УДК 130.2
ГУДИМОВА С.А. * МНОГОГОЛОСНАЯ ФУГА С.Я. ЛЕВИТ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ЛЕВИТ С.Я. МИР ЧЕЛОВЕКА, В СЛОВЕ ЯВЛЕННЫЙ: БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ. DOI: 10.31249/rphil/2023.01.04
Аннотация. В рецензируемой книге анализируются работы, изданные под руководством С.Я. Левит в области культурологии и философии культуры в различных сериях. Работа, начатая серией «Лики культуры», была продолжена в сериях «Книга света», «Российские Пропилеи», «Письмена времени», «Humanitas», «Культурология XX век», «Summa culturologiae». За 30 лет было издано свыше 600 книг, которые во многом определили развитие в России культурологии как научной дисциплины.
Ключевые слова: философия культуры; культурология; человек в культуре; культурфилософия; диалог культур; С.Я. Левит.
GUDIMOVA S.A. Polyphonic fugue S.Ya. Levit. Book review: Levit S.Ya. Human world in the word revealed: human being in culture
Abstract. The reviewed book analyzes the works published under the guidance of S.Y. Levit in the field of cultural studies and philosophy of culture. The work started by the series «Faces of Culture» was continued in the series «Book of Light», «Russian Propylaea», «Writings of Time», «Humanitas», «Cultural Studies of the XX century», «Summa culturologiae». Over 600 (!) books have been published in 30 years, which have largely determined the development of cultural studies as a scientific discipline in Russia.
* Гудимова Светлана Алексеевна - старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Keywords: philosophy of culture; cultural studies; man in culture; cultural philosophy; dialogue of cultures; S. Ya. Levit.
Для цитирования: Гудимова С.А. Многоголосная фуга С.Я. Левит [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2023. - № 1. - С. 56-66. Рец. на кн. : Левит С.Я. Мир человека, в слове явленный : бытие человека в культуре. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2022. - 624 с. DOI: 10.31249/rphil/2023.01.04
Еще в 1990-е годы Светлана Яковлевна Левит написала несколько статей, в которых стремилась очертить границы культурологии как интегративной области знания. Основное внимание она акцентировала на проблемах формирования культурологии XX в. на стыке многих наук: культурфилософии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, этнологии, семантики и семиотики, синергетики, культурпсихологии, истории культуры, филологии. Так, в 1992 г. родился первый проект - серия «Лики культуры», автором и главным редактором которого и стала Светлана Яковлевна Левит. Но знания различных наук культурология должна была интегрировать в целостную систему, формулируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой, моделируя культурные конфигурации различных эпох, народов, конфессий, выявляя и систематизируя черты своеобразия различных культурных миров. Для воплощения этой задачи было необходимо воссоздать диалог выдающихся ученых прошлого и современности, открыть различные аспекты «символической вселенной» человека. И эту грандиозную работу, начатую серией «Лики культуры», С.Я. Левит продолжила в сериях «Книга света», «Российские Пропилеи», «Письмена времени», «Humanitas», «Культурология XX век», «Summa culturologiae».
За 30 лет было издано свыше 600 (!) книг, которые во многом определили развитие в России культурологии как научной дисциплины.
Автор книги делится опытом творческого тридцатилетия, анализирует многочисленные трактаты, изданные в сериях; но, пожалуй, самое важное - вся работа наполнена размышлениями о бытии человека в культуре.
Событиями научной жизни стали издания словаря «Культурология. XX век» (1997) и двух энциклопедий - «Культурология. XX век» (1998) и «Культурология. Энциклопедия» (2007). В Словаре удалось определить предметную область культурологии, основные понятия, школы, направления и ведущие исследовательские подходы к изучению этой науки. Фундаментальный научный словарь не просто суммировал научные достижения, но и решал творческую задачу поиска логики развития этой научной дисциплины.
