Научная статья на тему 'Многоликая сила в мировой политике и деятельности России на международной арене'

Многоликая сила в мировой политике и деятельности России на международной арене Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
339
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЖЕСТКАЯ СИЛА" / "МЯГКАЯ СИЛА" / "УМНАЯ СИЛА" / "ОСТРАЯ СИЛА" / "HARD POWER" / "SOFT POWER" / "SMART POWER" / "SHARP POWER"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михайлин И.В.

В статье рассматривается эволюция феномена «силы» в международных отношениях. Первой ее разновидностью была «жесткая сила», применявшаяся в целях принуждения посредством вооруженного насилия. Вторая ее ипостась «мягкая сила» основана на использовании убеждения вместо принуждения и пропаганде таких ценностей, как открытость общества и политической системы, культура. Третий вариант «умная сила» представляет собой комбинированное применение в разных пропорциях в зависимости от ситуации «жесткой силы» и «мягкой силы». Еще одна разновидность «острая сила» направлена на использование информационно-пропагандистского аппарата для донесения до зарубежной аудитории официальной точки зрения на события в собственной стране и в мире. Россия является одной из немногих стран, способных гибко использовать весь набор вариантов «силы» для защиты своих национальных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIFACED STRENGTH IN WORLD POLITICS AND IN RUSSIAACTIVITIES ON INTERNATIONAL SCENE

The article deals with evolution of «power» phenomenon in international relations. Its first variety historically was «hard power» used for coercion by means of armed violence. Its second variety «soft power» based upon persuasion instead of coercion and by boosting such values as openness of society, political system and culture. Third variety «smart power» represents a combined utilization of «hard power» and «soft power» in different proportions depending on situation. «Sharp power» is another version. It aims at supplying foreign radio and TV audience with official view on home events and abroad. Russia is one among few countries capable to use flexibly the whole set of power varieties in safeguard of its national interests.

Текст научной работы на тему «Многоликая сила в мировой политике и деятельности России на международной арене»

УДК 327

И. В. Михайлин

доктор исторических наук; профессор кафедры теории и истории международных отношений Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета; е-таЛ: mikhaiLin.igor@maiL.ru

МНОГОЛИКАЯ СИЛА В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

В статье рассматривается эволюция феномена «силы» в международных отношениях. Первой ее разновидностью была «жесткая сила», применявшаяся в целях принуждения посредством вооруженного насилия. Вторая ее ипостась - «мягкая сила» основана на использовании убеждения вместо принуждения и пропаганде таких ценностей, как открытость общества и политической системы, культура. Третий вариант - «умная сила» представляет собой комбинированное применение в разных пропорциях в зависимости от ситуации «жесткой силы» и «мягкой силы». Еще одна разновидность - «острая сила» направлена на использование информационно-пропагандистского аппарата для донесения до зарубежной аудитории официальной точки зрения на события в собственной стране и в мире. Россия является одной из немногих стран, способных гибко использовать весь набор вариантов «силы» для защиты своих национальных интересов.

Ключевые слова: «жесткая сила»; «мягкая сила»; «умная сила»; «острая сила».

I. V. Mikhailin

Doctor of History, Professor, Department of the Theory and History of International ReLations, Institute of International ReLations and SociaL and Political Sciences (FacuLty), Moscow State Linguistic University; e-maiL: mikhaiLin.igor@maiL.ru

MULTIFACED STRENGTH IN WORLD POLITICS AND IN RUSSIA ACTIVITIES ON INTERNATIONAL SCENE

The articLe deaLs with evoLution of «power» phenomenon in international reLations. Its first variety historically was «hard power» used for coercion by means of armed vioLence. Its second variety - «soft power» based upon persuasion instead of coercion and by boosting such vaLues as openness of society, poLiticaL system and cuLture. Third variety - «smart power» represents a combined utiLization of «hard power» and «soft power» in different proportions depending on situation. «Sharp power» is another version. It aims at suppLying foreign radio and TV audience with officiaL view on home events and abroad. Russia is one among few countries capabLe to use fLexibLy the whoLe set of power varieties in safeguard of its nationaL interests.

