Научная статья на тему 'Многоуровневое инфографическое моделирование в мыследеятельности'

Многоуровневое инфографическое моделирование в мыследеятельности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОГРАФИЯ / ИНФОГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИДЕИ И ИНФОРМАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНФОГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / INFOGRAPHIC / INFOGRAPHICS MODELS / MEANS OF DEVELOPMENT THE IDEAS AND INFORMATION / VITAL CYCLE INFOGRAPHICS MODEL / SELT-REGULATING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Чулков Виталий Олегович, Рахмонов Эмомали Каримович

Рассмотрены концепция инфографического моделирования в мыследеятельности человека, жизненный цикл инфографической модели, саморегуляция как средство развития мыследеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Чулков Виталий Олегович, Рахмонов Эмомали Каримович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multi-stage infographics modeling in power of apprehension activity

Submit for consideration concept of mans infographics modeling in power of apprehension activity, vital cycle infographics model, selt-regulating as means of development power of apprehension activity.

Текст научной работы на тему «Многоуровневое инфографическое моделирование в мыследеятельности»

УДК 693

Чулков Виталий Олегович

Ассоциация «Инфографические основы функциональных систем» (ИОФС)

Русской секции Международной Академии Наук

Россия, Москва Президент

Доктор технических наук, профессор E-Mail: vitolch@gmail.com

Рахмонов Эмомали Каримович

ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»

Россия, Москва

Докторант кафедры Информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве

Кандидат технических наук E-Mail: emomali75@mail.ru

Многоуровневое инфографическое моделирование в мыследеятельности

Аннотация: Рассмотрены концепция инфографического моделирования в

мыследеятельности человека, жизненный цикл инфографической модели, саморегуляция как средство развития мыследеятельности.

Ключевые слова: Инфография; инфографические модели; средство развития идеи и информации; жизненный цикл инфографической модели; саморегуляция.

Vitalij Chulkov

Association «Infographics basis of functional systems» International Academy of Sciences, Russian section

Russia, Moscow E-Mail: vitolch@gmail.com

Emomali Rakhmonov

Moscow State University of Civil Engineering

Russia, Moscow E-Mail: emomali75@mail.ru

Multi-stage infographics modeling in power of apprehension activity

The Abstract: Submit for consideration concept of mans infographics modeling in power of apprehension activity, vital cycle infographics model, selt-regulating as means of development power of apprehension activity.

Keywords: Infographic; infographics models; means of development the ideas and information; vital cycle infographics model; selt-regulating.

Деятельность - процесс (или процессы) активного взаимодействия субъекта (человека) с объектом (человеком, предметом, процессом, системой и т.д.), во время которого субъект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигает поставленной им цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый однозначно различимый смысл; она характеризует сознательно осмысленную сторону личности человека (в отличие от его поведения). Эта характеристика может быть положительной (деятельностный человек) или отрицательной (бездеятельностный человек). В качестве этапов деятельности выделяют процессы: • вовлечение в деятельность; • целеполагание; проектирование действий в деятельности; • осуществление этих действий; • анализ результатов действий и сравнение этих результатов с поставленными целями. Задачи и цели деятеля однозначно определяют число и содержание этапов выбранной им деятельности, модели которой он строит из соображений удобства, полезности и достаточности.

Различают несколько градаций условий деятельности человека:

• комфортные (штатные, оптимальные) условия, к которым человек приспособлен в наибольшей степени, в которых он проявляет наивысшую работоспособность, сохраняет в допустимых пределах объём и качество здоровья, а среда обитания сохраняет целостность своих компонентов;

• допустимые, характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах; такие условия деятельности не оказывают негативного влияния на здоровье человека, но приводят к дискомфорту, снижению работоспособности и продуктивности деятельности; не вызывают необратимых процессов у человека и среды обитания (компенсируются); допустимые нормы воздействия закреплены в санитарных нормах;

• опасные, когда потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые нормы и уровни воздействия; оказывают негативное воздействие на здоровье человека; при длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды обитания;

• чрезвычайно опасные могут за короткий срок нанести травму и привести к смерти человека, вызывая необратимые изменения среды обитания.

Многие факторы, длительно воздействующие на человека, вызывают заболевания.

Для нормального существования организма человека важно поддерживать метаболизм на относительно стабильном уровне.

Метаболизм (от греч. цвтаРоХ^ - «превращение, изменение»), или обмен веществ -множество возникающих в живом организме сложных и динамичных химических процессов и реакций поддержания жизни (превращения белков, жиров, углеводов и других поступивших с пищей веществ в необходимые для штатного функционирования организма энергию и тепло). Эти процессы позволяют организму развиваться и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды. Различают две стадии метаболизма:

• катаболизм, когда сложные органические вещества разлагаются (деградируют) до более простых;

• анаболизм, когда с затратами энергии организм синтезирует белок, сахар, липиды, нуклеиновые кислоты и другие органические вещества.

Важнейший фактор обеспечения уровня метаболизма - телосложение: чем больше масса тела без жира (мышечная ткань, кости, внутренние органы), тем выше скорость метаболизма. Стабилизацию обменных процессов в организме реализует специальная форма

взаимодействия отдельных элементов саморегуляция (от русск. само- и лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок; англ. self-regulation; нем. Eigenregulierung):

• свойство систем разных уровней сохранять внутреннюю стабильность благодаря их скоординированным реакциям, компенсирующим влияние изменяющихся условий окружающей среды;

• активность, направленная на достижение поставленной субъектом произвольной цели и предполагающая создание модели, а также её корректировку в ходе деятельности;

• форма жизнедеятельности, при которой отклонение той или иной функции от уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность (прежде всего -оптимальный клеточный метаболизм) является причиной возвращения этой функции к исходному уровню.

Основы саморегуляции физиологических функций заложены в трудах К.Бернара (сформулировал представление о постоянстве внутренней среды как условии «свободной жизни организма») В.Кэннона (ввел понятие «гомеостазис»). Морфофункциональными единицами саморегуляции в организме являются функциональные системы, теорию которых в 1935г сформулировал П.К.Анохин (она является приоритетной в области медико-технической кибернетики). Функциональная система - самоорганизующаяся и саморегулируемая динамическая организационная сущность, деятельность всех составных компонентов которой взаимосодействует достижению полезных для организма в целом приспособительных результатов [П.К.Анохин, 1973]. Такими результатами, прежде всего, являются разные показатели метаболизма и внутренней среды организма. Более высокий уровень составляют результаты поведенческой деятельности отдельных индивидов и популяций, и, наконец, результаты социальной деятельности человека и его психической деятельности.