Первая энциклопедия «Культурология. XX век», не имевшая аналогов в мировой научной литературе, получила высочайшую оценку специалистов. Главный редактор (С.Я. Левит) и авторы этого издания основное внимание сосредоточили на проблемах формирования культурологии в XX в., т.е. на том периоде, когда интегративные процессы в различных науках о культуре обозначили контуры этой целостной области знаний. Данная энциклопедия дает представление об основных категориях, направлениях, школах, ученых XX в., заложивших фундамент культурологии. В статьях-персоналиях основное внимание уделено концепциям культуры; в проблемных статьях представлен спектр различных точек зрения. Культура рассматривается как результат символической и практической деятельности, особый модус общественно-исторического бытия, охватывающий как высокую культуру, так и верования, вкусы, стереотипы... Вопрос, что такое культура, решается в энциклопедии с позиций целостного понимания истории, т.е. с позиций философского осознания ее всеобщего содержания и природы. Композиция издания позволила выявить не только логику и подходы к изучению науки о культуре, но и обнаружить дискуссион-ность проблем и трудности, связанные со становлением культурологии в XX в. Но многолетняя работа над этим изданием была лишь началом трудного пути, который был продолжен в большой энциклопедии.
В 2007 г. вышла из печати фундаментальная работа (500 авторских листов!) «Культурология. Энциклопедия», которая стала лауреатом 2008 г. в номинации «Лучшее словарно-энциклопеди-
ческое издание»1. Энциклопедия открывается статьей «Абсолют», и эта категория, как отметил в своей рецензии А. Али-Заде, вызывает в памяти методологию Гегеля, который видел мировой исторический процесс целостным и единым. Категория «Абсолют» начинает диктовать свою логику всему содержанию издания, все статьи которого существуют в «координатах» некого единого знания. Это действительно Summa culturologia, чья архитектоника отражает различные модусы развертывания наук о культуре. С.Я. Левит и авторам энциклопедии удалось создать не алфавитный справочник, а настоящий системный свод знаний.
Рецензируемая книга открывается словами К. Леви-Стросса: «XXI век будет веком гуманитарных наук - или его не будет вообще». Как первая статья большой энциклопедии, «Абсолют», предопределила логику всего издания, так и этот эпиграф стал камертоном всей книги. Ведь все серии, осуществленные Левит, во многом определили развитие гуманитарного знания в XXI в.
В первой серии - «Лики культуры» - было решено издать книги выдающихся мыслителей, с идеями которых в то время можно было познакомиться только в сборниках с грифом «Для служебного пользования», издаваемых в ИНИОН. Когда был опубликован примерный план этой серии, в журнале «Знание -сила» появился такой отклик: «Не верьте, что культура гибнет! Не верьте, что все подались в коммерцию! Не верьте! Добрая воля, упрямство, самоотверженность, изобретательность творят чудеса. Не чудо ли, что скоро в издательстве "Юристъ" выйдут в новых переводах Георг Зиммель, Якоб Буркхардт, Пауль Тиллих, Ричард Нибур, Э. Фромм, философские эссе Григория Померанца, а также антология "Культурология. XX век" и др. Все эти интеллектуальные сокровища объединены в серию "Лики культуры". В них -
образцы благородной и великодушной человеческой мысли, поис-
2
ки ответов на главные вопросы жизни» .
1 Предполагалось издать энциклопедию в пяти томах, но издательство РОССПЭН, вероятно в целях экономии, выпустило этот труд в двух томах. В 2021 г. удалось переиздать эту энциклопедию в четырёх томах в издательстве «Центр гуманитарных инициатив».
2 Лики культуры // Знание - сила. - Москва, 1994. - № 9. - С. 140.
Когда вышла в свет первая книга серии - «Макс Вебер. Избранное. Образ общества», в которую вошли в основном его куль-турфилософские труды, сразу проявился научно-аналитический и, я бы сказала, диалогический подход к изданиям. Помимо работ самого немецкого социолога, в сборник включены материалы исследователей творчества М. Вебера - А.И. Неусыхина, К. Ясперса, Р. Бендикса, что, безусловно, расширяет диапазон представлений о творческом наследии ученого. На основе этих трудов, а также серьезных рецензий на этот том, Левит дает в своей книге всесторонний анализ идей немецкого мыслителя.
Конечно, невозможно даже пролистать все 600 книг, изданных за 30 лет в различных сериях, но ознакомиться с глубоким анализом Левит наиболее значимых трудов Э. Трёльча, Я. Бурк-хардта, Х.Р. Нибура, П. Тиллиха, М. Гершензона, Э. Фромма, К. Манхейма, Г. Башляра, А. Бергсона, М. Шелера, Г. Зиммеля, А.Н. Веселовского, В.В. Бычкова и других, безусловно, стоит.
