Научная статья на тему 'Множественная и сочетанная травма в структуре травматизма'

Множественная и сочетанная травма в структуре травматизма Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
420
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВМАТИЗМ / ЛЕЧЕНИЕ / исходы травм

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Сиротко В. В., Косинец А. Н., Глушанко В. С.

Изучен непроизводственный травматизм в г. Витебске за 1998 2000 годы. Статистический анализ полученных результатов лечения указывает, что множественные и сочетанные травмы являются ведущей причиной смерти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Сиротко В. В., Косинец А. Н., Глушанко В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unearned traumatism in town of Vitebsk from 1998 to 2001 was studied. The statistical analysis of the results obtained indicate that multiple and complex injuries is the leading cause of injury death.

Текст научной работы на тему «Множественная и сочетанная травма в структуре травматизма»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2004

МНОЖЕСТВЕННАЯ И СОЧЕТАННАЯ ТРАВМА В СТРУКТУРЕ

ТРАВМАТИЗМА

СИРОТКО В.В., КОСИНЕЦ А.Н., ГЛУШАНКО В.С.

Витебский государственный медицинский университет

Резюме. Изучен непроизводственный травматизм в г. Витебске за 1998-2000 годы. Статистический анализ полученных результатов лечения указывает, что множественные и сочетанные травмы являются ведущей причиной смерти.

Ключевые слова: травматизм, лечение, исходы травм.

Abstract. Non-occupational traumatism in the town of Vitebsk from 1998 to 2000 was studied. The statistical analysis of the results obtained indicates that multiple and complex injuries are the leading causes of death.

В последние годы вследствие природных, антропогенных катастроф, террористических актов, военных конфликтов во всем мире отмечается значительный рост травматических повреждений, что приводит к высокой смертности. По данным ВОЗ, только от автотранспорта каждые 2 минуты погибает 1 человек. Человеческие и материальные потери общества с трудом поддаются оценке. Высокая летальность, развитие осложнений, приводящих к инвали-дизации, обуславливают актуальность проблемы, ее медицинское, социальное и экономическое значение [1-8, 12, 13].

В Республике Беларусь травмы в структуре заболеваемости занимают второе место (около 10%) , а по распространенности находятся на 5 месте. Как причина смерти травмы, отравления и несчастные случаи находятся на 3 месте после болезней сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний. Доля смертей от дорожно-транспортных травм составляет около 14%. Смерть наступала от че-

Адрес для корреспонденции: 210023, г.Витебск, пр.Фрунзе, 27, Витебский государственный медицинский университет, кафедра военной подготовки и экстремальной медицины - Сиротко В.В.

репно-мозговых травм в 15,3%, от переломов костей - в 9,5%, от повреждений внутренних органов - в 8,3% [3-6].

Последние пять лет в республике ежегодно регистрируется около 800 тысяч травм с приростом на 1,1%. Ежегодно впервые признаются инвалидами свыше 3 тысяч человек, погибает от травм и несчастных случаев свыше 17 тысяч человек. По данным эпидемиологических исследований, у 13% взрослого населения отмечаются травматические повреждения костно-суставной системы. Экономический ущерб в связи с временной нетрудоспособностью составляет 710 млн. долларов США (из расчета 119 долларов за один день нетрудоспособности). Экономические потери, связанные со смертельными исходами от травм, составляют 300 млн. долларов США в год (из расчета 19 тысяч долларов за одного погибшего) [3].

Целью нашего исследования явилась оценка результатов социально-медицинских потерь и изыскание медико-организационных резервов повышения качества оказания медицинской помощи при травматических повреждениях.

Методы

Для решения поставленных задач осуществлено:

1. Изучение динамики и структуры госпитализированного травматизма в г.Витебске за 1998-2000 годы. Для этого были изучены 19578 «Карт выбывших из стационара» следующих отделений Витебской областной клинической больницы: торакальное отделение, 1-ое хирургическое отделение, отделение нейрохирургии и нейротравматологии, 2-ое хирургическое отделение, травматологическое отделение и 4368 «Карт выбывших из стационара» травматологического отделения Витебской городской клинической больницы скорой медицинской помощи.

2. Анализ дорожно-транспортного травматизма в г.Витебске и области за 1990-2000 гг.

3. Анализ летальных исходов, по данным управления Белорусской государственной службы судебно-медицинских экспертиз по Витебску и Витебской области за период 19982001 гг.

4. Разработан «Алгоритм исследования медико-организационных аспектов оказания медицинской помощи при травматических повреждениях. Предлагаемый алгоритм состоит из трёх последовательно применяемых частей. В первой части содержится базовая информация, необходимая для проведения экспертной оценки. Во второй части осуществляется экспертная оценка травматологической помощи на этапах. В третьей части анализируется мнение пострадавшего о качестве оказанной травматологической помощи.