Функциональные системы формируются как на генетической (врожденной) основе, так и в процессе индивидуальной жизни животных и человека (рис.1).

Обратная афферентация

Рис. 1. Общая схема функциональной системы (по П.К.Анохину, 1976)

Человек, по мере потребности или необходимости способен осваивать и осуществлять множество видов деятельности. Главной по значимости является мыслительная деятельность (мыследеятельность), которая должна предшествовать любому из прочих видов деятельности человека. Результатами мыследеятельности являются мыслеформы, которые человек может фиксировать в своей оперативной памяти на 2-10 секунд для выяснения необходимости:

• сохранения этих мыслеформ в своей долговременной памяти (запоминания);

• отчуждения (документирования) с целью внешнего (по отношению к себе) архивирования;

• последующей комплексной репрографической и компьютерной обработки таких документов в специализированных традиционных комплексных системах обработки документации (КСОД) [В.О.Чулков, 1973] или автоматизированных системах обработки документации (АСОД) [В.О.Чулков, 1979], являющихся первым поколением широко известных сейчас документальных систем.

Далеко не весь объем генерируемых человеком мыслеформ (всего 5-8%) он считает необходимым сохранять (запоминать или документировать); это можно частично объяснить тем, что человек способен принимать решения и осуществлять любую деятельность исключительно в меру уровня качества своей мыследеятельности, которая является ядерной (первоочередной, предшествующей всем остальным видам деятельности человека). На рис.2 приведена одна из базовых инфографических моделей - объемлющая («матрешечная») сфер деятельности [В.О.Чулков, 1985]

Рис. 2. Объемлющая («матрешечная») модель сфер деятельности

Сферы деятельности:

I - мыследеятельность (сфера мышления);

II - деятельность (практика);

III - жизнедеятельность (сфера жизни);

IV - экологическая деятельность (сфера экологии);

V - комплексная безопасность (антитеррор).

(499) 7SS SG 99 http://mir-nauki .com

Участники деятельности (деятели):

1 - выполняющие инфографическое и геометрическое моделирование деятельности и отчуждение таких моделей, являющихся нормой деятельности (практики);

2 - осуществляющие отдельные процессы целенаправленного изменения среды обитания;

3 - разрабатывающие модели устройства жизни и развития индустрии жизнеобеспечения;

4 - разрабатывающие модели экологического устройства мира;

5 - исследующие и формирующие теорию и практику комплексной безопасности жизнедеятельности.

Как любой другой вид деятельности, мыследеятельность имеет свою структуру, технологию, практические приёмы реализации, подвержена консалтингу, совершенствованию и оптимизации. Обучение мыследеятельности - один из аспектов коучинга.

Активизация, поддержание и развитие мыследеятельности человека должны опиираться на принципы научности, креативности, вариативности, практической ориентации, интегрированности и системности. Средствами реализации этих принципов являются алгоритм проблемной деятельности, устройства его реализации и мониторинг качества результатов, среди которых повышение мотивации деятельности, углубление уровня понимания осуществляемых процессов, конструктивное отношение к проблематизации, развитие личностных качеств деятеля.

Мыследеятельность существенно зависит от объёма привлекаемых ресурсов (общения с кадрами соответствующей квалификации, объёмов и качества привлекаемой информации, затрачиваемого времени и др.).

Широко распространенными устройствами реализации алгоритма проблемной деятельности в её информационных технологиях и увеличения возможностей человека в процессах мыследеятельности и производительной деятельности являются компьютер и другие электронные средства трансляции и коммуникации. Человек, как природный биологический объект, не может неизменно сохранять в себе неограниченное количество информации.

Поэтому он постоянно решает проблемы организации и использования внешней, по отношению к себе, памяти, а также традиционных и автоматизированных информационнопоисковых систем. Ему пришлось изобрести книгопечатание, писàть книги, разработать компьютер и другие электронные средства передачи и хранения информации и документов, ввести понятие инфографической модели и исследовать её свойства.

Любая модель (в том числе и наглядно-образная инфографическая) должна иметь (и имеет) атрибуты, то есть необходимые, существенные и неотъемлемые свойства, её определяющие (выделяющие из рассматриваемой совокупности).

Для инфографической модели в качестве атрибутов выступают компоненты полной характеристики (рис.3) в виде четырех основных блоков информационной поддержки:

блок 1 : досье модели;

блок 2 : идентификация модели;

блок 3 : функциональный модуль модели;

блок 4: прикладные реализации функционального модуля модели.

б

G9TMN213

Последовательность перечисления компонентов полной характеристики нагляднообразной инфографической модели не означает их приоритетности друг перед другом и существенно не влияет на изучение, использование и совершенствование инфографической модели.

Компоненты наглядно-образной инфографической модели более многочисленны, чем у логико-рассудочных формальных моделей (обычно имеющих в качестве атрибутов только блоки «идентификация модели» и «функциональный модуль модели»). Это позволяет считать наглядно-образные инфографические модели «атрибутивно насыщенными», а саму совокупность компонентов полной характеристики наглядно-образной инфографической модели «открытой», то есть по расширяемой мере обоснованной необходимости.

Рассмотрим более подробно содержание каждого из блоков информационной поддержки наглядно-образной инфографической модели.

Блок первый - «Досье модели, ДМ» включает в себя три подблока: хронологию, персоналии и архив.

Хронология содержит систематизированные совокупности фактов, дат и периодов, касающихся осознания объективной необходимости формирования и использования модели, ее возникновения, этапов и результатов использования и развития (трансформации) модели по мере накопления опыта или расширения областей ее применения.

Персоналии представляют собой аргументированное, основанное на документально подтвержденных фактах или свидетельствах, перечисление участников создания, совершенствования и реорганизации модели с указанием их роли и оценкой значимости творческого вклада.

Рис. 3. Компоненты полной характеристики инфографической модели

Архив объединяет:

не используемые в настоящее время, но имевшие место ранее рабочие (или альтернативные им) варианты модели для разных областей ее приложения и внедрения;

соответствующие этим вариантам модели, но переставшие быть действующими, идентификаторы (шифры, коды, условные обозначения, марки и др.), присваиваемые инфографической модели в международных, государственных, национальных, региональных, тематических и корпоративных системах классификации, банках знания и базах данных.