Книги различных серий представляют всегда сумму мнений, диалог, диспут. Вот, например, как в серии «Письмена времени» было представлено творчество А.Н. Скрябина. В сборник «А.Н. Скрябин и современность: жизнь после жизни» (2016) вошли работы современных российских и зарубежных исследователей, авторы которых пытаются осмыслить художественное наследие и творческое сознание композитора-философа. С.Р. Федякин акцентирует внимание на особенностях творческого сознания в начале XX в. В этот период, подчеркивает Федякин, сознание наиболее чутких художников и ученых неожиданно приблизилось к древнейшим формам человеческого сознания, сверхсовременное видение мира вбирало в себя древнейшие пласты сознания. Автор называет В. Хлебникова «с его чуткостью к заклинательной природе слова, которая уводит нас чуть ли не в доисторическое славянство» (с. 274), Филонова, Розанова, Вернадского, Циолковского, Чижевского, Ремизова, Платонова и др. Все это многообразие форм архаического сознания сыграло важную роль и в творчестве Скрябина, утверждает автор. «Поэма экстаза» запечатлела «творческое состояние сознания, внутри которого трепещет воспоминание о древнем религиозном культе» (с. 274).
В.В. Медушевский пишет, что при всех философских фантазиях Скрябина его творчество - огромный прорыв к свету божественной радости - в традиции христианского искусства. Скрябин для Медушевского - поэт необыкновенно сильной и возвышенной жажды Бога, ищущий откровения. «Возвышенная жажда Бога всю жизнь вздымала его сердце к Небу (с. 275), и в этом автор видит секрет музыки композитора. Гении, подчеркивает автор, сочиняют музыку образом Божиим, скрытом в них. В позднем творчестве Скрябина автор отмечает появление чуждых христианству ноток мировоззренческой гордыни и исчезновение из творений композитора «неэгоистического... понимания любви как жертвы ради спасения людей» (там же).
Е.В. Лобанкова сосредоточивает внимание на мессианстве композитора. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в обществе широко обсуждалось «русская идея» Вл. Соловьева - о мессианском предназначении русского народа. Скрябин, по мнению автора статьи, выводил «русскую идею» за рамки исторической действительности и «рассматривал проблему нации в надбытийственной плоскости» (с. 276). Мессианский национализм, утверждает автор, проник в эсхатологический замысел «Мистерии» композитора. Скрябинская философия фактически продолжила идею Соловьева о воплощении «божественной идеи» - объединении всех наций в богочело-вечество. «Образ Теурга, Пророка, использовавшийся Скрябиным в творческой и биографической практиках, приобрел национальные обертоны. Он стал русским Мессией, квинтэссенцией национального характера» (с. 277-278).
В этой же серии вышла книга М.Н. Лобановой «Теософ - теург - мистик - маг: Александр Скрябин и его время». Автор уделяет особое внимание связям Скрябина с кругом символистов -теургов - последователей Вл. Соловьева, развивших концепцию «позитивного единства» и «соборности» как духовной общности всего человечества. В разных и неповторимых манерах артикуляции «соборной идеи» автор стремился уловить те оттенки и смыслы, которые были особо значимы для Скрябина. Автор также исследует другой источник «теургов» - Ф. Ницше, чьи представления о «дионисийском экстазе» сформировали одну из центральных тем русского «культурного Ренессанса». М.Н. Лобановой удалось
представить творчество Скрябина не как иллюстрацию философских и эзотерических идей, а как воплощение их в самой музыкальной ткани. Синтез искусств и соответствующая ему синестезия (букв. «со-ощущение») были частью его программы единства и целостности. По замыслу Скрябина, синтез чувств и искусств необходим как путь достижения всеединства, соборности и преображения.
Вот такой широкий спектр мнений был представлен в «скрябинском концерте», исполненном в «Письменах времени».
