Научная статья на тему 'Многокритериальная оптимизация процесса трелевки на выборочных рубках'

Многокритериальная оптимизация процесса трелевки на выборочных рубках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лесотехнический журнал
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ТРЕЛЕВКА / ПЕРВИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЛЕСОСЕЧНЫЕ РАБОТЫ / ОБОБЩЕННЫЙ КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА / SKIDDING / THE PRIMARY TRANSPORT / LOGGING WORKS / THE GENERALIZED CRITERION OF EFFICIENCY / MULTI CRITERIA OPTIMIZATION OF THE PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Виталий Викторович, Филичкина Мария Васильевна

В статье предлагается обобщенный критерий оценки эффективности выполнения первичной транспортировки древесины, отличающийся одновременным учетом прямых производственных затрат, затрат труда, стоимости прокладывания трелевочных волоков и потерь от их изъятия из процесса лесовыращивания, а также повреждений оставляемого древостоя на лесосеке. Подробно рассматривается входящая в прямые производственные затраты себестоимость содержания машино-смены используемой трелевочной техники по следующим эксплуатационным расходам: зарплата основных рабочих с начислениями и доплатами; основной и дополнительной зарплат вспомогательных рабочих и обслуживающего персонала; стоимости текущих ремонтов; стоимости топлива и смазочных материалов; амортизационных отчислений; прочих производственных затрат. Показана методика приведения критериев неодинаковой размерности к безразмерной величине при их свертке с использованием ряда весовых коэффициентов для оптимизации процесса трелевки. На ее основе разработано программное обеспечение по расчету на ПЭВМ оптимальных технико-технологических параметров процесса первичного транспорта леса различными вариантами с возможностью технико-экономического и лесоводственно-экологического совершенствования операции на стадии проектирования с последующим выбором наиболее эффективной технологии в конкретных условиях производства и природной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multi-criteria optimization of skidding process on optional fellings

The paper proposes generalized criterion for evaluating the effectiveness of the primary timber transportation, featuring simultaneous consideration of direct production costs, labor costs, and the cost of laying skid trails and the loss on their removal from the process of forest growing, as well as damage to the felling of the tree stand. The cost of the content of machine-shift, included in direct operating costs, of the used logging equip-ment for the following operation expenses is discussed in detail: basic salary of workers with charges and surcharges, the main and additional salaries of support workers and service personnel, the cost of routine repairs, the cost of fuel and lubricants materials, amortization costs; other production costs. The technique of leading the criteria in unequal dimensions to the dimensionless quantity for their convolution using a series of weighting coefficients to optimize the logging is shown. On its basis, software was developed for the calculation on a PC of optimal technical and technological parameters of the primary timber transport by different variants with the possibility of technical, economic and silvicultural and environmental improvement of operations at the design stage and then selecting the most effective technology in the specific conditions of production and the natural environment.

Текст научной работы на тему «Многокритериальная оптимизация процесса трелевки на выборочных рубках»

DOI: 10.12737/1770 УДК 630*372

МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ТРЕЛЕВКИ НА

ВЫБОРОЧНЫХ РУБКАХ

кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры лесной промышленности, метрологии, стандартизации и сертификации В. В. Абрамов кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры лесной промышленности, метрологии, стандартизации и сертификации М. В. Филичкина ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»

FilichkinaM@yandex.ru

В настоящее время для оценки технологических и операционных процессов используют несколько разновидностей критериев оптимальности: экономические, технико-экономические и технологические. В условиях выборочных рубок особую значимость имеет лесоводственно-экологическая оценка последствий выполнения операций или процессов. В этой связи, необходим комплексный подход при обосновании технико-технологических решений на лесосечных работах по сле-

С

с = Спр + Ск + Сд + ЕСТ =-*

где С - общие затраты на выполнение трелевки, руб;

Спр - прямые затраты на выполнение

трелевки, руб;

Ск - косвенные затраты на выполнение трелевки, руб;

Сд - дополнительные затраты на выполнения трелевки, руб;

См_см - себестоимость содержания

машино-смены трелевочного средства, руб;

- вырубаемый объем древесины

дующим противоречивым направлениям: снижение себестоимости работ, сокращение общей доли непродуцирующих технологических площадей и уменьшение негативного воздействия оставляемому древостою, подросту, подлеску и почвенному покрову [4]. Наиболее существенное воздействие на результат проводимых рубок с обозначенных позиций производит трелевка. Для оценки эффективности ее проведения предлагается следующий критерий:

— + ^,А„,кТ + S„С„,+ ЕСт, (1)

м

на лесосеке в i -й прием рубок; м3;

Псм - сменная производительность трелевочной техники, м3;

Хср - средняя цена заготавливаемой древесины, руб/м3;

Sн - непродуцирующие площади на лесосеке, га;

Атек - годичный прирост древесины,

м3/га;

Т - интервал между приемами рубок, лет;

Спе - себестоимость подготовки 1

м2 технологических площадей, руб/м3;

Ст - балансовая стоимость трелевочного средства, руб.

