УДК 65.01.005
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ВИДОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО АНАЛИЗА)*
Ю. С. САХНО,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Е-таИ:8аНпо_1%и@таИ.ги Тюменский государственный университет
В статье охарактеризованы особенности многоступенчатой (шаговой) интеграции инновационного анализа с другими локальными видами управленческого анализа. Выделены три шага такого рода интеграции и раскрыты причины ее осуществления. Предложено использование неформализованных методов интеграционных процедур. Раскрыта специфика применения метода коллективной экспертизы.
Ключевые слова: инновации, анализ, инвестиции, маркетинг, интеграция, процесс, согласование, метод.
Инновационно-инвестиционный анализ — первый шаг и основа интеграционных процессов
Все большее смещение фокуса внимания экономической науки и управленческой практики в сторону поиска путей ускорения перехода нашей страны на инновационный путь развития объективно требует интенсификации исследований в области теории и методологии управленческого анализа (в том числе инновационного анализа). Это требование находит свое отражение и в новом паспорте научной специальности 08.00.12 — Бух-
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
галтерский учет, статистика, где в разделе «Экономический анализ» выделены такие новые области научных исследований, как «Теория и методология финансового, управленческого, налогового, маркетингового анализа» и «Инвестиционный анализ и оценка эффективности инвестиций» [9].
Как известно, инвестиционная деятельность — это совокупность работ и операций по осуществлению капитальных вложений для получения прибыли или достижения другого полезного эффекта. Субъектами инвестиций являются организации, использующие инвестиции для развития своего производства, внедрения и выпуска новой продукции или иных аналогичных ценностей.
Инновационная деятельность представляет собой процесс проведения научно-исследовательских работ, создания и внедрения инноваций в целях их внутрифирменного использования и/или эффективной реализации на внутреннем либо зарубежных рынках.
При идентификации места и роли инновационной и инвестиционной деятельности в условиях необходимости обеспечения экономического роста нашей страны ключевое значение имеет оценка интегративных процессов в изучаемых сферах деятельности. Суть проблемы в том, что максимальный эффект от инновационной деятельности достигается в том случае, если она тесно интегриро-
вана с инвестиционной деятельностью, процедурами создания новых производств, проектирования и финансирования. Это не только сокращает общий инновационный цикл, но и порождает синерге-тический эффект, т. е. дополнительный эффект от тесного партнерского взаимодействия всех участников единого технологического конвейера.
В период начавшегося повсеместно перехода промышленно развитых стран к экономике знаний узкоспециализированное выполнение отдельных видов инновационных и инвестиционных работ (как это было принято в недалеком прошлом) уже не отвечает требованиям сегодняшнего, а тем более завтрашнего дня. Оно неадекватно высокому динамизму перемен, не позволяет достичь действительно значительных и устойчивых социально-экономических и научно-технических результатов.
Представляется, что в условиях начинающегося в нашей стране (и активно поддерживаемого государством) бурного развития научно-инновационной деятельности и в преддверии инвестиционного бума нужно объединение усилий ученых, разработчиков инноваций, проектировщиков, инвесторов, застройщиков и строителей в ходе осуществления интегрированной инновационно-инвестиционной деятельности. Иными словами, по мнению автора, уже сегодня востребована принципиально иная схема взаимодействия всех участников единого технологического конвейера. Следует и в дальнейшем всемерно поощрять развитие интеграционныхпроцессов, объективно протекающих в сфере инновационной и инвестиционной деятельности.
К основным причинам, которые порождают явную целесообразность ускорения интеграции научно-технической, инновационной и инвестиционной деятельности, относятся:
- все еще продолжающийся застой в отечественной науке и в инновационной сфере предприятий; достаточно сказать, что вклад Российской Федерации в мировую науку в 2009 г. составил лишь 2 %, а вклад Соединенных Штатов Америки — 35 %[1];
- объективная необходимость повысить путем активизации инновационной деятельности конкурентоспособность национальной экономики на уровне ее ведущего звена — предприятия;
- стремление к преодолению чрезмерной распыленности финансовых ресурсов между множеством инновационно-инвестиционных проектов;
- недостаточная эффективность все еще нередко реализуемых инвестиционных проектов, которые зачастую носят неинновационный характер;
- несрабатываемость в условиях слабости институциональных основ нашей экономики рыночных механизмов партнерского взаимодействия хозяйствующих субъектов в инновационно-инвестиционной сфере.
