Научная статья на тему 'Многомерность понятия "социальная технология" в современной философии'

Многомерность понятия "социальная технология" в современной философии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / PHILOSOPHY / SOCIAL PHILOSOPHY / TECHNOLOGY / SOCIAL TECHNOLOGIES / SOCIAL BEING / PHILOSOPHY OF LAW / LEGAL REALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новикова Светлана Валерьевна

В статье анализируется понятие "социальная технология" как современная философская категория. Данное понятие является многомерным, поскольку отражает многомерность социального бытия. Все сферы социальной деятельности могут быть исследованы с помощью понятия социальных технологий, включая правовую реальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The multidimensionality of the concept of "social technology" in modern philosophy

The article analyzes the notion of "social technology" as a modern philosophical category. This concept is multidimensional, because it reflects the multidimensionality of social being. All spheres of social activity can be investigated using the notion of social technologies, including legal reality.

Текст научной работы на тему «Многомерность понятия "социальная технология" в современной философии»

6. Николов Н. О. Онтология "матрицы безумия" и её механизм творчества глубинных афинных трансформаций языковой личности // Современный учёный. - 2017. - № 4. - 2547258.

7. Свиридов А.А. Буквенный индивид Слова. - Челябинск. - М.: Искра-Профи, 2013

8. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М., 1998. - С. 216

9. Bokanowski Т., Lewkowicz S. On Freud's 'splitting of the ego in the process of defence', part of the collection The International Psychoanalytic Association-Contemporary Freud: Turning points & critical issues. - 2009.

10. Ginsburgh R. Y. The hebrew letters: Channels of creative consciousness. GalEinai Publication Society, 1990. T.I.

11. Ginzburg Y., Trugman A. A., Wisnefsky M. Y. The Alef-Beit: Jewish Thought Revealed through the Hebrew Letters. Rowman & Littlefield, 1991.

12. Glazerson M. Letters of fire: mystical insights into the Hebrew language. Feldheim Pub, 1991.

13. Fichte, J. G. Die Bestimmung des Menschen. -Berlin: In derVossischen Buchhandlung.1801.- P. 280.

14. Foorman B. R. Non-alphabetic codes in learning to read: The case of the Japanese // Acquisition of Reading Skills (1986). - Routledge, 2017. - C. 115

15. Freud A. Ego and id // The Harvard Lectures. -Routledge, 2018,-C. 21-35.

16. Vailati E. Clarke's extended Soul // Journal of the History of Philosophy. - 1993. - T. 31. - №. 3. - C. 387403.

THE MULTIDIMENSIONALITY OF THE CONCEPT OF "SOCIAL TECHNOLOGY"IN MODERN PHILOSOPHY Novikova Svetlana Valerievna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Philosophy and Sociology, Ural State Law University, Ekaterinburg

The article analyzes the notion of "social technology" as a modern philosophical category. This concept is multidimensional, because it reflects the multidimensionality of social being. All spheres of social activity can be investigated using the notion of social technologies, including legal reality.

Keywords: philosophy; social philosophy; technology; social technologies; social being; philosophy of law; legal reality.

МНОГОМЕРНОСТЬ ПОНЯТИЯ "СОЦИАЛЬНАЯ УДК 101

ТЕХНОЛОГИЯ"В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ВАК РФ 09.00.11

В статье анализируется понятие "социальная технология" как современная © Новикова С.В., 2018 философская категория. Данное понятие является многомерным, поскольку отражает многомерность социального бытия. Все сферы социальной деятельности могут быть исследованы с помощью понятия социальных технологий, включая правовую реальность.

Ключевые слова: философия; социальная философия; технологии; социальные технологии; социальное бытие; философия права; правовая реальность.

За последнее десятилетие понятие "социальные технологии" не только не утратило своей актуальности, но и приобрело множество новых смыслов. Зародившись в глубинах социологической мысли М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона, это понятие стремительно вошло в сферу философского дискурса благодаря своей многомерности и потенциалу выражения особенностей человеческой составляющей социального бытия. Начиная с исследований К. Поппера, автора данного термина, "социальные технологии" становятся ключевым понятием в работах С. Лемма, А. Тоффлера, присутствует в работах многих современных представителей философской и социологической мысли.

