Научная статья на тему 'Многоголосие и многомерность в освещении событий в исторической прозе Е. Я. Курганова'

Многоголосие и многомерность в освещении событий в исторической прозе Е. Я. Курганова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
170
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / АВТОР / ЧИТАТЕЛЬ / ГЕРОЙ / ТОЧКА ЗРЕНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА / WAR / AUTHOR / READER / HERO / STANDPOINT / MODERN LITERATURE / HISTORICAL PROSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Брызгалова Елена Николаевна

В статье представлен анализ особенностей изображения Отечественной войны 1812 года в исторических романах Е. Я. Курганова. Соотношение документального начала и вымысла, усложнение коммуникативных отношений автора и читателя, перемена точек зрения это и многое другое отличает прозу данного писателя от других. Доказывается, что произведения Е. Я. Курганова, имеющие идейным центром образ войны 1812 года, образуют единое полотно, многомерное и панорамное. Утверждается, что наибольший интерес для читателей и литературоведов представляет роман «Шпион Его Величества, или 1812 год (историко-полицейская сага)», достаточно полно представляющий эпоху, интереснее всего построенный и на сегодняшний день еще полностью не опубликованный. Автор романа, прибегнув к оригинальной композиционной структуре, побуждает читателя к тому, чтобы он составил собственное представление об описанных событиях. Текст произведения состоит из дневника главного героя и приложений записок других участников событий, которые хранятся в бумагах главного героя и полны его примечаний. Показано, что в романе предложена «многоголосая» версия происходящего, в которой мнения участников то согласуются, то вступают в противоречие друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polyphony and Multidimensionality in Interpretation of Events in E. Y. Kurganov’s Historical Prose

The article presents the analysis of the peculiarities of the Patriotic War of 1812 representation in E. Y. Kurganov’s historical novels. Correlation between documentary and fiction, the complication of communicative relationships between author and reader, the change of standpoints this and many other features of this prose distinguish it from others. It is proved that E. Y. Kurganov’s novels having the image of the war of 1812 as ideological center form an indivisible canvas, multidimensional and panoramic. It is argued that the novel “The Spy of His Majesty, or 1812 (Historical-Police Saga)”, that adequately represents the epoch and up to date is not fully published, is of great interest for readers. The novel’s author by resorting to the original composition structure encourages the readers to make their own idea of ​​the events described. The text of the work is made of the protagonist’s diary and applications the notes of other participants in the events that are stored in the protagonist’s papers and are full of his notes. It is shown that the novel proposes the “polyphonic” version of the events, in which the participants’ opinions correlate or conflict with each other.

Текст научной работы на тему «Многоголосие и многомерность в освещении событий в исторической прозе Е. Я. Курганова»

Брызгалова Е. Н. Многоголосие и многомерность в освещении событий в исторической прозе Е. Я. Курганова / Е. Н. Брызгалова // Научный диалог. - 2014. - № 4 (28) : Филология. -С. 89-99.

УДК 821.161.1-311.6+808.1

Многоголосие и многомерность в освещении событий в исторической прозе Е. Я. Курганова

Е. Н. Брызгалова

В статье представлен анализ особенностей изображения Отечественной войны 1812 года в исторических романах Е. Я. Курганова. Соотношение документального начала и вымысла, усложнение коммуникативных отношений автора и читателя, перемена точек зрения - это и многое другое отличает прозу данного писателя от других. Доказывается, что произведения Е. Я. Курганова, имеющие идейным центром образ войны 1812 года, образуют единое полотно, многомерное и панорамное. Утверждается, что наибольший интерес для читателей и литературоведов представляет роман «Шпион Его Величества, или 1812 год (историко-полицейская сага)», достаточно полно представляющий эпоху, интереснее всего построенный и на сегодняшний день еще полностью не опубликованный. Автор романа, прибегнув к оригинальной композиционной структуре, побуждает читателя к тому, чтобы он составил собственное представление об описанных событиях. Текст произведения состоит из дневника главного героя и приложений - записок других участников событий, которые хранятся в бумагах главного героя и полны его примечаний. Показано, что в романе предложена «многоголосая» версия происходящего, в которой мнения участников то согласуются, то вступают в противоречие друг с другом.