Однако принятие политического решения о переходе на инновационный путь развития не означает его автоматического выполнения. Ключевой вопрос — «технология» перехода с инерционного на инновационный путь развития. Важнейший элемент этой технологии — интеграция инновационной и инвестиционной деятельности. Следовательно, эффективно управлять сферой инновационно-инвестиционной деятельности можно только в том случае, если эта деятельность рассматривается как единый комплекс. Соответственно, все экономические функции управления (учет, анализ, планирование и др.) также приобретают интеграционный характер.
Естественно, что наибольший синергети-ческий эффект достигается именно в интегрированной системе, в которой вся совокупность процессов разработки, создания и использования инновационных объектов капитальных вложений осуществляется в форме единого инновационно-инвестиционного проекта. Эффективный менеджмент такого проекта порождает объективную потребность в разработке и применении методов, процедур и показателей управленческого анализа применительно к новому объекту.
Таким образом, формирование инновационно-инвестиционного анализа представляет собой первый шаг и своеобразную основу интеграционных процессов. Предпосылки для его создания вполне созрели, по существу они предопределены успешным ходом интеграции двух соответствующих видов деятельности. Без преувеличения можно сказать, что концептуальное положение «инвестиции — только в инновации» становится руководством к действию и одним из важнейших правил эффективного управления проектами.
Естественно, что в методических целях отдельные аналитические показатели, характеризующие ту или иную сторону инновационной и инвестиционной деятельности, могут рассматриваться автономно. Предлагаются следующие пять показателей инновационного анализа:
- прогрессивность инноваций;
- научно-технический уровень инноваций;
- инновационная активность;
- коммерческая востребованность инноваций;
- стимулирование инновационной деятельности [5].
В части инвестиционного анализа могут быть предложены, например, следующие показатели:
- уровень финансовой поддержки федеральным и местным бюджетами инновационно-инвестиционной деятельности;
- коэффициент зависимости предприятия от коммерческих кредитов на финансирование инновационно-инвестиционной деятельности;
- коэффициент автономии предприятия в финансировании этой деятельности;
- финансовый показатель технологической зависимости.
Круг этих показателей может быть расширен. Интересно отметить, что инновационно-инвестиционного анализ, формирующийся на первой стадии интеграционных процедур, позволяет учитывать не только внутрифирменные факторы этой деятельности (к примеру, степень автономии предприятия в финансировании этой деятельности), но и некоторые факторы внешней среды: уровень финансовой поддержки федеральным и местным бюджетами инновационно-инвестиционной деятельности и др.
И все же для инвестора (особенно зарубежного) инновационно-инвестиционный проект может стать привлекательным только в том случае, если проведенный на достаточно высоком уровне маркетинговый и конкурентный анализ покажет перспективность, востребованность результатов реализации проекта на инновационном рынке и конкурентные преимущества перед аналогичными проектами основных соперников предприятия — объекта инвестирования.
Дополнение инновационного и инвестиционного анализа маркетинговым и конкурентным анализом — второй шаг в реализации интеграционных процессов
На первый взгляд инновационно-инвестиционную привлекательность компании, нуждающейся в привлечении отечественных и зарубежных инвесторов, действительно можно обеспечить путем простого дополнения результатов, полученных с помощью инновационно-инвестиционного анализа, результатами маркетингового и конкурентного анализа, что позволяет сформулировать оконча-
тельные выводы об эффективности проекта. Однако здесь есть одно серьезное «но». Оно заключается в высокой вероятности получения разноречивых и даже противоположных аналитических выводов:
- выполненный самым тщательным образом инвестиционный анализ нацеливает на разработку и реализацию совокупности малозатратных организационно-технических мероприятий по совершенствованию уже выпускаемой продукции либо на освоение малоинвестиционной (но и одновременно малоинновационной) продукции;
- проведенные маркетинговой службой компании исследования конъюнктуры инновационного рынка приводят к выводу о перспективности разработок принципиально новых изделий, соответствующих профилю компании, и целесообразности их освоения;
- выполненный научно-консалтинговой фирмой (по заказу компании) конкурентный анализ ситуации в соответствующем сегменте рынка показывает, что существующие и вскоре входящие в этот сегмент конкуренты способны быстрее освоить те же перспективные виды продукт-инноваций и успешнее продвинуть их на инновационный рынок.
