Научная статья на тему 'МНОГОСТОРОННИЙ ИНСТРУМЕНТ ПО ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ BEPS: ЭФФЕКТИВНОСТЬ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ'

МНОГОСТОРОННИЙ ИНСТРУМЕНТ ПО ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ BEPS: ЭФФЕКТИВНОСТЬ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конвенция (Инструмент) MLI / налоговые соглашения / уклонение от налогообложения / международное налогообложение / правило основной цели. / Multilateral Convention (Instrument) / tax treaties / tax evasion / international taxation / principal purpose test

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Милена Витальевна

одним из ключевых инструментов, обеспечивающих реализацию мер BEPS, является Конвенция, или Инструмент, MLI (Multilateral Instrument). В настоящей работе рассматриваются особенности применения MLI, оценивается ее эффективность в практике международного налогообложения. Автор анализирует влияние документа на налоговое регулирование в Российской Федерации и дает оценку перспективам его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTILATERAL INSTRUMENT TO IMPLEMENT MEASURES TO PREVENT BEPS: EFFICIENCY IN THE FRAMEWORK OF INTERNATIONAL TAXATION AND ITS IMPACT ON TAX REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

the Multilateral Convention (Multilateral Instrument, MLI) is one of the key instruments for ensuring the implementation of BEPS measures. This paper examines the specifics of its application and evaluates its effectiveness in international taxation practice. The author analyses the impact of this document on tax regulation in the Russian Federation and assesses the prospects for its application.

Текст научной работы на тему «МНОГОСТОРОННИЙ ИНСТРУМЕНТ ПО ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ BEPS: ЭФФЕКТИВНОСТЬ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ»

вогаюсы российской юстиции выпуск №33 удк 336.227.2.025

Макарова Милена Витальевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Высшая школа государственного аудита

Россия, Москва [email protected] Makarova Milena Lomonosov Moscow State University Higher School of State Audit Russia, Moscow

МНОГОСТОРОННИЙ ИНСТРУМЕНТ ПО ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ BEPS: ЭФФЕКТИВНОСТЬ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ Аннотация: одним из ключевых инструментов, обеспечивающих реализацию мер BEPS, является Конвенция, или Инструмент, MLI (Multilateral Instrument). В настоящей работе рассматриваются особенности применения MLI, оценивается ее эффективность в практике международного налогообложения. Автор анализирует влияние документа на налоговое регулирование в Российской Федерации и дает оценку перспективам его применения. Ключевые слова: Конвенция (Инструмент) MLI, налоговые соглашения, уклонение от налогообложения, международное налогообложение, правило основной цели.

MULTILATERAL INSTRUMENT TO IMPLEMENT MEASURES TO PREVENT BEPS: EFFICIENCY IN THE FRAMEWORK OF INTERNATIONAL TAXATION AND ITS IMPACT ON TAX REGULATION

IN THE RUSSIAN FEDERATION

вогаюсы российской юстиции выпуск №33

Annotation: the Multilateral Convention (Multilateral Instrument, MLI) is one of the key instruments for ensuring the implementation of BEPS measures. This paper examines the specifics of its application and evaluates its effectiveness in international taxation practice. The author analyses the impact of this document on tax regulation in the Russian Federation and assesses the prospects for its application. Key words: Multilateral Convention (Instrument), tax treaties, tax evasion, international taxation, principal purpose test.

Введение

Международное налогообложение на протяжении последних десятилетий сталкивалось с проблемой использования транснациональными корпорациями различных механизмов для минимизации налоговых обязательств, что приводило к существенным потерям налоговых поступлений для стран с более высокими налоговыми ставками. Основным инструментом для реализации подобных схем является использование разницы в налоговых режимах между различными юрисдикциями, а также пробелов и несогласованностей между двусторонними налоговыми соглашениями, что позволяет компаниям перемещать прибыль в юрисдикции с низким налогообложением без фактического изменения характера их деятельности.