Ключевые слова: война; автор; читатель; герой; точка зрения; современная литература; историческая проза.

Е. Я. Курганов - известный литературовед, автор работ по истории и теории анекдота, в последнее десятилетие заявил о себе как инте-

ресный и серьезный прозаик, автор ряда исторических романов. Среди них выделим те, что посвящены изображению войны 1812 года. Это романы «Шпион Его Величества, или 1812 год (историко-полицейская сага в четырех томах)», «Генерал-шпион, или Жизнь графа Витта (Невероятный, но правдивый роман)», «Первые партизаны, или Гибель подполковника Энгельгардта (Роман-документ в пяти частях с прологом и эпилогом)», «Завоеватель Парижа (Биографическая хроника с картинками эпохи)». Основным концептом и идейным центром всех этих произведений является война. Каждое из них показывает эпоху в определенном ракурсе, и притом с точки зрения героев - участников событий. Вместе взятые, эти произведения образуют единое полотно, многомерное и панорамное. Но несомненно, что наибольший интерес для читателей и литературоведов, с точки зрения обозначенной нами проблемы, представляет роман «Шпион Его Величества, или 1812 год (историко-полицейская сага)», наиболее полно представляющий эпоху, интереснее всего построенный и, к сожалению, пока еще полностью не опубликованный.

Огромную роль в художественной реализации концепции войны и в создании концептосферы романа играет его композиция. Композиционная структура произведения сложна и своеобразна. Прежде всего бросается в глаза ее многослойность. Основной текст, который имеет форму дневника Якова де Санглена, создателя русской тайной военной полиции при Александре I, дополняется приложениями - записками других участников событий, которые хранятся в бумагах главного героя и полны его примечаний, дописок на полях и пояснений.

Таким образом, в романе предложена «многоголосая» версия происходящего, в которой мнения участников то согласуются, то противоречат друг другу, но при этом всегда «работают» на то, чтобы изображение получилось многомерным и чтобы читатель смог составить собственное представление об описанных событиях.

Такая композиционная структура романа позволила Е. Курганову уйти от авторского диктата в освещении исторических событий: это

Санглен в своем дневнике описывает происходящее таким, каким он его видит. Он же комментирует дневник Алины Коссаковской [Курганов, 2013], записки финансиста Абрама Перетца [Курганов, 2014] и «секретные прибавления к мемуарам А. Чарторыйского» - «Книгу Адама» [Кург. Архив / 1]. Он, постоянно высказывая сомнение в правдивости написанного ими, оценивает, полемизирует с мемуаристами, опровергает или подтверждает их высказывания. Например, предваряя дневник графини Алины краткой справкой, Санглен пишет, что это «сплошное вранье», «верить <...> не стоит». И продолжает: «Сие сочинение носит пасквильный характер, и я отказываюсь рекомендовать его к печатанию» [Курганов, 2013]. Об Адаме Чарторыйском он высказывается резко, поддерживая действия царя, фактически обманувшего своего недавнего любимца и нарушившего обещание сделать его наместником Польши, называя их «суровыми и справедливыми» [Кург. Архив / 1]. Оправдывает он и позицию царя в истории с Перетцем, пожертвовавшим в 1812 году свое огромное состояние для нужд русской армии и не получившим никакой компенсации после окончания войны.

Характеры героев, особенности их личностей, их позиции и взгляды на войну и эпоху так до конца и не проясняются для читателя, даже когда он переворачивает последнюю страницу произведения, прочитав все, включая приложения, потому что остается слишком много противоречий и возможностей для различных интерпретаций. И это не упущение автора, а его осознанная позиция и свидетельство признания читателя со-творцом, наделенным правом иметь собственное мнение о рассказанном. Более того, автор использует своего рода провокационную стратегию: разъяснение по поводу тех или иных сюжетных коллизий он поручает одному из ге-роев-мемуаристов, в то время как другой (чаще всего Санглен) его опровергает. Например, борьба русской тайной полиции и польской графини Коссаковской постоянно заканчивается ее арестом, побегом из-под стражи и дальнейшим появлением в наиболее важных и по-

тому уязвимых для русских местах: при попытке покушения на царя, в Москве, в которую вскоре должна войти армия Наполеона, при подготовке и проведении Венского конгресса и др.