Какое разумное управленческое решение могут принять топ-менеджеры и собственники компании на основе столь полярных выводов и рекомендаций, разработанных автономными группами аналитиков? Для того чтобы оно было взвешенным, лица, принимающие решения, должны сами провести те или иные объединительные процедуры — процедуры согласования весьма разноречивых мнений. Однако это не их работа. Такого рода процедуры должны проводить сами аналитики. Ведь в противном случае они попросту не обеспечивают сферу управления компании аналитической информацией, необходимой для принятия ответственных решений текущего и в особенности стратегического характера.
Очевидно, что первоочередными кандидатами на включение локальных видов управленческого анализа в интегрированный инновационно-инвестиционный анализ на втором шаге в реализации интеграционных процессов являются маркетинговый и конкурентный анализ.
Как уже отмечалось, маркетинговый анализ представляет собой процесс изучения рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен для лучшего продвижения всех своих товаров
(в особенности инновационной продукции) на рынок [6].
Очевидно, что анализ инновационно-инвестиционной деятельности предприятия без проведения маркетингового анализа будет неполным и односторонним.
Целесообразно также включить в анализ инновационно-инвестиционной деятельности предприятия и конкурентный анализ, заключающийся в исследовании конкурентного окружения предприятия с помощью оценки индивидуальных характеристик и тактики соперников. В рыночных условиях невозможно ограничиваться изучением только внутренних возможностей предприятия, игнорируя его соперников и способы их действий.
Применение маркетингового анализа предполагает сбор и обработку данных по конкретным маркетинговым ситуациям, с которыми фирма сталкивается на рынке. Такая деятельность осуществляется либо периодически по мере появления определенных проблем, либо непрерывно. Результаты маркетингового анализа, напрямую связанные с их целями и задачами, формируют основу для принятия текущих и перспективных управленческих решений в области инновационной деятельности фирмы.
Результаты маркетингового анализа используются для ситуационного реагирования на те или иные вызовы рынка (тактический уровень). Стратегический маркетинговый анализ дает возможность прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, разрабатывать и обосновывать планы по корректировке инновационной и коммерческой деятельности фирмы. Его результаты могут быть использованы для разработки долгосрочной стратегии развития фирмы, а также для формирования ее коммерческой политики.
К основным особенностям маркетингового анализа относятся:
- концентрирование внимания на целевых рынках;
- исполнителями здесь являются, как правило, рядовые специалисты;
- маркетинговый анализ носит преимущественно тактический характер (в стратегическом менеджменте в настоящее время используется редко);
- точность, тщательность и регулярность проведения анализа;
- ориентация на массовый сбор данных, преобладание количественных оценок. Конкурентная разведка, с помощью которой
обеспечивается получение исходной информации
для проведения конкурентного анализа, характеризуется как инструмент изучения конкурентной среды, представляющий собой целенаправленный сбор информации о конкурентах для принятия управленческих решений по стратегии и тактике ведения бизнеса [4, с. 90].
Конкурентная разведка представляет собой:
- сбор и обработку данных из разных источников для выработки управленческих решений в целях роста конкурентоспособности коммерческой организации, которые проводятся в рамках закона и с соблюдением этических норм (в отличие от промышленного шпионажа);
- структурное подразделение компании, призванное осуществлять эти функции;
- комплекс мероприятий по информационно-аналитическому обеспечению глубокого понимания менеджерами состояния и тенденций изменения развития деятельности конкурентов с помощью специфических методов сбора данных.
