всего для БВО 206 201,7
Всего по НКО СССР 3224,7 3150,5
Доля ГСМ для нужд БВО 6 % 6 %
Из таблицы 5 видно, что удельный вес поставляемого жидкого топлива для нужд БВО по квартирно-эксплуа-тационному обеспечению составлял скромные 6 % из общего объема, необходимого для Наркомата обороны СССР.
Таким образом, планировавшиеся объемы поставок горюче-смазочных материалов на первый месяц войны для нужд войск Белорусского военного округа в середине 1930-х годов характеризовали сложившуюся обстановку вокруг СССР и основные направления развития военного строительства. Планируемое к расходу количество горюче-смазочных материалов для нужд Воздушных сил и Автобронетанкового управления округа в объеме около 40 % от потребностей Наркомата обороны показывает высокий уровень механизации войск, дислоцировавшихся на территории Беларуси. Западное направление, в отличие от Северо-западного и Дальневосточного, еще не стало в изучаемый период самым напряженным.
А вот доля в 6 % от общего объема жидкого топлива, которое планировалось обратить на квартирно-экс-плуатационное обеспечение, подтверждает данные о том, что на территории Беларуси в середине 1930-х годов воинские части и соединения расквартировывались с большими проблемами и трудностями, выражавшиеся в отсутствии достаточного количества казарменно-жилищного фонда.
We consider the problems of state mobilization reserves of fuel and lubricants for the needs of military units and formations deployed on the territory of Belarus in the mid-1930s. Shows how the accumulation of reserves laid lubricants warehouses Soyuzneftesbyta a special reservation of minimum working capital reserves of fuel, and the order of interaction between representatives of the Bela-rusian Military District and representatives Soyuzneftesbyta. On the wide statistical data analyzed by quantitative indicators to be content material means fuel service, uncovered a network of commercial oil storage Soyuzneftesbyta to be transmitted to the wartime armored and air forces of the county.
Keywords: Belarusian Military District, mobilization reserves, oil and lubricants.
Список литературы
1. Бочков, Е. А. Развитие системы тылового обеспечения Красной Армии в межвоенный период (1921— 1941 гг.): дис. ... докт. ист. наук : 07.00.02 / Е.А. Бочков. СПб., 2007. 697 с.
2. Жуков, С. А. Организация материального снабжения Красной армии накануне и в ходе советско-финляндской войны 1939-1940гг.: исторический опыт: дис...канд. ист. наук: 07.00.02 / С. А. Жуков. СПб, 2009. 332 с.
3. Ведомости передачи нефтескладов в мобилизационный период // Российский государственный военный архив (РГВА). Фонд 37827. Оп. 1. Д. 18.
4. Переписка по горюче-смазочным материалам // Российский государственный военный архив (РГВА). -Фонд 37827. Оп. 1. Д. 16.
Об авторе
Кривчиков Владислав Михайлович - кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры тылового обеспечения Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, [email protected]