Сначала мы узнаем обо всех перипетиях этого длительного поединка из дневников Санглена. Читатель, основываясь на записях этого персонажа, неизбежно должен счесть Алину виновной в ряде преступлений против Российского государства. Он с интересом следит за тем, что и как предпринимает полиция для ее поимки, и всякий раз разочаровывается, когда ей удается ускользнуть. Казалось бы, все ясно, так как на эту версию «работает» и дневник самой героини, объясняющей мотивы своих действий любовью к родине, ненавистью к России и стремлением способствовать возрождению «великой Польши» [Кург. Архив / 1]. Это же, пусть и косвенно, подтверждается мемуарами Чарторыйского - еще одного вельможи, желающего возродить польскую государственность. Поэтому у читателя складывается определенное представление о героине. Но оно опровергается в записках Перетца: он высказывает мнение, что графиня мало того, что была двойным агентом и выполняла поручения Аракчеева, так еще и состояла в любовной связи с Сангленом. Это, с его точки зрения, и объясняет ее удачливость при побегах из-под стражи. Мемуарист утверждает, что предоставил царю доказательства в виде выкраденных любовных записок, и это способствовало падению директора воинской полиции.

Подобный сюжетный поворот не только опрокидывает читательские представления, сложившиеся ранее, но и в новом свете представляет главного героя романа, поскольку противоречит очень многому из того, что тот писал в своем дневнике. Казалось бы, теперь-то все ясно: читатель наконец получил возможность все «разложить по полочкам» и составить окончательное мнение. Но «позднейшие вставки» Санглена страстно опровергают обвинения финансиста в его адрес: «Невыносимая клевета! Плод воспаленного воображения господина Перетца, и более ничего! Упоминаемых им писем и в по-

мине не было. Никогда. Ручаюсь головою. Да ежели бы даже графиня Коссаковская и стала вдруг писать мне любовные записочки, то зачем мне было хранить их среди бумаг канцелярии Высшей воинской полиции? Я бы тут же их уничтожил. В общем, налицо наглая выдумка господина Перетца» [Курганов, 2014].

Обе точки зрения логически верны: один герой говорит о представленных доказательствах, другой уверяет в их ложности. Читатель, уже знакомый и с дневником Санглена, и с дневником Алины, оказывается в своеобразном тупике, так как ни в одном из них не было даже намека на возможную связь героев. Автор при этом остается в стороне, предоставляя читателю самому решить, кто прав и кому верить. А для того, чтобы ему окончательно определиться в своем отношении к героям, придется подобрать собственную «доказательную базу», которая будет состоять из множества фактов и мнений. Может быть, он еще раз перечитает какие-то фрагменты, найдет в них подсказки и тогда окончательно решит для себя, кто прав, Перетц или Санглен.

Таким образом, дневниковая форма повествования в романе Е. Курганова из монологической превращается в диалогическую: каждый повествователь рассказывает о своей версии происходящего, а Санглен корректирует и опровергает то, что говорят остальные повествователи. Все это способствует созданию совершенно особой атмосферы недоговоренности, множественности мнений и сомнений в правоте того или иного рассказчика. Читатель постоянно оказывается перед необходимостью учитывать то, что все четверо находятся между собой в сложных отношениях и преследуют каждый свои собственные цели. К тому же читателю приходится учитывать, что среди основных героев только Алина Коссаковская - вымышленный персонаж, а остальные -реальные исторические лица, оставившие свой след в истории страны и в той или иной степени повлиявшие на эпоху.