Каждый из трех перечисленных подблоков представляет собой отдельный независимый самостоятельно развиваемый и открытый к дополнению и совершенствованию текстографический объект исследования.

В настоящее время еще не существует строгих канонов, регламентирующих содержание и форму представления для каждого из названных подблоков. К формированию культурной традиции объективации, поддержания и создания единообразия представления таких подблоков еще только приступают. Это новое актуальное слабо формализованное, неоднозначно структурированное и фрагментарно документированное научно-практическое направление исследовательской деятельности.

Блок второй - «Идентификация модели, ИМ».

Блок содержит все известные действующие идентификаторы (шифры, коды, условные обозначения, марки и др.), присваиваемые инфографической модели в международных,

государственных, национальных, региональных, тематических и корпоративных системах классификации, банках знания и базах данных.

По мере развития, совершенствования или отмены международных, государственных, национальных, региональных, тематических и корпоративных систем классификации, банков знания и баз данных, приводящих к изменению действующих идентификаторов (шифров, кодов, условных обозначений, марок и др.) в содержание блока «Идентификация модели, ИМ» необходимо вносить изменения: идентификаторы, переставшие быть действующими,

переносят из блока второго в подблок «Архив» блока первого полной характеристики инфографической модели.

Блок третий - «Функциональный модуль модели, ФМ» однозначно задает

специфическую инвариантную (то есть свойственную всем без исключения возможным приложениям модели) процедуру преобразования исследуемого известного или вновь формируемого объекта (предмета или процесса) из неуправляемого состояния в управляемое.

По образному выражению д.т.н. профессора Кирсанова В.И., этот компонент полной характеристики инфографической модели представляет собой «формулу без исходных данных, пустую рамку без фотографии или мясорубку без мяса». Такой модуль (или «функциональнодеятельностный фрэйм») можно разрабатывать в общем виде и изучать как самодостаточную сущность - без предметного приложения.

Функциональный модуль включает в себя подблоки, задающие:

• закономерности, алгоритмы, ограничения и нормы использования модели;

• лингвистические (текстовые) описания процессов и процедур функционирования модели;

• математические описания реализуемых функций и процедур использования модели;

• программные средства реализации функций и процедур при использовании модели;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• графические, визуально воспринимаемые, образные интерпретации модели и результатов ее «работы» («трэнды» поведения модели при ее использовании).

Блок четвертый - «Прикладные реализации функционального модуля модели, ПРФМ».

Этот блок предполагает наполнение ФМ специфическим содержанием одного или нескольких реальных исследуемых объектов (предметов или процессов), то есть формирование вариабельной (свойственной только этому объекту) совокупности:

• частных параметров и ограничений, накладываемых на моделируемый материальный или виртуальный объект в области его функционирования;

• методик диагностики (разового измерения совокупности параметров исследуемого объекта) с помощью локальной ПРФМ;

• методик мониторинга (циклического или непрерывного диагностирования исследуемого объекта);

• средств и методов анализа и обобщения результатов диагностики и мониторинга использования модели;

• идентификаторов (шифров, кодов, условных обозначений, марок и др.), присваиваемых ПРФМ в международных, государственных, национальных,

региональных, тематических и корпоративных системах классификации, банках знания и базах данных.

Наличие всех перечисленных выше блоков информационной поддержки обеспечивает возможность исследовать и обосновано задавать необходимые и достаточные логические условия существования рефлексивно-деятельностных пространств на четырех иерархических уровнях:

частных онтологий как совокупностей персонофицированных локальных рефлексивно-деятельностных актов;

группотехники как аргументированного локального объединения (соорганизации) нескольких индивидуумов и их рефлексивно-деятельностных актов в группу единомышленников («одномышленников»; термин Иванова П.К.) в слое мыследеятельности;

комплексотехники как аргументированного целевого объединения названных актов и их совокупностей (групп) в комплексы;

системотехники как обобщения комплексов, групп и частных онтологий в функциональные системы деятельности.

Названные иерархические уровни рефлексивно-деятельностных пространств обслуживают отличающиеся друг от друга виды инфографических моделей (рис.4.).

Рис. 4. Наиболее распространенные инфографические модели

Ниже после содержательной характеристики каждого вида таких моделей в скобках приведен распространенный среди методологов своеобразный «ярлык», «псевдоним» или «прозвище» этой разновидности моделей. Перечень таких инфографических моделей является открытым.

1. Круговые модели цепных процессов постоянного совершенствования («циклы»).

2. Многослойные модели анализа и синтеза рефлексивно-деятельностных пространств («этажерки»).

3. Модели интегральной оценки интенсивности функционирования многопараметрических объектов («свертки»).

4. Модели «картирования» - выявления и визуализации места расположения и формы области оптимального сочетания значений параметров нескольких характеристик; с

математической точки зрения представляют собой функционалы взаимосвязи параметров («карто-иды»).

5. Модели информационно-энергетических процессов («ИЭП - модели»), в том числе:

• модели процессов общения в реальном масштабе времени и в личном контакте с контрагентом («коммуникации»);

• модели процессов восприятия зафиксированных известным способом на известном носителе (документированных) «следов» или «продуктов» мыследеятельность или деятельности современника или человека прошлого без возможности общения с ним лично в реальном масштабе времени («трансляции»).

6. Модели формирования последовательностей перечисляемых сущностей по

возрастанию (убыванию) их значимости (масштабности) («ряды»), визуальные образы которых организуют на основе разных принципов:

• когда менее значимую сущность помещают внутрь охватывающей ее более

значимой («матрешки»);

• когда сущности линейно располагают по возрастанию (убыванию) их значимости (масштабности) - одну за другой («гистограммы»).

7. Модели интенсивности взаимодействия («контакты») разных сущностей в разных действительностях:

• явного интенсивного взаимодействия двух сущностей в технической действительности («кроватки»);

• двух не взаимодействующих в явном виде сущностей в психологической действительности («бабочки»);

• рефлексии при оценке объема и качества здоровья («территории здоровья»).

8. Модели оптимизации организационно-технологических и организационно-

антропотехнических решений, формируемых в материальных и виртуальных рефлекторнодеятельностных пространствах по критериям надежности и безопасности («многоточечные логики» - монады, диады, триады, симплексы, полиэдры и др.).

Эти инфографические модели применимы для всех возможных вариантов

взаимодействия («подходов»; термин Бурьянова П.Д.):

• «субъект-субъектного (С-С)» или «организационно-методологического»,

• «объект-объектного (О-О)» или «организационно-технологического»;

• «объект-субъектного (О-С)» или «нормировочного»;

• «субъект-объектного (С-О)» или «антропотехнического».

