МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№12/2015
ISSN 2410-6070
различных заявлений, официальных документов, способствует интеллектуальному и духовному развитию личности [4].
Для того чтобы сохранить грамотность русского языка нужно устанавливать требования к культуре речи, культуре общения и этикету поведения и необходима речевая и культурная цензура на телевидении, радио и в печати, принимать административные меры для создания культурной среды, формирования элитарного культурного слоя в нашем обществе. С помощью родного языка мы познаем мир, приобщаемся к тому огромному опыту, который накопило человечество, познаем ту самобытность национального характера, ту душевную и духовную высоту, которую русский народ достиг только благодаря своему языку [3]. Поэтому нужно соблюдать нормы культуры речи, мотивировать людей к её освоению, беречь наш русский язык и тогда духовное богатство России будет жить до тех пор, пока жив могучий русский язык. Список использованной литературы:
1. Китайгородская М.В. Русский речевой портрет. М., 1995. 128 с.
2. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений за речевой практикой масс-медиа. СПб: Златоуст, 1999. 319 с.
3. Кочнова К.А. О многообразии терминологии в вопросе изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-1. С. 56-59.
4. Кочнова К.А. Речевая коммуникация: учебное пособие. Н.Новгород, 2015. 194 с.
5. Кочнова К.А. Особенности языка средств массовой информации последнего десятилетия // Тенденции развития языка СМИ: актуальные проблемы. Тамбов, 2010. С.176-179.
6. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. М., 2001. Вып.1. С. 90-106.
7. Чанчина А.В. Слова с уникальными корнями в синхронии и диахронии // Русское слово: синхронический и диахронический аспекты. Орехово-Зуево: ОЗГПИ, 2003. С. 285-288.
© Дерюгина Н.А., Кириллова В.А., 2015
УДК 81
М.В. Желбакова
студент факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация
МНОГОТОЧИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ
Аннотация
Статья посвящена изучению функций многоточия. Рассматривается своеобразие функционирования знака в художественной речи И.Бродского.
Ключевые слова
Многоточие, язык, речь, пунктуация, художественный дискурс.
Многоточие в русском языке обозначает паузу, или незаконченную мысль [1]. Мысли могут оборваться по разным причинам, связанным с помехами внешнего, или внутреннего состояния человека.
Обычно пунктуация исследуется в языкознании с функционально-грамматической стороны [5]. Однако антропоцентрическая парадигма новейшей лингвистики допускает смену ракурса анализа, когда объектом становится внутренняя сторона знака, «свернутое» в этом знаке эмоциональное состояние человека-говорящего. И.А. Бодуэн де Куртене указывал, что знаки препинания наделены гораздо большей энергией, чем просто расчленять речь. Он относил многоточие к «особого рода знакам препинания, когда что-то не доканчивается или подразумевается» [2].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
При помощи многоточия автор может лучше раскрыть своего героя, например, подчеркнуть его неуверенность в себе или даже выразить такой дефект речи, как заикание.
Порой многоточие позволяет скрыть нелицеприятные подробности, которые по контексту и так всем очевидны, но озвучивать их нежелательно. Без многоточия не обойтись и там, где подразумевается открытый финал. Открытый финал дает читателю возможность самому додумать концовку, используя все свое воображение.
Поскольку именно художественный дискурс, а в большей степени - поэзия выявляют весь диапазон возможностей языка, когда в узлах ткани вдруг прочитываются метафизические смыслы [3; 4], невозможные в обыденном слоге, мы обратились к языку Иосифа Бродского, идиостиль которого отличается намеренной сбивчивостью речи, паузами, недосказанностью. Отобранный материал демонстрирует, что наиболее частотным в поэзии И. Бродского является употребление многоточия как символа.
1. Метафизическая пауза в начале текста (чтобы совпасть с поэтом следует читать не спеша, настроиться с ним на одну волну): ...И тишина. И более ни слова.
И эхо. Да еще усталость (Памятник Пушкину).
2. Метафизическая пауза в конце текста (додумайте, домыслите): Рисуй, рисуй, безумное столетье, Твоих солдат, любовников твоих, Смакуй их своевременную славу! Зачем и правда, все-таки, - неправда, Зачем она испытывает нас...
(Сонет к Глебу Горбовскому).
3. Метафизическая пауза в середине текста (подумайте об этом): Молитвы над ним не читались, Так, Забросали глиной... Но на земле остались Иуды и Магдалины! (Художник).
4. Знак тишины (длящееся время, не заполненное действием): Так тонок голос. Тонок, впрямь игла. А нити нет... И он так одиноко плывет в снегу. Повсюду холод, мгла... Сшивая ночь с рассветом... Так высоко! (Большая элегия Джону Донну).
5. Знак недосказанности, умолчания, возможности продолжения: Бывает лед сильней огня, Зима -порой длиннее лета, бывает ночь длиннее дня и тьма вдвойне сильнее света; бывает сад громаден, густ, а вот плодов совсем не снимешь... (Откуда к нам пришла зима).
6. Значение - избыточность слов, все ясно и без объяснений: Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо тела. Многоточие шинели. Вместо мозга - запятая. Вместо горла - темный вечер (Представление).
7. Значение перехода от внешней речи к внутренней, рефлексия: .. .Жизнь, которой, как дареной вещи, не смотрят в пасть, обнажает зубы при каждой встрече. От всего человека вам остается часть речи. Часть речи вообще (Часть речи).
Многоточие в художественном тексте может быть знаком, передающим эмоциональное и психологическое состояние автора. Оно носит экспрессивную функцию, может быть заместителем слов, причем, как по причине особого волнения, когда единственно правильные слова не подчиняются воле автора, так и тогда, когда любое слово в силу очевидности происходящего становится избыточным. Многоточие передаёт нюансы смысла и интонации. Голос сначала замирает, а перед точкой замолкает. Чаще всего, в письменной речи, люди используют многоточие для создания паузы, с целью внести долю экспрессии в пресный текст.
Список использованной литературы:
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Едиториал УРСС, 2004. 576 с.
2. Бодуэна де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963.
3. Канафьева А.В. Функции авторской пунктуации в художественном тексте: автореф.дис... канд.филол.наук. М., 2000. 28 с.
4. Копылова С.А. Функционирование многоточия в русских литературных текстах XVIII-XX веков: автореф.дис. канд.филол.наук. М., 2000. 32 с.
5. Кочнова К.А. Речевая коммуникация: учебное пособие. Н.Новгород, 2015. 194 с.
6. Кочнова К.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Н.Новгород, 2013. 202 с.
© Желбакова М.В., 2015