Key words: «hard power»; «soft power»; «smart power»; «sharp power».

Введение

«Всё течет, всё меняется». Эта короткое, но емкое изречение древнегреческого философа Гераклита используется, когда речь заходит о постоянных и неизбежных переменах в обществе, мире в целом. Влияние на изменение черт, присущих социальным явлениям, - одно из свойств времени. Поступательный ход времени задает такой же вектор и общественному развитию. Изменения в общественной жизни сопровождаются трансформацией привычных функций многих социальных феноменов. Проявляется это в их переходе в новое качественное состояние в связи с перегруппировкой составных элементов и / или добавлением новых. Интенсивность перемен в мире за последние десятилетия настолько возросла, что уже при жизни одного поколения многие социальные явления изменились или приобрели новые свойства.

Эти оценки полностью применимы к такому социально-политическому феномену, как сила. Сегодня она используется государствами в нескольких разновидностях - «жесткая сила», «мягкая сила», «умная сила», «острая сила». Попробуем разобраться в особенностях, присущих каждой из них.

«Жесткая сила»

Исторически первой формой была «жесткая сила» в форме военного насилия. По подсчетам американских ученых, между 3600 г. до н. э. и 1980 гг. было не более 26 дней, чтобы где-то на планете не шла война [Pearson, Rochester 1998]. На разных континентах уничтожались целые цивилизации, сменялись режимы, гибли в сражениях или от пыток миллионы людей. После 1945 г. США более 300 раз прибегали к военной силе или угрозе ее применения, в том числе около 200 раз совершали прямую вооруженную агрессию на территории других стран [Рыхтик 2003]. В сложившейся после Второй мировой войны двухполюсной системе международных отношений Советский Союз использовал силовые акции в зоне своего политического влияния (ввод войск в Венгрию (1956), Чехословакию (1968), ограниченного воинского контингента в Афганистан (1979)). Силовые акции всегда оказывали принудительное воздействие на международные отношения посредством дестабилизации обстановки в отдельных странах и регионах. Из всех известных форм (от насильственных -интервенции, угрозы, преследования, пытки до относительно мирных -

торгово-экономических санкций, финансового давления) именно военное вмешательство является наиболее ярким проявлением «жесткой силы».

XXI век продолжил эстафету силового вмешательства. США без санкции Совета Безопасности ООН осуществили вооруженное вмешательство в Ирак (2003) и ввели против Багдада торгово-экономические санкции, провели интервенцию против Ливии (2010). Ныне Вашингтон проводит курс на слом существующей системы договоров, ограничивающих гонку вооружений, в первую очередь ядерных. После крымских событий происходит концентрация военной техники и кон-тингентов США и стран НАТО вблизи западных рубежей России. Это послужило основанием для сделанного в Концепции внешней политики РФ (2016) вывода о возрастании «роли фактора силы в международных отношениях»1.

Складывающаяся обстановка настоятельно требует укрепления безопасности России. Ключевую роль в решении этой наиважнейшей задачи политическое руководство страны отводит укреплению военного потенциала. Из комплекса сопутствующих мер отечественные специалисты обращают первоочередное внимание на необходимость расширения военно-научных и военно-экономических возможностей государства, укрепления его способности совершенствовать вооруженные силы, снабжения их современным вооружением и военной техни-кой2 [Основные компоненты военного потенциала. Stud Files URL].