Факт цикличности развития процессов в природе, мыследеятельности и деятельности одного человека и социума в целом отмечают с незапамятных времен. Еще в VI веке нашей эры известный даосский ученый Тао Хунцзин, комментируя древний трактат «Гуй Гу-цзы», созданный в III веке до нашей эры (то есть за 900 лет до комментария Тао Хунцзина) отмечал: «...В событиях нет единого образца. Действуя по кругу, идешь вперед и не знаешь предела. Следуя квадрату, останавливаешься и вносишь разделение.».

То есть, еще в древние времена не просто отмечали факт цикличности развития процессов, а понимали, что геометрическая форма модели цикла отражает возможность дискретного или непрерывного цепного процесса постоянного совершенствования.

Диада «модель - ее автор», то есть проблема персонофикации и авторского права, не была еще так значима, как в современное время «повального бизнеса» (читай: «плагиата», использования моделей без ссылок на автора, без его ведома или согласия правоприемников).

Самым ярким примером всеобщности знания древних времен является изобретение модели «колеса» (цепного процесса движения), одной из первых моделей цикла, автор которой неизвестен и которая принадлежит всему человечеству.

Вопросы персонофикации разных прикладных реализаций функциональной модели цикла по разным причинам (в первую очередь - по экономическим соображениям) начинают интересовать представителей менеджмента в сороковые - пятидесятые годы прошлого века. Анализ современных публикаций по этой тематике позволяет составить открытую для дополнения хронолистическую таблицу досье модели «Цикл» за период с начала девятнадцатого века по настоящее время (таблица 1). Рассмотренные в этой таблице этапы, персоналии и архивные варианты моделей безусловно не раскрывают полностью всего многообразия возможных и известных моделей цикла.

Таблица 1

Хронолистическая таблица блока «Досье модели «Цикл»

Хронология Персоналии Архив

1 2 3

1. Древние времена - конец XIX века Философы, математики, экономисты и социологи (Тао Хунцзин; Георг Вильгельм Фридрих Гегель -, Фредерик Уинслоу Тейлор; Уолтер Стюарт и др.) изучали результаты использования «метода» проб и ошибок (итераций) Отдельно от всех стоит фигура основателя одной из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий -буддизма Сиддхарха Гаутаме или Ша-кьямуни (на санскрите-6УДД/4). Одной из основных циклических моделей буддизма является «колесо судьбы» (сан-саре) - цепь перерождений (превращений), вызванных пятью пороками чело-ка (неведение, страсть, гнев, эгоизм и зависть), преодоление которых ведет к «вечному блаженству» (нирване). а) Триада «тезис -антитезис - синтез» Г.В.Ф.Гегеля (1812); б) Цикл «планируй -делай - смотри» Ф. У.Тейлора (1905); в) Модель «итеративного процесса обучения (научения)» Дж. Бокса. Реконструкция модели Дж. Бокса приведена на рис. 24.2. г) Модель статистической оценки качества У.Стюарта.

2. Конец XIX века - середина XX века Уолтер Шухарт (W.Shewhart), последователь Ф.У. Тейлора и У.Стюарта, предложил круговую трехшаговую модель цикла контроля качества в вероятностной системе массового производства («цикл У.Шухарта»). Работавший с У. Стюартом Уильям Эдвард Деминг (W. Edward Deming) усовершенствовал цикл У.Шухарда, применив его к менеджменту организаций в Японии после Второй мировой войны (рис.24.3.). Цикл Тейпора-Шухарта-Деминга японцы называют «цикл Деминга», он является составной частью стандартов ISO как «цикл непрерывного совершенствования качества». Вслед за У.Э.Демингом американцы Джозеф Джуран (Joseph Juran) и Арманд Фейгенбаум (Armand Fiegenbaum), а) Цикл У.Шухарта (Plan-Do-Check-Act, PDCA); по-русски: Проверь-Действуй Планируй-Сделай- (1939); б) Цикл У.Э.Деминга (Plan-Do-Study-Act, PDSA); по-русски. Планируй-Сделай-Изучи-Действуй (1946); в) «Дорожная карта планирования качества» Джозефа Джу-рана (1949); г) «Теория общего контроля качества» Арманда Фейгенба-ума (1951);

Продолжение таблицы 1

1 2 3

также их японские последователи Као-ору Исикава, Генити Тагути, Сигео Синго создали научные школы. Широкое применение научно-практических достижений этих школ способствовало обеспечению современного передового научно-практического уровня и прогресса в Японии (так называемый «японский ответ Америке»). ума (1951)\ д) Диаграмма «скелет рыбы» Каору Исикавы (1955); е) Метод прототипирования Генити Тагути (1959)\ ж) Системы «пока-екэ» (бездефектности) Сигео Синго (1959).

3. Вторая половина XX века Во второй половине XX века формирование моделей циклов постоянного совершенствования качества приобрело лавинообразный характер. Начиная с 70-х годов американские, европейские и российские исследователи начинают различать в деятельности организаций отдельные функциональные направления, уделяя внимание особой осведомленности об их качестве. В структуре общего менеджмента выделяют отдельные направпения, обращая внимание на управление посредством качества (MBQ - Management by Quality). Среди множества результативных подобных исследований в выделяют устоявшуюся последовательность наиболее интересных зарубежных авторов и их работ: Филип Кросби (Philip Crosby) ввел: 2 принципа - «Делай правипьно все с первого раза» (1979) и «Бездефектность» (1984); 4 постулата менеджмента качества; 14 шагов внедрения систем; Джон Рэббит и Питер Бергх сочли что некоторые шаги Ф.Кросби пекликаю-тся или являются составными частями других шагов; поэтому они объединили их в 7 успешных факторов качества; а) Билл Смит модифицировал современное понимание этапов цикла Тейло-ра-Шухарта-Демин-га. Названная выше последовательность Plan-Do-Study-Act, PDSA (по-русски: Планируй-Сделай-Изучи-Действуй) бы ла трансформирова на Биллом Смитом в последовательность Measure-Analyze-lm-prove-Control, MAIC (по-русски: Измеряй-Анализируй-Улуч-шай-Управляй). б) После 2000г. появилась тенденция (J.S.Ramberg, M.J. Harry, Th.Pyzdek и др.) использования восьмиэтапного цикла постоянного совершенствования качества Recognize-Define-Measure-Analyze-lmprove-Control-Standardize-

Продолжение таблицы 1

Том Питерс (Tom Peters), в отличии от С.Синго, был уверен, что руководство обеспечивает качество; ввел (1982) 12 признаков «революции» качества;

Клаус Меллер акцентировал важность уровня качества личности руководителя и исполнителя; ввел: 12 правил повышения личного качества; 2 метода - «сделап-проверь» (система непрерывной проверки качества сделанной работы) и «визитные карточки качества» (система личной гарантии качества работы); 17 признаков «качественной корпорации»;

Билл Смит предложил уникальный статистический метод повышения доходности за счет сокращения брака и на основе базового цикла Тейлора-Шухар-та-Деминга разработал многоэтапный цикл RDMAICSI (см. расшифровку сокращения в колонке 3 этой таблицы).