Для противодействия таким схемам в 2015 году ОЭСР и страны G20 разработали и представили План действий BEPS, который включает 15 ключевых мер, направленных на устранение пробелов в международном налоговом регулировании и снижение возможностей для уклонения от уплаты налогов. Одной из важнейших составляющих плана является Многосторонняя конвенция (Инструмент) МЬ1 [1], которая позволяет одновременно вносить изменения в большое количество двусторонних налоговых соглашений, облегчая и ускоряя процесс их адаптации к новым стандартам.

Применение Конвенции MLI в международной практике

вогаюсы российской юстиции выпуск №33

Многосторонняя конвенция MLI была подписана в 2016 году и вступила в силу 1 июля 2018 года, став первым многосторонним налоговым инструментом, позволяющим одновременную модификацию множества двусторонних налоговых соглашений. На момент написания статьи Конвенцию подписали более 90 стран, что охватывает значительную часть глобальных налоговых соглашений.

Основной целью Конвенции MLI является противодействие таким схемам, как «налоговый шоппинг» (treaty shopping), когда компании создают искусственные структуры для использования более благоприятных налоговых соглашений, и злоупотреблениям в рамках льготных режимов налогообложения. Конвенцией также предусмотрены меры по устранению «двойного неналогообложения» и предотвращению искусственного перемещения прибыли в низконалоговые и офшорные юрисдикции.

Ключевым элементом MLI является его гибкость: каждая страна-участница может выбрать, какие положения Конвенции она хочет применить к своим двусторонним налоговым соглашениям. Это позволяет странам учитывать свои национальные особенности и стратегические приоритеты. Тем не менее, такая гибкость также создает определенные трудности в унификации налоговых режимов и может приводить к возникновению правовых конфликтов между странами, по-разному трактующими положения Конвенции.

Эффективность Конвенции MLI

Эффективность Конвенции MLI напрямую связана с тем, насколько быстро и гибко она позволяет вносить изменения в существующие налоговые соглашения. К.К. Токарева отмечает, что, в отличие от традиционного подхода, при котором страны вынуждены заключать новые соглашения или пересматривать старые через длительные двусторонние переговоры, MLI предлагает механизм автоматического внесения изменений на основе принципов, согласованных на международном уровне [2, с. 152]. Это

вогаюсы российской юстиции выпуск №33

значительно ускоряет процесс адаптации налоговых соглашений к новым стандартам и способствует более широкому охвату юрисдикций.

Помимо этого, Инструментом MLI предусматривается ряд обязательных для применения положений, включая правило основной цели (Principal Purpose Test, PPT), назначением которого является предотвращение использования налоговых соглашений в целях, противоречащих их основной задаче — избежанию двойного налогообложения. PPT позволяет государствам отказывать налогоплательщикам в предоставлении налоговых льгот, в случаях, когда установлено, что главной целью сделки или соглашения является получение налоговой выгоды [3, с. 26].

Однако следует отметить, что не все государства применяют положения MLI в полном объеме. Некоторые юрисдикции вправе при ратификации Конвенции исключить некоторые отдельные статьи или выбрать при наличии альтернативы менее жесткие меры. Результатом такой вариативности для государств является риск снижения эффекта от Конвенции и сохранение в некоторых случаях налоговых лазеек и агрессивного налогового планирования.

Следовательно, конечная эффективность MLI во многом зависит от того, в какой степени она будет имплементирована государствами-участниками и насколько их национальные налоговые органы будут готовы применять её на практике. Помимо этого, немаловажным фактором является сотрудничество и координация между государствами по вопросам налогового администрирования и обмена информацией, что является критически важным для успешного противодействия трансграничным схемам налогового планирования. Однако на сегодняшний день в связи с политической напряженностью в мире мы наблюдаем значительный спад в сотрудничестве налоговых органов некоторых иностранных государств с российскими налоговыми органами.

Таким образом, обнаруживается, что применение Инструмента MLI имеет как очевидные преимущества, так и определенные ограничения,

вогаюсы российской юстиции выпуск №33

связанные с его гибкостью и сложностью имплементации. Обобщим основные из них.

