УДК 94(47).084.3
мобилизационные процессы в балаклавском районе в 1921 г. в архивных документах
В статье рассмотрен ход мобилизационных процессов в Балаклавском районе в 1921 г. Основная цель статьи -введение в научный оборот малоизвестных документов Государственного архива г. Севастополя по теме. Установлено, что, несмотря на время «военного коммунизма», данные мероприятия давали возможность регулирования распределения рабочей силы в районе в сложный период его истории. Материал имеет значение для уяснения процессов развития Балаклавского района в 1920-е гг.
Ключевые слова: Балаклавский регион, советская власть, «военный коммунизм», документ.
И. В. Никитина I. V. Nikitina
mobilization processes are in the balaklava's district in 1921 in the archival documents
The article describes the course of the mobilization processes in the Balaklava area in 1921The main purpose of the introduction of articles in introduction to the scientific turn unknown documents of the State Archive of Sevastopol on the theme.Consciously, that not having regard to time of "military communism" data west gave possibility of adjusting of distribution of labor in a district in difficult time of its history.
Keywords: Balaclava the region, the Soviet regime, «military communism», document.
1921 г. - год начала становления советской власти на территории современного Балаклавского района г. Севастополя сопровождался медленным переходом от эпохи «военного коммунизма» к новым гражданским порядкам. На данный процесс, безусловно, влиял тот факт, что «окончательное» установление советской власти, как было принято считать во времена СССР, произошло в Крыму лишь в ноябре 1920 г., и первое время после этого основные усилия новой власти были направлены на «борьбу с контрреволюцией и разрухой». В первой половине 1921 г. в Балаклавском районе широко проводились так называемые трудовые мобилизации (через регистрацию в соответствующих инстанциях) лиц самых разных специальностей.
Целью их было привлечение трудовых ресурсов на безвозмездной основе в разные сферы народного хозяйства там, где требовались срочные и масштабные работы в условиях ограниченности финансов молодого советского государства. Изучение нами документов Государственного архива г. Севастополя по деятельности Балаклавского районного революционного комитета (Ф Р-427, оп.1) выявило документы, которые характеризуют подобные процессы на территории Балаклавского района, на тот момент входившего в состав Севастопольского уезда. Введению в научный оборот сведений о таких процессах и посвящена наша статья.
Самый ранний из таких документов датирован 24 декабря 1920 г. - это приказ городского комитета труда (подразделение ревкома) об объявлении мобилизации «извозчиков с лошадьми, живым, мертвым инвентарем, имеющих сбрую и пр.» и поступлении их в распоряжение комитета труда [1, л. 114].
Анализ документов по проведению мобилизации трудового населения показал, что этот процесс проходил в условиях поиска оптимального управлениям им, однако он оказался неэффективным. Косвенно это подтверждает наличие повторных приказов по ряду мобилизационных кампаний. Так, по мобилизации гужевого транспорта, после упомянутого приказа последовал еще один - Приказ № 1 Балаклавского комитета по проведению всеобщей трудовой
повинности (так часто в документах именуется Балаклавский комитет труда) от 3 января 1921 г. Он предписывал тем, кто имел такой транспорт, поступить с ним в распоряжение зав. транспортного подотдела Балаклавского ревкома товарища Шурыгина. Всем организациям, которым требовался транспорт, за таковым необходимо было обращаться в специальный отдел ревкома - Трамот (отдел транспорта). «Под страхом Ревтрибунала» были запрещены захваты подвод и экипажей [1, л. 1].
В тот же день Комитет по труду (по осуществлению трудовой повинности) издал приказ № 2 о проведении регистрации всего мужского населения в г. Балаклава и его района в возрасте от 18 до 55 лет. Советские учреждения должны были предоставить списки работающих, от регистрации освобождались: служащие советских учреждений, инвалиды, не способные к физическому труду, учащиеся средних и высших учебных заведений [1, л. 10].
