(£) 2003 г. Г.Л. Бражецкая
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
РЕГИОНА
Программы социально-экономического развития региона в последнее время получают все большее распространение и разрабатываются практически во всех субъектах РФ, руководители которых, естественно, заинтересованы в разработке научно обоснованных программ не только отдельных отраслей или секторов экономики, но и охватывающих все основные проблемы региона.
Возрастающее значение и преимущества этих инструментов программноцелевого управления развитием региона и ряд важных их особенностей представлены на рисунке.
Особенности программ социально-экономического развития региона как инструмента программно-целевого управления
Традиционный взгляд на понимание региональной политики как инструмента сглаживания различий в уровнях развития отдельных районов за счет, главным образом, трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки регионов существенно сужает смысл проводимых реформ по обеспечению условий социально-экономического развития государства. Эго тем более важно, так как реализация идеи регионального развития в период рыночных
реформ достаточно убедительно продемонстрировала низкую эффективность подобной перераспределительной политики с точки зрения собственно выравнивания межрегиональных различий.
Уровень межрегиональной дифференциации определяется эффективностью работы самих регионов в области организации функционирования социальной сферы, воспроизводства ресурсов развития, создания институциональных условий приложения труда и капитала.
Важнейшей задачей государственного управления на региональном уровне является организация воспроизводства трудовых, капитальных, природных, предпринимательских, информационных и инновационных ресурсов, а также процессов взаимодействия между ними, формирование институциональных условий для активизации инвестиционной и предпринимательской активности, направленных на развитие как территориальных образований, так и отраслей и секторов производственной и непроизводственной сфер.
Вполне естественно, что формирование институциональных условий приложения труда и капитала в регионах как составляющая реализации их социально-экономической политики должно осуществляться посредством процедур согласования интересов с институциональной деятельностью федерального уровня управления.
Вследствие этого, программно-целевое управление развитием региона должно представлять собой многоуровневую систему управления, содержащую задачи, решаемые на федеральном, региональном и производственнохозяйственном уровнях, способствующую согласованию интересов всех экономических участников народно-хозяйственного процесса и учитывающую возможность определять приоритеты развития и механизм реализации многокритериальной оптимизации программ и мероприятий, содержащихся в компонентах программно-целевого управления.
В этой связи следует отметить возрастающую роль прогнозов в определении целей и эффекта от реализации программы социально-экономи-ческого развития региона (таблица).
Учитывая роль прогнозных показателей, можно утверждать, что региональные целевые программы комплексного типа, по существу, представляют собой симбиоз элементов прогноза экономического и социального развития и набора инвестиционных проектов и мероприятий.
Без прогноза макроэкономических показателей по региону и оценки изменения размеров финансовых ресурсов предприятий выйти на обобщающие показатели бюджетной обеспеченности невозможно, так как сумма инвестиционных проектов и мероприятий программы при любой степени ее детализации не может обеспечить достаточно полный охват предприятий и сфер деятельности [2].
Роль прогнозов в определении целей и эффекта от реализации программы социально-экономического развития региона
Функции прогнозов Использование прогнозов в определении целей и эффектов от реализации программ
Определение тенденции и силы воздействия на производственную сферу и уровень жизни населения региона факторов, существенно влияющих на состояние региональной экономики Подобные прогнозные оценки позволяют определить ожидаемые изменения в конкурентоспособности продукции региона, а также потребности региона в бюджетных ресурсах, необходимых для развития социальной сферы и поддержания слабых в социальном отношении слоев населения
Определение перспективы развития рынка товаров (услуг) на те виды продукции, которые являются профилирующими на данной территории Такие прогнозы определяют верхнюю границу роста объемов производства в ключевых отраслях
Содержат информацию об инвестиционной привлекательности региона и оценки изменения в перспективе инвестиционных рисков В совокупности с прогнозными оценками платежеспособного спроса, влияния территориальных факторов на условия производства, составляет основу определения ожидаемых размеров привлечения инвестиционных ресурсов, что предопределяет рост экономической активности
Определяют общие масштабы производства и потребления в регионе при том или ином варианте развития Целевая программа ориентируется на какой-то из этих вариантов и определяет реальный вклад в его реализацию
Региональная государственная политика должна стимулировать использование реальных и потенциальных сравнительных преимуществ для наращивания экономического потенциала и улучшения социальных условий на соответствующей территории, что подчеркивает ее многоуровневый характер.
С одной стороны, это должна быть политика самих региональных властей, стержень которой - деятельность, направленная на воспроизводство и взаимодействие ресурсов на территории и на институциональное обеспечение преимуществ каждого конкретного региона в сфере предпринимательского климата (включая инвестиционный климат). В динамике это будет означать быстрое улучшение последнего в стране в целом, что в перспективе приведет к сосредоточению региональной политики действительно в сфере государственных финансовых трансфертов. С другой стороны, это должна быть политика федерального центра, роль которого заключается в создании таких общефедеральных институциональных условий, которые бы не исключали, а, напротив, способствовали эффективному развитию региональной инициативы в области наращивания территориального потенциала и институционального строительства. Важнейшей задачей федерального центра является также
обеспечение эффективного использования финансовых трансфертов для подавления наиболее острых проявлений дифференциации доходов и коммунальных удорожаний по отдельным регионам (транспортные и энергетические тарифы, сельскохозяйственные дотации и др.).
Вместе с тем существует ряд проблем, которые не могут быть решены усилиями только федерального центра, самих субъектов РФ или их объединениями (например, экологические вызовы, обеспечение экономической безопасности регионов и экономических зон, решение энергетических и продовольственных задач, инновационные прорывы и перестройка структуры производства, развитие магистральной инфраструктуры и т.д.). Их наличие и определяет необходимость проведения единой согласованной экономической политики федерального центра и субъектов РФ.
Основой формирования эффективной системы многоуровневого управления региональным развитием должна стать разработка приоритетов экономического развития в региональном аспекте, а также программирование экономического и социального развития.
Распределение функций по управлению и регулированию социально-экономическими процессами между федеральным центром и субъектами Федерации предполагает эффективную организацию перераспределения компетенции и ответственности за экономическое и социальное развитие между федеральным и региональным уровнями государственной власти, что и служит основанием для разделения первых по программно-целевому развитию региона посредством формирования многоуровневой системы.
Литература
1. Узяков М.Н. О перспективах экономического роста в России // Проблемы прогнозирования. 2002. № 4. С. 3 - 14.
2. Пчелищев О.С. Двенадцать лет преобразований экономики России: правильно ли был поставлен диагноз? (возвращаясь к оценкам состояния российской и мировой экономик, данным акад. Ю.В. Яременко накануне и в ходе реформ) // Проблемы прогнозирования. 2003. № 3. С. 6 -23.
Администрация Ростовской области,
Министерство экономики 24 октября 2003 г.