5. Проведена экспертная оценка травматологической помощи с учетом мнения 625 пострадавших, проходивших курс лечения в хи-

рургических отделениях больниц и поликлиниках г.Витебска.

Результаты и обсуждение

Среди всех госпитализированных в хирургические и травматологические отделения г. Витебска в 70,5% имели место изолированные переломы, в 26,7% - множественные и сочетанные травмы.

На 1 месте находились травмы, полученные вследствие агрессивных действий (47,8%), на 2 месте - бытовые травмы (35,3%), на 3 месте - дорожно-транспортные травмы (16,9%).

Дорожно-транспортный травматизм занимает особое место в структуре общей заболеваемости и смертности населения. Если дорожно-транспортные происшествия (ДТП) во всем мире называют автомобильной эпидемией, то дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) является ведущей причиной тяжелых последствий травм. Расчеты, проведенные по 55 странам мира, показывают, что смертность от ДТТ составляет 15,98 на 100 тыс. населения. Средний показатель по Беларуси за 26 лет (1976-2001 гг.) - 15,78 [8]. По числу жертв дорожно-транспортный травматизм сравним с потерями войск в период военных конфликтов.

По данным Управления ГАИ МВД Республики Беларусь, в период с 1980 г. по 1990 г. на автомобильных дорогах и улицах городов погибло 15,5 тыс., ранено 75,2 тыс. человек. Санитарные потери советских войск в Афганистане с 1979 г. по 1989 г. составили погибшими 13833 человек, ранеными 49 985 человек [9]. В Витебской области, по данным отдела ГАИ Витебского облисполкома, за период с 1990 г. по 2000 г. произошло 13167 дорожно-транспортных

16,9%

□ травмы вследствие агрессивных действий

И бытовые травмы

^1 дорожно-транспортные травмы

Рис. 1. Вид травматизма.

100000

80000

60000

40000

20000

49 985

115 200 я

75 200

3 389

Угч чр

13 379

337

1 774

В Республике Афганистан, 1979-1989 гг.

В Республике В Витебской Беларусь, области,

1980-1990 гг. 1990-2000 гг.

в ДТП в ДТП

В г.Витебске, 1990-2000 гг. в ДТП

0

Э погибло □ ранено

Рис. 2. Число раненых и погибших в дорожно-транспортных происшествиях и военное время.

происшествий (ДТП), в которых погибло 3389 человек, ранено-13379. В Витебске за этот же период времени произошло 2123 ДТП, в кото -рых погибло 337 человек, ранено 1774 человек.

При этом в 15,8% случаев участники ДТП были в состоянии алкогольного опьянения. Дорожно-транспортный травматизм в настоящее время является основной причиной тяжелых травм. Число погибших в г. Витебске составило 9,9% от числа смертельных случаев в ДТП по области и 13,3% раненых. Сочетанные травмы в результате автодорожных происшествий составили 63,5%, множественные - 20,6%. Опыт показывает, что жизнь пострадавших нередко зависит от того, какая им будет оказана помощь в первые минуты после ДТП [1, 6, 8, 13, 14]. Если пострадавший находится в состоянии клинической смерти более 3 минут, вероятность того, что жизнь удастся спасти, составляет 75%. При увеличении этого промежутка до 5 минут вероятность уменьшается до 25%, по превышении 10 минут человека спасти не удается [8]. Во Франции 60% жертв ДТП погибает в течение первых полутора часов. В СНГ из-за несвоевременного оказания медицинской помощи при ДТП погибают 23% пострадавших. По данным Московского городского научно-исследовательского института скорой помощи имени Склифосовско-го, примерно у 17% пострадавших в ДТП причиной смерти были кровотечение, асфиксия и

другие состояния, требовавшие немедленной медицинской помощи, которая им не была вовремя оказана. Установлено также, что из числа всех, получивших тяжелые травмы при ДТП, 60% погибает на месте и 8% - при эвакуации в лечебные учреждения [1, 3, 5, 14, 15].

По данным управления Белорусской государственной службы судебно-медицинских экспертиз по Витебску и Витебской области, в г. Витебске за период 1998-2000 гг. причинами летальных исходов при травмах явились: несчастные случаи - в 39,4%, убийство - в 30,7%, самоубийство - в 14,4%, дорожно-транспортные происшествия - в 26,5%.