С этого момента в районе происходит активизация внедрения на его территории законов РСФСР в сфере организации учета рабочей силы. Документы зафиксировали для нас большую часть мобилизационных кампаний как общего плана, так и мобилизации по тем или иным специальностям.
В частности, в приказе Балрайкомитета по трудовой повинности № 2 от 3 января 1921 г., было объявлено: «все граждане г. Балаклава и района мужского пола в возрасте от 18 до 50 лет, включая как находившихся на службе в гражданских и советских учреждениях, так и не состоящих, ранее служивших в торговом флоте на должностях всех наименований, с дипломами и без на право морского судовождения, или управлявших машинами на морских судах, служившие в военном флоте и уволенные со службы на должностях машинистов, рулевых, служащих складов и цейхгаузов подлежат учету и перерегистрации» [1, л. 115] (от регистрации освобождались лица временно нетрудоспособные, ухаживающие за остро-заболевшими больными (берут справку у врача или в кварткоме (квартальном комитете)) и лица (вдовцы) воспитывающие одни детей).
Приказ № 3 комитета по труду Балаклавского ревкома от 21 января 1921 г. является повторным приказом об объ-
явлении регистрации трудового населения мужского пола, причем в нем значится, что «большинство граждан Балаклавы уклонилось от регистрации». Приказом был объявлен «боевой приказ» о проведении повторной регистрации рабочей силы в течение 5 дней, также указывалось, что «дальнейшего продления сроков регистрации в Балаклавском райревкоме не будет». Изменением по сравнению с первым подобным приказом в данном документе стало указание, что все граждане уже работавшие в каких-либо учреждениях и не имевшие регистрации также подлежали явке, советские учреждения, подавшие списки своих сотрудников - обязывались «дослать документы» для «осуществления регистрационной надписи» [1, л. 13].
Появление данного документа было связано не только с попыткой завершить регистрацию трудового населения Балаклавы, но и с изменением в общих требованиях такой регистрации относительно учета тех работников, которые уже работали в советских учреждениях. Правда, характер и причины таких изменений документы нам не проясняют.
С новыми требованиями по регистрации трудового населения следует связать и издание приказа комтруда от 13 февраля 1921 г.
В нем, на основании приказа уездного комитета труда от 7 февраля № 87, вновь была объявлена «обязательная регистрация всех работающих, безработных и не занятых общественно-полезным трудом граждан: мужчин в возрасте от 16 до 50 лет, женщин - от 16 до 40 лет по Балаклавскому району. Первым днем регистрации объявлен 14.02. -граждане Балаклавы, Кадыковки, Левадки, Нового городка, Золотой балки и Новоземельных хуторов, регистрируются в Балревкоме 14, 15, 16.02. Учет граждан сел Карань, Комары, Алсу, Куру-Узень, Чоргунь, Упу, Кучки, Шули, Чамлы-Эзенбашик, Ай-Тодор, Адым-Чокрак ведется выездными комиссиями в селах Карань, Комары, и Чоргунь. Учет граждан сел бывшей Байдарской волости производится в Бай-дарском ревкоме [1, л. 123].
С марта 1921 г. комтруд развернул активную работу по регистрации граждан Балаклавы и Балаклавского района по отдельным специальностям.
Например, 13 марта 1921 г. была объявлена регистрация, которой подлежали «научно-преподавательские деятели по статистике, работавшие в качестве профессоров, докторов наук, преподавателей институтов, лица, окончившие курс высших русских и зарубежных учебных заведений по статистике, лица, прослушавшие курсы, которые читали МВД, Центральные военные учебные заведения, Центральное статуправление и т. д.» [1, л. 15]. В приказе о регистрации было указано, что она не означает снятия перечисленных лиц с занимаемых должностей, они остаются на местах своей прежней службы вплоть до особого распоряжения. Списки граждан, явившихся на мобилизацию, подлежали пересылки вместе с анкетами в Крымкомтруд в г. Симферополь. Ходатайства об оставлении мобилизованных на месте их прежней службы, в случае наличия на них приказа об откомандировании на определенный срок, должны были быть переданы в комтруд не позже недельного срока со дня опубликования приказа.