В современной зарубежной культуре менеджмента существует много «методов-перечней», большинство из них включает десятки (а порой и сотни) пунк-тов-«шагов». Такие методы часто ана-

логичны, например: «Метод ступенчато качеством:

го подхода к решению задачи» А. Фрейзера (1969, США) является более основательным аналогом цикла Каору Иси-кава (1960, Япония).

Отдельного рассмотрения требует порядок совершенствования продукции и внедрения нововведений в советской промышленности и в строительстве

На этапе развития системного управления качеством в СССР возникло много отечественных «методов-перечней», так называемых «систем комплексного управления качеством» продукции и ее

Integrate, сокращенно RDMAICSI; (по-русски: Осознай-Оп-ределяй-Измеряй-Анализируй-Улучша» -Управляй-Стандар-тизуй-Интегрируй).

в) Такую трансформацию опредепяет использование концепции «6 сигм».

г) Необходимо заме-| титъ, что далеко не все инфографичес-кие модели циклов, предложенные на протяжении третьего хронологического этапа обладают пол ным набором необходимых описаний (модуль 8, рис.8.1., с.76, блок 3).

Отечественные системы управления

БИП - Саратовская система бездефектного изготовления продукции (исполнитель непосредственно осуществпяет самоконтроль);

НОРМ - Ярославская научная организация работ по увеличению моторесурса в объединении «Автодизель» (повышение надежности

Продолжение таблицы 1

1 2 3

изготовления. Их описание, как правило, формировали в виде перечня процессов, реализация которых обеспечит выделяемый аспект качества. В качестве наиболее ярких примеров таких систем в современных учебниках и учебных пособиях называют такие системы и структуры как БИП, НОРМ, НОТПУ, КАНАРСПИ и др. Эти и некоторые другие активно лоббируемые официальными властными органами СССР (зачастую - инициируемые ими) системы больше других популяризировали в официальной прессе и выставляли на главных выставках стра ны. Вместе с тем, прогрессивно настроен ные ведомства (к их числу можно отнести оборонные министерства и, как это ни покажется странным, Госстрой) разрабатывали комплексные системы для оценки и обеспечения качества в проектировании и документировании. Творческое содружество Секции систем Межотраслевого научно-координационного совета (МНКС) по репрографии, НИИрепрографии, ВНИИДАД, Секции «Системотехника строительства» Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» АН СССР, института ЦНИПИАСС (затем ЦНИИпроект) Госстроя СССР и многих научно-исследовательских и проектных институтов системы Госстроя СССР и Госстроев Союзных республик позволило создать и внедрить в практику системы АСПОС АСОД, КСОД, Проект и ряд других. При внедрении этих систем в управление и строительное проектирование ВТК (руководитель Чулков В.О.) предложил оригинальные модели: цикла комплексной обработки докуме- и долговечности узлов и деталей на всех стадиях жизненного цикла продукции); НОТПУ - Рыбинская научная организация труда, производства и управления (моторостроительный завод); обеспечивала количественную оценку уровня организации труда, производства и управления; КАНАРСПИ (качество, надежность и ресурс с первых изделий) - предложенная главным инженером Горьковского авиационного завода Сейфи Т.Ф. система, в которой акценты обеспечения качества перенесены с производства на проектирование. Система КАНАРСПИ намного опередила свое время, многие заложенные в ней принципы актуальны и сейчас. Она не была строго ориентирована на определенную отрасль промышленности, комплексно обеспечивала качество продукции и была открыта для расширения.

Продолжение таблицы 1

1 2 3

нтации {1981), рис.24.4.; информационно-энергетического процесса, ИЭП (1982), рис. 10.4., с.92; цикла реорганизации (1996), рис.24.9.

Авторы не ставят в данной публикации своей задачей представить исчерпывающий перечень всех таких моделей: это перспективная задача исследования и она ждет заинтересованных энтузиастов. Мы лишь представили на рассмотрение и обсуждение научнотехнической общественности предложения по форме и «рамкам» содержания отдельных блоков полной характеристики инфографической модели.

Рассмотрим в качестве примера цикл комплексной обработки документации [Чулков В.О., 1981]. Комплексное документальное обеспечение характеризуют понятия технологический передел и базовый технологический цикл обработки документации.

Технологическим переделом (ТП) называют элемент технологии обработки документации, обладающий способностью заданного изменения качественных особенностей документа и не подлежащий дальнейшей детализации при заданных критериях конкретного иерархического уровня («образа» технологии). Каждому технологическому переделу модели базового цикла обработки документации (рис.5) соответствует множество средств, методов и методик. Среди них выделяют инвариантные (применяемые к любому виду обрабатываемой документации) и вариабельные (свойственные только определенному виду документов).

Технологическим циклом (ТЦ) обработки документации называют совокупность технологических переделов, выполняемых в заданной последовательности.

Технологический передел и технологический цикл однозначно различимы только в пределах одного и того же иерархического уровня укрупненности структуры комплексной системы обработки документации (КСОД). При анализе взаимосвязи элементов разных иерархических уровней ТП заданного уровня укрупненности структуры КСОД может быть составной частью ТЦ более высокого уровня, и одновременно сам может выступать в качестве ТЦ для ТП более низкого уровня. Например, несколько ТП на рис.5а (накопление, хранение, поиск и выдача) образует ТЦ, традиционно называемый документальной информационнопоисковой системой (ИПС). В свою очередь, ИПС является ТП для такого ТЦ, как КСОД.