О том, насколько эффективно научно-конструкторские бюро и предприятия системы Министерства обороны РФ выполняют эти установки можно судить по демонстрации рамках послания Президента РФ Федеральному собранию (2018) ряда новейших военных разработок. Речь идет о ракетном комплексе «Авангард», неуязвимом даже для перспективных систем ПРО, межконтинентальной баллистической ракете «Сармат», гиперзвуковом авиационно-ракетном комплексе «Кинжал»3. Правомерно говорить о подлинном оружей-

1 Указ Президента РФ от 30.11.2016 г. № 640 "Об утверждении Концепции внешей политики РФ. П. 6

2 Военная доктрина Российской Федерации / Утверждена Президентом РФ 25.12.2014. № Пр-2976. П. 26.

3 Указ Президента РФ от 30. 11.2016. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики РФ. П. 6. ; Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию от 1.03.2018 // Российская газета. 2.03.2018.

ном прорыве. Во-первых, потому что это новые виды стратегического оружия, а не задел времен СССР. Во-вторых, они на многие годы опередили военные разработки в странах Запада.

Важнейшим документом, непосредственно относящимся к военной организации России, стала утвержденная Верховным Главнокомандующим в декабре 2014 г. Военная доктрина. Ее появление совпало по времени с поворотом к обострению конфронтации между Россией и коллективным Западом. Тем не менее был сохранен сугубо оборонительный характер Военной доктрины РФ, и вместе с тем оговорены меры по дальнейшему укреплению безопасности. В частности, появился пункт, согласно которому в рамках мероприятий по стратегическому сдерживанию силового характера Российской Федерацией предусматривается применение высокоточного оружия1.

Что касается ядерного оружия, то пункт, касающийся условий его использования, остался в прежней редакции. «Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства»2.

«Мягкая сила»

В 90-е гг. ХХ в. в международно-политическом лексиконе появился термин «мягкая сила». Суть «мягкой силы» была сформулирована американским ученым-международником Дж. Наем краткой, но ёмкой формулой - «это в большей степени способность убеждать, нежели принуждение» [Nye 2003, с. 8]. Причина, по которой принуждение, оказываемое «жесткой силой», стало постепенно утрачивать функцию силового подчинения или оказания преобладающего влияния сильным государством в отношении более слабой страны, состояла в появлении после окончания Второй мировой войны объединившихся вокруг СССР в рамках системы социализма государств Центрально-Восточной Европы, что положило конец прежнему диктату Запада в мировых делах. Кроме того, силовые методы, используемые США после самороспуска СССР и социалистического

1 Военная доктрина Российской Федерации / Утверждена Президентом РФ 25.12.2014. № Пр-2976, п. 26.

2 Там же, п. 26.

содружества гораздо чаще, чем каким-либо другим государством, вызывают растущее осуждение международной общественности.

Проанализировав эти изменения, Дж. Най и сформулировал концепт «мягкой силы». Он четко определил ресурсы, которые международные акторы могут задействовать для реализации внешнеполитических стратегий с опорой на «мягкую силу». В книге «Мягкая сила. Способы достижения успеха в мировой политике» он дал развернутое определение ее ресурсов. «Мягкая сила» основывается на трех источниках: ее культуре (в тех аспектах, которые привлекательны для других), политических ценностях (при условии, что они воплощаются во внутренней и внешней политике) и внешней политике (при условии, что другие считают ее законной и моральной) [Nye 2005, c. 142]. В других его работах имеются указания и на более конкретные источники «мягкой силы», например «ценности, а также пример, который отдельно взятая страна подает другим государствам достигнутым уровнам процветания»1 [Nye 2003, с. 8]. Кроме того, ресурсами «мягкой силы» могут служить «открытость общества и политической системы» [Public Diplomacy and Soft Power 2008, с. 105].

В последнее время всё большее число развитых стран как Запада, так и Востока выстраивают свои внешнеполитические стратегии с опорой на «мягкую силу». «Мягкая сила», по оценке ученых ИМЭ-МО Е. Харитоновой и И. Прохоренко, предстает как некая долгосрочная стратегическая «рамка», охватывающая широкий спектр вопросов, в том числе представления о месте и роли, а иногда и о миссии государства в мире и тех ценностях, которые оно продвигает вовне [Харитонова, Прохоренко 2018, с. 39-40].