Конкурентная разведка базируется на анализе статики и динамики инновационного бизнеса фирм-конкурентов на основе открытой и частично закрытой информации, а также на своевременном представлении результатов такого анализа менеджменту и собственникам компании.
В цели конкурентной разведки входит, прежде всего, сбор информации, а не ее последующий анализ. Слово «анализ» здесь присутствует только в качестве обозначения инструмента извлечения нужной информации из косвенных данных.
К задачам конкурентной разведки относятся:
- информационно-аналитическое обеспечение процесса выработки управленческих решений;
- «система раннего предупреждения», т. е. определение того, насколько возможно раннее привлечение внимания лиц, принимающих решения, к угрозам, которые потенциально могут причинить ущерб бизнесу;
- выявление благоприятных для бизнеса возможностей;
- выявление совместно со службой безопасности попыток конкурентов получить доступ к закрытой информации компании;
- управление рисками для обеспечения эффективного реагирования компании на быстрые изменения окружающей среды. Приведенные задачи конкурентной разведки
являются ключевыми для компании, они служат достижению фундаментальной цели существования подразделения конкурентной разведки — обеспе-
чить возникновение у персонала компании чувства защищенности вследствие осознания того факта, что судьба компании находится в его собственных руках, и что фирма не станет внезапно жертвой обстоятельств либо чьих-то враждебныхдействий.
Как указывает Я. Гордон [2, с. 43], конкурентная разведка сводится к получению публично доступной информации для достижения целей компании. Она облегчает организационное усовершенствование, дифференциацию и победу над соперниками в конкурентной борьбе.
Разведывательная деятельность ведется в рамках системы ограничений, задаваемых законодательными и нормативными актами, выход за пределы этих ограничений превращает разведывательную деятельность в шпионаж. Иными словами, конкурентную разведку не следует путать с промышленным шпионажем и государственной разведкой.
Тонкая граница между перечисленными понятиями определяется законами общества, личными качествами заказчика и профессионализмом разведчика, этическими ограничителями [11]. Если ориентироваться на критерий соблюдения закона, то все просто: если закон не нарушен, это — конкурентная разведка, иначе — промышленный шпионаж.
Если же ориентироваться на этические ограничители, то граница между понятиями становится более призрачной. Обычно людей, грубо нарушивших этические нормы и правила, изгоняют из профессиональных сообществ, которые этих правил и норм придерживаются. Вместе с тем имеются признаки либерализации условий деятельности «разведчиков» всех видов. Так, вполне благополучное завершение шпионского скандала между Россией и США, связанного с обменом лицами, занимающимися разведывательной деятельностью в интересах соответствующих правительств, показало, что даже государственная разведка, которая дрейфует между легальными и нелегальными способами получения информации, по существу, признается крупнейшими державами мира вполне легитимным институтом.
Однако наиболее сложным вопросом при интеграции локальных видов управленческого анализа остаются все же сами интеграционные процедуры. Без их разработки и внедрения в управленческую практику объективная необходимость синтезирования результатов локальных видов управленческого анализа рискует остаться декларативным пожеланием.
Неформализованные методы интеграционных процедур
Современные технологии применения неформализованных методов для информационного обеспечения собственно аналитической деятельности достигли достаточно высокой степени совершенства. Представляется, что эти методы могут быть использованы при проведении интеграционных процедур в управленческом анализе. Специфические особенности специально организованного экспертного опроса наиболее компетентных профессионалов в анализируемой отрасли хорошо освещены в научной и учебной литературе [7, 8 и др.].
Рассмотрим, например, каким образом могут быть выявлены приоритеты в разработке и реализации альтернативных инновационных проектов, предлагаемых нашей компании создателями этих проектов. Рациональный способ получения здесь достаточно объективного результата — проведение коллективной экспертизы с исключением общения экспертов между собой.
Метод коллективной экспертизы представляет собой обобщение оценок специалистов, касающихся сложных сторон идентификации какого-либо объекта или перспектив его развития. Применение методов коллективной экспертизы сегодня складывается из следующих процедур:
- формирование представительной группы наиболее компетентных экспертов;
- проведение их многоступенчатого опроса;
- статистическая обработка полученных результатов.