Множественные и сочетанные травмы составили 96,3 % от числа всех повреждений, приведших к летальным исходам. Из них по частоте на 1 месте находилась тяжелая черепно-мозговая травма (39,7%), на втором - сочетанные повреждения 2 органов или систем (32,4%), на третьем - повреждения 3 органов или систем (23,5%). Травмы опорно-двигательного аппарата в сочетании с повреждениями внутренних органов имели место в 80,1% от всех случаев травм с летальным исходом. Значительное число составили лица от 30 до 50 лет (63,3%). На месте травм погибли 73,3% пострадавших, в лечебных учреждениях - 36,7 %. Из числа лиц, умерших от травм после поступления в стационар, прооперировано 85,7% пострадавших.

Оперативные вмешательства выполнены в первые 3 часа с момента поступления 81,3% поступивших в стационар. Виды оперативных вмешательств распределились следующим образом: трепанация черепа - 60,4%, лапаротомия - 29,1%,торакоцентез - 6,3%, первичная хирургическая обработка ран, остеосинтез, лапаро-центез - по 4,1%, торакотомия - 2,1%.

При этом в 77,1% случаев выполнено одно оперативное вмешательство, в 22,9% случаев -два. В 81,3% случаев летальные исходы наступили на 3-5 сутки с момента поступления в стационар.

Выводы

1. Множественные и сочетанные травмы составили третью часть в структуре всех травм и 96,3 % от числа всех повреждений, приведших к летальным исходам.

2. Травмы опорно-двигательного аппарата в сочетании с повреждениями внутренних органов имели место в 80,1% от всех случаев травм.

3. Необходима разработка четких алгоритмов диагностики и этапного лечения при травмах различной локализации.

Литература

1. Артишевский В.С., Чучко ВА., Харкович И.И. Сочетанная автодорожная травма // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Гомельской городской больницы скорой медицинской помощи. Гомель, 2003. - с.141-143.

2. Белов С.И. Медицинские аспекты травматизма на автомобильных дорогах Беларуси. Здравоохранение Белоруссии. 1992. - № 8. - С. 44-48.

3. Государственная программа профилактики и снижения травматизма. Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15.08.2001г. № 1219.

4. Дейкало В.П. Повреждения кисти: эпидемиология,

потеря трудоспособности, медицинская

реабилитация: Автореф. дис. ...д-ра мед. наук:

14.00.33, 14.00.22 / Минск, 2003. - 42 с.

5. Здравоохранение в Республике Беларусь:

Официальный статистический сборник. -

Мн.БелЦМИ, 1999, 2000, 2001.

6. Журавлев С.М., Теодоридис К.А., Новиков П.Е., Медико-демографические аспекты травматизма, связанного с мототранспортными несчастными случаями // Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова, 1996. - № 3. - С. 61 - 64.

7. Ключевский В .В. Хирургия повреждений. -Ярославль: Диа-пресс, 1999. - 644с.

8. Мухля А.М. Состояние дорожно-транспортного травматизма в Беларуси и организация помощи пострадавшим. Материалы международной научнопрактической конференции, посвященной 100-летию Гомельской городской больницы скорой медицинской помощи. Гомель, 2003. - С. 161-164.

9. Нечаев Э.А., Тутохел и др. Хирургические аспекты уроков войны в Афганистане // Военно-медицинский журнал, 1991. - №8. - С. 7-12.

10. Сиротко В.В., Глушанко В.С., Косинец А.Н., Колосова

Т.В. Алгоритм исследования медико-организационных аспектов оказания медицинской помощи при травматических повреждениях. В 3-х частях. Ч.1. Базовая информация / - Витебск, 2001. - 24 с.

11. Сиротко В.В., Глушанко В.С., Косинец А.Н., Колосова

Т.В. Алгоритм исследования медико-организационных аспектов оказания медицинской помощи при травматических повреждениях. В 3-х частях. 4.II. Алгоритм экспертной оценки медицинской помощи при травматических повреждениях / Витебск, 2001.

- 15 с.

12. Сиротко В.В., Глушанко В.С., Косинец А.Н., Колосова

Т.В. Алгоритм исследования медико-организационных аспектов оказания медицинской помощи при травматических повреждениях. В 3-х частях. 4.III. Алгоритм изучения мнения пострадавшего о качестве оказанной травматологической помощи / Витебск. 2001. - 14 с.

13. Сиротко В. В., Глушанко В.С., Косинец А. Н., Кухновец О. А. Характеристика летальности от травм в современном городе // Материалы Третьей международной научно - практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке».

- М., 2002. - С. 363.

14. Статистика здоровья и здравоохранения: Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, избранные годы 1980-1993. М., 1995. Сер.5. №9. - С.12.

15. А kmgitudinal study оf ingrny morbiduty in african-american population / Schvarz D.F., Grisso J.A., Miles C.G. et all. // J. Trauma. - 1994. - Vol.271, №10. - p. 755-760.

Поступила 05.02.2004 г. Принята в печать 26.03.2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.