Прямые затраты представляют собой стоимость трелевки всей заготавливаемой на лесосеке в -й прием рубок древесины. К косвенным затратам относится стоимость потерь в приросте из-за площадей занятых под волоки. Дополнительные затраты выражают собой стоимость подготовки транспортной сети для процесса трелевки. Таким образом, представленный критерий чувствителен к двум направлениям совершенствования процесса трелевки: снижение себестоимости трелевки за счет роста ее производительности; снижения денежных потерь путем уменьшения доли непродуцирующих площадей. В связи с этим представляется целесообразным общие затраты на выполнение трелевки С принять за основную целевую функцию, а остальные, необходимые для более полной и глубокой оценки эффективности исследуемых технологий и способов трелевки считать дополнительными. Таким образом, задача оптимизации трелевки становится многокритериальной [1].

Входящая в прямые затраты на трелевку Спр себестоимость содержания ма-шино-смены используемой техники См _см

слагается из следующих эксплуатационных расходов: зарплата основных рабочих с начислениями и доплатами; основной и дополнительной зарплат вспомогательных рабочих и обслуживающего персонала; стоимости текущих ремонтов; стоимости топлива и смазочных материалов; амортизационных отчислений; прочих производ-

ственных затрат.

Зарплата основных рабочих зависит от количества рабочих, обслуживающих трактор. К ним относятся тракторист и прицепщики. Опыт трелевки леса тракторами показывает, что количество прицепщиков зависит в основном от производственных условий (таксационной характеристики древостоя и организации работ). Основная и дополнительная зарплата тракториста и прицепщика с начислениями может быть определена из следующего уравнения

З = Т(тт + ппТ„)(1 + кд), (2)

где Т - продолжительность смены в часах;

Тт - часовая тарифная ставка тракториста, руб;

Тп - часовая тарифная ставка прицепщика, руб;

Пп - количество прицепщиков, обслуживающих один трактор;

кд - суммарный нормативный коэффициент доплат к основной зарплате.

В статью зарплат вспомогательных рабочих и обслуживающего персонала включаются: зарплата вспомогательных

рабочих, занятых на содержании тракторов (подвозка воды и ГСМ, подогрев воды и смазочных масел, охрана и перебазирование тракторов, прогрев тракторов зимой); зарплата рабочих, занятых на подготовительных работах (содержание трелевочных волоков). Основную и дополнительную зарплату вспомогательных рабочих с начислениями можно определить по следующей формуле

З, = Тп,Т, (1+к,). (3)

где п, - трудозатраты на содержание трактора и трелевочных волоков, чел.днях /см;

Т, - часовая тарифная ставка вспомогательных рабочих, руб.;

к, - коэффициент доплат к основной

зарплате вспомогательных рабочих.

Статья затрат на текущий ремонт представляет собой: затраты на профилактическое обслуживание и текущий ремонт трелевочных тракторов. Затраты на ремонтное обслуживание трактора, приходящиеся на одну машино-смену, могут быть определены исходя из балансовой стоимости трактора и годового процента отчислений на текущие ремонты

Ст ¥

Р.

1001

(4)

где Ст - балансовая стоимость трактора, руб.;

¥ - годовой размер отчислений на техуход и текущий ремонт (в % от первоначальной стоимости трактора);

t - количество смен работы трактора в году.

Расход топлива зависит, в основном, от мощности двигателя трактора и степени его загрузки и может быть определен по следующей формуле

Чт = ТЛмЛгЯпМ, (5)

где Т - количество часов работы трактора в смену;

N - мощность трактора, кВт.;

Т]м - коэффициент использования мощности двигателя;

Т]т - коэффициент использования двигателя по времени;

Яп - норматив расхода топлива на 1 кВт в час, кг.