США - имеют статус постоянного члена Совета Безопасности ООН, участвуют в военном блоке НАТО, оказывая при этом решающее влияние на принимаемые им решения. Американцы гордятся свободной прессой, тем, что Конгресс и суды могут критиковать и корректировать политику страны. Местные СМИ позиционируют американскую демократическую систему как «сияющий храм на холме», а президенты США оценивают своих соотечественников как «исключительную, Богом избранную нацию». Американская поп-культура, по мнению Дж. Ная, «всегда будет иметь глобальную аудиторию, как бы мы себя не вели» [Nye 2003, с. 11].

1 Зд. и далее перевод наш. - И. М.

Великобритания пережила «стресс», связанный с утратой статусов крупнейшей колониальной державы, «мастерской мира». Нынешний премьер-министр Б. Джонсон обещает вернуть стране былое величие, даже несмотря на потерю членства в Европейском союзе. К ресурсам британской «мягкой силы» специалисты относят статус постоянного члена Совета Безопасности ООН, членство в Содружестве наций, объединяющим 55 стран - бывших колоний, а также такие национальные активы, как Всемирная служба Би-би-си, одна из лучших в мире систем образования, притягивающая наибольшее число иностранных студентов, самый используемый язык международного общения.

Испания повысила свой международный авторитет, совершив транзит от авторитарного режима Ф. Франко к представительной демократии, послуживший примером для некоторых стран Латинской Америки. Мадрид позиционирует себя и признается в таком качестве «связующим звеном» между Евросоюзом и интеграционными объединениями в Южной Америке и странах Карибского бассейна. Испания - одна из инициаторов регулярного созыва конференций на высшем уровне ибероамериканских стран.

Китай. Имеет статус постоянного члена Совета Безопасности ООН, участвует в деятельности ШОС, АТЭС, ВТО. Решениями XVII съезда Компартии Китая (2007) «мягкая сила» официально провозглашена в качестве политической стратегии. Общины китайцев «хуацяо» во многих странах Юго-Восточной Азии, поощряемые китайскими властями, активно инвестируют в их экономику и тем самым влияют на принятие политических решений.

Япония позиционирует себя как миролюбивое государство, закрепившее в конституции добровольный отказ от регулярной армии, заменив ее силами самообороны. Токио смог повысить свой авторитет в странах региона благодаря сохранению самобытной культуры даже в условиях глобализации. При МИДе функционирует Японский фонд, координирующий распространение национального языка и культуры за рубежом.

Россия несколько позже, в сравнении с упомянутыми государствами, осознала важность «мягкой силы» как инструмента защиты национальных интересов. В последние годы это опоздание наверсты-вается активными усилиями по формированию собственной модели «мягкой силы». Основу ее составляют такие значимые факторы,

как статус постоянного члена Совета Безопасности ООН, членство в СНГ, Евразийском экономическом союзе, БРИКС, ШОС, ВТО, отношения стратегического партнерства с КНР. Сформированы действенные механизмы реализации «мягкой силы». Роль головного ведомства выполняет Россотрудничество, располагающее представительствами более чем в 90 странах. Приоритетные цели определены как работа над улучшением имиджа России за рубежом, содействие сохранению российского духовного и культурного наследия. Важную миссию по установлению межкультурного диалога выполняет фонд «Русский мир». Фонд оказывает поддержку русским диаспорам и СМИ за рубежом. Действует целевая федеральная программа «Русский язык» на 2016-2020 гг. Предпринятые усилия по развитию «мягкой силы» дали хорошие результаты. По рейтингу «мягкой силы», разработанному совместно компанией «Ernest and Young» и Московской школой управления «Сколково», Россия в 2012 г. вошла в число 30 стран мира, которые наиболее успешно ее используют для защиты своих национальных интересов [Паршин URL]. Использование инструментов «мягкой силы» для решения внешнеполитических задач в Концепции внешней политики РФ (2016) названо неотъемлемой составляющей современной внешней политики. С учетом успехов, достигнутых в результате применения собственной модели «мягкой силы», это положение Концепции может истолковываться и как указание более активно применять ее инструментарий для решения внешнеполитических задач в интересах России.