Это характерно не только для данного романа, но и для всей исторической прозы писателя, посвященной эпохе 1812 года. Не только

главные, но и многие второстепенные герои его романов - реальные люди. Отзывы современников о них дошли до наших дней и рисуют нам людей неоднозначных, часто оставивших по себе противоречивые мнения современников. Судя по романам, автора привлекают люди яркие, способные на самостоятельные действия, готовые к самопожертвованию, но далекие от того, чтобы выглядеть идеальными. Автор открыто говорит об этом в предисловии к одному из фрагментов «Шпиона...»: «В 1812-м году и вообще в царствование Александра I происходило много фантастического, и личности на политическом небосклоне тогда были зачастую нереально яркие, крупные, оригинальные, каждая из которых обладала своей индивидуальной стилистикой, четко выраженным творческим почерком, сильной характерологической отметиной и вместе с тем резким индивидуальным своеобразием» [Кург. Архив / 2].

Под это определение подходят все главные герои романов о той эпохе. Например, Павел Иванович Энгельгардт («Первые партизаны, или Гибель полковника Энгельгардта» [Курганов, б]) в энциклопедических и биографических источниках предстает как несомненный герой, под страхом смерти отказавшийся от сотрудничества с французами и от предательства [Энгельгардт, 2012]. А в романе, где приводятся отрывки из реальных свидетельств и документов, он предстает еще и неуживчивым, скандальным, малоприятным в глазах соседей человеком [Курганов, б].

Графа Ивана Витта («Генерал-шпион, или Жизнь графа Витта» [Курганов, а]), несомненно, человека храброго, некоторые современники считали предателем и не без оснований называли соглядатаем царя. В биографических справочниках упоминаются свидетельства генерала П. И. Багратиона, назвавшего Витта «лжецом» [Биографический указатель.], и Ф. Ф. Вигеля, считавшего его редким интриганом [Там же]. Военные историки нашего времени восторгаются его талантом разведчика [Шигин, 2005], в то время как можно встретить и резко отрицательное мнение: «Его ордена омыты кровью и слезами

жертв» [Абросимов, 2005]. Курганов учитывает все это, его Витт -человек из плоти и крови, ему свойственно ошибаться, увлекаться, испытывать разные чувства. Но несомненно одно: он верен своей стране, даже если его понятие о верности расходится с читательским.

О реальном Якове де Санглене («Шпион его величества.») в романе приведены отзывы его современников, среди которых А. И. Герцен, Н. И. Греч, Ф. Ф. Вигель, Т. П. Пассек и др. [Курганов, в]. Современники в большинстве своем отзывались о нем отрицательно. Автор объясняет все это так: «Вообще надобно признать, что негативная репутация Санглена во многом исходила из российского жандармско-полицейского мира николаевского времени и, может быть, даже во многом формировалась в пределах этого мира. Это, видимо, объясняется тем, что Санглен был личным шпионом Александра I, знал множество государевых тайн, и, соответственно, в царствование Николая I он оказался совершенно не ко двору. Можно даже сказать, что его побаивались, побаивались того, что он может рассказать» [Кург. Архив / 2]. Но были и те, кто воспринимал Якова де Санглена положительно - эти отзывы также приведены в романе. По мнению современного нам исследователя, Санглен «имел репутацию двуличного человека» [Кочуев, 2012]. Современный военный журналист и историк А. Ю. Бондаренко считает, что «современники побаивались его. даже тогда, когда он был частным лицом» [Левкова].

Итак, о каком бы из героев ни шла речь, автор уходит от однозначной оценки человека, представляя его с разных сторон. Писатель называет свои романы «реконструкциями» и на основе реальных фактов, документов и свидетельств создает собственные картины, в которых реальность подвергнута художественной обработке, а документы придуманы. В результате создается иллюзия предельного правдоподобия, что и привносит в произведения Е. Я. Курганова публицистический оттенок, поскольку они воспринимаются читателем именно как документальное повествование. Реальные исторические лица, мощный документальный фундамент, дневниковая форма по-

вествования - все это способно ввести читателя в заблуждение и заставить интерпретировать вымышленное как реальное. Например, некоторые придуманные писателем факты обрели самостоятельность и используются другими авторами в публикациях о реальных людях как достоверные. Так, краевед из Рыбинска И. Кочуев в статье, посвященной реальному Я. де Санглену, пишет, что он участвовал в «амурных похождениях» императора Александра, в то время как это вымышленный факт из романа Е. Курганова [Кочуев, 2012].

