Научная статья на тему 'Многоликое искусство'

Многоликое искусство Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ИСКУССТВА / ЭСТЕТИКА / ХУДОЖНИК И ЗРИТЕЛЬ / AESTHETICS / THE ARTIST AND THE VIEWER / POLYFUNCTIONARY OF ART

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Володина О. В.

В статье рассматривается полифункциональность искусства, его объекты, цели и возможности. Искусство отражает реальность, акцентируя социальные и гуманистические идеи, чувства и эстетику. Искусство обогащает и совершенствует человека, оно наполняет жизнь особым содержанием и открывает невидимую духовную связь с миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIFACETED ART

The article considers the polyfunctionary of art, its objects, purposes and possibilities. Art reflects the reality signifying social and humanistic ideas, senses and aesthetics. Art enriches and refines the human; it fills life with a special content and opens the invisible spiritual connection with the world.

Текст научной работы на тему «Многоликое искусство»

В целом, анализируя судебную практику по взысканию компенсации морального вреда, можно сделать вывод: в большинстве случаев отсутствует мотивированная оценка всех обстоятельств дела, а также доказательств, представленных суду, что означает фактический отказ в осуществлении правосудия, несмотря на то, что формально правосудие состоялось и получило выражение в вынесенном судебном решении. Эго проявляется в том, что мотивировочная часть решения содержит, как правило, лишь ссылки на положения законодательства (ГК РФ и Закон РФ «О защите прав потребителей»), а в ряде случаев - ссылки на разъяснения Пленума ВС РФ, но лишена аргументированных выводов суда, которыми бы подтверждалась необходимость взыскания определенного размера компенсации морального вреда, что прямо противоречит нормам ч. 4 ст. 67 ГПК РФ, в которой прямо указывается на обязательность отражения в судебном решении результатов оценки представленных доказательств.

Возможно, снижение размера взыскиваемой компенсации морального вреда находится в прямой связи с теми имущественными требованиями потерпевшего, которые значительно выше присуждаемой суммы за причинение морального вреда и фактически определяют размер компенсации за перенесенные страдания. Это означает удовлетворение судом требований о компенсации по остаточному принципу и противоречит ч. 3 ст. 1099 ГК РФ, в соответствии с которой компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, на что также указывается в ст. 15 Закона о защите прав потребителей.

Таким образом, суды руководствуются при определении размера компенсации морального вреда (в нарушение указанного выше положения) размером заявленных имущественных требований (о возмещении материальных убытков, неустойки) и соотносят возможную сумму компенсации с удовлетворяемыми имущественными притязаниями. Это объясняет столь малые размеры денежных сумм за моральные страдания.

Логично предположить, что денежная компенсация за страдания должна рассматриваться как такой вид удовлетворения денежной суммой, при взыскании которой «потерпевший за перенесенные им отрицательные эмоции мог бы приобрести некоторые «радости жизни» (например, позволить себе желаемую поездку в отпуск и т.п.)». [1]

При таком подходе размеры взыскиваемых денежных сумм в целях компенсации морального вреда ничтожно малы. По меткому выражению И.А. Покровского в одной из его работ «Основные проблемы гражданского права», правовая защита в таком случае окажется «простой насмешкой».[2]

При определении размера компенсации морального вреда следует учитывать, что доказывая силу и характер своих переживаний в суде, потерпевший часто испытывает вторичный моральный вред как из-за самого воспоминания о переживаниях, так и из-за необходимости посвящать определенный круг лиц в сферу своего личного сознания.

Необходимо также отметить, что в нашей стране существует особая специфика восприятия судебной власти. Исходя из данных, полученных в результате соцопросов, можно утверждать: большинство населения негативно относится к судебной деятельности.

«Характерной чертой современного российского общества является неготовность многих граждан рассматривать судебную систему как действенное средство защиты своих прав. Российские граждане в случае нарушения их прав зачастую избегают обращения в суд». [3]

Практика показывает, что среднестатистический гражданин-потребитель обращается в суд лишь тогда, когда остальные способы защиты оказываются безрезультатными. Обращение в суд понимается как крайний способ урегулирования конфликта, а сам человек обычно очень переживает из-за необходимости подачи искового заявления и ведения дальнейшей судебной тяжбы, что также должно влиять на определяемый размер компенсации морального вреда.