В последние годы, по мере того, как подход США к ключевым вопросам международной повестки дня становился более жестким, а отношения с Россией более напряженными, американское руководство провело переоценку компонентов «мягкой силы» как одной из основ американской внешней политики. Культурно-идеологическая экспансия, популяризация поп-культуры, американского образа жизни отошли как бы на второй план. Их место заняли усилия по реализации проектов «цветных революций, приведших к смене власти в ряде постсоветских стран, возросло внимание к лидерам оппозиции, их подготовке для организации протестных движений и оказанию им информационной, идеологической и финансовой поддержки» [Демидов 2014, с. 234].

«Умная сила»

Эти изменения были замечены и проанализированы Дж. Наем, послужив ему основой для оценки этих новаций как «умная сила». По словам ученого, «"умная сила" ни "мягкая", ни "жесткая", а скорее умелое сочетание того и другого. Такой подход предполагает разработку комплексной стратегии, ресурсной базы, инструментария, чтобы достичь американских целей, опираясь как на "жесткую", так и на "мягкую" силу» [Center for Strategic and International Studies (CSIC) 2007, с. 7]. Идеи Дж. Ная о разработке комплексной стратегии в формате «умной силы» получили дальнейшее развитие. На слушаниях в Сенате США 13 января 2009 г., организованных в связи с обсуждением кандидатуры Хиллари Клинтон для занятия должности государственного секретаря в администрации Б. Обамы, она использовала наработки Дж. Ная в своем выступлении. «Мы должны применять то, что называется "умной силой" - дипломатические, экономические, военные, политические, правовые, культурные аспекты, выбирая правильный инструмент или набор инструментов в каждой конкретной ситуации». Впоследствии в роли руководителя дипломатии она применяла их во внешней политике США.

Вновь такая ситуация возникла в январе 2019 г. в Венесуэле. Отношения Вашингтона и Каракаса серьезно ухудшились с начала 2000 гг., когда победивший на президентских выборах Уго Чавес начал, а его приемник Николас Мадуро продолжил при поддержке большинства населения курс на проведение политических и экономических реформ. Осуществление преобразований привело к ослаблению позиций американских корпораций в Венесуэле. В сфере международных отношений Венесуэла взяла курс на активное сотрудничество с Россией. Этого оказалось достаточно, чтобы Каракас превратился в одного из главных врагов Вашингтона в Западном полушарии.

23 января 2019 г. Хуан Гуайдо, председатель Национальной Ассамблеи, объявил себя временным президентом Венесуэлы. Заявление самозванца послужило сигналом к тому, чтобы США обрушили на Венесуэлу лавину санкций. Вице-президент М. Пенс заявил, что администрация США полностью поддерживает венесуэльскую оппозицию в лице Х. Гуайдо и будет добиваться отстранения Н. Мадуро от власти. Ответом действующего президента Венесуэлы стало заявление о разрыве дипотношений с США и требование отозвать всех

американских дипломатов. Д. Трамп отказался выполнить это требование, сославшись на то, что у Н. Мадуро якобы нет таких полномочий. Следующим шагом в цепочке рестрикций стал финансовый нажим на Венесуэлу. Американские власти заблокировали счета венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA и ее американского торгового партнера компании «Citgo», а затем передали оппозиции право контролировать некоторые финансовые потоки, а в августе 2019 г. «заморозили» все венесуэльские активы на территории США. Инструментом военного давления стали нарушения американской авиацией воздушного пространства, что вынудило официальный Каракас обратиться с жалобой в Совет Безопасности ООН.

