Научная статья на тему 'Многотомный труд «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.»'

Многотомный труд «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.» Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
765
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Беркович Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многотомный труд «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.»»

глубоко переживал неудачи России. В 1905 г. в тяжелую пору поражений на Дальнем Востоке он воскликнул с горечью: «Нет, только революция может Россию спасти. Правительство, которое довело до такого позора страну, должно быть немедленно свергнуто». В это же время он сочувственно выступает в пользу студенток, покинувших курсы в знак протеста против реакционной профессуры. Он оказывает им помощь, читая лекции на дому. Приветствуя победу революции на I съезде физиологов, Павлов отметил: «Мы только что расстались с мрачным, гнетущим временем». В Париже на предложение дать интервью о Советской России он гневно ответил: «Вне пределов родины я о ней не рассказываю». На замечание, что наука не имеет родины, он вспылил: «А у ученого она должна быть». Он глубоко верил в силу и таланты своего народа. Он отказывается от помощи иностранных врачей, заявляя, что русские врачи оперируют не хуже немецких. Оценивая исключительно благоприятное положение науки в Советском Союзе, Павлов заявляет: «Мы, руководители научных учреждений, находимся прямо в тревоге и беспокойстве по поводу того, будем ли мы в состоянии оправдать все те средства, которые нам предоставляет правительство». Его патриотизм ярко сказался в заявлении, которое он сделал в 1935г. после тяжелой болезни. Он сказал: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколь позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству».

Павлов оставил огромное научное наследство, которое теперь разрабатывается его многочисленными учениками. Факты, обнаруженные Павловым, с успехом используются в самых разнообразных отраслях медицины. Клиника внутренних болезней, клиника нервных и психических болезней, психология, фармакология и другие дисциплины эффективно используют учение Павлова.

К сожалению, в гигиенических дисциплинах учение Павлова не нашло еще надлежащею развития, а между тем гигиена питания, личная гигиена, гигиена труда и другие разделы гигиены могли бы быть в значительной мере построены на основах, разработанных Павловым и его учениками. Его идеи о взаимоотношении человека и среды можно было бы использовать при разработке многих гигиенических проблем. Разработка проблем акклиматизации, гигиены освещения, борьбы с шумом и т. д. будет значительно эффективнее в свете учения И. П. Павлова. Несмотря на всю близость и плодотворность идей Павлова для гигиенических наук, эти идеи еще не достаточно используются при разрешении гигиенических задач. Необходимо заполнить этот пробел в возможно короткий срок. От учения И. П. Павлова должен быть переброшен надежный мост к гигиеническим наукам. Это обязаны сделать гигиенисты и физиологи совместно.

Многотомный труд «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.»

Достижения советской медицины в Великой Отечественной войне общеизвестны.

На полях величайших в истории человечества битв советские врачи выдержали серьезнейшее испытание. Для того чтобы возвратить в строй более 70% раненых воинов, требовались не только героизм и самоотверженность, но и высокий уровень советской медицинской науки, правильная организация медицинского обеспечения и зрелость медицинских кадров.

Руководители медицинской службы на фронтах и в тылу, врачи всех рангов, военных и гражданских лечебных учреждений — от пслко-

2 Гигиена и санитария, № 9

9

Boro медицинского пункта до тыловых госпиталей — искали лучших путей в организации лечения раненых и больных и в профилактике заболеваний.

Стремление к этому было так сильно, что ни тяжелейшие условия блокады Ленинграда, ни сложность боевой обстановки под Москвой и Курском, ни напряженность положения под Сталинградом не могли препятствовать проведению многочисленных научных конференций: дивизионных, армейских, фронтовых и др. Труды конференций выпускались в виде специальных сборников и становились достоянием медицинских работников действующей армии и тыла.

Наш вождь великий Сталин 23 февраля 1946 г. предложил научно разработать документы, относящиеся к профилактике заболеваний в войсках и к лечению раненых и больных, и обобщить опыт многих тысяч врачей и многочисленных учреждений, работавших на фронте и <в тылу.

Это задание явилось замечательным образцом научного подхода к разрешению .вопросов теории и практики народного здравоохранения.

Перед составителями труда «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.» встал ряд очень сложных задач. Для разрешения их нужно было в чрезвычайно короткие сроки выполнить огромную научно-исследовательскую и техническую работу, не имеющую по своим масштабам прецедента в истории войн всех народов и всех времен.