Расход смазочных масел устанавливается в процентах от расхода топлива. Для дизельных двигателей

Ям = 0,07 Ят . (6)

Стоимость топлива и смазочных материалов может быть определена из следующего выражения

Г = ТЧМЛт^ ( Ят° + Ям°1 ) Рт . (7)

Обозначив ТщцТЯт = Я, получим

Г = я (а + 0,07о1) ртИ, (8)

где О - стоимость 1 кг топлива, руб.;

(О1 - стоимость 1 кг смазочных масел, руб.;

Рт - транспортные расходы.

Нормы амортизационных отчислений устанавливаются для полной реновации первоначальной стоимости трактора и проведения капитальных ремонтов. Размер амортизационных отчислений обычно устанавливается в процентах к балансовой стоимости оборудования и может быть определен по следующей формуле

Н

Ст +Х К-Д

ТС„

100%

(9)

где Н - годовая норма амортизационных отчислений (в % к балансовой стоимости трактора);

Ст - балансовая стоимость оборудования, руб;

I к - стоимость всех капитальных

ремонтов за период службы трактора, руб.; А - ликвидационная стоимость трак-

тора, руб.;

Та - амортизационный период, лет. Ликвидационная стоимость механизма определяется по следующей формуле

А = Ркп!м , (10)

где

Р„ -

конструктивный вес механизма, кг;

п - выход металлолома от конструктивного веса в долях от единицы (0,8);

- стоимость 1 кг металлолома,

м

руб.

Сменный размер амортизационных отчислений можно определить из следующего выражения

, с н

А = ■

, (11)

1001

где t - число смен работы трактора за год.

Количество капитальных ремонтов и их стоимость зависят от принятых для определения норм амортизации сроков службы трактора, межремонтного цикла, стоимости и мощности трактора. С увеличением мощности трактора увеличивается его стоимость и затраты на проведение капитальных ремонтов. Структура затрат на проведение капитальных ремонтов трактора аналогична структуре затрат на изготовление трактора. Она состоит из затрат, не зависящих от мощности двигателя трактора (постоянных затрат) и переменных затрат, величина которых изменяется с изменением мощности. В общем виде сменная стоимость капитального ремонта трактора может быть выражена

К1 + К 2 N

К =

(12)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где К-1 - постоянные затраты на капитальный ремонт трактора, руб.;

К2 N - переменные затраты, руб.

Прочие производственные затраты включают в себя: постоянные затраты -П1 (малоценный и быстроизнашиваю-щийся инструмент и приспособления, спецодежда); переменные расходы П2N, величина которых зависит от мощности трактора. Это расходы на тросы и чокера, стоимость металла, идущего на изготовление крюков и колец чокеров. В общем виде формула для определения прочих затрат имеет вид

Пп = П + П2 N. (13)

Затраты на малоценный и быстроиз-нашивающийся инструмент, по данным лесхозов за 2007, составляют примерно 1450 рублей в год. Сумму возмещения износа спецодежды можно определить, исходя из норм расхода и стоимости спецодежды, бесплатно выдаваемой рабочим, занятым на трелевке.

В качестве дополнительных критериев к основному предлагается принять пря-

мые

с

пр

косвенные

С

и дополнительные

Сд затраты на трелевку, которые входят в

основной критерий С в формуле 1; а также затраты труда

п М

с =

тр

П

(13)

где

пр - количество задействованных в

технологическом процессе рабочих); и показатель повреждаемости оставляемых деревьев.

її

Ж =

повр

т

где

вероятность повреждения I - го

количества деревьев;

т - общее количество прогнозируемых повреждений.

Анализ отдельных критериев оптимизации позволяет сделать однозначные выводы об эффективности процесса трелевки, однако полное решение оптимизационной задачи требует рассмотрения взаимодействия дополнительных критериев, и их совокупности. Поэтому требуется использовать метод комплексного критерия. Для этого необходимо, применяя так называемый способ свертки критериев, определить вес каждого из них. Рекомендуется этот вес устанавливать, исходя из опыта и знаний исследователя, если предварительно накоплены сведения об опти-

C — C C — C C

„ _ 1 Cmax Cmin . ^ 1 пр.тах пр.тт л

Я — 1------------^----------; Я 2 - 1-------------Т,--------------; Яз — 1

мизируемом объекте. В этом случае отпадает необходимость прибегать к экспертной оценке, методу последовательных уступок, отбору критериев по методу множества Парето и другим приемам.