Однако массированное давление не привело, как на то рассчитывала американская администрация, к падению правительства Н. Ма-дуро. Одна из главных причин провала США состояла в политической, финансовой и военной помощи, оказанной Венесуэле Россией. Президент В. В. Путин в телефонном разговоре с Н. Мадуро выразил «поддержку законным властям Венесуэлы». Заместитель министра иностранных дел РФ С. А. Рябков заявил, что наша страна будет поддерживать «дружественную Венесуэлу как своего стратегического партнера». Он также предостерег США от военного вмешательства в дела Венесуэлы. На всех крупных международных площадках, включая Совет Безопасности ООН, наша страна оказала Венесуэле дипломатическую поддержку. Россия - один из стран главных кредиторов Венесуэлы, последний из предоставленных кредитов составил около 3 млрд долл. США. В декабре 2018 г. прошли совместные военные учения с привлечением двух ракетоносцев ТУ-160 и истребителей ВВС Венесуэлы. По набору своих составляющих оказанная Россией поддержка может быть оценена как «умная сила» (Коммерсант 25. 01.2019).

Еще одной страной, получившей от России в последние годы многостороннюю поддержку, отвечающую критериям «умной силы», может служить Сирийская Арабская Республика.

«Острая сила»

В 2017 г. феномен «силы» обогатился благодаря ученым К. Уокеру и Джессике Людвиг еще одной разновидностью - «острая сила» (англ.

sharp - острый, проницательный, сообразительный, всепроникающий

и др.). Любое из этих определений достаточно точно отражает особенность этой информационной технологии, которая буквально «пронизывает», «протыкает» ткань общественных отношений и информационное пространство стран, в адрес которых направлены радио- и телепередачи информационно-пропагандистского аппарата. Объектами анализа упомянутые американские ученые выбрали террористические структуры и страны, которые, по их мнению, обладают возможностями для наиболее эффективного применения «острой силы», - ИГИЛ, «Аль-Каида», Россия, Китай и Иран. Единообразное толкование этой технологии пока не сложилось, но ее сущностные черты, на взгляд автора, наиболее полно и точно отразила в своем определении доктор политических наук О. Г. Леонова: «"Острая сила" это совокупность информационных операций влияния и методов информационного терроризма. Это технология влияния в эпоху, когда информация становится оружием» [Леонова 2019, т. 63, с. 22; Россия в международном информационном поле URL].

В век информационной революции новостные программы, доносимые до аудитории средствами радио или телевидения, стали одним из важнейших инструментов содействия осуществлению внешней политики. «Доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и в мире» названо в Доктрине информационной безопасности РФ (2016) одним из главных российских интересов1.

В число ведущих средств массовой информации России входят:

• Международная информационная телевизионная компания RT («Россия сегодня»). Ее программы круглосуточно доступны для просмотра около 640 млн зрителям. В октябре 2009 г. европейская аудитория RT составила 7 млн человек, 12 % смотрят программы каждый день, 53 %% отмечают высокое качество программ. По другим источникам, оценки охвата и качества передач скромнее, однако показатель среднесуточного просмотра - 152 тыс. человек в день может быть оценен как достаточно высокий.

• Проект «Российской газеты» «Россия за рамками главных новостей». Представляет собой ежемесячные приложения о жизни

1 Указ Президента РФ от 5.12. 2016. № 646 «Об утверждении Концепции информационной безопасности РФ». П. 8г.

в России для ведущих мировых СМИ. Тираж 8 млн экземпляров, аудитория 28,4 млн человек.

• Международное агентство «Россия сегодня». Крупнейший российский производитель информационных продуктов.

• Российская государственная радиокомпания «Спутник». Входит в пятерку самых слушаемых международных радиокомпаний. Аудитория 109 млн человек в 160 странах, осуществляет локальное вещание в 27 государствах с охватом 225 городов [Россия в международном информационном поле URL].