26 марта 1946 г. Совет министров Союза ССР вынес постановление «О научной разработке и обобщении опыта советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.». Это историческое постановление явилось ярким свидетельством заботы советского правительства о дальнейшем процветании советской медицинской науки, об улучшении практики советского здравоохранения на основе богатого опыта •военных лет.

Решение правительства обязывало глубоко и всесторонне изучить огромный опыт, накопленный советскими врачами, и использовать его для дальнейшего развития теоретической и практической медицины.

История еще не знает примеров такой грандиозной научной разработки материалов войны с привлечением к разработке широкой медицинской общественности и ib беспримерно краткие сроки.

Такая задача под силу только советскому здравоохранению, окруженному повседневной заботой большевистской партии и советского правительства.

Медицинское обеспечение некоторых войн XIX и XX столетия отражено в отчетах, статистических обзорах, в многочисленных работах и монографиях, изданных во всех больших странах мира.

Но все без исключения отчеты о работе медицинской службы во время различных войн в разных странах выходили в свет много лет спустя после той или.иной войны и содержали лишь описания и попытки обобщения опыта лечения раненых и больных только на основании отчетов и статистических данных, не всегда достаточно объективных и исчерпывающих. Ни один из упомянутых отчетов не содержит материалов научной разработки первичных документов на раненых и больных, т. е. историй болезни, эвакуационных документов, операционных и перевязочных журналов, протоколов патологоанатомических вскрытий и т. д., тогда как только эти документы дают объективное и последовательное отражение эффективности лечебно-эвакуационных мероприятий в целом. Поэтому перечисленные отчеты не представляют надлежащей научной ценности и не дают возможности делать обоснованные выводы.

В войнах XIX и начала XX столетия в организации лечебной и эвакуационной деятельности имели место 'крупные недочеты, и вместе

/

с тем каждая война давала примеры более совершенных средств и методов лечения раненых и больных.

Однако составителям отчетов не удалось установить истинные причины серьезных дефектов в организации лечебно-эвакуационного обеспечения боевых действий войск, так же как не удалось обобщить и положительный опыт.

В результате ценный опыт в различных областях медицинского обеспечения не мог быть должным образом изучен, обобщен и использован для улучшения качества военно-медицинской работы. Это в известной мере и вело от войны к войне к повторению ошибок в организации и практике медицинского обеспечения войск.

В силу сказанного выше редакционная коллегия «Труда» не могла воспользоваться ни опытом составления отчетов, ни методикой разработки медицинских материалов прежних войн. Редакционная коллегия должна была создать собственный метод разработки и обобщения материалов, характеризующих деятельность советской медицины в Великой Отечественной войне.

В соответствии с постановлением правительства от 10 апреля 1946г. был объявлен конкурс на лучшие научные работы по обобщению опыта Великой Отечественной войны.

Советская медицинская общественность активно откликнулась на постановление правительства о подготовке «Труда».

На конкурс поступило 454 работы. Конкурсная комиссия присудила авторам лучших работ 147 первых, вторых и третьих премий, и, кроме этого, 158 работ были приняты для использования при составлении «Труда».

Конкурс дал возможность собрать и использовать материалы и опыт не только крупных ученых и руководящих деятелей военной и гражданской медицины, но и рядовых врачей, ценные наблюдения и большой практический опыт которых относятся к работе непосредственно в войсках.

Научной разработке опыта советской медицины предшествовала большая подготовительная работа, выполненная авторами и редакторами. Она состояла в систематизации, изучении и анализе официальных документов, отражающих ход событий, организацию медицинского обеспечения, успехи и неудачи деятельности отдельных звеньев медицинской службы, методы и технику лечебно-эвакуационной и противоэпидемической работы в различные периоды Отечественной войны.

При участии специалистов-статистиков и математиков были разработаны порядок и единая система обработки историй болезни, определены количества их, необходимые и достаточные для разработки по каждому разделу; установлены показатели для изучения и выработаны методы правильного исчисления этих показателей.

Всего было подвергнуто изучению 94 хирургических и 78 терапевтических нозологических форм. После соответствующей статистической разработки получено около 4 миллионов показателей, характеризующих ранения и заболевания по различным признакам.