Формирование представительной группы наиболее компетентных экспертов (аналитиков и менеджеров) начинается с подбора кандидатов в состав экспертной группы. При этом используется принцип множественности признаков-характеристик кандидатов: уровень профессионального образования, стаж работы, занимаемая должность, уровень креативности и др.
Обычно ни один из перечисленных признаков не является доминирующим. К примеру, если признать таковым стаж работы, то лица с очень большим стажем часто становятся менее креативными, не всегда способными должным образом оценить предлагаемые инновационные проекты. Высокий уровень занимаемой должности может свидетельствовать не столько о профессионализме соответствующего лица, сколько о его организаторских способностях и т.д.
Для того чтобы обеспечить действительно высококвалифицированный состав экспертной
группы, необходимо провести проверку кандидатов в эксперты на компетентность в отношении объекта экспертизы. Здесь представляется полезным применение метода ретроспективных экспертных оценок. Так, в нашем случае каждого кандидата в эксперты следует попросить назвать и проранжировать в порядке убывания пять наиболее успешных (с наибольшим объемом реализации) продукт-инноваций в отрасли за последние пять — десять лет. Поскольку общение экспертов между собой исключается, а достоверной информацией о составе успешных инноваций в прошлом обладают лишь организаторы опроса, то последним легко определить: кто из кандидатов в эксперты достаточно компетентен, а кто уже не относится к таковым. Недостаточно компетентные кандидаты в эксперты отсеиваются, а из оставшихся кандидатов формируется экспертная группа.
Далее организуется многоступенчатый опрос экспертов, включенных в группу.
На первой ступени опроса каждого эксперта просят проранжировать по степени успешности перечисленные в анкете инновационные проекты (их набор формируется в процессе проведения соответствующих локальных видов управленческого анализа).
Естественно, что организаторы опроса сталкиваются на первой ступени с чрезмерной пестротой и разнообразием ответов экспертов. Необходимо отметить, что на первой ступени не используются процедуры согласования мнений экспертов. Эти процедуры лежат в основе проведения повторного опроса экспертов на второй и последующих ступенях.
На второй ступени опроса организаторы доводят до сведения каждого эксперта мнение его коллег по затрагиваемому вопросу. При этом эксперта просят внимательно ознакомиться со всеми высказанными мнениями и по возможности учесть их, скорректировав собственное мнение, высказанное на первой ступени опроса.
Достаточно очевидно, что ответы экспертов, полученные на второй ступени опроса заметно ближе друг к другу, чем аналогичные ответы на первой ступени. Однако все же они еще могут существенно отклоняться друг от друга. Объективно появляется необходимость в третьей ступени опроса, выполняемой по предыдущей методике, но со сводными результатами второй ступени опроса. Проведение экспертного опроса более чем по трем — четырем ступеням не рекомендуется, поскольку применяемые здесь процедуры согласования мнений исчерпывают себя.
Далее выполняется переход к статистической обработке полученных результатов. Так как ранги оцениваемых инновационных проектов уже известны (по каждому эксперту и в среднем по всей их совокупности), то статистическая обработка ответов экспертов заключается в применении метода вариационного анализа.
Метод вариационного анализа сводится к расчету среднего значения коэффициента вариации количественных ответов экспертов, т. е. к определению средней меры колеблемости (изменчивости) этих ответов. Например, в случае с предполагаемым местом (рангом) инновационного проекта, установленным /-м экспертом Яр коэффициент вариации их оценок по конкретному инновационному проекту рассчитывается по следующей
Ср
формуле [3, с. 247]:
Кср = 100%-а/Дср, где а — среднее квадратическое отклонение Я. от
Яср — среднее значение ранга инновационного проекта.
Общепринятая критическая величина коэффициента вариации равна 33 %. Это означает, что если фактическая величина данного коэффициента ниже 33 %,то усредненная экспертная оценка получена по однородной совокупности экспертов. И наоборот.