Западные аналитики называют следующие качественные характеристики российской «острой силы»:

1) исключительно разнообразный информационный контент, предлагаемый потребителям информации и интернет-пользователям;

2) позиционирование России как полноценного, равноправного члена международного сообщества, действия которого также корректны, допустимы, адекватны и верны, как и у демократических стран;

3) утверждение общности российских и европейских ценностей, постоянное подчеркивание принадлежности к единой цивилизации. Таким образом, у России именно идеи становятся инструментом политики «острой силы» и средством достижения поставленных целей;

4) одна из главных целей российской пропаганды, полагают К. Уолкер и Д. Людвиг, состоит в дискредитации западной демократической системы, усилиях по демонстрации всех ее непривлекательных сторон [Walker, Ludwig URL].

Первые три характеристики выдержаны в объективном ключе, тогда как последняя оценка воспроизводит привычные для западной пропаганды антироссийские стереотипы. Еще в большей степени эти стереотипы присущи оценкам деятельности российских СМИ, высказываемым изданиями, отражающими мнение консервативно настроенной части населения, заявлениям представителей политического класса стран Запада.

По мнению немецкой газеты «Tagesspiegel», канал RT является успешным воплощением намерения Москвы создать противовес CNN / Би-би-си, а также представляет собой на сегодняшний день наряду с экспортом энергоносителей и военной техники, наиболее эффективный инструмент внешней политики России.

2 марта 2011 г. государственный секретарь США X. Клинтон заявила, что Америка находится в состоянии информационной войны и, более того, проигрывает ее ряду иноязычных иностранных каналов, включая RT.

В ноябре 2016 г. Европарламент принял резолюцию, в которой обвинил Россию в попытке расколоть Европу, а деятельность государственных СМИ (в первую очередь RT) приравнял к пропагандистским методам террористической группировки ИГИЛ.

Непредвзятый анализ высказываний этих и некоторых других представителей западного общества дает основание для вывода об их обеспокоенности популярностью российского канала RT, других информационных структур, вещающих на иностранную аудиторию, и, как следствие, высокой эффективностью их работы [Россия в международном информационном поле URL].

Заключение

1. Глобализация, усиливающая расслоение мирового сообщества на богатый «Север» и бедный «Юг», разворачивается на фоне бесконтрольного расползания ядерного оружия. Это вынуждает страны к определенной сдержанности, что проявляется в использовании преимущественно цивилизованных способов защиты своих национальных интересов. Прежний инструментарий в виде «жесткой силы» в разных ее проявлениях постепенно себя изживает. В правящих элитах многих государств укрепляется понимание того, что защитить национальные интересы можно с применением внешнеполитических стратегий, опирающихся на разновидности силы - «мягкую силу», «острую силу», а также «умную силу» с преимущественным акцентом на ее ненасильственной составляющей.

2. Россия переживает непростой период своей истории. Торгово-экономические санкции, территориальные претензии, абсурдные обвинения в аннексии и прочая бездоказательная критика настоятельно требуют укрепления и постоянного совершенствования арсенала средств отстаивания национальных интересов. Сегодня Россия является едва ли не единственной страной, обладающей доказанной базой (причем не умозрительно, а предметно - в виде военно-технологических разработок и наглядно - в конкретных международных ситуациях) и высокой степенью готовности к гибкому

использованию силы во всех ее разновидностях для надежной защиты суверенитета, территориальной целостности и права на проведение независимой внешней политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Демидов А. В. От «мягкой силы» к «управляемому хаосу» // Международные отношения. 2014. № 2. С. 234.

Леонова О. Г. «Sharp Power» - новая технология в глобальном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. С. 22.

Основные компоненты военного потенциала. Stud Files. URL: net>preview/4060859.