Редакционная коллегия «Труда» к началу разработки материалов войны располагала не только историями болезни, отчетами, донесениями, документами учета и отчетности и другими медицинскими материалами фронтов, армий, эвакопунктов, военно-санитарных поездов и судов, медицинских учреждений фронта и тыла, но и систематизированной фототекой, содержащей свыше 30 тысяч негативов; фондом патологоанатомических препаратов, насчитывающим свыше 6 500 экземпляров, среди которых много сотен уникальных; огромным фондом экспонатов (больше 30 тысяч), собранных на фронтах войны, и около 3 тысяч этюдов и эскизов, отражающих жизнь медицинских учреждений

2*

11

действующей армии и характерные моменты их деятельности .в самых различных условиях боевой обстановки.

■ Все это явилось той основой, которая обеспечила успешное выполнение решения правительства о создании труда «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Это подлинно коллективный труд крупнейших ученых страны, видных деятелей гражданского и военного здравоохранения и многих сотен рядовых врачей, представляющих различные медицинские специальности.

Подводя итоги изложенному, следует подчеркнуть достоверность всех цифровых показателей, положений и выводов многотомного труда «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», принципиально отличающих его от всех ранее изданных отчетов разных стран.

В основу научной разработки было положено изучение первичных документов на раненых и больных в таком количестве, которое в соответствии с требованиями математики, статистики и медицинской науки позволяет сделать полноценные и обоснованные обобщения в отношении ■всех изучаемых вопросов.

Каждая цифра и каждое положение, помещенные в «Труде», базируются на глубоком изучении историй болезни, карточек передового района, актов патологоанатомических вскрытий, операционных и перевязочных журналов и других первичных документов на раненых и больных.

Отчеты и донесения медицинских начальников всех степеней подвергались тщательному изучению для уяснения боевой и медицинской обстановки, необходимой для анализа и правильного истолкования полученных данных.

При составлении «Труда» различные ранения и заболевания изучались на фоне и в связи с конкретными условиями обстановки. Это дало возможность выявить влияние различных факторов на течение и исходы ранений или заболеваний; дало возможность вскрыть некоторые закономерности, представляющие исключительную важность для теоретической медицины и практики медицинского обеспечения боевых действий ■войск.

Повседневная содружественная работа ученых различных специальностей, врачей, статистиков и математиков на всем протяжении разработки материалов и написания «Труда» обеспечила четкую систему проверки, правильность и достоверность получаемых клинико-статистиче-ских показателей и данных. Применение механизированного способа учета данных историй болезни дало возможность достигнуть четкости, быстроты и правильности обработки громадного числа различных показателей.

Совет министров СССР обязал Министерство здравоохранения СССР издать в 1949—1951 гг. многотомный труд «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.» тиражом в 500 тысяч экземпляров.

Государственное издательство медицинской литературы уже приступило к изданию труда «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». В текущем году выйдет в свет несколько томов.

В соответствии с постановлением правительства издаваемый многотомный труд «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» состоит из четырех частей.

Часть первая — «Хирургия» — состоит из 15 разделов: Общие вопросы военно-полевой хирургии. Огнестрельные ранения черепа и головного мозга. Повреждения челюстей и лица. Повреждения глаз. Огнестрельные ранения уха, горла и носа. Непроникающие и проникающие

огнестрельные ранения груди. Ранения позвоночника, спинного мозга. Огнестрельные ранения живота. Огнестрельные ранения таза и забрю-шинного пространства. Ранения мягких тканей. Огнестрельные переломы конечностей. Огнестрельные ранения суставов. Огнестрельные ранения кисти, пальцев и стоп. Огнестрельные ранения сосудов. Огнестрельные ранения периферических нервов.

В каждом разделе представлены:

1) классификация и частота ранений данной области;

2) патологическая анатомия ранений данной области и патогенез их осложнений;

3) симптомы и течение ранений и их осложнений;

4) лечение ранений и их осложнений в различных условиях боевой обстановки и на различных этапах эвакуации;

5) анализ клинических исходов ранений данной области на этапах эвакуации.

Часть вторая — «Терапия» — 11 разделов: Болезни легких. Болезни сердца. Болезни сосудов и почек. Болезни желудка. Инфекционные желтухи. Туберкулез легких. Нарушения общего питания. Болезни внутренних органов у раненых. Кожные болезни в войсках. Нервные болезни Острые инфекционные болезни.