С другой стороны, то, что придумано, вполне могло происходить и в реальности. Например, история шарлатана Франца Леппиха, который обещал Александру I сделать «большой (воздушный. - Е. Б.) шар, на котором 50 человек полетят, куда захотят, по ветру и против ветра» [Курганов, 2011б, с. 88], и получил на этот проект большие деньги, введена в роман для того, чтобы передать общую атмосферу, царившую при дворе накануне сдачи Москвы противнику и характеризовавшуюся оторванностью от реальности, неумением понять и принять очевидное и нежеланием брать на себя ответственность за промахи и ошибки. По сути не важно, имел ли место этот эпизод в реальности, - он мог быть, потому что не противоречил этой реальности: неудачный опыт воздухоплавания мог и состояться. Известно, что во Франции первые воздушные шары поднимались в воздух за несколько лет до Великой французской революции, то есть в 80-е гг. XVIII века, значит, русский самодержец вполне мог увлечься идеей использования воздушного шара в военных целях вместо того, чтобы заниматься делами армии. Таким образом, вымышленное и реальное подается автором в одном ряду и оправдывает его формулу «если это и не происходило, то вполне могло произойти»: «Все, без исключения, персонажи - вплоть до самых эпизодических - реальные исторические лица. Практические все описанные события имели место, а если не имели, то вполне могли бы иметь» [Курганов, 2005, с. 6].

В результате роман представляет собой правдивый портрет эпохи, основанный на единстве самых разных начал и взглядов. Исходя

из этого, можно сказать, что авантюрное начало, выраженное в сюжетной линии борьбы Санглена и Алины, естественным образом включено в сферу начала эпического, документального, основанного на борьбе государств и народов. Вымышленные люди и события вписываются в логику реальных документов и свидетельств. Само повествование облечено в документальную форму, ведь дневники и записки - это документы эпохи. Сочетание публицистического и художественного начал в прозе Е. Курганова и специфика документальности в его произведениях уже становились предметом научного осмысления [Брызгалова, 2013], поэтому в данной статье мы не будем останавливаться на этом вопросе.

Дневники Якова де Санглена составляют большую часть повествования. Все происходящее мы видим его глазами, к нему сходятся все сюжетные нити в четырех томах «полицейской саги». Каждый том делится на части, которые состоят из эпизодов. Но Санглен - не только автор дневника, он своеобразный дирижер, руководитель оркестра, в котором у каждого из героев своя партия. В справке, предваряющей одно из приложений, автор говорит о Санглене, что он «на протяжении многих лет собирал письма, дневники, воспоминания, посвященные памятной эпохе 1812-го года» [Курганов, 2014]. Его архив - это и есть роман, в котором личностное становится одним из проявлений всеобщего. Дневники и записки героев передают жизненный опыт людей той эпохи, их восприятие происходящего. Неслучайно автор называет мемуары финансиста Перетца «своего рода исповедью, историко-психологически чрезвычайно показательной» [Курганов, 2014]. В картине эпохи частные свидетельства обретают иной, более глубокий смысл, выражают ее суть, характер и становятся ее объективными составляющими.

Литература

1. Абросимов А. В поисках крестного отца Виттовской улицы [Электронный ресурс] / А. Абросимов // Newfavorite : культурно-информационный ресурс. - 2005. - Режим доступа : http://www.newfavorite.net/vitt.htm.

2. Биографический указатель : Иван Осипович Витт [Электронный ресурс] // Хронос : всемирная история в Интернете. - Режим доступа : http:// www.hrono.info/biograf/bio_we/witt_io.php.