Теоретически полный базовый цикл обработки документации предполагает следующую последовательность взаимосвязанных ТП:

• создание, оптимизация, нормализация и количественное измерение качества

построения графического языка документации (лингвистическая

квалиметрика);

• формирование и/или корректировка документации;

• ввод документации на хранение (накопление);

• хранение документации и/или ее поисковых образов;

• поиск документа и/или его поискового образа;

• вывод документации из хранилища (выдача);

• миниатюризация или увеличение изображения документа, а также обеспечение необходимого числа копий документации (воспроизведение);

• учет корректировки документа и внесение изменений (учет изменений и/или замена);

• комплектация, оформление, пересылка и циркуляция документов в процессе документооборота (передача);

• уничтожение ненужной документации.

При кибернетическом подходе модель базового цикла обработки документации (рис. 5а) имеет линейную (потоковую) структуру, в которой можно зафиксировать точки начала и конца цикла.

5

N

точка конца

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

точка начали

ни кля

цикла

а) Разомкнутая (линейная) модель базового цикла обработки документации

(Чулков В.О., 1981)

точка начала и кониа ('разрыва')

б) Замкнутая (круговая) модель базового цикла обработки документации

(Чулков В.О., 1981)

Рис. 5. Базовый цикл комплексной обработки документации

На этой линейной модели применены следующие условные обозначения:

• логические условия необходимости выполнения последующего ТП в ТЦ (называемые в методологической литературе также «противоречиями») обозначены окружностями; если внутри этой окружности есть зачернение -нужно выполнять последующий ТП, если окружность не зачерчена -последующий ТП не нужно выполнять; это «иллюминация» цикла;

• последовательность проверки названных логических условий обозначена тонкой прямой линией со стрелками;

• технологические переделы изображены «петлями» сплошной основной линией со стрелками.

Количество ТП в линейной модели базового цикла (рис.5а) может быть изменено, если необходимость этого аргументирована. Каждый из десяти перечисленных выше ТП можно представить как ТЦ и дифференцировать его на ТП более низкого уровня.

В локальных условиях конкретной организации-пользователя не всегда последовательность ТП базового цикла КСОД полностью соблюдают, некоторые ТП могут быть пропущены.

Кроме того, на практике базовый цикл КСОД могут начинать реализовывать между любыми двумя соседними ТП (так называемый «произвольный разрыв базового цикла»).

В условиях кибернетического подхода невозможно построить единую базовую модель для всех комплексных систем обработки документации (КСОД) и линейная модель (рис.5а), вполне пригодная для объяснения свойств отдельной конкретной КСОД в конкретной организации-пользователе, не обладает свойством общности и не может объяснить единых законномерностей КСОД для разных организаций, отраслей, ведомств и корпораций.

Сохранение идеи или информации, если они не востребованные или нереализуемые то на какой то степени имеет свое логическое значение которые после несколько повторного рассмотренные и дополненные появляется реализуемое идеи или проект. Человеку необходимо приходилось разработать методику сохранение идеи и информации. Сначала в виде слов, рисунках, графиках и электронных носителях сохранял информации и передает по поколениям. Сложности разнообразия информации и необходимости взаимодействии этих информации заставлял человеку разработать в разных направлениях и областях дисциплины и научные школы.

Одного из самих важных на сегодняшней день дисциплин и научная школа является «Инфография». Инфография о своего существования как необходимое и важное дисциплина с 1966 года имеет свое историческая реальная развития. Основоположник эти направления является академик В.О. Чулков.

Инфография и инфографическое моделирование разработанные в этой научной школе сегодня дает нам возможность упорядочить или разработать порядок развития идеи и информационных систем.

Идея в воображение человека в разных формах представляется. Человек как биологические существо не может писать и одновременно о чем воображал подробно вспомнить. В какой то мгновение он изменяет свои мысли и идея не может иметь свою первоначальную форму мысли, которые сам человек может после повторного посмотренные не ожидает такого результата. Но возможности развития этих идеи для человека пока не разработано.

Для идеи в рамках человеческого воображение в основном существует влияние следующие факторы:

• Время - как основной и самый важный фактор системы. Время разделено на прошедший, настоящий и будущий подсистемой. Состояние идеи или информации по времени изменяемая. Эти изменение зависит от биологическое состояние человека в той пространстве своего существование или от дополняемое новые информации и идеи.

Рис. 6. График место нахождения потребитель информации или идеи в пространстве Т1

• Пространство (Т1) - место нахождение человека в зависимости от состояние комфортности и обеспечиваемости, условия потребности употребляемосты человека.

• Информация - на этой системе существенно влияние очень многих разнородных подсистемы. Начиная от рождения человека, воспитания, образования, религиозные и политические взгляды, менталитет и генезиса самого человека и другие, которые имеет особые значимости при живучести системы.

Рис. 7. Факторы влияние для результативное получение информации и идеи

• Энергия - расход энергии человека при разработке информации или идеи, идея способности и правильности расхода энергии при разработке информации или идеи,

биологические состояние человека при разработке информации или идеи, нагрузка при разработка разнородных информации или идеи и другие.

Рис. 8. Энергетические факторы влияния для получение информации или идеи

• Жизненные цикли идеи или информации - это удивительная система при своего цикличности дает разновидное результаты которые зависит от вышеназванных системы и подсистемы.

Рис. 9. Жизненый цикл информации или идеи

• Средства сопровождения жизненное цикла идеи или информации- это средство сохранение информации или идеи. Сохранить информации или идеи в качестве средство можно в: биологическое способности сохранение человека; бумажном носителе; компьютер и компьютерное технологии; и другие. Все сохранение информации или идеи в каком то средство дает дальнейшие зависимости качественного результата. Удобности повторного рассмотренные информации или идеи, дополнение этих информации или идеи и с последующий сохранности имеет большие значение о продолжительности жизненного цикла информации или идеи.

• Способности разработчика идеи зависит от фильтрации весомых информации и выбора истинную полезную информации для рождения нового идеи и возможности живучести идеи или информации в этом пространстве.

• Смерть идеи или информации - это невозможна. Эту можно увидеть в качестве графика. Бывает нехватка информации или неспособности человека дать идеи развиваться.

------------------>

жизнеспособности

Рис. 10. График продолжительности информации

• Возобновление идеи или информации при анализа всегда появляется новые информации или идеи. Каждую идеи или информации они бессмертные. В каком то состояние или время они могут восстановиться и могут бит востребовано (см.рис.10).

• Систематизация информации или идеи и потребности о необходимости сохранение их даже после ликвидации. Эти информации или идеи как ненужное но для других разработчиков как основы востребуется для новые мышление.