Преимущества Конвенции MLI

MLI позволяет одномоментно провести модификацию, т.е. внести изменения в большое количество налоговых соглашений, в результате чего существенно ускоряется процесс модернизации международных соглашений. Это является важным преимуществом в условиях глобализации и стремительного появления и изменения различных налоговых схем [4, с. 42].

Благодаря Конвенции уровень прозрачности международных налоговых отношениях растет, в результате чего уменьшаются возможности для злоупотребления налоговыми соглашениями и минимизируется количество схем treaty shopping. Инструменты, предусмотренные MLI, позволяют бороться с наиболее распространенными в мире способами уклонения от налогообложения.

Предоставление государствам-участникам альтернативности положений Конвенции для имплементации и возможность их адаптации к национальным интересам позволяет юрисдикциям встраивать MLI в собственное юридическое и экономическое поле.

Недостатки Конвенции MLI

Для внедрения MLI в налоговую практику требуется детальное изучение изменений в налоговых соглашениях как налогоплательщиками, так и налоговыми органами. В связи с возможностью каждой юрисдикции имплементировать Конвенцию в собственном адаптированном виде возможно возникновение правовой неопределенности и существенных сложностей в интерпретации налоговых соглашений.

Созданная Конвенцией альтернативность для государств в выборе имплементируемых положений препятствует достижению глобальной унификации налогового регулирования, вследствие чего есть риск сохранения некоторых лазеек в национальном законодательстве. Берберов А.Б. и

вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33

Милоголов Н.С. акцентируют внимание на том, что среди государств, имплементирующих минимальный набор положений МЬ1, большинство составляют небольшие государства с высоким уровнем злоупотребления налоговыми соглашениями для налоговой оптимизации, такие как Кипр, Монако, Сейшельские острова и другие [5, с. 29].

Внедрение Конвенции МЬ1 может привести к увеличению налоговой нагрузки на компании, особенно транснациональные корпорации, которые использовали сложные структуры для минимизации налогов. В некоторых случаях это также влечет за собой увеличение административных затрат на соблюдение новых правил и отчетности.

Влияние на международное налогообложение

Конвенция МЬ1 оказала значительное влияние на международное налогообложение, став важным шагом на пути к более прозрачной и справедливой налоговой системе. Она способствует устранению двойного неналогообложения и налоговых злоупотреблений, что особенно важно в условиях глобализации экономики, когда транснациональные корпорации имеют возможность использовать пробелы в законодательстве различных стран.

Одним из ключевых эффектов МЬ1 стало развитие сотрудничества между налоговыми органами разных стран. Конвенция предусматривает усиление обмена налоговой информацией, что помогает государствам более эффективно отслеживать деятельность транснациональных компаний и предотвращать уклонение от уплаты налогов.

В то же время следует отметить, что для достижения максимальной эффективности необходима глобальная координация действий по применению МЬ1. Если некоторые страны будут продолжать предоставлять льготные налоговые режимы или допускать использование лазеек в своих налоговых соглашениях, это может свести на нет усилия по борьбе с BEPS.

Применение Конвенции MLI в Российской Федерации

вогаюсы российской юстиции выпуск №33

Россия подписала Конвенцию MLI в июне 2017 года и ратифицировала её в мае 2019 года. Это сделало Российскую Федерацию одной из стран, активно участвующих в процессе внедрения мер BEPS для борьбы с размыванием налоговой базы и агрессивным налоговым планированием. Введение Инструмента MLI в российское налоговое законодательство имеет важное значение для улучшения налоговой прозрачности, предотвращения злоупотреблений международными налоговыми соглашениями и снижения налоговых рисков для государства.

Основной задачей Российской Федерации в рамках имплементации MLI стало адаптирование положений Конвенции к национальной системе налогообложения. Для этого был разработан список положений, которые государство обязалось применять, и тех, которые оно оставило за рамками действия Конвенции.