Разделы части «Терапия» освещают:

1) частоту заболеваний данной системы или органа;

2) особенности клинического проявления и течения данного заболевания;

3) причины возникновения заболеваний в связи с условиями быта и боевой деятельности войск; ,

4) профилактические мероприятия в различной обстановке и их эффективность;

5) лечебно-эвакуационные мероприятия на различных этапах эвакуации с учетом конкретных условий боевой обстановки.

Часть третья — «Эпидемиология и гигиена» — излагает:

1) эпидемиологическое состояние войск в различные периоды Великой Отечественной войны;

2) организация противоэпидемической защиты войск;

3) эпидемиология и профилактика некоторых инфекций;

4) а) гигиена питания и водоснабжения войск, б) авиационная гигиена, в) военно-морская гигиена, г) гигиена бронетанковых войск, д) гигиена военной одежды, е) гигиена оборонительных сооружений, ж) вопросы санитарной очистки полевых стоянок войск, з) организация гигиенического обеспечения войск.

Часть четвертая — «Патология огнестрельной травмы» — излагает механизм действия ранящего снаряда, сущность раневого процесса и патогенез его и развивающихся осложнений на различных этапах эвакуации. Представлен анализ причин смерти от ранений, их осложнений и заболеваний в зависимости от тяжести повреждения, сроков выноса с поля боя, оказания первой доврачебной, хирургической и специализированной помощи, от сроков установления диагноза и времени госпитализации больных, от характера боевых операций, санитарно-тактической обстановки, принятия предупредительных мер и пр.

Стройная система патологоанатомической службы Советской Армии дала возможность за годы войны накопить значительный опыт, позволивший по-новому осветить важнейшие вопросы организации первой помощи раненым, выноса их с поля боя, организации специализированного лечения и пр.

Такова краткая характеристика построения «Труда» и содержания его частей и разделов. Она дает возможность представить, какой огромный 'круг вопросов охватывает этот «Труд», какой грандиозный материал нашел в нем отражение, какой вклад в мировую медицинскую науку будет сделан советскими врачами на основе научного обобщения опыта работы за годы Великой Отечественной войны.

Государственное издательство медицинской литературы

Проф. С. И. Ветошкин

К проблеме гигиенического нормирования жилищного

строительства 1

Сообщение 1-е

Комитетом по делам архитектуры опубликован в 1949 г. для широкого обсуждения проект норм для проектирования жилых зданий. Мы считаем необходимым высказать некоторые критические замечания по поводу этого проекта норм, а также поставить ряд вопросов, требующих своего обсуждения и разрешения в связи с 'разработкой гигиенических нормативов для жилищного строительства, не получивших достаточного отражения в данном проекте.

Последним общесоюзным документом, нормирующим проектирова-„ Л . ОСТ ?озч „ *

ние жилых здании, был вскх---у-, введенный в качестве обязательного с 1 июля 1934 г.

Этот ОСТ (7038) разработан на основе постановления СНК СССР от 23.IV. 1934 г. «Об улучшении жилищного строительства» и выгодно отличается от предыдущего ОСТ 4454—4462. За период в 15 лет требования к жилищному строительству у нас, естественно, значительно изменились как в силу общетехнического прогресса, так и резко возросших культурных запросов и материального благосостояния трудящихся нашей родины.

Эти обстоятельства выдвинули перед Комитетом по делам архитектуры задачу разработки нового проекта норм.

Отсутствие современных утвержденных норм для проектирования жилищного строительства приводит, с одной стороны, к различным вольностям в проектном деле, а с другой — к значительным трудностям для работников санитарной организации при отстаивании тех или иных санитарных требований, которые часто не учитываются в проектах. Этим обычно объясняются серьезные санитарные нарушения, зачастую имеющие место в утвержденных проектах, апробированных даже государственной санитарной инспекцией.

Вместе с тем Комитет»по делам архитектуры время от времени выпускает проекты норм проектирования жилых зданий. Последние не обязательны, но, наряду с этим, эти нормы, как опубликованные от имени Комитета и Академии архитектуры, хотя и в виде проекта несомненно, приобретают для соподчиненных (проектных) организаций характер до некоторой степени официального документа. ч

На местах, на периферии, этот «проект» значительно связывает санитарные органы, работники которых могут почерпнуть оттуда неправиль-

1 Редакция обращается с предложением открыть широкое обсуждение поставленного в статье проф. Ветошкина вопроса о санитарных нормативах жилищного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.