• Переходные жизненные цикли идеи или информации от одного источника к другому. От человека к другому человеку, от человека к технику, от техника к технику и другие. Такие переходи при каждой взаимосвязи имеет разные результаты. Но только человеческий способности может дать им жизнь и упорядочить эти информации или идеи в разных аспектах и направлениях.

• И другие.

Учитывая вышеизложенных факторов можно делать вывод о том что человеку нужно разработать упорядочивание своих идеи и разработать порядок рассматривание большого поступление информации при каждой рассматриваемой проблематике. Инфографическое моделирование дает такой порядковый взаимосвязью между триадами «Человека», «техника» и «среда». Эти три основы триада по существу взаимосвязаны и взаимонагружены. Методология развития мыслидейтельности на основе инфографическом моделирование разработанной в научной школе академика Чулкова В.О. основан вышесказанного [3], [4].

Работы В.О. Чулкова позволили сформировать представление об инфографии как основе мыследеятельности при соорганизации в рамках системы ЧТС. Совокупность этих последовательно реализованных этапов развития функциональных систем в прикладных областях (в частности — в области строительства) привели к динамичному развитию совокупности новых подходов к анализу системы. Мыследейтельности человека и разработка

методов и алгоритмов на основе инфорафического моделирования имеет на сегодня в начале своего развития как научная направления на основе предмета «Инфография» [5], [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Эволюция терминологии и схем функциональных систем в научной школе П.К. Анохина / К.В.Судаков., И.А.Кузичев, Ф.Б.Николаев, В.И.Щелканов- М.: Европей-ские полиграфические системы, 2010.- 238с., ил.

2. Автоматизированная система обработки документации (АСОД). Материал для обсуждения / В.О. Чулков и др.- М.: ЦНИПИАСС,1979 - 33с., ил.

3. Чулков В.О. Методические рекомендации по комплексной обработке

документации (системотехнические проблемы).- М.:ЦНИИПроект, 1983.-238с.,ил.

4. Чулков В.О. Базовая структура, создание и внедрение комплексного

документального обеспечения / Методические рекомендации. - М.: ЦНИИПроект, 1984.- 36с.,ил.

5. Чулков В.О. Методические рекомендации по комплексной обработке

документации (системотехнические проблемы).- М.:ЦНИИПроект,1983 - 238с., ил.- (В надз.: ЦНИИ-Проект Г осстроя СССР, АН СССР, Научный совет по компл. проблеме «Киберне-тика», секция Системотехника строительства», МНКС по репрографии, секция систем).

6. Прыкин Б.В. Доктрина самосохранения цивилизации. М. Academia, 2003. 512 с. Рис. Библ.

7. Том 2: Инфографическое моделирование нелинейных виртуальных

функциональных систем соорганизации деятельности. Серия «Инфографические основы функциональных систем» (ИОФС) / Под ред. В.О. Чулкова.- М.: СвР-АРГУС, 2007.- 264с., ил.

8. Чулков В.О. Повышать уровень экономических знаний // Строитель. Газета ФБГОУ ВПО МГАКХиС- №10 (69) декабрь 2011.- С.2.

9. Чулков В.О. и др. Инфографическое моделирование систем автоматики на основе их элементов / Г.В.Латышев, К.В.Латышев, А.И.Мохов, В.О.Чулков // Организацион-но-технологические инновации жилищно-коммунального и инвестиционно-строительного комплексов в развитии города: Международный сборник научных трудов / Под ред. В.О. Чулкова.- М.: МГАКХиС, 2012.- С.516-523.

10. Волков А.А., Рахмонов Э.К. Инфографическое моделирование системы человек

— техника — среда (ЧТС) на примере интеллектуального здания в условиях инновационных конфликтов // Вестник МГСУ. 2012. № 11. С. 259—263.

11. Рахмонов Э.К. и др. Обеспечение организационно-технологической надежности и комплексной безопасности реконструируемых объектов / Родин А.В., Рахмонов

Э.К. // Методические подходы анализа технологических процессов строительного производства. Науч.-технич. сборник.- М.: ЦНИИОМТП, 2002.-№2.- С.15-17.-(доля соискателя 0,3 п.л.).

научный интернет-журнал http://гпіг-паикі.com

12. Чулков В.О., Чулков Г.О. Инфография менеджмента как специфической технологии управления в рыночной экономике // Интернет-журнал «Науковедение», 2013 №1 (14) [электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2013 -.Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/66evn113.pdf, свободный, - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

13. Латышев Г. В., Латышев К. В., Мохов А. И., Чулков В. О. Инфографическое

моделирование систем автоматики на основе схемотехники их элементов // Интернет-журнал Наукознание, 2011 №2(4) [электронный ресурс]-М.:

Наукознание, 2011 -.- Режим доступа: http://naukoznanie.ru/PDF/4-4.pdf

свободный, - Загл. с экрана. - Яз. Рус., англ.

14. Комаров Н.М., Мохов А.И., Мохова Л.А., Павлов А.А., Сафронов В.М., Чулков В.О. Теоретические основы инфографического моделирования // Интернет-журнал Наукознание, 2011 №2(4) [электронный ресурс]-М.: Наукознание, 2011 -.- Режим доступа: http://naukoznanie.ru/PDF/4-5a.pdf свободный, - Загл. с экрана.

- Яз. Рус., англ.

15. Комаров Н.М., Мохов А.И., Мохова Л.А., Павлов А.А., Сафронов В.М., Чулков

В.О. Особенности инновационного проектирования с применением инфографического моделирования // Интернет-журнал Наукознание, 2011 №2(4) [электронный ресурс]-М.: Наукознание, 2011 -.- Режим доступа:

http://naukoznanie.ru/PDF/4-6.pdf свободный, - Загл. с экрана. - Яз. Рус., англ.

16. Комаров Н.М., Мохов А.И., Мохова Л.А., Павлов А.А., Сафронов В.М., Чулков

В.О. Приложение инфографического моделирования для организации инновационных процессов в различных сферах практической деятельности // Интернет-журнал Наукознание, 2011 №2(4) [электронный ресурс]-М.:

Наукознание, 2011 -.- Режим доступа: . http://naukoznanie.ru/PDF/4-7.pdf

свободный, - Загл. с экрана. - Яз. Рус., англ.

17. Комаров Н. М., Дроников В. В. Применение методов инфографического моделирования в управлении качеством алкогольных напитков // Интернет-журнал Науковедение, 2013 №6(19) [электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2013 -.- Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/193TVN613.pdf, свободный, -Загл. с экрана. - Яз. Рус., англ.

