Научная статья на тему 'МНОГОСТОРОННИЙ МЕХАНИЗМ РЕПУТАЦИИ И ЕГО РОЛЬ В ЗАЩИТЕ КОНТРАКТОВ'

МНОГОСТОРОННИЙ МЕХАНИЗМ РЕПУТАЦИИ И ЕГО РОЛЬ В ЗАЩИТЕ КОНТРАКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МНОГОСТОРОННИЙ МЕХАНИЗМ РЕПУТАЦИИ И ЕГО РОЛЬ В ЗАЩИТЕ КОНТРАКТОВ»

Сумма указанных факторов и привела к значительной утрате традиционной культуры и к возникновению описанных особенностей бытования традиционного фольклора в Туруханском районе Красноярского края.

Тем не менее, жанры позднего фольклора - городская лирика -приобрели локальные особенности, обусловленные спецификой региона, и продолжают бытование в качестве жанров традиционного фольклора.

Использованные источники:

1. Иванов А.А. Сибирская политическая ссылка XVII - начала XX в. В исследованиях современников. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013.

2. Родигина Н.Н. Репрезентации Сибири в песнях каторжан второй половины XIX - начала XX века // Сибирская Заимка, электронный журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zaimka.ru/rodigina-convicts/ (Дата обращения 23.11.2016).

3. Исачкин С.П. Развитие общей и политической культуры ссыльных Сибири в начале XX в. (историографический анализ) // Теория и практика общественного развития. - №12/2012. - С. 371-373.

4. Шиловский М.В. Роль каторги и ссылки в заселении и освоении Сибири в XIX - XX в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://history.nsc.ru/kapital/project/kotel/012.html (Дата обращения: 23.11.2016).

Чугунов И.Д. студент

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики» РФ, г. Москва

МНОГОСТОРОННИЙ МЕХАНИЗМ РЕПУТАЦИИ И ЕГО РОЛЬ В

ЗАЩИТЕ КОНТРАКТОВ

В основу данной работы была положена статья Барака Ричмана: How Community Institutions Create Economic Advantage: Jewish Diamond Merchants in New York, которая была опубликована весной 2006 г. в журнале Law & Social Inquiry [1, C. 383-420]. Исходя из названия, нетрудно предположить, что основная роль в статье будет отведена для рассмотрения следующих вопросов: каким образом осуществляется торговля алмазами, в связи с чем важнейшее значение в этой индустрии имеют евреи и, как именно общественные институты, создающие экономические преимущества, влияют на торговые отношения.

Алмазная промышленность обладает отличительной особенностью, заключающейся в широких возможностях для краж и обмана участниками сделок. Этому, безусловно, способствует неравномерность, явно выраженный сезонный характер спроса и предложения на алмазы. Следовательно, продажа алмазов в основном ведется в кредит, и у индивидуальных торговцев оказывается товар, оплата за который еще не внесена. В случае с

последовательным обменом необходимо наличие надежных обязательств, подразумевающих наличие санкций при невыполнении положений контракта.

Безусловно, существует правовая база для защиты контрактов, к примеру, установлено внесение залога для обеспечения предоставления кредита. Однако в статье говорится, что алмазные торговцы на протяжении их истории отдают предпочтение частным механизмам защиты, не используя государственные. Ключевыми факторами здесь являются не только меньшие затраты на их применение, но и большая эффективность и надежность этих механизмов по ряду причин, которые будут изложены ниже. Торговцы алмазами в Америке - это, прежде всего, евреи, именно потому, что ни потенциальные конкуренты, ни суды не способны предоставить такие же гарантии соблюдения исполнительных контрактов.

Механизм репутации - это именно тот частный механизм обеспечения выполнения контрактных обязательств в данном случае. Стоит отметить, что репутация может быть двусторонней или многосторонней. В первом случае стороны сотрудничают до тех пор, пока обе стороны четко выполняют возложенные на себя обязательства. При двусторонней репутации крайне важна высокая вероятность продолжения сделки, так как данный вид репутации работает лишь при повторяющихся взаимодействиях. В современных условиях, однако, это не всегда является эффективным. В процессе задействования многосторонней репутации наиболее качественно происходит обмен информацией об участниках сделки, а также применение санкций по отношению к недобросовестной стороне. Именно наличие некой третьей стороны, неформальной группы, члены которой следят за соблюдением контрактных обязательств, позволяет добиться этого улучшения. На примере алмазной индустрии очень показательны черты каждого из видов частного механизма защиты.