А какая острая дискуссия возникает на страницах разных книг, если затрагивается вопрос о судьбах России! Назовем хотя бы полемику В.Б. Земскова с Д.С. Лихачевым, для которого «Россия - несомненная Европа по религии и культуре», и Львом Гумилевым (наследником евразийцев 1920-х годов - Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Вернадского), отвергавшим европоцентризм, западноцентризм (с. 217). Земсков выдвигает концепцию всеобщего глобального «пограничья», но Я.Г. Шемякин не согласен с абсолютизацией роли пограничья, основанной на абсолютизации одной из характеристик мирового процесса - изменчивости. «Если цивилизация существует, значит она сохраняет целостность» (с. 221). Г. Померанц воспринимает Россию как «обобщенную» европейскую страну, как обобщение Европы, собирающей воедино, в общий образ, то, что в Европе разбросано. На вопрос, возможна ли гумилевская «химера» христианской, исламской и дальневосточной цивилизаций, исследователь отвечает, что возможен диалог наций, «а целое сколотить из четырех культурных миров -совершенно невозможно» (с. 197). Возражая Хантингтону и Той-нби, считавшим, что существует православная цивилизация, По-меранц пишет, что нет, православной цивилизации не существует, есть богатая, многослойная русская культура. Созданию самостоятельной цивилизации мешали периодические ломки, одна из них произошла в 1917 г. В.К. Кантор в книге «Демифологизация русской культуры. Философские эссе» (2019) развенчивает миф «особого пути России». Разговор на равных с Европой и способность России остаться самой собой - две главные темы его работы.
В 1997 г. был создан проект «Книга света». Эпиграфом серии стали слова Декарта: «... не искать никакой другой науки
кроме той, какую можно найти в себе самом или громадной книге света.». Книги этой серии дают представление о мире человека в контексте культуры, знакомят с «неизвестными пластами» западной гуманитарной науки. Благодаря этому проекту, широкому читателю стали доступны переводы работ Т. Адорно, Э. Ауэрбаха, А. Бергсона, Г. Башляра, А. Вебера, В. Дильтея, Э. Жильсона, Э. Кассирера, Ж. Лакруа, Э. Левинаса, Ж. Маритена, П. Рикёра, М. Фуко, М. Шелера, А. Шюца, Н. Элиаса, Т. Элиота и многих других. Значительная часть этих исследований представлена в книге С.Я. Левит.
Созданная в 1999 г. серия «Humaшtas» ориентирована на учебный процесс в высших учебных заведениях. Этот проект обращен в первую очередь к преподавателям и студентам. В серии изданы словари, антологии, монографии известных ученых по культурологии, философии, истории культуры, социологии, социальной психологии, философской антропологии - наукам о человеке, обществе, культуре. Многие книги этой серии носят экспериментальный характер, они не дают готовых решений, а приглашают к размышлениям, привлекают внимание исследователей к анализу проблем современных гуманитарных знаний. Как пишет В.И. Мильдон в работе «Эдип и Фауст. Заметки по теории культуры» (2016), «Россия стоит перед выбором: или страна Ксеркса (Азия, а сейчас и Евразия - тот же Ксеркс) - старая, изжившая себя, Россия иррациональных порывов, коллективных жертвоприношений; или новая Россия разума, индивидуальной практики, личной ответственности и потому свободы» (с. 301). Автор призывает: надо сосредоточиться на развитии индивидуальности -единственной ценности бытия.
Проект «Российские Пропилеи» (основан в 1998 г.) назван в память о «Русских Пропилеях» М.О. Гершензона. В работах выдающихся российских ученых XIX, XX и XXI вв., которые были опубликованы в этой серии, поднимается огромный комплекс проблем: единство европейской культуры, мир античной культуры, категории средневековой культуры, культура эпохи Возрождения, барокко как язык культуры, феноменология русской культуры, русское религиозное сознание, русская художественная традиция,
традиции русской философии и культурфилософии, геокультурный образ мира и др.
В этой серии увидели свет труды А.Н. Веселовского (в восьми томах), М.О. Гершензона (в четырех и восьми томах), М.М. Бахтина (в двух томах), избранные труды (в двух томах) и монография
A.Я. Гуревича, собрание сочинений Г.Г. Шпета (в семи томах) и работы о его творчестве, монографии Л.Е. Пинского, Г.С. Померанца, С.И. Великовского и других ученых.