Строго говоря, метод вариационного анализа может быть успешно использован при выполнении всех трех процедур коллективной экспертизы:
- при выполнении процедуры формирования представительной группы наиболее компетентных экспертов — для определения необходимого числа кандидатов в эксперты, которых следует исключить из формируемой группы;
- при проведении многоступенчатого опроса экспертов — для установления рационального количества ступеней опроса;
- при статистической обработке результатов, не обеспечивающих достаточного уровня согласования оценок экспертов, две — три завышенных и такое же количество заниженных оценок не участвуют в получении конечного результата. Таким образом, современные технологии применения неформализованных методов позволяют провести процедуры согласования промежуточных аналитических результатов, полученных с помощью инновационного, инвестиционного, маркетингового и конкурентного анализа, расположив предлагаемые к осуществлению инновационные проекты в порядке убывания их успешности. Это
дает возможность топ-менеджерам и собственникам компании принять стратегическое решение о реализации либо одного, либо нескольких наиболее успешных проектов.
Надо иметь в виду, что при всем значении интегрированного результата (он дает возможность выполнить обобщающую оценку сравнительной успешности каждого инновационного проекта) при принятии окончательного решения учитываются также результаты локальных видов управленческого анализа, позволяющие увидеть как сильные стороны, так и слабости каждого инновационного проекта.
Синтез инновационного анализа с другими видами внешнего и внутреннего анализа — третий шаг в реализации интеграционных процессов
Как уже отмечалось, в общую совокупность локальных видов управленческого анализа входят следующие десять видов анализа: производственных затрат, инвестиционный, инновационный, логистический, организационно-технического уровня, социально-трудовых отношений, экономического потенциала фирмы, маркетинговый, конкурентный и стратегический [6].
В случае с инновационным анализом, призванным обеспечивать аналитической информацией принятие управленческих решений инновационного характера, на первом шаге многоступенчатой интеграции выполняются процедуры его объединения с инвестиционным анализом, а на втором шаге — с маркетинговым и конкурентным.
Имеются основания предположить, что при определенных условиях в дальнейшем также могут продолжиться объединительные процедуры уже частично интегрированного анализа и с другими локальными видами управленческого анализа. Кратко рассмотрим эти условия.
Анализ производственных затрат целесообразно интегрировать в анализ инновационно-инвестиционной деятельности в том случае, если предприятие, отрасль, сферадеятельности реально переходят от затратной стратегии инновационного развития к малозатратной. Ведь в настоящее время разработка и внедрение инноваций носит скорее точечный характер, т. е. их освоение на большинстве предприятий не носит непрерывного характера, выполняется эпизодически. В таких условиях тщательно подсчитывать и экономно расходовать производственные ресурсы не имеет практического смысла. Автономный учет, контроль и анализ
производственных затрат на инновационно-инвестиционную деятельность необходим, возможен и целесообразен, если эта деятельность принимает крупномасштабный и регулярный характер. Представляется, что в среднесрочной перспективе подобная ситуация может сложиться на значительном числе российских предприятий.
Логистический анализ является средством исследования потоков полезных ресурсов (материальных, информационных, финансовых, энергетических и т.д.). Он позволяет обеспечить эффективное управление такими функциональными сферами деятельности предприятия, как снабжение, производство и сбыт, что способствует ускорению материальных и денежных потоков. С его помощью предприятие получает возможность снижать затраты за счет рациональной организации снабжения, производства и сбыта на принципах «точно вовремя».
Очевидно, что становление логистического анализа на предприятиях, выполняющих инновационно-инвестиционную деятельность, будет происходить по мере существенного повышения удельного веса этой деятельности. Параллельно с этим целесообразно ставить задачу об интеграции логистического анализа с инновационным.
Анализ организационно-технического уровня представляет собой исследование технико-технологической и организационно-управленческой основы производства, ее соответствия современным требованиям.