Социологический термин проникает в философию, поскольку позволяет описать не отдельные аспекты социального бытия, а всю его целостность, включая ценностное и футурологическое измерение. Технологическое понятие обретает человеческие черты. В "Сумме технологий" С. Лем расширяет горизонты развития науки и техники, показывая перспективы научного развития социальных технологий[8; 29], реализуя, тем самым, прогностическую функцию философии. Размышления А. Тоффлера, "Футурошок" предварили

НОВИКОВА Светлана Валерьевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Философии и социологии, Уральский государственный юридической университет, Ека теринбург

очевидные на сегодняшний день угрозы все-ускоряющейся технологизации и развития самих социальных технологий на этапе постиндустриального (информационного) общества. Боязнь индустриальных технологий, которые разрушают окружающую среду, дополняется страхом изменения самого человека. Условием выживания в "супериндустриальном обществе" становится изменение технологий в сторону "мягкости", гуманизации и демократизации во всех сферахжизнедеятельности. "Чтобы управлять изменениями, - писал А. Тоффлер, - нам потребуется как прояснение важных долговременных социальных целей, так и демократизация путей их достижения"[8; 30]. Технология изначально, с античного осмысления понятий "техне" (ремесленное мастерство) и "фюсис" (природа, истина) воспринималась с долей сомнения, поскольку создавалась не самим макрокосмом, миром или бытием, а волей и знаниями человека независимо от сферы деятельности, будь то работа ремесленника или законотворца [1].

В философии XXI в. смысл понятия "технология" усматривается в способности максимального улучшения любого вида деятельности, как материальной так и духовной, поскольку под техникой понимается не просто сочетание методик и способов выполнения необходимых задач, но именно таких, которые дают возможность предельно точно и быстро, "целерационально" достигать поставленных целей.

По отношению к обществу в целом, технология проявляет свои качества многомерности и системности во всех сферах социальной деятельности, осуществляя "технологический способ освоения социального пространства". В процессе научно-технического и информационного развития технологический подход распространяется по всем сферам общественной жизнедеятельности, в частности на сферу управления персоналом, образование, политику [3]. Под технологией понимается целенаправленная деятельность, в которой используются современные открытия и передаются проверенные на практике знания и навыки.

Сам процесс технологизации естественен и неизбежен, поскольку обеспечивает передачу опыта и тем самым улучшает качество любой деятельности. Отметим, что деятельность считается технологичной, когда соответствует ряду характеристик. Во-первых, деятельность как некий процесс должна иметь определенную сложность и возможность деления на отдельные этапы. Во-вторых, должны

быть специальные средства для ее реализации при достижении заданного результата с минимальными затратами. В-третьих, необходима координация всехэтапов деятельности для достижения планируемого результата с возможностью четкого повторения операций и шагов технологической цепочки. Технология -это система взаимообусловленных операций и процедур с целью "эффективного достижение поставленной цели" [10; 268]. Технология создает алгоритмы и возможность их передачи, отвечая на вопрос: "как это сделать максимально продуктивно?".

Социальные технологии, сохраняя все признаки технологичности, тем не менее, имеют ряд особенностей, отличающих их от промышленных. Ю. Сурмин и Н. Туленков отмечают, что социальные технологии сложнее промышленных, поскольку являются фрагментами самой общественной системы. Социальные технологии, это "сверхсложные системы" которым свойственна гибкость и адаптивность, связанная с человеческим фактором [8; 8].

Сегодня мы можем говорить о широком многообразии социальных технологий - политических, социальных, педагогических, управленческих, религиозных, правовых, когда право раскрывается в качестве социальной технологии [2; 206-247] и даже "технологиях себя" (М. Фуко). В своей философской концепции М. Фуко выделил четыре технологии понимания себя. Во-первых, речь идет о технологиях производства, которые дают возможность "производить, трансформировать или манипулировать вещами"; во-вторых - технологиях "знаковых систем", которые позволяют использовать знаки, значения и символы; в-третьих - "технологиях власти", определяющих поведение людей и подчиняющих их "определенным целям или силам посредством объективации субъекта"; и в-четвертых, это "технологии себя", которые позволяют совершать операции на своих телах, душах, мыслях, и способах существования, преобразуя себя ради достижения состояния счастья" [9; 99]. Все эти технологии неразрывно взаимосвязаны, что в очередной раз показывает многомерность самого понятия "социальные технологии". Но несмотря на то, что технологии пронизывают всю жизнедеятельность человека, они направлены в большей степени на решение частных задач, а не на глобальную трансформацию общества.