На данный момент институт компенсации морального вреда находится только на стадии становления и развития. Его дальнейшее формирование требует, в первую очередь, дачи соответствующих разъяснений со стороны судебных органов по вопросам применения законодательства о компенсации морального вреда. Необходимо также выработать единообразный подход к определению размера компенсации и ориентировать суды на ранее вынесенные ими решения по аналогичным делам. Это, безусловно, позволит избежать чрезмерного разброса взыскиваемых сумм компенсации морального вреда.

Литература

1. Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда. М., 2000. С. 63.

2. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 143.

3. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2004 г. «Что для гражданина право, то для чиновника долг» от 31 января 2005 г. // http://www.consultant.ru/online/ (2013. 14 февраля).

ИСКУССТВОВЕДНИЕ/ARTS

Володина О.В.

Кандидат педагогических наук, доцент, Карельская государственная педагогическая академия

МНОГОЛИКОЕ ИСКУССТВО

Аннотация

В статье рассматривается полифункциональность искусства, его объекты, цели и возможности. Искусство отражает реальность, акцентируя социальные и гуманистические идеи, чувства и эстетику. Искусство обогащает и совершенствует человека, оно наполняет жизнь особым содержанием и открывает невидимую духовную связь с миром.

Ключевые слова: полифункциональность искусства, эстетика, художник и зритель

Volodina O.V.

PhD, Associate ProfessorKarelian State Pedagogical Academy MULTIFACETED ART

Abstract

The article considers the polyfunctionary of art, its objects, purposes and possibilities. Art reflects the reality signifying social and humanistic ideas, senses and aesthetics. Art enriches and refines the human; it fills life with a special content and opens the invisible spiritual connection with the world.

Keywords: polyfunctionary of art, aesthetics, the artist and the viewer

The historical aim of art is to perceive the world in its entirety and to preserve culture and experience of the humanity. The object and the purpose of art are united. The whole world is the object of artistic development. The creator of art comes to reality with his own peculiar artistic view on the world. Art exists in the name of the humankind; its ultimate goal is humanism and a happy life of the individual.

Art creates artistic tastes, abilities and needs of the individual. It forms a value-oriented person. Art teaches to observe life through imagery. It awakens the creative spirit of the personality, desire and ability to create according to the laws of beauty. The aesthetic function of art is the first essential purpose. It provides creative activity and socialization of people.

119

Art gives people pleasure. It is the second essential function of art. It permeates all the other functions of art as well as the aesthetic function. Hedonic function of art is based on the idea of self-value of an individual. Art brings joy to a definite man. It is valuable for a person. The essential value of the individual is a basic aspect of socialization and the factor of creative activity.

Art transforms reality through the ideological and aesthetic impact on people. It includes human activities in the value-oriented sensitivity. Art brings people from the reality into the world of aesthetic pleasure.

The life of a modern man is full of conflicts, stress, unrealized hopes and disappointments. Art comforts and leads into a dream world. Art influences the internal harmony of the individual. It helps to preserve and to restore psychic equilibrium of the person.

Educational opportunities of art are enormous. Art contains an immense amount of information. It returns the viewer to the pristine beauty of the world. It sharpens our senses. Art teaches a human being to experience the life. Art forms human sensibility. It is the vision of the world. Art is a means of self-identity and understanding the world.

Art contains a lot of information transmitted in the language of dance, painting, architecture, sculpture, crafts and decorative arts. It is more understandable than verbal information. It does not require translation. Informative features of art are broad, clear, expressive, and flexible. Art is full of original information. It is emotionally saturated, paradoxical, and aesthetically rich. Its language is allegorically allusive.

Art forms the system of feelings and thoughts of people. Art affects the mind and the heart of an individual. The educational function is the most important aspect of social values of art. The impact of art has nothing to do with the didactic lecturing. The work of art let people live many lives as their own. Art enriches the experience of a person and makes it part of the individuality. This experience is artistically arranged and selected, generalized and concentrated, meaningful and valued by the artist.