Очевидно, мы подошли к такому важнейшему понятию, как механизм многосторонней репутации. Ведь в алмазной индустрии сотрудничество стоится на уверенности в надежности делового партнера, именно хорошо знакомым участникам и отдается предпочтение. Данный вид предполагает наличие третьей стороны, которая выступает в качестве контролера, что позволяет заключать сделку, не нацеленную на многократное сотрудничество. Это способствует возможному вытеснению экономических санкций социальными. Нарушив обязательство, в дальнейшем данное физическое или юридическое лицо просто потеряет доверие своих партнеров, закрыв для себя доступ на рынок алмазов. В связи с высокой ценностью алмазов и бриллиантов, потери нарушителя, объективно, будут довольно значительными

Нью-Йоркский Алмазный Дилерский Клуб (The New York Diamond Dealers Club, или «DDC»), выступающий в роли контролера, был основан в 1931 г. и стал главным местом алмазной торговли в городе. Евреи, причем ортодоксальные, живущие в замкнутом сообществе и имеющие семейный бизнес, составляют около 85-90% членов клуба. Данное сообщество - это не

только хорошо охраняемое место сделок по купле-продаже алмазов, но и ассоциация, обеспечивающая особую надежность сделки. Согласно имеющимся данным, на момент написания статьи он состоял из 1800 членов, издавая правила торговли алмазами. Помимо этого, он является некой арбитражной системой, которая нацелена на решение всех возникающих споров между участниками сделки.

Как сообщалось ранее, лидеры алмазной промышленности предпочитают не обращаться в государственные суды для решения споров по вопросам возмещения нарушенных контрактов. И именно этот частный механизм, устраиваемый Нью-Йоркским Алмазным Дилерским Клубом, служит заменой государственным судам. Интересен тот факт, что если кто-либо попытается вынести решение за пределы частного арбитража, он будет оштрафован или отстранен из Клуба. Сейчас эта частная арбитражная система расценивается как эффективный и очень действенный механизм защиты прав. Но важно учесть, что арбитражная комиссия DDC может штрафовать или лишать членства в клубе, но данная санкция будет эффективна, только в том случае, если сторона намерена продолжать производить операции с алмазами, и неэффективна, если она решает не заключать больше сделок. Важно учитывать, ни частный, ни публичный механизм защиты контрактов не в силах взыскать долг с нарушителя.

На мой взгляд, в статье очень показательной является яркая фраза некого дилера, описывающего сложившуюся ситуацию: «Если кто-то должен тебе денег, нет ни одного реального способа получить их, разве что он не начнет тебе платить сам» [1, C. 396].

Только для того, чтобы сохранить хорошую репутацию и иметь возможность в дальнейшем проводить успешные сделки с алмазами, оптовый торговец и соглашается с арбитражной комиссией DDC. Соответственно, из аргументов, изложенных выше, следует, что роль DDC исключительно информативная, помогающая предотвратить будущие сделки от неудач и обезопасить добросовестных торговцев. DDC исполняет эту роль посредством облегчения информационного обмена и рекламы индивидуальной репутации участников.

Однако существует несколько проблем, способных возникнуть в процессе реализации механизма многосторонней репутации. Во-первых, если принято решение о назначении санкций, то они должны осуществляться всеми участниками безоговорочно, иначе она не будет иметь смысла. В некоторых случаях, если применение санкций требует слишком больших издержек, то люди могут отказаться от осуществления наказания той стороны, что нарушила обязательство. Во-вторых, информация должна быть крайне точной, чтобы знать действительно ли одна из сторон вела себя недобросовестно. Игроки могут иметь разное представление о том, что является правильным и достойным [2. C. 103]. Тем не менее обе эти ситуации достойно разрешаются Нью-Йоркским Алмазным Дилерским Клубом.

Если говорить о первой проблеме, то участники алмазных сделок имеют достаточно стимулов, чтобы не связываться с теми, кто исключен из Клуба. Сделки, как правило, заключаются на очень большие суммы, то есть продавцам действительно не выгодно иметь дело с тем лицом, которое потеряло репутацию честного и добросовестного. Следовательно, решение DDC будет поддержано всеми участниками. В то же время остается вопрос о точности информации.

Что касается арбитражной комиссии клуба, то она состоит из лиц, не являющихся его членами, однако хорошо знакомых с природой алмазной промышленности и ее сделок. Для них важно понять контекст, в котором возникают споры, отличить достойные цели от недостойных, проверить достоверность предоставляемых данных и, при необходимости, оценить причиненный ущерб. Кроме того, наказываются те субъекты, которые ответственны за распространение неточной информации о репутации. Также, есть еще одна сила, решающая эту проблему: строгость еврейских законов. Например, они запрещают людям сознательно распространять ложные сведения о других. Очевидно, именно поэтому сотрудничество с евреями считается столь надежным. Вся информация размещается как на специальных сайтах, так и в торговом зале Клуба. Это позволяет потенциальным партнерам узнавать о деловом прошлом друг друга.

В заключение необходимо еще раз сконцентрировать внимание на том, посредством семейных связей в промышленность входят долгосрочные игроки, вынужденные сотрудничать в целях поддержания хорошей репутации. Это позволяет наследовать семейный бизнес, а впоследствии передавать его многим поколениям в будущем.

Использованные источники:

1. Barak D. Richman. 2006. How Community Institutions Create Economic Advantage: Jewish Diamond Merchants in New York. Law & Social Inquiry 31(2): 383-420.

2. Одинцова М.И. Институциональная экономика. М.: ГУ-ВШЭ. 2014. 386 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.