В работах отечественных философов за последние несколько лет понятие "социальных технологий" вновь обретает новые

смыслы. Н. Рыбаков понимает под "социальными технологиями" "трансдисциплинарную теорию" универсальный и многоликий концептуальный аппарат для исследования различных областей жизни, включая виртуалистику [7]. Н. Рыбаков, как и Н. Осипов, современные исследователи социальных технологий в философии, обращают внимание на всплеск интереса к данному понятию за последние 5-7 лет. А. Никифоров в докладе "О возможности построения теории социальных технологий" выразил мысль, что социальные технологии - это новая для философии проблематика и, несмотря на то, что она покрыта "терминологическим и идеологическим туманом", заслуживает пристального внимания. В связи с чем, должна быть сформирована целостная концепция, содержащая понятия, принципы, классификацию социальных технологий "Ведь надо понимать, - отмечает Никифоров, - что эффективные социальные технологии порой могут быть страшнее атомной бомбы. XX век дал тому немало примеров"[7]. Н. Осипов так же отмечает, что за последнее несколько лет "термин "социальная технология" приобрел статус важной категории социальной философии", поскольку обсуждению данного понятия было посвящено несколько круглых столов, организованных в Институте философии РАН, во время которых было обнаружено, что само понятие "социальная технология" нуждается вдальнейшем прояснении в связи со своей изменчивостью и многоплановостью [6].

Не менее актуальным направлением представляется применение социальных технологий для философского осмысления правовой реальности. Под правовой реальностью, в самом общем смысле, понимается совокупность правовых идей, норм и законом в культурно-историческом срезе. Если исследовать право как одну из действующих и действенных социальных технологий, то мы увидим сущностную взаимосвязь между правом и философией. Согласно точке зрения теоретика права Н. Кор-кунова, право является системой "нормативных установок", которые опираются на идеи свободы и справедливости: "Можно, пожалуй, найти человека во всю свою жизнь никогда не заинтересовавшегося вопросами естествознания и истории, но прожить свой век, никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое. Каким мизантропом вы ни будьте, как ни чуждайтесь вы людей, вам не обойти вопросов о праве. По крайней мере одно право, право личной свободы, не может вас не интересовать. Чуждаясь людей, вы дол-

жны же сказать им: здесь сфера моей личности, сюда вы не имеете права вторгаться" [Цит. по 5; 47-48]. Через право, в праве реализуются базовые идеи гуманизма, в частности, право на свободу и справеднивость.

Можно отметить, что любая модель общества, включая современное, основывается на совокупности социальных установок, которые присутствуют и в сознании людей и вместе с тем закрепляются на уровне законов. Само право состоит из множества нормативных установок. Кроме того, нормативность - это явление не только правовое, она присуща самой природе человека и обществу как социальному организму, поскольку позволяет обеспечить и поддерживать порядок и в мышлении и в общественной жизнедеятельности. "Нормативны сам мыслительный процесс и его закономерности, нормативны язык, правила грамматики, нормативны,наконец, социальные процессы и поведение человека... Именно поэтому право является достижением цивилизации" [5; 52]. Нормативность и есть один из аспектов технологизации.

Эффективность права как современной социальной технологии видится во взаимодействии государственного принуждения и права в его взаимосвязи сэтическими ценностями морали и нравственности. К.ю.н. Ю. Жильцова показывает эту связь, обращаясь к размышлениям Н. Коркунова. Согласно его идеям, право не дает оценку интересов, а разграничивает их. "Каково же их взаимное соотношение? Совершается ли разграничение интересов совершенно независимо от той или другой их нравственной оценки или, напротив, и самое разграничение определяется тем, какая нравственная оценка будет признана за каждым из сталкивающихся между собою интересов?". [5; 53]. Проблема взаимосвязи права, морали и нравственности присутствует в работах отечественных и зарубежных философов права, как ключевой вопрос оправдания и смысла права. Это и проблема "категорического императива" в философии И. Канта, и вопрос соотношения морали и права в работах В. Соловьева, И. Ильина, П. Новгородцева, Л. Петражицкого.