Art is a means of artistic communication. It is a system of signs with its own historical and national code. Artistic communication allows people to exchange ideas and experiences. Art brings people together. It provides mutual understanding. Art is an instrument of peaceful coexistence and cooperation of people.

The artist transforms his own impressions of life creating an artistic conception. Artistic reality is conceptually loaded.

Art has the ability to predict the future. The artist is able to foresee the future clearly and accurately, resulting in a fantastic, utopian, social prediction works of art. Literature often anticipates technical future of humanity trying to predict the fate of society and the individual.

Art is an instilling of a certain system of thought and feeling. It is always dominated by suggestion. The work of art is mesmerizing. Implication was typical for prehistoric art. The main impact of folk charms, incantations and laments is suggestion. The Gothic church architecture inspires fear to the viewers standing in front of the godly splendor. Inspiring role of art is manifested clearly in marches intended to instill courage in marching columns of soldiers.

The polyfunctionality of art explains much of its nature. The practice of art is multifaceted. Nevertheless, its essential purpose is socialization of the individual and the declaration of self-worth of the artist and the viewer. Art is a reality signifying humanistic ideas, social senses and aesthetic richness of the world.

Литература

1. Борев Ю.Б. Эстетика [Электронный ресурс] URL: http://www.independent-academy.net/science/library

2. Жаркова Е.Н., Стюхина Г.В. Искусство требует любовного внимания // Искусство в школе - № 6. - 2001. - с. 25-27.

3. Сафронов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. - М., 1984, - 96 с.

Немкова О. В.

Кандидат искусствоведения, доцент (ВАК), проректор по научной и методической работе Тамбовского государственного

музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова, заведующая кафедрой хорового дирижирования, профессор.

Докторант Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л. В. Собинова — специальность 17.00.09 Теория и

история искусства.

ОБРАЗ БОГОМАТЕРИ КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РЕНЕССАНСА

Аннотация

Целью статьи является комплексное рассмотрение особенностей ренессансной художественной трактовки образа Богоматери в аспекте претворения эстетического идеала и духовно-мировоззренческих устремлений эпохи. Практическая значимость предпринятого исследования состоит в возможности применения полученных данных при изучении широкого спектра явлений культуры и искусства, связанных с проблемами «эстетической мариологии», а также при формировании образносемантического контекста творческих интерпретаций марианских сюжетов в художественных формах (живописных, музыкальных, литературных).

Ключевые слова: культ Богоматери, дуализм образа, Раннее Возрождение, религиозное искусство.

Nemkova O. V.

Candidate of Art Criticism, Associate Professor, Vice President for Research and Academic Affairs, Tambov State Musical-Pedagogical Institute by Rachmaninov, head of choral conducting professor. Doctoral student of the Saratov State Conservatory (Academy) by Sobinov

— a specialty 17.00.09 Theory and History of Art.

IMAGE OF THE VIRGIN — AESTHETIC IDEAL OF THE RENAISSANCE

Abstract

The purpose of this paper is a comprehensive review of the features of Renaissance artistic interpretation of the image of Our Lady of the aesthetic aspect of the implementation of the ideal, spiritual and philosophical aspirations of the era. The practical significance of the research undertaken is the ability to use the data obtained in the study of a wide range of phenomena of art culture and art related to the problems of «aesthetic Mariology» as well as the formation of figurative and semantic context of creative interpretations of Marian themes in art forms (painting, music, literature).

Keywords: the cult of the Virgin, the dualism of the image, Early Renaissance, religious art.

Искусство смертных следует природе,

Как ученик её, за пядью пядь,

Оно есть Божий внук, в известном роде.

Им и природой, как ты должен знать Из книги Бытия, Господне Слово Велело людям жить и процветать.

(Данте Алигьери «Божественная комедия»

— Вергилий. Ад. Песнь XI, 103-108)1

1 Перевод М. Л. Лозинского

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.