Паршин П. Проблематика «мягкой силы» во внешней политике России // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. 2014. 3 марта. URL: www.perspectivy.info/book/problematika _magkoj_sily_vo_vneshnej_politike_rossii_2014-03 -03 .htm (дата обращения : 27.02.2015).

Россия в международном информационном поле. URL: AfterSchock. news>?q=node/482474&full.

Рыхтик М. И. Государственное строительство (nation building) во внешнеполитической стратегии США // Международные процессы. 2003. № 2. С. 95.

Харитонова Е. М., Прохоренко И. Л. «Мягкая сила» бывших империй: сравнительный опыт Великобритании и Испании // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 3. Т. 62. С. 39-40.

Center for Strategic and International Studies (CSIC). CSIC Commission on Smart Power: a Smarter, More Secure America, co-chairs Richard L. Armitage and Joseph S. Nye, Jr. 2007. P. 7.

Nye J. The Paradox of American Power: Why the World s Only Superpower Can t Go it Alone. Oxford University Press, 2003. P. 11.

Nye J. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York : Public Affairs, 2005. P. 142.

Pearson F. S., Rochester J. M. International Relations: The Global Condition in the Twenty-First Century. N. Y., 1998. P. 294.

Public Diplomacy and Soft Power // The annals of the American Academy of Political and Social Sciences. 2008. Vol. 616. P. 105.

Walker Ch., Ludwig J. The Meaning of Sharp Power. How Authoritarian States Project Influence, Foreign Affairs. 2017. November 16. URL: www.foreignaffairs.com/articles/china/2017-11-16/meaning-sharp-power?cid=nic_fatoday-20171221 (дата обращения : 02.12.2017).

REFERENCES

Demidov A. V. Ot «mjagkoj sily» k «upravljaemomu haosu» // Mezhdunarodnye otnoshenija. 2014. № 2. S. 234.

Leonova O. G. «Sharp Power» - novaja tehnologija v global'nom mire // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 2019. T. 63. S. 22.

Osnovnye komponenty voennogo potenciala. Stud Files. URL: net>preview/4060859.

Parshin P. Problematika «mjagkoj sily» vo vneshnej politike Rossii // Setevoe izdanie Centra issledovanij i analitiki Fonda istoricheskoj perspektivy. 2014. 3 marta. URL: www.perspectivy.info/book/problematika _magkoj_sily_vo_ vneshnej_politike_rossii_2014-03-03.htm (data obrashhenija : 27.02.2015).

Rossija v mezhdunarodnom informacionnom pole. URL: AfterSchock. news>?q=node/482474&full.

Ryhtik M. I. Gosudarstvennoe stroitel'stvo (nation building) vo vneshnepoliticheskoj strategii SShA // Mezhdunarodnye processy. 2003. № 2. S. 95.

Haritonova E. M., Prohorenko I. L. «Mjagkaja sila» byvshih imperij: sravnitel'nyj opyt Velikobritanii i Ispanii // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 2018. № 3. T. 62. S. 39-40.

Center for Strategic and International Studies (CSIC). CSIC Commission on Smart Power: a Smarter, More Secure America, co-chairs Richard L. Armitage and Joseph S. Nye, Jr. 2007. P. 7.

Nye J. The Paradox of American Power: Why the World s Only Superpower Can t Go it Alone. Oxford University Press, 2003. P. 11.

Nye J. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York : Public Affairs, 2005. P. 142.

Pearson F. S., Rochester J. M. International Relations: The Global Condition in the Twenty-First Century. N. Y., 1998. P. 294.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Public Diplomacy and Soft Power // The annals of the American Academy of Political and Social Sciences. 2008. Vol. 616. P. 105.

Walker Ch., Ludwig J. The Meaning of Sharp Power. How Authoritarian States Project Influence, Foreign Affairs. 2017. November 16. URL: www.foreignaffairs.com/articles/china/2017-11-16/meaning-sharp-power?cid=nic_fatoday-20171221 (data obrashhenija : 02.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.