Выделение этого вида анализа вполне оправдано тем обстоятельством, что предприятие является весьма сложной системой, природа которой многообразна. Поэтому его технико-технологической и организационной системе адекватен именно рассматриваемый вид анализа. Но дело в том, что технико-технологическая и организационно-управленческая основа абсолютного большинства отечественных предприятий устарела морально и в значительной степени физически. Степень износа основных фондов в экономике нашей страны на 01.01.2008 составила 45,3 % [10]. Поэтому анализ организационно-технического уровня инновационных производств имеет смысл выполнять, а его результаты интегрировать с результатами инновационного, инвестиционного, маркетингового и конкурентного анализа в ситуации, когда появится значительное число инновационных предприятий.
Стержнем анализа социально-трудовых отношений является изучение собственно трудовых взаимоотношений между различными слоями работников предприятия и собственниками. Такого
рода анализ выполняется с широким использованием социально-психологических методов, а его результаты призваны способствовать развитию корпоративного духа, гармонизации отношений внутри стратифицированного коллектива. Социально-трудовые отношения в творческом коллективе весьма специфичны, что обусловлено особым характером этого труда.
Вместе с повышением удельного веса работников, занятых в сфере исследований и разработок, возрастает актуальность проведения рассматриваемого вида анализа и использования его результатов в управленческой практике. В противном случае наиболее креативные кадры специалистов и рабочих могут подвергаться остракизму, что нанесет непоправимый ущерб инновационному развитию предприятия. Достаточно очевидна также необходимость включения этого вида анализа в интегрированный управленческий анализ.
Анализ экономического потенциала фирмы включает в себя оценку ее имущественного и финансового положения, атакже кадрового потенциала.
При ресурсном подходе акцент делается на оценке совокупности используемых в производстве продукции ресурсов, которые являются основой развития любой фирмы.
При результатном подходе экономический потенциал определяется как способность фирмы осваивать, перерабатывать имеющиеся ресурсы для удовлетворения общественных потребностей.
Резервный подход состоит в том, что экономический потенциал рассматривается с точки зрения оценки величины резервов улучшения производс-
Список литературы
твенно-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Выявление резервов и определение реальных путей и сроков их мобилизации — это основные задачи анализа потенциала фирмы. По мнению автора, для инновационной фирмы правильнее вести речь об анализе ее инновационного потенциала и включении его результатов в интегрированный управленческий анализ.
Целью стратегического анализа является оценка, диагностика и прогнозирование стратегии организации, мониторинг хода ее выполнения и внесение необходимых изменений (корректировка стратегии). Если стратегия носит инновационный характер, то предопределена необходимость проведения стратегического анализа и выполнения объединительных процедур с инновационным анализом.
Таким образом, многоступенчатая (шаговая) интеграция инновационного анализа с другими локальными видами управленческого анализа является объективной необходимостью. В ходе осуществления реальных подвижек по переходу к инновационной экономике появляется потребность в новых видах управленческого анализа и их интеграции с инновационным анализом.
В настоящее время наиболее актуальной представляется интеграция инновационного, инвестиционного, маркетингового и конкурентного анализа (первый и второй шаги интеграции). При этом объединительные процедуры могут быть проведены с помощью метода коллективной экспертизы, использование которого позволяет выработать согласованное мнение специалистов.
1. Вклад России в мировую науку оценили в2 %. URL: http://news.rambler.ru/Russia/head.
2. ГордонЯ. Целевая конкуренция / пер. с англ. М.: Вершина, 2006.
3. ИлышевА. М. Общая теория статистики: учебникдля вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
4. Илышев А. М., Илышева H. И., Селевич Т. С. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.
5. Илышев A.M., Сахно Ю. С. Инновационный анализ как инструмент формирования привлекательного образа компании в маркетинговой и конкурентной среде // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 27.
6. Илышев A.M., Селевич Т. С., Сахно Ю. С. Тенденции дифференциации и интеграции в управленческом анализе // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 23.
7. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003.
8. ОрловА. И. Экспертные оценки: учеб. пособие. М.: ИВСТЭ, 2002.
9. Паспорта научных специальностей, разработанные экспертными советами Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http: //www.Extech. ru/li-brary/spravo/vak/vak.php.
10. Россия в цифрах. 2010. M. : Росстат, 2010.
11. SCIP — Strategie and Competitive Intelligence Professionals — http://scip.org.