REFERENCES

1. Jevoljucija terminologii i shem funkcional'nyh sistem v nauchnoj shkole P.K. Anohina / K.V.Sudakov., I.A.Kuzichev, F.B.Nikolaev, V.I.Shhelkanov.- M.: Evropej-skie poligraficheskie sistemy, 2010.- 238s., il.

2. Avtomatizirovannaja sistema obrabotki dokumentacii (ASOD). Material dlja obsuzhdenija / V.O. Chulkov i dr.- M.: CNIPIASS,1979.- 33s., il.

3. Chulkov V.O. Metodicheskie rekomendacii po kompleksnoj obrabotke dokumentacii (sistemotehnicheskie problemy).- M.:CNIIProekt, 1983.- 238s.,il.

4. Chulkov V.O. Bazovaja struktura, sozdanie i vnedrenie kompleksnogo dokumental'nogo obespechenija / Metodicheskie rekomendacii.- M.: CNIIProekt, 1984.- 36s.,il.

5. Chulkov V.O. Metodicheskie rekomendacii po kompleksnoj obrabotke dokumentacii (sistemotehnicheskie problemy).- M.:CNIIProekt,1983.- 238s., il.- (V nadz.: CNIIProekt Gosstroja SSSR, AN SSSR, Nauchnyj sovet po kompl. probleme «Kiberne -tika», sekcija Sistemotehnika stroitel'stva», MNKS po reprografii, sekcija sistem).

6. Prykin B.V. Doktrina samosohranenija civilizacii. M. Academia, 2003. 512 s. Ris. Bibl.

7. Tom 2: Infograficheskoe modelirovanie nelinejnyh virtual'nyh funkcional'nyh sistem soorganizacii dejatel'nosti. Serija «Infograficheskie osnovy funkcional'nyh sistem» (IOFS) / Pod red. V.O. Chulkova.- M.: SvR-ARGUS, 2007.- 264s., il.

8. Chulkov V.O. Povyshat' uroven' jekonomicheskih znanij // Stroitel'. Gazeta FBGOU VPO MGAKHiS- №10 (69) dekabr' 2011.- S.2.

9. Chulkov V.O. i dr. Infograficheskoe modelirovanie sistem avtomatiki na os-nove ih jelementov / G.V.Latyshev, K.V.Latyshev, A.I.Mohov, V.O.Chulkov // Organizacion-no-tehnologicheskie innovacii zhilishhno-kommunal'nogo i investicionno-stroitel'nogo kompleksov v razvitii goroda: Mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh trudov / Pod red. V.O. Chulkova.- M.: MGAKHiS, 2012.- S.516-523.

10. Volkov A.A., Rahmonov Je.K. Infograficheskoe modelirovanie sistemy chelovek — tehnika — sreda (ChTS) na primere intellektual'nogo zdanija v uslovijah innovacionnyh konfliktov // Vestnik MGSU. 2012. № 11. S. 259—263.

11. Rahmonov Je.K. i dr. Obespechenie organizacionno-tehnologicheskoj nadezhnosti i kompleksnoj bezopasnosti rekonstruiruemyh ob#ektov / Rodin A.V., Rahmonov Je.K. // Metodicheskie podhody analiza tehnologicheskih processov stroitel'nogo proizvodstva. Nauch.-tehnich. sbornik.- M.: CNIIOMTP, 2002.- №2.- S.15-17.-(dolja soiskatelja 0,3 p.l.).

12. Chulkov V.O., Chulkov G.O. Infografija menedzhmenta kak specificheskoj tehnologii

upravlenija v rynochnoj jekonomike // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2013 №1 (14) [jelektronnyj resurs]-M.: Naukovedenie, 2013 -.- Rezhim dostupa:

http://naukovedenie.ru/PDF/66evn113.pdf, svobodnyj, - Zagl. s jekrana. - Jaz. rus., angl.

13. Latyshev G. V., Latyshev K. V., Mohov A. I., Chulkov V. O. Infograficheskoe modelirovanie sistem avtomatiki na osnove shemotehniki ih jelementov // Internet-zhurnal Naukoznanie, 2011 №2(4) [jelektronnyj resurs]-M.: Naukoznanie, 2011 -.-Rezhim dostupa: http://naukoznanie.ru/PDF/4-4.pdf svobodnyj, - Zagl. s jekrana. -Jaz. Rus., angl.

14. Komarov N.M., Mohov A.I., Mohova L.A., Pavlov A.A., Safronov V.M., Chulkov V.O. Teoreticheskie osnovy infograficheskogo modelirovanija // Internet-zhurnal Naukoznanie, 2011 №2(4) [jelektronnyj resurs]-M.: Naukoznanie, 2011 -.- Rezhim dostupa: http://naukoznanie.ru/PDF/4-5a.pdf svobodnyj, - Zagl. s jekrana. - Jaz. Rus., angl.

15. Komarov N.M., Mohov A.I., Mohova L.A., Pavlov A.A., Safronov V.M., Chulkov V.O.

Osobennosti innovacionnogo proektirovanija s primeneniem infograficheskogo modelirovanija // Internet-zhurnal Naukoznanie, 2011 №2(4) [jelektronnyj resurs]-M.: Naukoznanie, 2011 -.- Rezhim dostupa: http://naukoznanie.ru/PDF/4-6.pdf svobodnyj,

- Zagl. s jekrana. - Jaz. Rus., angl.

16. Komarov N.M., Mohov A.I., Mohova L.A., Pavlov A.A., Safronov V.M., Chulkov V.O.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Prilozhenie infograficheskogo modelirovanija dlja organizacii innovacionnyh

processov v razlichnyh sferah prakticheskoj dejatel'nosti // Internet-zhurnal Naukoznanie, 2011 №2(4) [jelektronnyj resurs]-M.: Naukoznanie, 2011 -.- Rezhim dostupa: . http://naukoznanie.ru/PDF/4-7.pdf svobodnyj, - Zagl. s jekrana. - Jaz. Rus., angl.

17. Komarov N. M., Dronikov V. V. Primenenie metodov infograficheskogo

modelirovanija v upravlenii kachestvom alkogol'nyh napitkov // Internet-zhurnal Naukovedenie, 2013 №6(19) [jelektronnyj resurs]-M.: Naukovedenie, 2013 -.- Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/193TVN613.pdf, svobodnyj, - Zagl. s jekrana. -Jaz. Rus., angl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.