Одним из важнейших инструментов, имплементированных Россией, является правило основной цели (PPT), позволяющее налоговым органам Российской Федерации отказывать в применении налоговых льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения (СОИДН), если будет доказано, что главной целью операции было уклонение от налогов.

Также Россия приняла положения MLI, направленные на предотвращение искусственного избегания статуса постоянного представительства (1111). Это позволяет налоговым органам рассматривать действия компаний, направленные на дробление или реорганизацию бизнеса, как искусственные схемы, которые должны облагаться налогами в соответствии с законодательством о 11. В частности, положения о расширении концепции «агентского» 11 и «сплиттинге контрактов» призваны устранить возможности для уклонения от налогообложения через создание искусственных условий для избегания налогообложения прибыли в России.

Однако не все инструменты, предлагаемые MLI, были имплементированы Российской Федерацией, например, арбитражные процедуры для разрешения

вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33

налоговых споров. Это обусловлено тем, что отечественное налоговое законодательство уже содержит некоторые достаточно эффективные механизмы разрешения налоговых споров, в связи с чем государством было решено ограничиться ими [6, с. 34].

Влияние Конвенции MLI на российскую экономику и бизнес

Принятие Конвенции МЬ1 Российской Федерацией, несомненно, оказало значительное влияние на бизнес-сообщество. Во-первых, усиление контроля за применением налоговых соглашений и более строгие меры по предотвращению агрессивного налогового планирования привели к повышению налоговой прозрачности и сокращению возможностей для уклонительных практик.

Кроме того, принятие Конвенции позитивно сказывается привлекательности РФ для иностранных инвестиций, так как оно подтверждает, что государство идет в ногу со временем и заботится о повышении налоговой транспарентности.

Таким образом, с одной стороны, принятие МЬ1 усложняет деятельность бизнеса и требует от компаний дополнительных затрат на налоговое планирование и консультационные услуги, с другой — способствует формированию более справедливых условий для всех участников рынка.

В долгосрочной перспективе Россия, вероятно, продолжит активное участие в глобальной налоговой реформе и дальнейшую имплементацию мер BEPS, что позволит государству укрепить свою позицию на международной арене и создать более справедливую и эффективную налоговую систему.

Заключение

Многосторонняя конвенция МЬ1 является значимой международной мерой по созданию более справедливой и транспарентной системы международного налогообложения в условиях глобализации экономики. Применение данного Инструмента в Российской Федерации уже показало его преимущества и недостатки и оказало заметное влияние на налоговую систему и бизнес. Для достижения максимальной эффективности от применения МЬ1 от

вопрсх:ы российской юстиции выпуск n«33

государств требуется интернациональная координация действий и обмен информацией и опытом с целью устранения пробелов в международной налоговой системе и обеспечения более справедливого распределения налоговых доходов между юрисдикциями.

1. Multilateral Convention to Implement Tax Treaty Related Measures to Prevent Base Erosion and Profit Shifting [Электронный ресурс] // URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2019/10/main/MLI_eng.pdf.

2. Токарева К.К. Документы организации экономического сотрудничества и развития в системе источников налогового права Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук. М., 2018. 241 с.

3. Иванов О.С. Международная координация стран в отношении проблемы размытия налогооблагаемой базы и перемещения прибыли // Национальная безопасность. 2018. № 2. С. 19-32.

4. Подшивалова Д.Я. Многосторонняя конвенция: возможные проблемы правовой неопределенности // Экономическая политика. 2021. Т. 16. № 1. С. 38 -

5. Берберов А.Б., Милоголов Н.С. Налоговая политика при присоединении к Многостороннему инструменту по имплементации BEPS: анализ подходов в России и зарубежных странах // Налоги и налогообложение. 2017. № 10. С. 27-44.

6. Винницкий Д.В., Савицкий А.И., Пустовалов Е.В. Налоговый арбитраж в соответствии с международными налоговыми соглашениями // Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2018. № 2. С. 21-36.

Список литературы:

55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.