3. Брызгалова Е. Н. Художественное и публицистическое начала в исторической прозе Е. Курганова / Е. Н. Брызгалова // Colloquium : volume di contribute scientifici internazionali ; a cura di U. Persi e A. V Polonskij. -Bergamo, Belgorod : POLITERRA, 2013. - P. 22-32.

4. Кочуев И. Шпион его величества [Электронный ресурс] / И. Кочуев // Рыбинская неделя. - 2012. - № 40 (217), от 10.10.2012 г. - Режим доступа : http://artves.ru/s/lenta/rybinsk_news?page=82.

5. Курганов, 2014 - Курганов Е. «Где соль, там и Перетц» : эпизод из историко-полицейской саги «Шпион Его Величества» [Электронный ресурс] / Е. Курганов // Заметки по еврейской истории : сетевой портал / ред. Е. Беркович. - 2014. - № 1 (171). - Январь. - Режим доступа : http:// berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer1/Kurganov1.php.

6. Курганов / а - Курганов Е. Генерал-шпион, или Жизнь графа Витта [Электронный ресурс] / Е. Курганов. - Режим доступа : http://iaelita.ru/ aelitashop/item/zavoevatel-parizha-_cikl-_zabytye-generaly-1812-goda_.html.

7. Курганов, 2013 - Курганов Е. Дневник Алины. Бумаги из архива военного советника Якова Ивановича де Санглена / Е. Курганов. [Электронный ресурс] // День и ночь. - 2013. - № 6 : Журнальный зал. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/din/2013/6/29k.html.

8. Кург. Архив /1 - Курганов Е. Книга Адама (Секретные прибавления к мемуарам А. Чарторыйского) / Е. Курганов // Архив автора.

9. Курганов / б - Курганов Е. Первые партизаны, или Гибель подполковника Энгельгардта [Электронный ресурс] / Е. Курганов. - Режим доступа : http://iaelita.ru/aelitashop/item/pervye-partizany2.html.

10. Курганов, 2005 - Курганов Е. Шпион его величества / Е. Курганов // Нева. - 2005. - № 12. - С. 6-98.

11. Курганов, 2011а - Курганов Е. Шпион Его Величества, или 1812 год : апрель - июль : Вильна (историко-полицейская сага) / Е. Курганов. - Москва : Икс-Хистори, 2011а. - 384 с.

12. Курганов / в - Курганов Е. Шпион Его Величества, или 1812 год (историко-полицейская сага в четырех томах) [Электронный ресурс] / Е. Курганов. - Том первый : Петербург - Вильна : март - июнь 1812-го года. - Режим доступа : http://flibusta.net/b/173131.

13. Курганов, 2011б - Курганов Е. Шпион Его Величества, или 1812 год : июль - сентябрь 1812 г. : Москва (историко-полицейская сага) / Е. Курганов. - Москва : Икс-Хистори, 2011б. - 352 с.

14. Кург. Архив /2 - Курганов Е. Шпион Его Величества (историко-полицейская сага) : Москва : Охота на французов (конец июня - первая половина июля 1812 года / Е. Курганов // Архив автора.

15. Левкова А. Яков де Санглен : начальник русской контрразведки : беседа с военным историком Александром Бондаренко [Электронный ресурс] / А. Левкова // Радио Голос России. - Режим доступа : rus.ruvr. ru/2010/09/30/23124959.html.

16. Шигин В. Штирлиц XIX века [Электронный ресурс] / В. Шигин // Независимое военное обозрение. - 2005. - Режим доступа : http://nvo. ng.ru/spforces/2005-06-24/7_shtirliz.html.

17. Энгельгардт Павел Иванович (1774-1812) // Наполеон и революция [Электронный ресурс]. - 29 декабря. - 2012. - Режим доступа : http:// impereur.blogspot.ru/2012/12/1774-1812.html.

© Брызгалова Елена Николаевна (2014), доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью, Тверской государственный университет (Тверь), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.