Этот документ свидетельствует, что мобилизация не всегда означала обязательную посылку на тот или другой
вид работ, ее основной задачей было выявление трудового резерва в той или иной сфере деятельности для того, чтобы иметь возможность в случае необходимости их задействовать без промедления.
Еще один приказ комтруда Балаклавского ревкома характеризует очередные изменения в сфере правил проведения регистраций и мобилизации трудовой силы. Это приказ № 7 по Балаклавскому ревкому по отделу труда от 15 марта 1921 г., где в частности сказано: «Являясь штабом боевого трудового фронта, Комтруд доводит до всеобщего сведения, что никакие регистрации и мобилизации в области труда, в том числе и гужевые, не могут быть проведены без его санкции. Все требования на рабочую силу должны быть направлены непосредственно в Комтруд. Никто из сотрудников учреждений и лиц, привлеченных к отбыванию трудовой повинности, не могут оставлять своего поста... Охранные грамоты и свидетельства семьям красноармейцев, освобождающие их от несения трудовой повинности на основании Постановления РВСР (Реввоенсовета Республики) от 18.11.1918 г. и все прочие Постановления СНК от 5.02.1919 г. о порядке трудовой повинности, последним ликвидируются. Всех, тормозящих работу Комтруда, буду беспощадно предавать Суду Революционного Трибунала. Предревкома Белоярцев» [1, л. 17].
В рамках этих изменений 16 марта 1921 г. в г. Балаклава и его окрестностях была объявлена очередная трудовая регистрация «лиц обоего пола в возрасте от 16 до 55 лет мужчины и от 16 до 40 лет женщины» должны были зарегистрироваться в отделе труда. В соответствующем документе указывалось, что разрешения на выезд ревком и особый отдел не могли больше выдавать без визы Управления Учета и распределения рабочей силы [1, л. 18].
Данный документ ужесточал на территории Балаклавы учет рабочей силы. Все это, по мнению ревкома, должно было препятствовать беспорядочной убыли населения из района. К сожалению, в документах не просматривается, какой результат имело данное ужесточение учета. Также практически не известны основные результаты зафиксированных в документах регистраций, за исключением одной из первых за счет издания повторного приказа. В целом же документы данного направления позволяют вывить общий объем мобилизационных кампаний в районе и отрасли труда, где требовалась в большом масштабе рабочая сила для организации общественных работ, часто за пределами района.
Так, 6 апреля 1921 г. на основе Приказа Севревкома № 134 Балревком постановил, что для производства спешных работ по проведению посевной кампании в районе с сего числа объявляется мобилизация трудообязанных служащих во всех Советских учреждениях, организациях и предприятиях, расположенных в г. Балаклава и его районе, без различия пола и независимо от занимаемой должности. Каждое предприятие или организация должны были выделить по мобилизации не менее 20 % от списочного состава, в течение 24-х часов направить поименные списки мобилизованных с указанием общего количества работавших на предприятии. Предприятия и организации ВМФ должны были дать максимальный процент мобилизации. Контроль за исполнением приказа возлагался на руководство советских учреждений [1, л. 34].
Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)
47
В тот же день в целях обеспечения рабочей силой совхозов была объявлена мобилизация лиц, окончивших высшие или средние сельскохозяйственные учебные заведения, специальные школы по сельскому хозяйству, студентов последних курсов сельскохозяйственных учебных заведений, рабочих, работавших до 1920 г. в имениях (совхозах) заведующими хозяйством, возчиков, сортировщиков фруктов, огородников, сборщиков винограда, сортировщиков табака и пр. [1, л. 106].
19 мая 1921 г. была объявлена регистрация лиц, «служивших раньше в государственном контроле». Срок регистрации объявлялся три дня со дня опубликования приказа [1, л. 38].