Поскольку право не может полностью отделиться от нравственности, можно сказать, что на уровне самого законодательства нравственные начала оказывают влияние на сами способы разграничения интересов и именно взаимосвязь права и нравственности определила развитие права как социальной технологии. Именно это, по оценке Ю. Жильцовой, делает право регулятором "практически всех общественных отношений".

Современное право, его нормы столь же тесно взаимодействуют с нормами морали и нравственности. Причем сама эффективность права определяется условием обязательного соответствия нормам морали и их защиты правовыми нормами. В противном случае, реализация правовой нормы крайне усложняется. "Примерами могут служить противоправные деяния, относящиеся к уголовным преступлениям: убийство, кража, изнасилование. Все это также и аморальные действия. Приведем пример из Трудового Кодекса РФ, позволяющий работодателю уволить работника, выполняющего воспитательные функции, за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Причем, судить о том, являлся ли проступок аморальным или нет, первоначально будет работодатель. Право здесь - это выражение господствующей в конкретном обществе и в конкретное время морали и нравственности, обеспечивающейся государственным принуждением" [5; 56].

В качестве примера исследования права как одного из видов социальной технологии Ю. Жильцова рассматривает трудовое право. "Право, в частности трудовое право, является не просто технологией управления человеческими ресурсами, но технологией именно социальной, ориентированной на человека и его естественные права", защищающей интересы как работодателя, так и работника. [5; 44]. Право технологично по своей сути, поскольку содержит четкие предписания и ограничения, но при этом в нем присутствует и реализуется его высшая, фи-лософско-этическая задача - обеспечение справедливости, равенства и свободы.

Применяя понятие социальные технологии для анализа трудового права, Ю. Жильцова пишет, что о технологичности и вместе с тем человечности права мы можем судить исходя из норм Трудового кодекса РФ : "ограничение приема на определенные работы женщин и работников в возрасте до восемнадцати лет (ст.ст.253, 265 ТК РФ)", "сокращение рабочего времени для работников, в возрасте до восемнадцати лет, и инвалидов (ст.92 ТК РФ)", "увеличение продолжительности отпусков для работников в возрасте до восемнадцати лет (ст. 267 ТК РФ), а также установление специальных отпусков для женщин и лиц, усыновивших ребенка (ст. 255-257 ТК РФ) и др.". [5; 44]. Право ориентировано не только на обеспечение социального порядка и повышение эффективности труда, но и на защиту интересов лиц, нуждающихся в особом внимании и защите со стороны государства. Еще В. Соловьев среди

задач права и государства выделял такие, как "помогать слабым" и "защищать угнетенных", реализуя тем самым условия для создания "нормального общества" или "свободной общи нности".

Итак, в праве мы видим характерные черты социальных технологий, сочетающих в себе технологичность, формализацию правоотношений, при которых принимаются во внимание общечеловеческие, гуманистические ценности. При рассмотрении права через призму социальных технологий раскрывается смысл права, который, помимо обеспечения эффективности решения правовых ситуаций, ориентируется на защиту прав индивидов. Право как социальная технология стремится к многомерности, сочетая в себе ценности законности, справедливости и человечности.

Итак, подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что понятие социальных технологий является многомерным, технология вынуждена принимать во внимание социальный, гуманистический аспект деятельности независимо от сферы реализации социальных технологий и быть гибкой. С помощью понятия социальных технологий можно выявить и проанализировать закономерности функционирования практически всех видов деятельности человека в обществе. И не просто описать, но и способствовать их развитию, принимая во внимание человеческий фактор. Современные социальные технологии непрерывно усложняются.

Социальные технологии являются способом, инструментом создания социальной реальности, правовой реальности, сознании самого человека и основанием научного прогресса.

Литература:

1. Ахутин A.B. Понятие "природа" в античности и в Новое время// http://sbibMo.com/BIBLIO/archive/ ahutin_pon/06.aspx

2. Грибакин A.B. Скрытые социальные технологии функционирования права. //Философия права и закона: учебник для бакалавров и магистратуры / под ред. д.ф.н. проф Грибакина A.B. - М. : Юрайт, 2016 - 289 с.

3. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии : курс лекций. - М. : Союз, 1999. - 432 с. // http://www.studmed.ru/view/ivanov-vn-patrushev-vi-socialnye-tehnologii_43f01 b4130e.html

4. Касавин И.Т. Социальные технологии. Теоретические концептуализации и примеры // Общественные науки и современность. - 2012. - № б. -http://ecsocman.hse.ru/data/201 4/1 2/15/ 1251141649/9_Kasavin.pdf

5. Новикова C.B., Жильцова C.B. Социальные технологии в философии и праве : учебное пособие. - М. : Перо, 2017.-84 с.

6. Осипов Н. Е. Еще раз о социальных технологиях //Философия и общество. - 2017. - № 1. - С. 5-28. -https://www.socionauki.ru/upload/socionauki.ru/ ]оигпа1/Ао/2017_1/005-028.pdf

7. Рыбаков Н. С. Контуры теории социальных технологий. - http://pskgu.ru/projects/pgu/storage/ ррпЛл/дрди01Лл/дрд u01_01.pdf

8. Сурмин Ю. П.Дуленков Н. В.Теория социальных технологий : учеб. пособие. - К.: МАУП, 2004.

9. Фуко М. Технологии себя. //Логос 2 (65) 2008. -http://www.intelros.ru/pdf/logos_02_2008/04.pdf Ю.Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. -М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1996.

CRITICAL DISCOURSE ANALYSIS: THEORETICAL FOUNDATIONS

Oleshkova Anna Mikhailovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Department of Humanities and Social Studies, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogicai institute (branch), Russian State Vocational Pedagogical University, Nizhny Tagil

The article summarizes main approaches to Critical Discourse Analysis (CDA). Two strategies based on N. Fairchugh and R. Wodak are compared. The interdisciplinary status of CDA and the complex nature of this method, that originates in philosophy, are outlined. The potential further application of methods borrowed from social linguistics is stated. The current list featuring fields of interest that are subject to CDA is singled out.

Keywords: discourse; text; discourse analysis; critical discourse analysis; M. Foucault; N. Fairdough; R. Wodak.

КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС-АНАЛИЗ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УД К 101.1:316 ОСНОВЫ МЕТОДА ВАК РФ 09.00.01

В статье раскрываются основные редакции метода критического дискурс-ана- © ОлешковаА.М. 2018 лиза (КДА). Сопоставляются две стратегии его реализации, основанные на традиции Н. Фэркпоу и Р. Вода к. Выявлен междисциплинарный статус КДА и комплексная природа метода, имеющая корни в истории философской мысли. Определен потенциал использования социолингвистических методов для социально-философского анализа. Обозначен актуальный перечень тем, которые можно интерпретировать при помощи КДА.

Ключевые слова: дискурс; текст; дискурс-анализ; критический дискурс-анализ; М. Фуко; Р. Вода к; Н. Фэркпоу.

В науке не существует единого мнения относительно понятий "дискурс", "текст" и "дискурс-анализ". Сложная ситуация сложилась и с производным методическим инструментарием. Если "дискурсы" отражают социальные взаимодействия людей, "тексты" имеют более узкий смысл, представляя собой конкретные продукты этого взаимодействия. Язык в этой связи - конституирующая форма социальной практики. Процедуры выявления, описания и анализа дискурса позволяют установить взаимосвязь с дискурсивными ситуациями (и событиями - их локальными кейсами), социальными институтами и структурами, которые сформировали данную ситуацию. Следует учитывать, что связь "ситуация - институт" является взаимообусловленной.

Исторически КДА формировался на комплексной методологической основе, которую можно свести к следующим подходам. Идеи Франкфуртской школы (Хабермас, Адорно, Маркузе) важны в отношении переработки неомарксистских и неофрейдистских установок и разработке "критической" методологии. Обращение к политическому и идеологическому контексту позволяет привлекать теории Л. Альтюссера, А. Грамши, М. Фуко. Важную роль играют филологическая область знания: теория жанров (М. Бахтин), функциональная лингвистика М. Халлидея и Р. Хасан. В этой связи следует подчеркнуть сопоставимость терминов "критический анализ дискурса" и "критическая лингвистика" [1, 286].

Современный КДА имеет две исследовательские стратегии, которые разрабатывались Н. Фэрклоу и Р. Водак.

ОЛЕШКОВА Анна Михайловна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра Гуманитарных и социально-экономических наук, Нижне тагильский государственный социально-педагогический институт (филиал), Российский государственный профессионально-педагогический университет, Нижний Тагил

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.