В прошлом году на одной из конференций искусствоведы заявили, что нет работ по эстетике в нашей стране, совсем не развита у нас эта наука. Хочу обратить внимание искусствоведов на серию «Российские Пропилеи»: В.В. Бычков «2000 лет христианской культуры sub specia aesthetica : в 2 т.» (этот труд вышел в трех изданиях - в 1999, 2007 и 2016 гг.); В.В. Бычков «Эстетическая аура бытия» (2010); В.В. Бычков «Древнерусская эстетика» (2012);
B.В. Бычков «Эстетика Блаженного Августина» (2014); В.В. Бычков «Византийская эстетика. Исторический ракурс» (2017); В.В. Бычков «Vita Longa. Становление эстетического сознания: в 2 т.» (2019). Кроме того, в серии «Summa culturologia» вышел в свет «Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века» (2003). Этот уникальный исследовательский проект В.В. Бычкова посвящен крупнейшему в истории культуры переходному периоду - художественно-эстетической культуре XX в. -от классической культуры к принципиально иному эстетическому сознанию и арт-процессам техногенно-компьютерной цивилизации XXI в.
Не забыта в изданиях и проблема интерпретации культуры, разработке которой посвящена серия «Культурология. XX век». Программа этого проекта необычайно обширна. В ней изданы переводы, монографии, альманахи, антологии по философии культуры, культурной антропологии, социальной антропологии. Как правило, особый интерес читателей вызывают антологии, которые построены по принципу диалога авторов, что позволяет показать мозаику концепций и мнений по основным проблемам наук о культуре.
«... культурологию, - пишет С.Я. Левит, - можно сравнить с "Хорошо темперированным клавиром", с полифоническим произ-
ведением, в котором каждый голос обладает относительной самостоятельностью, его можно услышать и пропеть отдельно, но только когда эти голоса - культурфилософия, антропология, история культуры, семиотика, лингвокультурология - сливаются в мощные гармонические созвучия, только тогда и можно говорить о культурологии как целостной науке» (с. 344). И Левит сделала очень многое, чтобы все эти голоса зазвучали, чтобы не осуществилось мрачное предостережение К. Леви-Стросса.
Во втором разделе книги - «Космос культуры: работы разных лет» - опубликованы статьи о творчестве Державина, Ломоносова, Жуковского, Пушкина, Баратынского, Фета, Блока, Андрея Белого, Гершензона, Вейдле. Неудивительно, что в этом списке преобладают имена поэтов, поскольку автор тоже поэт. С. Я Левит -автор двух поэтических сборников: «Эолова арфа» (2013) и «Сад нездешних песнопений» (2018). Ее поэзия очень музыкальна. Некоторые стихи вызывают ассоциации с ноктюрнами Шопена (французская критика XIX в. писала, что Шопен запечатлел в ноктюрнах души женщин), некоторые погружают в мир, запечатленный в миниатюрах Дебюсси.
Левит почти не пишет о трудностях, которые ей приходилось преодолевать, чтобы осуществить издание всех этих серий, не пишет о своей поистине титанической работе. Вызывают сомнения и не прибавляют оптимизма лишь новые правила оценки научной работы, при которых выполнять функции главного редактора, автора и руководителя многочисленных проектов будет еще труднее: Как угнетает сердце немота! Дух страждущий врачует песнопенье. Язык свой обретает Красота В стихах и музыке, художника творенье. Все совершенное имеет свой язык: Изысканный узор причудливого танца Из вихря чувств, движений вдруг возник -Вот вечный свет иных цивилизаций. Галантный век -прелестный менуэт, Узор воздушный, Миф существования.
В балетной пачке чудный пируэт,
Changement de pieds, demi plié -
Волшебствованье !..
Но нас уносит жизни суета
Прочь от мечты живой и вдохновенья,
И вечно с нами сердца маета,
Потухший взор и мнимое служенье,
И мы плывем меж чуждых берегов.
Могил желаний, призрачных стремлений,
Не в силах сбросить цепких тех оков
Долженствований, вечных принуждений... (с. 14).
Надеюсь, многоголосная фуга, основные темы которой обозначила Светлана Яковлевна Левит, не закончена. Ученые и простые читатели ждут ее продолжения.