Рассматривая документы Балаклавского ревкома в деле проведения мобилизации трудового населения нельзя не заметить одну общую тенденцию. В рамках законов «военного коммунизма» в качестве санкций за неявку на регистрацию, уклонение от мобилизации и пр. в документах проходит «предание суду ревтрибунала и заключение в трудовой лагерь». Но, повторимся, данные документы не дают нам ответа о практике применения данной санкции, и этот вопрос требует дополнительного изучения.
Среди мобилизационных кампаний весны 1921 г. наиболее важными для Балаклавы и ее окрестностей стали кампании по обеспечению рабочей силой сельскохозяйственных «предприятий», поскольку в районе оказалось много брошенных сельских имений. Так, согласно приказа № 94 Балаклавского районного военно-революционного комитета от 21 мая 1921 г., предписывалось организовать обработку земли в бывшем имении «Благодать». Было предложено всем зав. отделами (ревкома) «под их личную ответственность» высылать каждый день служащих взамен работ в своих отделах на работу в «имение «Благодать», начиная с 25 мая. В этом же приказе указывалась «разнарядка» на работы: отдел Управления ревкома должен был послать 5 чел., Бепо (потребкооперация) - 4, отдел коммунального хозяйства - 4, народного образования - 6, комтруд -3, собес - 4, земотдел - 1, трамот (по транспорту) - 1 [1, л. 83].
23 мая 1921 г. последовал приказ Балаклавского ревкома о мобилизации «лиц в возрасте от 19 до 50 лет из работников горной промышленности в [должности] крепильщиков, откатчиков... кочегаров, слесарей и плотников являются мобилизованными и обязаны явиться в отдел по адресу 4-я улица дом Яворской на регистрацию в течение 3 дней
со дня объявления сего приказа. Явившиеся на регистрацию предоставляют учетную карточку по следующей форме: ФИО, возраст, специальность, где и на каких горных промыслах работал раньше и сколько времени, где в какое время состоял на службе. Зарегистрированные остаются на рабочих местах до соответствующих указаний. Ответственные руководители предприятий и учреждений, квартальных комитетов, виновные в укрывательстве и несообщении сведений о лицах, перечисленных в п. 1, и лица, скрывшие о себе сведения, подлежат суду ревтрибунала. Не подлежат регистрации: 1) военнослужащие; 2) уволенные из рядов Красной Армии по состоянию здоровья» [1, л. 23].
В целом же за первое полугодие 1921 г. комитетом по труду Балаклавского ревкома было проведено не менее 15 различных мобилизационных кампаний. С их помощью местные власти пытались упорядочить учет рабочей силы в Балаклаве и Балаклавском районе, выявить скрытые трудовые резервы для налаживания нормального функционирования хозяйства в рамках нового советского государства. По своей форме данный вид деятельности ревкома, безусловно, относится к чрезвычайным мерам, и их применение свидетельствует о критическом состоянии в экономике района. Все это, безусловно, требовало решительных действий со стороны новой власти. Беспорядочный отток населения из Балаклавы и района также не мог оставаться без ее внимания, и хотя методы решения таких проблем в целом нельзя назвать эффективными, однако они, несомненно, были вызваны стремлением нормализовать трудовые отношения в районе. Одновременно, анализ документов по мобилизации показал, что меры по проведению таких кампаний нельзя назвать непродуманными: это и система отсрочек от мобилизации, и возможность ходатайств об оставлении ряда сотрудников на местах, и компенсации для занятых на гужевой повинности за павшую лошадь и пр. Однако узость охарактеризованных документальных свидетельств по теме ставит перед нами необходимость поиска дополнительных источников по ней для более глубокого анализа данной проблемы.
1. Государственный архив г. Севастополя (ГАГС). Ф. Р-427. Оп. 1. Д. 1.
© Никитина И. В., 2015