Для формирования обобщенного критерия используем способ его выражения в виде дроби, где в числителе будет сумма всех частных критериев, которые надо минимизировать, а в знаменателе -максимизируемых критериев [5]. Необходимым условием свертки критериев в виде дроби является их одинаковая размерность. Предложенные нами критерии С, Ск , Сд , Стр этому условию не соответствуют, поэтому приведем их к безразмерной величине

K.max K.min

Я 4 — 1

C

C — C

d.max d.min

C

C

np.max

C — C

mp.max mp.min

C

d.max

C

; q6 - 1 — Wn

(14)

noep.mm '

mp.max

C C Г C1 C1

ГДе max’ min , Cnp.max , Cnp.min , CK.max ,

C C C C C

K.min’ d.max ’ d.min ’ mp.max ’ mp.min ’

WnoBp min - максимальные и минимальные

значения результатов оптимизации по каждому критерию в отдельности.

В условиях малолесных районов, по мнению большинства экспертов, а также своих знаний и опыта исследований, значимость критерия качества проведения рубок несколько превосходит их экономическую целесообразность и затраты труда. В связи с этим, приняты следующие весовые коэффициенты: Х — 0,1; Х2 — 0,1;

А3 = 0,1; Я4 = 0,1; Я5 = 0,1; Я6 = 0,5.

Учитывая то, что проведенный анализ позволил нам предварительно установить влияние отдельных критериев оптимизации, единый обобщенный критерий в нашем случае можно определить на основании взвешивания каждого отдельного критерия следующим образом

02 = \Я1 + ^2Я2 + ^3Я3 + ^4Ч4 (15)

Кяь + \Я6

где Я1, Я2, Я3, Я4, Я5, Я6 показатели общих, прямых, косвенных, дополнительных, трудовых затрат на трелевку и повреждаемости древостоя в безразмерном виде [2].

Таким образом, для выполнения многокритериальной оптимизации процесса трелевки на базе разработанных имитационных моделей выработан комплексный критерий оценки выполнения операции с позиций технико-экономической и лесово-дственно-экологической эффективности [3]. Разработанный критерий позволяет одновременно учитывать прямые, дополнительные, косвенные и трудовые затраты, а также вероятность повреждения оставляемых деревьев.

Библиографический список

1. Алябьев В.И., Курьянов В.К., Харин В.Н. Организация автоматизированного управления лесопромышленным производством. Воронеж: ВГЛТА, 1999. 196 с.

2. Абрамов В.В. Имитационное моделирование работы трелевочных средств на выборочных рубках. Воронеж: ВГЛТА, 2008. 96 с. Деп. в ВИНИТИ 22.07.2008, № 631-В2008.

3. Абрамов В.В. Разработка и обоснование эффективной технологии трелевки в малолесных районах: дис. ... канд. техн. наук. Воронеж: ВГЛТА, 2009. 288 с.

4. Пошарников Ф.В., Абрамов В.В. Выполнение трелевки в условиях постоянного и непрерывного лесопользования // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2008. №6. С. 108-111.

5. Герасимов Ю.Ю., Сюнев B.C. Экологическая оптимизация технологических процессов и машин для лесозаготовок: учеб. пособие. Йоэнсу, 1998. 178 с.

DOI: 10.12737/1771 УДК 630*383.4: 625.863.4

ИССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ ЩЕБЁНОЧНЫХ СМЕСЕЙ НА

СДВИГОВЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ

ассистент кафедры сухопутного транспорта леса В. В. Артемьев Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М.Кирова

artemev.vladislav@gmail.com

Одним из основных наиболее важных элементов лесовозной автомобильной дороги является дорожная одежда. Именно к дорожной одежде предъявляется ряд конструктивных, технологических и эксплуатационных требований: прочность,

надежность, долговечность, ровность и шероховатость поверхности, обеспечивающие высокий коэффициент сцепления и наименьшее сопротивление при движение автопоездов. В связи с этим дорожная

конструкция является наиболее капиталоемким элементов дороги.

В лесной дорожной сети оправдано использование щебеночных и гравийных дорожных покрытий, обеспечивающих показатели эксплуатации подвижного состава (скорость движения, расход топлива и др.) в несколько раз лучше, чем грунтовые дороги, дороги с покрытиями из улучшенных грунтов и не существенно уступают дорогам с асфальтобетонными и черноще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.